Враждебная архитектура — это стратегия городского проектирования, которая использует элементы застроенной среды для целенаправленного руководства поведением. Она часто нацелена на людей, которые используют общественное пространство или полагаются на него больше, чем другие, таких как молодежь, бедняки и бездомные, ограничивая физическое поведение, которым они могут заниматься.
Термин «враждебная архитектура» часто ассоциируется с такими предметами, как «шипы против бездомных» — шпильки, вделанные в плоские поверхности, чтобы делать сон на них неудобным и непрактичным. Эта форма архитектуры чаще всего встречается в густонаселенных городских районах. Другие меры включают наклонные подоконники, чтобы люди не могли сидеть; скамейки с подлокотниками, расположенными так, чтобы люди не могли на них лежать; разбрызгиватели воды, которые периодически разбрызгиваются; и общественные мусорные баки с неудобно маленькими отверстиями для предотвращения попадания крупногабаритных отходов. Враждебная архитектура также используется для сдерживания катания на скейтбордах, BMXing, катания на роликовых коньках, разбрасывания мусора, праздношатания, публичного мочеиспускания, и незаконного проникновения, а также как форма борьбы с вредителями.
- Предыстория
- Недостаточная осведомленность
- Идентификация враждебной архитектуры
- Приложения
- Сдерживающие факторы кемпинга
- Заборы или решетки
- Спящие сдерживающие факторы
- Всплески
- Камеры видеонаблюдения
- Средство сдерживания мочеиспускания
- Враждебная архитектура как искусство или украшение
- Музыка и шум
- Удаление
- Разбрызгиватели
- Общественная приемная
- Художественный отклик
- Тактический ответ
- Влияние враждебной архитектуры
- Галерея
Предыстория
Хотя термин «враждебная архитектура» появился недавно, использование гражданского строительства для достижения социальной инженерии таковым не является: предшественники включают дефлекторы мочи 19 века и городское планирование в Соединенных Штатах, направленное на сегрегацию. Американский градостроитель Роберт Мозес спроектировал участок Лонг-Айленда Southern State Parkway с низкими каменными мостами, чтобы автобусы не могли проезжать под ними. Это затруднило людям, которые пользовались общественным транспортом, в основном афроамериканцам, посещение пляжа, который могли посетить более состоятельные автовладельцы. За пределами Соединенных Штатов изменение дизайна общественных пространств с целью социального контроля также имеет исторический прецедент: узкие улочки Парижа 19 века, Франция, были расширены, чтобы помочь военным подавить протесты.
Его современная форма основана на философии дизайна предотвращение преступлений с помощью экологического проектирования (CPTED), которая направлена на предотвращение преступлений или защиту собственности с помощью трех стратегий: естественного наблюдения, естественного контроля доступа и территориального принуждения. По мнению экспертов, эксклюзивный дизайн становится все более распространенным явлением, не в последнюю очередь в крупных городах, таких как Стокгольм
В соответствии с широким внедрением руководящих принципов по защите пространства в 1970-х годах, большинство реализаций CPTED по состоянию на 2004 год были основаны исключительно на теории о том, что надлежащий дизайн и эффективное использование застроенной среды могут снизить уровень преступности, уменьшить страх перед преступлениями и улучшить качество жизни. Встроенные реализации CPTED направлены на то, чтобы отговорить правонарушителей от совершения преступлений путем манипулирования встроенной средой, в которой совершаются эти преступления. Шесть основных концепций, согласно Моффату, — это территориальность, наблюдение, контроль доступа, имидж / поддержание, поддержка активности и защита целей. Применение всех этих стратегий является ключевым при попытке предотвратить преступление в любом районе, охваченном преступностью или нет.
Помимо CPTED, научные исследования также показали, что современные капиталистические города кровно заинтересованы в устранении признаков бездомности в своих общественных пространствах, опасаясь, что это может отбить охоту к инвестициям у более богатых людей. В Англии большая часть их враждебной архитектуры объясняется желанием правительства бороться с антисоциальными уличными сценами, принимающими форму попрошайничества и уличного пьянства.
Недостаточная осведомленность
Многие приложения с враждебной архитектурой спроектированы так, чтобы выглядеть незаметно для публики, а отсутствие сидячих мест, ванных комнат или тени может быть использовано для предотвращения скопления целевых групп населения в этом районе.
Идентификация враждебной архитектуры
Некоторые формы враждебной архитектуры легко идентифицировать, в то время как другие могут быть истолкованы либо как исключающие, либо как неисключающие, например, отдельно стоящие стулья, сконструированные на детской площадке в Швеции, которые могут показаться намеренно созданными для того, чтобы помешать бездомным спать, или как признание того, что шведы считают невежливым сидеть рядом с незнакомцами. Некоторые исследователи говорят, что враждебную архитектуру следует оценивать в более широком контексте сообщества и следует признавать социальные и политические силы, мотивирующие тот или иной выбор дизайна, такие как законодательство о борьбе с бездомностью или настроения.
Приложения
Сдерживающие факторы кемпинга
В Сиэтле, штат Вашингтон, США, городские власти установили велосипедные стойки, чтобы помешать бездомным разбивать палатки.
С 2013 года Департамент транспорта штата Орегон в штате Орегон, США, разместил большие валуны в восьми местах, где раньше располагались временные лагеря в Портленде. Эти валуны были установлены для предотвращения незаконных кемпингов возле автострад.
Заборы или решетки
Заборы или решетки — распространенная форма исключающего дизайна, часто используемая для предотвращения доступа к местам, где есть защита от непогоды, например, под лестницами, мостами или вблизи вентиляторных систем, которые выдувают горячий воздух.
Весной 2015 года город Стокгольм, Швеция, возвел забор стоимостью 200 000 крон (~ 22 900 долларов США), чтобы бездомные не могли искать убежища под лестницей в Кунгсхольмене.
Спящие сдерживающие факторы
Во многих крупных городах, например, в Токио и Лондоне, скамейки были спроектированы таким образом, чтобы люди не могли на них спать. Эти скамейки сконструированы таким образом, что сиденье наклоняется под углом, что требует от пользователя полностью опираться на ноги; такие скамейки повсеместно установлены на автобусных остановках по всей Великобритании. Еще одним сдерживающим фактором является включение подлокотников, расположенных по центру скамьи, что не позволяет пользователю лечь поперек сидений.
Городской совет Кэмдена в Лондоне заказал скамейки из бетонных блоков (получившие название «Camden benchs»), предназначенные для предотвращения таких видов использования, как сон, катание на скейтбордах и размещение наклеек. Существуют и другие варианты, в которых отсутствуют перепады уровней, но они, как правило, либо слишком короткие, чтобы на них можно было лежать, либо имеют железные трубы, расположенные на две трети длины, или несколько подлокотников, расположенных по всей длине скамьи. Такие скамейки часто встречаются в аэропортах.
Когда в 2010 году был открыт Городской туннель в Мальме, Швеция, о конструкции скамеек на новых железнодорожных платформах было доложено Омбудсмену по вопросам равенства, потому что скамейки были наклонены настолько сильно, что на них было трудно или невозможно сидеть. Шведская государственная компания по недвижимости Jernhusen также использовала так называемые скамейки для защиты от бездомных на железнодорожном вокзале в Лулео с семью железными прутьями с интервалом 47 см (19 дюймов) на скамейку. Пресс-секретарь Jernhusen утверждал, что они «установили подлокотники в первую очередь для того, чтобы пожилым людям и инвалидам было легче сидеть и вставать», но признал в интервью, что предполагаемые проблемы с упорядоченностью в здании вокзала повлияли на дизайн скамеек. Другим примером компании, установившей такие скамейки, является Berliner Verkehrsbetriebe, местная компания общественного транспорта Берлина.
Некоторые примеры спящих сдерживающих факторов принимают форму временных изменений в зданиях. Пример подобного произошел в Ливерпульском здании, ранее являвшемся штаб-квартирой Банка Англии, в декабре 2016 года. Синяя наклонная стальная конструкция, покрытая маслом, была установлена над лестницей ночью, чтобы бездомные, которые раньше спали и отдыхали на лестнице, не оставались там.
Всплески
Враждебная архитектура может проявляться в виде шипов, неровностей или других типов заостренных конструкций. Обычно их размещают на выступах снаружи зданий, под крышами или в других местах, где люди ищут отдыха или укрытия, а также вокруг магазинов. Компания по управлению недвижимостью Jernhusen использует вариант, размещая трубы вместо шипов в нескольких местах на Центральном вокзале Стокгольма. В 2014 году в Интернете распространились изображения места в Лондоне, где раньше спали бездомные. Земля была оборудована острыми, направленными вверх шипами, чтобы избавиться от людей, которые там спали, но после массовых протестов шипы против бездомных были удалены. Существуют также шипы против бездомных, которые предназначены для того, чтобы люди, например, не сидели у стены дома или не стояли в определенном месте. Трудно адекватно оценить, сколько существует различных типов, но несомненно, что существует множество форм этого явления, включая расколотые кирпичи, образующие трещины, различные формы изогнутых металлических труб и пластин, приваренных кверху, образуя шипы. Бывший премьер-министр Великобритании Борис Джонсон назвал шипы «глупыми».
Камеры видеонаблюдения
Одна из наиболее распространенных форм враждебной архитектуры принимает форму наблюдения. Действительно, хотя камеры видеонаблюдения физически не препятствуют людям совершать определенные действия, они могут ограничивать действия в общественных местах, обеспечивая удаленный надзор и усиливая страх возмездия за социально запретные действия. В таких городах, как Цинциннати, с 1990-х годов отмечается резкое увеличение количества камер видеонаблюдения в общественных местах.
Средство сдерживания мочеиспускания
Враждебная архитектура как искусство или украшение
Этот тип эксклюзивного дизайна может включать, например, размещение большого цветочного горшка, в котором бездомные раньше спали на тротуаре. Другие имевшие место примеры включают камень, окрашенный в цвета радуги, загораживающий тротуар кустарник и сидения «забавной» формы.
Музыка и шум
В Швеции из громкоговорителей в Финспонге звучала музыка, чтобы заставить наркоманов покинуть определенные места. В Великобритании и Германии были установлены так называемые устройства против праздношатающихся, чтобы гарантировать, что молодые люди не останутся в местах, где они установлены. Устройства работают, издавая монотонный звук с такой высокой частотой, что большинство людей после подросткового возраста теряют способность слышать его. Критики заявили, что устройства представляют собой нарушение прав человека, а также отмечают, что это явление создаст «опасный разрыв» между молодыми людьми, подверженными ему, и пожилыми людьми, которые могут избежать этого. В Германии классическая музыка использовалась в попытке удержать потребителей наркотиков подальше. В Берлине план использования атональной музыки на станциях городской железной дороги был отозван после критики.
Удаление
Иногда эксклюзивный дизайн заключается не в добавлении функций, а скорее в их устранении. Фредрик Эдин, написавший книгу об эксклюзивном дизайне, говорит, что демонтаж — наиболее распространенный тип эксклюзивного дизайна, когда, например, скамейки, используемые публикой, удаляются именно потому, что они используются публикой. Одним из примеров является то, что в 2021 году представители нью-Йоркского метрополитена объявили через социальные сети, что «со станций убрали скамейки, чтобы бездомные не могли на них спать». Позже агентство заявило, что твит был ошибкой. Скамейки в определенных местах на Центральном вокзале Стокгольма были убраны в 2015 году в пользу стульев, скамейки также были убраны на железнодорожном вокзале Лулео. Их пресс-секретарь заявил, что у них возникли проблемы с использованием станции в качестве утепляющего укрытия. В Великобритании начали убирать многие общественные туалеты в местах, которые считаются неопрятными.
Разбрызгиватели
Разбрызгиватели можно найти в районах, где всплески считаются слишком постоянными; это решение предполагает распыление воды на тех, кто находится в определенном месте в определенное время. В Новой Зеландии член городского совета Окленда Кэти Кейси назвала разбрызгиватели, используемые предприятиями в городе, «бесчеловечными».
Книжный магазин Strand в Нью-Йорке использовал такую систему в 2013 году, чтобы отпугивать бездомных, спящих ночью возле магазина. Bonhams в Сан-Франциско подвергся критике за внешнюю спринклерную систему, которая, по его утверждению, использовалась для уборки «тротуаров здания и периметра в нерабочее время с перерывами в течение 48 часов», и которая также была местом скопления бездомных.
Общественная приемная
Оппозиция враждебной архитектуре в городском дизайне утверждает, что такая архитектура делает общественные пространства враждебными по отношению ко всем людям и особенно нацелена на переходное население и бездомных. Сторонники говорят, что четкое формирование чувства собственности над пространством помогает поддерживать порядок и безопасность, а также сдерживать преступность и нежелательное поведение.
В 2018 году британский художник Стюарт Сэмпл организовал кампанию по информированию общественности в социальных сетях, призывающую общественность размещать идентифицирующие наклейки на экземплярах враждебного дизайна в их окружении.
Примеры враждебной архитектуры, циркулирующие в британских СМИ, привели к негативному восприятию. Тем не менее, количество типов враждебной архитектуры увеличилось. Например, Selfridges в Манчестере установили металлические шипы возле своего магазина с целью уменьшения количества «мусора и курения», что предполагает, что враждебная архитектура может быть замешана по одной причине, но объяснена другой.
Художественный отклик
- В 2001 году Нильс Норман опубликовал книгу «Современная живописность», в которой содержатся фотографии эксклюзивного дизайна, сделанные им с 1990-х годов.
- В 2003 году двое парижан, Стефан Аржийе и Жиль Пате, сняли фильм «Покой факира» («Отдых факира»), в котором показано, как они пытаются опереться на различные объекты, характеризующие эксклюзивный дизайн в Париже.
- В 2005 году американская художница и исследователь Сара Росс задокументировала эксклюзивный дизайн в Лос-Анджелесе в своей серии «Конфигурации тела, тестирующие устойчивость». Ее продолжение 2006 года, Archisuits, создало одежду, которая была разработана для работы с эксклюзивным дизайном — чтобы сделать возможным сон.
- В 2013-2014 годах в Норчепинге, Швеция, состоялась инсталляция датского художника Йеппе Хайна под названием «Модифицированные социальные скамейки».
- В 2015 году художница и архитектор Йоханна Ненандер привлекла внимание к этому явлению своим проектом «Urbana proteser» (букв. «Городские протезы«), в котором она намеренно разместила сиденья, на которые было трудно сесть. На несколько дней пара фундаментов из листового металла на плите, на которых невозможно было сидеть, превратилась в скамейку для публики.
- В 2018 году британский художник Стюарт Сэмпл создал платформу социальных сетей, чтобы побудить общественность размещать идентификационные наклейки там, где они заметили эксклюзивный дизайн в общественных местах.
Тактический ответ
Часто, как часть более широкой модели тактического урбанизма, некоторые противники враждебной архитектуры реагировали на нее напрямую, чтобы подорвать ее предполагаемый эффект. Там, где общественных мест нет или их недостаточно, некоторые сами строили и устанавливали сидячие места, что называется «взрывом стульев». Другие удалили или подвергли вандализму шипы и подлокотники для защиты от бездомных в знак протеста против законодательства о борьбе с бездомностью.
Влияние враждебной архитектуры
По состоянию на март 2020 г. не проводилось широкомасштабного эмпирического исследования, которое измеряло бы влияние враждебной архитектуры на благополучие бездомных или других целевых групп населения. Некоторые члены сообщества бездомных Англии, опрошенные исследователями, отметили, что враждебный дизайн способствует их перемещению и ощущению незначительности, поскольку кажется, что интересы местного бизнеса важнее их выживания.