(яп., Нихон кэнчику) японской архитектуры характерны деревянные конструкции, слегка приподнятые над землей, с черепичными или соломенными крышами. Раздвижные двери (фусума) и другие традиционные перегородки использовались вместо стен, что позволяло настраивать внутреннюю конфигурацию пространства для различных случаев. Традиционно люди обычно сидели на подушках или иным образом на полу; стулья и высокие столы широко не использовались до 20 века. Однако с 19 века Япония внедрила большую часть западной, современной и постмодернистской архитектуры в строительство и дизайн и сегодня является лидером в передовом архитектурном дизайне и технологиях.
Самую раннюю японскую архитектуру можно было увидеть в доисторические времена в простых ямах и магазинах, приспособленных к потребностям населения охотников-собирателей. Влияние Китая из династии Хань через Корею привело к появлению более сложных хранилищ зерна и церемониальных погребальных камер.
Распространение буддизма в Японии в шестом веке стало катализатором крупномасштабного строительства храмов с использованием сложных техник обработки дерева. Влияние китайских династий Суй и Тан привело к основанию первой постоянной столицы в Наре. В его шахматной схеме улиц в качестве шаблона для дизайна использовалась китайская столица Чанъань.
В 894 году, в период Хэйан (794-1185), Япония отменила кентоси (японские миссии в Танский Китай) и начала дистанцироваться от китайской культуры, и культура под названием Кокуфу бунка (букв., японская культура), которая соответствовала японскому климату и эстетическому чувству, процветала. Стиль синдэн-дзукури, который был архитектурным стилем резиденций знати в этот период, продемонстрировал явную уникальность японской архитектуры и навсегда определил характеристики более поздней японской архитектуры. Его особенности — открытое строение с несколькими стенами, которые можно открывать и закрывать дверьми, шитоми и сударе, строение, в котором снимают обувь, чтобы войти в дом на сваях, и сидят или спят прямо на циновках татами без использования стульев и кроватей.
По мере того как класс самураев набирал силу в период Камакура (1185–1333), стиль синден-дзукури изменился, а в период Муромати (1333–1573) появился стиль сёин-дзукури. Этот стиль оказал значительное влияние на более поздние японские архитектурные стили и стал основой для современных японских домов. Его особенностью было то, что раздвижные двери, называемые фусума, и бумажные окна, называемые сёдзи, были полностью адаптированы, а по всей комнате были расстелены циновки татами.
Введение чайной церемонии подчеркнуло простоту и скромный дизайн в противовес излишествам аристократии. В период Адзути–Момояма (1568-1600) виллы в стиле сукия-дзукури появились под влиянием чайного домика под названием чашицу. Сначала это был архитектурный стиль для вилл дайме (японских феодалов) и придворной знати, но в период Эдо (1683-1807) он был применен к ретей (ресторанам в японском стиле) и чашицу, а позже он также был применен к жилым домам.
Во время реставрации Мэйдзи 1868 года история японской архитектуры была радикально изменена двумя важными событиями. Первым был Закон о разделении ками и будд 1868 года, который формально отделил буддизм от синтоизма и буддийские храмы от синтоистских святынь, разорвав связь между ними, которая длилась более тысячи лет. Во-вторых, именно тогда Япония пережила период интенсивной вестернизации, чтобы конкурировать с другими развитыми странами. Первоначально архитекторы и стили из-за рубежа были импортированы в Японию, но постепенно страна обучила своих собственных архитекторов и начала выражать свой собственный стиль. Архитекторы, вернувшиеся после учебы у западных архитекторов, ввели в Японию Международный стиль модернизма. Однако только после Второй мировой войны японские архитекторы произвели впечатление на международной арене, сначала благодаря работам таких архитекторов, как Кензо Танге, а затем благодаря теоретическим течениям, таким как метаболизм.
- Общие черты японской традиционной архитектуры
- Доисторический период
- Архитектура Асуки и Нары
- Период Хэйан
- Периоды Камакура и Муромати
- Период Адзути-Момояма
- Период Эдо
- Периоды Мэйдзи, Тайсе и раннего Сев
- Колониальная архитектура
- Поздний период Сева
- Период Хэйсэй
- Японский дизайн интерьера
- Традиционная японская эстетика
- Традиционные материалы для интерьера
- Западное влияние
- Влияние на Запад
Общие черты японской традиционной архитектуры
В традиционной японской архитектуре существуют различные стили, особенности и техники, уникальные для Японии каждого периода и использования, такие как резиденция, замок, буддийский храм и синтоистское святилище. С другой стороны, особенно в древние времена, она находилась под сильным влиянием китайской культуры, как и другие азиатские страны, поэтому имеет характеристики, общие для архитектуры азиатских стран.
Отчасти также из-за разнообразия климата в Японии и тысячелетия, прошедшего между первым и последним культурным импортом, результат чрезвычайно неоднороден, но, тем не менее, можно найти несколько практически универсальных черт. Прежде всего, это выбор материалов, всегда дерева различных форм (досок, соломы, древесной коры, бумаги и т.д.) Практически для всех конструкций. В отличие от западной и некоторых китайских архитектурных сооружений, здесь избегают использования камня, за исключением некоторых специфических применений, например, для подиумов для храмов и фундаментов пагод.
Общая структура почти всегда одинакова: стойки и перемычки поддерживают большую и плавно изогнутую крышу, в то время как стены тонкие, как бумага, часто подвижные и никогда не несущие нагрузку. Арки и бочкообразные крыши полностью отсутствуют. Фронтонные и карнизные изгибы более мягкие, чем в Китае, а колоннообразный энтасис (выпуклость в центре) ограничен.
Крыша является наиболее визуально впечатляющим компонентом, часто составляющим половину размера всего здания. Слегка изогнутые карнизы выходят далеко за пределы стен, покрывая веранды, и поэтому их вес должен поддерживаться сложными системами кронштейнов, называемыми tokyō, в случае храмов и святынь. В бытовых конструкциях используются более простые решения. Большие карнизы придают интерьеру характерный полумрак, который создает атмосферу здания. Интерьер здания обычно состоит из одной комнаты в центре, называемой мойя, от которой отходят любые другие, менее важные помещения.
Разделение внутреннего пространства изменчиво, и размер помещения можно изменять с помощью экранов или подвижных бумажных стен. Таким образом, большое единое пространство, предлагаемое главным залом, может быть разделено в соответствии с потребностями. Например, некоторые стены можно убрать и временно объединить разные комнаты, чтобы освободить место для еще нескольких гостей. Разделение между внутренним и внешним миром само по себе в какой-то мере не является абсолютным, поскольку целые стены можно убрать, открыв резиденцию или храм для посетителей. Постороннему человеку веранды кажутся частью здания, а тем, кто находится в здании, — частью внешнего мира. Таким образом, конструкции в определенной степени становятся частью окружающей среды. Здание тщательно вписывается в окружающую природную среду.
Использование строительных модулей позволяет сохранять пропорции между различными частями здания постоянными, сохраняя его общую гармонию.
Даже в таких случаях, как в Никко Тошо-гу, где каждое доступное пространство богато декорировано, орнамент, как правило, следует за основными структурами и, следовательно, подчеркивает их, а не скрывает.
Будучи общими как для сакральной, так и для мирской архитектуры, эти особенности позволили легко преобразовать обычное здание в храм или наоборот. Это произошло, например, в Хорю-дзи, где особняк знатной женщины был преобразован в религиозное сооружение.
Доисторический период
Доисторический период включает периоды Дземон, Яей и Кофун, простирающиеся примерно с 5000 г. до н.э. до начала восьмого века нашей эры.
На протяжении трех фаз периода Дземон население было в основном охотниками-собирателями с некоторыми примитивными навыками ведения сельского хозяйства, и их поведение в основном определялось изменениями климатических условий и другими природными стимуляторами. Ранними жилищами были котлованы, состоящие из неглубоких ям с утрамбованным земляным полом и травяными крышами, предназначенных для сбора дождевой воды с помощью емкостей для хранения. Позже в тот период более холодный климат с большим количеством осадков привел к сокращению численности населения, что способствовало росту интереса к ритуалам. Концентрические каменные круги впервые появились в это время.
В период Яёй японцы начали взаимодействовать с китайской династией Хань, чьи знания и технические навыки оказали на них влияние. Японцы начали строить амбары с приподнятым полом, которые возводились с использованием металлических инструментов, таких как пилы и долота, появившихся в то время. Реконструкция в Торо, Сидзуока представляет собой деревянный короб из толстых досок, соединённых по углам в стиле бревенчатой хижины и опирающихся на восемь столбов. Крыша соломенная, но, в отличие от типичной шатровой крыши жилищ-ям, это простая V-образная двускатная. Некоторые авторы приписывают конструкции рельефных сооружений этого периода контакту с австронезийскими народами, занимавшимися выращиванием риса, из прибрежного восточного Китая или Тайваня, а не с ханьцами.
Период Кофун ознаменовался появлением многокамерных курганов или tumuli (кофун буквально означает «старые курганы»). Считается, что подобные курганы на Корейском полуострове возникли под влиянием Японии. В начале того периода в гробницах, известных как «замочная скважина», кофун или дзенпо-коэн-фун (前方方後円墳), часто использовалась существующая топография, придавая ей форму и добавляя искусственные рвы, образующие характерную форму замочной скважины, то есть круга, соединенного треугольником. Доступ осуществлялся через вертикальную шахту, которая была перекрыта после завершения захоронения. Внутри камеры было место для гроба и могильных принадлежностей. Курганы часто украшались терракотовыми фигурами, называемыми ханива. Позже в тот период курганы стали располагаться на ровной местности, и их масштаб значительно увеличился. Среди многих примеров в Наре и Осаке наиболее примечательным является Дайсен-кофун, обозначенный как гробница императора Нинтоку. Гробница занимает 32 гектара (79 акров) и, как считается, была украшена 20 000 фигурами ханива.
К концу периода Кофун погребения в гробницах сошли на нет, поскольку буддийские церемонии кремации стали более популярными.
Архитектура Асуки и Нары
Наиболее значительным вкладом в архитектурные изменения в течение периода Асука было внедрение буддизма. Новые храмы стали центрами поклонения, а практика захоронения в гробницах быстро стала вне закона. Кроме того, буддизм принес с собой идею постоянных святилищ и придал синтоистской архитектуре большую часть ее нынешнего словарного запаса.
Некоторые из самых ранних сооружений, все еще сохранившихся в Японии, являются буддийскими храмами, основанными в это время. Старейшие сохранившиеся деревянные здания в мире находятся в Хорю-дзи, к северо-востоку от Нары. Впервые построенный в начале VII века как частный храм наследного принца Сетоку, он состоит из 41 отдельного здания; наиболее важные из них, главный зал поклонения, или Кон-до (Золотой зал), и пятиэтажная пагода), стоят в центре открытой площадки, окруженной крытой галереей (кайро).,,,). Кондо в стиле китайских культовых залов представляет собой двухэтажное строение из столбов и балок, увенчанное иримойей, или шатровой крышей из керамической черепицы.
Хейдзе-ке, современная Нара, был основан в 708 году как первая постоянная столица государства Япония. Расположение улиц и зданий в шахматном порядке было смоделировано по образцу китайской столицы Чанъаня. Вскоре город стал важным центром буддийского богослужения в Японии. Самым грандиозным из этих храмов был Тодай-дзи, построенный, чтобы соперничать с храмами китайских династий Тан и Суй. Соответственно, 16,2-метровый (53-футовый) Будда или Дайбуцу (завершено в 752 году), установленный в главном зале, представляет собой Будду Рушана, фигуру, олицетворяющую суть состояния будды, точно так же, как Тодай-дзи представлял центр спонсируемого империей буддизма и его распространения по всей Японии. Сохранилось лишь несколько фрагментов оригинальной статуи, а нынешний зал и центральный Будда являются реконструкциями периода Эдо. Вокруг главного зала (Дайбуцудэн) на пологом склоне холма расположено несколько второстепенных залов: Хокке-до (Зал лотосовой сутры), и склад, называемый Сесо-ин, и примыкающий к нему Кофуку-дзи. Это последнее сооружение имеет большое значение как художественно-исторический тайник, поскольку в нем хранится утварь, которая использовалась на церемонии посвящения храма в 752 году, а также правительственные документы и многие светские предметы, принадлежащие императорской семье.
Период Хэйан
Хотя сеть буддийских храмов по всей стране послужила катализатором для изучения архитектуры и культуры, это также привело к тому, что духовенство приобрело большую власть и влияние. Император Канму решил избежать этого влияния, перенеся свою столицу сначала в Нагаока-ке, а затем в Хэйан-ке, известный сегодня как Киото. Хотя планировка города была похожа на планировку Нары и вдохновлена китайскими прецедентами, дворцы, храмы и жилые дома стали демонстрировать образцы местного японского вкуса.
От тяжелых материалов, таких как камень, строительный раствор и глина, отказались в качестве строительных элементов, превалирующими стали простые деревянные стены, полы и перегородки. Местные породы, такие как кедр (суги), были популярны в качестве внутренней отделки из-за своей заметной зернистости, в то время как сосна (мацу) и лиственница (она же мацу) были обычными для конструкционных работ. Для кровли использовались кирпичная черепица и разновидность кипариса под названием хиноки. Примерно в этот период была принята скрытая крыша, уникальное японское решение проблем с дренажом крыши.
Увеличение размеров зданий в столице привело к появлению архитектуры, основанной на колоннах, расположенных на регулярном расстоянии друг от друга в соответствии с кэн, традиционной мерой как размера, так и пропорций. Императорский дворец Шишиндэн продемонстрировал стиль, который был предшественником более позднего аристократического стиля застройки, известного как синдэн-дзукури. Стиль характеризовался симметричными зданиями, расположенными в виде рукавов, которые определяли внутренний сад. Затем в этом саду использовались заимствованные пейзажи, чтобы, казалось, сливаться с более широким ландшафтом. Постепенное увеличение размеров зданий привело к введению стандартных единиц измерения, а также усовершенствованию планировки и дизайна сада.
В 894 году Япония отменила кентоси (японские миссии в Танский Китай) и начала дистанцироваться от китайской культуры, и культура под названием Кокуфу бунка (букв., японская культура), которая соответствовала японскому климату и эстетическому чувству, процветала. Стиль синдэн-дзукури, который был архитектурным стилем резиденций знати в этот период, продемонстрировал явную уникальность японской архитектуры и навсегда определил характеристики более поздней японской архитектуры. Его особенности — открытое строение с несколькими стенами, которые можно открывать и закрывать с помощью дверей и шитоми и сударе, строение, в котором снимают обувь, чтобы войти в дом на сваях, сидеть или спать прямо на циновках татами без использования стульев и кроватей, крыша из ламинированной коры хиноки (японский кипарис) вместо керамической плитки и натуральная текстура, которая не окрашена на колоннах. Был создан буддийский архитектурный стиль под названием Вайо, который развивался в соответствии с японским климатом и эстетическим чувством.
Священник Кукай (наиболее известный под посмертным титулом Кобо Дайши, 774-835) отправился в Китай изучать сингон, форму буддизма ваджраяны, которую он ввел в Японии в 806 году. В основе поклонения сингону лежат различные мандалы, диаграммы духовной вселенной, которые повлияли на дизайн храма. Храмы, возведенные для этой новой секты, были построены в горах, вдали от двора и мирян в столице. Неправильная топография этих мест заставила их дизайнеров переосмыслить проблемы строительства храмов и при этом выбрать более местные элементы дизайна.
В это время архитектурный стиль буддийских храмов начал влиять на стиль святилищ Синто. Например, как и их буддийские аналоги, святилища Синто начали окрашивать обычно незаконченные бревна в характерный красный киноварный цвет.
В более поздней части периода Хэйан появились первые задокументированные появления народных домов в стиле / форме минка. Они характеризовались использованием местных материалов и рабочей силы, были построены в основном из дерева, с земляными полами и соломенными крышами.
Периоды Камакура и Муромати
В течение периода Камакура (1185-1333) и следующего за ним периода Муромати (1336-1573) японская буддийская архитектура достигла технологического прогресса, который заставил ее отличаться от своего китайского аналога. В ответ на местные требования, такие как сейсмостойкость и укрытие от проливных дождей, летней жары и солнца, мастера-плотники того времени создали уникальный тип архитектуры, создав стили Дайбуцуйо и Дзэншуйо. Стиль Вайо был объединен с Дайбуцуйо и Дзэншуйо для создания стилей Шин-Вайо и Сэтчуйо, а количество храмов в чистом стиле Вайо уменьшилось после 14 века.
Период Камакура начался с передачи власти в Японии от императорского двора к сегунату Камакура. Во время войны Гэнпэй (1180-1185) многие традиционные здания в Наре и Киото были повреждены. Например, Кофуку-дзи и Тодай-дзи были сожжены Тайра-но Сигехирой из клана Тайра в 1180 году. Многие из этих храмов и святынь позже были перестроены сегунатом Камакура для укрепления власти сегуна.
Несмотря на меньшую сложность, чем в период Хэйан, архитектура периода Камакура отличалась простотой из-за ее связи с военным порядком. В новых резиденциях использовался стиль букэ-дзукури, который ассоциировался со зданиями, окруженными узкими рвами или частоколами. Защита стала приоритетом, здания были сгруппированы под одной крышей, а не вокруг сада. Сады домов периода Хэйан часто становились тренировочными площадками.
После падения сёгуната Камакура в 1333 году был образован сёгунат Асикага, резиденция которого позже располагалась в районе Киото Муромати. Близость сёгуната к императорскому двору привела к соперничеству в высших слоях общества, что вызвало стремление к роскоши и роскошному образу жизни. Аристократические дома были перестроены из простых домов в стиле буке-дзукури в дома в стиле синден-дзукури. Хорошим примером такой вычурной архитектуры является Кинкаку-дзи в Киото, который украшен лаком и сусальным золотом, в отличие от своей простой конструкции и обычных крыш из коры.
В период Муромати стиль синдэн-дзукури, который был основным в резиденциях японской знати, пришел в упадок, и шоин-дзукури, который развился из букэ-дзукури резиденций класса самураев, стал основным. Шоин-дзукури оказал длительное влияние на более позднее японское жилищное строительство и является основой современного японского жилья. В старом архитектурном стиле циновки татами были постелены только в части комнаты, но в стиле шоин-дзукури циновки татами были постелены по всей комнате. В этом стиле раздвижные двери под названием фусума использовались для разделения комнат, а внутри деревянных ставней было установлено внутреннее окно под названием седзи, которое было изготовлено путем наклеивания на деревянную раму бумаги, пропускающей солнечный свет. В комнате были установлены токонома (ниша для демонстрации предметов искусства) и чигайдана (встроенные в стену полки) для украшения различных вещей.
В попытке обуздать излишества высших классов мастера дзэн ввели чайную церемонию. В архитектуре это способствовало созданию дизайна чашицу (чайных домиков) скромных размеров с простыми деталями и материалами. Обычно размер чашицу составляет 4 1/2 татами размером.
В саду принципы дзэн заменили воду песком или гравием, чтобы создать сухой сад (каресансуй), подобный тому, что в Реандзи.
Период Адзути-Момояма
В период Адзути–Момояма (1568-1600) Япония пережила процесс объединения после длительного периода гражданской войны. Это было отмечено правлением Оды Нобунаги и Тоетоми Хидэеси, людей, которые строили замки как символы своей власти; Нобунага в Адзути, резиденции своего правительства, и Хидэеси в Момояме. Война Онин в период Муромати привела к расцвету замковой архитектуры в Японии. Ко времени периода Адзути-Момояма каждому домену разрешалось иметь по одному собственному замку. Обычно она состояла из центральной башни или теншу (, букв. защита небес) окружен садами и укрепленными зданиями. Все это было окружено массивными каменными стенами и глубокими рвами. Темные интерьеры замков часто украшались художниками, пространства разделялись с помощью раздвижных панелей фусума и складных экранов бебу.
Стиль сёин-дзукури в период Муромати продолжал совершенствоваться. Веранды соединяли внутренние помещения жилых зданий с тщательно ухоженными садами снаружи. Фусума и бёбу были богато украшены картинами, и часто внутреннее помещение с полками и нишей (токонома) использовалось для демонстрации произведений искусства (обычно свитков).
В этот период виллы в стиле сукия-дзукури появились под влиянием чайной под названием тясицу (чайный домик).
Мацумото, Кумамото и Химэдзи (широко известный как замок Белой Цапли) являются прекрасными примерами замков того периода, в то время как замок Нидзё в Киото представляет собой пример архитектуры замка, сочетающейся с архитектурой императорского дворца, что создаёт стиль, более соответствующий китайскому влиянию предыдущих веков.
Период Эдо
Сёгунат Токугава сделал город Эдо (который впоследствии стал частью современного Токио) своей столицей. Они построили внушительную крепость, вокруг которой возвели здания государственной администрации и резиденции провинциальных даймё. Город рос вокруг этих зданий, соединённых сетью дорог и каналов. К 1700 году население выросло до миллиона человек. Из-за нехватки места для жилой застройки дома строились в два этажа, часто на приподнятых каменных фундаментах.
Хотя мачия (таунхаусы) существовали со времен периода Хэйан, они начали совершенствоваться во время периода Эдо. Мачия обычно занимала глубокие узкие участки, примыкающие к улице (ширина участка обычно свидетельствовала о богатстве владельца), часто с мастерской или магазином на первом этаже. На крыше использовалась черепица, а не солома, а открытые бревна часто оштукатуривали, чтобы защитить здание от пожара. Были построены показные здания, демонстрировавшие богатство и могущество феодалов, такие как Камиясики Мацудайры Тадамасы или Зона Шимоясики.
Эдо сильно пострадал от разрушительных пожаров, и Великий пожар Мейреки 1657 года стал поворотным моментом в городском дизайне. Первоначально, в качестве метода уменьшения распространения пожара, правительство построило каменные набережные по крайней мере в двух местах вдоль рек в городе. Со временем они были снесены и заменены складами дозо, которые использовались как для защиты от пожаров, так и для хранения товаров, выгружаемых из каналов. Дозо были построены с каркасом из дерева, покрытого несколькими слоями земляной штукатурки на стенах, двери и крыше. Над земляными крышами располагался деревянный каркас, поддерживающий черепичную крышу. Хотя японцы, которые учились у голландцев в их поселении в Дэдзиме, выступали за строительство из камня и кирпича, это не было предпринято из-за их уязвимости к землетрясениям. Мачия и склады более поздней части периода характеризуются черной окраской внешних оштукатуренных стен. Этот цвет был получен путем добавления туши в жженую известь и измельченную устричную раковину.
Чистые линии гражданской архитектуры в Эдо повлияли на стиль жилой архитектуры сукия. Отдельно стоящий дворец Кацура и императорская вилла Сюгаку-ин на окраине Киото являются хорошими примерами этого стиля. Их архитектура отличается простыми линиями и декором и использует дерево в его естественном состоянии. Стиль сукия применялся не только к виллам, но и к ретей (ресторанам в японском стиле) и чашицу, а позже он был применен и к жилым домам.
В самом конце периода санкин-котай был отменен закон, обязывающий дайме содержать жилье в столице, что привело к сокращению численности населения в Эдо и соразмерному снижению доходов сегуната.
Периоды Мэйдзи, Тайсе и раннего Сев
К концу правления сёгуната Токугава западное влияние в архитектуре стало проявляться в зданиях, связанных с армией и торговлей, особенно в военно-морских и промышленных сооружениях. После того как император Мэйдзи вернулся к власти (известное как Реставрация Мэйдзи), Япония начала стремительный процесс вестернизации, который привёл к необходимости в новых типах зданий, таких как школы, банки и отели. Ранняя архитектура Мэйдзи изначально находилась под влиянием колониальной архитектуры в китайских портовых городах, таких как Гонконг. В Нагасаки британский торговец Томас Гловер построил собственный дом именно в таком стиле, используя мастерство местных плотников. Его влияние помогло карьере архитектора Томаса Уотерса
, который в 1868 году спроектировал Монетный двор в Осаке — длинное низкое здание из кирпича и камня с центральным фронтонным портиком. В Токио Уотерс спроектировал Коммерческий музей, который считается первым кирпичным зданием в городе.В Токио, после того как в 1872 году дотла сгорел район Цукидзи, правительство определило район Гинза как образец модернизации. Правительство планировало строительство зданий из огнеупорного кирпича и более крупных и благоустроенных улиц, соединяющих станцию Симбаси и иностранную концессию в Цукидзи, а также с важными правительственными зданиями. Проекты для этого района были предоставлены британским архитектором Томасом Джеймсом Уотерсом; строительством занималось Строительное бюро Министерства финансов. В следующем году было завершено строительство Гинзы в западном стиле. Здания «Бриктауна» первоначально выставлялись на продажу, позже их сдавали в аренду, но высокая арендная плата означала, что многие из них оставались незанятыми. Тем не менее, этот район процветал как символ «цивилизации и просвещения», благодаря присутствию газет и журнальных компаний, которые определяли тенденции того времени. Этот район также был известен своими витринами, примером современных маркетинговых приемов. «Кирпичный городок» Гинзы послужил образцом для многих других схем модернизации в японских городах.
Одним из ярких примеров ранней западной архитектуры был Рокумейкан, большое двухэтажное здание в Токио, построенное в 1883 году, которому суждено было стать противоречивым символом вестернизации в период Мэйдзи. Здание было спроектировано по заказу министра иностранных дел Иноуэ Каору для размещения иностранных гостей Джосайей Кондером
, видным советником иностранного правительства в Японии эпохи Мэйдзи (о-ятой гайкокудзин). Реункаку был первым небоскребом Японии в западном стиле, построенным в 1890 году в Асакусе. Однако традиционная архитектура все еще использовалась для новых зданий, таких как Кюдэн в Токийском императорском дворце, хотя и с характерными западными элементами, такими как фонтан с бьющей водой в садах.В отличие от здания Уотерса в неоклассическом стиле, японские плотники разработали псевдояпонский стиль, известный как giyōfū, в основном используя дерево. Хорошим примером этого является начальная школа Кайти в префектуре Нагано, построенная в 1876 году. Мастер-плотник Татейши Киесиге отправился в Токио, чтобы посмотреть, какие западные стили строительства были популярны, и объединил их в школе с традиционными методами строительства. Построенное по методу, аналогичному традиционным (кура (倉)) складским помещениям, деревянное здание, оштукатуренное изнутри и снаружи, включает восьмиугольную китайскую башню и имеет каменные выступы по углам. Традиционная штукатурка намако использовалась у основания стен, чтобы создать впечатление, что здание стоит на каменном цоколе. Другим примером было здание Первого Национального банка в Токио, построенное в 1872 году.
Японское правительство также пригласило иностранных архитекторов как для работы в Японии, так и для обучения новых японских архитекторов. Один из них, британский архитектор Джосайя Кондер
продолжил обучение многих наиболее выдающихся японских архитекторов эпохи Мэйдзи, включая Кинго Тацуно, Тацузо Соне и Токуму Катаяму. На ранние работы Тацуно оказал влияние венецианский стиль Джона Раскина, но на его более поздние работы, такие как Банк Японии (1896) и Вокзал Токио (1914), больше похоже на изящные искусства. С другой стороны, на Катаяму больше повлиял французский стиль Второй империи, который можно увидеть в Национальном музее Нара (1894) и в Национальном музее Киото (1895).В 1920 году группа молодых архитекторов сформировала первую организацию архитекторов-модернистов. Они были известны как Бунриха, буквально «сепаратистская группа», частично вдохновленная венскими сепаратистами. Эти архитекторы были обеспокоены зависимостью от исторических стилей и декора и вместо этого поощряли художественное самовыражение. Они черпали влияние из европейских течений, таких как экспрессионизм и Баухауз, и помогли проложить путь к внедрению международного стиля модернизма.
В периоды Тайсе и раннего Сева в Японии работали два влиятельных американских архитектора. Первым был Фрэнк Ллойд Райт, который спроектировал отель Imperial в Токио (1913-1923) и гостевой дом Yodokō (1924), в обоих из которых использовался добытый в местных карьерах камень Оя. Под руководством Райта было несколько японских учеников, таких как Арата Эндо, который построил отель Косиэн в 1930 году.
Вторым был Антонин Рэймонд, который работал у Райта в отеле Imperial, прежде чем уехать, чтобы открыть собственную практику в Токе. Хотя его ранние работы, такие как Женский христианский колледж Токио, демонстрируют влияние Райта, вскоре он начал экспериментировать с использованием монолитного железобетона, детализируя его так, чтобы это напоминало традиционные японские методы строительства. Между 1933 и 1937 годами Бруно Таут оставался в Японии. Его работы, особенно о Императорской вилле Кацура, переосмыслили традиционную японскую архитектуру, донеся ее до более широкой аудитории.
Как и в эпоху Мэйдзи, зарубежный опыт был приобретен японскими архитекторами, работающими в Европе. Среди них были Кунио Маекава и Дзюнзо Сакакура, которые работали в ателье Ле Корбюзье в Париже, а также Бунзо Ямагути и Чикатада Курата, которые работали с Вальтером Гропиусом.
Некоторые архитекторы построили свою репутацию на произведениях общественной архитектуры. Того Мурано, современник Раймонда, находился под влиянием рационализма и спроектировал офисное здание Мориго Шотена в Токе (1931) и общественный зал Убе в префектуре Ямагути (1937). Аналогичным образом, рационалистическая современная архитектура Тэцуро Есиды включала Центральное почтовое отделение Токио (1931) и Центральное почтовое отделение Осака (1939).
В Японии вразрез с модернизмом существовал так называемый стиль императорской короны (тейкан есики). Здания в этом стиле характеризовались наличием крыши в японском стиле, такие как Императорский музей Токио (1937) Хитоси Ватанабэ, мэрия Нагои и Правительственный офис префектуры Айти. Все более милитаристское правительство настаивало на том, чтобы основные здания проектировались в «японском стиле», ограничивая возможности модернистского дизайна объектами инфраструктуры, такими как электростанция № 2 Бунзо Ямагути для плотины Куробэ (1938).
Большое количество зданий эпох Мэйдзи, Тайсе и Сева были утрачены во время и после Второй мировой войны, например, Рокумейкан. Танигути Есиро (谷口 吉郎, 1904-79), архитектор, и Мото Цучикава основали Мэйдзи Мура в 1965 году недалеко от Нагои, где восстанавливается большое количество спасенных зданий. Похожим музеем является Архитектурный музей под открытым небом Эдо-Токио.
Колониальная архитектура
Колониальные власти построили большое количество общественных зданий, многие из которых сохранились. Примеры включают масштабную концепцию того, что сегодня представляет собой бульвар Кетагалан в центральном районе Чжунчжэн Тайбэя, в котором представлены Офис генерал-губернатора, музей губернатора Тайваня, больница Национального университета Тайваня, гостевой дом Тайбэя, Судебный Юань, здания компании Kangyo Bank и Mitsui Bussan, а также множество примеров небольших домов, расположенных на улице Цидун.
В Корее под управлением Японии общественные здания, такие как железнодорожные вокзалы и мэрии, также были построены в различных стилях. Хотя самое большое японское колониальное здание, огромное Главное правительственное здание, было снесено в 1995 году, многие колониальные постройки сохранились. К ним относятся бывшая ратуша Кейджо, сегодня Сеульская столичная библиотека; бывшая станция Кейджо, сегодня Старый вокзал Сеула; бывший Банк Избранных, спроектированный Тацуно Кинго, сегодня штаб-квартира Банка Кореи; и бывший филиал универмага Mitsukoshi, сегодня флагман универмага Shinsegae.
После победы в Даляне в результате русско-японской войны 1904-05 годов Япония продолжила строительство города русской постройки с современными зданиями на «Большой площади». С завоеванием и установлением марионеточного государства Маньчжоу-Го в генеральный план строительства столицы Синке (Синьцзин) были вложены огромные средства и усилия. Многие официальные здания, возведенные в колониальный период, сохранились и по сей день, в том числе здания Восьми великих министерств Маньчжоу-Го, Императорского дворца, штаб-квартиры Квантунской армии и проспекта Датун.
Поздний период Сева
После войны и под влиянием Верховного главнокомандующего Союзными державами генерала Дугласа Макартура политическая и религиозная жизнь Японии была реформирована, чтобы создать демилитаризованную и демократическую страну. Хотя в 1947 году была принята новая конституция, только с началом Корейской войны Япония (как союзник Соединенных Штатов) увидела рост своей экономики, вызванный производством промышленных товаров. В 1946 году была создана Ассоциация быстровозводимого жилья, чтобы попытаться решить проблему хронической нехватки жилья, и такие архитекторы, как Кунио Маекава, представили проекты. Однако только после принятия Закона о государственном жилье в 1951 году жилье, построенное частным сектором, получило законодательную поддержку правительства. Также в 1946 году Совет по восстановлению ущерба, нанесенного войной, выдвинул идеи по реконструкции тринадцати японских городов. Архитектор Кэндзо Танге представил предложения для Хиросимы и Маэбаси.
В 1949 году победившая работа Танге на конкурсе по дизайну Мемориального музея мира в Хиросиме принесла ему международное признание. Проект (завершенный в 1955 году) привел к серии заказов, включая офисное здание префектуры Кагава в Такамацу (1958) и Старую ратушу Курасики (1960). В это время и Танге, и Маекава интересовались традициями японской архитектуры и влиянием местного колорита. Это было проиллюстрировано в Кагаве элементами дизайна периода Хэйан, слившимися с международным стилем.
В 1955 году правительство Японии обратилось к Ле Корбюзье с просьбой спроектировать Национальный музей западного искусства в Токе. Ему помогали трое его бывших учеников: Маекава, Сакакура и Такамаса Есизака. Дизайн был основан на музее Ле Корбюзье в Ахмедабаде, и оба музея имеют квадратную форму и возвышаются на пилоти.
Во многом благодаря влиянию Танге в 1960 году в Токио была проведена Всемирная конференция дизайна. Небольшая группа японских дизайнеров, которые приехали представлять Движение метаболистов, представили свой манифест и серию проектов. В группу входили архитекторы Киенори Кикутаке, Масато Отака, Кишо Курокава и Фумихико Маки. Первоначально известные как школа Burnt Ash, метаболисты ассоциировали себя с идеей обновления, отвергая визуальные репрезентации прошлого и продвигая идею о том, что человек, дом и город были частями единого организма. Хотя отдельные члены группы через несколько лет пошли в своем собственном направлении, постоянный характер их публикаций означал, что они дольше оставались за границей. Международный символ метаболистов, капсула, возникла как идея в конце 1960-х и была продемонстрирована в башне-капсуле Накагин Курокавы в Токе в 1972 году.
В 1960-х годах в Японии наблюдался подъем и экспансия крупных строительных фирм, включая Shimizu Corporation и Kajima. Nikken Sekkei возникла как комплексная компания, которая часто включала в свои здания элементы метаболического дизайна.
На летних Олимпийских играх 1964 года в Токио был дан большой толчок развитию нового дизайна. Были построены площадки, и Национальная гимназия Йойоги, построенная между 1961 и 1964 годами Кензо Танге, стала знаковым сооружением, известным своей конструкцией подвесной крыши, напоминающей традиционные элементы синтоистских святилищ. Другие сооружения включают Ниппон Будокан, гимназию Комадзавы и многие другие. Олимпийские игры символизировали возрождение Японии после разрушений Второй мировой войны, отражая новую уверенность в ее архитектуре.
В 1960-е годы также были архитекторы, которые не рассматривали мир архитектуры с точки зрения обмена веществ. Например, Кадзуо Синохара специализировался на небольших жилых проектах, в которых он исследовал традиционную архитектуру с простыми элементами с точки зрения пространства, абстракции и символизма. В «Доме с зонтиками» (1961) он исследовал пространственные отношения между doma (вымощенный землей внутренний пол) и приподнятым татами полом в гостиной и спальне. Эта взаимосвязь была дополнительно исследована в «Доме с земляным полом» (1963), где в кухонной зоне был установлен утрамбованный земляной пол. Его использование крыши для закрепления дизайна «Дома в белом» (1966) сравнивали с домами в прериях Фрэнка Ллойда Райта. Синохара исследовал эти абстракции как «Три стиля», которые были периодами развития дизайна, простиравшимися с начала шестидесятых до середины семидесятых.
Бывшим сотрудником Кензо Танге был Арата Исодзаки, который изначально интересовался движением метаболистов и разработал инновационные теоретические проекты для «Города в воздухе» (1961) и «Города будущего» (1962). Однако вскоре он отошел от этого к более маньеристскому подходу, похожему на работы Джеймса Стирлинга. Это было особенно поразительно в филиале Oita компании Fukuoka Mutual (1967) с его математическими сетками, бетонными конструкциями и открытыми услугами. В музее префектуры Гумма (1971-74) он экспериментировал с кубическими элементами (некоторые из них по двенадцать метров в сторону), перекрытыми вторичной сеткой, выраженной внешними стеновыми панелями и остеклением. На этот ритм отделки панелями, возможно, повлияли работы Корбюзье о Музее западного искусства в Токе.
Японские города, в которых отсутствуют площади европейского типа, часто подчеркивают взаимосвязь людей с повседневной работой улицы. Фумихико Маки был одним из многих архитекторов, которые интересовались взаимосвязью архитектуры и города, и это можно увидеть в таких работах, как Спортивный центр префектуры Осака (1972) и Спираль в Токио (1985). Аналогичным образом, Такефуми Аида (член группы, известной как ArchiteXt) отверг идеи движения метаболистов и исследовал городскую семиологию.
В конце 1970-х — начале 1980-х годов Тадао Андо в своих архитектурных и теоретических работах исследовал идею критического регионализма — идею продвижения местной или национальной культуры в архитектуре. Андо интерпретировал эту идею как возвращение японского дома к природе, связь с которой, по его мнению, была утрачена в архитектуре модернизма. Его первые проекты были посвящены небольшим городским домам с внутренними двориками (например, дом Адзума в Осаке в 1976 году). Для его архитектуры характерно использование бетона, но для него было важно использовать в своих работах взаимодействие света с этим и другими материалами. Его идеи об интеграции с природой хорошо воплотились в таких крупных проектах, как Рокко-Хаус 1 (1983) (на крутом склоне горы Рокко) и Церковь на воде (1988) в Томаму, Хоккайдо.
В конце восьмидесятых появились первые работы архитекторов так называемой школы «Синохара». Сюда входили Тойо Ито и Ицуко Хасэгава, которые оба интересовались городской жизнью и современным городом. Ито сосредоточился на динамизме и мобильности городских «кочевников» с помощью таких проектов, как Башня ветров (1986), в которых природные элементы, такие как свет и ветер, сочетались с технологиями. Хасэгава сосредоточилась на том, что она назвала «архитектурой как другой природой». Ее культурный центр Сенандай в Фудзисаве (1991) объединил природную среду с новыми высокотехнологичными материалами.
Архитекторы-индивидуалисты конца восьмидесятых включали монументальные здания Син Такамацу и «космические» работы Масахару Такасаки. Такасаки, работавший с австрийским архитектором Гюнтером Доменигом в 1970-х годах, разделяет органическую архитектуру Доменига. Его дом с нулевой космологией 1991 года постройки в префектуре Кагосима, построенный из бетона, имеет в центре созерцательное яйцевидное «нулевое пространство».
Период Хэйсэй
Период Хэйсэй начался с краха так называемой «экономики пузырей», которая ранее способствовала росту экономики Японии. Комиссионные за коммерческие архитектурные работы практически иссякли, и архитекторы полагались на правительственные и префектурные организации в предоставлении проектов.
Опираясь на элементы Культурного центра Сенандай, Ицуко Хасэгава построила ряд культурных и общественных центров по всей Японии. К ним относились Культурный центр Сумида (1995) и Общественный центр Фукурои (2001), где она вовлекала общественность в процесс проектирования, одновременно исследуя свои собственные идеи о фильтрации света через внешние стены во внутренние помещения. В своей победе в конкурсе 1995 года для Сендайской медиатеки Тойо Ито продолжил свои прежние мысли о динамике жидкости в современном городе с помощью колонн, похожих на морские водоросли, поддерживающих семиэтажное здание, обернутое стеклом. Его работы более позднего периода, например, библиотека Университета искусств Тама в Токио в 2007 году, демонстрируют более выразительные формы, а не инженерную эстетику его ранних работ.
Хотя Тадао Андо стал хорошо известен своим использованием бетона, он начал десятилетие с проектирования японского павильона на Севильской выставке 1992 года, построив здание, которое было названо «самым большим деревянным сооружением в мире». Он продолжил использовать эту среду в проектах для Музея культуры дерева, Ками, префектура Хего (1994) и святилища Комедзи в Сайдзе (2001).
Британская компания Foreign Office Architects в 1994 году выиграла международный конкурс на проектирование международного портового терминала Иокогамы. Это волнообразное сооружение, которое выделяется из окружающего города и образует здание, по которому можно пройти как пешком, так и внутрь. Klein Dytham Architecture — один из немногих иностранных архитекторов, которым удалось прочно закрепиться в Японии. Их проект для Moku Moku Yu (буквально «пар на дровах»), общественной бани в Кобутидзаве, префектура Яманаси, построенный в 2004 году, представляет собой серию соединенных круглых бассейнов и раздевалок с плоской крышей, облицованных цветными вертикальными бревнами.
После землетрясения в Кобе в 1995 году, Шигеру Бан разработал картонные трубки, которые можно было использовать для быстрого строительства приютов для беженцев, получивших название «Бумажных домов». Также в рамках этой работы по оказанию помощи он спроектировал церковь из 58 картонных труб высотой 5 м с растяжимой крышей, раскрывающейся наподобие зонтика. Церковь была возведена волонтерами-католиками за пять недель. Для Музея кочевников Бан использовал стены из морских контейнеров, сложенных вчетверо по высоте и соединенных по углам скручивающимися соединителями, которые создавали эффект шахматной доски из массива и пустоты. Вспомогательные помещения были сделаны из бумажных трубок и сотовых панелей. Музей был спроектирован для демонтажа, и впоследствии он был перенесен из Нью-Йорка в Санта-Монику, Токио и Мексику.
Исследования историка и архитектора Тэрунобу Фудзимори, проведённые в 1980-х годах в отношении так называемых архитектурных курьезов, найденных в городе, вдохновили на работу молодое поколение архитекторов, таких как основатели Atelier Bow-Wow. Ёсихару Цукамото и Момоё Кадзима в 2001 году исследовали город на предмет «плохой» архитектуры для своей книги «Сделано в Токио». Их работа, в свою очередь, стремится принять контекст, а не игнорировать его. Несмотря на то, что их офис в Токио расположен в ограниченном пространстве, они впустили в него город с помощью огромных окон и просторных веранд.
Архитектура Со Фудзимото основана на манипуляциях с базовыми строительными блоками для создания геометрического примитивизма. Его здания очень чувствительны к топографической форме окружающего пространства и включают в себя ряд домов, а также детский дом на Хоккайдо.
Два бывших сотрудника Toyō Itō, Кадзуе Седжима и Рю Нисидзава в 1995 году создали партнерство под названием SANAA. Они известны тем, что создают легкие, прозрачные пространства, которые демонстрируют плавность и подвижность их обитателей. Их магазин Dior в Сибуя, Токио, в 2001 году напоминал медиатеку Ито, с холодными белыми акриловыми листами на внешнем фасаде, которые фильтруют свет и частично раскрывают содержимое магазина. Их динамичность демонстрирует Учебный центр Rolex в Федеральной политехнической школе Лозанны, строительство которого было завершено в 2010 году. Это здание имеет волнообразную плоскость пола, установленную под сплошной бетонной крышей, которую заливали за один заход в течение двух дней. План похож на биологическую клетку, усеянную столами и внутренними двориками. В 2009 году они спроектировали павильон Serpentine Gallery в Лондоне, который представлял собой отражающую плавающую алюминиевую крышу, поддерживаемую тонкими колоннами.
Японский дизайн интерьера
Японский дизайн интерьера обладает уникальной эстетикой, заимствованной из синтоизма, даосизма, дзен-буддизма, мировоззрения ваби-саби, конкретных религиозных деятелей и Запада. Эта эстетика, в свою очередь, повлияла на западный стиль, особенно на модернизм.
Традиционная японская эстетика
То, что обычно определяется как японская эстетика, проистекает из идеалов японского синтоизма и китайского даосизма. Японская культура чрезвычайно разнообразна; несмотря на это, с точки зрения интерьера, эстетика — это простота и минимализм.
Конкретная идея о том, что истинная красота помещения заключается в пустом пространстве внутри крыши и стен, исходила от Лаоцзы, философа и основателя даосизма, который придерживался «эстетического идеала пустоты», полагая, что настроение должно быть запечатлено в воображении, а не так сильно диктоваться тем, что присутствует физически. Японский дизайн в значительной степени основан на мастерстве, красоте, проработанности и деликатности. Дизайн интерьеров очень прост, но выполнен с вниманием к деталям и замысловатости. Это чувство сложности и простоты в японском дизайне до сих пор ценится в современной Японии так же, как и в традиционной.
Интерьеры очень простые, подчеркивающие минимализм и естественность отделки. В традиционных японских интерьерах, как и в современных, используются в основном натуральные материалы, включая ценные породы дерева, бамбук, шелк, циновки из рисовой соломы и бумажные ширмы седзи. Натуральные материалы используются для сохранения простоты в пространстве, соединяющем с природой. Используются естественные цветовые схемы и нейтральные палитры, включая черный, белый, не совсем белый, серый и коричневый.
Непостоянство — сильная тема в традиционных японских жилищах. Размер комнат может быть изменен с помощью внутренних раздвижных стен или экранов, уже упомянутых седзи. Встроенные в стену шкафы скрывают футон, матрасы вытаскиваются перед тем, как лечь спать, что позволяет освободить больше места в течение дня. Универсальность этих жилищ становится более очевидной со сменой сезонов. Летом, например, наружные стены могут открываться, чтобы впустить сад и прохладный ветерок. Минимальное оформление также меняется в зависимости от сезона: по-другому подвешиваются свитки или новые цветочные композиции.
Японская эстетика развивалась дальше, прославляя несовершенство и недостаточность — характеристики, возникающие в результате естественного процесса старения или потемнения. Синтоизм, исконная религиозная традиция Японии, служит основой для оценки этих качеств, придерживаясь философии, которая ценит жизнь и мир. Сэй Сёнагон была придворной дамой, задававшей тон в десятом веке. В «Книге подушек» она написала о своей неприязни к «новому тканевому ширму с яркой и беспорядочной картиной с множеством цветущих вишен», предпочитая вместо этого заметить, что «элегантное китайское зеркало немного потускнело». Её вкус был уместен при древнем японском дворе. В двенадцатом веке буддийский монах Ёсида Кэнко оказал влияние на японскую эстетическую чувствительность благодаря своей жизненной философии. Он спрашивал: «Должны ли мы любоваться цветущей сакурой только в полном цвету, а луной — только в безоблачную ночь? … Ветви, готовые расцвести, или сад, усыпанный увядшими цветами, достойны нашего восхищения.« Неполнота также восхваляется Кенко, «однообразие и полнота нежелательны». В основе или дополнении этих эстетических идеалов лежит ценность контраста; когда несовершенство или убогость противопоставляются совершенству или роскоши, каждое из них подчеркивается и, таким образом, лучше ценится.
Традиционные материалы для интерьера
Японский дизайн интерьера очень эффективен в использовании ресурсов. Традиционные и современные японские интерьеры отличаются гибкостью в использовании и спроектированы в основном с использованием натуральных материалов. Помещения используются как многофункциональные помещения. Комнаты могут быть открыты, чтобы создать больше пространства для определенного случая или для большей приватности, или наоборот закрыты бумажными ширмами, которые называются седзи.
Японский дизайн интерьера в стиле дзен черпает вдохновение в элементах природы, поскольку они с огромным уважением относятся к природе. Их дизайн тесно связан с природными элементами, такими как дерево, растения, естественное освещение и многое другое.
Большая часть японских внутренних стен часто сделана из ширм седзи, которые можно раздвинуть, чтобы соединить две комнаты вместе, а затем закрыть их, обеспечивая большую приватность. Ширмы седзи сделаны из бумаги, прикрепленной к тонким деревянным рамам, которые при нажатии откатываются по рельсам. Еще одной важной особенностью экрана седзи, помимо приватности и уединения, является то, что они пропускают свет. Это важный аспект японского дизайна. Бумажные полупрозрачные стены позволяют свету рассеиваться по пространству и создавать легкие тени и узоры.
Циновки татами — это коврики из рисовой соломы, часто используемые для покрытия пола в интерьерах Японии; в современных японских домах обычно есть только одна или две комнаты с татами. Еще один способ соединить комнаты в японских интерьерах — с помощью раздвижных панелей из дерева и бумаги, таких как ширмы седзи или ткани. Эти панели называются фусума и используются как цельная стена. Они традиционно расписаны вручную.
Татами являются основой традиционной японской архитектуры, регулируя размеры здания. Они возникли в древней Японии, когда солому клали на голую землю в качестве смягчителя и грелки. В период Хэйан (794-1185) эта идея развилась в подвижные коврики, которые можно было постелить в любом месте дома, чтобы сидеть или спать, прежде чем в пятнадцатом веке они стали постоянным напольным покрытием. Татами подходят для японского климата, потому что они позволяют воздуху циркулировать по полу.
Бамбук широко используется и даже ожидается в японском доме, используется как в декоративных, так и в функциональных целях. Бамбуковые жалюзи, сударе, летом заменяют седзи, чтобы предотвратить избыточное тепло внутри, а также обеспечить лучшую вентиляцию. В загородных домах и фермерских домиках его часто используют для потолков и стропил. Природные свойства бамбука, его необузданная красота с сучками и гладкой поверхностью соответствуют японским эстетическим идеалам несовершенства, контраста и естественности.
Использование бумаги, или васи, в японских зданиях является основным компонентом красоты и атмосферы японского интерьера, способом сочетания различных теней для создания «тайны теней». Ряд бумаг используется в домашних условиях для различных целей.
Дерево обычно используется для каркаса дома, но его свойства ценны в японской эстетике, а именно его теплота и неровность.
Встроенное пространство под названием токонома часто присутствует как в традиционных, так и в современных японских гостиных. Это центр комнаты, в котором представлено японское искусство, обычно живопись или каллиграфия.
Западное влияние
После реставрации Мэйдзи 1868 года отношения Японии североамериканскими державами стали более заметными и вовлеченными. Это вылилось в более широкое взаимодействие с современным миром, что с точки зрения дизайна интерьера привело к появлению интерьеров в западном стиле, в то время как народный стиль стал больше ассоциироваться с традициями и прошлым. Типичные интерьеры японских и западных домов конца девятнадцатого — начала двадцатого веков сильно отличались друг от друга почти противоположным отношением к мебели, универсальности пространства и материалов.
К концу девятнадцатого века во многих общественных местах начали появляться стулья и столы, в универмагах появились витрины в западном стиле; зарождалась новая «городская визуальная и потребительская культура». В домашней сфере манеры и одежда жителей определялись стилем интерьера, японским или западным. Одним из примеров является Хомей-Ден Токийского императорского дворца эпохи Мэйдзи, в котором сочетались японские стили, такие как кессонный потолок, западный паркетный пол и люстры.
Бюрократы подталкивали Японию к развитию более «современной» (западной) культуры. Модернизация дома считалась лучшим способом изменить повседневную жизнь людей. Во многом причиной модернизации было желание «представить миру «цивилизованное» лицо, тем самым помогая укрепить позиции Японии как современной нации в мировом порядке». Даже при поддержке правительства по преобразованию дома большинство японцев все еще жили в жилищах в довольно традиционном стиле вплоть до 1920-х годов, отчасти из-за экономической ситуации в начале 1910-х годов, которая означала, что западный стиль был недоступен для большинства людей. Также было трудно разместить мебель в традиционных жилищах из-за их небольших размеров и предполагаемого гибкого использования пространства, гибкость, которую было трудно поддерживать, когда речь шла о громоздкой мебели; это было непрактично, но и эстетически неуместно.
Влияние на Запад
Одно из самых ранних влияний на Запад оказало японское искусство, которое приобрело популярность, в частности, в Европе, во второй половине девятнадцатого века. Однако с точки зрения архитектуры и дизайна интерьера влияние на Запад гораздо больше сосредоточено на Соединенных Штатах Америки.
До двадцатого века в Японии было получено очень мало знаний Запада о японском строительстве. Вместо этого она была получена благодаря выставкам, в которых принимали участие японцы, таким как Международная выставка, посвященная столетию 1876 года в Филадельфии. Раннее влияние подобных выставок заключалось скорее в создании энтузиазма по отношению к японским вещам, а не к чему-то более аутентичному. Результатом стало пышное японское убранство, простота японского дизайна затерялась в беспорядке викторианской показухи.
Однако в двадцатом веке Японию посетили ряд ныне известных архитекторов, в том числе Фрэнк Ллойд Райт, Ральф Адамс Крам, Ричард Нейтра и Антонин Рэймонд. Эти архитекторы, среди прочих, сыграли значительную роль в привнесении японского влияния в западный модернизм. Влияние с Дальнего Востока в то время не было чем-то новым в Америке. В течение восемнадцатого и большей части девятнадцатого веков существовал вкус к китайскому искусству и архитектуре, который часто приводил к «поверхностному копированию». Однако японское влияние было иным. Модернистский контекст и время, предшествовавшее ему, означали, что архитекторов больше заботила «проблема строительства, а не искусство украшения». Простота японских жилищ контрастировала с часто почитаемым чрезмерным убранством Запада. Таким образом, влияние японского дизайна было не столько в том, что он был напрямую скопирован, сколько в том, что «запад открыл для себя качество пространства в традиционной японской архитектуре через фильтр западных архитектурных ценностей». Культура, создавшая традиционную японскую архитектуру, настолько далека от западных ценностей и жизненных философий, что не может быть напрямую применена в контексте дизайна.