Древнеиндийская архитектура

Высеченный в скале индуистский храм

Древняя индийская архитектура охватывает период от индийского бронзового века примерно до 800 года н. э. К этому времени буддизм в Индии значительно ослаб, а индуизм стал преобладающей религией, и религиозные и светские архитектурные стили приобрели формы, сильно различающиеся в зависимости от региона, которые в значительной степени сохранились даже после некоторых радикальных изменений, вызванных приходом сначала ислама, а затем европейцев.

Большая часть ранней индийской архитектуры была построена из дерева, которое почти всегда гнило или сгорело, или из кирпича, который часто забирали для повторного использования. Поэтому особенно важно большое количество индийской архитектуры, высеченной в скалах, по существу, начиная примерно с 250 г. до н.э., поскольку большая ее часть явно заимствует формы современных зданий, примеров которых не сохранилось. Существует также ряд важных мест, где план этажа сохранился до раскопок, но верхние части сооружений исчезли.

В бронзовом веке первые города появились в цивилизации долины Инда. Урбанизация на равнинах Ганга началась ещё в 1200 году до н. э. с появлением укреплённых городов и северной чёрной поливной керамики. Период Махаджанапады характеризовался появлением индийских монет и использованием камня в индийской архитектуре.Период Маурьев считается началом классического периода индийской архитектуры. Архитектурные стили нагара и дравида развивались в период раннего Средневековья с ростом индуистского возрождения и преобладанием индуистской храмовой архитектуры на Индийском субконтиненте.

Содержание
  1. Доисторический
  2. Святилище эпохи палеолита Багор
  3. Период бронзового века
  4. Период (5-2 тысячелетия до нашей эры)
  5. Ранний хараппский этап
  6. Английский облигаций и строительные материалы
  7. Большие здания
  8. Домашняя архитектура
  9. Поздний хараппский период
  10. Нехараппская архитектура
  11. Второй период урбанизации (1025 г. до н. э. — 320 г. до н. э.)
  12. Техника архитектуры дворца Каусамби, применявшаяся в более поздние периоды
  13. Монастырь Госитарама
  14. Махаджанапады
  15. Религиозная архитектура
  16. Буддийские пещеры
  17. Монастыри
  18. Ступы
  19. Классический период (320 г. до н.э. – 550 г. н.э.)
  20. Монументальная каменная архитектура
  21. Вырубленные в скале пещеры
  22. Украшенные ступы
  23. Отдельно стоящие храмы
  24. Буддийский храм с куполом, 1-2 века нашей эры
  25. Храмы с круглым куполом
  26. Апсидальные храмы
  27. Усеченные пирамидальные храмы
  28. Храмы квадратного стиля
  29. Роскошная архитектура
  30. Шикхара
  31. Театр и стадион
  32. Укрепление
  33. Конец классического периода
  34. Раннее средневековье (550-1200 гг. н.э.)
  35. Древние индийские арки
  36. Поясные арки
  37. Арк
  38. Разнообразие арок в доисламские периоды
  39. Укрепление
  40. Укрепление доисламской крепости Лал Кот и форта Агры эпохи Великих Моголов

Доисторический

Святилище эпохи палеолита Багор

Весьма вероятное святилище периода верхнего палеолита (9000-8000 гг. до н.э.), посвященное поклонению Богине (Шакти), сделанное из камня, было обнаружено в Багхоре в районе Сидхи в индийском штате Мадхья-Прадеш.

Период бронзового века

Период (5-2 тысячелетия до нашей эры)

Ранний хараппский этап

Хотя городская фаза Хараппы датируется 2600 годом до н. э., раскопки в Калибангане в ранний, или протохараппский, период уже показывают наличие городских укреплений, сетчатой планировки города и дренажной системы. Поселение представляло собой укреплённый город, построенный в основном из сырцового кирпича, но около 3000 года до н. э. в нём появились обожжённые кирпичи, которые использовались для облицовки городских дренажных систем. На территории Рахигархи, одного из крупнейших урбанизированных районов цивилизации долины Инда, существовавшей в 4000–3200 гг. до н. э., были обнаружены спланированные поселения ранней хараппской эпохи со строениями, расположенными параллельно улицам, которые шли перпендикулярно друг другу, и общественной дренажной системой. Еще более ранняя фаза, датируемая 4400–4200 гг. до н. э., характеризуется появлением клиновидных глиняных кирпичей и прямоугольных домов.

Английский облигаций и строительные материалы

В то время как в культурах бронзового века за пределами Индии основным строительным материалом были высушенные на солнце глиняные кирпичи, цивилизация долины Инда предпочитала использовать обожжённый «терракотовый» кирпич. Характерной особенностью хараппской архитектуры было также первое в мире использование англосаксонской перевязки при строительстве из кирпича. При таком типе перевязки использовались поперечные и продольные ряды кирпичей, что является более прочным методом строительства. В качестве скрепляющего материала обычно использовалась глина, но там, где требовалась большая прочность, например, для дренажных систем, вместо неё предпочитали известково-гипсовый раствор. В таких архитектурных сооружениях, как Большая баня, для гидроизоляции использовался битум. Кирпичи изготавливались в стандартизированном соотношении 4:2:1, характерном для цивилизации долины Инда.

Большие здания

Раскопки в Банавали на территории современной Харьяны также выявили апсиду, которую интерпретировали как храм.

В Дхолавире была обнаружена возможная погребальная архитектура, окружавшая высохшее озеро и состоящая из курганов, иногда напоминающих полусферические купола, построенные из сырцового кирпича или каменных плит.

Домашняя архитектура

Дома для проживания людей строились из кирпича и, как правило, имели плоскую крышу. Деревянные двери были снабжены засовами и замками внизу. Дома были одно- или двухэтажными. Окна были снабжены решётчатыми ставнями для проветривания и уединения, а также подоконниками, чтобы дождевая вода не попадала в дом. В домах обычно была платформа для купания, которая соединялась с общественной канализацией через внутридомовую канализацию. Туалеты, как правило, представляли собой простые уборные с небольшим сливом, ведущим наружу во второй выгребной котёл. Уборные и купальни располагались в комнате, примыкающей к внешней стене. Кухня под открытым небом находилась во внутреннем дворе, а также в закрытых помещениях. В доме также использовались очаги овальной, круглой и прямоугольной формы, а для запекания мяса или выпечки хлеба использовались печи с центральным столбом.

Поздний хараппский период

После упадка зрелого хараппского городского периода некоторые города всё ещё оставались городскими и населёнными.

Нехараппская архитектура

Балаталская оборонительная архитектура, жилые постройки из камня и сырцового кирпича Ахар Банас,  оборонительная стена с глиняным основанием и каменной облицовкой с прямоугольными бастионами, датируемые примерно 2400–1800 гг. до н. э., Сангхол и Рупаркультуры Бара — некоторые из нехараппских энеолитических городских поселений, которые также существовали в Индии.

Второй период урбанизации (1025 г. до н. э. — 320 г. до н. э.)

С появлением городов в среднем течении Ганга в VI веке до н. э. в Индии началась вторая волна урбанизации.

Археологические раскопки в Каусэмби выявили укрепления, построенные в конце второго тысячелетия до нашей эры.

В руинах Каусамби был обнаружен каменный дворец, предшествовавший периоду Маурьев. Отёсанные камни дворца были скреплены известью и покрыты толстым слоем штукатурки. Вся архитектура напоминала крепость с собственными стенами и башнями. Во дворце было несколько комнат, в каждой из которых было по три полки и центральный зал со ступенями, ведущими в башню. Архитектура была построена в три этапа и датируется VIII веком до н. э. — II веком н. э. Открытие этого каменного дворца опровергает теорию о том, что расцвет индийской каменной архитектуры в период Ашоки или Маурьев был вызван иностранным влиянием.

Здесь применялась архитектурная техника, при которой обработанные камни использовались в качестве облицовки для стены из бутового камня. Это представляет собой вершину индийской архитектуры того древнего периода.

Монастырь Госитарама

Монастырь Гошитарам в Косамби был построен в VI веке до н. э. Согласно буддийским писаниям, это очень древнее монашеское поселение было основано во времена Будды банкиром по имени Госита.

Монастырь Гошитарам в Косамби, построенный в VI веке до н. э.
Монастырь Гошитарам в Косамби, построенный в VI веке до н. э.

Махаджанапады

Со времён Махаджанападов (600 г. до н. э. — 320 г. до н. э.) города, обнесённые стенами и рвами, с большими воротами и многоярусными зданиями, в которых постоянно использовались арочные окна и двери, а также активно применялась деревянная архитектура, являются важными особенностями архитектуры этого периода. На рельефах Санчи, датируемых I веком до н. э. — I веком н. э., такие города, как Кушинагар или Раджагриха, изображены как великолепные города-крепости во времена Будды (VI век до н. э.). Археологически этот период частично соответствует культуре северной чёрной поливной керамики.

Различные типы индивидуальных жилищ времён Будды (ок. 563/480 или ок. 483/400 гг. до н. э.), напоминающие хижины с украшенными чайтья дверями, также описаны на рельефах Санчи. Хотя рельефы Санчи датируются I веком до н. э. — I веком н. э. и изображают сцены, происходившие во времена Будды, за четыре столетия до этого, они считаются важным свидетельством строительных традиций того времени.

Религиозная архитектура

Буддийские пещеры

Во времена Будды (ок. 563/480 или ок. 483/400 гг. до н. э.) буддийские монахи также имели обыкновение использовать естественные пещеры, такие как пещера Саптапарни к юго-западу от Раджгира, штат Бихар. Многие считают, что это место, где Будда провёл некоторое время перед смертью,  и где первый буддийский собор состоялся после смерти Будды (паранирвана).  Сам Будда также использовал пещеру Индрасала для медитации, положив начало традиции использования пещер, естественных или искусственных, в качестве мест для религиозных практик, которая просуществовала более тысячи лет.

Монастыри

Первые монастыри, такие как монастырь Дживакарама вихара и монастырь Госитарама в Раджгире и Каусамби соответственно, были построены со времен Будды, в VI или V веках до нашей эры. Первоначальный монастырь Дживакарама состоял из двух длинных параллельных и продолговатых залов, больших общежитий, где монахи могли есть и спать, в соответствии с оригинальные правила самгхи, без каких-либо частных ячеек. Затем были построены другие залы, в основном длинные, продолговатые, которые напоминают несколько пещер Барабара.

Монастырь Дживакарама Вихара. Продолговатый общий зал (остатки), 6 век до нашей эры
Монастырь Дживакарама Вихара. Продолговатый общий зал (остатки), 6 век до нашей эры

Ступы

Религиозные сооружения в форме буддийской ступы, куполообразного памятника, начали использоваться в Индии в качестве мемориальных памятников, связанных с хранением священных реликвий Будды.

Ступы в Пипрахве — одни из самых ранних сохранившихся ступ.
Ступы в Пипрахве — одни из самых ранних сохранившихся ступ.

Классический период (320 г. до н.э. – 550 г. н.э.)

Монументальная каменная архитектура

Следующая волна строительства приходится на начало классического периода (320 г. до н. э. — 550 г. н. э.) и расцвет империи Маурьев. Столица Паталипутра была городским чудом, описанным греческим послом Мегасфеном. Остатки монументальной каменной архитектуры можно увидеть на многочисленных артефактах, найденных в Паталипутре, таких как столица Паталипутра. Такое взаимное обогащение различных художественных течений, сходящихся на субконтиненте, привело к появлению новых форм, которые, сохраняя суть прошлого, смогли интегрировать избранные элементы новых влияний.

Индийский император Ашока (годы правления: 273–232 гг. до н. э.) установил Столпы Ашоки по всей своей империи, как правило, рядом с буддийскими ступами. Согласно буддийской традиции, Ашока перенёс реликвии Будды из более ранних ступ (кроме ступы Рамаграмы) и воздвиг 84 000 ступ, чтобы распространить реликвии по всей Индии. Считается, что многие ступы были построены во времена Ашоки, например, Санчи или Кесария, где он также воздвиг колонны со своими надписями, и, возможно, Бхархут, Амаравати или Дхармараджика в Гандхаре. 

Ашока также построил первый храм Махабодхи в Бодх-Гае вокруг дерева Бодхи, включая такие шедевры, как Алмазный трон («Ваджрасана»). Говорят, что к 230 году до н. э. он также основал сеть больниц по всей империи Маурьев. В одном из эдиктов Ашоки говорится: «Повсюду царь Пиядаси (Ашока) построил два вида больниц: для людей и для животных. Там, где не было целебных трав для людей и животных, он приказал их купить и посадить. Индийское искусство и культура в разной степени испытали на себе влияние извне и стали намного богаче благодаря этому.

Укрепленные города со ступами, вихарами и храмами были построены во времена империи Маурьев (ок. 321-185 гг. до н.э.). Архитектурные творения периода Маурьев, такие как город Паталипутра, Столпы Ашоки, выдающиеся по своим достижениям и часто выгодно отличаются от остального мира того времени. Комментируя маурьевскую скульптуру, Джон Маршалл однажды написал о «необычайной точности и аккуратности, которые характеризуют все маурьевские работы и которые, осмелимся сказать, никогда не превосходили даже высочайшее мастерство афинян».

Вырубленные в скале пещеры

Примерно в то же время начала развиваться высеченная в скале архитектура, начиная с уже очень сложных и спонсируемых государством пещер Барабар в Бихаре, которые были лично посвящены Ашоке около 250 г. до н. э. Эти искусственные пещеры демонстрируют удивительный уровень технического мастерства: чрезвычайно твёрдую гранитную породу вырезали в геометрической форме и отполировали до зеркального блеска.

Считается, что во II веке до н. э. из-за падения империи Маурьев и последовавших за этим гонений на буддизм при Пушьямитре Сунге многие буддисты переселились на Декан под защиту династии Андхра, тем самым перенеся строительство пещер в западную Индию. Огромные усилия по созданию религиозных пещер (обычно буддийских или джайнских) продолжались там до II века н. э., кульминацией чего стали пещеры Карлы или пещеры Пандавлени.

Украшенные ступы

Вскоре после первых попыток строительства Ступы Санчи № 2 (125 г. до н. э.) ступы стали богато украшать скульптурными рельефами. Полноценные скульптурные украшения и сцены из жизни Будды вскоре появились в Бхархуте (115 г. до н. э.), Бодх-Гае (60 г. до н. э.), Матхуре (125–60 гг. до н. э.), снова в Санчи для возведения торанов (I век до н. э./н. э.), а затем в Амаравати (I–II вв. н. э.).

Отдельно стоящие храмы

Храмы, построенные по эллиптическому, круглому, четырёхугольному или апсидному плану, изначально возводились из кирпича и дерева. Возможно, им предшествовали деревянные храмы с глинобитной крышей, но ни один из них не сохранился до наших дней.

Буддийский храм с куполом, 1-2 века нашей эры

Вихара Гумбатона, Гандхара, I-II века н. э.
Вихара Гумбатона, Гандхара, I-II века н. э.

Храмы с круглым куполом

Некоторые из самых ранних отдельно стоящих храмов, возможно, были круглыми, как храм Байрат в Байрате, Раджастхан, состоящий из центральной ступы, окружённой круглой колоннадой и стеной.  Он был построен во времена Ашоки, и рядом с ним были найдены два малых наскальных эдикта Ашоки. Ашока также построил храм Махабодхи в Бодх-Гае около 250 г. до н. э., также круглое сооружение, чтобы защитить дерево Бодхи, под которым Будда обрёл просветление.

Апсидальные храмы

Другим ранним отдельно стоящим храмом в Индии, на этот раз апсидной формы, по-видимому, является храм 40 в Санчи, который также датируется III веком до н. э. Это был апсидный храм, построенный из дерева на высокой прямоугольной каменной платформе размером 26,52×14×3,35 метра с двумя лестницами, ведущими на восток и запад. Отдельно стоящий апсидальный храм сохранился до наших дней, хотя и в изменённом виде, в храме Тривикрама в Тер, Махараштра.

Усеченные пирамидальные храмы

Храм Махабодхи в Бодх-Гае — один из самых ранних примеров храмов в форме усечённой пирамиды с нишами, в которых находятся изображения Будды. Здание увенчано полусферической ступой с шпилями, образующими логическое продолжение храма.

Эта конструкция в форме усечённой пирамиды также ознаменовала переход от безымянной ступы, посвящённой культу реликвий, к иконографическому храму с многочисленными изображениями Будды и бодхисаттв. Этот дизайн оказал большое влияние на развитие более поздних индуистских храмов.

Храмы квадратного стиля

Позднее империя Гуптов также построила буддийские отдельно стоящие храмы (по образцу великих пещерных храмов индийской архитектуры, высеченной в скалах), такие как храм 17 в Санчи, датируемый ранним периодом Гуптов (V век н. э.). Он состоит из квадратного святилища с плоской крышей, портиком и четырьмя колоннами. С архитектурной точки зрения это тетрастильный простильный храм классического вида. Храм Патани, расположенный недалеко от Унчехары, построенный во времена империи Гупта, также имеет квадратное святилище с плоской крышей.

Период Гупта Тетрастиль простой стиль Буддийский храм классической формы появление в Санчи (Храм 17) (5 век н.э.)
Период Гупта Тетрастиль простой стиль Буддийский храм классической формы появление в Санчи (Храм 17) (5 век н.э.)

Роскошная архитектура

Археологические раскопки, проведённые Археологической службой Индии (ASI) в Каусэмби, выявили дворец, фундамент которого был заложен в VIII веке до н. э. и достраивался в шесть этапов. Последний этап, датируемый I–II веками н. э., включал в себя обширное сооружение, разделённое на три блока и окружённое двумя галереями. В центральном блоке находился центральный зал, предположительно использовавшийся в качестве зала для аудиенций и окружённый комнатами, служившими резиденцией правителя. Все сооружение было построено с использованием кирпичей и камней, и на него были нанесены два слоя извести. Во дворце была обширная сеть подземных помещений, также называемых Каутильей в его «Артхашастре» Сурангой, а надстройка и галереи были выполнены по принципу настоящей арки. Четырехцентровая стрельчатая арка использовалась для перекрытия узких проходов и сегментарной арки для более широких помещений. Надстройка центрального и восточного блоков, как было установлено, являлась частью купола, украшавшего здание. Все галереи и надстройка были разрушены и погребены под слоем пепла толщиной 5 см, что указывает на уничтожение дворца пожаром. Правители часто использовали свои дворцы, чтобы продемонстрировать своё величие и могущество. В то время считалось, что монарх имеет божественное право на власть. Эта идея отражена в выражении «король становится не только неподсудным, но и господином закона»  Дворцовая архитектура также была обнаружена в Нагарджунаконде.

Изображение индийского дворца на перилах Махабодхи, показывающее сводчатые подземные помещения, называемые суранга, как описано Каутильей в Артхашастре; период Шунга, II–I вв. до н. э.
Изображение индийского дворца на перилах Махабодхи, показывающее сводчатые подземные помещения, называемые суранга, как описано Каутильей в Артхашастре; период Шунга, II–I вв. до н. э.

Шикхара

Ранние свидетельства использования купольных конструкций типа Шикхара были обнаружены в дворцовой архитектуре Каусамби, датируемой I-II веками н. э. Считалось, что центральный зал был увенчан куполом, но анализ кирпичей указывает на то, что вместо него использовалась конструкция типа Шикхара. Также есть свидетельства того, что Шикхара использовалась в купольной архитектуре, такой как храм Бхитаргаон.

Театр и стадион

Сатаваханы построили стадион и театр в Нагарджунаконде во II веке нашей эры. Театр представляет собой небольшую открытую площадку четырёхугольной формы, со всех четырёх сторон окружённую ступенчатыми трибунами, сделанными из кирпича и облицованными известняком.

Стадион продолговатой формы, относящийся к той же эпохе, состоял из арены, окруженной со всех четырех сторон лестничным пролетом, каждая ступенька которого имела ширину в два фута, и павильона, расположенного на западном конце. На вершине арены была платформа шириной одиннадцать футов. Площадь арены составляла 309 х 259 футов, а глубина — 15 футов. Вся конструкция была выполнена из обожженного кирпича.

Укрепление

Руины крепостной стены Налраджар-Гарха, датируемые V веком н. э., вероятно, являются единственными сохранившимися руинами крепостей периода Гуптов, которые расположены в густых джунглях Северной Бенгалии недалеко от границы между Индией и Бутаном. Характерной особенностью крепостных стен являются две параболические арки. Многие укреплённые города, такие как Налраджар-Гарх, Бхитагарх, возникли в Северо-Восточной Индии благодаря торговле с Юго-Восточным Китаем.

Бадами или форт Пулакеши эпохи Чалукья датируются VI веком н. э.

Конец классического периода

Этот период заканчивается разрушительными вторжениями гуннов-алхонов в VI веке н. э. Говорят, что во время правления гуннского царя Михиракулы было разрушено более тысячи буддийских монастырей по всей Гандхаре. Китайский паломник Сюаньцзан, писавший в 630 году н. э., объяснял, что Михиракула приказал уничтожить буддизм и изгнать монахов. Он сообщил, что буддизм пришёл в упадок и что большинство монастырей опустели и превратились в руины.

Крепостная стена Налраджар, 5 век н.э.
Крепостная стена Налраджар, 5 век н.э.

Раннее средневековье (550-1200 гг. н.э.)

Индуистская храмовая архитектура на Индийском субконтиненте продолжала развиваться в Северной и Южной Индии. Стиль Нагара развился в Северной Индии, где индуистский храм включал Шикхару в качестве преобладающего архитектурного элемента, тогда как в южной Индии вместо нее использовалась Вимана. Индуистская храмовая архитектура характеризовалась использованием камня в качестве доминирующего строительного материала по сравнению с более ранним периодом, когда вместо него использовались обожженные кирпичи.

Навган Куво, Гуджарат, XI век н. э.
Навган Куво, Гуджарат, XI век н. э.

Региональные стили включают Архитектура Карнатаки, Архитектура Калинги, Дравидийская архитектура, Архитектура западного Чалукья и Архитектура Бадами Чалукья.

Вид на главную группу в Паттадакале, комплексе храмов 7-го и 8-го веков н. э., индуистских и джайнских, в северной части Карнатаки
Вид на главную группу в Паттадакале, комплексе храмов 7-го и 8-го веков н. э., индуистских и джайнских, в северной части Карнатаки

Древние индийские арки

В индийской архитектуре используются как ложные, так и настоящие арки.

Поясные арки

Консольные арки в Индии относятся к цивилизации долины Инда, которая использовала консольные арки для строительства дренажных систем. Они были обнаружены в Мохенджо-Даро, Хараппе и Дхолавире.

Самые древние арки, сохранившиеся в индийской архитектуре, — это гавакша или «чайтья-арки», которые встречаются в древней архитектуре, высеченной в скалах, и считаются копиями деревянных арок, которые все исчезли. Они часто завершают весь потолок полукруглой верхней частью; деревянные крыши, сделанные таким образом, можно увидеть на резных изображениях городов и дворцов. Ряд небольших храмов, построенных в ранний период, имеют такие крыши, построенные с использованием контрфорсов, а также апсиды. Храм Тривикрама в Тере, штат Махараштра является примером. Форма арки сохранилась в индийской архитектуре не как проём в стене, а как глухая ниша, выступающая из стены и выдерживающая только свой собственный вес. В таком виде она стала очень распространённым и важным декоративным элементом индуистских храмов.

Арк

Археолог XIX века Александр Каннингем, глава Археологической службы Индии, сначала считал, что из-за полного отсутствия арок в индуистских храмах они были чужды индийской архитектуре, но несколько доисламских примеров свидетельствуют об их существовании, что он объяснял следующим образом:

Археологические свидетельства указывают на то, что клиновидные кирпичи и строительство колодцев в цивилизации долины Инда, и хотя настоящих арок пока не обнаружено, эти кирпичи подходили для строительства настоящих арок. Самая ранняя арка появилась в Южной Азии в виде цилиндрического свода в позднем хараппском кладбище H, датируемом 1900 г. до н. э. — 1300 г. до н. э. и служившем крышей для печи для обработки металлов. Это открытие было сделано Ватсом в 1940 году во время раскопок в Хараппе. Настоящая арка в Индии появилась в до-маурийский период Нанда в V веке до н. э. Фрагмент арки, обнаруженный археологом К. П. Джаясвалом на арке с надписью брахми,  или I-II век н. э., когда она впервые появилась в дворцовой архитектуре Каусвами периода Кушана.

Разнообразие арок в доисламские периоды

Укрепление

Факты свидетельствуют о том, что при строительстве крепостных стен в Дели применялся почти тот же принцип, что и при строительстве Красного форта и Форта Агры в доисламские периоды правления раджпутов. Раскопки в Лал-Коте под Пурана-Килой выявили руины, построенные по тому же принципу, что и в постисламский период и в эпоху Великих Моголов.

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий