Архитектура пуэбло

Таос-Пуэбло, один из самых известных образцов архитектуры пуэбло

Архитектура пуэбло относится к традиционной архитектуре народа пуэбло на территории современных юго-западных штатов США, особенно в Нью-Мексико. Многие из тех же строительных техник позже были адаптированы испаноязычными жителями Нью-Мексико в территориальный стиль. Архитектура пуэбло и испаноязычных жителей также легла в основу архитектуры возрождения пуэбло и архитектуры возрождения территорий — региональных стилей юго-запада XX века, которые остаются популярными.

Таос-Пуэбло, один из самых известных образцов архитектуры пуэбло
Таос-Пуэбло, один из самых известных образцов архитектуры пуэбло

История

Предки пуэбло впервые начали строить пуэбло в период Пуэбло I (750–900 гг. н. э.). Когда испанские колонисты прибыли на юго-запад в конце 1500-х годов, они переняли у пуэбло местные строительные технологии и адаптировали их для своих типов зданий, таких как гасиенды и церкви-миссии. Народ пуэбло также перенял некоторые испанские инновации, включая производство обожженного на солнце саманного кирпича. Поскольку современные строительные материалы, такие как кирпич, стекло и фрезерованные пиломатериалы, стали более доступными в течение Территориального периода и особенно с появлением железных дорог в 1870-1880-х годах, традиционные методы строительства вышли из моды, хотя они оставались обычным явлением в самих пуэбло и в других сельских районах. Архитектура пуэбло пережила возрождение в 1920-х и 1930-х годах как романтизированный стиль возрождения, пуэбло-ренессанс, и остаётся популярной в Нью-Мексико.

Миссионерская церковь Сан-Эстеван-дель-Рей (1629) в Акома-Пуэбло, образец испанской колониальной архитектуры, сочетающей традиционные пуэблоанские строительные методы
Миссионерская церковь Сан-Эстеван-дель-Рей (1629) в Акома-Пуэбло, образец испанской колониальной архитектуры, сочетающей традиционные пуэблоанские строительные методы
Архитектурная деталь Пуэбло-Бонито, построенного между 850 и 1150 годами н. э.
Архитектурная деталь Пуэбло-Бонито, построенного между 850 и 1150 годами н. э.

Характеристики

Стена с контрфорсами в Акома-Пуэбло, демонстрирующая сочетание глинобитной и каменной кладки в одном здании.
Стена с контрфорсами в Акома-Пуэбло, демонстрирующая сочетание глинобитной и каменной кладки в одном здании.

Здания пуэбло чаще всего строятся из самана, хотя там, где это было возможно, также использовался камень, например, в каньоне Чако. Здания имеют плоские крыши, поддерживаемые грубо обтесанными деревянными балками, называемыми вигами, и меньшими перпендикулярными планками или латильями. Виги обычно проходят через внешнюю поверхность стены. Более крупные сооружения часто имеют форму многоэтажных террас с отступами на каждом уровне. Традиционно на верхние этажи можно было попасть по лестницам, а здания часто были полуукреплёнными, с минимальным количеством дверных и оконных проёмов на первом этаже. В современной практике чаще используются обычные двери и окна, которые часто встраиваются в старые здания. К другим ключевым элементам архитектуры пуэбло относятся кивы — круглые церемониальные помещения, частично или полностью расположенные под землёй, а также закрытые дворы или площади. Акцент делается на общественных, а не на личных пространствах, с площадью в центре деревни и деревенской жизни, в то время как жилые и складские помещения более утилитарны и расположены по периметру.

По словам архитектора и историка из Санта—Клары Рины Свенцелл, архитектуру Пуэбло можно понимать в контексте «мира, в котором дом или сооружение не является объектом или машиной для жизни, а является частью космологического мировоззрения, признающего множественность, одновременность, инклюзивность и взаимосвязанность». В этой традиции здания рассматриваются как живые существа с ограниченным сроком службы, и их «»кормят» кукурузной мукой после строительства, чтобы у них была хорошая жизнь». «Центр» — важное понятие, поскольку площадь является как физическим центром деревни, так и метафизическим центром вселенной:

«Сердце земли» или бу-пинг-гех (сердце пуэбло) для народа тева — это открытое общественное пространство в деревне, где проходят ритуальные танцы и другие общественные мероприятия. В бу-пинг-гех находится буквальный центр земли, нан-сипу, что переводится как «корень живота» земли. Космос каждого пуэбло окружает нан-сипу, а окружающие горы, где соприкасаются небо и земля, являются границами хорошо организованных пространств, в которых живут люди, животные и духи.

Нан-сипу могут быть незаметно отмечены камнями. Идея выхода из земли и возвращения в неё также важна, особенно в подземных кивах и лестницах, по которым поднимались с одного уровня на другой.[6] Дочь Свенцелла, скульптор Роксана Свенцелл, назвала многовековую связь пуэбло с ландшафтом ещё одним ключевым аспектом архитектуры пуэбло:

Вы можете наблюдать, как маленькое деревце вырастает в большое, а затем срубить его и использовать в своём доме в качестве изгороди. Но вы знаете это дерево. Это ваша семья. Земля, которую вы используете для штукатурки или изготовления глиняной посуды и прочего, находится прямо здесь. Так что вы знаете, где хорошая земля, а где не очень. Это определённо связано с отношениями.

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий