Архитектура в стиле боз-ар (/boʊz ˈɑːr/ боз АР, ) — академический архитектурный стиль, преподававшийся в Школе изящных искусств в Париже, особенно с 1830-х годов до конца XIX века. Он опирался на принципы французского неоклассицизма, но также включал элементы ренессанса и барокко и использовал современные материалы, такие как железо и стекло, а позднее — сталь. Это был важный стиль, оказавший огромное влияние на Европу и Америку в конце XIX и в XX веке, особенно в отношении общественных и административных зданий.
История
Стиль «боз-ар» развился из французского классицизма эпохи Людовика XIV, а затем французского неоклассицизма, начиная с эпохи Людовика XV и эпохи Людовика XVI. Французские архитектурные стили до Французской революции регулировались Королевской академией архитектуры (1671–1793), а затем, после Французской революции, архитектурным отделением Академии изящных искусств. Академия проводила конкурс на соискание Римской премии в области архитектуры, победители которого получали возможность изучать классическую античную архитектуру в Риме.
Формальному неоклассицизму старого режима бросили вызов четыре преподавателя академии: Жозеф-Луи Дюк, Феликс Дюбан, Анри Лабруст и Леон Водуайе, которые учились во Французской академии в Риме в конце 1820-х годов. Они хотели отойти от строгой формальности старого стиля, представив новые образцы архитектуры Средневековья и Ренессанса. Их целью было создать аутентичный французский стиль на основе французских образцов. В 1837 году их работе способствовало создание Комиссии исторических памятников, возглавляемой писателем и историком Проспером Мериме, а также большой интерес к Средневековью, вызванный публикацией в 1831 году романа «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго. Их заявленной целью было «придать нашей архитектуре истинно национальный характер».
Стиль, который на английском языке называется «боз-ар», достиг своего расцвета во времена Второй империи (1852–1870) и последовавшей за ней Третьей республики. Стиль обучения, который привёл к появлению архитектуры в стиле «боз-ар», сохранялся без значительных изменений до 1968 года.
Стиль боз-ар оказал сильное влияние на архитектуру Соединённых Штатов в период с 1880 по 1920 год. В отличие от него, многие европейские архитекторы периода 1860–1914 годов за пределами Франции отошли от боз-ар и обратились к собственным национальным академическим центрам. В связи с культурной политикой конца XIX века британские архитекторы, работавшие в стиле имперского классицизма, придерживались несколько более независимого курса, что привело к созданию сэром Эдвином Лаченсомправительственных зданий в Нью-Дели.
Обучение
В рамках обучения в Школе изящных искусств особое внимание уделялось основным образцам имперской римской архитектуры между Августом и императорами из династии Северов, итальянскому Ренессансу, а также французским и итальянским моделям барокко, но полученные знания можно было применить и к более широкому спектру моделей: кварто флорентийским дворцов или французской поздней готике. Американские архитекторы поколения «боз-ар» часто возвращались к греческим образцам, которые имели богатую местную историю в американском греческом возрождении начала XIX века. Впервые альбомы с фотографиями дополнили тщательные масштабные чертежи и визуализацию деталей на месте.
В обучении изящным искусствам широко использовались аграфы, застежки, которые соединяли одну архитектурную деталь с другой; взаимопроникновение форм, характерное для барокко; «говорящая архитектура» (architecture parlante), в которой особое внимание уделялось уместности символики.
Обучение в Школе изящных искусств было направлено на создание быстрых концептуальных набросков, высокохудожественных перспективных рисунков, пристальное внимание к программе и тщательную проработку деталей. При выборе места учитывался социальный и городской контекст.
Все архитекторы-студенты проходили обязательные этапы — изучение античных моделей, создание аналогов, анализ, воспроизведение греческих или римских моделей, «карманные» исследования и другие традиционные этапы — в ходе длительного конкурса на несколько желанных мест в Академии Франции в Риме (расположенной на вилле Медичи) с традиционными требованиями периодически отправлять презентационные чертежи, называемые envois de Rome.
-
Архитектура в стиле боз-ар зависела от скульптурного декора в консервативных современных формах, с использованием французского и итальянского барокко и рококо в сочетании с импрессионистской отделкой и реализмом. На фасаде, показанном выше, Диана опирается на карниз, на котором сидит, в естественной позе, типичной для интеграции скульптуры в архитектуру в стиле боз-ар.
Слегка увеличенные в масштабе детали, смелые скульптурные консоли, богатые глубокие карнизы, свисающие элементы и скульптурные украшения в самой эффектной отделке, которую мог себе позволить клиент, обеспечили работой несколько поколений архитекторов-моделлеров и резчиков по дереву из Италии и Центральной Европы. Чувство уместности на уровне ремесленников помогало проектным группам первых по-настоящему современных архитектурных бюро.
Характеристики архитектуры в стиле Боз-Ар включали в себя:
- Плоская крыша
- Рустованный и приподнятый первый этаж
- Иерархия пространств: от «благородных» — парадных входов и лестниц — до утилитарных
- Арочные окна
- Арочные и фронтонные двери
- Классические детали: отсылки к синтезу историцистских стилей и тенденции к эклектизму; свободное владение несколькими «манерами»
- Симметрия
- Статуи, скульптуры (барельефы, фигурные скульптуры, скульптурные группы), фрески, мозаики и другие произведения искусства, объединённые общей темой, подчёркивающей индивидуальность здания
- Классические архитектурные детали: балюстрады, пилястры, гирлянды, картуши, акротерии с богато украшенными застёжками (аграфами), кронштейнами и опорными консолями
- Тонкая полихромия
Архитектура в стиле боз-Ар по странам
Европа
Бельгия
Несмотря на то, что этот стиль использовался не так часто, как в соседней стране Франции, некоторые образцы зданий в стиле Боз-ар все еще можно найти в Бельгии. Наиболее ярким из этих примеров является Королевский музей Центральной Африки в Тервюрене, но комплексы и триумфальная арка Пятиквартирного дома/парка Юбель в Брюсселе и расширения Дворца Лакен в Брюсселе и Королевских галерей Остенде также выдержаны в стиле изящных искусств, созданном французским архитектором Шарлем Жиро. Кроме того, в Брюсселе на авеню Мольера/Molièrelaan можно увидеть несколько крупных зданий в стиле боз-ар. Будучи выпускником Школы изящных искусств и автором проекта Малого дворца, Жиро был лидером боз-ар в начале XX века. После смерти Альфонса Бала он стал новым и любимым архитектором бельгийского короля Леопольда II. Поскольку Леопольд был внуком Людовика Филиппа I во Франции, он любил этот особый архитектурный стиль, который похож на архитектуру XVII и XVIII веков, созданную для французской короны.
Здания в стиле Боз-Ар в Бельгии
- 1782: Дворец Лаекен, Брюссель (пристройки)
- 1880: Парк Пятидесятилетия/Юбельпарк, Брюссель (комплексы и триумфальная арка)
- 1898: Королевский музей Центральной Африки, Tervuren
- 1902–1906: Королевские галереи Остенде, Остенде (расширение)
- 1908 год: авеню Мольера, 177–179 / авеню Брюгман, 176–178, Брюссель (сочетание ар-нуво, изящных искусств и эклектики)
- 1909 год: бульвар Мольера, 193, Брюссель
- 1910 год: бульвар Мольера, 128, Брюссель
- 1910 год: бульвар Мольера, 130, Брюссель
- 1910 год: бульвар Мольера, 132, Брюссель
- 1910 год: бульвар Мольера, 207, Брюссель
- 1912 год: бульвар Мольера, 519, Брюссель
- 1912 год: бульвар Мольера, 305, Брюссель
Франция
Стиль боз-ар во Франции в XIX веке был основан четырьмя молодыми архитекторами, получившими образование в Школе изящных искусств, — Жозефом-Луи Дюком, Феликсом Дюбаном, Анри Лабрустом и Леоном Водуайе, которые сначала изучали римскую и греческую архитектуру на вилле Медичи в Риме, а затем в 1820-х годах начали систематически изучать другие исторические архитектурные стили, в том числе французскую архитектуру Средневековья и Ренессанса. Они ввели в Школе изящных искусств преподавание различных архитектурных стилей и установили во дворе школы фрагменты зданий эпохи Возрождения и Средневековья, чтобы студенты могли их рисовать и копировать. Каждый из них также спроектировал новые неклассические здания в Париже, вдохновленные множеством различных исторических стилей: Лабруст построил Библиотеку Сент-Женевьев (1844-1850), Дюк спроектировал новый Дворец правосудия и Кассационный суд на острове Сите (1852-1868), Водройе спроектировал Национальную консерваторию искусств и метрополии (1838-1867), а Дюбан спроектировал новые здания Школы изящных искусств. Вместе эти здания, сочетающие в себе ренессанс, готику, романский стиль и другие неклассические стили, нарушили монополию неоклассической архитектуры в Париже.
Германия
Германия — одна из стран, где стиль боз-ар был хорошо принят наряду с архитектурой в стиле барокко. Этот стиль был особенно популярен и наиболее ярко представлен в ныне не существующем регионе Пруссия во времена Германской империи. Лучшими примерами зданий в стиле боз-ар в Германии сегодня являются Музей Боде в Берлине, Лейзхалле и Высшая школа музыки и театра Гамбурга в Гамбурге.
Здания в стиле боз-Ар в Германии
- 1898–1904: Музей Боде, Берлин
- 1904–1908: Лайсхалле, Гамбург
- 1888–1913: Высшая школа музыки и театра в Гамбурге, Гамбург
Венгрия
Здания в стиле Боз-Ар в Венгрии
- 1875–1877: Будапештский вокзал Нюгати, Будапешт
- 1913: Термальные ванны Сечени, Будапешт
Италия
Здания в стиле боз-Ар в Италии
- 1908: Отель Эксельсиор, Неаполь
Нидерланды
По сравнению с другими странами, такими как Франция и Германия, стиль боз-ар так и не стал популярным в Нидерландах. Тем не менее в период с 1880 по 1920 год в этом стиле было построено несколько значимых зданий, в основном в городах Роттердам, Амстердам и Гаага.
Здания в стиле боз-Ар в Нидерландах
- 1880–1889: План C, Роттердам (разрушен во время бомбардировки Роттердама немцами в 1940 году)
- 1883: Blauwbrug, Amsterdam
- 1883: Hogesluis , Амстердам
- 1898: Regentessebrug , Роттердам
- 1914–1920: Ратуша Роттердама (частично повреждена во время бомбардировки Роттердама в 1940 году, но позже восстановлена)
- 1915–1923: бывшее главное почтовое отделение Роттердама (частично повреждено во время бомбардировки Роттердама в 1940 году, но позже восстановлено)
- 1907–1913: Дворец мира, Гаага
Португалия
Здания в стиле боз-Ар в Португалии
- 1909–1911: Здание на улице Александра Геркулану, 25-25А , Лиссабон
- 1912: Штаб-квартира инженерных орденов, Лиссабон
- 1913: Здание Гавето , Лиссабон
- Центральный институт национальной помощи туберкулезу Португалии, Лиссабон
Румыния
В Старом Королевстве Румыния к концу XIX века многие административные здания и частные дома были построены в стиле «боз-ар» или «эклектика», привнесённом из Франции французскими архитекторами, которые приезжали сюда работать в Румынию, обучаясь во Франции. Дворец Национального банка Румынии на улице Липскани, построенный между 1883 и 1885 годами, является хорошим примером этого стиля. Он украшен не только колоннами (в основном ионическими), но и аллегорическими статуями, расположенными в нишах, которые изображают сельское хозяйство, промышленность, торговлю и правосудие. Благодаря популярности этого стиля Бухарест стал похож на Париж, что привело к тому, что Бухарест стали называть «маленьким Парижем». Эклектика была очень популярна не только в Бухаресте и Яссах, двух крупнейших городах Румынии того времени, но и в более мелких, таких как Крайова, Каракаль, Рымнику-Вылча, Питешти, Плоешти, Бузэу, Ботошани, Пьятра-Нямц и т. д. Этот стиль использовался не только для административных зданий и больших домов богатых людей, но и для домов среднего класса.
Испания
Здания в стиле Боз-Ар в Испании
- 1876 год: здание Королевского экономического общества друзей Картахенской области, Картахена
- 1876–1882: Северная станция, Мадрид
- 1981: Casa Resines, Вальядолид
- 1886: Пассаж Гутьерреса, Вальядолид
- 1902: Отель «Санто Мауро», Мадрид
- 1905–1910: Мадридский казино
- 1907–1911: здание Метрополис, Мадрид
- 1908–1911: улица Монтальбан, 5, Мадрид
- 1913–1916: Дом Рейно, Мадрид
- 1919–1924: Гран-Виа, 24, Мадрид
- 1920–1923: Дома для маркиза Энсинареса, Мадрид
- 1921–1923: особняк Томаса де Берете, Мадрид
- 1922: бывший гуманитарный центр Испанского национального исследовательского совета, Мадрид
- 1924: Улица Майор, 6, Мадрид
- 1915–1928: Штаб военно-морского флота, Мадрид
Северная Америка
Канада
В начале XX века в Канаде в общественных зданиях был очень популярен стиль боз-ар. Примечательно, что все три законодательных здания провинций прерий выполнены в этом стиле.
Здания в стиле Боз-Ар в Канаде
- 1885: Зал хоккейной славы (бывший филиал Монреальского банка), Торонто
- 1898: Лондонский и Ланкаширский страховой дом, Монреаль
- 1903: Старое здание Монреальской фондовой биржи
- 1904: Мэрия Университетского города, Миссури
- 1905: Олден Холл, Мидвилл
- 1906: Электростанция в Торонто, Ниагарский водопад
- 1907: Королевский театр Александры, Торонто
- 1909: Linton Apartments, Монреаль
- 1910 год: здание Жиля Окара (первоначально — Высшая коммерческая школа), Монреаль
- 1912: Башня Солнца, Ванкувер
- 1912: Монреальский музей изящных искусств, Монреаль
- 1912 год: здание Сената Канады (первоначально железнодорожная станция, построенная Россом и Макдональдом), Оттава
- 1912: Здание законодательного собрания Саскачевана, Реджайна
- 1913: Здание законодательного собрания Альберты, Эдмонтон
- 1913–1920: Юнион-стейшн, Торонто
- 1913–1931: здание Sun Life, Монреаль
- 1920: Здание законодательного собрания Манитобы, Виннипег
- 1920: Миллениум-центр, Виннипег
- 1923 год: Памятная арка Королевского военного колледжа Канады в Кингстоне, Онтарио
- 1923–1924: Банк Новой Шотландии, Оттава
- 1924–2017: бывшее здание Верховного суда, Тандер-Бей
- 1927: Юнион Стейшн, Торонто
- 1930: Здание на Доминион-сквер, Монреаль
- 1931: Здание Канадской жизни, Торонто
- 1932: Шале Маунт-Ройял, Монреаль
- 1932: Пространство коренных народов, Оттава (бывшее посольство США)
- 1935: Общественное здание Доминион, Торонто
Архитекторы изящных искусств в Канаде
- Уильям Сазерленд Максвелл
- Джон М. Лайл
- Росс и Макдональд
- Спроатт и Рольф
- Пирсон и Дарлинг
- Эрнест Кормье
- Э.Дж . Леннокс
- Жан-Омер Маршан фр. Jean-Omer Marchand
Мексика
Стиль боз-ар был популярен в Мексике в конце XIX — начале XX века. Он был популярен среди учёных эпохи Порфириато. Академия Сан-Карлос оказала влияние на развитие этого стиля в Мексике. Среди известных архитекторов — Хенаро Алькорта, Альфред Джайлс и Антонио Ривас Меркадо (ведущий мексиканский архитектор той эпохи). Ривас Меркадо был директором Академии Сан-Карлос с 1903 по 1912 год. Обучаясь в Школе изящных искусств в Париже, он стремился внедрить и адаптировать её учение к мексиканскому контексту. Считается, что наибольшее влияние на Мексику оказали такие тексты о стиле изящных искусств, как «Элементы и теория архитектуры» Жюльена Гуаде. Стиль утратил популярность после Мексиканской революции (начавшейся в 1910 году). В современной архитектуре этот стиль повлиял на неоклассического архитектора Хорхе Лойсагу.
США
Архитектура в стиле боз-ар оказала сильное влияние на архитектуру в Соединённых Штатах благодаря многим выдающимся американским архитекторам, которые учились в Школе изящных искусств, в том числе Генри Хобсону Ричардсону, Джону Гейлену Ховарду, Дэниелу Бёрнхему и Луису Салливану.
Первым американским архитектором, поступившим в Школу изящных искусств, был Ричард Моррис Хант в период с 1846 по 1855 год, за ним последовал Генри Хобсон Ричардсон в 1860 году. За ними последовало целое поколение. Ричардсон усвоил уроки Школы изящных искусств по композиции и пространственному планированию, а затем применил их к романским архитектурным моделям, которые не были характерны для Школы изящных искусств. Обучение в Школе изящных искусств научило его выходить за рамки рабского копирования и воссоздавать в полной мере усвоенные и привычные образы своих моделей. Ричардсон разработал очень индивидуальный стиль («ричардсоновский романский стиль»), свободный от историзма, который оказал влияние на ранний модернизм.
«Белый город» на Всемирной Колумбовой выставке 1893 года в Чикаго стал триумфом этого движения и дал мощный толчок недолго просуществовавшему движению «Красивый город» в Соединённых Штатах. Городское планирование в стиле боз-ар, с его барочным акцентом на перспективах, подчеркнутых симметрией, привлекающих внимание памятниках, осевых проспектах, одинаковой высоте карнизов, гармоничном «ансамбле» и несколько театральном благородстве и доступном очаровании, воплощало идеалы, которые последовавшее за ним модернистское движение осуждало или просто отвергало. Первым американским университетом, введшим в учебную программу курс изящных искусств, стал Массачусетский технологический институт (MIT) в 1893 году, когда французский архитектор Констан-Дезире Деспрадель был приглашён в MIT для преподавания. Впоследствии курс изящных искусств был введён в Колумбийском университете, Пенсильванском университете и других учебных заведениях. С 1916 года Институт изящных искусств в Нью-Йорке обучал архитекторов, художников и скульпторов работе в качестве активных соавторов.
Здания в стиле боз-Ар в Соединенных Штатах
Многочисленные кампусы американских университетов были спроектированы в стиле Боз-Ар, в частности: Колумбийский университет (введен в эксплуатацию в 1896 году), спроектированный Маккимом, Мидом и Уайтом; Калифорнийский университет в Беркли (введен в эксплуатацию в 1898 году), спроектированный Джоном Галеном Ховардом; Военно-морская академия США (построена в 1901-1908 годах), спроектированная Эрнестом Флэггом; кампус Массачусетского технологического института (введен в эксплуатацию в 1913 году), спроектированный Уильямом В. Босвортом; Университет Эмори и Университет Карнеги-Меллона (введены в эксплуатацию в 1913 году), спроектированный в 1908 и 1904 годах соответственно), оба спроектированы Генри Хорнбостелем; и Техасский университет (введен в эксплуатацию в 1931 году), спроектированный Полем Филиппом Кретом.
В то время как стиль зданий в стиле боз-ар был адаптирован из исторических образцов, при строительстве использовались самые современные доступные технологии. Большой дворец в Париже (1897–1900) внутри имел современный железный каркас; классические колонны были чисто декоративными. Замок Кароли к югу от Сан-Франциско, построенный в 1914–1916 годах, был спроектирован так, чтобы выдерживать землетрясения, после разрушительного землетрясения 1906 года в Сан-Франциско. Известный испанский инженер-строитель Рафаэль Гуаставино (1842–1908), прославившийся своими сводчатыми перекрытиями, известными как изделия из плитки Гуаставино, спроектировал своды в десятках зданий в стиле боз-ар в Бостоне, Нью-Йорке и других городах.
Архитектура в стиле боз-ар также придала железным дорогам гражданский облик. Юнион-стейшн в Чикаго, Центральный вокзал Мичигана в Детройте, Юнион-терминал в Джексонвилле, Гранд-Сентрал-терминал и оригинальный Пенсильванский вокзал в Нью-Йорке, а также Юнион-стейшн в Вашингтоне — известные американские примеры этого стиля. В Цинциннати есть несколько примечательных зданий в стиле боз-ар, в том числе Мемориальное здание округа Гамильтон в районе Овер-зе-Рейн и бывшая библиотека Карнеги в районе Колумбия-Тускулум.
Два примечательных церковных сооружения в стиле боз-ар — оба служат одной и той же епархии и оба спроектированы одним и тем же архитектором — находятся в городах побратимах Миннеаполисе и Сент-Поле в штате Миннесота. Миннеаполисская базилика Святой Марии, первая базилика, построенная и освящённая в Соединённых Штатах, была спроектирована франко-американским архитектором Эммануэлем Луи Маскери (1861–1917) и открыта в 1914 году. Год спустя в соседнем Сент-Поле было завершено строительство массивного собора Святого Павла, спроектированного Маскареем (также известного как Национальный собор-усыпальница апостола Павла). Это третий по величине римско-католический собор в Соединённых Штатах, архитектура которого преимущественно отражает принципы стиля боз-ар, в который Маскарей интегрировал стилистические элементы других знаменитых французских церквей.
Другие примеры включают главное здание Нью-Йоркской публичной библиотеки; Банкрофт-холл в Военно-морской академии, крупнейшее академическое общежитие в мире; и Центральный вокзал Мичигана в Детройте, самый высокий железнодорожный вокзал в мире на момент завершения строительства
Архитекторы изящных искусств в Соединенных Штатах
В конце 1800-х годов, в период расцвета архитектуры в стиле боз-ар во Франции, американцы были одной из самых многочисленных групп иностранцев в Париже. Многие из них были архитекторами и студентами архитектурных факультетов, которые привезли этот стиль в Америку. Следующие люди, студенты Школы изящных искусств, известны как создатели работ в стиле боз-ар в Соединённых Штатах:
- Отто Юджин Адамс
- Уильям А. Боринг
- Уильям У. Босуорт
- Артур Браун — младший .
- Дэниел Бернхэм
- Каррер и Гастингс
- Джеймс Эдвин Рутвен Карпентер — младший .
- Поль Филипп Крет
- Эдвард Эммет Догерти
- Эрнест Флэгг
- Роберт В. Гибсон
- К. П. Х. Гилберт
- Касс Гилберт
- Томас Гастингс
- Рэймонд Худ
- Генри Хорнбостел
- Джон Гален Ховард
- Ричард Моррис Хант
- Альберт Кан
- Чарльз Клаудер
- Лига Элламэ Эллис
- Элект Д. Литчфилд
- Остин У. Лорд
- Эммануэль Луи Маскере
- Уильям Резерфорд Мид
- Джулия Морган
- Чарльз Фоллен Макким
- Гарри Б. Малликен
- Кеннет Маккензи Мерчисон
- Генри Орт
- Теодор Уэллс Питер I
- Уиллис Полк
- Джон Рассел Поуп
- Тростник и Стебель
- Артур Уоллес Райс
- Генри Хобсон Ричардсон
- Фрэнсис Палмер Смит
- Луис Салливан
- Эдвард Липпинкотт Тилтон
- Эвартс Трейси из компании «Трейси и Свартуаут «
- Гораций Трамбауэр
- Энок Хилл Тернок
- Уитни Уоррен
- Стэнфорд Уайт
Чарльз Макким, Уильям Мид и Стэнфорд Уайт в конечном итоге стали партнёрами известной архитектурной фирмы McKim, Mead & White, которая спроектировала множество известных зданий в стиле боз-ар.
Южная Америка
Аргентина
С 1880 года в аргентинской политике к власти пришло так называемое «поколение 80-х». Это были поклонники Франции как образцовой республики, особенно в том, что касалось культуры и эстетических вкусов. Буэнос-Айрес — центр архитектуры в стиле боз-ар, который продолжали строить вплоть до 1950-х годов.
Здания в стиле Боз-Ар в Аргентине
- 1877–1894: Дворец Агуас-Корриентес, Буэнос-Айрес
- 1883–1887: Дворец Унсуэ, Буэнос-Айрес
- 1889–1908: Театр Колон, Буэнос-Айрес
- 1889: Павильон АргентиныExposition Universelle), демонтирован и реконструирован в Буэнос-Айресе (снесён в 1932 году) (аргентинский павильон на Всемирной выставке 1889 года в Париже
- 1890: Южный вокзал Мар-дель-Плата , Мар-дель-Плата (железнодорожный вокзал был закрыт в 1949 году, а позже пострадал от пожара. Несмотря на то, что его отремонтировали, сегодня он выглядит гораздо скромнее)
- 1894–1898: Дом культуры Буэнос-Айреса, Буэнос-Айрес
- 1898–1906: Дворец Национального конгресса Аргентины, Буэнос-Айрес
- 1908–1910: Клуб «Мар-дель-Плата» , «Мар-дель-Плата» (сгорел в 1961 году)
- 1908–1928: Культурный центр Кирхнера, Буэнос-Айрес
- 1926–1931: Дворец Законодательного собрания Буэнос-Айреса, Буэнос-Айрес
- 1908–1910: Правительственный дворец в Тукумане, San Miguel de Tucumán
- 1924–1929: здание Эстругаму, Буэнос-Айрес
Архитекторы изящных искусств в Аргентине
- Alejandro Bustillo
- Julio Dormal
- Gainza y Agote
- Алехандро Кристоферсен
- Eduardo Le Monnier
- [ (впоследствии сторонник рационализма)
- Пол Патер
- Jacques Dunant
- Норберт Майар
- Карлос Тайс (ландшафтный архитектор)
Бразилия
Здания в стиле боз-Ар в Бразилии
- 1858: Casa Lebre , São Paulo
- 1890–1894: Дом Каэтану де Кампоса , Сан-Паулу
- 1896–1899: Дворец Елисейских полей, Сан-Паулу
- 1903–1911: Муниципальный театр Сан-Паулу
- 1909: Театр Колизеу Сантиста , Santos, São Paulo
- 1910: Дворец Терезы Толедо Лара , Сан-Паулу
- 1911: Prates Mansions, São Paulo
- 1922–1926: Дворец Тирадентис, Рио-де-Жанейро
- 1923: Дворец Гельвеция , Сан-Паулу
- 1926–1929: здание Александра Маккензи, Сан-Паулу
- Artemis Hotel, São Paulo
- Banco de São Paulo Building, São Paulo
- Отель de La Rotisserie Sportsman, Сан-Паулу
- Mococa Building, São Paulo
Colombia
Здания в стиле Боз-Ар в Перу
- 1855: Национальный клуб, Лима
- 1906–1939: Законодательный дворец, Лима
- 1919–1924: Здание Римак, Лима
Африка
Мозамбик
Здания в стиле Боз-Ар в Мозамбике
- 1901?: Муниципальный рынок, Мапуту
- 1933: Театр Хиля Висенте, Мапуту
- Banco da Beira, Beira
- Casa Ana, Beira
- Casa Infante de Sagres, Beira
- Edifício do Almoxarifado, Beira
- Escola de Artes e Ofícios, Beira
- Palácio dos Desportos, Beira
- Стандартное Здание Банка, Бейра
- Tribunal da Beira
Азия
Япония
Здания в стиле боз-Ар в Японии
- 1918: Здание Кобе Юсена, Кобе
- 1926–1929: Главное здание Мицуи, Токио
- 1930–1934: Здание страховой компании Мэйдзи, Токио
- Здание Йокогамы Юсен
Филиппины
Здания в стиле Боз-Ар на Филиппинах
- 1911 год: дом медсестры, Филиппинский госпиталь общего профиля
- 1914: Филиппинское здание Эль Хогар, Escolta, Манила
- 1915: Здание Регины, Эсколта, Манила
- 1916: Адуана де Илоило
- 1919: Мост Джонса, Эрмита и Бинондо, Манила
- 1919: Здание Grand Cafe в Маниле
- 1919: Отель » Лунета», Эрмита, Манила
- 1920: Зал Сен-Ла-Саль
- 1924–1927: Главное здание Университета Санто — Томас, Сампалок, Манила
- 1928: Особняк Лопеса, Яро, город Илоило
- 1928: здание Нативидад, Эскольта, Манила
- 1937: Особняк Лизарес, Джаро, город Илоило
- 1938: Здание Кальво, Эсколта, Манила
- Здание Хуана Луны
- Особняк Наталио Энрикеса, Сарияя, Кесон
- Здание Filipinas Insurance co.
- Национальный музей антропологии (Манила)
- Национальный музей естественной истории (Манила)
- Мэрия Манилы
- Почтовое отделение в Маниле
- Капитолий Лингайена
- Западная столица негров
- Филиппинская больница общего профиля
- Филиппинский женский университет
- Капитолий Батангаса
- Столица провинции Сорсогон
- Ризал Холл Манила
- Casa Boix, Квиапо, Манила
- Родовой дом Тринидада, Иба, Замбалес
- Дом Гавас Хариги, Каригара, Лейте
Океания
Австралия
В нескольких австралийских городах есть несколько значимых примеров этого стиля. Обычно его применяли для строительства больших, солидных общественных зданий и банков, особенно в 1920-х годах.
Здания в стиле Боз-Ар в Австралии
- 1900–1910: Железнодорожная станция на Флиндерс — стрит, Мельбурн
- 1914–1923: здание Главного почтового отделения, Форрест-Плейс, Перт
- 1916: компания Perpetual Trustee Company Limited, Хантер-стрит, Сидней
- 1917: Бывшее здание почтового обмена, Мельбурн
- 1920: Национальный театр, Мельбурн
- 1925–1928: Здание Банка Содружества, Мартин Плейс, Сидней
- 1926: Здание Argus Building, Улица Ла — Троб — стрит, Мельбурн
- 1927: Колледж домашнего хозяйства Эмили Макферсон, Мельбурн
- 1928–1930: Здание банка Нового Южного Уэльса, Элизабет-стрит, Брисбен
- 1928: Здание портового управления, Мельбурн
- 1928 год: здание Herald & Weekly Times, Флиндерс-стрит, Мельбурн
- 1933: Здание Банка Содружества, Форрест-Плейс, Перт
Новая Зеландия
Здания в стиле боз-Ар в Новой Зеландии
- 1928–1930: Железнодорожный вокзал Окленда, Окленд