Архитектура Мексики

Дворец изящных искусств, здание с фасадом в стиле ар-нуво и интерьером в стиле ар-деко. На верхнем этаже находится Национальный музей архитектуры.

Архитектура Мексики отражает влияние различных культур, регионов и периодов, которые сформировали историю и самобытность страны. В доколумбову эпоху появились отдельные стили, отражающие самобытные культуры коренных народов Мексики, особенно в архитектуре Мезоамерики. В колониальную эпоху регион претерпел изменения под влиянием сменяющих друг друга европейских стилей. Самым популярным стилем в эту эпоху было мексиканское барокко.

Дворец изящных искусств, здание с фасадом в стиле ар-нуво и интерьером в стиле ар-деко. На верхнем этаже находится Национальный музей архитектуры.
Дворец изящных искусств, здание с фасадом в стиле ар-нуво и интерьером в стиле ар-деко. На верхнем этаже находится Национальный музей архитектуры.

В независимой Мексике XIX века иностранное архитектурное влияние привело к постепенному росту эклектики, особенно во время Порфириато. После Мексиканской революции в искусстве возникло националистическое движение, которое продвигало неомезоамериканские стили и возрождение новоиспанских стилей.

К середине XX века националистические архитектурные стили начали терять популярность по мере распространения международных архитектурных течений. Тем не менее архитекторы той эпохи проектировали общественные и частные здания, сочетая функционализм, регионализм и модернизм для создания самобытного мексиканского архитектурного стиля. Самым известным из этих архитекторов был Луис Барраган.

В современной Мексике рост глобализации привел к локализации международных течений, включая постмодернизм, новую классику и неомодернизм.

Доколумбова архитектура

В стране были сделаны важные археологические находки остатков сооружений, построенных коренными народами Мексики. Возникшие там мезоамериканские цивилизации разработали сложную архитектуру, которая эволюционировала от упрощенных форм к сложным; на севере это проявилось в зданиях из самана и камня, многоэтажных домах, как в Пакиме, и пещерных жилищах Западной Сьерра-Мадре.

Двор во дворце Паленке. В городе есть уникальный архитектурный стиль майя, известный как стиль Паленке.
Двор во дворце Паленке. В городе есть уникальный архитектурный стиль майя, известный как стиль Паленке.

Монте-Альбан долгое время был центром доминирующей политической власти в Центральных долинах Оахаки, начиная с упадка Сан-Хосе-Моготе и до исчезновения города, которое произошло примерно в IX веке. Точное название этого города, основанного сапотеками в конце доклассического периода, до сих пор является предметом споров. Согласно некоторым источникам, первоначальное название было Дани Баа. Однако известно, что местные миштеки называли город Юку-куи (Зелёный холм) на своём языке.

Как и большинство крупных городов Мезоамерики, Монте-Альбан был многонациональным городом. На протяжении всей своей истории город поддерживал тесные связи с другими народами Мезоамерики, особенно с теотиуаканцами в ранний классический период. В конце фазы Xoo город был покинут социальной элитой и большей частью остального населения. Однако церемониальное ограждение, составляющее комплекс археологических памятников Монте-Альбан, было повторно использовано миштекцами в постклассический период. К этому времени политическая власть народа сапотеков была разделена между различными городами-государствами, включая Заачилу, Ягул, Ламбитиэко и Теуантепек.

Майя, по-видимому, основали Лакам-Ха около 100 г. до н. э., в период формирования (2500 г. до н. э. — 300 г. н. э.), преимущественно как фермерскую деревню, расположенную рядом с многочисленными источниками и ручьями. Население Лакам-Ха росло в течение раннего классического периода (200–600 гг.), когда оно превратилось в полноценный город; в течение позднего классического периода (600–900 гг.) он стал столицей региона Бакаал («кость») в Чьяпасе и Табаско. Самые древние из обнаруженных построек были возведены около 600 года.

Фрагмент Кетцальпапалотля в Теотиуакане, демонстрирующий некоторые характерные архитектурные элементы, в том числе альмену (украшение на крыше) и талуд-таблиро антаблемент.
Фрагмент Кетцальпапалотля в Теотиуакане, демонстрирующий некоторые характерные архитектурные элементы, в том числе альмену (украшение на крыше) и талуд-таблиро антаблемент.

Бакаал был важным центром цивилизации майя в период с V по IX век, в течение которого он заключал различные, постоянно меняющиеся союзы и вёл многочисленные войны со своими врагами. Неоднократно он заключал союз с Тикалем, другим великим городом майя того времени, чтобы сдержать распространение воинственного Калакмуля, также называемого «Королевством Змея». Калакмуль выиграл две из этих войн, в 599 и 611 годах. Правители Баакаала утверждали, что их королевская династия ведёт своё происхождение из далёкого прошлого. Некоторые даже хвастались, что их родословная восходит к сотворению мира, которое, согласно мифологии майя, произошло в 3114 году до н. э. Современные археологические теории предполагают, что первая династия их правителей, вероятно, принадлежала к ольмекской этнической группе.

Керамическая модель дома из культуры западно-европейских шахтных гробниц с характерной скатной крышей.
Керамическая модель дома из культуры западно-европейских шахтных гробниц с характерной скатной крышей.

В период Толлан-Шикокотитлан город достиг наибольших размеров и численности населения. По оценкам некоторых авторов, площадь Толлан-Шикокотитлана в то время составляла от 5 до 16 км2, а население — от 16 000 до 55 000 человек. На этом этапе монументальное пространство, составляющее археологическую зону Тула, было объединено двумя пирамидальными основаниями, двумя площадками для игры в мяч и несколькими дворцами, в которых жила элита тольтеков. К этому времени Толлан-Шикокотитлан стал не только центром торговых сетей Мезоамерики, но и местом проживания военно-теократической элиты, которая распространяла своё влияние на различные части Мезоамерики путём военных завоеваний, политических союзов или создания колоний в стратегически важных местах.

Теотиуакан был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 году. Археологические раскопки в Теотиуакане продолжаются по сей день и привели к постепенному увеличению количества и качества знаний об истории города. Несмотря на это, такие важные факты, как его первоначальное название и этническая принадлежность его основателей, до сих пор неизвестны. Известно, что это было космополитичное место, о чём свидетельствует задокументированное присутствие групп с побережья Мексиканского залива или из Центральных долин Оахаки.

Храм Воинов демонстрирует эклектичную архитектуру Чичен-Ицы. В том числе фасад с чаакскими масками (элемент архитектуры Пуук) и пернатыми змеиными колоннами (элемент тольтеков).
Храм Воинов демонстрирует эклектичную архитектуру Чичен-Ицы. В том числе фасад с чаакскими масками (элемент архитектуры Пуук) и пернатыми змеиными колоннами (элемент тольтеков).

Тсинцунцан, расположенный в современном одноимённом городе, был церемониальным центром доколумбовой государства Тараско. Его руины находятся на большой искусственной платформе, вырытой в склоне холма Яуарато, откуда открывается великолепный вид на озеро Пацкуаро. Пять округлых пирамид под названием «Якатас» обращены к озеру. На этом месте находится небольшой археологический музей.

Стиль Puuc

Стиль Puuc зародился в холмистой местности на западе Юкатана в период поздней классики. Основной метод строительства зданий в стиле Puuc — это бетонная и каменная основа, покрытая облицовкой из тесаного камня. Некоторые характерные архитектурные детали включают углублённые колонны на фасадах, камни в форме сапога при строительстве контрфорсных сводов и простые нижние фасады с мозаичными верхними фасадами с изображениями бога дождя Чаака.

Самым известным городом, построенным в этом стиле, был Ушмаль. Среди других примечательных мест — Каба, Лабна и Сайил.

Фрагмент дворца правителя в Ушмале, демонстрирующий замысловатый мозаичный фасад в стиле Пуук.
Фрагмент дворца правителя в Ушмале, демонстрирующий замысловатый мозаичный фасад в стиле Пуук.

В зданиях Чичен-Ицы можно увидеть большое количество архитектурных и иконографических элементов, которые некоторые историки называют «мексиканизированными». В классической архитектуре майя прослеживается влияние культур центральной Мексики, смешанное со стилем Пуук с верхнего полуострова. Недавно было высказано предположение, что наличие этих элементов, характерных для культур Мексиканского нагорья, является результатом массовой миграции или завоевания города майя группами тольтеков. Однако недавние исследования показывают, что они могли быть культурным выражением престижной и широко распространённой политической системы в период ранней постклассической эпохи в Мезоамерике.

Архитектура Оазисамериканский

Оазисамериканские народы, проживавшие на территории современной северо-западной Мексики и юго-западной части Соединённых Штатов, испытали архитектурное влияние в результате торговых связей с Мезоамерикой, что привело к появлению уникального стиля строительства в Северной и Южной Америке. Архитектурные детали, свидетельствующие об этих связях, включают наличие площадок для игры в мяч и вольеров для попугаев на оазисамериканских стоянках.

Пакиме было доисторическим поселением, оказавшим культурное влияние на северо-запад Сьерра-Мадре-Оксиденталь, большую часть современной западной Чиуауа и некоторые районы современных штатов Сонора, Аризона, Юта, Колорадо и Нью-Мексико. По оценкам исследователей, население, вероятно, выросло примерно до 3500 человек, но их языковая и этническая принадлежность неизвестна.

Глинобитные жилища на скалах в Куарента-Касас
Глинобитные жилища на скалах в Куарента-Касас

Это место известно своими саманными зданиями и дверями в форме буквы «Т». Лишь небольшая часть его общей протяжённости огорожена, и ещё меньше раскопано. Здания имеют черты культуры оазисов и демонстрируют мастерство доиспанских архитекторов региона, которые проектировали многоэтажные саманные дома высотой до четырёх этажей, используя в качестве дополнительных строительных материалов дерево, тростник и камень.

Новоиспанская архитектура

С установлением испанского правления в Мексике были построены первые церкви и монастыри, в которых использовались архитектурные принципы классического стиля и арабские формальности испанского мудехарства. Позднее были построены величественные соборы и гражданские здания в стилях барокко и маньеризма, а в сельских районах — усадьбы и гасиенды с элементами мосарабского стиля. Маньеризм оставался популярным около ста лет.

Первые соборы в Мексике были построены в 1521 году, когда была основана Новая Испания. С тех пор строились всё более сложные сооружения, ярким примером которых является собор Мериды на Юкатане, построенный в архитектурном стиле ренессанс и являющийся одним из старейших соборов в Новом Свете.

Кафедральный собор Мериды, Юкатан является образцом стиля ренессанс.
Кафедральный собор Мериды, Юкатан является образцом стиля ренессанс.

Текитки

Синкретический индейско-христианский архитектурный стиль развивался естественным образом по мере того, как коренные народы интерпретировали европейские архитектурные и декоративные элементы в местном доколумбовом стиле, который назывался текитки («рабочий» или «каменщик», от науатль).

Миссия Святого Михаила Архангела в Уэхоцинго, построенная в XVI веке, демонстрирует слияние европейской и мезоамериканской архитектуры. Например, в этом атриальном кресте, сочетающем местную и христианскую иконографию.
Миссия Святого Михаила Архангела в Уэхоцинго, построенная в XVI веке, демонстрирует слияние европейской и мезоамериканской архитектуры. Например, в этом атриальном кресте, сочетающем местную и христианскую иконографию.

Организация местных общин коренных народов вокруг монастырских центров была одним из решений, разработанных монахами нищенствующих орденов в XVI веке для обращения в католицизм большого количества коренных жителей Новой Испании, не исповедовавших католицизм. Они задумывались как крепости, но в архитектурном плане были основаны на европейской монастырской модели, включавшей в себя новые элементы, такие как открытая часовня и атриумы с каменным крестом в центре; они отличались различными декоративными элементами.

В начале истории индейских редукций (reducciones de indios) монастыри стали, так сказать, общественными учебными центрами, где индейцы могли изучать различные ремёсла и профессии, а также европейские социальные обычаи и испанский язык, получать медицинскую помощь и даже проводить похороны. Эти здания, разбросанные по центральной части современной Мексики, являются превосходными образцами архитектуры и скульптуры коренных народов. Их работы, созданные под руководством католических монахов, выполнены в стиле текитки, который зародился в архитектурной резьбе по камню и декоративной живописи, которыми занимались их предки до испанского завоевания.

Мексиканское барокко

Доминирующей формой искусства и архитектуры на протяжении большей части колониального периода было барокко. В 1577 году папа Григорий XIII создал Академию Святого Луки с целью порвать со стилем Ренессанса. Его целью было использовать живопись и скульптуру в церквях и на них для создания иконографии для обучения и укрепления церковной доктрины. В Испании первые работы в стиле барокко включают Внутренний дворик королей в монастыре Эль Эскориал.

Чурригереский фасад кафедрального собора Сакатекаса. Город также известен своей характерной розовой каменной кладкой.
Чурригереский фасад кафедрального собора Сакатекаса. Город также известен своей характерной розовой каменной кладкой.

Испанское барокко было перенесено в Мексику и развивалось там с конца XVI до конца XVIII века. Искусство и архитектура в стиле барокко в основном применялись в церквях. Одной из причин этого было то, что почти во всех городах, посёлках и деревнях церковь была центром общины, а улицы, как правило, расходились от неё. Это отражало роль церкви как центра общественной жизни. В Новой Испании при строительстве церквей, как правило, использовались прямоугольные формы в виде квадратов и кубов, а не современные европейские церкви с изгибами и сферами.

Пространство мексиканских церквей в стиле барокко, как правило, более замкнутое, чем в европейских церквях, и в нём особое внимание уделяется главному алтарю. Целью было созерцание и медитация. Богатое убранство создавалось для того, чтобы привлечь внимание к центральным темам. Особенно это касалось главного алтаря.

Колонны и пилястры были важным элементом мексиканского стиля барокко, в частности часть колонны между капителью и основанием, которую можно разделить на шесть типов, включая саломонский и эстипитовый (перевёрнутая усечённая пирамида) в более поздний колониальный период. Даже если остальная часть конструкции не была украшена, как в «пуристском» стиле, колонны и пространство между сдвоенными колоннами были обильно декорированы.

Дом в стиле барокко Casa de los Muñecos в историческом центре Пуэблы с фасадом, украшенным мозаикой из Талаверы.
Дом в стиле барокко Casa de los Muñecos в историческом центре Пуэблы с фасадом, украшенным мозаикой из Талаверы.

По мере развития в Мексике барокко разделилось на несколько подстилей и техник. «Штукатурное» барокко было чисто декоративным и не использовало никаких архитектурных элементов. Элементы лепились из штукатурки с замысловатыми деталями и покрывались сусальным золотом или краской. Эта форма достигла своего расцвета в XVII веке в Пуэбле и Оахаке. Среди сохранившихся примеров — часовня дель Росарио в Пуэбле и церковь в Тонанцинте. Одной из причин, по которой этот стиль вышел из моды, было то, что лепнина со временем разрушалась.

Талаверское барокко было разновидностью стиля, распространённой в основном в штатах Пуэбла и Тласкала. Главной отличительной чертой было использование расписанной вручную керамической плитки талаверского типа. Этот стиль появился здесь благодаря гончарному производству. Плитка в основном встречается на колокольнях, куполах и главных порталах снаружи. Она также встречается на остальной части фасада в качестве акцента на кирпичной кладке. Этот тип барокко впервые появился в XVII веке и достиг своего расцвета в XVIII веке. Хотя повсеместное использование этого стиля в основном ограничено двумя штатами, элементы этой мозаичной плитки встречаются, особенно на куполах, во многих других частях страны.

Бывший монастырь Тепос-Колула с открытой часовней, символическим элементом мексиканской колониальной религиозной архитектуры
Бывший монастырь Тепос-Колула с открытой часовней, символическим элементом мексиканской колониальной религиозной архитектуры

В эпоху позднего барокко художники в провинциальных районах Новой Испании создавали замысловатые фасады и интерьеры церквей, похожие на те, что были в крупных городах. Они были более плоскими, из-за чего их называли барокко метисов или народным барокко. Двухуровневый эффект создавался не столько за счёт скульптурного моделирования, сколько за счёт высверливания отверстий в поверхности для создания эффекта экрана. Это было похоже на резьбу по камню и дереву доколумбовой эпохи, что позволило сохранить элементы местных художественных традиций.

Другие стили барокко в Мексике не украшали все поверхности внутри и снаружи зданий, а сосредоточивались на орнаментах на колоннах, пилястрах и пространствах между парами этих опор. Между колоннами и пилястрами часто встречаются медальоны и ниши со статуями, особенно вокруг главных порталов и окон. Декоративные узоры на колоннах представляли собой волнистые канавки (так называемые estrías móviles).

Другой стиль позднего барокко в Мексике часто называют мексиканским чурригереско в честь испанской семьи Чурригера, которая в то время создавала алтарные картины. Однако более точным термином для этого очень пышного, антиклассического стиля является «ультрабарокко». Он зародился в Испании как архитектурное украшение, а затем распространился на скульптуру и резьбу по дереву.  В Испании определяющим элементом ультрабарокко было использование Соломоновой колонны наряду с обильным декором. В Мексике также встречается Соломонова колонна, но главным отличительным признаком мексиканского ультрабарокко является использование эстипита в качестве колонны как в зданиях, так и в алтарных образах. Это не настоящая колонна, а скорее вытянутое основание в форме перевёрнутой усечённой пирамиды. Это можно увидеть в соборе Мехико в алтаре Королей и на главном портале Скинии.

Кафедральный собор Мехико. Собор, строительство которого продолжалось более 240 лет, отражает сменяющие друг друга архитектурные стили, в том числе ренессанс, барокко и неоклассицизм.
Кафедральный собор Мехико. Собор, строительство которого продолжалось более 240 лет, отражает сменяющие друг друга архитектурные стили, в том числе ренессанс, барокко и неоклассицизм.

Ультрабарокко было привнесено в Мексику Херонимо Бальбасом, чей проект алтаря в Севильском соборе послужил вдохновением для создания Алтаря королей, построенного в 1717 году. Бальбас использовал эстипиты, чтобы передать ощущение плавности, но его мексиканские последователи выровняли фасады и расположили эстипиты, что привело к менее динамичным результатам. Именно так Лоренцо Родригес изменил проект Бальбаса для Алтаря королей. Он также создал более чёткое горизонтальное разделение между первым и вторым уровнями, что отличает мексиканское ультрабарокко от испанского. Ультрабарокко появилось, когда мексиканские шахты приносили большой доход, что привело к появлению многочисленных строительных проектов. Большую часть мексиканского ультрабарокко можно увидеть в городе Гуанахуато и его шахтах. По этой причине стиль получил большее развитие в Мексике, чем в Испании.

Сочетание индийских и арабских декоративных элементов с чрезвычайно выразительной интерпретацией чурригерески могло объяснить разнообразие и интенсивность барокко в Новой Испании. Американское барокко развивалось как стиль лепного декора даже в большей степени, чем его испанский аналог. Фасады многих американских соборов XVII века с башнями-близнецами имеют средневековые корни.

На севере, в самой богатой провинции XVIII века, Новой Испании, нынешней Мексике, архитектура была фантастически экстравагантной и визуально неистовой, что является мексиканским чурригереско. Кульминацией этого ультрабарочного стиля стали работы Лоренцо Родригеса, чьим шедевром является Метрополитен-Саграрио в Мехико (1749–1769). Другие примечательные примеры находятся в отдалённых шахтёрских городах. Например, святилище Окотлан (строительство которого началось в 1745 году) — это собор в стиле первого барокко, поверхность которого покрыта ярко-красной плиткой, контрастирующей с обилием сжатых орнаментов, щедро нанесённых на фасады и боковые стороны башен. Настоящей столицей мексиканского барокко является Пуэбла, где обилие расписной вручную плитки и местного серого камня привело к очень самобытной и локальной эволюции стиля с ярко выраженным индейским колоритом.

Церковь Санта-Приска в Таско, в мексиканском стиле чурригереско
Церковь Санта-Приска в Таско, в мексиканском стиле чурригереско

Новое испанское барокко — это художественное направление, возникшее на территории современной Мексики примерно в конце XVI века и просуществовавшее до середины XVIII века. От португальского слова barrueco, означающего «грязный», «пятнистый», «яркий», «дерзкий», наиболее ярким примером искусства нового испанского барокко является религиозная архитектура, которой местные мастера придали уникальный характер. Среди достопримечательностей — Кафедральный собор Мехико с Алтарём Королей, церковь Санта-Мария Тонанцинтла в Пуэбле, монастырь иезуитов Тепотцотлан в штате Мехико, часовня Розария в церкви Санто-Доминго в городе Пуэбла, монастырь и церковь Санто-Доминго-де-Гусман в Оахаке и церковь Санта-Приска в Такско, Герреро.

Библиотека Палафоксиана, которую некоторые историки считают первой публичной библиотекой в Северной и Южной Америке, была основана в 1646 году епископом Хуаном де Палафокси-и-Мендосой из Пуэблы. Он подарил 5000 томов колледжу Сан-Хуан (который он также основал) при условии, что они будут доступны широкой публике, а не только священнослужителям и семинаристам.

Более века спустя Франсиско Фабиан-и-Фуэро распорядился построить помещение, в котором в настоящее время находится библиотека, в сводчатом зале на втором этаже колледжа. Строительство было завершено в 1773 году. В зале есть два яруса книжных полок и ретабло, или алтарь, — изящная работа, на которой изображено Мадонну Трапани, масляная живопись, предположительно созданная по образцу скульптуры, вырезанной сицилийским мастером Нино Пизано в середине XIV века. Книжные полки были изготовлены придворными краснодеревщиками из сосны аякауит, кедра и древесины колойоте. Коллекция постоянно пополнялась, и в середине XIX века был добавлен третий ярус книжных полок.

Неоклассицизм

В рамках культурного влияния испанского Просвещения на Новую Испанию в 1785 году корона основала Академию Сан-Карлос для обучения художников, скульпторов и архитекторов в Новой Испании под руководством уроженца Пиренейского полуострова Херонимо Антонио Хиля. В академии особое внимание уделялось неоклассицизму, вдохновлённому чистыми линиями греческой и римской архитектуры. Неоклассицизм в архитектуре был напрямую связан с политикой короны, которая стремилась обуздать пышность барокко, считавшегося «дурным вкусом», и создавать общественные здания в «хорошем вкусе», финансируемые короной. Среди примечательных неоклассических зданий, построенных в позднюю колониальную эпоху, — Алондига-де-Гранадитас в Гуанахуато, Дворец графа Буэнависта и Дворец маркиза дель Апартадо в Мехико.

Дворец Минериа, Мехико, спроектированный Мануэлем Толсой
Дворец Минериа, Мехико, спроектированный Мануэлем Толсой

Выдающимся мексиканским архитектором в стиле неоклассицизма был Мануэль Толса. Его самыми известными работами были Дворец Минерия в Мехико и Госпиталь Кабаньяс в Гвадалахаре.

архитектура 19-го и начала 20 века

В первой половине XIX века в Мексике мало что менялось в плане городского дизайна, пока в середине 1860-х годов не началась французская оккупация во время Второй Мексиканской империи. Император Максимилиан I привнёс в Мексику новые идеи в области городского дизайна. Опираясь на план реконструкции Парижа барона Османа середины XIX века, Максимилиан распорядился построить широкую новую диагональную улицу — Пасео-де-ла-Реформа. Этот элегантный бульвар тянулся на многие километры от Национального дворца в центре города до пышного парка Чапультепек, где австрийский правитель жил в замке Чапультепек. Вдоль широкой Реформы были высажены двойные ряды эвкалиптов, установлены газовые фонари и появились первые трамваи, запряжённые мулами. Это строительство стало катализатором нового этапа развития Мехико, когда центр города стал расширяться на запад, в направлении, которое определяло структуру города на протяжении следующих пятидесяти лет.

Особняк в стиле боз-ар/ренессанс на Пасео-де-Монтехо в Мериде, отражающий архитектурные вкусы богачей времён Порфириато.
Особняк в стиле боз-ар/ренессанс на Пасео-де-Монтехо в Мериде, отражающий архитектурные вкусы богачей времён Порфириато.

Во время президентства Порфирио Диаса (1876–1880, 1884–1911) покровители и практикующие архитекторы стремились к двум целям: создать архитектуру, которая указывала бы на участие Мексики в современной жизни, и подчеркнуть отличие Мексики от других стран за счёт включения в архитектуру местных особенностей. На протяжении большей части XIX века первая цель преобладала над второй. Крупные инфраструктурные проекты, такие как строительство железнодорожной сети и канализации для осушения центральной системы озёр (системы десагуа близ Мехико), потребовали участия инженеров-строителей и архитекторов. Были спроектированы и построены железнодорожные станции и мосты через ущелья. Старые колониальные здания в столице, такие как Национальный дворец, были отреставрированы, а новая тюрьма Лекумберри была спроектирована в соответствии с принципами паноптикума Иеремии Бентама.

Почтовый дворец в Мехико — это в первую очередь здание в стиле платереско, но в нём есть и другие стилистические элементы, поскольку оно было построено в период эклектики.
Почтовый дворец в Мехико — это в первую очередь здание в стиле платереско, но в нём есть и другие стилистические элементы, поскольку оно было построено в период эклектики.

Целью президента Диаса был современный, утонченный Мехико. Технология литья из чугуна из Европы и Соединенных Штатов позволила разработать новые проекты зданий. Итальянский мрамор, европейский гранит, бронза и витражное стекло теперь можно импортировать. Диас был полон решимости превратить ландшафт столицы страны в тот, который напоминает Париж или Лондон. Неудивительно, что самые важные архитектурные заказы Порфириато были отданы иностранцам. Итальянский архитектор Адамо Боари спроектировал Почтовый дворец, построенный Гонсало Гаритой (1902), и Национальный театр Мексики (1904). Французский архитектор Эмиль Бенар, работавший над Законодательным дворцом в 1903 году, основал архитектурную студию, в которой обучал мексиканских студентов. Сильвио Контри отвечал за Секретариат по коммуникациям и общественным работам (1902–1911). Неоготические элементы были включены в монументальные общественные здания начала XX века. Двумя лучшими примерами были Центральное почтовое отделение и Дворец изящных искусств, спроектированные итальянским архитектором Адамо Боари.

Неоклассический фасад театра Хуареса в городе Гуанахуато. В нём есть эклектичные элементы интерьера, в том числе гостиная в стиле ар-нуво и зрительный зал с восточными мотивами.
Неоклассический фасад театра Хуареса в городе Гуанахуато. В нём есть эклектичные элементы интерьера, в том числе гостиная в стиле ар-нуво и зрительный зал с восточными мотивами.

В 1877 году президент Диас издал указ о размещении ряда политических статуй мексиканских героев вдоль Пасео-де-ла-Реформа. Для строительства таких сооружений, как памятник «Ангел независимости», памятник Куаутемоку, памятник Бенито Хуаресу и статуя Колумба, использовался классический дизайн. Убеждённость Диаса в важности общественных памятников в городском ландшафте положила начало традиции, которая стала постоянной в Мексике: общественные памятники в ландшафте XX века.

Памятник Революции был переделан из неоклассического Капитолия, который строился, и стал памятником в стиле ар-деко/социалистического реализма
Памятник Революции был переделан из неоклассического Капитолия, который строился, и стал памятником в стиле ар-деко/социалистического реализма

В XIX веке неоиндеистская архитектура сыграла важную роль в формировании национальной идентичности, созданной режимом Порфирио Диаса. В мексиканской архитектуре местные мотивы в основном выражались в темах и декоративных элементах, вдохновлённых доиспанской античностью. Эти мотивы были необходимы для создания общего наследия, объединяющего нацию. Первым зданием, построенным в XIX веке по мотивам древней Мексики, стал памятник Куаутемоку, созданный инженером Франсиско Хименесом и скульптором Мигелем Норьейей. К другим зданиям XIX века, в которых использованы доиспанские декоративные мотивы, относится памятник Бенито Хуаресу на Пасео-Хуарес в Оахаке (1889).

В начале XX века Луис Салазар с энтузиазмом призывал архитекторов создавать национальный архитектурный стиль на основе изучения доиспанских руин. Его труды оказали влияние на националистические тенденции в мексиканской архитектуре, которые развивались во втором и третьем десятилетиях XX века.

Главный штаб-квартира Секретариата народного образования была бывшим монастырём, который был конфискован и секуляризирован в XIX веке, что отражало растущий либерализм в Мексике XIX века. После революции в 1921 году к зданию была пристроена неоклассическая пристройка в ионическом стиле, а стены были расписаны фресками Диего Риверы.

В первые два десятилетия XX века характер мексиканской архитектуры и культуры был в центре сложного и богатого диалога мексиканской колониальной архитектуры, которому уделяли внимание многие лучшие умы страны. В той или иной степени Бакстер, Асеведо, Марискаль, Гарсия и другие интеллектуалы старались систематизировать историю мексиканской архитектуры, лучше определить всю отрасль, реформировать архитектурное образование, сохранить колониальную архитектуру и расширить понимание необычной архитектурной истории Мексики. Эти учёные и архитекторы сочетали историю архитектуры с представлениями об этнических культурных особенностях, разнообразии и интеграции, вкладе коренных мексиканцев в колониальную архитектуру, а также с глубоким пониманием визуальных эффектов поверхностей и фасадов в стиле чурригереско и барокко. В этом и заключается суть развития современной архитектуры в Мексике.

После Мексиканской революции сменявшие друг друга мексиканские режимы использовали доиспанское прошлое для представления нации. Архитекторы также черпали вдохновение в архитектуре колониального периода и региональной архитектуре, поскольку создание подлинно мексиканской архитектуры стало вопросом национализма в начале XX века.

Региональная и народная архитектура

Мексика — большая страна с разнообразным населением, поэтому в ней никогда не было единого архитектурного стиля, который распространился бы на всю её территорию. Вместо этого разнообразие местных материалов, культур и исторических периодов, повлиявших на разные регионы страны, отражено в региональной и народной архитектуре.

Некоторые из наиболее характерных и долговечных образцов региональной архитектуры были созданы коренными народами Мексики. Например, трохе пурепеча,  сосновые бревенчатые хижины, традиционно строившиеся без гвоздей, и кса’анил най, овальные дома юкатекских майя, которые имеют округлую форму, чтобы уменьшить ущерб от ураганных ветров.

Доступность и низкая стоимость строительных материалов, таких как кантера (разновидность вулканического камня), саман (сушёные на солнце глиняные кирпичи) и палапа (крыши из пальмовых листьев), также повлияли на дизайн и строительство многих сельских и некоторых городских домов в Мексике. Некоторые архитектурные стили уникальны для конкретного города, например, портиковые здания Тлакотальпана, речного города, который является объектом Всемирного наследия и известен своей особой планировкой и фасадами зданий, образующими непрерывный крытый проход вдоль улиц.

Другие стили являются результатом иммиграции и культурного обмена. Например, некоторые стили были полностью переняты иммигрантами, поселившимися в определённых районах Мексики, таких как города в американском стиле в мормонских колониях в Чиуауа и Соноре или фермерские дома в стиле канадских прерий в колониях меннонитов в Чиуауа, Дуранго и Сакатекасе.

В других местах стили, привнесённые иммигрантами, смешались с местными стилями, и появились новые местные выражения. Например, дома у реки под французским влиянием в регионе Наутла в Веракрусе, с характерной округлой керамической плиткой, повторяющей шиферную черепицу, в англо-карибских деревянных домах Четумаля в Кинтана-Роо, с приподнятым фундаментом, остроконечными крышами и окнами с жалюзи, или зданиях шахтерского городка Кананеа в Соноре, которые были построены в здание построено под влиянием американской архитектуры рубежа 20 века и включает в себя такие элементы, как металлические крыши и открытый кирпич.

Современная архитектура

Через пятнадцать лет после окончания Мексиканской революции 1917 года началось одобрение правительством федеральных программ строительства жилья, образования и здравоохранения. Хотя развитие современной архитектуры в Мексике имеет некоторые примечательные параллели с ее североамериканскими и европейскими аналогами, ее траектория подчеркивает несколько уникальных характеристик, которые бросили вызов существующим определениям современной архитектуры. В послереволюционный период идеализация коренных народов и традиций символизировала попытки заглянуть в прошлое и восстановить то, что было утрачено в гонке за модернизацией.

Здание Сан-Мартин от Эрнесто Буэнростро, известного своими зданиями в стиле ар-деко
Здание Сан-Мартин от Эрнесто Буэнростро, известного своими зданиями в стиле ар-деко

Функционализм, экспрессионизм и другие направления оставили свой след в большом количестве работ, в которых мексиканские стилистические элементы сочетаются с европейскими и североамериканскими техниками.

Институт гигиены (1925) в Попотле, Мексика, спроектированный Хосе Вильяграном Гарсией, был одним из первых примеров новой национальной архитектуры. Студия, спроектированная Хуаном О’Горманом в Сан-Анхеле, Мехико, для Диего Риверы и Фриды Кало (1931–1932), является прекрасным примером авангардной архитектуры, построенной в Мексике.

В середине XX века на архитектуру Мехико повлияли стремительное экономическое и городское развитие, новые строительные технологии, демографические изменения и политика. Марио Пани, Хосе Вильягран Гарсия, Хуан О’горман и Луис Барраган спроектировали крупные новые здания, сыграли ключевые роли и оказали сильное влияние на отрасль. С 1920-х годов наиболее значимыми заказчиками современных зданий были государственные учреждения, и эти здания часто удовлетворяли потребности людей в качественном образовании, жилье и здравоохранении. В этот период также появились современные пригороды, стали строиться дома на одну семью и создаваться культурные учреждения, особенно музеи.

Как и в последние несколько десятилетий, архитекторы используют неархитектурные виды искусства, особенно живопись, чтобы выделить свои работы. Наследие мексиканского настенного искусства наиболее ярко отражено в фасадах главных зданий нового Университетского городка, и влияние принципов международного модернистского планирования также очень велико. В 1968 году в Мехико проходили Олимпийские игры. Архитекторы, проектировщики и дизайнеры создали сеть зданий и изображений. Эти здания и изображения взаимосвязаны и демонстрируют интернационализацию Мексики и её историю, уходящую корнями в местную историю. В 1970-х годах, когда столица была застроена зданиями, спроектированными неархитекторами, расширение городов и загрязнение окружающей среды усилились.

Стиль колониального возрождения

Колониальные здания в Мексике были восстановлены в первые 25 лет XX века, например, при реконструкции и расширении мэрии (1906). В течение следующих 30 лет архитекторы перестраивали здания вокруг площади, создавая более целостный и бессмертный центр города. К 1940 году почти все здания на Сокало были либо настоящими колониальными постройками, либо их копиями.

Фрагмент Национального дворца с Колоколом Долорес. Здание в стиле барокко колониальной эпохи было значительно перестроено в XX веке, в том числе был добавлен третий этаж, но архитектурный стиль сохранился.
Фрагмент Национального дворца с Колоколом Долорес. Здание в стиле барокко колониальной эпохи было значительно перестроено в XX веке, в том числе был добавлен третий этаж, но архитектурный стиль сохранился.

[es]Федерико Марискаль был первым архитектором, использовавшим формы колониального возрождения в новых зданиях, расположенных недалеко от центра города. В 1917 году он взялся за проектирование здания Sostres y Dosal, универмага, расположенного на углу Коррео-Майор, который сейчас называется Венестиано-Карранса. Объём и выразительные закруглённые углы этого пятиэтажного здания напоминают торговый дворец Порфирио Диаса в стиле модерн. Его простой и классический западный вход отсылает к архитектуре эпохи Возрождения.[28] Но при работе с фасадной поверхностью Марискаль использовал архитектуру XVIII века. Он применил Г-образную оконную раму, которая часто встречается во дворцах в стиле барокко, и установил смешанную линейную подпорную стену на крыше здания. Между третьим и четвёртым этажами синяя и белая плитка выложена зигзагообразным узором. На верхнем этаже Марискаль разместил три окна в колониальном стиле, центральное из которых имеет форму шестиконечной звезды. Кроме того, в 1922 году Анхель Торрес Тория использовал фасад многоквартирного дома Гаона, который, возможно, является одним из самых интересных и ранних многоквартирных домов в столице, в качестве памятника колониальной архитектуре. В отличие от своих коллег, он использовал форму историка и явные визуальные отсылки к политической истории страны. Здание Гаона было построено за пределами исторического центра, недалеко от самых фешенебельных резиденций Мехико.

В годы, последовавшие за Мексиканской революцией, главные лидеры мексиканского правительства заимствовали идеи архитекторов и историков, живших до войны, и различными способами продвигали стиль колониального возрождения. Правительство президента Венустиано Каррансы (1917–1920) предоставляло налоговые льготы тем, кто строил дома в стиле колониального возрождения. Многие чиновники спонсировали реконструкцию исторического центра, самым известным из них является министр образования Жозе Васконселос, который руководил проектированием и строительством нескольких крупных зданий.

Модерн середины века

Первым проектом строительства недорогого жилья высокой плотности в Мексике стал Centro Urbano Alemán (1947–1949) в Мехико, разработанный Марио Пани.

UNAM Ciudad Universitaria с Центральная библиотека (1954)
UNAM Ciudad Universitaria с Центральная библиотека (1954)

Пожалуй, самым амбициозным проектом в области современной архитектуры стало начатое в 1950 году строительство Университета Сьюдад-Университариа за пределами Мехико — комплекса зданий и территорий, на которых располагается Национальный автономный университет Мексики. Руководителями этого совместного проекта были Карлос Лазо, Энрике Дель Мораль и Пани. В новом кампусе искусство мексиканских художников-монументалистов было включено в архитектуру, начиная с барельефа Риверы на новом Олимпийском стадионе Университета (1952), созданного Аугусто Пересом Паласиосом, Хорхе Браво Хименесом и Раулем Салинасом Моро. В Ректорском корпусе (1952), построенном Пани, дель Моралем и Сальвадором Ортегой Флоресом, есть фрески Давида Альфаро Сикейроса. Здание факультета естественных наук было спроектировано Эухенио Пешардом и украшено фреской «Покорение энергии» работы Хосе Чавеса Морадо. Пожалуй, самая известная интеграция настенной живописи в архитектуру — это университетская библиотека, спроектированная О’Горманом, Густаво Сааведрой и Хуаном Мартинес де Веласко. На фасаде библиотеки О’Горман создал монументальную мозаику. Ещё один известный архитектор — Феликс Кандела (испанец), спроектировавший экспрессионистскую церковь Нуэстра-Сеньора-де-лос-Милагро.

Развитие железобетона и новых стальных сплавов позволило создавать функциональные и современные здания, что привело к постепенной замене натуральных материалов (дерева, камня, самана и т. д.) при строительстве частных домов. В XIX веке бетон появился в мексиканской архитектуре и стал естественным продолжением мексиканских архитектурных стилей. Он стал известен как более прочный и долговечный материал, который использовался так же, как и традиционные строительные материалы, такие как саман. Дома из бетонных блоков строятся по тому же принципу, что и некоторые глинобитные дома, в которых блоки из необожжённого кирпича укладываются вручную. Дома из бетонных блоков спроектированы таким образом, чтобы их можно было легко построить и при этом использовать тепловую массу в качестве стратегии охлаждения — аналогично народным стратегиям в сухом климате Мексики.

Это был период разнообразных экспериментов и даже структурных инноваций, как, например, в тонкостенных бетонных конструкциях испанского архитектора Феликса Канделы, таких как его церковь Пресвятой Девы (1953) в Мехико и павильон «Космические лучи» (1951) на территории университетского кампуса. Объединение искусства и архитектуры стало постоянным явлением в мексиканской современной архитектуре, что можно увидеть во внутреннем дворе Музея антропологии (ок. 1963–1965) в Мехико, построенного Педро Рамиресом Васкесом.

Другая сторона мексиканской современной архитектуры представлена в работах Луиса Баррагана. Дома, которые он проектировал в 1950-х и 1960-х годах, сочетали в себе уроки Ле Корбюзье и испанскую колониальную традицию. Этот новый синтез создал совершенно оригинальную модернистскую архитектуру, которая уникальным образом адаптирована к окружающей среде.

Современная

В Мексике брутализм Музыкальной консерватории Теодоро Гонсалеса де Леона (1994) и нео-барраганская библиотека (1994) Легорреты сосуществуют в новом Национальном центре искусств с работами архитекторов более молодого поколения, на которых повлияла современная архитектура Европы и Северной Америки.

Музей Руфино Тамайо, здание в стиле брутализм, построенное Теодоро Гонсалесом де Леоном и Абрахамом Заблудовским.
Музей Руфино Тамайо, здание в стиле брутализм, построенное Теодоро Гонсалесом де Леоном и Абрахамом Заблудовским.

Школа театра (1994) от TEN Arquitectos и Школа танца (1994) от Луиса Висенте Флореса отражают современность, которая усиливает стремление правительства представить новый образ Мексики как промышленно развитой страны с глобальным присутствием. Энрике Нортен, основатель TEN Arquitectors, был удостоен премии «Наследие» Смитсоновского института за вклад в искусство и культуру США. В 2005 году он получил Всемирную премию искусств «Леонардо да Винчи» от Всемирного совета по культуре и стал первым лауреатом премии Миса ван дер Роэ в области латиноамериканской архитектуры.

Хорхе Лойсага — основатель студии Loyzaga, которая стала известным представителем новой классической архитектуры в Мексике.

Изысканные работы Альберто Калача и Даниэля Альвареса выделяются как в их многочисленных жилых домах, так и на станции Сан-Хуан-де-Летран (1994) в Мехико. Жилые дома Хосе Антонио Альдрете-Хааса в Мехико демонстрируют как влияние смягчённого модернизма великого португальского архитектора Альваро Сизы, так и преемственность с работами Баррагана. Среди других известных и начинающих современных архитекторов — Марио Шетнан, Мишель Ройкинд, Татьяна Бильбао, Беатрис Пешар, Маурисио Роча, Айзек Броуд, Фрида Эскобедо, Productora, Масиас Передо и Бернардо Гомес-Пимиента, чьи работы, отмеченные наградами, были построены в Мексике, США и Европе.

 

 
Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий