Пряник (архитектура)

Пряничный домик в Епископальном университете Гаити уцелел, когда примыкавшее к нему трёхэтажное здание с аудиториями обрушилось во время землетрясения.

Имбирный пряник — это архитектурный стиль, состоящий из тщательно проработанных деталей, известных как имбирная отделка. В более узком смысле это слово используется для описания детальной декоративной работы американских дизайнеров в конце 1860-х и 1870-х годах, которая была связана в основном со стилем «Карпентер Готик». Он был в общих чертах основан на живописном периоде английской архитектуры 1830-х годов.

Пряничная отделка дома викторианской эпохи в Кейп-Мэй, Нью-Джерси
Пряничная отделка дома викторианской эпохи в Кейп-Мэй, Нью-Джерси

История

В 1830-х и 1840-х годах американские строители начали интерпретировать европейскую архитектуру в стиле неоготики, которая отличалась сложными деталями из камня, в виде деревянных элементов для украшения американских каркасных домов. Это также было известно как плотницкая готика. Первые проекты начинались с простых деревянных элементов, таких как вертикальный зубчатый сайдинг. К середине 19-го века, с изобретением паровой циркулярной пилы, массовое производство тонких досок, из которых вырезали различные декоративные элементы, помогло строителям превратить простые коттеджи в уникальные дома. В то время на американском Восточном побережье по низкой цене производились стандартные элементы из пряников.

Не все одобряли этот архитектурный стиль. Эндрю Джексон Даунинг, выдающийся сторонник неоготики, критиковал этот стиль в своей работе «Архитектура загородных домов» в 1852 году. Он разделил дома в Соединённых Штатах на три типа: виллы для богатых, коттеджи для рабочих и фермерские дома. Он утверждал, что недорогие коттеджи небольшого размера и в простом стиле не должны быть украшены замысловатыми элементами, как виллы. Он также утверждал, что карниз на фронтоне в стиле сельской готики должен был быть тщательно вырезан из толстой и прочной доски, чтобы можно было оценить его красоту, а не из декоративной части, которая была «выпилена из тонкой доски, чтобы выглядеть безвкусно и по-детски, что скорее портит, чем подчёркивает красоту коттеджа».

Этот стиль сохранился и процветал в жилых районах Чикаго в 1860-х годах. Это продолжалось недолго, так как Великий чикагский пожар в 1871 году уничтожил многие из этих зданий.[6]Некоторые считают, что пожар усилился из-за дешёвых строительных материалов и пряничных украшений в надежде, что другие города прислушаются к предупреждению. Тем не менее, этот стиль продолжал распространяться на Запад. К концу 1870-х годов в Сан-Франциско было много пряничных домиков, как в Чикаго пятью или десятью годами ранее.

В Онтарио, Канада, с 1830-х годов развивался стиль домов под названием «коттедж Онтарио». В третьей четверти XIX века строители добавляли элементы в виде пряничных домиков к большим домам. Характерной чертой было использование декоративных карнизов и шпилей для украшения фронтонов. По мере расширения железных дорог в таких городах, как Стратфорд, строилось всё больше коттеджей и домов в Онтарио. Обычно это были полутора- или трёхэтажные кирпичные дома с отделкой из резного дерева на фронтонах и фасаде. Этот тип домов стал популярным с 1870-х по 1890-е годы.

В 1878 году пожар в Кейп-Мэй, штат Нью-Джерси, уничтожил 30 кварталов в приморском городке. Город быстро отстроился заново. Многие дома были перестроены с большим количеством резных украшений, фронтонов и башен. Это привело к высокой концентрации зданий конца XIX века в городе. Согласно Национальному реестру исторических мест, «На Кейп-Мэй находится одна из крупнейших коллекций каркасных зданий конца 19 века, оставшихся в Соединенных Штатах. Это coсодержит более 600 летних домиков, старых отелей и коммерческих сооружений, которые придают ему однородный архитектурный характер, своего рода учебник народного американского строительства «.

В 1880-х годах многие дома в Калифорнии были построены в стиле Истлейк, названном в честь Чарльза Истлейка, британского архитектора и дизайнера мебели. Истлейк опубликовал книгу, в которой были иллюстрации интерьеров с резными деревянными панелями и ручками, дополняющими его дизайн мебели. Американские строители домов расширили этот стиль на экстерьер, заменив плоские пряничные декоративные элементы точёными балясинами для балясин и украшения стен. Однако Истлейк раскритиковал американскую адаптацию как «экстравагантную и причудливую». Этот стиль позже был объединен с элементами итальянского стиля и стиля Второй империи для создания «стиля Сан-Франциско».

На Гаити

Жилые дома состоятельных людей на Гаити в эпоху «Пряничного домика», с 1880-х по 1920-е годы, отличались уникальной архитектурой, сочетавшей местные традиции и адаптацию иностранных влияний. На адаптацию повлияли многие факторы, в том числе руководства по стилям, которые распространялись из Европы и Северной Америки, гаитянские архитекторы, которые учились за границей, и французские ремесленники, которые открывали столярные мастерские для обучения гаитянских ремесленников. Эти пряничные домики были очень декоративными, с резьбой, решётками с узорами, уникальными для Гаити. В строениях этого стиля обычно большие окна и двери, высокие потолки, просторные чердаки и глубокие веранды.

История

Движения этого стиля началась в 1881 году со второй Национальный Дворец В Гаити во время президентства Lysius Саломон. За этим последовало строительство частной виллы, известной теперь как Отель Hotel Oloffson, по заказу Президента Tirésias Simon Samсын в 1887 году. В 1895 году трое молодых гаитян —Жорж Боссан, Леон Матон и Жозеф-Эжен Максимилиан — отправились в Париж изучать архитектуру. Они вдохновились зарождающимся архитектурным движением и адаптировали стиль к климату Гаити, проектируя дома с яркими узорами и насыщенными цветами в стиле французской курортной архитектуры. Многие большие дома в престижных районах Пако, Туржо и Буа-Верна в Порт-о-Пренсе были построены в этом стиле. Ярким примером является вилла Мирамар (также известная как вилла Кордаско) в Пако, построенная в 1914 году. Затем этот стиль распространился на остальную часть страны, включая Сен-Марк, Жереми, Ле-Кай, Пти-Гоав и Леоган до 1925 года.

После 1925 года стали доступны новые строительные материалы, в том числе бетон, а также новое постановление, которое предписывало использовать каменную кладку, железобетон или железные конструкции для предотвращения пожаров. Это привело к тому, что архитектурные стили на Гаити отошли от пряничного стиля. Однако после 1946 года семьи среднего класса в районах Порт-о-Пренса включили элементы этих стилей в свои небольшие дома.

Термин «имбирный пряник» был придуман американскими туристами в 1950-х годах, которые оценили стиль, напоминающий здания Викторианской эпохи с имбирными украшениями в Соединенных Штатах.

До 2010 года этот стиль имел негативную коннотацию из-за ассоциаций с колониализмом и элитарностью. После землетрясения 2010 года жители Гаити задумались о том, чтобы перестроить свои дома в стиле «пряничный домик» из-за его устойчивости к землетрясениям. Это изменило отношение к стилю в местных сообществах в лучшую сторону.

Характеристики

Высокие двери с жалюзи на вилле Мирамар в Порт-о-Пренсе, Гаити
Высокие двери с жалюзи на вилле Мирамар в Порт-о-Пренсе, Гаити

Пряничный домик по замыслу сочетает в себе архитектурные знания, полученные за рубежом, с пониманием карибского климата и условий жизни. Они были построены с высокими дверями, высокими потолками, с крутыми башенными крышами, чтобы перенаправлять горячий воздух над жилыми комнатами, а также с поперечным ветром от жалюзи на окнах со всех сторон вместо стекла, чтобы компенсировать самые жаркие дни, с гибкими деревянными рамами, способными выдержать самые сильные штормы и землетрясения, и с круговыми верандами. Дома обычно строят из дерева, кирпича или камня и глины.

Сохранение

Пряничный домик в Епископальном университете Гаити уцелел, когда примыкавшее к нему трёхэтажное здание с аудиториями обрушилось во время землетрясения.
Пряничный домик в Епископальном университете Гаити уцелел, когда примыкавшее к нему трёхэтажное здание с аудиториями обрушилось во время землетрясения.

Это уникальное архитектурное наследие Гаити в настоящее время находится под угрозой, поскольку естественное старение древесины, погодные условия, высокая стоимость реставрации и ремонта — всё это негативно сказывается на сохранении этого стиля. Этот стиль был внесён в список Всемирного наследия в 2010 году. Список был составлен незадолго до землетрясения 2010 года, которое произошло на Гаити. Удивительно, но только пять процентов из примерно 200 пряничных домиков были частично или полностью разрушены, в отличие от примерно 300 000 разрушенных зданий, которые составляли 40% от всех остальных построек. Это заставило американских экспертов по сохранению культурного наследия поверить в то, что эта архитектура может стать образцом сейсмостойких сооружений для будущего. Район имбирных пряников на Гаити был включен в список двадцати пяти объектов, включенных в список Всемирная служба охраны памятников 2020 года.

В Таиланде

История

Лепёшки-воздуховоды под окнами особняка Виманмек в Бангкоке, Таиланд
Лепёшки-воздуховоды под окнами особняка Виманмек в Бангкоке, Таиланд

Во время европейской колонизации Юго-Восточной Азии в XIX веке древесина пользовалась большим спросом. Британская лесозаготовительная промышленность начала вырубать в Индии тик, тропическую твёрдую древесину, произрастающую в Южной и Юго-Восточной Азии. Затем, после британского правления в Бирме, лесозаготовительная промышленность по добыче тика распространилась из Индии в Бирму. Хотя Таиланд не был колонией, Великобритания всё равно хотела расширить добычу тика в Таиланде. В 1883 году Великобритания заключила концессионное соглашение с местным правителем в северных провинциях, сделав Пхрае центром британской лесозаготовки в Таиланде. Британские компании и правители на севере Таиланда строили свои дома из тикового дерева в британском стиле. Западный архитектурный стиль с отделкой из пряников был смешан с азиатскими архитектурными элементами, такими как перфорированные деревянные панели, для создания стиля, известного как Ланна Колониальный.

В тот период стали популярны пряничные домики в американском стиле с декоративными деревянными накладками. Этот стиль прижился в некоторых британских колониях, включая Сингапур и Бирму, а затем распространился в Таиланде. Таиландцы с высоким социальным статусом в эпоху короля Рамы V строили пряничные домики из тикового дерева, чтобы продемонстрировать мастерство.

В конце концов популярность пряничных домиков в Таиланде сошла на нет из-за высоких затрат на строительство и обслуживание. Сегодня оставшиеся пряничные домики в Таиланде можно увидеть в разных местах Бангкока, Накхонпатхоме, Пхрее, Лампанге и Чантабури.

Характеристики

Пряничные домики в северных провинциях Таиланда сочетают в себе элементы искусства и ремёсел Лан На и архитектуру Викторианской эпохи. Кроме того, коммерческие здания, принадлежащие китайским поселенцам и бирманским лесорубам, украшены замысловатыми пряничными узорами как часть уникальной конструкции из дерева и бетона под названием Саранай (или Саланай). Эти здания представляют собой террасные дома с раздвижными входными дверями на первом этаже, которые можно полностью открыть, чтобы использовать в качестве витрины. Карнизы, вентиляционные каналы над дверями и богато украшенные балюстрады украшены замысловатыми резными деревянными панелями в разных стилях, в том числе в бирманском. Эти коммерческие здания можно увидеть в Чиангмае и Лампанге.

Мунг Нгве Зин, пример пряничных коммерческих зданий в Лампанге
Мунг Нгве Зин, пример пряничных коммерческих зданий в Лампанге

В домах в Бангкоке и северных провинциях не было особых узоров на пряничных украшениях. В качестве вдохновения использовались основные элементы дизайна викторианской готики, такие как трилистник, крест и пламя, а также несколько местных узоров из пряников. Популярными узорами были тюльпаны, виноградные лозы, геометрические фигуры, личинки комаров, фрукты и овощи. Для резьбы по дереву использовались как перфорированные, так и резные деревянные элементы. Большинство ремесленников были местными и китайскими, они изготавливали резьбу на месте, но часть пряничной отделки была сделана в Бангкоке и отправлена на строительные площадки.

Уникальной особенностью пряничных домиков в Таиланде, позволяющей им адаптироваться к более теплому климату, является использование резных узоров в стиле пряников для создания воздушных каналов, которые устанавливаются у пола или под крышей, чтобы воздух циркулировал по всему дому.

Сохранение

Пряничный домик, первоначально известный как Виндзорский дом, на берегу реки Чаупхрая в плачевном состоянии
Пряничный домик, первоначально известный как Виндзорский дом, на берегу реки Чаупхрая в плачевном состоянии

Многие пряничные домики, принадлежащие правительству Таиланда или храмам, находятся в хорошем состоянии. Однако многие частные дома рискуют быть разрушенными под воздействием погодных условий из-за высоких затрат на обслуживание сложной резьбы. Другой подход к сохранению заключается в перепрофилировании зданий. Некоторые частные дома были сохранены и получили новую жизнь в качестве музеев. Заброшенный пряничный домик, бывшая частная резиденция в Бангкоке, был отреставрирован и превращён в кафе.

Многие пряничные домики из тикового дерева в северных провинциях, особенно в Чианграе, Чиангмае и Пхаяо, были разрушены на протяжении многих лет, так как владельцы сносили их, чтобы продать древесину из-за высокого спроса на тиковое дерево второй руки с 1989 года. Чтобы решить эту проблему, Клуб архитектурного наследия Пхраэ помог местным жителям сохранить пряничные домики и превратил их в главную туристическую достопримечательность Пхраэ.

Известные примеры

 

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий