Иранская архитектура или персидская архитектура (перс.: معمارى ایرانی, Мема́ри-э-Ира́ни) — архитектура Ирана и некоторых других частей Западной Азии, Кавказа и Центральной Азии. Его история насчитывает по меньшей мере 5000 лет до н. э. Характерные образцы архитектуры распространены на обширной территории от Турции и Ирака до Узбекистана и Таджикистана, а также от Кавказа до Занзибара. Персидские здания сильно различаются по масштабу и функциям, от народной архитектуры до монументальных комплексов. Помимо исторических ворот, дворцов и мечетей, быстрый рост таких городов, как столица Тегеран, привёл к волне сноса зданий и строительства новых.
По словам американского историка и археолога Артура Поупа, высшим иранским искусством в собственном смысле этого слова всегда была архитектура. Превосходство архитектуры применимо как к доисламскому, так и к постисламскому периодам. Иранская архитектура демонстрирует большое разнообразие, как структурное, так и эстетическое, исходя из множества традиций и опыта. Без внезапных нововведений и, несмотря на неоднократные травмы, вызванные вторжениями и культурными потрясениями, здесь выработался узнаваемый стиль, отличный от других регионов мусульманского мира. Его достоинствами являются «острое чувство формы и масштаба; структурная изобретательность, особенно в сводчатых и купольных конструкциях; гениальное умение украшать со свободой и успехом, не имеющими себе равных в любой другой архитектуре».
- Общие характеристики
- Фундаментальные принципы
- Материал
- Дизайн
- Городское планирование
- Классификация стилей
- Доисламская архитектура
- Подпериоды
- Допарсианский стиль
- Парсийский стиль
- Парфянский стиль
- Исламская архитектура
- Ранний исламский период (VII-IX вв.)
- Возникновение регионального стиля (10-11 вв.)
- Эпоха сельджуков (11-13 вв.)
- Ильханиды (13-14 вв.)
- Тимуриды (14-15 вв.)
- Сефевиды и узбеки (XVI–XVIII века)
- Сефевидский Исфахан
- Зенды и Каджары (XVIII — начало XX веков)
- Персидские купола
- Современная иранская архитектура
- Иранские архитекторы
- Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО
Общие характеристики
Фундаментальные принципы
Традиционная персидская архитектура сохранила преемственность, которая, несмотря на временные перерывы из-за внутренних политических конфликтов или иностранных вторжений, тем не менее выработала узнаваемый стиль.
Артур Поуп, исследователь персидской архитектуры XX века, описал её следующим образом: «Здесь нет заурядных зданий; даже садовые павильоны благородны и величественны, а самые скромные караван-сараи обычно очаровательны. По выразительности и коммуникативности большинство персидских зданий ясны, даже красноречивы. Сочетание выразительности и простоты формы обеспечивает непосредственность, а орнамент и зачастую тонкие пропорции вознаграждают за пристальное наблюдение.»
По мнению учёных Надера Ардалана и Лале Бахтияр, основополагающим формирующим мотивом иранской архитектуры был её космический символизм, «посредством которого человек вступает в общение и взаимодействие с небесными силами». Эта тема не только обеспечила единство и преемственность архитектуры Персии, но и стала основным источником её эмоционального характера.
Материал
Доступные строительные материалы определяют основные формы традиционной иранской архитектуры. Тяжёлые глины, которые можно было легко найти в разных местах на плато, способствовали развитию самой примитивной из всех строительных технологий — лепки из глины, которую как можно плотнее утрамбовывали и оставляли сохнуть. Эта технология, использовавшаяся в Иране с древних времён, никогда полностью не исчезала. Изобилие тяжёлой пластичной земли в сочетании с прочным известковым раствором также способствовало развитию и использованию кирпича.
Дизайн
Некоторые элементы дизайна персидской архитектуры сохранялись на протяжении всей истории Ирана. Наиболее примечательными являются ярко выраженное чувство масштаба и умелое использование простых и массивных форм. Также можно отметить постоянство декоративных предпочтений, высокий арочный портал, расположенный в нише, колонны с кронштейнами и повторяющиеся типы планов и фасадов. На протяжении веков эти элементы повторялись в совершенно разных типах зданий, построенных для различных целей и под покровительством длинной череды правителей.
Колоннада портика или талара, которую можно увидеть в высеченных в скале гробницах близ Персеполя, вновь появляется в храмах Сасанидов, а в поздние исламские времена она использовалась в качестве портика дворца или мечети и даже в архитектуре придорожных чайных. Точно так же купол на четырёх арках, столь характерный для времён Сасанидов, до сих пор можно увидеть на многих кладбищах и имамзаде по всему Ирану. Представление о земных башнях, устремлённых в небо, чтобы слиться с божественными небесными башнями, сохранялось до XIX века, в то время как внутренний двор и бассейн, угловой вход и богатое убранство являются древними, но всё ещё распространёнными чертами иранской архитектуры.
Городское планирование
Круглая планировка была характерна для нескольких крупных парфянских и сасанидских городов, таких как Хатра и Гор (Фирузабад). Другой тип планировки, основанный на квадратной геометрии, встречается в городах Восточного Ирана, таких как Бам и Зарандж.
Классификация стилей
В целом Мохаммад Карим Пирния делит традиционную архитектуру иранских земель на протяжении веков на шесть следующих классов или стилей («сабк»):
- Зороастрийский:
- Парфянский стиль (до III века до н. э.), в том числе:
- Допарфянский стиль (до VIII века до н. э.), например, Чога Занбил,
- Срединный стиль (с восьмого по шестой век до нашей эры),
- Стиль Ахеменидов (с VI по IV век до н. э.) проявлялся в строительстве впечатляющих городов, которые использовались для управления и проживания (таких как Персеполь, Сузы, Экбатана), храмов, предназначенных для богослужений и общественных собраний (таких как зороастрийские храмы), и мавзолеев, возведённых в честь павших царей (таких как гробница Кира Великого).
- В парфянском стиле представлены проекты следующих эпох:
- Селевкиды эпоха, например Храм Анахиты, Хорхе,
- Парфянская эпоха, например, Хатра, царские дворцы в Нисе,
- Сасанидская эпоха, например, Галь-э-Дохтар, Таки-Кисра, Бишапур, Дарбанд (Дербент).
- Парфянский стиль (до III века до н. э.), в том числе:
- Исламская:
- Хорасанский стиль (с конца VII до конца X века н. э.), например, мечеть Джаме в Наине и мечеть Джаме в Исфахане,
- Стиль Рази (с XI века до периода монгольского нашествия), который включает в себя методы и приёмы следующих периодов:
- Саманидский период, например, Саманидский мавзолей,
- Зияридский период, например, Гунбад-э-Кабус,
- Сельджукский период, например, башни Харракана,
- Стиль Азари (с конца XIII века до появления династии Сефевидов в XVI веке), например, Солтание, Арк-и Алишах, Мечеть Джаме в Варамине, Мечеть Гохаршад, Мечеть Биби-Ханым в Самарканде, гробница Абдас-Самада, Гур-э-Амир, Мечеть Джаме в Йезде
- Исфаханский стиль, распространённый в династиях Сефевидов, Афшаридов, Зандов и Каджаров начиная с XVI века, например, Чехельсотун, Али-Капу, мечеть Ага-Бозорг в Кашане, мечеть Шаха, мечеть Шейха Лотф-Аллаха на площади Накш-э-Джахан.
Доисламские стили опираются на 3000–4000-летний опыт развития архитектуры различных цивилизаций Иранского нагорья. Пост-исламская архитектура Ирана, в свою очередь, черпает идеи из своего доисламского предшественника и имеет геометрические и повторяющиеся формы, а также поверхности, богато украшенные глазурованной плиткой, резной штукатуркой, узорчатой кирпичной кладкой, цветочными мотивами и каллиграфией.
Иран признан ЮНЕСКО одной из колыбелей цивилизации.
Каждый из периодов эламитов, Ахеменидов, парфян и Сасанидов были создателями великой архитектуры, которая на протяжении веков широко распространялась в других культурах. Хотя Иран понес свою долю разрушений, включая решение Александра Македонского сжечь Персеполь, сохранилось достаточно остатков, чтобы составить представление о его классической архитектуре.
Ахемениды строили с размахом. Художников и материалы, которые они использовали, привозили практически со всех территорий самого большого на тот момент государства в мире. Пасаргады стали образцом: город был разбит в обширном парке с мостами, садами, колоннадами и открытыми павильонами с колоннами. Пасаргады, наряду с Сузами и Персеполем, олицетворяли власть «Царя царей», а лестницы последнего в рельефной скульптуре отражали обширные границы империи.
С появлением парфян и Сасанидов появились новые формы. Парфянские инновации полностью расцвели в период Сасанидов с массивными бочкообразными камерами, массивными каменными куполами и высокими колоннами. Это влияние должно было сохраниться на долгие годы.
Например, округлость города Багдад в эпоху Аббасидов указывает на его персидские предшественники, такие как Фирузабад в Фарсе. Аль-Мансур нанял двух архитекторов для проектирования города: Наубахта, бывшего персидского зороастрийца, который также определил, что дата основания города должна быть астрологически значимой, и Машаллаха ибн Атари, бывшего еврея из Хорасана.
Руины Персеполя, Ктесифона, Сиалка, Пасаргад, Фирузабада и Ар-э-Бама дают нам отдалённое представление о том, какой вклад персы внесли в строительное искусство. Внушительный замок Сасанидов, построенный в Дербенте, Дагестан (ныне часть России), является одним из наиболее сохранившихся и живых примеров великолепной иранской архитектуры Сасанидов. С 2003 года замок Сасанидов входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Подпериоды
По словам Мохаммада Карима Пирниа, древнюю архитектуру Ирана можно разделить на следующие периоды.
Допарсианский стиль
Допарфянский стиль (новоперсидский: شیوه معماری پیش از پارسی) — это подстиль архитектуры (или «зир-сабк») в истории развития персидской/иранской архитектуры. Этот архитектурный стиль процветал на Иранском нагорье до VIII века до н. э., в эпоху Мидийской империи. Его часто относят к подкатегории парфянской архитектуры. Самые древние архитектурные памятники в этом стиле — Теппе-Заге близ Казвина. Другие сохранившиеся образцы этого стиля — Чога-Занбиль, Сиалк, Шахр-и-Сохта и Экбатана. К этой стилистической подкатегории также относятся эламские и протоэламские постройки.
Парсийский стиль
«Персидский стиль» (на новоперсидском: شیوه معماری پارسی) — это архитектурный стиль («сабк»), который Мохаммад Карим Пирния выделил при классификации истории развития персидской/иранской архитектуры. Хотя мидийская и ахеменидская архитектура подпадает под эту классификацию, доахеменидская архитектура также изучается как подкласс этой категории. Этот архитектурный стиль процветал с VIII века до н. э., со времён Мидийской империи, через империю Ахеменидов, до прихода Александра Македонского в III веке до н. э.
Парфянский стиль
Этот архитектурный стиль включает в себя элементы, относящиеся к эпохам Селевкидов (310–140 гг. до н. э.), Парфянской (247 г. до н. э. — 224 г. н. э.) и Сасанидской (224–651 гг. н. э.) династий, достигнув своего расцвета в период Сасанидов. Примерами этого стиля являются Галь-э-Дохтар, царские дворцы в Нисе, храм Анахиты, Хорхе, Хатра, Ктесифонский склеп в Касре, Бишапур и дворец Ардашира в Ардешир-Кваре (Фирузабад).
Исламская архитектура
Ранний исламский период (VII-IX вв.)
Исламская эра началась с формирования ислама под руководством Мухаммеда в начале VII века в Аравии.Арабско-мусульманское завоевание Персии началось вскоре после этого и закончилось тем, что регион перешёл под контроль халифов-праведников, а после 661 года — халифов-омейядов. Ранняя исламская архитектура находилась под сильным влиянием византийской архитектуры и сасанидской архитектуры. Архитектура Омейядов (661–750 гг.) опиралась на элементы этих традиций, смешивая их и адаптируя к требованиям новых мусульманских покровителей.
После свержения Омейядов в 750 году и их замены Аббасидским халифатом политический центр халифата сместился на восток, в новую столицу Багдад на территории современного Ирака. Отчасти из-за этого аббасидская архитектура ещё больше испытала влияние сасанидской архитектуры и её корней в древней Месопотамии. В VIII и IX веках власть и единство Аббасидского халифата позволили архитектурным особенностям и инновациям из его центра быстро распространиться в другие регионы исламского мира, находившиеся под его влиянием, включая Иран.
Особенности периода Омейядов, такие как сводчатые потолки, резная лепнина и расписные стены, были продолжены и усовершенствованы в период Аббасидов. Четырехцентровая арка, более сложная форма стрельчатой арки, впервые упоминается в IX веке в памятниках Аббасидов в Самарре в Ираке, таких как дворец Каср аль-Ашик. Он получил широкое распространение в более поздней иранской архитектуре. В Самарре также появились новые декоративные стили, в которых растительные мотивы сасанидской и византийской традиций были преобразованы в более абстрактные и стилизованные формы, примером чему служит так называемый «скошенный» стиль. Впоследствии этот стиль распространился в других регионах, включая Иран.
Немногие из крупных мечетей, построенных в этот ранний исламский период в Иране, сохранились в первозданном виде. Остатки мечети в Сузах, вероятно, относящейся к периоду Аббасидов, показывают, что у неё был гипостильный молельный зал (то есть зал с множеством колонн, поддерживающих крышу) и внутренний двор. Другая мечеть, раскопанная в Сирафе, датируется IX веком. К мечети примыкал минарет (башня для муэдзина, который звал на молитву), основание которого сохранилось и является старейшим остатком минарета в восточном исламском мире. Мечеть Джаме в Исфахане, один из главных исламских памятников в Иране, была основана примерно в 771 году, но была перестроена и расширена в 840–841 годах. В нём тоже был внутренний двор, окружённый колоннами. В последующие века он продолжал претерпевать дальнейшие изменения и дополнения.
Единственная крупная мечеть этого раннего периода, сохранившая часть своей первоначальной формы, — это мечеть Тарихане в Дамгане. Хотя хронология её строительства не очень хорошо изучена, её общая форма и стиль могут относиться к IX веку или, возможно, к более раннему периоду, учитывая её сходство с архитектурой Сасанидов. В нём есть внутренний двор, окружённый портиком, и молельный зал с колоннами, где центральный проход, ведущий к михрабу (нише в стене, символизирующей киблу), немного шире остальных проходов. Изначально в нём не было минарета, но в 1026 году к нему была пристроена высокая цилиндрическая башня. Этот минарет является старейшим из сохранившихся в Иране.
В светской архитектуре также были изучены остатки различных дворцов и резиденций этого периода, например, в окрестностях Мерва (современный Туркменистан). Они имели много общего с более ранней сасанидской и согдийской архитектурой. Среди повторяющихся элементов — иваны и купольные помещения. В некоторых более ранних постройках, датируемых VIII веком, судя по всему, были залы с деревянными колоннами и крышами, в то время как в постройках, датируемых, вероятно, IX веком, преобладали купола и сводчатые потолки. Они также были украшены лепниной в стиле Самарры. Здания, построенные в сельской местности, были окружены внешними стенами с полукруглыми башнями, а внутри располагались центральные дворы или центральный зал с куполом, по бокам от которого находились сводчатые залы. В некоторых из них было по четыре айвана, примыкающих к центральному двору. Сасанидская традиция строительства караван-сараев вдоль торговых путей также продолжалась, и остатки одного из таких сооружений на юге Туркменистана свидетельствуют о наличии центрального двора, окружённого аркадными галереями с купольными крышами.
Возникновение регионального стиля (10-11 вв.)
После своего первоначального расцвета Аббасидский халифат в IX и X веках распался на региональные государства, которые формально подчинялись халифам в Багдаде, но были фактически независимыми.[34] К X веку в Иране и Центральной Азии к власти пришло несколько местных и региональных династий: Ирак и центральный Иран контролировала династия Буидов, северным Ираном правили Бавандиды и Зияриды, а северо-восточными регионами Хорасана и Мавераннахра правили Саманиды. Вскоре в Центральной Азии возникли и другие династии.Именно в этот период впервые появились многие отличительные черты последующей архитектуры Ирана и Центральной Азии, в том числе использование обожжённого кирпича как для строительства, так и для отделки, использование глазурованной плитки для отделки поверхностей и развитие мукарнаса (трёхмерного геометрического свода) из сводчатых арок. Многостолпные мечети продолжали строиться, и есть свидетельства существования многокупольных мечетей, хотя большинство мечетей были перестроены в более поздние эпохи. Мечеть Джаме в Наин-э-Джаме, одна из старейших сохранившихся соборных мечетей в Иране, содержит некоторые из наиболее хорошо сохранившихся элементов этого периода, в том числе декоративную кирпичную кладку, куфические надписи и богатое лепное украшение с виноградными лозами и листьями аканта, отсылающее к более ранним стилям Самарры.
Ещё одним важным архитектурным направлением, возникшим в X–XI веках, стало строительство мавзолеев, которые впервые приобрели монументальные формы. Одним из типов мавзолеев была гробница-башня, например Гунбад-и-Кабус (около 1006–1007 гг.), а другим основным типом была квадратная гробница с куполом, например Гробница Саманидов в Бухаре (до 943 г.).
Эпоха сельджуков (11-13 вв.)
Тюркские народы начали продвигаться на запад через Центральную Азию и Ближний Восток с VIII века, в конечном итоге приняв ислам и став крупными силами в регионе. Наиболее значимыми из них были турки-сельджуки, которые в XI веке создали Великую Сельджукскую империю, завоевав весь Иран и другие обширные территории в Центральной Азии и на Ближнем Востоке.
Хотя период расцвета государства Сельджукидов был недолгим, он стал важной вехой в истории исламского искусства и архитектуры в Иране и Центральной Азии, положив начало расширению покровительства и художественных форм. Большая часть архитектурного наследия Сельджукидов была уничтожена во время монгольских нашествий в XIII веке. Тем не менее, по сравнению с досельджукским Ираном, большее количество сохранившихся памятников и артефактов сельджукского периода позволило учёным глубже изучить искусство этой эпохи. Несколько соседних династий и империй, существовавших одновременно с сельджуками, в том числе Караханиды, Газневиды и Гуриды, строили памятники в очень похожем стиле. Таким образом, общая архитектурная традиция распространилась на большую часть восточного исламского мира (Иран, Центральную Азию и часть северного Индийского субконтинента) в период сельджуков и их упадка, с XI по XIII век. Этот период также считается «классическим» для архитектуры Центральной Азии.
Самым важным религиозным памятником периода Великих Сельджуков является мечеть Джаме в Исфахане, которая была расширена и перестроена различными покровителями Сельджуков в конце XI — начале XII века. В конце XI века к ней были пристроены два больших и новаторских купольных помещения. В начале XII века вокруг внутреннего двора были возведены четыре больших айвана, что привело к появлению плана с четырьмя айванами в архитектуре мечетей. План с четырьмя айванами быстро стал популярным и примерно в это же время был применён в других крупных мечетях, в том числе в Ардестане и Заваре, а также в светской архитектуре. Вероятно, он также использовался в медресе, новом типе зданий, появившемся примерно в это же время, хотя ни одно из сельджукских медресе не сохранилось в хорошем состоянии.
Места для ночлега (ханы или караван-сараи) для путешественников и их животных, как правило, имели утилитарную, а не декоративную архитектуру, с каменной кладкой, прочными укреплениями и минимальным комфортом. Большие караван-сараи строились для развития торговли и укрепления власти сельджуков в сельской местности. Как правило, они состояли из здания с укреплённой внешней частью, монументальным входным порталом и внутренним двором, окружённым различными залами, в том числе айванами. Некоторые примечательные примеры, сохранившиеся лишь частично, — это караван-сараи Рибат-и Малик (ок. 1068–1080 гг.) и Рибат-и Шараф (XII век) в Мавераннахре и Хорасане соответственно.
Сельджуки также продолжали строить «башенные гробницы» — иранский тип зданий более ранних периодов, такие как Тогрул-башня, построенная в Рейи (к югу от современного Тегерана) в 1139 году. Однако более инновационным стало появление мавзолеев с квадратным или многоугольным планом этажа, которые впоследствии стали распространённой формой монументальных гробниц. Ранними примерами этого являются два мавзолея Харрака (1068 и 1093 гг.) недалеко от Казвина (северный Иран), которые имеют восьмиугольную форму, и большой мавзолей Санджара (ок. 1152 г.) в Мерве (современный Туркменистан), у которого квадратное основание.
Примерно в то же время, с конца X до начала XIII века, тюркские Караханиды правили в Мавераннахре и возвели множество впечатляющих сооружений в Бухаре и Самарканде (современный Узбекистан). Среди известных памятников Караханидов — большая соборная мечеть в Бухаре, от которой сохранился только минарет Калян (ок. 1127 г.), близлежащий минарет Вабкент (1141 г.) и несколько мавзолеев Караханидов с монументальными фасадами, например, в Узгене (современный Кыргызстан) второй половины XII века.
Далее на восток первой крупной тюркской династией были Газневиды, которые обрели независимость в конце X века и правили из Газны на территории современного Афганистана. Во второй половине XII века Гуриды сменили их на посту главной державы в регионе от северной Индии до побережья Каспийского моря. Среди наиболее примечательных памятников этих двух династий — ряд богато украшенных кирпичных башен и минаретов, сохранившихся как отдельные сооружения. Их точное назначение неясно. К ним относятся башня Масуда III близ Газни (начало XII века) и минарет Джама, построенный Гуридами (конец XII века), также на территории современного Афганистана.
По мере ослабления Великих Сельджуков в XII веке различные другие династии (часто также тюркского происхождения) создавали более мелкие государства и империи. В Иране и Центральной Азии Хорезмшахи, ранее бывшие вассалами сельджуков и Кара-Китаев, воспользовались этим, чтобы расширить свою власть и создать Хорезмскую империю, которая в начале XIII века заняла большую часть региона и завоевала Гуридов, но вскоре пала под натиском монголов. На месте бывшей столицы Хорезма, Куня-Ургенча (на территории современного Туркменистана), сохранилось несколько памятников периода Хорезмской империи (конец XII — начало XIII века), в том числе так называемый мавзолей Фахр ад-Дина Рази (возможно, гробница Иль-Арслана) и мавзолей султана Текеша.
Ильханиды (13-14 вв.)
С XIII по начало XVI века Иран и Центральная Азия находились под властью двух крупных династий, происходивших от монгольского завоевателя Чингисхана: Ильханидов (1256–1353) и Тимуридов (1370–1506). В этот период были построены одни из самых крупных и амбициозных иранских памятников исламского мира. Ильханиды изначально были кочевыми монголами, но в конце XIII века Газан-хан (пр. 1295–1304) принял ислам и способствовал культурному и экономическому возрождению, в котором городская иранская культура играла первостепенную роль. Вассалы Ильханидов, такие как Музаффариды и Джалаириды, также спонсировали новые постройки.
Архитектура Ильханидов развивала более ранние иранские традиции. В частности, больше внимания уделялось внутренним пространствам и их организации. Комнаты стали выше, появились поперечные своды, а стены были прорезаны арками, что позволяло проникать внутрь большему количеству света и воздуха.Мукарнас, который раньше использовался только для покрытия ограниченных переходных элементов, таких как своды, теперь применялся для покрытия целых куполов и сводов в чисто декоративных целях. Например, гробница Абд аль-Самада в Натанзе (1307–1308 гг.) изнутри покрыта сложным куполом мукарнас, который сделан из лепнины, подвешенной под пирамидальным сводом, покрывающим здание.
Кирпич оставался основным строительным материалом, но для придания большего цвета использовалась мозаичная плитка, которая представляла собой монохромную плитку разных цветов, разрезанную на кусочки, которые затем соединялись в более крупные узоры, особенно геометрические и цветочные. Также продолжалось использование резной лепнины. Некоторые исключительные образцы в Иране относятся к этому периоду, в том числе резная лепнина на стене мавзолея Пир-и Бакрана в Линджане (недалеко от Исфахана), а также михраб, добавленный в 1310 году к мечети Джаме в Исфахане. Последний является одним из шедевров исламского скульптурного искусства той эпохи, с несколькими слоями глубоко вырезанных растительных мотивов и резной надписью.
В этот период были построены или расширены различные мечети, обычно по плану с четырьмя айванами для соборных мечетей (например, в Варамине и Кирмане), за исключением северо-запада, где из-за холодных зим не было необходимости в открытом внутреннем дворе, как в мечети Джаме в Ардебиле (ныне разрушенной). Ещё одной отличительной чертой периода Ильханидов является появление монументальных порталов мечетей, увенчанных двумя минаретами, как в мечети Джаме в Йезде. Караван-сараи строились снова и снова, хотя Хан аль-Мирджан в Багдаде является единственным сохранившимся образцом.
Самым впечатляющим памятником, сохранившимся с того периода, является мавзолей Солтание, построенный для султана Улугбека (пр. 1304–1317 гг.) — массивный купол, опирающийся на многоуровневую восьмиугольную конструкцию с внутренними и внешними галереями. Сегодня сохранилось только здание с куполом, на котором почти не осталось оригинальной бирюзовой плитки, но когда-то оно было центральным элементом более крупного религиозного комплекса, включавшего мечеть, больницу и жилые помещения. Ильханиды также построили или отремонтировали небольшие гробницы и святилища в честь местных суфиев, такие как святилище Баязида Бастами в городе Бастам, вышеупомянутый мавзолей Пир-и Бакрана и вышеупомянутая гробница Абд-аль-Самада. Также в Бастаме Ильханиды построили традиционную гробницу-башню для хранения останков сына Ульджайту. Как ни странно, гробница была возведена не как самостоятельное сооружение, а за стеной киблы главной городской мечети — такая конфигурация также встречается в некоторых современных мамлюкских постройках.
Тимуриды (14-15 вв.)
Империя Тимуридов, созданная Тимуром (годы правления1370–1405), стала свидетелем ещё одного культурного возрождения. Архитектура Тимуридов продолжила традиции архитектуры Ильханидов, вновь возводя величественные памятники с роскошным декором, призванным произвести впечатление, но они также усовершенствовали прежние проекты и техники. Правители Тимуридов набирали лучших мастеров со своих завоёванных территорий или даже заставляли их переезжать в столицу Тимуридов.
Кирпич продолжал использоваться в качестве строительного материала. Для покрытия больших кирпичных поверхностей красочным декором использовалась техника баннаи для создания геометрических узоров и куфических надписей по относительно низкой цене, в то время как для цветочных узоров по-прежнему использовалась более дорогая мозаичная плитка. Снаружи предпочтение отдавалось плитке, а внутренние стены можно было покрыть резной или расписной штукатуркой. Одним из важнейших нововведений Тимуридов было более сложное и плавное расположение геометрических сводов. Большие своды разделялись пересекающимися рёбрами на более мелкие своды, которые затем могли быть разделены на ещё более мелкие части или заполнены мукарнасами и другими видами декора. Мукарнас сам по себе стал ещё более сложным за счёт использования более мелких отдельных ячеек для создания более крупного трёхмерного геометрического плана. Визуального баланса можно было добиться, чередуя один тип или узор отделки с другим в разных частях свода. Сочетая эти методы сводостроения с крестовым планом и разбивая сплошную массу несущих стен открытыми арками и окнами, можно было устранить чёткое разделение между куполом, сводом и стеной и создать бесконечное разнообразие изысканных внутренних пространств.
Наиболее значимые сохранившиеся памятники эпохи Тимуридов находятся в городах Хорасана и Мавераннахра, в том числе в Самарканде, Бухаре, Герате и Мешхеде, а также в их окрестностях. Собственные памятники Тимура отличаются своими размерами; в частности, мечеть Биби-Ханым и мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, а также его величественный, но ныне разрушенный дворец Ак-Сарай в Шахрисабзе. Мавзолей Гур-Эмир и мечеть Биби-Ханым отличаются богатым внутренним и внешним убранством, внушительными порталами и выдающимся куполом. Купола опираются на высокие цилиндрические барабаны и имеют заострённый выпуклый профиль, иногда рифлёный или ребристый.
Преемники Тимура строили в меньших масштабах, но под покровительством Гаухар Шад, жены его сына Шахруха (пр. 1405–1447), архитектура Тимуридов достигла расцвета в первой половине XV века.[57] Её памятники в основном находятся в Мешхеде и Герате, хотя некоторые из них были разрушены или сильно повреждены с XIX века, в том числе её мавзолей и комплекс мечетей (1417–1438). Некоторые сохранившиеся своды и украшения внутри её мавзолея, тем не менее, свидетельствуют о его первоначальном качестве.
При Улугбеке (р. 1447–1449 гг.) площадь Регистан в Самарканде впервые была превращена в монументальный комплекс, похожий на тот, что мы видим сегодня. Он построил вокруг площади три сооружения, из которых до наших дней сохранилось только медресе Улугбека (1417–1420 гг.) (два других монументальных сооружения были возведены вокруг площади в более поздние периоды), с большим фасадом, богато украшенным.
Покровительство Тимуридов имело большое значение в истории искусства и архитектуры на обширной территории исламского мира. Международный тимуридский стиль в конечном итоге был интегрирован в визуальную культуру растущей Османской империи на западе,а на востоке он был передан на Индийский субконтинент Моголами, которые были потомками Тимура.
В конце XIV и XV веков на западе Ирана доминировали две могущественные тюркские конфедерации: Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. Хотя сохранилось мало памятников, построенных при поддержке этих фракций, то, что осталось, показывает, что в этот период стиль Тимуридов уже распространялся на запад. Одним из самых значимых памятников Кара-Коюнлу является Голубая мечеть или мечеть Музаффария (1465 г.) в Тебризе, ныне частично разрушенная. Она имеет необычную Т-образную планировку вокруг центрального купола, похожую на османскую Зелёную мечеть в Бурсе, и украшена высококачественной плиткой шести цветов, в том числе тёмно-синего.
Сефевиды и узбеки (XVI–XVIII века)
Сефевиды, создавшие в XVI веке большую шиитскую империю, которая охватывала весь Иран и некоторые соседние регионы, изначально унаследовали традиции тимуридской архитектуры. Чтобы адаптировать эту традицию к новому имперскому стилю, архитекторы Сефевидов расширили её до ещё более грандиозных масштабов.Архитектура Сефевидов в некоторой степени упростила архитектуру Тимуридов, создав большие архитектурные ансамбли, построенные вокруг более статичных, фиксированных перспектив, которые кажутся более торжественными, с более однородными фасадами зданий и более обтекаемыми сводчатыми конструкциями. В то же время здания тщательно планировались и часто имели открытую планировку, что позволяло наслаждаться их видом. Самым характерным украшением была мозаичная плитка, применявшаяся в больших масштабах. Декоративная программа часто служила скорее для того, чтобы скрыть, а не подчеркнуть конструктивные особенности зданий. Этот стиль Сефевидов сформировался в Исфахане и впоследствии распространился в других частях империи.
Относительно немного памятников Сефевидов сохранилось с периода до правления шаха Аббаса I (пр. 1588–1629). Самым важным исключением является мавзолей и религиозный комплекс шейха Сафи ад-Дина в Ардебиле. Этот комплекс строился со времён Сафи ад-Дина (ум. в 1334 году), который основал суфийский орден, с которым был связан Исмаил I (пр. 1501–1524 гг.), первый правитель из династии Сефевидов. Сефевидские дополнения к комплексу появились в начале XVI века, когда здесь была построена небольшая куполообразная гробница Исмаила. Его преемник, Тахмасп I (пр. 1524–1576 гг.), осуществил первое крупное расширение комплекса при Сефевидах. Самым важным сооружением, которое было добавлено, стал Джаннат-сарай — большое восьмиугольное здание в той же традиции, что и старый мавзолей Ильханидов в Солтание, возможно, изначально предназначавшееся для куполообразной гробницы Тахмаспа I. Аббас I также провёл дальнейшую реконструкцию и добавил новые сооружения на этом месте.
Одновременно с Сефевидами в Иране существовали и другие династии и правящие группы в Центральной Азии, такие как Шайбаниды и другие вожди узбекских племён. Здесь продолжали возводить монументальные здания в традиционном тимуридском стиле. В Бухаре Шейбаниды создали нынешний комплекс По-и-Калян, объединив минарет Калан эпохи Караханидов, отремонтировав старую мечеть в 1514 году и пристроив большое медресе Мир-и-Араб (1535-156). Позже, в Самарканде, местный правитель Ялангтуш Би Алчин придал Регистану его нынешний вид, построив два новых медресе напротив медресе Улугбека. Медресе Шер-Дор (1616–1636) повторяет форму медресе Улугбека, а медресе Тилля-Кари (1646–1660) является одновременно мечетью и медресе. После XVII века архитектурная деятельность в регионе стала менее значимой, за исключением Хивы. Пятничная мечеть в Хиве с характерным залом с деревянными колоннами была перестроена в таком виде в 1788–1789 годах.
Сефевидский Исфахан
Аббас I сделал Исфахан своей столицей и приступил к самой масштабной строительной программе периода Сефевидов. В результате очень большая часть сохранившихся памятников Сефевидов сосредоточена в этом городе. Аббас I перенёс политический и экономический центр города из его традиционного местоположения рядом со старой мечетью Джаме в новый район у реки Заянде на юге, где был построен новый город. Он включает в себя обширный Большой базар с караван-сараями, который через монументальный портал выходит на огромную прямоугольную общественную площадь Майдан-и-Шах или Накш-э-Джахан, построенную между 1590 и 1602 годами. Вся площадь окружена двухуровневой галереей и символизирует стремление Аббаса I стать одним из величайших правителей на мировой арене. Помимо портала базара, в центре каждой стороны площади стоят ещё три здания: мечеть Шейха Лютфаллы (1603–1619), мечеть Шаха (1611–ок. 1630) и Али-Капу, дворцовые ворота и павильон, строительство которых началось ок. 1597 года и было завершено при Аббасе II в 1660 году.
В каждую из двух мечетей на площади можно попасть через монументальные порталы, но из-за разницы между направлением киблы и ориентацией площади обе мечети построены под углом к ней, и их вестибюли изгибаются при входе. В обеих мечетях молитвенные залы перекрыты одним большим двухслойным куполом, хотя в мечети Шаха молитвенный зал также окружён двумя гипостильными залами. В отличие от памятников Тимуридов, интерьеры куполов не разделены геометрически и имеют однородную поверхность. Эффект лёгкости достигается за счёт переходной зоны арок, сводов и окон, а стены молельного зала в Шахской мечети также пронизаны открытыми арками. Снаружи купола имеют «луковичную» форму (то есть выпуклые по бокам и заострённые сверху). В то время как у мечети Шаха есть минареты и традиционный центральный двор, окружённый четырьмя айванами, у мечети Лютфаллах нет минаретов, и она отличается от всех других мечетей Сефевидов тем, что состоит только из одного купольного зала. Интерьеры обеих мечетей полностью покрыты глазурованной плиткой, преимущественно синей, которая была восстановлена в 1930-х годах на основе нескольких сохранившихся оригинальных плиток.
К западу от площади Майдан-и-Шах располагался большой дворцовый комплекс с садами и павильонами. Самый важный из сохранившихся павильонов, Чехель-Сотун («Сорок колонн»), датируется 1647 годом по надписи, но, возможно, был построен раньше. В 1706–1707 годах к нему пристроили глубокое широкое крыльцо с колоннами, придав ему нынешний вид. Другой известный сохранившийся павильон, Хашт-Бехешт, в основном датируется концом 17 века. К западу от территории дворца находится длинный широкий проспект под названием Чахарбах («Четыре сада»), который заканчивается на юге у моста Си-о-се-пол («Мост из тридцати трех арок»), построенного в 1602 году. Мост украшен аркадами и имеет широкую центральную полосу для караванов и вьючных животных, а также боковые проходы для пешеходов. Ниже по течению находится мост Хваджу (1650), один из лучших памятников эпохи правления Аббаса II. Как и Си-о-се-пол, он сочетает эстетический эффект с практической функцией, но является более сложным и представляет собой вершину сасанидской архитектуры. Он состоит из двух уровней, каждый из которых имеет широкий центральный проход для караванов и боковые проходы для пешеходов вдоль боковых арок. В середине моста находится более широкий смотровой павильон восьмиугольной формы.
Эти мосты соединяют центр города с южным берегом реки Заянде, где когда-то располагались королевские охотничьи угодья Сефевидов. После 1604 года здесь также был создан христианский армянский квартал Новая Джульфа. В этом районе было построено около 30 церквей, из которых 13 сохранились до наших дней и датируются XVII и началом XVIII веков. Церкви переняли армянские черты и объединили их с современным стилем Сефевидов, как, например, Ванкский собор (или собор Святого Спасителя), который в своём нынешнем виде был построен примерно в 1656 году.
Зенды и Каджары (XVIII — начало XX веков)
Когда в 18 веке Сефевиды пришли в упадок, династия Занд сделала Шираз своей столицей. Мухаммад Карим Хан Занд, основатель династии, разбил грандиозную площадь и возвел новый ряд памятников, аналогично строительным проектам Сефевидов в Исфахане, хотя и в меньших масштабах. Среди сохранившихся памятников этого проекта — мечеть Вакиль, строительство которой началось в 1766 году и было завершено в 1827 году, а также базар и хаммам (баня).
На севере Ирана Каджары сделали своей столицей Тегеран. Они продолжали строить мечети по всей стране по традиционной схеме с внутренним двором и четырьмя айванами, но с некоторыми вариациями и новыми элементами, такими как башни с часами. Каджары также расширили основные святилища, такие как храм Имама Резы в Мешхеде и храм Фатимы Масуме в Куме. В Ширазе (который перешел под власть каджаров в 1794 году), мечеть Насир аль-Мульк (1876-1888) имеет традиционную планировку, но представляет собой образец нового стиля декоративной плитки, расписанной надглазурью с изображениями цветочных букетов преимущественно синего, розового, желтого, фиолетового и зеленого цветов, иногда на белый фон. Этот тип плиточного декора также можно увидеть в мечети Сепахсалар в Тегеране (1881–1890).
Из дворцов Каджаров, построенных в Тегеране и его окрестностях, самым известным является Дворец Голестан, который был одновременно административным центром и зимней резиденцией шаха. Дворец, использовавшийся сменявшими друг друга правителями Каджаров, претерпел множество изменений, которые иллюстрируют прогрессивные преобразования, происходившие в этот период. Традиционные формы всё ещё преобладали при Фатх Али-шахе (пр. 1797–1834), который заказал Мраморный трон и установил его в традиционном зале для аудиенций, украшенном колоннами. В XIX веке также наблюдался рост ренессансных тенденций. Каджарские монархи, в том числе Фетх Али-шах, заказывали работы, в которых намеренно использовались мотивы сефевидской и древней сасанидской архитектуры, надеясь перенять их символику царской власти и империи.
При Насер ад-Дине Шахе (пр. 1848–1896 гг.) начали появляться новые элементы и стили, вдохновлённые Европой, такие как высокие окна, пилястры и парадные лестницы. Во дворце Голестан он построил Шамс-ол-Эмаре — высокое многоуровневое сооружение с двумя башнями. Он также перестроил Тегеран, разрушив плотную городскую застройку в некоторых частях старого города, а также его исторические стены и заменив их бульварами и открытыми площадями, вдохновлёнными тем, что он видел во время своих поездок в Европу.
В начале XX века, в последние десятилетия правления Каджаров и в первые годы правления Пехлеви, тенденции возрождения продолжали быть популярными и использовались при проектировании как общественных, так и частных зданий, в том числе тех, которые были заказаны растущей буржуазией. В результате по всей стране появилось множество зданий с эклектичным сочетанием стилистических особенностей как исламской, так и древней зороастрийской эпох.
Персидские купола
Империя Сасанидов положила начало строительству первых крупных куполов в Иране, возведя такие царственные здания, как дворец Ардашира и Деж-Дохтаран. После завоевания империи Сасанидов мусульманами персидский архитектурный стиль оказал большое влияние на исламские общества, и купол также стал характерной чертой мусульманской архитектуры.
Период Ильханидов привнёс несколько новшеств в строительство куполов, которые в конечном итоге позволили персам возводить гораздо более высокие сооружения. Эти изменения впоследствии проложили путь для архитектуры Сефевидов. Вершиной архитектуры Ильханидов стало строительство купола Солтание (1302–1312) в Зенджане, Иран, высота которого составляет 50 м, а диаметр — 25 м, что делает его третьим по величине и самым высоким каменным куполом из когда-либо возведённых. Тонкий двухслойный купол был укреплён арками между слоями.
Ренессанс в строительстве персидских мечетей и куполов пришёлся на период правления династии Сефевидов, когда шах Аббас в 1598 году инициировал реконструкцию Исфахана с площадью Накш-э-Джахан в качестве центральной части своей новой столицы. В архитектурном плане они во многом заимствовали проекты Иль-Хана, но в художественном плане подняли их на новый уровень.
Отличительной особенностью персидских куполов, которая отличает их от куполов, созданных в христианском мире или в Османской империи и империи Великих Моголов, было использование разноцветной плитки, которой покрывали как внутренние, так и внешние поверхности куполов. Вскоре в Исфахане насчитывались десятки таких куполов, и их ярко-синие очертания доминировали над горизонтом города. Отражаясь в лучах солнца, эти купола казались сверкающими бирюзовыми драгоценностями, и путешественники, следовавшие по Шёлковому пути через Персию, могли видеть их за много миль.
Этот особый архитектурный стиль был унаследован от династии Сельджуков, которые на протяжении веков использовали его при строительстве мечетей, но он был усовершенствован во времена Сефевидов, когда они изобрели хафт-ранги, или семицветный стиль обжига плитки. Этот процесс позволял им наносить на каждую плитку больше цветов, создавая более насыщенные узоры, приятные глазу. Персы предпочитали золотые, белые и бирюзовые узоры на тёмно-синем фоне. Обширные каллиграфические надписи и арабески на большинстве главных зданий были тщательно спланированы и выполнены Али Резой Аббаси, который в 1598 году был назначен главой королевской библиотеки и главным каллиграфом при дворе шаха, в то время как Шейх Бахаи руководил строительными проектами. Купол Масджид-э-Шах (Шахской мечети), достигающий 53 метров в высоту, стал самым высоким в городе, когда строительство было завершено в 1629 году. Он был построен как двухслойный купол, расстояние между двумя слоями составляло 14 метров, и он опирался на восьмиугольную купольную камеру.
Современная иранская архитектура
Современная архитектура в Иране начинается с приходом к власти династии Пехлеви в начале 1920-х годов. Некоторые архитекторы, такие как Андре Годар, создавали такие работы, как Национальный музей Ирана, которые напоминали об историческом архитектурном наследии Ирана. Другие старались сочетать традиционные элементы с современным дизайном в своих работах. Одним из таких примеров является главный кампус Тегеранского университета. Другие, такие как Гейдар Гиай и Хушанг Сейхун, пытались создавать совершенно оригинальные работы, не зависящие от предшествующих влияний. Архитектура Дариуша Борбора успешно сочетала современную архитектуру с местным колоритом. Башня Азади, первоначально называвшаяся Башней Шадиад, была построена в 1971 году и с тех пор стала одной из главных достопримечательностей Тегерана. Башня, спроектированная Хоссейном Аманатом, включает в себя формы и идеи исторической иранской архитектуры. Бордж-э-Милад (или Башня Милад), построенная в 2007 году, является самой высокой башней в Иране и 24-м по высоте отдельно стоящим сооружением в мире.
Иранские архитекторы
Первая профессиональная ассоциация иранских архитекторов, Общество иранских архитекторов-дипломатов, была основана 30 января 1945 года. Её основателями были иранские архитекторы, в том числе Вартан Аванесян, Мохсен Форуги и Кейгобад Зафар. В начале XX века в Иране было много иностранных архитекторов, и одной из задач новой ассоциации было издание журнала «Архитектор», который продвигал иранских архитекторов. В 1966 году была основана новая профессиональная ассоциация — Ассоциация иранских архитекторов. Среди её основателей были Вартан Аванесян, Абасс Аждари, Насер Бади, Абдельхамид Эшрак, Манучер Хорсанди, Ирадж Мошири, Али Садек и Кейгобад Зафар.
Нескольким иранским архитекторам удалось выиграть престижную премию A’ Design Award 2018 в беспрецедентном количестве номинаций. Ряд иранских архитекторов также получили премию Ага Хана в области архитектуры, в том числе:
- Баг-и-Фердоуси, Тегеран. 1999–2001
- Новая жизнь старых зданий, различные локации. 1999–2001
- Шуштар, Новый город, Шуштар. 1984–1986
- Али Капу, Чехель Сутун и Хашт Бехешт, Исфахан. 1978–1980
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО
Ниже приведён список объектов Всемирного наследия, спроектированных или построенных иранцами или спроектированных и построенных в стиле иранской архитектуры:
- Внутри Ирана:
- Культурный ландшафт Арг-э-Бам, Керман.,
- Площадь Нагш-и-Джахан, Исфахан
- Дамаванд, Мазандаран
- Пасаргады, Фарс
- Персеполис, Фарс
- Чога Занбил, Хузестан
- Тахт-и Солейман, Западный Азербайджан
- Купол Солтании, Зенджан
- Бехистунская надпись, Провинция Керманшах
- За пределами Ирана:
- Мавзолей султана Санджара, Туркменистан
- Руины Коньи-Ургенча, Туркменистан
- Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Казахстан
- Исторический центр Баку, Азербайджан
- Исторический центр Гянджи, Азербайджан
- Исторический центр Бухары, Узбекистан
- Исторический центр Шахрисабза, Узбекистан
- Ичан Кала из Хивы, Узбекистан
- Самарканд, Узбекистан
- Цитадель, Древний город и крепостные сооружения из Дербент, Дагестан, Россия
- Сады Бахаи, Хайфа, Израиль
- Мечеть Биби-Хейбат, Азербайджан
- Мечеть Туба Шахи, Азербайджан
- Дворец шекинских ханов, Шеки, Азербайджан