История городского планирования

Городское планирование — это технический и политический процесс, связанный с использованием земли и проектированием городской среды, включая воздух, воду и инфраструктуру, проходящую в городские районы и за их пределы, такую как транспортные и распределительные сети.

История городского планирования идет параллельно с историей города, поскольку планирование наблюдается на некоторых из самых ранних известных городских объектов.

Предыстория

В доклассический и классический периоды ряд городов планировался в соответствии с установленными планами, хотя многие имели тенденцию развиваться органично. Спроектированные города были характерны для минойской, месопотамской, харрапанской и египетской цивилизаций третьего тысячелетия до нашей эры. Первое зарегистрированное описание городского планирования появляется в «Эпосе о Гильгамеше»: «Взойди на стену Урука и обойди ее. Осмотрите платформу фундамента и тщательно изучите кирпичную кладку. Подтвердите, что это обожженные кирпичи и что Семь Советников, должно быть, заложили его фундамент. Одна квадратная миля — это город, одна квадратная миля — фруктовые сады, одна квадратная миля — это глина, а также открытая территория храма Иштар.Урук состоит из трех квадратных миль и открытой местности. Найдите медную шкатулку для табличек, откройте ее бронзовый замок, откройте дверцу с секретом, достаньте табличку из лазурита и прочтите».

Отличительные особенности городского планирования, обнаруженные в остатках городов Хараппа, Лотхал, Дхолавира и Мохенджо-даро в цивилизации долины Инда (на современном северо-западе Индии и Пакистана), заставляют археологов интерпретировать их как самые ранние известные примеры преднамеренно спланированных и управляемых городов. Улицы многих из этих ранних городов были вымощены под прямым углом в виде сетки с иерархией улиц от крупных бульваров до жилых переулков. Археологические данные свидетельствуют о том, что многие дома Харрапана были построены для защиты от шума и повышения приватности жилья; у многих также были собственные колодцы для воды, вероятно, как для санитарных, так и для ритуальных целей. Эти древние города были уникальны тем, что в них часто имелись дренажные системы, по-видимому, связанные с хорошо развитым идеалом городской санитарии. Города, расположенные на сеточном плане, могли быть результатом развития сельского хозяйства, основанного на прямоугольных полях.

Большинство мезоамериканских городов в позднем постклассическом периоде имели высокоорганизованные центральные части, обычно состоящие из одной или нескольких общественных площадей, граничащих с общественными зданиями. Напротив, окружающие жилые районы обычно практически не проявляли признаков планировки.

 

Восточная Азия

В Японии некоторые города, такие как Нара и Хэйан-ке, следовали классическим китайским принципам планирования; позже, в феодальный период, возник тип города под названием Екамачи. Это были города-замки, спланированные для обороны и ориентированные вокруг нее. Дороги были проложены так, чтобы сделать пути к замкам длиннее; замки и другие здания часто располагались так, чтобы скрыть замки за плотно расположенными окружающими зданиями. Эдо, позже Токио, является одним из примеров города-замка.

Греко-римская культура

Традиционно греческий философ Гипподам (498-408 гг. до н.э.) считается первым градостроителем и «изобретателем» ортогональной городской планировки. Аристотель называл его «отцом городского планирования», и вплоть до 20 века он действительно считался таковым. Это, однако, оправдано лишь частично, поскольку греческие города с ортогональными планами были построены задолго до Гипподама. План Гипподамия, названный в его честь, представляет собой ортогональную городскую планировку с более или менее квадратными уличными кварталами. Археологические находки из древнего Египта — среди прочего — демонстрируют, что Гипподам на самом деле не мог быть изобретателем этой планировки. Критика Аристотелем и даже насмешки над Гипподамом, которые появляются в Политике 2. 8, возможно, является первым известным примером критики городского планирования.

История городского планирования
Карта Пеллы, показывающая схему города

Примерно с конца 8 века греческие города-государства начали основывать колонии вдоль берегов Средиземного моря, центром которых были недавно созданные поселки с более или менее правильными ортогональными планами. Постепенно новые планировки стали более регулярными. После того, как город Милет был разрушен персами в 494 году до н.э., он был восстановлен в правильной форме, которая, согласно традиции, определялась идеями Гипподама Милетского. Регулярные ортогональные планы, в частности, были разработаны для новых колониальных городов и поселков, которые были восстановлены за короткий промежуток времени после разрушения.

Примерно столетие спустя, следуя традициям Гипподама, Александр поручил архитектору Динократу заложить свой новый город Александрию, величайший пример идеализированного городского планирования древнего эллинистического мира, где регулярности города способствовало его ровное расположение недалеко от устья Нила.

Древние римляне также использовали правильные ортогональные конструкции, на основе которых они формировали свои колонии. Вероятно, они были вдохновлены примерами Греции, а также регулярно планируемыми городами, которые были построены этрусками в Италии. Римский инженер Витрувий установил принципы хорошего дизайна, влияние которых ощущается до сих пор.

Римляне использовали сводную схему городского планирования, разработанную для удобства граждан. Базовый план состоял из центрального форума с городскими службами, окруженного компактной прямолинейной сеткой улиц. Река иногда протекала рядом с городом или через него, обеспечивая водоснабжение, транспорт и водоотведение. Римляне построили сотни поселков по всей своей империи. Во многих европейских городах, таких как Турин, сохранились остатки этих схем, которые показывают очень логичный способ, которым римляне проектировали свои города. Они планировали проложить улицы под прямым углом в виде квадратной сетки. Все дороги были равны по ширине и длине, за исключением двух, которые были немного шире остальных. Декуманус, проходящий с востока на запад, и кардо, проходящий с севера на юг, пересекались посередине, образуя центр сетки. Все дороги были выложены из тщательно подогнанных каменных плит и засыпаны более мелкими, плотно утрамбованными камнями и галькой. Там, где это было необходимо, были построены мосты. Каждая площадь, отмеченная четырьмя дорогами, называлась insula, римский эквивалент современного городского квартала. Площадь каждого островка составляла около 80 ярдов (73 м). По мере развития города он мог в конечном итоге быть заполнен зданиями различных форм и размеров и пересечен проселочными дорогами и переулками.

Возможно, город был окружен стеной, чтобы защитить его от захватчиков и обозначить границы города. Территории за пределами городской черты были оставлены открытыми под сельскохозяйственные угодья. В конце каждой главной дороги были большие ворота со сторожевыми башнями. Опускная решетка закрывала проход, когда город был в осаде, и вдоль городских стен были построены дополнительные сторожевые башни. За городскими стенами был построен акведук.

Развитие греческой и римской урбанизации относительно хорошо известно, поскольку существует относительно много письменных источников, и этому вопросу уделяется большое внимание, поскольку римляне и греки обычно считаются главными предками современной западной культуры. Однако не следует забывать, что в Европе существовали и другие культуры с более или менее городскими поселениями, в первую очередь кельтского происхождения. Среди них также есть случаи, которые, по-видимому, были недавно спланированы, такие как лужицкий город Бискупин в Польше.

Средневековая Европа (500-1400)

После постепенной дезинтеграции и падения Западно-Римской империи в 5 веке и опустошений, вызванных вторжениями гуннов, германских народов, византийцев, мавров, мадьяр и норманнов в течение следующих пяти столетий, от городской культуры в западной и центральной Европе мало что осталось. Однако в 10 и 11 веках, по-видимому, произошло общее улучшение политической стабильности и экономики. Это сделало возможным рост торговли и ремесел, а также возрождение денежной экономики и городской культуры. Первоначально городская культура восстанавливалась, особенно в существующих поселениях, часто в остатках римских городов, но позже все больше городов создавалось заново. Тем временем население Западной Европы быстро увеличивалось, а вместе с ним росли и используемые сельскохозяйственные площади. Сельскохозяйственные угодья существующих деревень были расширены, а на необработанных территориях были созданы новые деревни и поселки в качестве основы для новых мелиораций.

История городского планирования
План Эльбурга в Нидерландах, основанный на кадастровом плане 1830 года. Эльбург был основан в 1392 году Арентом Тое Бокопом, управляющим герцога Гелре. Арент, похоже, действовал как частный предприниматель. Он купил участок земли рядом с существующим городом и получил разрешение от своего лорда расширить и перестроить город, а также переселить население окрестностей, продав участки поселенцам. В высшей степени симметричная планировка сосредоточена на реке с каналами и пересекающейся улице. Однако симметрия нарушается церковью в восточном углу и ранее существовавшей улицей (единственной изогнутой во всем городе) на северо-западной стороне. Угловые бастионы и широкий внешний ров были пристроены в конце 16 века.

Городское развитие в раннем средневековье, обычно сосредоточенное на крепости, укрепленном аббатстве или (иногда заброшенном) Римское ядро возникло «подобно кольцевидным кольцам дерева», будь то в обширной деревне или в центре более крупного города. Поскольку новый центр часто располагался на возвышенности, пригодной для обороны, план города приобрел органичный характер, следуя неровностям контуров высот, подобным формам, возникающим в результате сельскохозяйственного террасирования.

История городского планирования
Карнарвон (Уэльс). План Джона Спид, 1611 год. Замок и город Кернарфон были заново основаны королем Англии Эдуардом I в июле 1283 года, во время его второй валлийской кампании по прекращению Второй войны за независимость.

В IX-XIV веках в Европе было построено много сотен новых городов, а многие другие были расширены за счет недавно запланированных пристроек. Эти новые города и их пристройки сыграли очень важную роль в формировании географической структуры Европы в наше время. Новые города были основаны в разных частях Европы примерно с 9 века, но большинство из них были реализованы с 12 по 14 века, с пиковым периодом в конце 13 века. Всевозможные землевладельцы, от высшего до низшего ранга, пытались основать новые города в своих поместьях, чтобы получить экономическую, политическую или военную власть. Поселенцев новых городов, как правило, привлекали финансовые, экономические и юридические преимущества, предоставленные лордом-основателем, или они были вынуждены переехать из других мест в его поместья. Большинству новых городов суждено было остаться довольно небольшими (как, например, бастиды на юго-западе Франции), но некоторые из них стали важными городами, такими как Кардифф, Лидс, Хертогенбос, Монтобан, Бильбао, Мальме, Любек, Мюнхен, Берлин, Берн, Клагенфурт, Алессандрия, Варшава и Сараево. Судя по сохранившимся городам, формальная структура многих из этих городов была преднамеренно спланирована. Недавно основанные города часто демонстрируют заметную регулярность в форме плана в том смысле, что улицы часто прямые и расположены под прямым углом друг к другу, а участки под домами прямоугольные и изначально в основном одинакового размера. Одним из очень ярких и относительно экстремальных примеров является Эльбург в Нидерландах, построенный в конце 14 века. (см. Иллюстрацию) Глядя на планы городов, такие как план Эльбурга, становится ясно, что невозможно утверждать, что прямая улица и симметричный, ортогональный план города были новыми изобретениями «эпохи Возрождения» и, следовательно, типичны для «нового времени».

Глубокая депрессия примерно в середине 14 века ознаменовала окончание периода великой городской экспансии. Только в тех частях Европы, где процесс урбанизации начался относительно поздно, как, например, в Восточной Европе, ему предстояло продолжаться еще одно или два столетия. Только после Промышленной революции вновь будет достигнут тот же уровень роста городского населения, хотя количество вновь созданных поселений останется намного ниже, чем в 12 и 13 веках.

Европа эпохи Возрождения и барокко (1400-1750)

История городского планирования
Идеальный город (вероятно, Фра Карневале, ок. 1480-1484) олицетворяет ренессансные идеалы городского планирования.

Флоренция была ранней моделью нового городского планирования, которая имела звездообразную планировку, заимствованную из нового звездного форта, предназначенного для защиты от пушечного огня. Этой модели широко подражали, отражая огромную культурную мощь Флоренции в ту эпоху; «Ренессанс был загипнотизирован одним типом города, который на протяжении полутора столетий – от Филарете до Скамоцци – опирался на утопические схемы: это город в форме звезды». Радиальные улицы простираются наружу от определенного центра военной, общественной или духовной власти.

Только в идеальных городах в центре стояла централизованно спланированная структура, как в Спозализио Рафаэля (Иллюстрация) 1504 года. В построенном виде уникальный пример рационально спланированного нового центра города кватроченто, Виджевано (1493-95), напоминает замкнутое пространство, окруженное аркадами.

Идеальный город Филарете, построенный по проекту Леона Баттисты Альберти De re aedificatoria, был назван «Сфорцинда» в честь своего покровителя; его двенадцатиконечная форма, очерченная «идеальной» пифагорейской фигурой, кругом, в рукописи Филарете не учитывала холмистую местность. Этот процесс происходил в городах, но обычно не в промышленных пригородах, характерных для той эпохи, которые оставались беспорядочными и характеризовались скученностью и органическим ростом.

История городского планирования
Пальманова, укрепленный город на Северо-востоке Италии, построенный Венецианской республикой в 1593 году, который является примером звездного форта позднего Возрождения,

Одной из наиболее значительных программ городского планирования в период барокко был Рим. Вдохновленная идеалом города эпохи Возрождения, амбициозная программа городских реформ папы Сикста V преобразовала старую среду, чтобы имитировать «длинные прямые улицы, широкие регулярные пространства, единообразие и повторяющиеся структуры, щедрое использование памятных и декоративных элементов и максимальную видимость как с линейной, так и с круговой перспективы». Папа Римский не ограничивал свои планы и многого достиг за свой короткий понтификат, который всегда осуществлялся с максимальной скоростью: завершение строительства купола собора Святого Петра; лоджии Сикста в базилике Сан-Джованни-ин-Латерано; часовни Прасепе в Санта-Мария-Маджоре; дополнения или ремонт дворцов Квиринал, Латеранский и Ватиканский; возведение четырех обелисков, в том числе на площади Святого Петра; открытие нового храма. шесть улиц; восстановление акведука Септимия Севера («Аква Феличе»); включение Львиного города в состав Рима как XIV Рионе (Борго).

История городского планирования
Идеальное централизованно спланированное городское пространство: Спозализио Рафаэля Санцио, 1504

План Оглторпа

После бомбардировки Брюсселя в 1695 году французскими войсками короля Людовика XIV, в результате которой была разрушена большая часть центра города, губернатор Макс Эмануэль предложил использовать реконструкцию для полного изменения планировки и архитектурного стиля города. Его план состоял в том, чтобы превратить средневековый город в город нового стиля барокко по образцу Турина, который с 1600 года был преобразован Карлом Эммануилом I, герцогом Савойским в один из самых ранних городов в стиле барокко. Благодаря логичной планировке улиц, прямые проспекты открывали длинный непрерывный вид, окруженный зданиями одинакового размера. Против этого плана выступили жители и муниципальные власти, которые хотели быстрой реконструкции, не имели ресурсов для грандиозных предложений и возмущались тем, что они считали навязыванием нового, иностранного архитектурного стиля. При фактической реконструкции общая планировка города была сохранена, но она не была идентична той, что была до катаклизма. Несмотря на необходимость быстрой реконструкции и нехватку финансовых средств, власти приняли ряд мер для улучшения транспортного потока, санитарии и эстетики города. Многие улицы были сделаны максимально широкими, чтобы улучшить транспортный поток.

Просвещение, Европа и Америка (1700-1800)

История городского планирования
Модель сейсмически защищенного деревянного сооружения «гайола помбалина» (помбалиновая клетка), разработанная для реконструкции Нижнего города Помбалина

В отличие от Великого Лондонского пожара, после Лиссабонского землетрясения 1755 года король Португалии Жозеф I и его министры немедленно приступили к восстановлению города. Архитектор Мануэль да Майя смело предложил снести целые районы города и «без ограничений прокладывать новые улицы». Этот последний вариант был выбран королем и его министром, несмотря на его акцент на торговлю и промышленность, а не на религиозные и королевские структуры. Стремясь создать новый и идеально упорядоченный город, король приказал построить большие площади, прямолинейные, широкие проспекты и расширенные улицы – новые девизы Лиссабона. В Помбалине здания были одними из самых ранних сейсмически защищенных сооружений в Европе.

История городского планирования
План Нового города Эдинбурга, составленный Крейгом в 1768 году
История городского планирования
Иллюстрация Саванны, Джорджия на плане Оглторпа 1734 года.
История городского планирования
В Плане Л’Энфанта для Вашингтона, округ Колумбия, в редакции Эндрю Элликотта в 1792 году

Другим значительным городским планом периода Просвещения был план Нового города Эдинбурга, строившийся поэтапно между 1767 и 1850 годами. В Эдинбурге наступила эпоха Просвещения, и устаревшая структура города не устраивала профессиональные и торговые классы, которые там жили. В январе 1766 года был проведен конкурс дизайнеров, чтобы найти подходящую современную планировку для нового пригорода. Его выиграл 26-летний Джеймс Крейг, предложивший простую осевую сетку с главной магистралью вдоль гребня, соединяющей две садовые площади. Новый город планировался как преимущественно жилой пригород с рядом профессиональных офисов домашней планировки. В нем было запланировано несколько цокольных этажей для розничной торговли, однако для реализации коммерческого потенциала участка не потребовалось много времени.

История городского планирования
План Нового города Эдинбурга, составленный Крейгом в 1768 году

Современное городское планирование (с 1800 года и далее)

История городского планирования
Во времена Второй французской империи Осман превратил

Начиная с 1800 года городское планирование развивалось как техническая и юридическая профессия и по своей сложности. Риджент-стрит была одной из первых запланированных застроек Лондона. Упорядоченная структура лондонских улиц, заменившая средневековую планировку, планировалась сразу после Великого лондонского пожара (1666), когда сэр Кристофер Рен и Джон Эвелин составили планы перестройки города по классической формальной модели. Улица была спроектирована Джоном Нэшем (который был назначен в Управление лесов в 1806 году и ранее служил советником принца-регента) и застройщиком Джеймсом Бертоном. Проект был принят Актом парламента в 1813 году, который разрешил комиссарам занять 600 000 фунтов стерлингов на строительство. Улица предназначалась для коммерческих целей, и ожидалось, что большая часть дохода будет поступать от частного капитала. Нэш взял на себя ответственность за проектирование и оценку всех объектов недвижимости: Строительство дороги потребовало сноса многочисленных объектов, нарушения торговли и загрязнения воздуха пылью. Существующие арендаторы сначала предложили приобрести в аренду новые объекты.

В Париже была проведена еще более масштабная реконструкция. В 1852 году Жоржу-Эжену Осману было поручено реконструировать средневековый план улиц города путем сноса части старых кварталов и прокладки широких бульваров, выходящих за пределы старого города. Проект Османа охватывал все аспекты городского планирования, как в центре Парижа, так и в прилегающих районах, с правилами, установленными для фасадов зданий, общественных парков, канализационных и водопроводных сооружений, городских объектов и общественных памятников. Помимо эстетических и санитарных соображений, широкие магистрали облегчали передвижение войск и охрану порядка.

Параллельный план расширения Барселоны был основан на научном анализе города и его современных требований. Он был разработан каталонским инженером Ильдефонсом Серд для заполнения пространства за городскими стенами после их сноса в 1854 году. Ему приписывают изобретение термина «урбанизация», и его подход был кодифицирован в его Генеральной теории урбанизации (Общая теория урбанизации, 1867). Серда Эшампле (по-каталонски «расширение») состоял из 550 правильных кварталов со скошенными углами для облегчения движения трамваев, пересеченных тремя более широкими проспектами. Его целями были улучшение здоровья жителей, для чего кварталы были построены вокруг центральных садов и ориентированы на северо-запад, чтобы максимально использовать солнечный свет, который они получали, и способствовать социальной интеграции.

В то же время, начиная с 1857 года, были разработаны предложения для Рингштрассе в Вене. Этот грандиозный бульвар был построен взамен городских стен. В 1857 году австрийский император Франц Иосиф I издал указ, предписывающий снести городские стены и рвы. В последующие годы было возведено большое количество роскошных общественных и частных зданий. Аналогичным образом, Берлин завершил разработку своего «Bebauungsplan der Umgebungen Berlins» (Обязательного плана землепользования для окрестностей Берлина) в 1862 году, рассчитанного примерно на 50 лет. План не только охватывал территорию вокруг городов Берлин и Шарлоттенбург, но и описывал пространственную региональную планировку большого периметра. В результате реализации плана появились большие площади плотных городских кварталов, известных как «блочные конструкции», с многофункциональными зданиями, выходящими на улицу и предлагающими внутренний двор общего пользования, который позже часто застраивался дополнительными придворными постройками для размещения большего количества людей.

Планирование и архитектура продолжили смену парадигмы на рубеже 20 века. Промышленно развитые города 19 века росли огромными темпами, причем темпы и стиль строительства часто диктовались интересами частного бизнеса. Пагубность городской жизни для работающей бедноты становилась все более очевидной и вызывала озабоченность общественности. Принцип невмешательства в стиль государственного управления экономикой, модный на протяжении большей части викторианской эпохи, начал уступать место Новому либерализму, который отстаивал вмешательство бедных и обездоленных за рамки городского планирования в качестве в первую очередь эстетической и технической проблемы, как в основных программах городского планирования в европейских городах. Примерно в 1900 году теоретики начали разрабатывать модели городского планирования для смягчения последствий индустриальной эпохи, предоставляя гражданам, особенно фабричным рабочим, более здоровую окружающую среду.

Современное законодательство о зонировании и другие инструменты, такие как обязательная покупка и перепланировка земель, которые позволили планировщикам юридически разграничивать участки городов для различных функций или определять форму и глубину городских кварталов, возникли в Пруссии и распространились на Великобританию, США и Скандинавию. Общественное здравоохранение приводилось в качестве обоснования поддержания организованности городов.

Профессия градостроителя и законодательство

В этот период городское планирование стало профессиональным благодаря вкладу провидцев-утопистов, а также практично настроенных инженеров инфраструктуры и местных советников, объединившихся для создания новых шаблонов дизайна по политическим соображениям. Райнхард Баумайстер был немецким инженером и градостроителем, автором одного из самых ранних текстов по городскому планированию Stadterweiterungen in technischer, baupolizeilicher und Wirtschaftlicher Beziehung (Расширения городов: их связи с техническими и экономическими проблемами и со строительными нормами), опубликованного в 1876 году. Он использовался в качестве учебника на первом курсе городского планирования в Германии, в технологическом колледже в Ахене в 1880 году.

История городского планирования
Венская кольцевая дорога (немецкий: Рингштрассе, букв. кольцевая дорога)

Не менее влиятельной была публикация Йозефа Штюббена 1890 года «Der Stadtebau», опубликованная в 1890 году и повторно в 1907 и 1924 годах. Штюббен занимал пост главного градостроителя Кельна с 1881 по 1898 год и оказал влияние в своей пропаганде социальных целей городского планирования, особенно в интересах городской бедноты.

Публикация никогда не переводилась на английский, но Стюббен представлял доклады на многочисленных конференциях по городскому планированию, в том числе на конференции по городскому планированию 1910 года, спонсируемой Королевским институтом британских архитекторов, вместе с Дэниелом Бернхэмом, Эбенезером Ховардом, Патриком Геддесом и Рэймондом Анвином. В том же году Сенат США опубликовал руководство по городскому планированию, в котором содержались примеры законодательства Германии о планировании, на которое непосредственно повлиял Штюббен. Хотя некоторые теоретики признали, что на американское планирование в первую очередь повлияли немецкие и британские практики, влияние Германии изучалось не так широко из-за геополитической напряженности во время мировых войн и вокруг них.

Законодательство, разрешающее муниципалитетам составлять городские планы, и обязательные права на покупку были изложены в Федеральном законе Германии о границах застройки 1875 года, но Allgemeines Landrecht 1794 года уже предоставил местным органам государственной власти, а именно полиции, право указывать Fluchtlinien, то есть границы территорий, которые должны были быть отведены под улицы. После прусской муниципальной реформы 1808 года бауполиция стала подотчетна муниципальной администрации (за важным исключением Берлина), которая, таким образом, также стала отвечать за функцию планирования.

Такие инструменты уже широко использовались во Франции, где с 1807 года поселениям с населением более 2000 человек требовалось подготовить план обязательного сервитута с указанием линий застройки и ширины улиц между ними. В 1889 году архитектор и теоретик урбанистики Камилло Ситте опубликовал «Городское планирование в соответствии с художественными принципами», в котором он исследовал и задокументировал традиционный, поэтапный подход к урбанизму в Европе с пристальным вниманием к общественным пространствам в Италии и странах Германии. Работа Ситте оказала огромное влияние на европейский урбанизм, и с пятью изданиями, опубликованными в период с 1889 по 1922 год, ее цитировали планировщики от Раймонда Анвина до Берлаге.

В Великобритании Ассоциация городского и загородного планирования была основана в 1899 году, а первый академический курс по городскому планированию в Великобритании был предложен Ливерпульским университетом в 1909 году. Первое официальное рассмотрение этих новых тенденций в Великобритании было воплощено в Законе о жилищном строительстве и градостроительстве 1909 года, который вынудил местные власти внедрить согласованные системы градостроительства по всей стране с использованием новых принципов «города-сада» и гарантировать, что все жилищное строительство соответствовало определенным строительным стандартам, при этом аналогичные, но более всеобъемлющие законодательство было принято в Нидерландах в соответствии с Законом о жилье 1901 года, известным как Woningwet [nl]. В соответствии с британским законом 1909 года, геодезисты, инженеры-строители, архитекторы, юристы и другие начали совместно работать в рамках местных органов власти Великобритании над разработкой схем освоения земель, и начала формироваться идея городского планирования как новой и самобытной области знаний. В 1910 году Томас Адамс был назначен первым инспектором по градостроительству в Совете местного самоуправления и начал встречаться с практиками. Институт градостроительства был основан в 1914 году с целью углубления изучения градостроительства и гражданского дизайна. Первый университетский курс в Америке был основан в Гарвардском университете в 1924 году.

Движение за город-сад

Первым крупным теоретиком городского планирования в Великобритании был сэр Эбенезер Ховард, который инициировал движение за город-сад в 1898 году. Это было вдохновлено ранее запланированными сообществами, построенными промышленными филантропами в сельской местности, такими как Кэдбери Борнвилл, Леверз Порт Санлайт и одноименный Пулман Джорджа Пулмана в Чикаго. Все эти поселения децентрализовали рабочую среду из центра городов и обеспечили здоровое жизненное пространство для заводских рабочих. Говард превратил это достижение в запланированное движение для страны в целом. На него также повлияли работы экономиста Альфреда Маршалла, который в 1884 году утверждал, что промышленность нуждается в рабочей силе, которую теоретически можно поставлять куда угодно, и что у компаний есть стимул повышать уровень жизни работников, поскольку компания несет большую часть расходов, связанных с нездоровыми городскими условиями в крупных городах.

История городского планирования
Концепция Артуро Сории модели линейного города и «линейного движения города»

Идеи Говарда, хотя и были утопическими, также были в высшей степени практичными и были приняты во всем мире в последующие десятилетия. Его города-сады задумывались как спланированные автономные сообщества, окруженные парками, содержащие пропорциональные и отдельные жилые районы, промышленность и сельское хозяйство. Вдохновленный утопическим романом «Оглядываясь назад» и работой Генри Джорджа «Прогресс и бедность», Говард опубликовал свою книгу «Города-сады завтрашнего дня» в 1898 году, которая обычно считается самой важной книгой в истории городского планирования. Его идеальный город-сад вместил бы 32 000 человек на участке площадью 6000 акров (2428 га), спланированном по концентрической схеме с открытыми пространствами, общественными парками и шестью радиальными бульварами шириной 120 футов (37 м), отходящими от центра. Город-сад будет самодостаточным, и когда он достигнет полной численности населения, поблизости будет построен еще один город-сад. Говард представлял кластер из нескольких городов-садов в качестве спутников центрального города с населением 50 000 человек, связанного автомобильным и железнодорожным транспортом.

История городского планирования
Влиятельная диаграмма Эбенезера Ховарда 1902 года, иллюстрирующая рост городов за счет «побегов» гарден-сити

Он основал First Garden City, Ltd. в 1899 году, чтобы создать первый город-сад в Летчворте, Хартфордшир. Доноры проекта собирали проценты со своих инвестиций, если гарден-сити получал прибыль за счет арендной платы или, как Фишман называет этот процесс, «филантропической спекуляции землей». Говард пытался привлечь кооперативные организации рабочего класса, в которые входило более двух миллионов членов, но не смог заручиться их финансовой поддержкой. В 1904 году Рэймонд Анвин, известный архитектор и градостроитель, вместе со своим партнером Ричардом Барри Паркером выиграли конкурс, проводимый Первым городом-садом, ограниченным планом Летчворт, районом в 34 милях от Лондона. Анвин и Паркер спланировали город в центре поместья Летчворт с большим сельскохозяйственным зеленым поясом Говарда, окружающим город, и они разделяли мнение Говарда о том, что рабочий класс заслуживает лучшего и более доступного жилья. Однако архитекторы проигнорировали симметричный дизайн Говарда, вместо этого заменив его более «органичным» дизайном.

Уэлвин-Гарден-Сити, также в Хартфордшире, также был построен по принципам Говарда. Его преемником на посту председателя Ассоциации Гарден-Сити был сэр Фредерик Осборн, который распространил движение на региональное планирование.

Принципы города-сада вскоре были применены к планированию городских пригородов. Первым таким проектом был пригород Хэмпстед-Гарден, основанный Генриеттой Барнетт и спланированный  Паркером и Анвином. Утопические идеалы схемы заключались в том, что она должна быть открыта для всех классов людей со свободным доступом к лесам и садам и что жилье должно быть низкой плотности застройки с широкими, обсаженными деревьями дорогами.

В Северной Америке движение за город-сад также было популярно и превратилось в форму застройки «Квартальной единицы». В начале 1900-х годов, когда на городских улицах впервые появились автомобили, жители стали все больше беспокоиться о количестве пешеходов, получающих травмы в результате автомобильного движения. Ответом, который впервые был замечен в Рэдберне, штат Нью-Джерси, стала застройка в стиле микрорайона, которая ориентировала дома на общий общественный путь, а не на улицу. Район специально организован вокруг школы с целью предоставить детям безопасный способ ходить в школу.

Комитет Тюдора Уолтерса, который рекомендовал строительство жилых комплексов после Первой мировой войны, включил идеи ученика Говарда Рэймонда Анвина, который продемонстрировал, что дома можно строить быстро и экономично, сохраняя удовлетворительные стандарты для садов, уединения семьи и внутренних пространств. Анвин разошелся с Говардом, предложив, чтобы новые застройки были периферийными «спутниками», а не полноценными городами-садами.

Модернизм

В 1920-х годах идеи модернизма начали проявляться в городском планировании. Влиятельный архитектор-модернист Ле Корбюзье представил свою схему «Современного города» на три миллиона жителей (Ville Contemporaine) в 1922 году. Центральным элементом этого плана была группа шестидесятиэтажных крестообразных небоскребов, офисных зданий со стальным каркасом, заключенных в огромные навесные стены из стекла. Эти небоскребы были расположены в больших прямоугольных зеленых насаждениях, похожих на парки. В центре находился огромный транспортный узел, который на разных уровнях включал депо для автобусов и поездов, а также перекрестки автомагистралей, а наверху — аэропорт. У Ле Корбюзье была причудливая идея, что коммерческие авиалайнеры будут приземляться между огромными небоскребами. Он отделил пешеходные дорожки от проезжей части и прославил автомобиль как средство передвижения. По мере того, как люди покидали центральные небоскребы, в небольших малоэтажных зигзагообразных многоквартирных домах (расположенных далеко от улицы, среди зеленых насаждений) размещались жители. Ле Корбюзье надеялся, что политически настроенные промышленники Франции проложат путь своим эффективным тейлористом и Фордистские стратегии, заимствованные из американских промышленных моделей для реорганизации общества.

История городского планирования
Партизанске в Словакии – пример типичного спланированного промышленного города, основанного в 1938 году вместе с сапожной фабрикой, на которой были заняты практически все взрослые жители города.

В 1925 году он выставил свой план Вуазен, в котором предложил снести бульдозерами большую часть центра Парижа к северу от Сены и заменить его своими шестидесятиэтажными крестообразными башнями из Современного города, расположенными внутри ортогональной уличной сетки и парковых зеленых насаждений. В 1930-х годах Ле Корбюзье расширил и переформулировал свои идеи об урбанизме, в конечном итоге опубликовав их в La Ville radieuse («Сияющий город») в 1935 году. Возможно, наиболее существенное различие между Современным городом и Лучезарным городом заключается в том, что последний отказался от классового расслоения первого; жилье теперь распределялось в соответствии с размером семьи, а не экономическим положением. Теории Ле Корбюзье время от времени перенимались строителями государственного жилья в Европе и Соединенных Штатах.

История городского планирования
Модель 1939 года предусматривает преобразование Берлина в Вельтхауптштадт Германия (Мировую столицу Германии).

Многие из его учеников стали заметными сами по себе, в том числе художник-архитектор Надир Афонсо, который впитал идеи Ле Корбюзье в свою собственную теорию эстетики. План города Бразилиа, разработанный Лусио Костой, и промышленный город Злин, спроектированный Франтишеком Лиди Гахурой в Чешской Республике, являются примечательными планами, основанными на его идеях, в то время как сам архитектор разработал план Чандигарха в Индии. На мышление Ле Корбюзье также оказала глубокое влияние философия футуризма и конструктивизма в России на рубеже 20 века.

Другим важным теоретиком был сэр Патрик Геддес, который понимал важность учета региональной среды и взаимосвязи между социальными проблемами и городским планированием и предвидел появление огромных городских агломераций. В 1927 году ему было поручено спланировать город Тель-Авив, тогда находившийся в Подмандатной Палестине. Он состоял примерно из 40 кварталов площадью около 150 квадратных метров. В квартале находился внутренний небольшой общественный сад, расположенный в форме ветряной мельницы с внутренними подъездными путями, что затрудняло автомобильное движение. Большие кварталы образуют слегка волнистый уличный рисунок, коммерческий с севера на юг, с востока на запад, расположенный так, чтобы улавливать морской бриз. Это был простой и эффективный способ модернизации исторической фиксированной сетки. Серия тенистых бульваров сокращает систему, с некоторыми общественными площадями, выходящими к морю. План нового города увенчался успехом.

История городского планирования
Семь сестер в Москве в «Зданиях в стиле свадебного торта» с «кольцевыми дорогами» в городе

Городское планирование в коммунистических странах часто моделировалось по образцу западного модернизма, используя авторитет государства для реализации эффективных городских проектов, разработанных в административных центрах. (В России этот процесс был номинально децентрализован после распада СССР, но Москва остается источником большей части опыта страны в области городского планирования.) Германия при национал-социализме также предприняла грандиозные схемы реконструкции городов.

Новые города

Концепции городского планирования Эбенезера Ховарда были приняты в больших масштабах только после Второй мировой войны. Ущерб, нанесенный войной, вызвал значительный общественный интерес к тому, какой будет послевоенная Британия, что поощрялось правительством, которое способствовало разговорам о «Лучшей Британии» для повышения морального духа. В рамках послевоенных инициатив по восстановлению Лондона были разработаны новые планы, в которых впервые рассматривалась проблема децентрализации. Во-первых, План Лондонского графства 1943 года признавал, что перемещение населения и создание рабочих мест необходимы, если город должен быть восстановлен с желаемой плотностью населения. Более того, План Большого Лондона 1944 года пошел дальше, предположив, что более миллиона человек необходимо будет переселить в пригороды-спутники, существующие сельские поселки и новые поселки.

Закон о новых городах 1946 года привел к строительству многих новых городов в Великобритании в течение следующих десятилетий.

Новые города строились в Соединенных Штатах с 1960–х годов — примеры включают Рестон, Вирджиния; Колумбия, Мэриленд; Джонатан, Миннесота и Риверсайд Плаза. Эти строительные работы сочетались с обширными грантами федерального правительства на расчистку трущоб, улучшение и расширение жилищного и дорожного строительства, а также комплексных проектов обновления городов. Другие европейские страны, такие как Франция, Германия, Италия и Швеция, также добились определенных успехов в строительстве новых городов, особенно в рамках усилий по послевоенному восстановлению.

Современный

Городское планирование приобретает все большее значение с ростом урбанизации.

Реакция против модернизма

К концу 1960-х — началу 1970-х многие планировщики почувствовали, что чистые линии модернизма и отсутствие человеческого масштаба подрывают жизненные силы общества, обвиняя их в высоком уровне преступности и социальных проблемах.

Модернистское планирование пришло в упадок в 1970-х годах, когда строительство дешевых однотипных многоэтажек закончилось в большинстве стран, таких как Великобритания и Франция. С тех пор многие из них были снесены и заменены другими типами жилья. Вместо того, чтобы пытаться устранить весь беспорядок, планирование сейчас концентрируется на индивидуализме и разнообразии в обществе и экономике; это эпоха постмодернизма.

Города с минимальной планировкой все еще существуют. Хьюстон — крупный город (с населением в 5,5 миллионов человек) в развитой стране без всеобъемлющего постановления о зонировании. Хьюстон, однако, ограничивает плотность застройки и предписывает парковку, хотя конкретные виды землепользования не регулируются. Кроме того, застройщики частного сектора в Хьюстоне используют соглашения о разделении на подразделения и правовые ограничения для введения ограничений на землепользование, напоминающих законы о зонировании. Избиратели Хьюстона трижды отклоняли всеобъемлющие постановления о зонировании с 1948 года.

Бихевиоризм

Бихевиористская психология оказала влияние на городское планирование, особенно в 1960-х и после, проявившись в таких теориях, как защищаемое пространство и предотвращение преступности с помощью экологического дизайна.

Новый урбанизм

Различные современные направления в городском дизайне стремятся создать устойчивую городскую среду с долговечными конструкциями, зданиями и отличными условиями для жизни их обитателей. Наиболее четко определенная форма пешеходного урбанизма известна как Хартия Нового урбанизма. Это подход к успешному снижению воздействия на окружающую среду путем изменения застроенной среды для создания и сохранения «умных» городов, поддерживающих устойчивый транспорт. Жители компактных городских кварталов проезжают меньше миль и оказывают значительно меньшее воздействие на окружающую среду по целому ряду показателей по сравнению с теми, кто живет в разросшихся пригородах.  Концепция управления землепользованием с круговым движением также была введена в Европе для продвижения моделей устойчивого землепользования, направленных на создание компактных городов и сокращение площади новых земель, занятых разрастанием городов.

История городского планирования
Якриборг в Швеции возник в конце 1990-х как новый урбанист, экологически чистый новый город недалеко от Мальме

В устойчивом строительстве недавнее движение новой классической архитектуры продвигает устойчивый подход к городскому строительству, который ценит и развивает разумный рост, пешеходность, архитектурные традиции и классический дизайн. Это контрастирует с модернистской и недолговечной глобально единообразной архитектурой, а также противостоит уединенным жилым массивам и разрастанию пригородов. Обе тенденции зародились в 1980-х годах.

История городского планирования
Дорожный переход на ЮНКТАД XIII в Дохе, Катар. Движение в Катаре разделено на две дороги, по одной в каждом направлении.

Критики Нового урбанизма утверждали, что его экологический аспект слишком сосредоточен на транспорте и чрезмерной индивидуальной мобильности. Говорят, что реальная проблема неустойчивого характера современных городов связана не только с автомобилями и чрезмерным вождением — речь идет обо всем городском метаболизме города (из которых автомобильность составляет менее половины общего экологического воздействия и составляет около половины выбросов парниковых газов / углеродного следа). Они также утверждали, что планирование землепользования мало что может сделать для достижения устойчивости без регулирования дизайна и связанных с ним технологий фактической застройки в пределах зонированной территории. Расстояния и плотность населения относительно неважны, утверждают они; воздействие на окружающую среду определяет общий метаболизм застройки. Кроме того, они говорят, что акцент необходимо сместить с устойчивости на жизнестойкость, а пространственный охват — с города на весь городской регион. Еще одна критика заключается в том, что Новый урбанистический проект по уплотнению городской формы — сложный и медленный процесс. В новой глобальной ситуации, когда горизонтальный рост с низкой плотностью населения необратимо доминирует, а изменение климата уже происходит, они говорят, что было бы разумнее сосредоточить усилия на устойчивости целых городов-регионов, переоснащении существующего разрастания для обеспечения устойчивости и самодостаточности и значительных инвестициях в «зеленую инфраструктуру».

Устойчивое развитие и экологичность

В последние десятилетияустойчивое развитие стало руководящей темой для городского планирования. Этот термин был определен и поддержан в докладе 1987 года «Наше общее будущее», опубликованном Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию. Некоторые планировщики утверждают, что современный образ жизни использует слишком много природных ресурсов, загрязняя или разрушая экосистемы, увеличивая социальное неравенство, создавая городские острова тепла и вызывая изменение климата. Поэтому многие градостроители выступают за устойчивые города. Однако устойчивое развитие — это недавняя и противоречивая концепция. Уилер в своей книге 2004 года определяет устойчивое городское развитие как «развитие, которое улучшает долгосрочное социальное и экологическое здоровье городов». Он описывает особенности «устойчивого» города: компактное, эффективное землепользование; меньшее использование автомобилей, но при этом лучший доступ; эффективное использование ресурсов; меньшее загрязнение окружающей среды и отходов; восстановление природных систем; хорошее жилье и среда обитания; здоровая социальная экология; устойчивая экономика; участие сообщества; и сохранение местной культуры и мудрости. Градостроители в настоящее время продвигают модель устойчивого города, которая состоит из городов, спроектированных с учетом воздействия на окружающую среду, таких как сведение к минимуму использования энергии, воды и образования отходов и загрязнения.

История городского планирования
Обзор Роберта Ходдла Мельбурна в 1837 году. Планировка города называется «Сеткой Ходдла».

Из-за политических структур и систем управления в большинстве юрисдикций меры устойчивого планирования должны пользоваться широкой поддержкой, прежде чем они смогут повлиять на институты и регионы. Фактическая реализация часто представляет собой сложный компромисс.

Природа в городах Часто неотъемлемой частью устойчивых городов является включение природы в город.

Без автомобилей устойчивость в городском планировании может включать большие пешеходные зоны или быть полностью без автомобилей.

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий