Лаодикия на Лике

Лаодикия на Ликусе (греческий: ΛαοδίΚεια πρὸς τοῦ ΛύΚου Лаодикия за ту Лику; латинский: Laodicea ad Lycum, также транслитерируется как Лаодикия или Лаодикея) (современный турецкий: Лаодикея) был богатым древним городом в Малой Азии, ныне Турция, на река Лик (Чуруксу). Он был расположен в эллинистических регионах Кария и Лидия, которые позже стали Римской провинцией Фригия Пакатиана. Сейчас это недалеко от современного города Денизли.

С 2002 года Университет Памуккале продолжает археологические раскопки, за которыми следуют интенсивные реставрационные работы.

В 2013 году место археологических раскопок было внесено в Предварительный список объектов всемирного наследия в Турции.

Лаодикия на Лике
Улица с колоннадами в Лаодикии
Расположение Eskihisar, Denizli Province, Турция
Регион Phrygia
Координаты 37°50’09″северной широты 29°06’27″восточной долготы
Тип Поселение

В нем находилась одна из Семи церквей Азии, упомянутых в Книге Откровения

Расположение

Лаодикия расположена на длинном отроге холма между узкими долинами небольших рек Асопус и Капрус, которые сбрасывают свои воды в Ликус.

Лаодикия на Лике
Бронзовая римская медаль (45 мм, 45,6 г), изображающая портрет Каракаллы и императора, которого жители города приветствуют на Агоре во время его визита в Лаодикию ад Ликум (216/217 гг. н.э.), перед храмом с двумя колоннами, по обе стороны которого выстроились солдаты.

Он лежал на главном торговом пути, и в его окрестностях было много важных древних городов; это было в 17 км к западу от

Лаодикия на Лике
Сторона Западной Агоры

Колосс, в 10 км к югу от Иераполиса. и в 160 км к востоку от Эфеса. Он был расположен в древнем регионе Фригия, хотя некоторые древние авторы относят Лаодикию к разным провинциальным территориям, что неудивительно, поскольку точные границы этих территорий были нечеткими и непостоянными; например, Птолемей и Филострат называют его городом Кария, в то время как Стефан Византийский описывает его как принадлежащий Лидии.

История

Лаодикия на Лике
Западный театр после реставрации в 2021 году

Лаодикия на Ликусе была построена на месте более раннего доэллинистического поселения, на холме над рекой Ликус, недалеко от ее впадения в Меандр. Лаодикия была основана Антиохом II Теосом, царем империи Селевкидов, в 261-253 годах до н.э. в честь своей жены Лаодики, вместе с несколькими другими городами с таким же названием. Согласно Плинию Старшему, первоначально город назывался Диосполис, «Город Зевса», а впоследствии Роас. Вскоре он стал богатым городом. В 220 году до н.э. Ахей провозгласил себя царем региона, но потерпел поражение от Антиоха Великого в 213 году до нашей эры. Антиох перевез 2000 еврейских семей во Фригию из Вавилонии. С того времени многие жители Лаодикии были евреями, и Цицерон сообщает, что Флакк позже конфисковал значительную сумму в 9 кг золота, которое ежегодно отправлялось в Иерусалим для Храма.

Лаодикия на Лике
Храм «А»

После битвы при Магнезии в 188 году до н.э., когда римляне разгромили Селевкидов, был подписан Апамейский мирный договор, который передал контроль над всей западной частью Малой Азии Пергамскому царству. Со смертью последнего царя его территория была передана Риму в 133 году до н.э. Он получил от Рима титул вольного города. Он сильно пострадал во время Митридатовых войн, но быстро восстановился под властью Рима. Ближе к концу Римской республики и при первых императорах Лаодикия воспользовалась своим выгодным положением на торговом пути и стала одним из самых важных и процветающих торговых городов Малой Азии, в котором осуществлялись крупные денежные операции и обширная торговля черной шерстью. Его знаменитое богатство упоминается в Библии.

В римский период Лаодикия была главным городом римского монастыря, в который помимо него входило 24 города; Цицерон записывает, что там проводились судебные заседания около 50 г. до н.э..

Страбон (64 г. до н.э. — 24 г. н.э.) приписывает знаменитость города плодородию почвы и богатству некоторых его жителей, среди которых, возможно, был Иеро из Лаодикии, который украсил город множеством красивых зданий и завещал ему более 2000 талантов после своей смерти.

Богатство ее жителей породило вкус к искусству греков, о чем свидетельствуют ее руины, и о том, что это способствовало развитию науки и литературы, свидетельствуют имена скептиков Антиоха и Феодаса, преемников Энесидема (1 век до н.э.), и существование великой медицинской школы. Его богатые граждане украсили Лаодикию прекрасными памятниками. Один из вождей этих граждан, Полемон (р. 37 г. до н. э. — 8 г. н.э.), стал царем Армянского Понта (названного в его честь «Полемониак») и побережья вокруг Трапезунда. В городе чеканились собственные монеты, надписи на которых свидетельствуют о поклонении Зевсу, Эскулапу, Аполлону и императорам.

Этот район часто страдал от землетрясений, особенно от сильного потрясения, произошедшего во времена правления Нерона (60 г. н.э.), в результате которого город был полностью разрушен. Однако жители отказались от имперской помощи, чтобы восстановить город своими силами.

Считается, что здесь произошло мученичество Лулианоса и Пафоса.

В византийских писателях часто упоминается Лаодикия, особенно во времена императоров Комнинов. В 1119 году император Иоанн II Комнин и его главный военачальник, Джон Аксуш, захватили Лаодикию у турок-сельджуков, одержав первую крупную военную победу за время своего правления.

Он был укреплен императором Мануилом I Комнином. В 1206-1230 годах им правил Мануэль Маврозомес. Город был разрушен во время нашествий турок и монголов.

Христианство в Лаодикии

Лаодикия на Лике
Лаодикийская церковь

Благодаря своей большой еврейской общине, Лаодикия очень рано стала центром христианства и епископства. В Послании к Колоссянам упоминается Лаодикия как одно из сообществ, о которых заботился апостол Павел. Он передает привет от некоего Эпафраса из Колосс, который усердно трудился для христиан трех фригийских городов Колосс, Лаодикии и Иераполиса.

Лаодикия на Лике
Внутри церкви

Прося передать приветствия христианам Лаодикии, автор просит, чтобы его письмо было публично прочитано в Лаодикии (Колоссянам 4: 16) и чтобы другое письмо, адресованное лаодикийцам (см. Послание к лаодикийцам), было прочитано публично в Колоссах. Некоторые греческие рукописи Первого послания к Тимофею заканчиваются словами: «Написано в Лаодикии, столице Фригии Пакатианской». Лаодикия также является одной из семи церквей Азии, упомянутых в Книге Откровения.

Первые три епископа, приписываемые Лаодикийскому престолу, очень неопределенны, их имена напоминают людей, упомянутых в Новом Завете: Архипп (Колоссянам 4:17); Нимфас, уже указанный как епископ Лаодикии в Апостольских конституциях последней четверти IV века (мужчина по имени Нимфас или, согласно лучшим рукописям, женщина по имени Нимфа упоминается в Колоссянам 4:15); и Диотреф (3 Иоанна 9). После этих троих идет Сагарис, мученик (ок. 166). Сисинний упоминается в Деяниях святого мученика Артемона, священника его церкви. Нунехий помогал на Никейском соборе (325). Евгений, известный по надписи, вероятно, был его преемником. Констанций перевел арианина Кекропия на Никомедийский престол.

Когда Фригия была разделена на две провинции, Лаодикия стала метрополией Фригии Мирной: под этим названием она фигурирует во всех

Лаодикия на Лике
Надпись о водном праве

Notitiae Episcopatuum. Известно около двадцати действующих лиц, помимо уже перечисленных; последний занимал престол в 1450 году. С тех пор епископство стало титульным престолом, внесенным в список как Лаодикия во Фригии Католической церковью, которая больше не назначала на престол титулярных епископов с момента передачи последнего действующего лица в 1968 году.

Существует шестьдесят канонов Лаодикийского собора, написанных на греческом языке. Свидетельство Феодорита утверждает, что это собрание действительно состоялось, дата этого собрания много обсуждается. Некоторые даже думали, что собор, должно быть, предшествовал Никейскому (325) или, по крайней мере, Константинопольскому (381) собору. Кажется более безопасным рассматривать это после последнего. Каноны, несомненно, являются лишь продолжением более старого текста и, по-видимому, взяты из двух разных сборников. Они имеют большое значение в истории дисциплины и литургии; некоторые протестанты ссылались на одно из них в противовес почитанию ангелов.

Месторасположение

Лаодикия на Лике
Храм «А»

Существующие руины свидетельствуют о ее былом величии. Его многочисленные здания включают в себя стадион, бани, храмы, спортивный зал, два театра и булеверион (здание Сената). На восточной стороне отчетливо прослеживается линия древней стены с остатками Эфесских ворот; город пересекают улицы, обрамленные колоннадами и многочисленными пьедесталами. К северу от города, по направлению к Лику, находится множество саркофагов, рядом с которыми лежат крышки, частично врытые в землю, и все они давно разграблены.

Западный театр был недавно отреставрирован (2022 год) с практически полным набором каменных сидений. Первоначально построенный в

Лаодикия на Лике
Римский мост через реку Асопос рядом с этим местом

эллинистический период, он вмещал 8000 зрителей и использовался до 7 века нашей эры.

Кроме того, большая часть огромной 2 западной (или центральной) агоры высотой 35 000 м была восстановлена со многими из ее высоких 10,8 м колонн. Задняя стена длиной 100 м и высотой 11 м покрыта фресками и считается важной для мировой археологии.

Особенно интересны остатки

Лаодикия на Лике
Западные бани

акведука, начинающегося в нескольких километрах от источника Баспинар в Денизли и, возможно, имеющего другой, более отдаленный источник. Необычно, что для пересечения долины к югу от Лаодикии вместо обычного открытого канала, проложенного над уровнем города по высоким аркам, как это было обычной практикой римлян, использовался перевернутый сифон, состоящий из трубопровода с двойным давлением, спускающегося в долину и возвращающегося обратно в город. Давление воды в сифоне на дне долины было непростым из-за отсутствия прочных трубопроводов. Низкие арки, поддерживающие сифон, начинаются недалеко от вершины невысокого холма к югу от города, где находился коллекторный резервуар, и оттуда продолжаются до первого конечного распределительного резервуара (castellum aquae) на краю городского холма, остатки которого видны к востоку от стадиона и Южного банного комплекса. Вода была сильно насыщена известковым веществом, так как несколько арок были покрыты толстой коркой там, где позже произошли утечки. Сифон состоял из больших резных каменных труб; некоторые были сильно покрыты коркой, а некоторые полностью засорены. В резервуаре терминала имеется множество глиняных труб различного диаметра для распределения воды с северной, восточной и южной сторон, которые были вовремя заменены из-за засорения агломератом. К западу от терминала находится небольшой фонтан рядом со сводчатыми воротами. Акведук, по-видимому, был разрушен землетрясением, поскольку оставшиеся арки полностью наклонены на одну сторону, не будучи сильно сломанными. Второй распределительный терминал и отстойник видны в 400 м к северу от первого, к которому он был подключен через другой сифон из травертиновых блоков, и этот был больше и снабжал большую часть города.

Лаодикия на Лике
Стадион Лаодикии

В 2015 году была найдена редкая мраморная глыба с надписью «Закон о воде». Изданный в 114 году нашей эры, он регулировал использование воды, импортируемой с гор в Лаодикию, под страхом штрафа в размере от 5 до 12,5 тысяч динариев, налагаемого за загрязнение воды, разрушение каналов или вскрытие водопроводных труб.

Стадион / ипподром недалеко от южной оконечности города находится в хорошем состоянии сохранности. Сиденья расположены по двум сторонам узкой долины, которая была использована для этой цели и заделана с обоих концов. К западу находятся значительные остатки подземного хода, по которому колесницы и лошади могли быть допущены на арену, с длинной надписью над входом.

Непосредственно к северу от стадиона находится гимнастический комплекс в сочетании с банями-близнецами, характерными для этого региона. Он связан с южной агорой с северной стороны и булеверионом. Надпись показывает, что ансамбль был построен к визиту Адриана в 135 году.

В 2019 году на этом месте была обнаружена статуя римского императора

Лаодикия на Лике
Бани гимнасия

Траяна.

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий