Орнамент в архитектуре

Орнамент колонны Ордера столба на церкви Elefterie, Бухаресте, Румынии.

Орнамент в архитектуре

Орнамент в архитектуре — любой элемент, добавленный к другой, просто структурной форме, обычно для украшения. Можно выделить три основных и довольно различных категории орнамента в архитектуре: мимический или имитирующий орнамент, формы которого имеют определенные значения или символическое значение; нанесенный орнамент, призванный придать красоту структуре, но присущий ей; и органическое украшение, присущее функции здания или материалам.

Орнамент колонны Ордера столба на церкви Elefterie, Бухаресте, Румынии.
Орнамент колонны
Ордера столба на церкви Elefterie, Бухаресте, Румынии.

Миметический орнамент, безусловно, является наиболее распространенным типом архитектурного орнамента в различных культурах, в восточных цивилизациях и в целом в древности. Это происходит от того, что кажется универсальной человеческой реакцией на технологические изменения: стремление использовать новые материалы и методы для воспроизведения форм и качеств, знакомых по прошлому использованию, независимо от целесообразности. Например, наиболее распространенные типы зданий в древности, такие как гробницы, пирамиды, храмы и башни, начинались как имитации первобытных форм домов и храмов. Очевидным примером является купол, который развивалася как постоянная деревянная или каменная репродукция почитаемой формы, изначально построенная из податливых материалов. На зрелых стадиях ранних цивилизаций типы зданий имели тенденцию эволюционировать в сравнение с примитивными прототипами; однако их орнамент обычно оставался на основе таких моделей. Декоративные мотивы, полученные из более ранних структурных и символических форм, неисчислимы и универсальны. В развитой индийской и китайской архитектуре домашние и другие изначально структурные формы встречаются часто и щедро в качестве орнамента. В Древнем Египте архитектурные детали продолжали всю историю, чтобы верно сохранить внешний вид стволов папируса и аналогичных ранних форм здания. В Месопотамии кирпичные стены долгое время имитировали эффект примитивного строительства из грязи и тростника. В резных каменных деталях греко-римских орденов (капители, антаблемента, лепные украшения), прецедент архаичного строительства из дерева всегда был отчетливо различим.

Архитектурный орнамент в классической Греции иллюстрирует общую тенденцию превращения миметического орнамента в прикладной орнамент, в котором отсутствует символическое значение или ссылка на структуру, на которой он расположен. К 5 веку ДО Н.Э. в Греции детали орденов в значительной степени утратили то сознательное символическое или структурное значение, которое они могли иметь; они стали просто декоративными элементами, присущими структуре. Дорический фриз — хороший случай: его происхождение как имитация эффекта чередующихся концов балок и закрытых отверстий в архаичной деревянной конструкции оставалось очевидным, но его стали рассматривать как декоративную оболочку без ссылки на фактические структурные формы позади. Однако, потеряв свой миметический характер, детали греческих орденов приобрели новую функцию; они служили артикуляции здания визуально, организуя его в серию скоординированных визуальных единиц, которые могли бы быть понятой как интегрированное целое, а не совокупность изолированных единиц. Это концепция прикладного убранства, которая была передана через греко-римский период. Триумфальная арка Рима, с его системой декоративных колонн и антаблемента, формулирующий то, что является по существу одной массивной формой, является особенно хорошей иллюстрацией. Большая часть великой архитектуры эпох Ренессанса и Барокко зависит от прикладного орнамента; в значительной степени разница между этими стилями — это различие в оформлении.

Использование

Разумное использование прикладного орнамента оставалось характерным для большинства западных архитектурных сооружений вплоть до 19 века. В викторианский период архитектурный орнамент и архитектурные формы, как правило, разделяли друг друга, создаваясь совершенно независимо друг от друга. Поскольку стало очевидным, что задуманное украшение не имеет никакого смысла, реакция была неизбежной; он начал действовать с 1870-х годов.

Уже в 1870-х годах его Святейшество Ричардсон принял романский стиль не столько из-за его исторических ассоциаций, сколько из-за возможностей, которые он давал ему для выражения природы и фактуры камня. В зрелых примерах его архитектуры середины 1880-х годов орнамент в старом, прикладном смысле практически исчез, а здания зависят от своего эстетического эффекта в основном от врожденных качеств своих материалов. Следующее поколение Ричардсона повсюду видело дальнейшее развитие этого принципа.

К началу 20-го века озабоченность надлежащей функцией архитектурного орнамента была характерна для всех продвинутых архитектурных мыслителей; к середине 20 века была сформулирована так называемая органическая концепция архитектурного орнамента. В Соединенных Штатах Луи Салливан был главным вкладчиком в новое архитектурное выражение. Городская архитектура Салливана была в значительной степени основана на акценте на динамических линиях и образцах, которые были произведены современной конструкцией из стальной рамы, но он сохранил вкрапленные полосы и участки естественного орнамента на частях фасадов своих зданий, примененных с изученной дисциплиной. Однако, несмотря на общую реакцию против викторианских принципов после Первой мировой войны, ведущие дизайнеры отвергли даже этот вид прикладного орнамента и полагались на декоративный эффект только на присущие ему свойства строительных материалов. Интернациональный стиль, в котором Вальтер Гропиус и Ле Корбюзье были главными фигурами, доминировал над передовым дизайном в конце 1920-х и 1930-х годов. В период господства строгого международного стиля, который продолжался до 1960-х годов, архитектурный орнамент почти любого вида отсутствовал на фасадах крупных зданий. Так продолжалось до 1970-х годов, с появлением Постмодернистского архитектурного движение, и неукрашенный функционализм международного стиля был смягчен, чтобы позволить скромные использования украшения, включая классические мотивы.

Оцените статью
Art-Grea
Добавить комментарий