Орнамент в архитектуре
Орнамент в архитектуре — любой элемент, добавленный к другой, просто структурной форме, обычно для украшения. Можно выделить три основных и довольно различных категории орнамента в архитектуре: мимический или имитирующий орнамент, формы которого имеют определенные значения или символическое значение; нанесенный орнамент, призванный придать красоту структуре, но присущий ей; и органическое украшение, присущее функции здания или материалам.
Миметический орнамент, безусловно, является наиболее распространенным типом архитектурного орнамента в различных культурах, в восточных цивилизациях и в целом в древности. Это происходит от того, что кажется универсальной человеческой реакцией на технологические изменения: стремление использовать новые материалы и методы для воспроизведения форм и качеств, знакомых по прошлому использованию, независимо от целесообразности. Например, наиболее распространенные типы зданий в древности, такие как гробницы, пирамиды, храмы и башни, начинались как имитации первобытных форм домов и храмов. Очевидным примером является купол, который развивался как постоянная деревянная или каменная репродукция почитаемой формы, изначально построенная из податливых материалов. На зрелых стадиях ранних цивилизаций типы зданий имели тенденцию эволюционировать в сравнение с примитивными прототипами; однако их орнамент обычно оставался на основе таких моделей. Декоративные мотивы, полученные из более ранних структурных и символических форм, неисчислимы и универсальны. В развитой индийской и китайской архитектуре домашние и другие изначально структурные формы встречаются часто и щедро в качестве орнамента. В Древнем Египте архитектурные детали продолжали всю историю, чтобы верно сохранить внешний вид стволов папируса и аналогичных ранних форм здания. В Месопотамии кирпичные стены долгое время имитировали эффект примитивного строительства из грязи и тростника. В резных каменных деталях греко-римских орденов (капители, антаблемента, лепные украшения), прецедент архаичного строительства из дерева всегда был отчетливо различим.
Архитектурный орнамент в классической Греции иллюстрирует общую тенденцию превращения миметического орнамента в прикладной орнамент, в котором отсутствует символическое значение или ссылка на структуру, на которой он расположен. К 5 веку ДО Н.Э. в Греции детали орденов в значительной степени утратили то сознательное символическое или структурное значение, которое они могли иметь; они стали просто декоративными элементами, присущими структуре. Дорический фриз — хороший случай: его происхождение как имитация эффекта чередующихся концов балок и закрытых отверстий в архаичной деревянной конструкции оставалось очевидным, но его стали рассматривать как декоративную оболочку без ссылки на фактические структурные формы позади. Однако, потеряв свой миметический характер, детали греческих орденов приобрели новую функцию; они служили артикуляции здания визуально, организуя его в серию скоординированных визуальных единиц, которые могли бы быть понятой как интегрированное целое, а не совокупность изолированных единиц. Это концепция прикладного убранства, которая была передана через греко-римский период. Триумфальная арка Рима, с его системой декоративных колонн и антаблемента, формулирующий то, что является по существу одной массивной формой, является особенно хорошей иллюстрацией. Большая часть великой архитектуры эпох Ренессанса и Барокко зависит от прикладного орнамента; в значительной степени разница между этими стилями — это различие в оформлении.
Использование
Разумное использование прикладного орнамента оставалось характерным для большинства западных архитектурных сооружений вплоть до 19 века. В викторианский период архитектурный орнамент и архитектурные формы, как правило, разделяли друг друга, создаваясь совершенно независимо друг от друга. Поскольку стало очевидным, что задуманное украшение не имеет никакого смысла, реакция была неизбежной; он начал действовать с 1870-х годов.
Уже в 1870-х годах его Святейшество Ричардсон принял романский стиль не столько из-за его исторических ассоциаций, сколько из-за возможностей, которые он давал ему для выражения природы и фактуры камня. В зрелых примерах его архитектуры середины 1880-х годов орнамент в старом, прикладном смысле практически исчез, а здания зависят от своего эстетического эффекта в основном от врожденных качеств своих материалов. Следующее поколение Ричардсона повсюду видело дальнейшее развитие этого принципа.
К началу 20-го века озабоченность надлежащей функцией архитектурного орнамента была характерна для всех продвинутых архитектурных мыслителей; к середине 20 века была сформулирована так называемая органическая концепция архитектурного орнамента. В Соединенных Штатах Луи Салливан был главным вкладчиком в новое архитектурное выражение. Городская архитектура Салливана была в значительной степени основана на акценте на динамических линиях и образцах, которые были произведены современной конструкцией из стальной рамы, но он сохранил вкрапленные полосы и участки естественного орнамента на частях фасадов своих зданий, примененных с изученной дисциплиной. Однако, несмотря на общую реакцию против викторианских принципов после Первой мировой войны, ведущие дизайнеры отвергли даже этот вид прикладного орнамента и полагались на декоративный эффект только на присущие ему свойства строительных материалов. Интернациональный стиль, в котором Вальтер Гропиус и Ле Корбюзье были главными фигурами, доминировал над передовым дизайном в конце 1920-х и 1930-х годов. В период господства строгого международного стиля, который продолжался до 1960-х годов, архитектурный орнамент почти любого вида отсутствовал на фасадах крупных зданий. Так продолжалось до 1970-х годов, с появлением Постмодернистского архитектурного движение, и неукрашенный функционализм международного стиля был смягчен, чтобы позволить скромные использования украшения, включая классические мотивы.