Луи Салливан, Американский Архитектор

Луи Салливан, деталь картины маслом Фрэнка А. Вернера, 1919; в коллекции Чикагского исторического общества.

Луи Салливан, Американский Архитектор

Луи Салливан, полностью Луи Генри Салливан (родился 3 сентября 1856 года, Бостон, Массачусетс , США — умер 14 апреля 1924 года, Чикаго, Иллинойс), американский архитектор, которого считают духовным отцом современного американца архитектора и отождествляется с эстетикой раннего небоскребного дизайна. Его более 100 работ в сотрудничестве (1879–95) с Данкмаром Адлером включают Здание Аудитории, Чикаго (1887–89); Здание Гаранта, Буффало, Нью-Йорк (1894–95; теперь Пруденциальное здание); и Уэйнрайт Билдинг, Сент-Луис, Миссури (1890–91). Фрэнк Ллойд Райт проучился у Салливана шесть лет в фирме. В независимой практике с 1895 года Салливан спроектировал универмаг Шлезингер & Майер (1898–1904; теперь Центр Салливана) в Чикаго. Его автобиография была опубликована незадолго до его смерти.

Луи Салливан, деталь картины маслом Фрэнка А. Вернера, 1919; в коллекции Чикагского исторического общества.
Луи Салливан, деталь картины маслом Фрэнка А. Вернера, 1919; в коллекции Чикагского исторического общества.

Ранние Годы

Луи родился от Патрика, мастера танцев, и от Адриены Франсуазы (Лист) Салливан. Его отец, родившийся в Ирландии, и мать, родившаяся в Швейцарии, иммигрировали в Соединенные Штаты в 1847 и 1850 годах соответственно, а в 1852 году они поженились. Их старший сын, Альберт Уолтер, родился в 1854 году. Салливан посещал государственные школы в районе Бостона и проводил лето на ферме бабушки и дедушки в соседнем Южном Рединге. Когда его родители переехали в Чикаго в 1869 году, Салливан остался с бабушкой и дедушкой, а затем с соседями, ездя в школу в Бостоне. В сентябре 1872 года он поступил в Массачусетский технологический институт, в котором была первая архитектурная школа в США (основана в 1865 году). Салливан был нетерпеливым студентом-архитектором и ушел в конце года с мыслями об учебе в школе изящных искусств в Париже или о том, чтобы быть учеником архитектора. Он обсуждал свои идеи в Нью-Йорке с Ричард Моррис Хант, один из модных архитекторов того времени и первый американец, изучавший архитектуру в Beaux-Arts. Хант предложил ему поработать с филадельфийской фирмой Фернесс и Хьюитт. Салливан был нанят, поработавши в течение нескольких месяцев, пока его не сократили в момент экономического спада 1873 года. В ноябре он уехал в Чикаго и вскоре был нанят в архитектурном бюро видного деятеля в разработке стиля Чикагская школа, Уильям Ле Барон Дженни. Бригадир, Джон Эдельманн стал его другом. Однако идея учиться в Париже сохранялась, и в июле 1874 года Салливан отплыл в Европу. Он упорно трудился, чтобы пройти сложные вступительные экзамены для Beaux-Arts, хотя после того, как он был принят, он оказался неорганизованным студентом. Он совершил короткую экскурсию во Флоренцию и Рим. Романтичные молодые люди с бакенбардами, повлияли на него. В течение одного года он оставался в Париже, он был прикреплен к ателье архитектора Эмиля (Emile Vaudremer).

Работа в сотрудничестве с Адлер

Вернувшись в Чикаго в июне 1875 года, Салливан некоторое время работал чертежником в ряде фирм. Одна такая работа была для недавно созданной фирмы Джонстона и Эдельмана. Именно Джон Эдельманн завел важное знакомство с Салливаном со своим будущим партнером Данкмаром Адлером. В 1879 году Салливан пришел в офис Адлера, а в мае 1881 года, в возрасте 24 лет, стал партнером в фирме Адлера и Салливана, Архитекторы. Их 14-летняя ассоциация произвела более 100 зданий, многие из которых являются вехами в истории американской архитектуры.

Блеск Салливана как дизайнера дополняли деловые способности Адлера, его тактичность работы с клиентами и его знание технических вопросов, особенно акустики. После приезда в Чикаго в 1861 году Адлер работал чертежником и вернулся в город после службы в армии. В 1871 году он сформировал успешное партнерство с Эдвардом Берлингом, которое продолжалось до 1879 года. Как независимый архитектор Адлер разработал Центральный мюзик-холл в Чикаго (1879), который был прообразом театров, позже спроектированных фирмой Адлера и Салливана. Адлер был консультантом по акустике и в последующие годы был автором технических и юридических аспектов архитектуры. Хотя Адлер и Салливан проделали большую работу, именно в их коммерческой работе они внесли свой художественно-исторический вклад. Большинство их зданий было в Чикаго, где коммерческая экспансия 1880-х годов привела к хорошим заработкам. Однако первые годы практики Адлера и Салливана не уделили к созданию зданий, длительный интерес. В 1886 году для разработки Здание Аудитории в Чикаго, которое ознаменовало первый период зрелости дизайна Салливана. Этот проект представлял собой любопытную комбинацию отеля и офисного блока, обернутого в U-образную форму, вокруг аудитории на 3982 места для оперы. Строительство завершено в декабре 1889 года. Это 10-этажное здание из гранита и известняка с 17-этажной башней. Благородный аркадный экстерьер очень прост в профиль, имеет мало орнамента и многим обязан архитектору Дизайн Генри Хобсона Ричардсона для Оптовый магазин Marshall Field, недавно завершенный в Чикаго. Интерьер, однако, богато украшен рельефным орнаментом и цветными трафаретными узорами, и все это проявило большой талант Салливана в создании орнамента. Интерьер зрительного зала (восстановлен в 1967 году) особенно богат и включает позолоченную штукатурку и бесчисленные электрические лампочки. Оформление, которое ослепительно и по-настоящему театрально, ничем не обязано исторической эклектике. Удивительно эффективный акустический дизайн зала был работой Адлера, который также отвечал за все структурные и механические аспекты здания.

Интерьер Театра Аудитории (1889), Чикаго, разработанный Данкмаром Адлером и Луи Салливаном.
Интерьер Театра Аудитории (1889), Чикаго, разработанный Данкмаром Адлером и Луи Салливаном.

Еще до того, как собственно зрительный зал был завершен, фирмы Адлера и Салливана переехали в офисы на 16-м этаже башни, тогда самый высокий офисный комплекс в Чикаго. Именно там молодой Фрэнк Ллойд Райт провел шесть лет в качестве ученика Салливана. Райт ушел в 1893 году после ссоры с Салливаном, и только в 1914 году дружба возобновилась. Однако Райт всегда признавал влияние Салливана на формирование его работы и идей.

10-этажный Уэйнрайт Билдинг в Сент-Луисе — самый важный небоскреб, спроектированный Салливаном. В отличие от Здания Аудитории, внешние стены которого являются твердой каменной кладкой и несущей, это стальной каркас повсюду, идея, выдвинутая Уильямом Ле Бароном Дженни в 1883–85 в Чикаго Дженни и другие не могли визуально выразить высоту высокого здания и часто прибегали к неподходящим историческим стилям. Салливан, однако, взял проблему в свои руки и сделал свой дизайн «гордым и парящим» единством. Он дал своему зданию двухэтажное основание, над которым вертикальные элементы подчеркнуты, а горизонтали, будучи углубленными, сведены к минимуму. Эти вертикальные ритмы ограничены глубоким декоративным фризом и выступающим карнизом. 16-этажный Гарант (теперь Prudential) здание в Буффало Адлера и Салливана схоже, за исключением того, что его поверхность обшита декоративной терракотой вместо красного кирпича. Оба здания являются одними из лучших работ Адлера и Салливана.

Здание гарантии, Буффало, штат Нью-Йорк, Данкмар Адлер и Луи Салливан, 1894–95.
Здание гарантии, Буффало, штат Нью-Йорк, Данкмар Адлер и Луи Салливан, 1894–95.

1893 Колумбийская выставка в Чикаго была большим разочарованием для Луи Салливана. Возможность создать международную ярмарку с воображением была передана в пользу свободной адаптации в классической архитектуре. Зрелище ансамбля этих полностью белых зданий имело огромный успех у публики. Вклад Адлера и Салливана было Транспортное здание, которое стояло отдельно и было выкрашено в разные яркие цвета, словно в знак протеста. Это было длинное здание с низкой аркадой и большим полихромным входом в арку (так называемая Золотая дверь). Не все посетители были впечатлены неороманским величием ярмарки. Андре Буйе, представитель парижского союза декоративно-прикладного искусства, высоко оценил оригинальность Транспортного здания. Кроме того, он организовал небольшую выставку в Париже работы Салливана, в том числе гипсовую повязку с Золотой дверью и несколько фотографий его более высоких зданий. Позже экспонат отправился в Россию и Финляндию. Это европейское признание, однако, не ослабило горечь Салливана. Он считал экспозицию отказом от прогрессивной архитектуры, которую он видел развивающейся на Среднем Западе, «Ущерб, нанесенный Всемирной ярмаркой, — писал он, — будет длиться полвека с момента его создания, если не дольше. Он глубоко проник в конституцию американского разума ». Именно с этим событием Салливан положил конец Автобиография идеи (1924), его рассказ о его карьере и его архитектурных теориях.

Поздняя Работа

Экономическая депрессия, начавшаяся в 1893 году, резко сократила комиссионные. Получив выгодное предложение в качестве дизайнера и агента компании Crane Elevator, Адлер неохотно решил в 1895 году отказаться от архитектуры . Салливан отреагировал плохо, обвиняя Адлера в нелояльности. Новая работа Адлера оказалась неудовлетворительной, и он решил вернуться к архитектуре шесть месяцев спустя. Салливан неразумно отклонил его предложение восстановить фирму, и Адлер открыл свой собственный офис в другой части здания, где он и работал до своей смерти в 1900 году.

В 1895 году Салливан, гордый и оптимистичный, начал работать самостоятельно. Однако его темперамент не подходил для обработки всех этапов архитектурной практики. Новая работа не заставила себя ждать. Джордж Грант Элмсли, которого он нанял в 1889 году в возрасте 18 лет, оставался верным работником. Тем не менее, он знал о недостатках Салливана:

Он мог быть высокомерным и излишне решительным… склонным давать советы там, где это не нужно, хорошим клиентам… он потерял много рабочих мест, потому что он не будет ставить под угрозу свои идеалы или играть быстро и свободно с жизненно важными представлениями о том, что подходит для предназначенной цели.

Простая таблица 20 практик Салливана за последние 30 лет его жизни указывает на почти крах его практики.

Среди нескольких крупных заработков, которые получил Салливан, была одна для универмага Schlesinger & Mayer в Чикаго, занятого Carson Pirie Scott & Co. с 1904 по 2007 год. Два соединительных блока были построены между 1899 и 1904 годами, а третий блок был добавлен в 1906 году Дэниелом Х. Бернхэмом и Ко, в значительной степени следуя оригинальному дизайну Салливана. В отличие от вертикального акцента зданий Wainwright и Guaranty, которые являются офисами, дизайн универмага подчеркивает горизонтальность. Особенно заметны прямоугольники Чикагские окна »- каждая большая неподвижная панель в окружении подвижных створчатых окон. Элегантная простота верхних этажей контрастирует с роскошной отделкой первых двух, которые имеют окна, которые рассматривались как витрины, а архитектурная отделка образует богатые рамы для картин. Этот чугунный орнамент основан на сочетании геометрических и стилизованных цветочных форм. Считается, что многое из этого было разработано Элмсли подражанием стилю Салливана. В любом случае, отделка здания, особенно орнамент над главным входом, представляет собой высоту достижений Салливана как дизайнера архитектурного орнамента. Только декоративные панели, которые когда-то окружали Gage Building Салливана в Чикаго, соответствовали его декоративному изобилию.

Печать универмага Carson Pirie Scott & Co., Чикаго, ок. 1907.
Печать универмага Carson Pirie Scott & Co., Чикаго, ок. 1907.

Большее пластическое богатство и повышенная субъективность очевидны в работе Салливана после 1895 года. Его 12-этажный Здание Баярда (ныне Condict) в Нью-Йорке было украшено лепкой из терракоты и чугунным орнаментом. 

Чугунная балюстрада, созданная Луи Салливаном, ок. 1903; в Бруклинском музее, Нью-Йорк.
Чугунная балюстрада, созданная Луи Салливаном, ок. 1903; в Бруклинском музее, Нью-Йорк.

Когда его расцвет лет с Адлером стал провокационным воспоминанием, Салливан стал одиноким и трудным. Он стал отчужденным от своего брата Альберта, который был успешным чиновником центральной железной дороги Иллинойса и который также жил в Чикаго. Салливан средних лет стал чем-то вроде отшельника, ищущего утешения в письме и в посещениях его зимнего коттеджа в Оушен-Спрингс Миссисипи. Его брак в 1899 году с Маргарет Дэвис Хэттабоу мало что принес для прочного счастья; они были разлучены в 1906 году и развелись в 1917 году, не имея детей. С уменьшением дохода Салливан переехал в прогрессивно более дешевые отели, чтобы сэкономить. К 1909 году отсутствие комиссий привело его в отчаянное положение; он был вынужден продать свою библиотеку и предметы домашнего обихода. Возможно, такой же потерей был уход в тот год Элмсли, его помощника в течение 20 лет, который отправился в Миннеаполис, чтобы объединить усилия с Уильямом Греем Перселлом, архитектором, который кратко работал на Салливана в 1903 году.

Особенно примечательные проекты, предпринятые в его последние годы, были семью банками в ряде небольших городов Среднего Запада, начиная с Национальный фермерский банк (ныне Security) в Оватонне, штат Миннесота. Рабочие привычки Салливана стали нестабильными, и известно, что именно этот дизайн в первую очередь принадлежит Элмсли. Он имеет простую форму куба, прорезанного с двух сторон большими арочными окнами. Его стены из красного песчаника и кирпича, которые передают ощущение безопасности, украшены полосами цветной мозаики и сине-зеленой глазурованной терракоты. Баланс между простой формой и декором в этой структуре вызывает восхищение. Квадратный интерьер был разработан в гармонии с экстерьером: полукруглые фрески появляются напротив двух арочных окон. 

Национальный фермерский банк, разработанный Луи Салливаном, 1908, Оватонна, штат Миннесота.
Национальный фермерский банк, разработанный Луи Салливаном, 1908, Оватонна, штат Миннесота.

Еще один привлекательный дизайн банка — это Торговый Национальный банк в Гриннелл, Айова (1914). Как и банка Оватонны, он имеет относительно строгую форму, украшенную оригинальным замысловатым орнаментом. Фасад украшен эффектной декоративной рамкой для круглого окна над входом. Последней комиссией Салливана был фасад музыкального магазина Krause в Чикаго (1922). В 1918 году Салливану пришлось отказаться от своего номера в башне Аудиториум из-за небольшого офиса на втором этаже. В 1920 году он вообще не имел офиса и был вынужден жить в одной спальне при поддержке друзей. Его рабочее место стало рабочим столом в офисе терракотовой компании в Чикаго, где он смог завершить два важных проекта: написание своей автобиографии и завершение 19 листов для системы архитектурного орнамента по философии человеческих сил (1924). Он умер через неделю после того, как получил опубликованные копии этих двух произведений. Салливан был похоронен на кладбище Грейсленд в Чикаго, рядом с могилами его родителей и в пределах видимости гробниц Гетти и Райерсона, которые он спроектировал. Позже, скромный камень был установлен друзьями. Намного позже, в 1946 году, Американский институт архитекторов наградил его золотой медалью. 

Наследие

Салливан был представителем реформы архитектуры, противником исторической эклектики и сделал многое для того, чтобы переделать образ архитектора как творческой личности. Его собственные дизайны характеризуются богатством орнамента. Его важность заключается в его работах, а также в его архитектурных достижениях. Эти работы, которые являются субъективными и метафорическими, предлагают указания для архитектуры, а не явные доктрины или программы. Сам Салливан предупреждал об опасности механических теорий искусства.

Источники идей Салливана были прослежены в трудах двух американцев середины 19-го века, скульптора Горацио Гриноу и эссеиста Ральфа Уолдо Эмерсона, а также английского натуралиста Чарльз Дарвин. Работы Дарвина об эволюции, особенно об органическом росте, оставили свой след в европейских писателях об архитектуре и, в свою очередь, о собственном мышлении Салливана. Французский архитектор Сезар-Дени Дейли, например, в эссе, перепечатанном в чикагском архитектурном журнале, заявил, что

каждый стиль архитектуры … рожденный интеллектуальными и моральными силами человеческого общества …, естественно, стал выражением определенной цивилизации … принятие одним веком стиля … отличного от того, который он сам создал, сам ложный принцип.

Из таких запросов о природе стиля возникла известная изречение Салливана «форма следует за функцией», фраза, которая не должна приводить к заключению, что Салливан полагал, что дизайн должен быть механистическим визуальным утверждением полезности. Скорее он полагал, что архитектура должна развиваться и выражать окружающую среду в дополнение к выражению ее конкретной функции и ее структурной основы. Говорят, что Салливан был первым американским архитектором, который сознательно задумался о связи между архитектурой и цивилизацией.

Небоскреб занимает центральное место в записи как Салливан и его практику, и именно на эту тему, что его мысль наиболее краткая. Его коммерческие здания перед небоскребом в Чикаго, такие как Магазин Ротшильдов и Здание Трошера, демонстрируют осознанное прояснение и раскрытие фасада. Это упрощение внесено в его «небоскребы», Уэйнрайта и Гаранта, которые задуманы как «единый, зародышевый импульс или идея», пронизывающий «массу и каждую ее деталь в одном духе». Исключительная ясность замыслов Салливана потерял часть своего влияния, потому что современная архитектура отчасти впитала его идеи. Салливан считал очевидным, что дизайн высокого офисного здания должен следовать функциям здания и что, если функция не меняется, форма не должна меняться. К сожалению, самый драматический проект небоскреба Салливана, Храм братства (1891), предназначенный для Чикаго, так и не был построен. Это должно было быть симметричное сооружение с смелыми откидывающимися формами и парящей 35-этажной центральной башней. Салливан был таким же революционером в своем украшении, как и в использовании плоских поверхностей и кубических форм. Его орнамент основывался не на историческом прецеденте, а на геометрии и стилизованных формах природы. Несмотря на то, что его рано орнамент имеет некоторые ссылки на которые в неоготическом стиле и в стиле королевы Анны, его зрелый орнамент, лучше всего видно в его работах на рубеже веков, бесспорно его собственная. Он представляет собой любопытную, но не связанную параллель с орнаментом в стиле модерн в Европе. Эти четкие, но плавные, плотно построенные и в то же время обильные, эти конструкции напоминают ощущение Салливана о том, что архитектура должна не только служить и выражать общество, но и освещать сердце.

Собственная Салливаном «Автобиография идеи» (1924 г.) и «Чаты в детском саду» (изданные серийно в 1901–02 гг.) Необходимы для понимания его теории архитектуры. Издание Виттенборна 1947 года «Чаты для детского сада и другие произведения» (рев. 1918) включает в себя восемь дополнительных сочинений Салливана и библиографию.

 

 

Оцените статью
Art-Grea
Добавить комментарий