Архитектура Турции

Мечеть Ахмеда Хамди Аксеки

Архитектура Турции включает в себя наследие от древней эпохи Анатолии до наших дней. Значительные остатки греко-римского периода расположены по всей стране. В византийский период, среди прочих памятников, был построен знаменитый Собор Святой Софии в Константинополе (современный Стамбул). После прихода турок-сельджуков в 11 веке сельджукская архитектура смешала исламскую архитектуру с другими стилями местной архитектуры в Анатолии. Османская империя положила начало многовековой традиции османской архитектуры вплоть до начала 20 века.

Апартаменты Tayyare в Стамбуле, пример первого национального архитектурного движения
Апартаменты Tayyare в Стамбуле, пример первого национального архитектурного движения

В первые годы существования Турецкой республики (после 1923 года) турецкая архитектура находилась под влиянием более ранней сельджукской и османской архитектуры, в частности во время Первого национального архитектурного движения (также называемого движением турецкой неоклассической архитектуры). Однако, начиная с 1930-х годов, архитектурные стили стали отличаться от традиционной архитектуры, в том числе в результате увеличения числа иностранных архитекторов, приглашаемых для работы в страну, в основном из Германии и Австрии. Вторая мировая война была периодом изоляции, во время которого возникло Второе национальное архитектурное движение. Подобно фашистской архитектуре, движение стремилось создать современную, но националистическую архитектуру.

С 1950-х годов нация приобрела более тесные международные связи, что позволило турецким архитекторам экспериментировать с новыми стилями и все больше вдохновляться своими коллегами из остального мира. Однако до 1980-х годов они были в значительной степени ограничены отсутствием технологической инфраструктуры или нехваткой финансовых ресурсов. После этого либерализация экономики и переход к росту, ориентированному на экспорт проложили путь к тому, чтобы частный сектор стал оказывать ведущее влияние на архитектуру в Турции.

Греко-римская эпоха

Древние греки основали множество городов-государств вдоль Эгейского побережья в западной Анатолии и за ее пределами. В эллинистический период Пергамское царство было одним из самых могущественных, а город Пергам сегодня является одним из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Турции. Анатолия продолжала процветать в римскую эпоху, и такие города, как Эфес и Сардис, в дополнение к Пергаму, значительно выросли за это время. Таким образом, многие греко-римские памятники в Эгейском и Средиземноморском регионах современной Турции в значительной степени, если не в первую очередь, сохраняют римские постройки.

Византийская эпоха

Византийская эпоха наступила после разделения старой Римской империи на восточную и западную части в конце IV века. Восточная Римская империя, также известная как Византийская империя, имела свою столицу в Константинополе, современном Стамбуле. Византийская архитектура возникла как продолжение позднеримской архитектуры, но развивалась в течение следующего тысячелетия. Собор Святой Софии, массивная купольная церковь, построенная в 537 году при Юстиниане I, является величайшим достижением византийской архитектуры. Она оказала значительное влияние на последующую византийскую церковную архитектуру и, в конечном итоге, на османскую архитектуру. Византийский стиль также известен своим утончённым мозаичным искусством. Ярким примером этого искусства в поздневизантийский период является церковь Хора XIV века (современная мечеть Карийе) в Стамбуле.

Интерьер Собора Святой Софии, в котором доминируют центральный купол и расположенные по бокам полукупола. (Элементы исламского убранства были добавлены после преобразования здания в мечеть в 1453 году.)
Интерьер Собора Святой Софии, в котором доминируют центральный купол и расположенные по бокам полукупола. (Элементы исламского убранства были добавлены после преобразования здания в мечеть в 1453 году.)

Эпоха сельджуков и бейликов

Архитектура анатолийских сельджуков включала в себя эклектичное сочетание влияний, заимствовав местные византийские, армянские и грузинские элементы и объединив их с проектами исламской Сирии, Ирана, Ирака и Центральной Азии.Их памятники были в основном построены из обработанного камня, а для минаретов использовался кирпич. Украшение было сосредоточено вокруг определенных элементов, таких как входные порталы, и принимало форму сложной резьбы по камню (например, в медресе Минарели Инче и в комплексе Дивриги), иногда аблак каменной кладки (например, в мечети Аляэддина в Конье) и больших поверхностей, покрытых плиткой (например, в медресе Каратай).

Портал Великой мечети Дивриги (1228-1229) в центральной Анатолии
Портал Великой мечети Дивриги (1228-1229) в центральной Анатолии

Поскольку Анатолия разделилась на бейлики в конце 13-14 веков, архитектура стала еще более разнообразной, особенно в западной Анатолии, где близость к византийскому и средиземноморскому мирам способствовала дальнейшим экспериментам и синкретизму.

Эпоха Османской Империи (14 -начало 20 веков)

В архитектуре ранних османов экспериментировали с различными типами зданий, включая однокупольные мечети, многокупольные здания и религиозные сооружения с Т-образной планировкой этажей. Со временем это превратилось в классический османский стиль, который укрепился в течение 16 и 17 веков. В этом стиле, испытавшем сильное влияние собора Святой Софии, были созданы величественные императорские мечети, спроектированные вокруг центрального купола и различного количества полукуполов. Этот период также связан с самым известным османским архитектором, Мимаром Синаном (ум. в 1588 году). Среди более чем 300 его проектов по всей империи, его наиболее важные работы включают мечеть Шехзаде в Стамбуле, мечеть Сулеймание в Стамбуле и мечеть Селимие в Эдирне. В декоративно-прикладном искусстве изникская плитка достигла своего художественного пика и использовалась во многих зданиях.

Мечеть Сулеймание (1550-1557) в Стамбуле, спроектированная Мимаром Синаном
Мечеть Сулеймание (1550-1557) в Стамбуле, спроектированная Мимаром Синаном

После 17 века османская архитектура становилась все более открытой для внешних влияний. За изменениями в период тюльпанов последовало появление стиля османского барокко в 1740-х годах. В 19 веке усилилось влияние Западной Европы, и такие архитекторы, как Баляны, создали эклектичные работы, такие как роскошный дворец Долмабаче. В начале 20 века разновидность османского возрождения, известная как Первое национальное архитектурное движение, возглавлялась такими архитекторами, как Мимар Кемаледдин и Ведат Тек.

1920-е — начало 1930-х годов: первое национальное архитектурное движение

Первое национальное архитектурное движение (турецкий: Birinci Ulusal Mimarlık Akımı) было архитектурным движением, возглавляемым турецкими архитекторами Ведатом Теком (1873-1942) и Мимаром Кемаледдином Беем (1870-1927). Последователи движения хотели создать новую «национальную» архитектуру, основанную на мотивах сельджукской и османской архитектуры. Движение также получило название турецкая неоклассическая архитектура или Национальный архитектурный ренессанс. Другими видными последователями этого движения были Ариф Хикмет Коюноглу (1888-1982) и Джулио Монджери (1873-1953). Примечательными зданиями этой эпохи являются Главное почтовое отделение Стамбула (1905-1909), апартаменты Тайяре (1919-1922), Стамбульский 4-й Вакиф Хан (1911-1926), Государственный музей искусства и скульптуры (1927-1930), Этнографический музей Анкары (1925-1928), Мечеть Бебек, и мечеть Камера Хатун.

Итальянский архитектор Раймондо Д’Аронко служил главным дворцовым архитектором османского султана Абдулхамида II в Стамбуле в течение 16 лет. Д’Аронко спроектировал и построил большое количество зданий различных типов в Стамбуле. Стилистические особенности его работ можно разделить на три группы: возрождение, переосмысление османских форм, модерн и Венский сецессион. Д’Аронко впервые представил Стамбул в стиле ар-нуво, и его проекты показывают, что он свободно использовал византийские и османские украшения. Д’Аронко также смешивал западный и восточный стили в своих работах, что также было примечательной характеристикой проектов Александра Валлори того же периода.

1930-е — 1950-е годы: модернизм и иностранное влияние

Морской особняк Флории Ататюрк в стилеБаухаус (1935) и Центральный вокзал Анкары в стиле ар-деко (1937) являются одними из ярких примеров этой эпохи. Поскольку до 1950-х годов в Турции не хватало архитекторов, правительство пригласило различных архитекторов из Германии, Австрии, Швейцарии и Франции, чтобы управлять быстрым строительством новой столицы Анкары. Около 40 архитекторов и градостроителей разработали и курировали различные проекты (в основном в Анкаре и в меньшей степени в Стамбуле и Измире) в период с 1924 по 1942 год. Among them were Gudrun Baudisch, Rudolf Belling, Paul Bonatz, Ernst Arnold Egli, Martin Elsaesser, Anton Hanak, Franz Hillinger, Clemens Holzmeister, Henri Prost, Paolo Vietti-Violi, Werner Issel, Hermann Jansen, Theodor Jost, Heinrich Krippel, Carl Christoph Lörcher, Robert Oerley, Bernhard Pfau, Bruno Taut and Josef Thorak.

Избранными примерами зданий этой эпохи являются Морской особняк Флории Ататюрк в стиле Баухаус (1935), спроектированный Сейфи Арканом; железнодорожный вокзал Анкары в стиле ар-деко (1937), спроектированный Шекипом Акалином; здание Кассационного суда (1933-35), спроектированное Клеменсом Хольцмайстером; здание факультета языков, истории и географии (1937) Университета Анкары, спроектированное Бруно Таутом; и Гранд Нэшнл (1937).). Здание Ассамблеи Турции (1938-63) по проекту Клеменса Хольцмейстера.

Второе национальное архитектурное движение

Движение обнаженного классицизма конца 1930-х — начала 1940-х годов в Европе и Северной Америке стремилось к современной интерпретации неоклассической архитектуры. Движение оказало особенно заметное влияние на фашистскую архитектуру в Италии и нацистскую архитектуру в Германии, целью которых было развитие современных версий архитектуры империй Римской (Италия) и Священной Римской (Германия) в соответствии с их идеологиями. В тот же период в Турции наметилась тенденция к созданию новой национальной архитектуры, которая получила название Второе национальное архитектурное движение (турецкий: Ikinci Ulusal Mimarlık Akımı). Иностранные архитекторы, работавшие в Турции в этот период (особенно из Германии и Австрии), сыграли важную роль во внедрении этого архитектурного направления и его стиля. Пионерами движения в Турции были Седад Хакки Эльдем, Экрем Хакки Айверди и Эмин Халид Онат. Чтобы возглавить это движение, профессор Седад Хакки Эльдем проводил Национальные семинары по архитектуре в Университете изящных искусств Мимара Синана, уделяя особое внимание традиционным турецким стилям домов.

Как и их современные эквиваленты в Европе и Северной Америке, правительственные здания этого стиля в Анкаре и Стамбуле обычно имели большие пропорции (высокие потолки, высокие окна и т.д.), чтобы создавать впечатление сильной государственной власти. Некоторые из них также имели монументальный дизайн фасадов, напоминающий неоклассическую архитектуру; но с более современными и простыми прямоугольными формами, симметрией, простотой и общим отсутствием декоративности.

Некоторые из зданий в этом стиле: Оперный театр Анкары, спроектированный Шевки Балмумджу (1933-34) и отреставрированный Полом Бонацем (1946-47); здание Генерального штаба TCDD, спроектированное Бедри Учаром в 1938 году; Стамбульский университет Здания факультета естественных наук и факультета литературы (1944-52); Аниткабир (1944-53); Штаб-квартира Стамбульского радио (1945-49); Мечеть Шишли (1945-49 ); и Мемориал мучеников Чанаккале (1954-60). Это движение было особенно влиятельным в период с 1935 по 1950 год. Начиная с 1950-х годов влияние этого стиля уменьшилось из-за следующей волны, особенно международного стиля и рационализма.

1950-е и большее влияние Запада

В начале 1950-х годов новое поколение архитекторов, таких как Невзат Эрол, Тургут Кансевер, Абдуррахман Ханчи, Ченгиз Бекташ, Хаяти Табанлыоглу, Энвер Токай, Ильхан Тайман и Йылмаз Санлы, стали более влиятельными на архитектурной арене. Это были архитекторы, которые либо учились в Европе, либо располагали информацией о модернистской архитектуре того времени. Их стремление к модернистской архитектуре соответствовало международному стилю и рационализму. Однако развитие турецкой экономики также было важным фактором. Несмотря на то, что турецкие архитекторы смогли следовать современному дизайну выдающихся архитекторов того времени, они были ограничены отсутствием технологической инфраструктуры или недостаточными финансовыми ресурсами.

Избранными примерами зданий этой эпохи являются отель Anadolu Club (1951-1957) в Бююкаде, спроектированный Тургутом Кансевером и Абдуррахманом Ханчи; Hilton Istanbul Bosphorus (1952-1955), спроектированный Skidmore, Owings & Merrill и Седад Хакки Эльдем; Штаб-квартира муниципалитета Стамбула (1953-1960), спроектированная Невзатом Эролом; Бизнес-центр Emek (1959-1965) в Анкаре, спроектированный Энвером Токай и Ильхан Тайман; и штаб-квартира Tekel (1958-1960) в Стамбуле, спроектированная Йылмазом Санлы и Ильханом Тайманом.

Одним из важнейших событий этого периода стало создание Палаты архитекторов Турции в 1954 году. До этого существовали различные профессиональные организации архитекторов, но до 1954 года не было законов, регулирующих профессию архитектора. Бруталистская архитектура стала популярной в 1950-х годах, и работа Бехруза Чиничи в Ближневосточном техническом университете является лучшим примером этой эпохи.

1960-е и 1970-е годы

После государственного переворота 1960 года Турция пережила различные политические и экономические кризисы, которые затронули строительную отрасль, а также архитектурный сектор. Несмотря на эти трудности, архитекторы смогли спроектировать некоторые важные здания. Отказавшись от рационализма, турецкие архитекторы пытались проектировать свои здания в более гибких и фрагментированных формах. Важными работами этого периода являются отель Вакифлар в Стамбуле (1968, сегодня отель Джейлан Интерконтиненталь), кампусы Ближневосточного технического университета (1961) в Анкаре, Стамбульский рынок производителей (1959), здание Турецкого исторического общества (1967), отель Гранд Анкара (1960, сегодня отель Риксос Гранд Анкара) и Культурный центр Ататюрка (1969) в Стамбуле.

В результате экономических и социальных потрясений архитектура в Турции пострадала и в 1970-х годах. В этот период не было значительных прорывов. Некоторые важные проекты 1970-х годов — это здание Ассоциации турецкого языка (1972), Библиотека Ататюрка (1973) и Арена Абди Ипекчи (1979).

1980-е и 1990-е годы

В январе 1980 года правительство премьер-министра Сулеймана Демиреля приступило к реализации далеко идущей программы реформ, разработанной тогдашним заместителем премьер-министра Тургутом Озалом, чтобы сдвинуть экономику Турции в сторону роста, ориентированного на экспорт. Эти реформы оказали положительное влияние на строительную отрасль и архитектуру. Новые методы, такие как сборное изготовление и системы навесных стен, были представлены турецким архитекторам и подрядчикам в 1980-х годах. Кроме того, увеличилось производство стали, алюминия, пластика и стекла, что позволило архитекторам освободиться от жестких форм.

Панорамный вид на Стамбул.
Панорамный вид на Стамбул.

До 1980-х годов государственный сектор был ведущим заказчиком, когда дело касалось архитектуры и строительства. Однако либерализация экономики проложила путь к тому, чтобы частный сектор стал оказывать ведущее влияние. Notable architects from this period include Behruz Çinici, Merih Karaaslan, Sevinç Hadi, Şandor Hadi, Ersen Gürsel, Mehmet Çubuk, Doğan Tekeli, Sami Sisa, Emre Arolat, Murat Tabanlıoğlu, Melkan Tabanlıoğlu, Hüsrev Tayla, Doğan Hasol, Atilla Yücel, Sema Soygeniş, Murat Soygeniş and Kaya Arıkoğlu, among others.

21 век

Вид на Маслак делового района в Стамбуле, 2007 год. Горизонт Стамбула значительно изменился с 1990-х годов.
Вид на Маслак делового района в Стамбуле, 2007 год. Горизонт Стамбула значительно изменился с 1990-х годов.

Землетрясения

В районах, подверженных землетрясениям, все здания, построенные по стандартам XX века, могут быть опасны,  но вскоре после землетрясения в Измите в 1999 году, унёсшее жизни более 17 тысяч человек, был введён в действие новый сейсмический кодекс для защиты от землетрясений в Турции.  Также после этого землетрясения во время правления Бюлента Эджевита был введён так называемый налог на землетрясения. Изначально задуманный как временный налог, он стал постоянным. В 2007 году был ужесточён сейсмический кодекс. Однако утверждается, что строители часто игнорировали правила из-за коррупции. После землетрясений в Ване в 2011 году премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган сказал: «Муниципалитеты, строители и надзорные органы должны понять, что их халатность равносильна убийству».  В 2018 году закон о зонировании предоставил амнистию некоторым зданиям без лицензии и некоторым зданиям с этажами без лицензии. 

Дальнейшая устойчивость по сравнению с кодексом 2007 года была предусмотрена Турецким сейсмическим кодексом 2018 года, который вступил в силу 1 января 2019 года. Улучшения включали авторский надзор и определения опасностей для конкретных объектов, а для новых зданий в уязвимых регионах требовалась арматура из высококачественного бетона. Балки и колонны в этих зданиях должны находиться в нужном месте, чтобы должным образом амортизировать тряску. Иностранные эксперты считают код очень современным и похожим на коды США. Однако эти строительные нормы 21 века соблюдались не очень хорошо.

В попытке заручиться поддержкой на президентских выборах в Турции в 2018 году правительство предложило амнистию за нарушения строительных норм, позволив при несоблюдении продолжать выплату пошлины. Это плохое соблюдение сейсмических норм стало фактором, способствовавшим разрушительным землетрясениям между Турцией и Сирией в 2023 году, в результате которых в Турции погибло более 42 000 человек. Было много случаев выхода из строя опорных колонн, приводивших к обрушениям в виде блинов, что осложняло спасательные работы. Эксперты посетовали, что такая практика превратит города в кладбища. Землетрясения между Турцией и Сирией в 2023 году разрушили многие старые здания и некоторые недавние: Министерство окружающей среды и урбанизации оценивает ущерб.

Здания с неармированной каменной кладкой уязвимы. Многие старые здания в Стамбуле подвержены обвалам в виде блинов. Переоборудование старых зданий возможно, но дорого. Хотя за два десятилетия до 2023 года по всей стране было укреплено более 3 миллионов единиц жилья, по состоянию на тот год многие многоквартирные дома не соответствовали стандартам 21 века.Было предложено здание из дерева.

Изменение климата

Здания в Турции являются крупнейшими потребителями энергии, и существуют значительные возможности для экономии энергии как при новом строительстве, так и при реконструкции. Существует дорожная карта, в которой говорится, что по состоянию на 2021 год три четверти строительного фонда соответствуют требованиям до 21 века, то есть до энергетических стандартов. Типичное жилое здание выделяет почти 50 кг CO2 экв / м2 в год, в основном за счет энергии, используемой жителями. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) заявила, что можно было бы сделать больше для повышения энергоэффективности зданий и что предлагаемые для этого налоговые льготы создадут рабочие места. Турция была соруководителем группы, обсуждавшей здания с нулевым выбросом углерода на Саммите ООН по борьбе с изменением климата 2019 года, а город Эскишехир обязался перевести все существующие здания на нулевой уровень выбросов к 2050 году. Такая энергия повышения эффективности можно добиться в рамках той же программы, что и повышения устойчивости к землетрясениям в Турции. Однако в 2020 году газ был субсидирован. Было предложено увеличить долю пассивных домов, а также принять некоторые строительные стандарты ЕС.

В сельской местности без газоснабжения тепловые насосы могли бы стать альтернативой древесине, углю и газу в баллонах: но покупка теплового насоса встречается редко, поскольку для домовладельцев это очень дорого из-за отсутствия субсидий. Однако владельцы более крупной недвижимости, такой как торговые центры, школы и правительственные здания, проявили больший интерес.

Установленная мощность прямого геотермального отопления (не путать с тепловыми насосами) в 2020 году составила 3,5 ГВт тепловой энергии (ГВт-т), с потенциалом в 60 ГВт-т, но неясно, насколько низко-углеродное. Согласно отчету за 2020 год, подготовленному по заказу министерства окружающей среды и ЕБРР, необходимы дальнейшие исследования турецкой геотермальной энергии: в частности, как ограничить выброс углекислого газа в атмосферу.

Данных о углеродоемкости цемента нет. Выбросы при производстве цемента можно было бы уменьшить за счет снижения содержания в нем клинкера — например, за счет производства цемента из обожженной известняком глины, который состоит только наполовину из клинкера. Второго по величине сокращения можно было бы добиться, заменив половину топлива с каменного угля и нефтяного кокса (petcoke) на смесь резины из отработанных шин, топлива из отходов и биомассы. Хотя в стране достаточно этих материалов, в большинстве цементных печей (их 54 ) в качестве основного источника энергии используются уголь, петкокс или бурый уголь.  Для строительства можно было бы использовать больше поперечно-слоистой древесины вместо бетона.

Дальнейшая декарбонизация производства цемента будет в значительной степени зависеть от улавливания и хранения углерода (CCS). Несмотря на риск землетрясения в Турции, CCS могут быть технически осуществимы в соляном куполе возле озера Туз или в провинции Диярбакыр. Аналитический центр Ember предполагает, что солнечные батареи на крыше должны быть обязательными для новых зданий, и говорит, что установке на крышах многоквартирных домов препятствует бюрократия.
Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий