Архитектура Месопотамии – это древняя архитектура региона речной системы Тигр-Евфрат (также известной как Месопотамия), охватывающая несколько различных культур и охватывающая период с 10 тысячелетия до нашей эры (когда были построены первые постоянные сооружения) по 6 век до нашей эры. Среди архитектурных достижений Месопотамии — развитие городского планирования, дом во внутреннем дворе и зиккураты. Писцы играли роль архитекторов в разработке проектов и управлении строительством для правительства, знати или членов королевской семьи.
Изучение древней месопотамской архитектуры основано на доступных археологических свидетельствах, графических изображениях зданий и текстах о практике строительства. Согласно Арчибальду Сэйсу, примитивные пиктограммы эпохи периода Урука предполагают, что «Камня было мало, но его уже разрезали на блоки и печати. Кирпич был обычным строительным материалом, и из него строились города, форты, храмы и жилые дома. Город был снабжен башнями и стоял на искусственной платформе; дом также имел вид башни. Он был снабжен дверью, которая поворачивалась на петле и могла открываться чем-то вроде ключа; городские ворота были большего размера и, казалось, были двойными. … Боялисьдемонов, у которых были крылья, как у птицы, а камни фундамента – или, скорее, кирпичи – дома освящались определенными предметами, которые клали под них «.
Научная литература обычно посвящена архитектуре храмов, дворцов, городских стен и ворот и других монументальных зданий, но иногда встречаются и работы по жилой архитектуре. Археологические исследования поверхности также позволили изучить городские формы ранних месопотамских городов.
Строительные материалы
Шумерская кладка обычно не содержала строительного раствора, хотя иногда использовался битум. Стили кирпича, которые сильно менялись с течением времени, классифицируются по периодам.
- Патцен 80×40×15 см: поздний период Урука (3600-3200 гг. до н.э.)
- Римхен 16 × 16 см: поздний период Урука (3600-3200 гг. до н.э.)
- Плосковыпуклые 10x19x34 см: раннединастический период (3100-2300 гг. до н.э.)
Предпочтительным дизайном были округлые кирпичи, которые несколько неустойчивы, поэтому месопотамские каменщики укладывали ряд кирпичей перпендикулярно остальным через каждые несколько рядов. Преимуществами плосковыпуклых кирпичей были скорость изготовления, а также неровная поверхность, которая лучше удерживала финишный слой штукатурки, чем гладкая поверхность других типов кирпича.
Кирпичи обжигали на солнце, чтобы придать им твердость. Эти типы кирпичей гораздо менее долговечны, чем обожженные в печи, поэтому здания со временем приходили в упадок. Их периодически разрушали, выравнивали и перестраивали на том же месте. Этот запланированный структурный жизненный цикл постепенно повышал уровень городов, так что они стали возвышаться над окружающей равниной. Образовавшиеся в результате курганы известны как теллс и встречаются по всему древнему Ближнему Востоку. Гражданские здания замедлили разрушение, используя конусы из цветного камня, терракотовые панели и глиняные гвозди, вбитые в саманный кирпич, для создания защитной оболочки, украшавшей фасад. Особо ценились импортируемые строительные материалы, такие как кедр из Ливана, диорит из Аравии и лазурит из Индии.
Вавилонские храмы представляют собой массивные сооружения из необработанного кирпича, поддерживаемые контрфорсами, дождь отводится по водосточным трубам. Один из таких сливов в Уре был сделан из свинца. Использование кирпича привело к раннему созданию пилястры и колонны, а также фресок и эмалированной плитки. Стены были ярко раскрашены и иногда покрыты цинком или золотом, а также плиткой. Расписные терракотовые конусы для факелов также были вделаны в штукатурку. Ассирия, подражая вавилонской архитектуре, также строила свои дворцы и храмы из кирпича, даже когда камень был естественным строительным материалом страны, бережно сохраняя кирпичную платформу, необходимую на болотистой почве Вавилонии, но мало нужную на севере.
Украшение
Однако со временем ассирийские архитекторы начали освобождаться от вавилонского влияния и использовать не только кирпич, но и камень. Стены ассирийских дворцов были облицованы скульптурными и цветными каменными плитами, а не раскрашены, как в Халдее. В искусстве этих барельефов можно проследить три этапа: оно энергичное, но простое при Ашурнасирпале II, тщательное и реалистичное при Саргоне II и утонченное, но лишенное смелости при Ашурбанипале.
В Вавилонии вместо барельефа чаще используются круглые трехмерные фигуры — самыми ранними примерами являются статуи из Гирсу, которые реалистичны, хотя и несколько неуклюжи. Нехватка камня в Вавилонии сделала драгоценным каждый камешек и привела к высокому совершенству в искусстве огранки драгоценных камней. Два цилиндра-печати эпохи Саргона Аккадского являются одними из лучших примеров в своем роде. Одним из первых замечательных образцов ранней металлургии, обнаруженных археологами, является серебряная ваза из Энтемены. В более позднюю эпоху было достигнуто большое совершенство в изготовлении таких ювелирных изделий, как серьги и браслеты из золота. Медь тоже обрабатывалась с большим мастерством; действительно, вполне возможно, что Вавилония была первоначальной родиной обработки меди.
В древности этот народ был известен своими вышивками и коврами. Формы ассирийской керамики изящны; фарфор, как и стекло, обнаруженное во дворцах Ниневии, был получен по египетским образцам. Прозрачное стекло, по-видимому, впервые появилось во времена правления Саргона. Для изготовления ваз использовались камень, глина и стекло, а в Гирсу были выкопаны вазы из твердого камня, аналогичные вазам раннединастического периода Египта.
Городское планирование
Шумеры были первым обществом, задумавшим и построившим город как запланированное сооружение. О том, что они гордились этим достижением, свидетельствует Эпос о Гильгамеше, который начинается с описания Урука — его массивных стен, улиц, рынков, храмов и садов. Урук стал образцом городской культуры, которая распространилась по всей Западной Азии в результате колонизации и завоеваний и в более общем плане по мере того, как общества становились крупнее и изощреннее.
Строительство городов было конечным продуктом тенденций, которые начались во время неолитической революции. Рост города был частично запланированным, а частично органичным. Планировка очевидна в стенах, районе высоких храмов, главном канале с гаванью и главной улице. Более тонкая структура жилых и коммерческих помещений является реакцией экономических сил на пространственные ограничения, налагаемые планируемыми районами, что приводит к неправильному дизайну с регулярными элементами. Поскольку шумеры регистрировали сделки с недвижимостью, можно реконструировать большую часть структуры роста городов, плотности, стоимости недвижимости и других показателей из источника клинописного текста. Типичное городское пространство разделено на жилые, многофункциональные, коммерческие и гражданские пространства. Жилые районы были сгруппированы по профессиям. В центре города находился высокий храмовый комплекс, всегда расположенный немного в стороне от географического центра. Этот высокий храм обычно предшествовал основанию города и был ядром, вокруг которого росла городская форма. Районы, прилегающие к воротам, выполняли особую религиозную и экономическую функцию.
Город всегда включал в себя пояс орошаемых сельскохозяйственных угодий, включая небольшие деревушки. Сеть дорог и каналов соединяла город с этой землей. Транспортная сеть была организована в три яруса: широкие улицы для процессий (по-аккадски:sūqu ilāni u šarri), сквозные общественные улицы (по-аккадски:sūqu nišī) и частные тупики (по-аккадски:mūûû). Общественные улицы, определявшие квартал, со временем мало менялись, в то время как тупики были гораздо более подвижными. По текущим оценкам, 10% площади города составляли улицы и 90% зданий. Однако каналы были важнее дорог для хорошего транспорта.
Дома
Материалы, из которых строились дома в Месопотамии, были похожи на те, что используются сегодня, но не идентичны им: тростник, камень, дерево, тесаный камень, сырцовый кирпич, глиняная штукатурка и деревянные двери, которые можно было найти в окрестностях города, хотя в некоторых городах Шумера дерево не было распространено. Хотя большинство домов строилось из сырцового кирпича, глиняной штукатурки и тополя. Дома могли быть трёхчастными, круглыми или прямоугольными. В домах были длинные крытые центральные коридоры, внутренние дворы и этажи. В большинстве домов была квадратная центральная комната, к которой примыкали другие комнаты, но большое разнообразие размеров и материалов, из которых строились дома, позволяет предположить, что их строили сами жители. Самые маленькие комнаты, возможно, принадлежали не самым бедным людям; на самом деле, самые бедные люди могли строить дома из недолговечных материалов, таких как тростник, за пределами города, но прямых доказательств этому очень мало. В домах могли быть магазины, мастерские, кладовые и загоны для скота.
Дизайн жилых помещений был прямым развитием домов Убайда. Хотя на шумерских цилиндрических печатях изображены тростниковые домики, дом во внутреннем дворе был преобладающей типологией, которая использовалась в Месопотамии по сей день. Этот дом под названием é выходил окнами внутрь, в открытый внутренний двор, который обеспечивал охлаждающий эффект за счет создания конвекционных потоков. Этот внутренний двор, называемый тарбашу (аккадский), был основной организационной особенностью дома, все комнаты выходили в него. Внешние стены были невыразительными, только одно отверстие соединяло дом с улицей, для перемещения между домом и улицей требовался поворот на 90 ° через небольшую прихожую. С улицы через открытую дверь была видна только задняя стена прихожей, точно так же со двора не было видно улицы; это потому, что у шумеров было строгое разделение общественных и частных пространств. Типичный размер шумерского дома составлял 90 м2.
Строительство
Простые дома можно было построить из пучков тростника, которые связывали вместе, а затем втаптывали в землю. Более сложные дома строились на каменном фундаменте, причем дом был сделан из сырцового кирпича. Дерево, тесаные блоки и щебень также были популярными материалами, используемыми для строительства домов. Глиняный кирпич был сделан из глины и рубленой соломы. Эту смесь расфасовали по формам, а затем оставили на солнце для высыхания. Для стен они использовали глиняную штукатурку, а для крыши — грязь и тополь. В период Убайда дома были из огнеупорной глины, вдавливаемой в стены. На стенах также были бы нарисованы произведения искусства. Крыши также могли быть сделаны из досок пальмового дерева, которые были бы покрыты тростником. Верх крыши соединялся бы с домом кирпичной или деревянной лестницей. Обожженный кирпич был очень дорогим, и поэтому его использовали только для строительства роскошных зданий. Двери и дверные коробки изготавливались из дерева. Иногда двери делали из бычьей шкуры. Двери между домами часто были такими низкими, что людям приходилось пригибаться, чтобы пройти через них. В домах обычно не было окон, если бы они были, то были бы сделаны из глины или деревянных решеток. Полы обычно были земляными. Месопотамские дома часто рушились. Дома часто нуждались в ремонте.
Дизайн
В периоде Убайд дома представляли собой трёхчастные постройки. В них был длинный центральный коридор с крышей, к которому с обеих сторон примыкали меньшие помещения. Возможно, центральный коридор использовался для обедов и общественных мероприятий. Дома Убайд отличались разнообразием. В некоторых домах было больше артефактов, чем в других. Дома Убайд также могли быть соединены с другими домами. Архитектура домов Убайд неотличима от архитектуры храмов Убайд. В период Урука дома имели разную форму. Некоторые дома были прямоугольными, другие — круглыми. В некоторых домах Месопотамии была только одна комната, в других — много комнат. Иногда некоторые из этих комнат служили подвалами. В 3000-х годах до н. э. в Месопотамии появились внутренние дворы. Внутренние дворы стали основой месопотамской архитектуры. Эти дворы были бы окружены залами с толстыми стенами. Эти залы, вероятно, были приемными для гостей. Вполне вероятно, что у большинства домов был верхний этаж. Верхний этаж мог использоваться для столовой, сна и развлечений, а также для размещения спален. Люди сажали овощи или совершали религиозные ритуалы на своих крышах. Первые этажи будут использоваться для магазинов, мастерских, складских помещений и содержания домашнего скота. Обычно одна комната была святилищем.
Мебель
В древнем Шумере в домах стояли искусно украшенные табуретки, стулья, кувшины и ванны. У более состоятельных граждан были туалеты и надлежащие дренажные системы. Возможно, в центре некоторых домов были алтари. Эти алтари могли быть посвящены богам, но они могли быть посвящены важным людям.
Дворцы
Дворец возник в период ранней династии I. С довольно скромного начала дворец увеличивается в размерах и сложности по мере того, как власть становится все более централизованной. Дворец называется «Большим домом» где жили и работали лугаль или энси. Дворцы ранней месопотамской элиты представляли собой крупномасштабные комплексы и часто были богато украшены. Самые ранние известные примеры находятся в долинах реки Дияла, таких как Хафаджа и Телль-Асмар. Эти дворцы третьего тысячелетия до нашей эры функционировали как крупномасштабные социально-экономические институты, и поэтому, наряду с жилыми и частными функциями, в них размещались мастерские ремесленников, продовольственные склады, церемониальные дворы, и они часто ассоциируются со святилищами. Например, так называемый «гипару» (шумерский: e₂gi₆-par₄-ku₃) в Уре, где жили жрицы бога Луны Нанны, был крупным комплексом с несколькими внутренними дворами, рядом святилищ, погребальных камер для умерших жриц и церемониального банкетного зала. Столь же сложный образец месопотамского дворца был раскопан в Мари в Сирии, относящийся к старовавилонскому периоду.
Ассирийские дворцы железного века, особенно в Кальху/Нимроде, Дур-Шаррукине/Хорсабаде и Нинуве/Ниневии, прославились благодаря ассирийским дворцовым рельефам, обширным изобразительным и текстовым повествовательным программам на их стенах, вырезанным на каменных плитах, известных как ортостаты. Эти изобразительные программы включали в себя либо культовые сцены, либо повествовательные рассказы о военных и гражданских достижениях царей. Ворота и важные проходы были украшены массивными каменными скульптурами мифологических апотропеев, ламасу и крылатых джиннов. Архитектурное расположение этих дворцов железного века также было организовано вокруг больших и малых внутренних дворов. Обычно тронный зал царя выходил на большой церемониальный двор, где проходили важные государственные советы и государственные церемонии.
В некоторых ассирийских дворцах было найдено огромное количество предметов мебели из слоновой кости, что указывает на интенсивные торговые отношения с северо сирийскими неохеттскими государствами того времени. Бронзовые ленты украшали деревянные ворота крупных зданий, но в основном были разграблены при падении империи; Ворота Балават — главные уцелевшие.
Храмы
Храмы часто предшествовали созданию городских поселений и за 2500 лет шумерской истории выросли из небольших однокомнатных строений в сложные многоквартирные комплексы. В шумерских храмах, укреплениях и дворцах использовались более совершенные материалы и техники, такие как контрфорсы, углубления и полуколонны. Хронологически шумерские храмы произошли от более ранних Убайд храмов. По мере того, как храм приходил в упадок, он был ритуально разрушен, и на его фундаменте был построен новый храм. Храм-преемник был больше и более четко сформулирован, чем храм-предшественник. Эволюция храма Э₂.абзу в Эриду является часто цитируемым примером этого процесса. На многих храмах были выгравированы надписи, например, в Телль-Укейре. Дворцы и городские стены появились гораздо позже храмов в раннединастический период.
Форма шумерского храма является проявлением ближневосточной космологии, которая описывала мир как диск суши, окруженный океаном соленой воды, оба из которых плавали в другом море пресной воды, называемом апсу, над ними был полусферический небосвод, который регулировал время. Мировая гора образовывала ось мунди, которая соединяла все три слоя. Роль храма заключалась в том, чтобы выступать в качестве оси мунди, места встречи богов и людей. Священность «возвышенностей» как места встречи между царствами — это верование, существовавшее до Убайда, хорошо засвидетельствованное на Ближнем Востоке еще в эпоху неолита. План храма был прямоугольным, с углами, направленными по сторонам света, что символизировало четыре реки, которые текут с горы в четыре региона мира. Ориентация также служит более практической цели использования крыши храма в качестве обсерватории для шумерского хронометража. Храм был построен на низкой террасе из утрамбованной земли, предназначенной для обозначения священного кургана первозданной земли, который появился из воды под названием дукуг, «чистый курган» (шумерский: du₆-ku₃ клинопись:) во время сотворения мира.
Двери длинной оси были точкой входа для богов, а двери короткой оси — точкой входа для людей. Эта конфигурация была названа подходом с изогнутой осью, поскольку любой входящий поворачивался на девяносто градусов лицом к культовой статуе в конце центрального зала.
Подход с изогнутой осью является нововведением храмов Убайда, в которых применялся подход с линейной осью, а также характерной чертой шумерских домов. Стол для подношений располагался в центре храма на пересечении осей.
Храмы периода Урука разделяли прямоугольник храма на трехсторонние, Т-образные или комбинированные планы. Трехсторонний план, унаследованный от Убайда, включал большой центральный зал с двумя меньшими боковыми залами по обе стороны. Вход располагался вдоль короткой оси, а святилище находилось в конце длинной оси. Т-образный план, также относящийся к периоду Убайда, был идентичен трехстороннему плану, за исключением зала на одном конце прямоугольника, перпендикулярного главному залу. Храм C из района Эанна в Уруке представляет собой пример классической формы храма.
В следующий раннединастический период произошел взрыв разнообразия в дизайне храмов. Храмы все еще сохраняли такие черты, как ориентация по сторонам света, прямоугольные планы и контрфорсы. Однако теперь они приобрели множество новых конфигураций, включая внутренние дворы, стены, бассейны и казармы. Храм Син в Хафадже типичен для этой эпохи, поскольку он был спроектирован вокруг ряда внутренних дворов, ведущих к целле.
Высокий храм представлял собой особый тип храма, который был домом для бога-покровителя города. Функционально он служил центром хранения и распределения, а также жилищем жрецов. Белый храм Ану в Уруке типичен для высокого храма, который был построен очень высоко на платформе из саманного кирпича. В раннединастический период высокие храмы стали включать в себя зиккурат, ряд платформ, образующих ступенчатую пирамиду. Такие зиккураты, возможно, послужили источником вдохновения для создания библейской Вавилонской башни.
Зиккураты
Зиккураты были огромными пирамидальными храмовыми башнями, которые сначала были построены в шумерских городах-государствах, а затем появились также в Вавилонии и ассирийских городах. В Месопотамии или поблизости от нее известно 32 зиккурата — 28 в Ираке и 4 в Иране. Известные зиккураты включают Великий зиккурат Ура близ Насирии, Ирак, зиккурат Акар-Куфа близ Багдада, Ирак, Чога Занбиль в Хузестане, Иран (самый последний из обнаруженных) и Сиалк близ Кашана, Иран. Зиккураты были построены шумерийцами, вавилонянами, эламитами и ассирийцами как памятники местным религиям. Самыми ранними примерами зиккурата были приподнятые платформы, которые датируются периодом Убайда в четвертом тысячелетии до нашей эры, а самая поздняя датируется 6 веком до нашей эры. Вершина зиккурата была плоской, в отличие от многих пирамид. Стиль ступенчатой пирамиды зародился ближе к концу раннединастического периода.
Построенный отступающими ярусами на прямоугольной, овальной или квадратной платформе, зиккурат представлял собой пирамидальное сооружение. Ядро зиккурата составляли обожженные на солнце кирпичи с облицовкой из обожженного кирпича снаружи. Облицовки часто покрывались глазурью разных цветов и, возможно, имели астрологическое значение. На этих глазурованных кирпичах иногда выгравировывались имена королей. Количество ярусов варьировалось от двух до семи, на вершине располагалось святилище или храм. Доступ к святилищу обеспечивался по ряду пандусов на одной стороне зиккурата или по спиральному пандусу от основания к вершине. Было высказано предположение, что зиккураты были построены так, чтобы напоминать горы, но текстовых или археологических свидетельств, подтверждающих эту гипотезу, мало.
Классические зиккураты возникли в неошумерский период с сочлененными контрфорсами, облицовкой из стекловидного кирпича и энтазисом на фасаде. Зиккурат Ура — лучший пример этого стиля. Еще одним изменением в дизайне храма в этот период стал прямой подход к храму, а не изогнутый по оси.
Зиккурат Ур-Намму в Уре был спроектирован как трёхступенчатое сооружение, но сегодня сохранились только две ступени. Вся эта конструкция из сырцового кирпича изначально была облицована обожжённым кирпичом, уложенным на битум, на первом нижнем ярусе — 2,5 м, на втором — 1,15 м. На каждом из этих обожжённых кирпичей было выгравировано имя царя. Наклонные стены ярусов были укреплены контрфорсами. Попасть на вершину можно было по тройной монументальной лестнице, которая сходилась у портала, открывавшегося на площадке между первым и вторым ярусами. Высота первого яруса составляла около 11 м, а второго — около 5,7 м. Обычно третий ярус реконструируется исследователем зиккурата (Леонардом Вулли) и увенчивается храмом. В зиккурате Чога-Занбил археологи обнаружили массивные тростниковые канаты, которые проходили через центральную часть зиккурата и скрепляли массу сырцового кирпича.
Наиболее заметными архитектурными памятниками ранней Месопотамии являются храмовые комплексы в Уруке 4-го тысячелетия до н.э., храмы и дворцы раннединастического периода в долине реки Дияла, такие как Хафаджа и Телль-Асмар, Третья династия Ура, остатки в Ниппуре (Святилище Энлиля) и Уре (святилище Нанны), остатки среднего бронзового века в сирийско-турецких городах Эбла, Мари, Алалах, Алеппо и Култепе, дворцы позднего бронзового века в Хаттусе, Угарите, Ашуре и Нузи, дворцы и храмы железного века в ассирийском (Калху/Нимруд, Хорсабад, Ниневия), вавилонском (Вавилон), урартском (Тушпа/Ван, Айкаберд, Аянис, Армавир, Эребуни, Бастам) и неохеттские памятники (Каркамис, Телль Халаф, Каратепе). Дома в основном известны по древневавилонским развалинам в Ниппуре и Уре. Среди текстовых источников о строительстве зданий и связанных с ними ритуалах следует отметить цилиндры Гудеа конца 3-го тысячелетия, а также ассирийские и вавилонские царские надписи железного века.
Дизайн ассирийских зданий, укреплений и храмов
Ассирийские здания были почти полностью прямоугольными в основании, но могли быть увенчаны минаретом или круглым или восьмиугольным куполом. Плиты из Куюнджика изображают купола различной формы и башнеобразные сооружения, каждое из которых поднимается с квадратного основания. Использовались ли наклонные крыши, неизвестно. Мистер Бономи считает, что так оно и было, и несколько скульптур, похоже, подтверждают его точку зрения. От частных домов, конечно, ничего не осталось; но на плитах они изображены в несколько этажей высотой, на первом этаже, как обычно, есть только дверь и нет окон. У всех дома плоские крыши, и из одного из барельефов, изображающего охваченный огнем город, мы заключаем, что эти крыши были сделаны такими, какие они есть сейчас, из толстых слоев земли на прочных балках. Эти крыши практически несгораемы, и пламя изображается остановленным ими и вырывающимся из окон. Никаких остатков окна или, насколько нам известно, внутренней лестницы обнаружено не было.
Об укреплениях мы знаем гораздо больше. На северной стене Нимруда прослежено пятьдесят восемь башен, а в Куюнджике сохранились большие остатки трех стен, нижняя часть которых сложена из камня, а верхняя — из высушенного на солнце кирпича. В Хорсабаде все еще сохранились остатки стены высотой 40 футов (12 м), построенной из каменных блоков толщиной 3-4 фута (1,2 м), и отсутствие доказательств их отделки полностью подтверждается скульптурами, которые демонстрируют необычайное сходство со средневековыми произведениями того же класса. Представлены ярус за ярусом стен, окружающих большую башню или крепость в центре. Входы представляют собой большие арочные ворота, по бокам от которых расположены квадратные башни. Эти и другие башни имеют нависающие парапеты, точно такие же, как средневековые машикулы, и завершаются наверху зубчатыми стенами, остатки которых были найдены в Нимруде и Ниневии, а также в Ассуре, столице Ассирии до Ниневии.
Из храмов, отличных от дворца, у нас есть несколько предполагаемых остатков, но об их общей форме абсолютно мало что известно.
Но в Халдее есть несколько огромных массивов руин, очевидно, останков огромных курганов, которые составляли основу их храмов. Самым грандиозным из всех них и наиболее интересным является храм Набу в Борсиппе (ныне Бирс Нимрод), недалеко от Вавилона, который был идентифицирован как храм Семи сфер. Это было реконструировано Навуходоносором, как явствует из хорошо известной надписи. Другой пример находится в Мугейре, который имел размеры 198 футов (60 м) на 133 фута (41 м) у основания и даже сейчас имеет высоту 70 футов (21 м), и ясно, что и он, и Бирс были построены с уменьшающимися ступенями, представляя собой серию грандиозных платформ, уменьшающихся в длину по мере подъема и оставляющих сравнительно небольшую платформу наверху для храмовой кельи. Предполагается, что это было найдено в Бирс-Нимруде из остекленного кирпича, изготовленного в древних печах.
Ландшафтная архитектура
Текстовые источники указывают, что планировка открытого пространства была частью города с древнейших времен. Описание Урука в Эпосе о Гильгамеше рассказывает о том, что треть этого города отведена под фруктовые сады. Аналогично спланированное открытое пространство находится на одной пятой территории Ниппура. Другим важным элементом ландшафта был пустырь (по-аккадски: кишуббу). За пределами города шумерское ирригационное земледелие создало одни из первых в истории форм садов. Сад (сар) площадью 144 квадратных локтя с каналом по периметру. Эта форма замкнутого четырёхугольника легла в основу более поздних райских садов Персии. В Месопотамии фонтаны использовались ещё в 3-м тысячелетии до н. э. Ранний пример сохранился в резном вавилонском тазу, датируемом примерно 3000 годом до н. э. и найденном в Гирсу, Лагаше. Древний ассирийский фонтан, «обнаруженный в ущелье реки Комель, состоит из чаш, вырезанных в твёрдой породе и спускающихся ступенями к ручью». Вода поступала из небольших трубопроводов.