16 век. Подъем Рима

Микеланджело; Сикстинская капелла Сотворение Адама , деталь потолочной фрески Микеланджело, 1508–12; в Сикстинской капелле, Ватикан

16 век. Подъем Рима

Начиная примерно с 1450 года, Рим начал оспаривать господство Флоренции и Венеции. В течение следующих нескольких десятилетий Рим становился все более важным центром художественного и архитектурного покровительства, прежде всего в результате разнообразия преемственности влиятельных пап. Эта тенденция достигла апогея во время понтификата Юлий II (1503–13). Конец 15 и начало 16 веков были также отмечены удивительным бумом в сборе древности. Серия замечательных археологических открытий завершилась впечатляющим открытием в 1506 году Лаокоона. Это был показан  Торс Бельведера в Ватикане , который фактически стал первым постклассическим полупубличным музеем.

Аполлон: Бельведер Торс Belvedere Torso , мраморная скульптура Аполлон, 1 век ДО Н.Э . ; в музеях Ватикана.
Аполлон: Бельведер Торс
Belvedere Torso , мраморная скульптура Аполлон, 1 век ДО Н.Э . ; в музеях Ватикана.

Юлий II знаменит своим покровительством Микеланджело , которому к 30 годам предстояло стать самым высокооплачиваемым художником эпохи; он умер, оставив недвижимость, оцененную в 12 240 флоринов, больше, чем было заплачено за дворец Питти, в то время как всего одним поколением ранее Сандро Боттичелли получил за алтарь 100 флоринов. Это удивительное увеличение было отражением необычайных экономических обстоятельств Рима начала 16-го века и беспрецедентного повышения статуса художников.

Микеланджело; Сикстинская капелла Сотворение Адама , деталь потолочной фрески Микеланджело, 1508–12; в Сикстинской капелле, Ватикан
Микеланджело; Сикстинская капелла
Сотворение Адама , деталь потолочной фрески Микеланджело, 1508–12; в Сикстинской капелле, Ватикан

В 16 веке дилеры и агенты появились как специализированные профессионалы искусства. Это находит свое отражение в появлении первых портретов коллекционеров, начиная с Лоренцо Лотто  Андреа Odoni 1527 и кульминацией Тициана  великолепной Якопо Страда в 1568. Этот период также видел начало формальной Западной истории искусств, как отмечается в 1550 году публикации Джорджо Вазари «Жизни художников» и расширение искусствоведения и теоретического письма. Данные явления включают создание первых академий искусств и коллекционирования рисунков, деятельность, впервые напечатанная Вазари в его «Книге рисунков» и сопровождаемая в туре Медичи с основанием флорентийской Gabinetto dei Disegni, первой типографии в Европе.

Северная Европа и Австрийская империя

Были заметные различия между ситуацией в Италии и на севере Альп, где художников по-прежнему считали ремесленниками. Одним из решений этого относительного застоя в стоимости гравюры, которые освободили художников от состоятельных меценатов и их требования относительно предмета и состава заказных работ. Такие художники, как Мартин Шонгауэр и Альбрехт Дюрер, наслаждались полученной свободой самовыражения и могли продавать свои гравюры очень широкой аудитории.

Филипп Меланхтон, гравюра Альбрехта Дюрера, 1526 г.
Филипп Меланхтон, гравюра Альбрехта Дюрера, 1526 г.

Движение, известное как Маньеризм также возникло в начале 16-го века, и искусство и коллекционеры стали отдавать предпочтение необычному, причудливому и неоднозначному. Коллекции (также называемые как кабинеты ) были созданы, и которые были гораздо более широкими понятием, чем в 15-м веке studiolo и чьи цели были скорее научными, чем гуманистическими. К северу от Альп они были известны как Kunstkammern или Wunderkammern , из Kunst («объекты, созданные человеком»), Wunder («природные курьезы») и Kammern («комнаты, комнаты»).

Поклонение волхвов , центральная панель триптиха художника-антверпенского маньериста Яна де Бир, ок. 1520; в Брере, Милан.
Поклонение волхвов , центральная панель триптиха художника-антверпенского маньериста Яна де Бир, ок. 1520; в Брере, Милан.

Величайшим из всех коллекционеров и меценатов был Рудольф II, император Священной Римской империи с 1576 по 1612 год. Итальянские мастера стекались к его двору, который перемещался из Вены в Прагу, неся с собой секреты резьбы по драгоценным камням, гравюры на стекле и pietra dura , формы мозаичного искусства.

«Лето», картина на холсте Джузеппе Арчимбольдо, 1563; в Художественно-историческом музее, Вена
«Лето», картина на холсте Джузеппе Арчимбольдо, 1563; в Художественно-историческом музее, Вена

Рудольф II также спонсировал голландских художников, таких как скульптор Адриан де Ври и художник Руланд Савери. Джузеппе Арчимбольдо, другой придворный художник, нарисовал серию причудливых прото-сюрреалистических голов, в том числе портрет Рудольфа II в роли Вертумна. Рудольф был всеядным коллекционером искусства и раритетов, который привлекал пражских волшебников, алхимиков и покровительствовал таким ученым-новаторам, как Иоганн Кеплер. Эти интересы были отражены в коллекциях Рудольфа, которые включали удивительно богато украшенные инструменты немецких и швейцарских ювелиров и часовых мастеров, а также обширную коллекцию образцов естественной истории.

Оцените статью
Art-Grea
Добавить комментарий