ТЕХНИКА, ИНСТРУМЕНТЫ

При изготовлении средств рекламы художнику при­ходится работать в технике рисунка, живописи, пользо­ваться акварельными, гуашевыми, масляными красками, темперой, пастелью. Сталкивается он и с необходимо­стью обработки различных материалов, с чеканкой, резьбой и т. д.

Для реализации замысла прежде всего требуется эскиз или проект оформления. Здесь самое широкое применение находит карандаш (предварительные раз­метки, наброски, прорисовка контуров, самостоятельные рисунки). Художник применяет различные карандаши: твердые для чертежных работ (Т), средние (ТМ) и мягкие (ЗМ, 4М).

Техника работы карандашом очень разнообразна и позволяет получать рисунки с насыщенным тоном и полутонами. Применение штриховки и растушевки дает возможность создавать прозрачное полутоновое изобра­жение. Такой же эффект, но более насыщенного тона дает техника работы древесным углем (глубокий черный штрих, а при растушевке — приятные полутона и пере­ходы).

Для растушевки применяют либо готовые бумажные растушевки, либо туго свернутые рулончики замши, мяг­кой бумаги, ваты или ткани. Если углем выполняется изобразительный элемент для экспозиции, его необхо­димо закрепить фиксативом (раствором канифоли в спирте) или снятым молоком при помощи пульвериза­тора.

Для работы красками в любой технике необходимы кисти. Они отличаются размером (номера от 0 до 24), формой (плоские, круглые), материалом (щетина, волос). Мягкие кисти (беличьи и колонковые) применяют для работы акварелью и гуашью, щетинные (плоские и круг­лые) — для грунтовки, покрытия больших плоскостей и работы темперой и масляными красками. Широкие кис­ти-флейцы используют для флейцевания (придания окра­шенной поверхности гладкости и блеска), особенно при работе масляными красками. Применяют флейцы и для написания крупных букв (в лозунгах, анонсах и т. д.). Флейц, как и кисти-лопатки, подбирают по ширине основ­ного штриха буквы. Для работы на стекле применяют особые остроконечные кисти «шлипперы» — с длинным волосом. Они позволяют набрать много краски и тянуть длинные линии. Для опоры руки и вместо линейки во время работы на стекле пользуются муштабелем — конусообразной палкой с шариком из ветоши на конце.

Художники рекламы часто пользуются фломастера­ми с различной толщиной стержней как для написания текстов, так и для контурных изображений и цветных рисунков.

Техника акварели — одна из самых сложных живо­писных техник. Акварельные краски отличаются прозрач­ностью слоя. Это очень тонко размолотые пигменты, в воде находящиеся во взвешенном состоянии. Их свя­зующим является хорошо растворимое прозрачное ве­щество — камедь (сок вишни) или гуммиарабик (сок африканской акации).

Техника акварели не допускает поправок белилами, все блики и светлые места должны быть прозрачными, видимыми сквозь слой краски. Акварелью можно не только писать, создавая живописные элементы рекламы.

но и, используя ее прозрачность, подкрашивать рисунки, выполненные карандашом и пером. Для написания тек­стов акварель малопригодна.

Техника гуаши. Так же, как и акварель, гуашь раст­воряют водой. Красочный слой гуаши непрозрачен. Гуашью можно перекрыть другой красочный слой. В состав гуаши входят белила, поэтому, высыхая, она сильно высветляется. Это следует учитывать при подборе тона. Гуашью можно выполнять работы, предназначенные только для внутренних помещений: ее красочный слой не водостоек и боится влаги.

Следует учитывать и то, что нижний слой гуаши при нанесении на него следующего слоя краски может размываться. Поэтому а фоновой, нижний слой, если предполагается работать по нему, следует добавить немного клея. Очень толстый слой гуаши, особенно насы­щенный клеем, ложится блестящими пятнами, а после высыхания может отделиться. Положить гуашь ровным тонким кроющим слоем можно разными способами: широкой кистью, лопаткой или флейцем, разравнивая краску сначала в одну, а потом в Противоположную сторону; жесткой щетинной кистью в строго вертикаль­ном положении «набивать» краску короткими ударами (так называемое торцевание).

Краску следует набирать только на конец кисти. Торцевание может быть осуществлено и другим спосо­бом: краску наносят кистью, а затем разравнивают ударами широкой щетки-торцовки. Получают ровную зернистую фактуру, величина зерна которой зависит от густоты раствора гуаши и силы ударов кисти или щетки. Наносить слой гуаши можно и поролоновым вали­ком, губкой или ватно-марлевым тампоном (лишнее количество краски нужно снять, нанеся один-два мазка на лист бумаги). Периодически валик и губку нужно промывать, а тампон менять, так как гуашь быстро высы­хает.

Темпера — корпусная краска, разводится водой. Связующим здесь является эмульсия. Темпера может быть казеиново-масляной, поливинилацетатной и яичной. После высыхания темпера слегка высветляется, становит­ся матовой и не боится влаги. Это свойство позволяет использовать ее для работ, экспонируемых на открытом воздухе. По слою темперы можно работать гуашью, не опасаясь, что нижний слой будет размываться. После окончания работы следует тотчас же хорошо вымыть кисти в теплой воде с мылом (если кисти засохнут, отмыть их почти невозможно). Темперой можно работать почти на всех поверхностях — бумаге, картоне, дереве, тканях и т. д.

Нельзя смешивать разные виды темперы, например казеиново-масляную с поливинилацетатной, нельзя также заготавливать впрок большое количество краски (высох­нув, она становится нерастворимой).

В поливинилацетатную темперу можно добавлять гуашь, эта смесь дает более водостойкий ровный барха­тистый слой. Способом торцевания удобно покрывать отдельные плоскости, детали изображения при помощи вырезанных из бумаги «крафт» шаблонов.

Наложив шаблон на поверхность, его покрывают ровным слоем краски, а когда красочный слой начинает высыхать, осторожно снимают.

Наша промышленность выпускает также флюорес­центную гуашь и темперу. Это очень яркие светящиеся краски. Применение их в рекламе должно быть умерен­ным, так как обилие резких цветов создает аляповатость.

Флюоресцентные краски, так же как гуашь и темпе­ра, разводятся водой, но не дают ровного кроющего слоя. Они пригодны для выделения элемента буквы или слова в общем рекламном оформлении. Добавление этих красок в гуашь делает красочный тон более звонким.

Техника «сухая кисть». Набирают краску на кисть, а затем обтирают ее почти насухо. Остаток краски на­носят на поверхность, оставляя на ней многочисленные полосы от волосков кисти. Нужно все время следить за тем, чтобы мазки были равномерно насыщенными и направлены вдоль линий, рисующих плоскость. Движение руки должно быть энергичным и свободным. Прозрач­ность мазков, сочетание их с более плотными пятнами создают своеобразную художественную манеру.

Овладение техникой «сухая кисть» требует постоян­ных упражнений, в результате которых вырабатывается хлесткость изображения. Эта техника позволяет созда­вать выразительные художественные портреты, бликфанги и другие элементы рекламного оформления, однако владеть ею нужно свободно, «замученные», перенасы­щенные цветом изображения выглядят плохо.

Техника аэрографии — способ распыления краски пульверизатором, щеткой и сеткой, специальным револь­вером-распылителем (аэрографом).

aerografiya

Краска ложится на бумагу ровным прозрачным слоем. При помощи вырезанных из бумаги масок-шабло­нов, повторяющих форму рисунка, аэрографом или щеткой через сетку распыляют краску, «отпечатывая» контуры или плоскости рисунка. Этой техникой можно создавать мягкие переходы от светлого к темному, моде­лировку формы, плавную градацию тона. Работать лучше всего жидкими растворами акварели, туши, гуаши. Темпе­ра для этих целей малопригодна.

Очень хорошо выглядят невысокие рельефные изоб­ражения, с одной стороны затонированные аэрогра­фом,— это подчеркивает рельеф.

Имитация техники витража. При оформлении витрин, бликфангов, выставок и т. д. иногда возникает необходи­мость в витраже как элементе декора. Изготовление вит­ража— дело дорогостоящее. Для нужд декоративного оформления достаточно имитации витража. Одним из самых простых является способ росписи оргстекла масля­ной краской, лаком или темперой. Контуры рисунка (пай­ки) витража переносят с кальки на обратную сторону стекла черной краской при помощи кисти. После того как контур подсохнет, промежутки между его линиями за­полняют цветными лаками разных цветов, используя мягкую кисть. Так получают имитацию цветного стекла. «Витраж» вставляют в короб с источником освещения (лампы накаливания или дневного света), заднюю сторону стекла оклеивают калькой (она рассеивает свет равно­мерно по всему стеклу). На просвет такой «витраж» смотрится не менее эффектно, чем настоящий. Вместо стекол можно использовать цветные светофильтры (пленку) для театральных прожекторов. Вырезанные по форме куски такой цветной пленки зажимают между двумя стеклами, на которые предварительно нанесен черный контур.

vitrazh vitrazh-1

В интерьере можно использовать имитацию витража из оргстекла с нанесением рельефного контура из массы на основе рельефной пасты или смеси мела, краски, клея и алюминиевого порошка. Пасту выдавливают из конусообразного «фунтика» на лицевую сторону стекла по контуру. После высыхания контура промежут­ки окрашивают цветными лаками с обратной сторо­ны стекла.

Имитацию «колотого» стекла можно получить, на­клеивая плотный пенопласт дихлорэтаном на окрашен­ное оргстекло. Из пенопласта можно получать раз­личную фактуру и рельеф, на просвет он создает светотень.

Техника металлопластики имитирует чеканку. Заклю­чается она в тиснении на металле при помощи инструмен­тов (стеков различного сечения, пуансонов с насечками). Здесь применимы только очень тонкие (0,2—0,4 мм) листы меди, латуни, алюминия или фольга.

metaloplastika

Перед началом работы лист металла или заготовку накаляют на огне и медленно охлаждают — это делает металл более мягким. Рисунок переносят с кальки на металл в зеркальном изображении (сторона, по которой работают, будет изнанкой изделия).

Нажимая на инструмент, следят за тем, чтобы он не резал металл, чтобы тиснение получалось равномерным. После окончания тиснения выдавливают инструментам контур вокруг рисунка — это слегка «приподнимает» рисунок над фоном. Для более рельефной обработки во время тиснения под металл подкладывают мягкий войлок.

Чтобы сохранить рельеф, изделие с обратной сторо­ны заполняют раствором гипса и прибивают к деревянной основе. Изделия из меди и алюминия можно оксиди­ровать, подержав над пламенем коптящей свечи или горелки. После того как оно покроется копотью, выпук­лые места протирают тампоном, смоченным в керосине. Копоть останется только во впадинах, подчеркивая рельеф.

Техника мозаики. Настоящая мозаика — сложная техника монументально-декоративного искусства. Ими­тировать мозаику можно разными способами. Один из самых простых (для рекламно-декоративного оформле­ния) — использование окрашенных кусочков картона, напоминающих смальту. Их наклеивают клеем ПВА на заранее разработанный и прорисованный контур. Выиг­рышно смотрятся они на темно-сером или черном фоне. Если оставить между картонками узенькие просветы, фон тоже будет активным. Для перехода тона следует заго­товить картонки («смальту») разных оттенков, это позво­лит придать мозаичному изображению объемность.

mozaika

Можно изготовить мозаику из кусочков цветной пластмассы, цветного стекла, камешков и т. д.

Техника аппликации. Элементы рисунка, вырезанные из бумаги, картона, ткани, кожи, пластмассы и других материалов, наклеивают клеем ПВА, столярным или мучным клеем. Очень эффектна аппликация из соломки (ее можно окрасить в различные цвета морилками). Соломинки нужно разрезать вдоль, опустить в воду часа на два, а затем разгладить горячим утюгом, положив между двумя листами бумаги. Готовые ленточки солом­ки нарезают скальпелем или острым ножом и наклеи­вают на основание (например, окрашенную или смазан­ную столярным клеем доску). При этом соломку слегка смачивают, чтобы лучше приклеивалась, сверху пригла­живают ручкой ножа или ножниц. Если уложить соломен­ные ленточки рядом то лицевой, блестящей, то обратной, матовой, стороной, создается игра света.

applikatsiya

Готовую аппликацию из соломки покрывают 2—3 ра­за бесцветным лаком, лучше всего нитролаком.

Резьба. Для отдельных элементов рекламно-деко­ративного оформления применяют технику резьбы на различных материалах — дереве, пенопласте, поролоне, гипсе и т. д.

rezba

Простой и эффективный способ — резьба по дереву, тонированному темперой. Деревянную основу покрыва­ют плотным слоем темперы желаемого цвета. После того как этот слой высохнет, на него переносят контур рисунка. Линии контура прорезают инструментом (хо­рошо отточенными ножами, скальпелями или штихелями) до белого цвета древесины. В результате получают вре­занный линейный рисунок на цветном фоне. Этот же вид резьбы можно выполнять и по дереву, тонированному прозрачной краской — акварелью или тушью, а также по тонированному гипсу или алебастру.

Универсальным материалом для декоративных эле­ментов в рекламном оформлении является пенопласт (наиболее твердый и пригодный для резьбы — пенопласт марок ПС-4 и ПВХ). Резьбу по пенопласту выполняют остро отточенными стальными ножами и скальпелями, а также паяльниками с насадками. Буквы и плоские эле­менты можно вырезать и лобзиком. Крупные полосы режутся электролобзиком. Пенопласт податлив и мягок, хорошо отточенными тонкими ножами различной дли­ны I можно отлично обрабатывать рельефно-объемные детали.

При создании рельефных изображений следует ру­ководствоваться хорошо проработанным рисунком, пере­дающим светотенью все детали рельефа. Для придания формам мягкости их можно обработать мелкой наждач­ной бумагой.

Если рельефные детали из пенопласта нужно по­крыть алюминием, бронзой или окрасить, предваритель­но их обрабатывают клеем ПВА, разведенным водой.

Техника батик — способ росписи шелка и других прозрачных тканей.

batik

На натянутую на подрамник шелковую ткань кистью наносят контур рисунка, используя для этого смесь расплавленного воска, парафина и небольшого количест­ва вазелина. Покрывают смесью те места, куда не должна попасть краска. Далее всю поверхность окрашивают жидкими анилиновыми красителями (это проделывают дважды). Для того чтобы анилин растекался лучше, в не­го добавляют спирт.

После высыхания ткань помещают между двумя слоями бумаги и проглаживают горячим утюгом: воск переходит на бумагу, а его остатки удаляются бензином.

Такие росписи по прозрачному шелку можно за­жать между стеклами, и тогда они будут работать «на просвет», как витраж.

Другой способ называется «холодный батик». Заклю­чается он в том, что контур рисунка наносят раствором резинового клея в бензине с добавлением парафина (10 процентов) при помощи стеклянной трубочки с загнутым концом. По мере нанесения контура промежутки окра­шивают жидкими анилиновыми красителями. Водоне­проницаемый контур не позволяет краске попасть на соседние участки.

Добавить комментарий