ТЕХНИКА, ИНСТРУМЕНТЫ
При изготовлении средств рекламы художнику приходится работать в технике рисунка, живописи, пользоваться акварельными, гуашевыми, масляными красками, темперой, пастелью. Сталкивается он и с необходимостью обработки различных материалов, с чеканкой, резьбой и т. д.
Для реализации замысла прежде всего требуется эскиз или проект оформления. Здесь самое широкое применение находит карандаш (предварительные разметки, наброски, прорисовка контуров, самостоятельные рисунки). Художник применяет различные карандаши: твердые для чертежных работ (Т), средние (ТМ) и мягкие (ЗМ, 4М).
Техника работы карандашом очень разнообразна и позволяет получать рисунки с насыщенным тоном и полутонами. Применение штриховки и растушевки дает возможность создавать прозрачное полутоновое изображение. Такой же эффект, но более насыщенного тона дает техника работы древесным углем (глубокий черный штрих, а при растушевке — приятные полутона и переходы).
Для растушевки применяют либо готовые бумажные растушевки, либо туго свернутые рулончики замши, мягкой бумаги, ваты или ткани. Если углем выполняется изобразительный элемент для экспозиции, его необходимо закрепить фиксативом (раствором канифоли в спирте) или снятым молоком при помощи пульверизатора.
Для работы красками в любой технике необходимы кисти. Они отличаются размером (номера от 0 до 24), формой (плоские, круглые), материалом (щетина, волос). Мягкие кисти (беличьи и колонковые) применяют для работы акварелью и гуашью, щетинные (плоские и круглые) — для грунтовки, покрытия больших плоскостей и работы темперой и масляными красками. Широкие кисти-флейцы используют для флейцевания (придания окрашенной поверхности гладкости и блеска), особенно при работе масляными красками. Применяют флейцы и для написания крупных букв (в лозунгах, анонсах и т. д.). Флейц, как и кисти-лопатки, подбирают по ширине основного штриха буквы. Для работы на стекле применяют особые остроконечные кисти «шлипперы» — с длинным волосом. Они позволяют набрать много краски и тянуть длинные линии. Для опоры руки и вместо линейки во время работы на стекле пользуются муштабелем — конусообразной палкой с шариком из ветоши на конце.
Художники рекламы часто пользуются фломастерами с различной толщиной стержней как для написания текстов, так и для контурных изображений и цветных рисунков.
Техника акварели
Одна из самых сложных живописных техник. Акварельные краски отличаются прозрачностью слоя. Это очень тонко размолотые пигменты, в воде находящиеся во взвешенном состоянии. Их связующим является хорошо растворимое прозрачное вещество — камедь (сок вишни) или гуммиарабик (сок африканской акации).
Техника акварели не допускает поправок белилами, все блики и светлые места должны быть прозрачными, видимыми сквозь слой краски. Акварелью можно не только писать, создавая живописные элементы рекламы.
но и, используя ее прозрачность, подкрашивать рисунки, выполненные карандашом и пером. Для написания текстов акварель малопригодна.
Техника гуаши
Так же, как и акварель, гуашь растворяют водой. Красочный слой гуаши непрозрачен. Гуашью можно перекрыть другой красочный слой. В состав гуаши входят белила, поэтому, высыхая, она сильно высветляется. Это следует учитывать при подборе тона. Гуашью можно выполнять работы, предназначенные только для внутренних помещений: ее красочный слой не водостоек и боится влаги.
Следует учитывать и то, что нижний слой гуаши при нанесении на него следующего слоя краски может размываться. Поэтому а фоновой, нижний слой, если предполагается работать по нему, следует добавить немного клея. Очень толстый слой гуаши, особенно насыщенный клеем, ложится блестящими пятнами, а после высыхания может отделиться. Положить гуашь ровным тонким кроющим слоем можно разными способами: широкой кистью, лопаткой или флейцем, разравнивая краску сначала в одну, а потом в Противоположную сторону; жесткой щетинной кистью в строго вертикальном положении «набивать» краску короткими ударами (так называемое торцевание).
Краску следует набирать только на конец кисти. Торцевание может быть осуществлено и другим способом: краску наносят кистью, а затем разравнивают ударами широкой щетки-торцовки. Получают ровную зернистую фактуру, величина зерна которой зависит от густоты раствора гуаши и силы ударов кисти или щетки. Наносить слой гуаши можно и поролоновым валиком, губкой или ватно-марлевым тампоном (лишнее количество краски нужно снять, нанеся один-два мазка на лист бумаги). Периодически валик и губку нужно промывать, а тампон менять, так как гуашь быстро высыхает.
Темпера
Корпусная краска, разводится водой. Связующим здесь является эмульсия. Темпера может быть казеиново-масляной, поливинилацетатной и яичной. После высыхания темпера слегка высветляется, становится матовой и не боится влаги. Это свойство позволяет использовать ее для работ, экспонируемых на открытом воздухе. По слою темперы можно работать гуашью, не опасаясь, что нижний слой будет размываться. После окончания работы следует тотчас же хорошо вымыть кисти в теплой воде с мылом (если кисти засохнут, отмыть их почти невозможно). Темперой можно работать почти на всех поверхностях — бумаге, картоне, дереве, тканях и т. д.
Нельзя смешивать разные виды темперы, например казеиново-масляную с поливинилацетатной, нельзя также заготавливать впрок большое количество краски (высохнув, она становится нерастворимой).
В поливинилацетатную темперу можно добавлять гуашь, эта смесь дает более водостойкий ровный бархатистый слой. Способом торцевания удобно покрывать отдельные плоскости, детали изображения при помощи вырезанных из бумаги «крафт» шаблонов.
Наложив шаблон на поверхность, его покрывают ровным слоем краски, а когда красочный слой начинает высыхать, осторожно снимают.
Наша промышленность выпускает также флюоресцентную гуашь и темперу. Это очень яркие светящиеся краски. Применение их в рекламе должно быть умеренным, так как обилие резких цветов создает аляповатость.
Флюоресцентные краски, так же как гуашь и темпера, разводятся водой, но не дают ровного кроющего слоя. Они пригодны для выделения элемента буквы или слова в общем рекламном оформлении. Добавление этих красок в гуашь делает красочный тон более звонким.
Техника «сухая кисть»
Набирают краску на кисть, а затем обтирают ее почти насухо. Остаток краски наносят на поверхность, оставляя на ней многочисленные полосы от волосков кисти. Нужно все время следить за тем, чтобы мазки были равномерно насыщенными и направлены вдоль линий, рисующих плоскость. Движение руки должно быть энергичным и свободным. Прозрачность мазков, сочетание их с более плотными пятнами создают своеобразную художественную манеру.
Овладение техникой «сухая кисть» требует постоянных упражнений, в результате которых вырабатывается хлесткость изображения. Эта техника позволяет создавать выразительные художественные портреты, бликфанги и другие элементы рекламного оформления, однако владеть ею нужно свободно, «замученные», перенасыщенные цветом изображения выглядят плохо.
Техника аэрографии
Способ распыления краски пульверизатором, щеткой и сеткой, специальным револьвером-распылителем (аэрографом).
Краска ложится на бумагу ровным прозрачным слоем. При помощи вырезанных из бумаги масок-шаблонов, повторяющих форму рисунка, аэрографом или щеткой через сетку распыляют краску, «отпечатывая» контуры или плоскости рисунка. Этой техникой можно создавать мягкие переходы от светлого к темному, моделировку формы, плавную градацию тона. Работать лучше всего жидкими растворами акварели, туши, гуаши. Темпера для этих целей малопригодна.
Очень хорошо выглядят невысокие рельефные изображения, с одной стороны затонированные аэрографом,— это подчеркивает рельеф.
Имитация техники витража
При оформлении витрин, бликфангов, выставок и т. д. иногда возникает необходимость в витраже как элементе декора. Изготовление витража— дело дорогостоящее. Для нужд декоративного оформления достаточно имитации витража. Одним из самых простых является способ росписи оргстекла масляной краской, лаком или темперой. Контуры рисунка (пайки) витража переносят с кальки на обратную сторону стекла черной краской при помощи кисти. После того как контур подсохнет, промежутки между его линиями заполняют цветными лаками разных цветов, используя мягкую кисть. Так получают имитацию цветного стекла. «Витраж» вставляют в короб с источником освещения (лампы накаливания или дневного света), заднюю сторону стекла оклеивают калькой (она рассеивает свет равномерно по всему стеклу). На просвет такой «витраж» смотрится не менее эффектно, чем настоящий. Вместо стекол можно использовать цветные светофильтры (пленку) для театральных прожекторов. Вырезанные по форме куски такой цветной пленки зажимают между двумя стеклами, на которые предварительно нанесен черный контур.
В интерьере можно использовать имитацию витража из оргстекла с нанесением рельефного контура из массы на основе рельефной пасты или смеси мела, краски, клея и алюминиевого порошка. Пасту выдавливают из конусообразного «фунтика» на лицевую сторону стекла по контуру. После высыхания контура промежутки окрашивают цветными лаками с обратной стороны стекла.
Имитацию «колотого» стекла можно получить, наклеивая плотный пенопласт дихлорэтаном на окрашенное оргстекло. Из пенопласта можно получать различную фактуру и рельеф, на просвет он создает светотень.
Техника металлопластики
Имитирует чеканку. Заключается она в тиснении на металле при помощи инструментов (стеков различного сечения, пуансонов с насечками). Здесь применимы только очень тонкие (0,2—0,4 мм) листы меди, латуни, алюминия или фольга.
Перед началом работы лист металла или заготовку накаляют на огне и медленно охлаждают — это делает металл более мягким. Рисунок переносят с кальки на металл в зеркальном изображении (сторона, по которой работают, будет изнанкой изделия).
Нажимая на инструмент, следят за тем, чтобы он не резал металл, чтобы тиснение получалось равномерным. После окончания тиснения выдавливают инструментам контур вокруг рисунка — это слегка «приподнимает» рисунок над фоном. Для более рельефной обработки во время тиснения под металл подкладывают мягкий войлок.
Чтобы сохранить рельеф, изделие с обратной стороны заполняют раствором гипса и прибивают к деревянной основе. Изделия из меди и алюминия можно оксидировать, подержав над пламенем коптящей свечи или горелки. После того как оно покроется копотью, выпуклые места протирают тампоном, смоченным в керосине. Копоть останется только во впадинах, подчеркивая рельеф.
Техника мозаики
Настоящая мозаика — сложная техника монументально-декоративного искусства. Имитировать мозаику можно разными способами. Один из самых простых (для рекламно-декоративного оформления) — использование окрашенных кусочков картона, напоминающих смальту. Их наклеивают клеем ПВА на заранее разработанный и прорисованный контур. Выигрышно смотрятся они на темно-сером или черном фоне. Если оставить между картонками узенькие просветы, фон тоже будет активным. Для перехода тона следует заготовить картонки («смальту») разных оттенков, это позволит придать мозаичному изображению объемность.
Можно изготовить мозаику из кусочков цветной пластмассы, цветного стекла, камешков и т. д.
Техника аппликации
Элементы рисунка, вырезанные из бумаги, картона, ткани, кожи, пластмассы и других материалов, наклеивают клеем ПВА, столярным или мучным клеем. Очень эффектна аппликация из соломки (ее можно окрасить в различные цвета морилками). Соломинки нужно разрезать вдоль, опустить в воду часа на два, а затем разгладить горячим утюгом, положив между двумя листами бумаги. Готовые ленточки соломки нарезают скальпелем или острым ножом и наклеивают на основание (например, окрашенную или смазанную столярным клеем доску). При этом соломку слегка смачивают, чтобы лучше приклеивалась, сверху приглаживают ручкой ножа или ножниц. Если уложить соломенные ленточки рядом то лицевой, блестящей, то обратной, матовой, стороной, создается игра света.
Готовую аппликацию из соломки покрывают 2—3 раза бесцветным лаком, лучше всего нитролаком.
Резьба
Для отдельных элементов рекламно-декоративного оформления применяют технику резьбы на различных материалах — дереве, пенопласте, поролоне, гипсе и т. д.
Простой и эффективный способ — резьба по дереву, тонированному темперой. Деревянную основу покрывают плотным слоем темперы желаемого цвета. После того как этот слой высохнет, на него переносят контур рисунка. Линии контура прорезают инструментом (хорошо отточенными ножами, скальпелями или штихелями) до белого цвета древесины. В результате получают врезанный линейный рисунок на цветном фоне. Этот же вид резьбы можно выполнять и по дереву, тонированному прозрачной краской — акварелью или тушью, а также по тонированному гипсу или алебастру.
Универсальным материалом для декоративных элементов в рекламном оформлении является пенопласт (наиболее твердый и пригодный для резьбы — пенопласт марок ПС-4 и ПВХ). Резьбу по пенопласту выполняют остро отточенными стальными ножами и скальпелями, а также паяльниками с насадками. Буквы и плоские элементы можно вырезать и лобзиком. Крупные полосы режутся электролобзиком. Пенопласт податлив и мягок, хорошо отточенными тонкими ножами различной длины I можно отлично обрабатывать рельефно-объемные детали.
При создании рельефных изображений следует руководствоваться хорошо проработанным рисунком, передающим светотенью все детали рельефа. Для придания формам мягкости их можно обработать мелкой наждачной бумагой.
Если рельефные детали из пенопласта нужно покрыть алюминием, бронзой или окрасить, предварительно их обрабатывают клеем ПВА, разведенным водой.
Техника батик
Способ росписи шелка и других прозрачных тканей.
На натянутую на подрамник шелковую ткань кистью наносят контур рисунка, используя для этого смесь расплавленного воска, парафина и небольшого количества вазелина. Покрывают смесью те места, куда не должна попасть краска. Далее всю поверхность окрашивают жидкими анилиновыми красителями (это проделывают дважды). Для того чтобы анилин растекался лучше, в него добавляют спирт.
После высыхания ткань помещают между двумя слоями бумаги и проглаживают горячим утюгом: воск переходит на бумагу, а его остатки удаляются бензином.
Такие росписи по прозрачному шелку можно зажать между стеклами, и тогда они будут работать «на просвет», как витраж.
Другой способ называется «холодный батик». Заключается он в том, что контур рисунка наносят раствором резинового клея в бензине с добавлением парафина (10 процентов) при помощи стеклянной трубочки с загнутым концом. По мере нанесения контура промежутки окрашивают жидкими анилиновыми красителями. Водонепроницаемый контур не позволяет краске попасть на соседние участки.