Искусство модерн в графическом дизайне
Модерн был международным дизайнерским движением, которое возникло и затронуло все дизайнерские искусства — архитектуру, моду, мебель, графику и дизайн продукции — в течение 1890-х и начала 20-го века. Его определяющей характеристикой была извилистая криволинейная линия. Графический дизайн в стиле модерн часто использовал стилизованные абстрактные формы, контурные линии и плоское пространство, вдохновленное японским Укиёэ гравюры на дереве. Художникам на Западе стало известно об Укиёэ гравюрах, поскольку торговля и общение между восточными и западными народами усилились в течение второй половины 19-го века. Опираясь на пример японцев, дизайнеры в стиле модерн сделали цвет, а не тональное моделирование, основным визуальным атрибутом своей графики. Одним из самых инновационных плакатов движения в стиле модерн был художник Анри де Тулуз-Лотрек «с 1893 постера танцора Джейн Аврил, которая тогда выступала в Jardin de Paris. На этом и других подобных плакатах Тулуз-Лотрек запечатлел живую атмосферу, превратив образы в простые плоские формы, которые передают производительность и окружающую среду. Хотя Тулуз-Лотрек выпустил всего около трех десятков плакатов, его раннее применение влияния Укиёэ продвинуло графический дизайн к более редуцирующим образам, которые обозначали, а не изображали предмет. Он часто объединял надписи со своими образами, рисуя их в той же непринужденной технике, что и графические элементы.
Альфонс Муха, молодой чешский художник, работавший в Париже, по праву считается графическим дизайнером, который привел стиль ар-нуво к своему высочайшему визуальному выражению. Начиная с 1890-х годов он создавал проекты, в которых, как правило, изображались красивые молодые женщины, чьи волосы и одежда кружатся в ритмичных узорах, — которые достигли идеализированного совершенства. Он организовал в плотные композиции роскошные декоративные элементы, вдохновленные византийским и исламским дизайном, стилизованные надписи и извилистые женские формы. Как и многие другие дизайнеры того времени, Муха впервые получил публичное уведомление о дизайне плакатов, но он также получил комиссионные за обложки журналов, упаковки, оформление книг, рекламные материалы и даже почтовые марки. Таким образом, роль и сфера деятельности графического дизайна неуклонно расширялись на протяжении всего периода.
Уилл Брэдли, американский дизайнер-самоучка, стал еще одним практикующим в стиле модерн. Обложки его журналов, стили надписей и постеры демонстрировали широкий спектр методов и подходов к дизайну. Брэдли синтезировал вдохновение из европейских движений в стиле модерн и искусств и ремесел в личный подход к визуальным образам. К 1890-м годам процессы фотогравировки (изготовление печатных форм из оригинальных произведений искусства) были усовершенствованы. Это позволило намного более точно воспроизвести оригинальное произведение искусства, чем ручная гравировка, которая часто была лишь интерпретацией оригинала гравером. Работа Брэдли, в которой он интегрировал слова и изображения в динамичное целое, была напечатана с пластин с использованием этой новой технологии. Модерн отверг историзм и подчеркнул формальное изобретение, и поэтому он стал переходным движением от викторианского дизайна к современным художественным движениям начала 20-го века. Этот смысл перехода совершенно очевиден в работах бельгийского художника и дизайнера Анри ван де Вельде. Перейдя от постимпрессионистской живописи к мебели и графическому дизайну в 1890-х годах, он использовал линии и формы, вдохновленные природой, и абстрагировал их до такой степени, что они выглядели как «чистая форма»; то есть они появились как абстрактные формы, придуманные дизайнером, а не как формы от природы. В таких работах, как его плакат для пищевого концентрата Tropon (1899), волнообразные линейные движения, органические формы и теплые тона объединяются в необъективное графическое выражение. Хотя этот плакат был истолкован как означающий процесс разделения яичных желтков и белков, типичный зритель воспринимает его как чистую форму.
Точно так же исследует проблемы формы и частично вдохновлен теориями и работами американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, архитекторов Чарльз Ренни Макинтош и Дж. Герберт Макнейр присоединился к художникам (и сестрам) Маргарет и Фрэнсис Макдональд в революционный период творчества, начиная с 1890-х годов. Эта группа в Глазго, Шотландия, объединила прямоугольную структуру с романтическими и религиозными образами в своей неортодоксальной мебели, ремеслах и графическом дизайне. Например, на плакате, сделанном для Института изящных искусств в Глазго (1895), акцент группы на возрастающей вертикальной композиции очевиден.