Что же такое пластика?

Это понятие коротко определить словами трудно. Прежде всего ее следует видеть в гармонической связи объемов и форм по размерам, наклонам поверхностей, по их слитности в движениях. Понятнее это слово становится, если вспомнить, что пластика — основа танца, где гармония, красота движений находит свое высшее проявление. Особая «музыкальность» пронизывает и скульптуру.
Неподвижная скульптура владеет, как и живопись, способностью передавать движение. Посмотри на рельеф «Марсельеза» работы скульптора Ф.Рюда, помещенный на Триумфальной арке в Париже. Бурное движение, порыв изображенных людей — воплощение революционной воли народа, торжества Великой Французской революции.

Движение может быть передано и в круглой скульптуре, примеров сколько угодно. Круговой обзор позволяет видеть порой очень тонкие оттенки душевных движений человека (например, в портрете Михельсона работы Ф.И.Шубина — с одной точки посмотришь, человек серьезен, с другой — неожиданно замечаешь хитрую усмешку).
Попробуем проследить, как в разные времена скульпторы воспроизводили движение. Древний Египет почти его не знал: величественные статуи застыли в неподвижных позах, глядя в пространство прямо перед собой. Лишь иногда нога выступает вперед (этим ограничивалась передача ходьбы) или рука сгибается в локте. Состояние неподвижности, бесстрастности отвечало идее вечности. Поэтому и улыбки, за редчайшими исключениями, нет в лице египетской статуи.
Греция начала почти так же, и если на ранних произведениях сияет улыбка, то это скорее не потому, что она изображает радость. Улыбается и воин, пытаясь вытащить сразившую его стрелу. Но постепенно греческая скульптура оживает. Появляются более сложные движения, вырабатывается умение жизненно и пластично ставить фигуру, переносить опору на одну ногу. Тела свободно сгибаются, разворачиваются по спирали. Кажется, что статуи дышат, что у них бьются сердца. Все же греческая скульптура в передаче внутренней, душевной жизни человека ограничивалась лишь условной, застывшей мимикой, как у театральных масок.

Эту задачу по-своему решила средневековая скульптура готических соборов Западной Европы. В готике впервые выражение состояний, чувств было главным.
Следующий шаг был сделан в Возрождении. Художники приняли эстафету у античности и, начав с того, на чем остановилось искусство древних, пошли дальше в разработке движений. Выражение тончайших чувств, физических и душевных, становится задачей скульпторов. Но обрати внимание: передача движений почти никогда не выходит из границ благородной сдержанности.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.