В Древнем Риме аподитериум (от древнегреческого: ἀποδυτήριον, «комната для раздевания») был основным входом в общественные бани, состоящим из большой раздевалки с кабинками или полками, где граждане могли хранить одежду и другие вещи во время купания.
Рабы, находящиеся в частной собственности, или те, кого нанимают в банях (называемые капсариус), присматривали за имуществом, пока граждане наслаждались удовольствиями бань. Современный римский школьный учебник цитирует богатого молодого римского школьника, который вошел в бани, оставив своего раба в аподитериуме: «Не засыпай из-за воров» (ne addormias propter fures, CGL 3.651.10). Богатый человек мог даже взять с собой более одного раба, поскольку выставлять своих рабов напоказ в банях было способом продемонстрировать свой высокий социальный статус. Для богатых свободных мужчин и женщин рабы носили принадлежности для купания: одежду для упражнений и для купания, сандалии, льняные полотенца и туалетный набор, который состоял из масел для умывания, духов, губки и стригилей (изогнутых металлических инструментов, используемых для соскабливания масла, пота и грязи с тела).
![Apodyterium](https://i0.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2024/01/apoditerium-v-tsentralnyh-termah-gerkulanum-muzhskoy-sektor-scaled.jpg?resize=730%2C495&ssl=1)
В случае кражи можно было отреагировать, обратившись к одному из римских богов с просьбой о возмездии. Проклятие на преступнике было написано на табличках и предложено богам, которых попросили вмешаться. Многие из этих табличек с проклятиями были найдены у источника в Бате, Англия. Одна из них гласит: «Солин богине Сулис Минерве. Я отдаю вашей божественности и величеству [мою] купальную тунику и плащ. Не позволяй спать или быть здоровым тому, кто причинил мне зло, будь то мужчина или женщина, раб или свободный, если он не раскроется и не принесет добро в твой храм. «
![Apodyterium](https://i0.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2024/01/apoditerium-v-letotsetume-angliya.jpg?resize=730%2C548&ssl=1)