Конструктивистская архитектура

Рабочий клуб имени Зуева, 1927

Конструктивистская архитектура был конструктивистским стилем современной архитектуры, который процветал в Советском Союзе в 1920-х и начале 1930-х годов. Абстрактное и строгое движение, стремившееся отразить современное индустриальное общество и городское пространство, отказываясь при этом от декоративной стилизации в пользу промышленной сборки материалов. Проекты сочетали передовые технологии и инженерные разработки с откровенно коммунистической социальной целью. Хотя движение было разделено на несколько конкурирующих фракций, оно создало множество новаторских проектов и готовых зданий, прежде чем впало в немилость примерно в 1932 году. Это оказало заметное влияние на более поздние разработки в архитектуре.

Башня Татлина, памятник Третьему интернационалу, 1919 год (Владимир Татлин)
Башня Татлина, памятник Третьему интернационалу, 1919 год (Владимир Татлин)

Определение

Конструктивистская архитектура возникла из более широкого конструктивистского художественного движения, выросшего из русского футуризма. Конструктивистское искусство пыталось применить трехмерное кубистическое видение к полностью абстрактным беспредметным «конструкциям» с кинетическим элементом. После Русской революции 1917 года она обратила свое внимание на новые социальные требования и промышленные задачи, поставленные новым режимом. Возникли две отдельные темы: первая была воплощена в реалистическом манифесте Антуана Певзнера и Наума Габо, который касался пространства и ритма, вторая представляла собой борьбу внутри Комиссариата просвещения между теми, кто выступал за чистое искусство, и продуктивистами, такими как Александр Родченко, Варвара Степанова и Владимир Татлин, более социально ориентированной группой, которая хотела, чтобы это искусство было внедрено в промышленное производство.

Раскол произошел в 1922 году, когда Певзнер и Габо эмигрировали. Затем движение развивалось по социально утилитарному направлению. Продуктивистское большинство заручилось поддержкой Пролеткульта и журнала LEF, а позже стало доминирующим влиянием архитектурной группы O.S.A.

Шуховская башня, Москва, 1922. В настоящее время находится под угрозой сноса, но проводится международная кампания по ее спасению.
Шуховская башня, Москва, 1922. В настоящее время находится под угрозой сноса, но проводится международная кампания по ее спасению.

Революция в архитектуре

Первым и самым известным конструктивистским архитектурным проектом было предложение футуриста Владимира Татлина 1919 года для штаб-квартиры Коминтерна Санкт-Петербурге, часто называемое Башней Татлина. Хотя здание осталось недостроенным, материалы — стекло и сталь — и его футуристический дух и политический уклон (движения его внутренних объемов должны были символизировать революцию и диалектику) задали тон проектам 1920-х годов.

Типография Огонек Журнал разработан Эль Лисицкий
Типография Огонек Журнал разработан Эль Лисицкий

Другим известным раннеконструктивистским проектом была «Ленинская трибуна» Эль Лисицкого (1920), движущаяся трибуна для ораторов. Во время гражданской войны в России, сосредоточенная на Казимире Малевиче и Лисицком, разработала различные проекты, которые объединили «беспредметную» абстракцию супрематизма с более утилитарными целями, создавая идеальные конструктивистские города — см. Также «Прунен—Раум» Эль Лисицкого, «Динамичный город» (1919) Густава Клуциса; Рабочий клуб Лазаря Хидекеля (1926) и его электростанцию на Дубровке и первый город Соц ( 1931-33).

 

НОВИЗНА и рационализм

Сразу после Гражданской войны в России СССР был слишком беден, чтобы вводить в эксплуатацию какие-либо крупные новые строительные проекты. Тем не менее, советская школа авангарда Вхутемас в 1921 году открыла архитектурное крыло, которое возглавил архитектор Николай Ладовский, которое называлось ASNOVA (ассоциация новых архитекторов). Методы обучения были одновременно функциональными и фантастическими, отражая интерес к гештальтпсихологии, что привело к смелым экспериментам с формой, таким как застекленный подвесной ресторан Симбирчева. Среди архитекторов, связанных с ASNOVA (Ассоциацией новых архитекторов), были Эль Лисицкий, Константин Мельников, Владимир Кринский и молодой Бертольд Любеткин.

Проекты 1923-1935 годов, такие как горизонтальные небоскребы Волькенбюгеля Лисицкого и Март Стама, и временные павильоны Константина Мельникова продемонстрировали оригинальность и амбициозность этой новой группы. Мельников проектировал советский павильон на Парижской выставке декоративного искусства 1925 года, который популяризировал новый стиль, с его комнатами, спроектированными Родченко, и зазубренной механической формой. Еще один проблеск конструктивистской жилой среды виден в популярном научно-фантастическом фильме «Аэлита», интерьеры и экстерьеры которого были смоделированы в угловатой геометрической манере Александрой Экстер. Государственный универмаг «Моссельпром» 1924 года постройки также был ранним модернистским зданием для нового консьюмеризма Новой экономической политики, как и магазин братьев Весниных «Мосторг», построенный тремя годами позже. Также были популярны современные офисы для массовой прессы, такие как штаб-квартира «Известий». Это здание было построено в 1926-7 годах по проекту Григория Бархина.

Рабочий клуб имени Зуева, 1927
Рабочий клуб имени Зуева, 1927

ОСА

Более холодный и технологичный конструктивистский стиль был представлен проектом стеклянного офиса 1923/4 года, разработанным братьями Весниными для Ленинградской правды. В 1925 году Группа OSA, также связанная со Вхутемасом, была основана Александром Весниным и Моисеем Гинзбургом — Организацией современных архитекторов. Эта группа имела много общего с функционализмом Веймарской Германии, таким как жилищные проекты Эрнста Мэя. Жилье, особенно коллективное жилье в специально спроектированном доме коммуны, призванном заменить коллективизированное жилье 19 века, которое было нормой, было главным приоритетом этой группы. Термин «социальный конденсатор» был придуман для описания их целей, которые вытекали из идей В.И. Ленина, который писал в 1919 году, что «настоящая эмансипация женщин и настоящий коммунизм начинаются с массовой борьбы с этими мелкими домашними делами и истинного преобразования массы в обширное социалистическое домашнее хозяйство».

Барш / Синявский, Московский планетарий, 1929
Барш / Синявский, Московский планетарий, 1929

Были построены проекты коллективного жилья, в том числе коммунальный дом Текстильного института Ивана Николаева (ул. Орджоникидзе, Москва, 1929-1931), квартиры Гинзбурга в московском Госстрахе и, что наиболее известно, его здание Наркомфина. Квартиры были построены в конструктивистском стиле в Харькове, Москве и Ленинграде, а также в небольших городах. Гинзбург также спроектировал правительственное здание в Алма-Ате, в то время как братья Веснины спроектировали Школу киноактеров в Москве. Гинзбург подверг критике идею строительства в новом обществе того же, что и в старом: «относиться к жилью рабочих так же, как к буржуазным квартирам … конструктивисты, однако, подходят к той же проблеме с максимальным учетом этих сдвигов и перемен в нашей повседневной жизни … наша цель — сотрудничество с пролетариатом в создании нового образа жизни». OSA издавала журнал «SA или Современная архитектура» с 1926 по 1930 год. Ведущий рационалист Ладовский спроектировал свой собственный, несколько иной тип массового жилья, достроив московский многоквартирный дом в 1929 году. Особенно экстравагантным примером является «Деревня чекистов» в Свердловске (ныне Екатеринбург), спроектированный Иваном Антоновым, Вениамином Соколовым и Арсением Тумбасовым, комплекс коллективного жилья в форме серпа и молота для сотрудников Народного комиссариата внутренних дел (НКВД), который в настоящее время служит гостиницей.

Клуб русаковских рабочих в Москва Автор: Константин Мельников, 1927–28
Клуб русаковских рабочих в Москва Автор: Константин Мельников, 1927–28

Повседневное и утопическое

Новые формы конструктивистов стали символизировать проект новой повседневной жизни Советского Союза, тогда еще в условиях смешанной экономики Новой экономической политики. Государственные здания были построены подобно огромному комплексу Госпром в Харькове (спроектирован Серафимовым, Фольгером и Кравцом, 1926-1928), который был отмечен Рейнером Банхамом в его Теории и дизайне в эпоху первых машин как, наряду с Дессау Баухауз, крупнейшее произведение модернизма 1920-х годов. Другие известные работы включали алюминиевую параболу и застекленную лестницу Михаила Барша и Михаила Синявского Московский планетарий 1929 года выпуска.

ЕСКО
ЕСКО

Популярность новой эстетики привела к тому, что архитекторы-традиционалисты приняли конструктивизм, как, например, на электростанции МОГЭС Ивана Жолтовского 1926 года или в офисах Наркомзема Алексея Щусева, оба в Москве. Точно так же Шуховская башня инженера Владимира Шухова часто рассматривалась как авангардное произведение и, по словам Вальтера Беньямина в его Московском дневнике, «не похожа ни на одно подобное сооружение на Западе». Шухов также сотрудничал с Мельниковым в Бахметьевском автобусном гараже и гараже на Ново-Рязанской улице. Многие из этих зданий показаны в фильме Сергея Эйзенштейна «Генеральная линия», в котором также был показан специально построенный макет конструктивистского колхоза по проекту Андрея Бурова.Главной целью конструктивистов было внедрение авангарда в повседневную жизнь. С 1927 года они работали над проектами рабочих клубов, общественных мест отдыха, которые обычно строятся в заводских районах. Среди наиболее известных из них — клубы Каучука, Свободы и Русакова Константина Мельникова, клуб работ Ликачева братьев Весниных и Ильи Голоса Зуевского рабочего клуба.

Дом печати (1935) в Казани Семена Пена
Дом печати (1935) в Казани Семена Пена

Одновременно с этим вторжением в повседневную жизнь были разработаны диковинные проекты, такие как Институт Ленина Ивана Леонидова, высокотехнологичное сооружение, которое можно сравнить с Бакминстером Фуллером. Это состояло из библиотеки размером с небоскреб, планетария и купола, соединенных между собой монорельсовой дорогой; или Георгия Крутикова «Летающий город», проект ASNOVA, который задумывался как серьезное предложение для жилья в воздухе. Дом Мельникова и его Бахметьевский автобусный гараж являются прекрасными примерами напряженности между индивидуализмом и утилитаризмом в конструктивизме.

Заводской клуб "Свобода" Автор: Мельников, Москва
Заводской клуб «Свобода» Автор: Мельников, Москва

Были также проекты для супрематических небоскребов под названием «planits» или «architektons» Казимира Малевича, Лазаря Хикейделя – Cosmic Habitats (1921-1922), Architectons (1922-1927), Рабочего клуба (1926), коммунального жилья (Коммунальное Жилище) (1927), А. Никольского и Л. Хидекеля — Московского кооперативного института (1929). Фантастический элемент также нашел выражение в творчестве Якова Чернихова, который выпустил несколько книг экспериментальных проектов — наиболее известных архитектурных фантазий (1933), за что получил эпитет «советский Пиранези».

ДнепроГЭС (1932) братьев Весниных
ДнепроГЭС (1932) братьев Весниных

Соцгород и градостроительство

Несмотря на амбициозность многих конструктивистских предложений по реконструкции городов, примеров последовательного конструктивистского градостроительства было довольно мало. Однако район Нарвская застава в Ленинграде стал центром конструктивизма. Начиная с 1925 года, коммунальное жилье проектировалось для этого района такими архитекторами, как А. Гегелло и Александр Никольский из OSA, а также общественные здания, такие как Кировская ратуша Ной Троцкий (1932-4), экспериментальная школа Г. А. Симонова и ряд коммунальных прачечных и кухонь, спроектированных для этого района местными членами ASNOVA.

Многие конструктивисты надеялись реализовать свои амбиции во время «Культурной революции», которая сопровождала первую пятилетку. На данный момент конструктивисты разделились на урбанистов и дезурбанистов, которые предпочитали модель города-сада или линейного города. Линейный город пропагандировал глава финансового комиссариата Николай Милютин в своей книге «Созгород», он же «Соцгород» (1930). Теоретик OSA Михаил Охитович довел это до более экстремального уровня. Его дизурбанизм предложил систему зданий для одного человека или одной семьи, соединенных линейными транспортными сетями, разбросанных по огромной территории, пересекающей границы между городской и сельскохозяйственной, в которой она напоминала социалистический эквивалент города Бродакр Фрэнка Ллойда Райта. Предлагаемые дизурбанистами и урбанистами проекты для новых городов, таких как Магнитогорск, часто отвергались в пользу более прагматичных немецких архитекторов, спасавшихся от нацизма, таких как «Майская бригада» (Эрнст Мэй, Март Стам, Маргарет Шютте-Лихоцки), «Бригада Баухауза» во главе с Ханнесом Мейером и Бруно Таутом.

Ратуша Ной Троцкий, Ленинград, 1932-1934
Ратуша Ной Троцкий, Ленинград, 1932-1934

Градостроительство Ле Корбюзье на короткое время получило одобрение: архитектор написал «ответ Москве», который позже стал планом Вилле Радьез, и спроектировал правительственное здание Центросоюза совместно с конструктивистом Николаем Колли. Двухуровневые квартиры и коллективные помещения OSA group оказали большое влияние на его более поздние работы. Другой известный модернист, Эрих Мендельсон, спроектировал Ленинградскую Краснознаменную текстильную фабрику и популяризировал конструктивизм в своей книге Russland, Europa, Amerika. Проектом пятилетнего плана с большим конструктивистским вкладом был Днепрогэс, спроектированный Виктором Весниным и др. Эль Лисицкий также популяризировал этот стиль за рубежом своей книгой 1930 года «Реконструкция архитектуры в России».

Конец конструктивизма

В конкурсе 1932 года на Дворец Советов, грандиозный проект, соперничающий с Эмпайр-стейт-билдинг, были представлены работы всех крупнейших конструктивистов, а также Вальтера Гропиуса, Эриха Мендельсона и Ле Корбюзье. Однако это совпало с широко распространенной критикой модернизма, которую всегда было трудно поддерживать в по-прежнему преимущественно аграрной стране. Также высказывалась критика за то, что стиль просто копировал формы технологий при использовании довольно рутинных методов строительства.[17] Победившая работа Бориса Иофана положила начало эклектичному историзму сталинской архитектуры, стилю, который имеет сходство с постмодернизмом в том, что он выступил против космополитизма модернистской архитектуры, предполагаемого уродства и бесчеловечности, выбрав и смешав исторические стили, иногда достигаемые с помощью новых технологий. Жилые проекты, подобные Наркомфину, были разработаны для попыток реформировать повседневную жизнь в 1920-х годах, таких как коллективизация помещений, равенство полов и коллективное воспитание детей, все из которых вышли из моды, поскольку сталинизм возродил семейные ценности. Стили старого света также были возрождены благодаря Московский метрополитен, в частности, популяризирующий идею «дворцов трудящихся».

"Гараж Интуриста" Константина Мельникова, 1933
«Гараж Интуриста» Константина Мельникова, 1933

К концу 1920-х годов конструктивизм был доминирующей архитектурой страны, и на удивление многие здания этого периода сохранились. Первоначально реакция была направлена на арт-декоэск классицизм, который изначально был дополнен конструктивистскими приемами, такими как в Доме Иофана на набережной 1929-32 годов постройки. В течение нескольких лет некоторые сооружения проектировались в сложном стиле, который иногда называют постконструктивизмом.

Дом заключенных вСанкт-Петербурге, 1933
Дом заключенных Санкт-Петербурге, 1933

После этого краткого синтеза неоклассическая реакция была полностью доминирующей до 1955 года. Рационалистические здания все еще были распространены в промышленной архитектуре, но исчезли в городских проектах. Последние изолированные здания в стиле конструктивизма были построены в 1933-1935 годах, такие как здание Пантелеймона Голоса «Правды» (закончено в 1935 году), Московского текстильного института (закончено в 1938 году) или рационалистические вестибюли Ладовского для Московского метрополитена. Явно модернистские конкурсные работы были сделаны братьями Весниными и Иваном Леонидовым для проекта Наркомтяжпрома на Красной площади в 1934 году, еще одного недостроенного сталинского здания. Следы конструктивизма также можно найти в некоторых работах соцреалистов, например, в футуристических фасадах ультрасталинистского парижского павильона Иофана 1937 года, в супрематических интерьерах которого работал Николай Суетин.

Наследие

Констант Ньювенхейс

Архитектура высоких технологий также в долгу перед конструктивизмом, наиболее очевидно в здании Ллойда Ричарда Роджерса. Ранние проекты Захи Хадид были адаптацией архитектонов Малевича, и влияние Чернихова на ее рисунки очевидно. Деконструктивизм пробуждает динамизм конструктивизма, хотя и без социального аспекта, как в работах Купа Химмельба (l)au. В конце 1970-х Рем Колхас написал притчу о политической траектории конструктивизма под названием История бассейна, в которой конструктивисты сбегают из СССР в автономном модернистском бассейне только для того, чтобы умереть, подвергнувшись критике почти по тем же причинам, что и при сталинизме, вскоре после их прибытия в США. Между тем, многие оригинальные конструктивистские здания плохо сохранились или находятся под угрозой неминуемого сноса.

Галерея

Конструктивистские здания и другие модернистские проекты в бывшем СССР

Москва

  • Здание Моссельпрома (1925) Николая Струкова
  • Бахметьевский автобусный гараж (1927) автор Константин Мельников и Владимир Шухов
  • Клуб фабрики Каучук (1929) автор Константин Мельников
  • Заводской клуб «Свобода» (1929) автор Константин Мельников
  • Гараж на Ново-Рязанской улице (1929) автор Константин Мельников и Владимир Шухов
  • Дом Мельникова (1929) автор Константин Мельников
  • Здание Наркомфина (1930) Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса
  • Клуб русаковских рабочих (1929) автор Константин Мельников
  • Клуб рабочих имени Зуева (1929) автор Илья Голосов
  • Здание Центросоюза (1936) автор Le Corbusier и Николай Колли
  • Гараж Госплана (1936) Константина Мельникова
  • Дом культуры ЗиЛ (1937) Братьев Весниных

Ленинград (Санкт-Петербург)

  • Стадион для металлистов «Красный Профинтерн» (1927) [Александра Никольского] и [Лазаря Хидекеля]
  • Текстильная фабрика под красным флагом (1929) [Эрих Мендельсон]
  • Большой дом в Ленинграде (1932) Ной Троцкий, Александр Гегелло и Андрей Ол.
  • Дом Советов Кировского района (1935) Ной Троцкий
  • Дом Советов Московского района (1935) Игоря Фомина, Игоря Даугула и Бориса Серебровского
  • 1-й дом Ленсовета (1934) Евгения Левинсона и Игоря Фомина
  • Клуб рабочих судостроительного завода в Ленинграде. авторы [Александр Никольский] и [Лазарь Хидекель]
  • Насосная станция. Василеостровская насосная станция возле гавани в Ленинграде. Строительство (1929-1930) [Лазаря Хидекеля]
  • Дубровская электростанция имени С.М. Кирова и жилой поселок Дубровская ГЭС. Планирование и строительство первого в Советском Союзе социалистического городка — соцгодка для рабочих и специалистов (1931-1933) [Лазаря Хидекеля]

Минск

  • Дом правительства, Минск (и аналогичный облисполком в Могилеве) Иосифа Лангбарда

Харьков

  • Госпром (1928) Сергея Серафимова, Самуила Кравца и Марка Фольгера
  • Дом проектов (1932) Сергея Серафимова и Марии Сандберг-Серафимовой
  • Почтовое отделение (1929) Аркадия Мордвинова

Запорожье

  • Днепрогэс (1932) автор Виктор Веснин и Николай Колли

Свердловск (Екатеринбург)

  • Клуб строителей (1929) Якова Корнфельда
  • Дом печати (1930) Владимира Сигова
  • «Городок чекистов» (1933) Ивана Антонова, Вениамина Соколова и Арсения Тумбасова
  • Дом связи (1933) Касьяна Соломонова

Куйбышев (Самара)

  • Дом Красной Армии (1930) Петра Щербачева
  • Фабричная кухня (1933) Евгении Максимовой
  • Дом промышленности (1933) Василия Сухова

Новосибирск

  • Общежитие Промбанка (1927) И. А. Бурлакова
  • Поликлиника № 1 (1928) П. Секина
  • Деловой дом (1928) Д. Ф. Фридмана и И. А. Бурлакова
  • Дом Аэрофлота (1930-е)
  • Государственный банк (1930) автор Андрей Крячков
  • Рабочая пятилетка (1930)
  • Крайисполком (здание областной администрации, 1932) Бориса Гордеева и Сергея Тургенева
  • Дом Союззолото (1932) Бориса Гордеева и А. И. Боброва
  • Дом НКВД (улица Серебренниковская, 16) (1932) Ивана Воронова и Бориса Гордеева
  • Новосибирский химико-технологический техникум (1932) А. И. Боброва
  • Строительный комплекс «Кузбассуголь» (1933) Д. А. Агеева, Б. А. Биткина и Бориса Гордеева
  • Дом Крайснабсбыта (1934) Бориса Гордеева и Сергея Тургенева
  • Жилой комплекс «Динамо» (1936) Бориса Гордеева, С. П. Тургенева, В. Н. Никитина
  • Дом НКВД (улица Серебренниковская, 23) (1936) Сергея Тургенева, Ивана Воронова и Бориса Гордеева

Нереализованные проекты

  • Проект Дворца Советов
  • Башня Татлина проект Владимира Татлина
  • Проект Наркомтяжпрома
Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий