Mushroom Clouds
Грибовидное облако
Плакат на тему ядерного взрыва
Зрители описывали первый взрыв атомной бомбы 16 июля 1945 года на полигоне Тринити в Хорнада-дель-муэрто, штат Нью-Мексико, как “беспрецедентный”, “ужасающий”,“великолепный”,“жестокий”,“прекрасный” и “колоссальный».»Однако такие обычные слова не смогли по-настоящему передать зрелище, потому что, как позже объяснил прессе Томас Ф. Фаррелл, сотрудник Лос-Аламосской лаборатории, — Это та красота, о которой мечтают великие поэты, но описывают ее очень плохо и неадекватно.»То, что наблюдали ученые и военные, было беспрецедентным событием: тепловая вспышка ослепительного света, видимая более чем за 250 миль от эпицентра взрыва; взрывная волна плавящего кости тепла; и формирование огромного шара вращающегося пламени и грибовидного дыма, величественно поднимающегося к небесам. В то время как мир знал ошеломляющие извержения вулканов и разрушительные техногенные взрывы, и часто на протяжении всей истории подобные угрожающие формы поднимались в небо из катастроф внизу это грибовидное облако было демоническим шлейфом, который вскоре стал самым отвратительным и устрашающим визуальным символом цивилизации-логотипом аннигиляции. Грибовидное облако было кошмарно вездесущим, особенно для детей, выросших в конце 1940-х и на протяжении 1950-х годов, в период безжалостных испытаний ядерного века, когда США и СССР проводили гонку вооружений на пустынных атоллах и в подземных пещерах. Кадры кинохроники с испытательных полигонов в Тихом океане и фильмы времен Холодной войны, предупреждающие об атомных атаках, были не единственными источниками тревоги, США и СССР правительства выпустили десятки официальных предостерегающих брошюр, асредства массовой информации опубликовали бесчисленные театральные книжки в мягких обложках, журналы для прессы, комиксы и другие периодические издания, которые раздували пламя термоядерной тревоги. Для этого ребенка атомной эры, который никогда полностью не привык к частым предупреждениям Conelrad (аварийная сеть) по телевизору и тренировкам и в школе, грибовидные облачные узоры оклеивали мои мечты в течение чрезмерного количества впечатлительных лет.
Страх перед немыслимым подчеркивался знанием реального. Всем рассказывали об исторических демонстрациях шока и благоговения, начатых соответственно 6 и 9 августа 1945 года, когда две атомные бомбы разрушили японские города и испепелили жителей Хиросимы и Нагасаки. Это не было каким-то предсказанием Герберта Уэллса или фантастическим привидением. Фурии, выпущенные этим оружием, оставили неизгладимые шрамы на совести и сознании, так же как обжигающий жар взрыва буквально вытравил темные тени испарившихся людей на голую землю. Парадоксально, но первая в мире атомная бомба, получившая имя маленький мальчик, была столь же непривлекательна, как и ее название безобидный. И похоже на «удлиненный мусорный бак с плавниками», сказал член экипажа Enola Gay, b-29, который нес на Хиросиму бомбу. И вынудив Японию принять безоговорочную капитуляцию, маленький мальчик и Толстяк (плутониевая имплозионная бомба, сброшенная на Нагасаки) каждый сбросили мощность более 12 500 тонн тротила и оставили после себя остатки радиации на долгие годы. Гриб Хиросимы, маленький по сравнению с последующими водородными взрывами, вырисовывается большим в литании ужаса, потому что он был первым. «Город был скрыт этим ужасным облаком, кипящим, разрастающимся, ужасным и невероятно высоким», — вспоминал полковник Пол Тиббетс, пилот «Энолы гей».“Если вы хотите описать это как что-то знакомое, как котел с кипящим черным маслом, — сказал один из его команды.»Сам гриб представлял собой впечатляющее зрелище,пузырящуюся массу пурпурно-серого дыма,и вы могли видеть, что в нем было красное ядро,и все горело внутри», — сказал хвостовой стрелок Роберт Кэрон.»Когда мы отошли подальше,то увидели основание гриба,а под ним-что-то похожее на слой обломков высотой в несколько сотен футов. дым. И еще один свидетель сказал, что Гриб был » этой бурной массой. Я видел, как в разных местах вспыхивают пожары, словно языки пламени, вспыхивающие на ложе из камней и угля. И похоже, лава или патока покрывали весь город.»Японские отчеты с земли рассказывали о ослепительной вспышке света (pika по-японски) и оглушительном реве звука (pika-don, или flash boom),но за пределами города небо было красивым золотисто-желтым. Американцы приветствовали бомбардировки как необходимое средство для достижения неизбежного конца. Несмотря на это, когда ему сообщили о бомбежке, доктор Дж. Роберт Оппенгеймер, ученый, непосредственно ответственный за разработку атомных бомб в Лос-Аламосе, выразил сдержанное удовлетворение, поскольку он понимал силу того, что было выпущено на волю. Месяцем ранее, наблюдая за триумфальным первым взрывом на месте Троицы, он процитировал из Бхагавад-Гиты: «я стал смертью, разрушителем миров …- Его мучило чувство вины до самой смерти в 1964 году. Тем не менее, бомбы были сделаны, атом был вооружен, и уран и плутоний были накоплены. Через несколько дней после первых взрывов появился еще один толстяк.
отправленный на американскую авиабазу для окончательного назначения в Токио, президент Гарри С. Трумэн, сославшись на отчаяние по поводу огромного количества жертв, решил пощадить город и его жителей. После Хиросимы и Нагасаки пропагандисты недолго ждали, чтобы поставить счастливое лицо на ужасное новое оружие и включить грибовидное облако в популярную иконографию. Сама бомба (в ее различных обычных физических проявлениях) не была достаточно знаковой для широкого использования в качестве современной эмблемы, но грибовидное облако было монументально всемогущим. Поскольку Соединенные Штаты могли разбить и обуздать атом (а вместе с ним и Японию), грибовидное облако изначально представляло собой сверхчеловека. И символизировал скорее праведность, чем нечестие. Но не все разделяли эту точку зрения. Всего через несколько месяцев после окончания войны один из первых противников, бывший лейтенант Военно-Морского Флота США Роберт Осборн, художник, чье военное задание состояло в рисовании карикатур для учебных брошюр и брошюр по технике безопасности, опубликовал учебное пособие другого рода. На этот раз вместо того, чтобы обучать моряков и пилотов технике выживания в боевых условиях, его книга под названием «Война ни к черту не годится» попыталась спасти жизни людей,осудив все вооруженные конфликты—особенно ядерные. Служа на флоте, Осборн верил, что видел все мыслимые побоища, и поддерживал конец войны результат. Но после просмотра фотографий из Хиросимы и ее атомных последствий он понял, что средства не были безупречны, и как художник он не мог молчать. Так он создал первый протестный образ ядерного века-рисунок ухмыляющегося черепа на грибовидном облаке, который превратил это атомное чудо в символ смерти. Хотя это не было самым глубоким утверждением, это было самое острое из немногих антиядерных изображений, созданных после Второй Мировой Войны. За свое предвидение он заслужил место в пантеоне оппозиционной графики. Но даже сатирическое апокалиптическое видение Осборна меркнет перед реальными фотографиями и фильмами взрывов атомной и водородной бомб, которые были сделаны из многочисленных испытаний на суше и под водой. Один фильм примечателен извержением в реальном времени из гигантского плазменного пузыря (как огромная матка) в газовый огненный шар, из которого возникает грибовидное облако. Другие невероятны из-за абсолютной огромности облака по сравнению с соседними зданиями или кораблями. Взрывы в море обычно производили лучшие фотооперации, потому что огромная толкающаяся вверх водяная колонна, основание гриба, была настолько сюрреалистичной. Видно из окна воздух, взрыв произвел волнообразный прибой, который излучался на мили, вспенивая в остальном спокойное море. Эти образы ужасны и гипнотичны, и, подобно космическим фейерверкам, они были столь же завораживающими, сколь и ужасными.