Орнамент

Изображения на предметах, имеющих практическое назначение, отличаются от обычных живописных или скульптурных своей упрощенностью, плоскостностью, схематизмом. Это понятно. Уже то, что эти предметы берут в руки, что в них держат пищу, из тканей шьют одежду, требует, чтобы изображения не были похожи на живых людей, животных. Даже растения и натуральные цветы тут окажутся чаще всего не на месте. С поверхностью объемных предметов они не связывались бы так естественно, как связываются упрощенные, как говорят, «стилизованные» изображения. В подобных изображениях сказался и особый характер сознания людей давних эпох. В образах изделий народного искусства сплелись воедино реальные наблюдения и фантастичные представления. Появились изображения, в которых цельный образ предмета выражается его частью. Моря и реки изображаются волнистыми или ломаными полосами, олень или баран — их рогами. Это узор, орнамент.
Нечасто удается понять, что изображал тот или иной рисунок из точек, полос, геометрических фигур, что хотели сказать им его создатели. Эти изображения имели символическое значение. И сейчас отдельные предметы, существа и отвлеченные формы используются для выражения некоторых сложных понятий. Голубь стал для нас символом мира. Петух у разных народов обозначает огонь, войну, мужество; бык и кошка использованы у Пикассо как символы фашизма; лев еще в средние века стал обозначать недремлющую стражу; треугольник пионерского галстука — символ единства трех поколений, красная пятиконечная звезда помещена в гербе Советского государства.
Способность человека связывать отвлеченные формы и понятия позволяет легко воспринимать упрощенные, схематизированные изображения или замену изображений геометрическими фигурами. Ель в орнаменте изображается в виде постепенно уменьшающихся треугольников, наложенных снизу вверх один на другой. Лиственному дереву придается форма плоского канделябра с симметричным расположением ветвей, как в старинных вышивках. Так же упрощается и окраска, уменьшается количество оттенков, но повышается звучность, напряжение цвета. Кроме того, цвет становится условным, как говорят, метафоричным: лошадь может быть зеленой, голубой, ярко-красной, дерево красным или фиолетовым и вообще таким, как это нужно для выражения представлений.


В орнаменте применяются изображения растений, рыб, птиц, четвероногих и самого человека, а также фантастических, сказочных существ — русалок, птиц алконоста и сирина, льва с хвостом в виде цветущего растения. Солнце и звезды особенно часто входят в орнаментальные композиции, для кружев перерисовывают морозный узор на окне. А в современном узоре встречаются дома, самолеты, автомобили. В древние времена орнамент служил не только для украшения вещей. Им оформлялось вооружение — щиты, палицы, колчаны, а также тела и лица воинов для подъема духа в бою и устрашения врагов. В наше время искусство орнамента живет в народном творчестве, художественной промышленности, архитектуре, книге и даже в кондитерских изделиях.


Изображения или геометрические формы в орнаменте повторяются. Повторяемость ритмически связывает узор в одно целое.
О ритме ты уже знаешь. Но хочется предупредить: не всякое повторение можно считать ритмичным. Когда полоску делят на равные части — это не ритм, а метр. Ритм — это качество движений, его характеристика. Он нарастает и убывает, в нем есть акценты (как в речи), паузы. Один ритмический элемент может переплетаться с другим, усиливая сложность рисунка.
Орнамент применяется в бесчисленном множестве случаев. Сочинение его — захватывающе интересное занятие, нечто напоминающее игру. Требования к нему различны: одно дело на косынке, другое — в рисунке для обоев, в посуде.
Узор не прикладывается к готовой вещи, он — ее свойство, это не одежда, надетая сверху, не грим, а «кожа» изделия. Он задумывается вместе с вещью и подчиняется характеру поверхности, на которой строится. Ведь он может лежать на шаре, конусе, вогнутой поверхности, на складках ткани.


Орнамент в полосе (кайма, бордюр) «зажат» двумя параллельными линиями, между которыми он бежит, как поток в тесных берегах, и бесконечно продолжается в одном или обоих противоположных направлениях. Но и здесь сколько угодно различий по ритмам, рисунку, насыщенности, не говоря уж о формах, изображенных в нем.
В круге, расположенный по его радиусам, он может строиться и в концентрических кольцах. Эти схемы — не только каркас или канва узора. Они и сами могут стать простейшим орнаментом из полос одинаковой или разной ширины и окраски.
Способов размещения орнамента в квадрате не меньше, если не больше, чем в круге: по прямоугольной и диагональной сетке; в виде рамок, лежащих одна в другой, размещение лучами из центра; заполнение углов квадрата и его центра. Эти схемы могут и сочетаться между собой. Вытянутые форматы — прямоугольник, ромб, эллипс — часто заполняются узором, строящимся вокруг двух центров, а иногда и трех. В последнем случае средняя часть становится главной и обычно более крупной.

В орнаменте очень важны гармоническая соразмерность рисунка и фона, величина просветов между рисунками, ширина свободного поля у краев композиции. Все его части слитно соединены между собой, глаз видит в нем единое целое. Этому помогает чередование цвета в узоре и фоне. Цвет рисунка в одном раппорте * может стать цветом фона в другом.
Орнамент обычно строится симметрично. Но помни: типов симметричного построения очень много. Простейший можно назвать прямым зеркальным. Затем может быть случай двойного отражения: по горизонтали и одновременно по вертикали. В нем правый верхний элемент по отношению к левому нижнему будет дважды перевернут (справа налево и сверху вниз). Но может быть и симметрия, какую мы видим в розетке или в ее части. Это лишь малая часть всех способов симметричных построений. Удивительно изобретательны в этом искусстве были художники средневековья в Средней Азии, раннего средневековья в Европе.
Но есть и свободный орнамент, в котором рисунок не повторяется, а лишь равномерно заполняет поверхность предмета. С таким орнаментом мы встречаемся в посуде, ручной росписи тканей, рисунке форзаца в книге. Обычно это узор из прихотливо извивающихся и переплетающихся ветвей или трав, иногда оживленных цветами. А декоративные букеты цветов, часто фантастических форм и окраски, какие можно увидеть в народных росписях, это уже не столько орнамент, сколько свободные декоративные композиции.
Времена меняются, многое из прежних вещей становится ненужным в их прямом назначении. Иные предметы народного искусства, потеряв свою роль в бытовом обиходе, стали предметами украшения жилищ, произведениями декоративного искусства.
В изделиях народного искусства ярко проявляются национальные черты. Предметы отражают исторические судьбы народов, их обычаи; у каждого народа свое заветное, непохожее на других. Каждый народ вносит свой вклад в сокровищницу мирового искусства.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.