Плакат

Интересной и важной областью применения графики является плакат. Это в полном смысле слова графический агитатор, зовущий, сообщающий что-то важное, срочное. Политический плакат, выполнив свою прямую задачу, остается памятником событий своего времени, участником и свидетелем судеб народа. Плакаты Великой Октябрьской революции, гражданской войны, пятилеток, Великой Отечественной войны — это летопись нашей истории.
Плакат, развернутый в повествование, был создан в годы гражданской войны. В работе над «Окнами РОСТА» участвовал Владимир Маяковский. Эти плакаты немедленно откликались на злободневные события. Они исполнялись вручную, с помощью трафаретов. Помню, как мы мальчишками с нетерпением ждали появления в окнах магазинов новых листов. Перед ними всегда останавливались прохожие. Плакат должен быть замечен на ходу, остаться в памяти как зов, как клич, как радостная весть победы. Для этого у плаката свой язык, часто символический, всегда метафоричный. Это относится к его образам, к композиции, к цвету. Прежде всего он лаконичен. Вот где чаще всего вспоминаешь слова Гете: «Искусство — это умение жертвовать».
Великолепным образцом экономии ради силы впечатления может служить плакат Д.Моора «Помоги», выпущенный в дни голода в Поволжье, разоренном засухой и гражданской войной. В трагической фигуре крестьянина, в белом надломленном колоске, как и в слове «Помоги», звучит набатный призыв. Такой плакат не мог не быть замечен, одним этим листом художник оказал неоценимую помощь голодающим. Если бы он ничего другого не создал, и тогда его имя навсегда осталось бы в истории советского искусства. Но Моору принадлежат еще десятки плакатов, вошедших в золотой фонд искусства революции.
В двадцатые годы появился фотомонтажный плакат. Изображения с помощью увеличителя печатались в любом масштабе, в них соединялись части разных предметов, совсем как в картинах фантаста Босха. Сатира или торжественный пафос звучали в плакате с особой силой еще потому, что в нем было ощущение достоверности, всегда сопутствующей фотографии. Невероятное выглядело действительностью.
Работа над плакатом потому и трудна, что в нем недопустимо повторение избитого, нужны новизна, неожиданность. Кажущаяся его простота требует предельно точного отбора, острой выразительности, не допускает ничего уводящего от основной мысли. Вот где четкость, экономность и выразительность идут рука об руку. Энергичное решение композиции, рисунка в сочетании со скупой, но яркой раскраской способствует силе впечатления и запоминанию.
Композиция плаката требует продуманного сочетания текста и рисунка. Есть два подхода к решению этой задачи. Первый (более простой) — это вынесение текста за пределы рисунка, вверх, вниз или в обрамление. А второй — это включение текста в рисунок, использование шрифта в качестве элемента рисунка. В искусстве мастеров плаката можно найти прекрасные образцы того и другого подхода. Кстати сказать, так же решается и композиция обложки или переплета книги, когда в них помещают изображение.

Театральный плакат 1974 г. ГДР.

Д.С.Моор (1883-1946), «Помоги» 1921-1922 г.

Г.Гельшер, плакат «Цирк», Польша.

Добавить комментарий