Рифление (архитектура)

Здание Верховного суда, Вашингтон, округ Колумбия.

Рифление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве состоит из неглубоких канавок, идущих вдоль поверхности. Этот термин обычно относится к изогнутым канавкам (каннелюрам), проходящим вертикально по стержню колонны или пилястры, но не ограничивается этими двумя применениями. Если выемки в материале сходятся в точке, острие (острый гребень) называется аррисом. Если выступающий выступ между двумя канавками кажется плоским, то это скругление.

Вогнутое рифление на колоннах дорического ордера; Нортингтон - Грейндж, здание греческого возрождения 1804-1817 годов постройки
Вогнутое рифление на колоннах дорического ордера; Нортингтон — Грейндж, здание греческого возрождения 1804-1817 годов постройки

Особенно в каменной архитектуре рифление визуально отличает стержни колонн и пилястры от простой каменной кладки стен позади. Рифление способствует игре света на колонне, что помогает колонне выглядеть более идеально круглой, чем гладкой колонне. Как сильный вертикальный элемент, оно также создает визуальный эффект минимизации любых горизонтальных стыков. Греческие архитекторы рассматривали ритм как важный элемент дизайна. Таким образом, флютинг часто использовался на зданиях и храмах для усиления чувства ритма. Оно также может быть встроено в колонны, чтобы они выглядели тоньше, легче и элегантнее.

Базилика Святого Петра, Рим, с канатными пилястрами и рифлеными колоннами
Базилика Святого Петра, Рим, с канатными пилястрами и рифлеными колоннами

Общепринято, что рифление использовалось на деревянных колоннах (ни одна из которых не сохранилась) до того, как оно было использовано на камне; с помощью изогнутого тесла нанести вогнутое рифление на деревянные колонны, сделанные из стволов деревьев, было бы относительно легко. Выпуклое рифление, вероятно, предназначалось для имитации форм растений. Минойская и микенская архитектура использовала и то, и другое, но греческая и римская архитектура использовали почти исключительно вогнутый стиль.

Рифление было очень распространено в формальной древнегреческой архитектуре и обязательным в греческом дорическом ордере. Оно было необязательным для ионического и коринфского ордеров. В римской архитектуре оно использовалось намного реже и фактически исчезло в европейской средневековой архитектуре. Оно было возрождено в архитектуре эпохи Возрождения, не став обычным, но в неоклассической архитектуре снова стало очень распространенным в больших зданиях. На протяжении всего этого рифление использовалось в нескольких видах декоративного искусства в различных средствах массовой информации.

Канализационное рифление

Если канавки (выдолбленные канавки) частично повторно заполнены литьем, такой формой декорированного рифления является канавчатое рифлениеребристое рифлениерудентураканавчатое рифление со стопором или канавчатое рифление со стопоромПрокладка кабелей относится к этому или кабельному формованию. Когда это происходит в колоннах, это происходит примерно в нижней трети канавок. Этот декоративный элемент не используется в колоннах дорического ордера. Канатное рифление, возможно, использовалось для предотвращения износа и повреждения острых краев канавок вдоль нижней части колонны.[

Спиральное рифление

Спиральное рифление — довольно редкий стиль в римской архитектуре и еще более редкий в более поздней классической традиции. Однако это было в моде в Восточной Римской империи примерно между 100 и 250 годами нашей эры. 

То, что по сути является горизонтальным «рифлением», иногда применяется, в частности, к частям оснований колонн. Обычно это называют «окантовкой».

Очень нетипичные спиральные рифленые колонны в Большой колоннаде в Апамее в Сирии
Очень нетипичные спиральные рифленые колонны в Большой колоннаде в Апамее в Сирии

Приложения

Рифленые колонны в дорическом ордере классической архитектуры имеют 20 канавок. Ионические, коринфские и композитные колонны традиционно имеют 24. Рифление никогда не используется на колоннах тосканского ордера. Плосколицые пилястры обычно имеют от пяти до семи канавок.

Рифление всегда применяется исключительно к стволу колонны и может проходить либо по всей длине ствола от основания до капителя, либо с заполнением нижней трети ствола колонны. Последнее приложение используется в дополнение к entasis колонны, которая начинается на одной трети пути вверх от нижней части шахты.

Рифление может применяться к отдельно стоящим конструктивным колоннам, а также к зацепленным колоннам и декоративным пилястрам.

По периодам

Рифленые колонны распространены в традиции классической архитектуры, но не были изобретены древними греками, а скорее перешли по наследству или научились у микенцев или египтян.

Зацепленные колонны с выпуклыми канавками в погребальном комплексе Джосера в Саккаре, Египет. До 2600 г. до н.э.
Зацепленные колонны с выпуклыми канавками в погребальном комплексе Джосера в Саккаре, Египет. До 2600 г. до н.э.

Египетская архитектура

Древнеегипетская архитектура использовала рифление во многих зданиях; чаще всего рифления выпуклые, а не вогнутые, поэтому эффект обратный греческому рифлению. Рифление обычно делается для того, чтобы колонна выглядела как пучок стеблей растений, а «папирусная колонна» — это один из нескольких типов, которые не были стандартизированы в «порядки» на греческий манер. Часто вертикальное рифление прерывается горизонтальными полосами, что предполагает связывание группы стеблей вместе.

Один из самых ранних сохранившихся примеров рифления в известняковых колоннах можно увидеть в некрополе Джосера в Саккаре, построенный Имхотепом в 27 веке до нашей эры. Храм Луксора, в основном около 1400 года до н.э., имеет разные типы в разных районах. В некоторых типах рифленой является только часть ствола; некоторые колонны в Луксоре имеют пять различных зон вертикального рифления или горизонтальной окантовки.

Некоторые колонны меньшего размера в храме Хатшепсут, Дейр-эль-Бахари, Египет, ок.1470 г. до н.э. имеют значительное сходство с греческой дорической колонной, хотя капители представляют собой простые квадратные блоки. Колонны слегка сужаются и имеют широкие канавки, которые исчезают в полу. Было высказано предположение, что колонны этого типа повлияли на греков.

Персидская архитектура

Персидские колонны не соответствуют классическим порядкам, но были разработаны во времена империи Ахеменидов в древней Персии, примерно в тот же период, что и дорические храмы в Греции. Руины Персеполя, Иран, где примеры видны наиболее отчетливо, вероятно, в основном относятся к 6 веку до нашей эры. В величественных декорациях колонны обычно рифленые, с высокими капителями, изображающими двух богато украшенных животных, и основаниями колонн различных типов.

Основания колонн в Персеполе
Основания колонн в Персеполе

Канавки неглубокие, с выступами, как в греческом дорическом стиле, но они более многочисленные и, следовательно, более узкие. Большие колонны в Персеполе имеют до 40 или 48 канавок, а колонны поменьше — 32 в других местах; ширина канавки поддерживается довольно постоянной, поэтому количество канавок увеличивается с увеличением обхвата колонны, в отличие от греческой практики поддержания постоянного количества канавок на колонне и изменения ширины канавки. Похоже, что в ранних дорических храмах действовал аналогичный принцип, прежде чем 20 флейт стали общепринятыми.

Рифление встречается и в других частях классической персидской колонны. Основания часто рифленые, а «колокольная» часть капителя украшена стилизованным растительным орнаментом, который близок к рифлению. Над этим обычно находится высокая секция с четырьмя плоскими рифлеными спиралями.

Классическая архитектура

Рифление использовалось как в греческой, так и в римской архитектуре, особенно для храмов, но затем стало редкостью в византийской архитектуре, где акцент делался на мелкий цветной камень, и в архитектуре средневековья на Западе.

Разнообразные ионические основания, а сзади шахта начинается только с канавок наверху, Храм Аполлона, Дидима
Разнообразные ионические основания, а сзади шахта начинается только с канавок наверху, Храм Аполлона, Дидима

Греческая архитектура

Колонны в зданиях дорического ордера почти всегда были рифлеными; колонны без рифления в храме Сегеста на Сицилии являются одной из причин, по которой археологи считают, что храм так и не был достроен, вероятно, из-за войны. Они демонстрируют, что простые колонны, сделанные из нескольких круглых «барабанов», были установлены на место до того, как были вырезаны канавки, чтобы обеспечить идеальное совпадение пазов.

Но, похоже, были запущены канавки верхнего и нижнего барабанов, чтобы дать представление обо всем остальном. Это видно на ныне изолированной ионической колонне в Храме Аполлона в Дидиме; рифленой была только часть верхнего барабана. Еще одна недостроенная секция ионического барабана в агоре на Косе была размечена для рифления, которое так и не состоялось. В обоих этих примерах за пределами рифления на грубо обработанной поверхности имеются довольно широкие поля. В настоящее время проводится значительное исследование математических методов, используемых для создания моделей шаблонов для рифления. Практические проблемы каменщиков усугублялись переменным обхватом стволов, которые сужались в целом и имели entasis вздутие посередине.

Греческие каменщики также должны были учитывать различные усовершенствования или едва заметные отклонения от кажущейся геометрии конструкции, которые ввели греческие архитекторы. К ним относятся entasis, вздутие в средней части стержня, сужение в верхней части стержня и небольшой наклон ко всей колонне. В Парфеноне глубина канавок увеличивается к вершине шахт.

Вершина коринфской колонны в Риме
Вершина коринфской колонны в Риме

В самых ранних примерах дорического стиля колонны довольно тонкие и часто имеют всего 16 рифлений. К середине 6 века до н. э. валы стали толще, и 20 стали устоявшимся количеством канавок, после чего очень редко отклонялись от дорического ордера. Это изменение числа, по-видимому, произошло во время строительства «Храма С» в Селине, около 550 г. до н.э., поскольку здесь используется смесь из 16 и 20 флейт.

В некоторых зданиях, особенно светских стоях и т.п., дно шахты можно оставить гладким примерно до роста человека. Греческие дорические колонны не имели основания, и это предотвращало истирание канавок, которые заканчивались острым выступом, проходящими мимо людьми. Канавки продолжаются вплоть до основания колонны, и наверху обычно проходят через три очень узкие полосы, вырезанные в камне, прежде чем достичь основания капителя, где ствол слегка расширяется. Канавки были вырезаны путем первоначального узкого разреза на соответствующую глубину в центре каждой канавки, затем придания формы изогнутым сторонам. Ко времени второго Гераиона Самосского, возможно, около 550 г. до н. э., использовались токарные станки.

Ионическое основание, Северное крыльцо Эрехтеума, Афины
Ионическое основание, Северное крыльцо Эрехтеума, Афины

Рифление рассматривается как необязательное в ионических и коринфских зданиях или, возможно, иногда оставлялось на потом, если заканчивались деньги; в некоторых зданиях рифление, вероятно, было вырезано задолго до первоначального «завершения».

Рифление, используемое для ионического и коринфского ордеров, немного отличалось, обычно с вырезами между канавками, которые могут казаться плоскими, но на самом деле повторяют изгиб колонны. Несмотря на то, что ионические колонны заданной высоты тоньше дорических, у них больше рифлений, и после ранних экспериментов в качестве стандарта было принято 24. Их число достигало 48 на некоторых колоннах во втором здании Храма Артемиды в Эфесе в Турции, одного из самых ранних «действительно больших греческих храмов», примерно 550 г. до н.э.

Ионические и коринфские канавки также более глубокие, некоторые приближаются к полукругу, и обычно заканчиваются вверху и внизу полукруглой ложбинкой, за которой следует небольшое расстояние, где колонна имеет полностью круглый профиль или даже выпуклости. У этих ордеров всегда есть основание для колонн, часто сложное.

Римская архитектура

В то время как в греческих храмах колонны использовались для несущих конструкций, римские архитекторы часто использовали колонны больше в качестве декоративных элементов. Они, как правило, используют рифление реже, чем греки в ионическом и коринфском ордерах, и чаще сочетают рифленые и не рифленые колонны в одном здании. Внешние колонны Колизея, в которых используются три классических ордера на разных уровнях, не рифленые, как и большие монолитные гранитные коринфские колонны портика Пантеона в Риме, очень величественного храма, хотя многие колонны внутри таковыми являются.

The Roman Maison Carrée, Nîmes, France
The Roman Maison Carrée, Nîmes, France

Однако возможно, что в некоторых зданиях рифление в штукатурке, «так часто используемой и так редко сохраняемой», по словам Дж. Б. Уорда-Перкинса, было нанесено на каменные колонны. Римско-дорические колонны «почти всегда» имеют основание, хотя Витрувий на нем не настаивает.

Рифленые коринфские колонны, возможно, стали ассоциироваться с имперским величием. Даже в довольно небольших провинциальных цезариях или храмах имперского культа они есть на крыльцах, как и на императорских триумфальных арках. Примеры храмов включают Дом Карре, римский храм Эворы и Храм Августа в Барселоне в провинциальных центрах, а также гораздо более крупные храмы в Риме, такие как Храм Веспасиана и Тита. Однако храм Августа в Пуле имеет простые коринфские колонны. Триумфальные арки с рифлением включают Арку Августа в Римини и арку в Сузах, арку Траяна в Анконе и все императорские арки в Риме. Крупные храмы с колоннами без рифления включают Храм Сатурна (ионический и поздней перестройки), Храм Венеры и Рима и другие на Римском форуме.

Индийская архитектура

Секции стволов колонн с относительно неглубокими вертикальными вогнутыми канавками использовались в Индии, особенно в ранней скальной архитектуре, как в буддийских пещерах Аджанты. Обычно их смешивали с горизонтальными полосами более сложного орнамента, такими как гирлянды или цветочные завитки. Они были полезны для прикрытия того, что могло быть неудобными переходами между разными зонами. Спиральное рифление иногда встречается таким же образом, как и внутри пещеры 26 в Аджанте конца 5-го или начала 6-го века.

Высота (2 размера) и спиральное рифление в пещере 26, пещеры Аджанта, и рифление в капителях, 5 век
Высота (2 размера) и спиральное рифление в пещере 26, пещеры Аджанта, и рифление в капителях, 5 век

Аналогичные визуальные эффекты чаще достигаются за счет придания валам колонн нескольких плоских граней. Столб Гелиодора примерно 113 года до н.э. имеет три разные зоны с 8, 16 и 32 плоскими гранями (самая нижняя первая) и круглой зоной над ней.

Рифление также использовалось в заглавных буквах, в отличие от греко-римской традиции. «Колокольные» капители колонн Ашоки рифленые, как и более плоские капители в пещере 26 в пещерах Аджанты. В колоннах Ашоки каннелюры представляют собой стилизованные листья, цепляющиеся за раструб, с круглыми донышками.

Китайская архитектура

Рифленые колонны, некоторые с антазисом, были одним из вариантов, доступных китайским архитекторам и пещерным мастерам (сохранившиеся в основном в буддийских наскальных рисунках святилищах) в 3-6 веках нашей эры. Некоторые зацепленные колонны также были увенчаны квази-капителями со спиралями, но обычно загибались вверх, а не вниз, как в ионической колонне; в некоторых случаях они также находились в нижней части шахты. Ученые обсуждали возможность влияния, возможно, косвенного, со стороны греко-римского мира. Однако вертикальное рифление нельзя назвать распространенной формой украшения.

Византийской и средневековой европейской архитектуры

В византийской архитектуре колонны были в основном относительно небольшими и функциональными, а не декоративными. Они использовались для поддержки галерей, кибориумов над алтарями и тому подобного. Византийский вкус ценил редкие и дорогие виды камня, и ему нравилось видеть их в круглой и полированной форме. Даже древние колонны, повторно использовавшиеся в качестве сполий, вероятно, были сглажены, если были рифлеными, поскольку их так редко можно увидеть в византийских зданиях.

Даремский собор, неф. Чередующиеся выпуклые и вогнутые канавки на двух ближайших опорах.
Даремский собор, неф. Чередующиеся выпуклые и вогнутые канавки на двух ближайших опорах.

Колонны продолжали играть важную роль в романской и готической архитектуре, часто зацепляясь или собираясь вместе в пучки. Но стержни почти всегда простые. Исключение составляют две большие колонны («опоры») в нефе Даремского собора (ок. 1120-е годы). Они имеют характерный формат чередующихся выпуклых и вогнутых канавок. Они были вырезаны на камнях до возведения пирса.

Вход в замок Кастель-дель-Монте, Апулия, Италия, императорский замок 1240-х годов, имеет очень тонкие рифленые пилястры под фронтоном, что является ранней и довольно шаткой попыткой возродить классические формы.

Архитектура эпохи Возрождения

Возрождение классических архитектурных элементов, включая колонны классического порядка, занимало центральное место в архитектуре эпохи Возрождения, построенной между 15 и 17 веками в Европе. Но в раннем Ренессансе колонны использовались редко, за исключением аркад во внутреннем дворе, и рифление появляется медленно.

Капелла Пацци во Флоренции работы Филиппо Брунеллески (1429) имеет простые колонны (снаружи), но канатные пилястры внутри и снаружи. Похожее сочетание наблюдается в базилике Святого Петра в Риме, где гигантские ордерные колонны на фасаде простые, но основные пилястры в интерьере канатные, а колонны поменьше, например, обрамляющие двери, рифленые.

Простые колонны и рифленые пилястры стали обычным сочетанием, не в последнюю очередь потому, что, по крайней мере, внутренние пилястры часто оштукатуриваются поверх кирпича, что делает рифление намного проще и дешевле, чем резьбу по камню.

Часовня Пацци, Филиппо Брунеллески (1429); простые колонны, но пилястры с канатными канавками на стене позади.
Часовня Пацци, Филиппо Брунеллески (1429); простые колонны, но пилястры с канатными канавками на стене позади.

Хотя, как и в других руководствах эпохи Возрождения, I quattro libri dell’architettura Андреа Палладио (1570) рекомендовал и иллюстрировал традиционные витрувианские стили рифления, в своих собственных зданиях Палладио очень редко использовал рифление; в дорическом и коринфском ордерах его древки «почти никогда не рифленые», а в ионическом он «никогда не использовал рифленые древки».

Неоклассическая архитектура

Флютинг резко вернулся в европейскую архитектуру в конце 18 века с неоклассической архитектурой, особенно с архитектурой греческого Возрождения. К этому времени были доступны публикации, в которых измерялись и иллюстрировались подлинные греческие дорические здания, и строгий дорический вид вошел в моду в Германии (где это было отчасти жестом против чрезмерно элегантных французских стилей), Великобритании и Соединенных Штатах. Рифление стало более распространенным явлением, даже обычным для величественных зданий, даже в ионическом и коринфском ордерах.

Бранденбургские ворота в Берлине, 1791; Дорический ордер, но рифление в ионическом стиле.
Бранденбургские ворота в Берлине, 1791; Дорический ордер, но рифление в ионическом стиле.
Neue Wache in Berlin, 1818
Neue Wache in Berlin, 1818

Более мягкая версия стиля прослеживается во многих правительственных зданиях и памятниках в Соединенных Штатах, хотя в некоторых зданиях, таких как мемориал Линкольна в Вашингтоне, округ Колумбия (1922), по-прежнему использовался греческий дорический стиль без оснований для колонн. В 20 веке Новая классическая архитектура широко использовала рифление.

 

Декоративно-прикладное искусство

Рифление, очень часто выпуклое, также встречается в различных материалах декоративно-прикладного искусства, включая изделия из металла, деревянную мебель, стекло и керамику. Это было распространено в английском граненом стекле георгианского периода. В металлических пластинчатых доспехах рифление было очень практичным, укрепляя пластину от тяжелых ударов. Это было особенно распространено в стиле начала 16 века, получившем название Максимилианские доспехи, в честь Максимилиана I, императора Священной Римской Империи.

 

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий