Готический стиль в архитектуре

Готический стиль в архитектуре

Готика и Средневековье



Рождение готики в Европе можно проследить более или менее до Нового хора в тогдашнем аббатстве Сентденис, недалеко от Парижа, Франция, в 1140 году. Построенный под руководством почитаемого аббата Сугера и освященный в 1144 году, хор (и его неизвестный дизайнер) произвел революцию в архитектуре, по крайней мере, в течение следующих 300 лет.

Готический стиль в архитектуре
Великий Собор в Шартре Франция
Готический стиль в архитектуре
Великий Собор в Шартре Франция

С возрождением готики в XIX веке ее влияние косвенно распространилось еще на несколько столетий. Особенности, которые теперь считаются неотъемлемой частью готической архитектуры-остроконечная арка, Флинт – контрфорс и ребристый свод-на самом деле использовались различными способами в предшествующем романском стиле. Одна теория даже утверждает, что происхождение стрельчатой арки можно проследить еще до ранней исламской архитектуры. Однако то, что было новым в Сен-Дени, было способом, которым эти ключевые особенности были использованы вместе, чтобы создать целостное и связное целое. Остроконечная арка предлагала структурные преимущества, которые позволили соборам быть построенными выше, с продолговатыми заливами, которые были сильнее, чем аналогичные квадратные заливы, определенные круглой аркой романского стиля. Своды несли на ребрах: выступающих полосах каменной кладки, которые поддерживали неструктурную «паутину» или инфильтрат. Летающие контрфорсы-полукруглые конструкции, обеспечивающие боковую поддержку стены-помогали переносить тягу свода нефа. Вместе эти черты придавали готическим соборам драматическую вертикальность, отсутствующую в романском стиле. Кроме того, использование пирсов, а не толстых стен в качестве более эффективных несущих элементов позволило открыть внутренние пространства, создав всеобъемлющее ощущение легкости-и сделав возможным другое большое новшество готической архитектуры: витражи.


Схоластика

Готическая архитектура отражала господствующую традицию схоластической мысли, которая доминировала в средневековой теологии и философии. Схоластика, которая, возможно, достигла своего апогея в «сумме богословия» Фомы Аквинского (1265-1274), стремилась смешать доктрины Церкви с древнегреческой и Римской философией. Она утверждала, что истина-это не то, что можно открыть с помощью разума или эксперимента, а уже существующее, предопределенное Богом. Это придавало большой вес авторитету церкви, стоявшей на пороге между совершенством небес и несовершенной Землей, отпавшей от Божьей благодати. Во многих отношениях готический собор должен был стоять верхом на этих двух мирах. Часто в храме хранились мощи святого или, возможно, даже фрагмент Святого Креста, собор предлагал ощутимую связь с божественным. Это было отражено в квазимистической сложной геометрии его сводов и, конечно, в его чистом масштабе. Часто роскошные витражи и скульптуры соборов выполняли двойную функцию, связывая христианскую историю с неграмотными мирянами, а также передавая ощущение божественной красоты Царства Небесного.


Международная Готика

Готический стиль в архитектуре
Иль-де-Франс

Новшества Сен-Дени быстро распространились по Иль-де-Франс, с новыми соборами, начатыми в таких местах, как Нойон, Санлис, Лаон и Шартр, и вскоре достигли Англии. Каменщики и ремесленники несли новый стиль через границы. Именно под руководством одного из таких мастеров, Уильяма Сенса, в 1174 году был начат хор Кентерберийского собора в Кенте. С самого начала во Франции, а затем в Англии, готическая архитектура стала преобладать в Германии, Нидерландах, Испании, Португалии и даже Италии. Он развивался в течение последующих столетий, часто переделывался и адаптировался – его использование также выходило за рамки церковной архитектуры – прежде чем его вытеснили, когда Ренессанс охватил всю Европу. Наследие готической архитектуры продолжало жить, однако, через соборы, которые населяли ландшафты многих стран-столетия спустя все еще среди самых больших зданий вокруг – и отпечаток, который он оставил на национальной и религиозной идентичности, которая была выдвинута на первый план в готическом возрождении девятнадцатого века.

Новшества хора в Сент-Дени

Готический стиль в архитектуре
Церковь_аббатства сен-Дени

Инновации хора в Сен-Дени быстро распространились и были применены и развиты в последовательных соборах по всей Иль-де-Франс и дальше, особенно в Англии. По существу романский трехэтажный залив Сен-Дени вскоре был заменен добавлением уровня трифория над галереей в соборе Нойон. Включение этой аркады часто приводило к чередующимся главным и второстепенным пирсам и опорам, которые давали ощущение увеличенной высоты и вертикальности по сравнению с более статичным романским расположением. Сводчатая система, которая характеризовала раннюю Готику, была раздельной, то есть свод разделен на шесть частей двумя диагональными ребрами и одним поперечным ребром. В Нойоне и Лаоне, например, каждый свод охватывает два аркадных отсека, как определено арками нижней аркады, с поперечным сводом, проходящим между двумя соседними отсеками через неф. Видимое движение на восток от нефа через переход к алтарю, в то время как усиливается более узкими заливами, созданными остроконечной аркой, было опосредованный широкими, почти квадратными сводами наверху. В то время как ранние готические соборы во Франции достигли пространственного единства и гармонии, те, что в Англии в стиле, получившем название «ранний английский» (примерно датируемый между 1180 и 1275 годами), сохранили более сложное качество «сумма их частей». Ранний хор в Кентербери был спроектирован французом (Вильгельмом Сенским) и по этой причине вряд ли может быть назван английской готикой. Тем не менее, когда Готика распространилась на Уэллс, Сомерсет и Линкольн в 1190-х годах, английские масоны адаптировали стиль для своих собственных целей. Аркадные отсеки в Уэллсе и Линкольне шире, чем их французские аналоги, и их своды сидят на кронштейнах над пирсами нижней галереи, а не простираются через них от аркады ниже. Начатый в 1220 и законченный (кроме его фасада и шпиля) сравнительно быстро в 1258, Солсбери в Уилтшире-самый последовательный пример «раннего английского» стиля: высокая, широкая аркада; галерея с пластинчатым потолком с традиционным стрельчатым окном; и элегантно легкий четырехугольный свод, парящий выше.

Великий Собор в Шартре

Готический стиль в архитектуре
Великий Собор в Шартре Франция
Готический стиль в архитектуре
Великий Собор в Шартре Франция

Это, возможно, Великий Собор в Шартре, Франция, который знаменует переход от ранней готики к высокогорному стилю. Ранее соборы использовали раздельный свод, создавая по существу квадратные отсеки. Перестроенный после пожара 1194 года, Шартр упростил полудольный свод; поперечные ребра поперек каждого залива были удалены, так что свод стал четырехсторонним. Заливы, таким образом, более или менее уменьшаются в ширину и становятся прямоугольными, увеличивая их частоту и результирующую скорость, с которой глаз тянется на восток вниз по нефу. Другим нововведением в Шартре было возвращение к трехэтажному возвышению залива, но в восстановленном виде. Галерея была удалена из четырехэтажного расположения, оставив только низкий трифорий, разделяющий высокий аркадный и этажный уровни. Это упрощенное расположение, с опорами вала, начинающимися в Аркаде, означало, что глаз был поднят через аркаду к лестнице в хранилище выше. Общий эффект этого устройства, в сочетании с более узкими заливами, заключался в том, чтобы подчеркниуть горизонтальный и особенно вертикальный динамизм. Ранние готические соборы имели тенденцию рассматривать стену как твердую поверхность, которая была пробита с остроконечными окнами. В высокой Готике эффект обратный. Заостренная арка становится отправной точкой. Колонны тоньше, лепнина глубже, и само пространство, кажется, построено повторением и артикуляцией арки. Сначала в Реймсе, а затем вскоре после этого в Амьене, ранний готический узор плиты был заменен узором бара. Внутри каждого стрельчатого арочного проема был выстроен ажурный узор со сложными геометрическими узорами, заполненными цветным стеклом. Общий эффект был намного более декоративным, чем сравнительно строгие ранние готические соборы, и в Англии высокая Готика известна как украшенная фаза. В сочетании с богато украшенными башенками и более сложными узорами и лепниной, новые украшенные узоры создали смелые здания для восточной части Линкольнского собора, западного фасада Йоркского собора и пересечения соборов в Эли и Бристоле.

Начало поздней готики

Здесь охватывающей ряд географических вариаций стиля, можно проследить в широком смысле примерно до 1300 года. Она продолжалась вплоть до наступления эпохи Возрождения, в некоторых странах уже в 1500 году. В отличие от более ранних итераций готики, никакое конкретное здание не может быть идентифицировано как открывающее стиль. Скорее, всеобъемлющая пространственная целостность, достигнутая в высокой Готике через возвышение и свод, возможно, наиболее идеально в Реймсе и Амьене, уступила место в поздней Готике интересу к поверхностным эффектам. Пирсы становятся тоньше, а их лепка сложнее; ажурные узоры отбросили всякую остаточную жесткость, превратившись в паутину пересекающихся линий; своды стали более сложными, но казались более светлыми; и пространственные различия, столь неотъемлемые от высокой готики, растаяли, притягивая взгляд в гораздо большем количестве направлений. Высокая Готика продолжала – и совершенствовала-древнюю базиликанскую форму высокого нефа с нижними проходами по обе стороны. Одним из ключевых достижений поздней готики было превзойти эту форму, так что Неф и проходы, по существу, одно пространство с более широкими заливами и ребрами, проходящими, по-видимому, во всех направлениях; это видно, например, в драматическом хоре Святого Лаврентия в Нюрнберге, Германия. Точно так же, хотя и в обратном порядке, в 1416 году к столетнему нефу был добавлен безымянный алтарь во французском стиле с амбулаторными и излучающими часовнями в Кафедральном соборе Жироны, Испания.

Готический стиль в архитектуре
Кафедральный собор Жироны, Испания

Ширина нефа соответствовала ширине амбулатории и апсиды вместе взятых. Общее ощущение как в немецких, так и в испанских примерах-это подавляющая пространственная сложность, еще более усиливаемая склонностью в этих двух регионах к плотным слоям орнамента. Готика в Англии приняла иное направление, чем ее европейские коллеги. Примерно с 1350 года начал появляться стиль, известный теперь как перпендикулярный. Сложные узоры ажурного рисунка были отвергнуты в пользу явно рациональной системы вертикальных и горизонтальных стержней, создавая серию повторяющихся глазурованных панелей. Сложные своды украшенного периода эволюционировали в структурно более простой (хотя и более драматичный по своей кажущейся легкости) веерный свод, образованный из одинаковых ребер, исходящих из одной точки. Своды Глостерского собора и нефы Кентерберийского и Винчестерского Соборов являются одними из наиболее важных реализаций перпендикулярной фазы готики. Тем не менее, многочисленные королевские комиссии XV века, такие как часовня Королевского колледжа в Кембридже и часовня Генриха VII в Вестминстерском аббатстве в Лондоне, без сомнения, являются его наиболее последовательными достижениями.

Венеция

В Средние века Венеция стала чрезвычайно богатым и могущественным городом-государством. Его стратегически важное расположение на Адриатическом море привело к тому, что он контролировал торговые пути между Востоком и Западом, обеспеченные мощным флотом. В период Крестовых походов (1095-1291), в частности, его морская мощь позволила ему приобрести территории по всей Адриатике, многочисленные греческие острова, включая Крит, а затем Кипр. Ключом к военному и торговому успеху Венеции была ее стабильная политическая система, вытекающая из ее статуса Республики. Главой государства был дож, которого избирали пожизненно (хотя иногда заставляли уйти в отставку, если он оказывался неудачным или непопулярным). Различные советы действовали как проверка власти Дожа, а некоторые имели право вето на его действия. Хотя Венецианская форма правления была сложной и часто капризной, она гарантировала, что все граждане – от аристократии до купцов и простых людей – имеют право голоса и заинтересованы в благополучии Венеции. Сформированная этими политическими, коммерческими и географическими особенностями, Венецианская Готика была  в отличие от всех других форм готической архитектуры, даже итальянской готики, которая сопротивлялась акценту на вертикальность своих северных коллег и оставалась гораздо более простой (возможно, за исключением большого Миланского собора). В любом случае, учитывая расположение Венеции на совокупности болотистых островов, определенные строительные методы и материалы – а следовательно, и формы – должны были быть адаптированы. Использование аркад и балконов, наиболее известных во Дворце Дожей, смягчило воздействие частых наводнений. Кирпич, будучи легче камня и более терпимым к движению, был преобладающим строительным материалом. Облицовка зданий дорогим мрамором, мозаикой и даже золотом на их открытых фасадах, выходящих на канал, демонстрировала богатство и статус их владельцев. Торговые связи Венеции с византийским и исламским мирами и ее сравнительная доступность привели к культурному и особенно архитектурному обмену. Например, арка, обычно встречающаяся только в поздней Готике в остальной Европе, распространена в Венецианской Готике (хотя и не в церковных контекстах). Частыми были и грабежи с Востока, возможно, самым известным примером являются четыре бронзовых коня, похищенные из Константинополя в 1206 году во время Четвертого крестового похода, которые (до их замены копиями в 1980-х годах) смотрели на площадь Святого Марка с вершины базилики.

«Течение» Готики

На протяжении всех своих фаз Готика редко ограничивалась исключительно церковной архитектурой. Усадебные дома, дворцы и, особенно, ратуши и гильдии использовали готику в грандиозных и новаторских формах, часто совершенно отличных от ее использования в церковных контекстах. Требования к этим типам зданий во многом определялись средневековыми социально-экономическими структурами. По мере того как их положение становилось все более безопасным, дворянство переезжало из часто промозглых и неудобных замков в домашние резиденции. Последующее появление новых типологий, в английском поместье, французском замке и немецком замке, предоставило новые возможности для архитектурного выражения, которое заимствовало и адаптировало элементы готики из ее церковных контекстов. Одной из прямых связей была частная часовня, важный компонент этих новых типов зданий. В Англии господский дом определялся его большим залом, который был местом, где светская власть управлялась в окрестностях. Зал имел множество применений: это было место, где обедали домочадцы, где лорд обычно встречал и принимал гостей, и даже где спали некоторые слуги. Наряду с часовней,
холл обычно был местом для самой богатой архитектурной и геральдической экспозиции дома. Наряду с грандиозным камином и деревянными панелями, большие деревянные потолки часто демонстрировали средневековое мастерство и изобретательность в своем гнезде. Появление международной торговли было также определяющей характеристикой средневекового периода. Передача товаров способствовала передаче архитектурных идей, что привело к утверждению готики как подлинно международного стиля. Торговля также привела к росту архитектурных выражений меркантильной власти – новых бирж, гильдий и ратуш, которые были символом гражданской, а не церковной власти. Эти новые типы зданий черпали вдохновение как из церковной, так и из домашней архитектуры. Подобно большим соборам, многие биржи и залы в Англии, Нидерландах и для Ганзейского союза (коммерческого объединения городов в Северной Германии) были устроены вокруг аркад, которые предоставляли места для обмена деньгами и товарами. Внутри, без необходимости в чрезвычайной высоте, потолки часто были из дерева, иногда в сочетании с каменной кладкой, например в Гилдхолле, Лондон.

Замок

Замок-это укрепленная резиденция лорда или дворянина. Самые ранние образцы обычно строились из дерева поверх больших земляных работ. Этот метод строительства имел свои истоки в далеком прошлом; самые ранние форты появились, когда цивилизации накопили достаточно богатства, чтобы сделать его достойным защиты. Тем не менее, средневековый замок, резиденция, а также Форт, сильно отличался от гораздо более раннего типа здания и стал неразрывно связан с феодальной системой. Поскольку монархи передавали власть на местном уровне лордам и рыцарям, требовались надежные и впечатляющие здания, из которых можно было бы управлять такой властью. Первые феодальные замки принадлежали к типу Мотт-и-Бейли. Квадратная башня, или донжон, на вершине большого земляного холма-Мотта — была административным сердцем замка, где находились большой зал, часовня и резиденция лорда. По этой причине это была наиболее сильно укрепленная часть. Ниже Мотта был Бейли, большая закрытая территория, укрепленная окружающим забором из кола или частоколом (позже каменной стеной) над рвом. В замке находились конюшни, казармы, мастерские, кухни и другие служебные помещения, необходимые для поддержания жизнедеятельности замка. С конца XII века крестовые походы коренным образом изменились курс замкового дизайна. Вдохновленные Сарацинскими примерами, европейские замки-замок Гайар, Франция, начатый в 1196 году Ричардом I, королем Англии (р. 1189-99) и герцогом Аквитании, был, возможно, первым – начали принимать серию концентрических навесных стен, уменьшая зависимость от крепости для обороны, которая в конечном итоге исчезла из дизайна замка. Симметрия также стала важным соображением; замки были выложены на регулярном плане, с их концентрическими стенами, перемежающимися равномерно расположенными башнями и бастионами.

Готический стиль в архитектуре
Кастель-дель-Монте

Кастель-дель-Монте, один из многих замков, построенных в Южной Италии в середине тринадцатого века императором Священной Римской империи Фридрихом II (р. 1220-50), остается наиболее полным примером этого периода. Его восьмиугольный план, возможно, происходит от древнего римского прецедента, но также был вдохновлен современной готической архитектурой. Концентрический тип замка развил особенности, такие как круглые башни, которые были менее уязвимы для нападения. Однако появление пороха, и особенно тяжелой пушки в середине пятнадцатого века, ознаменовало конец замка как крепости-резиденции. Новое поколение постоянных фортов, более способных противостоять пушечному огню, стало основным средством обороны, но замки сохранили свое символическое значение и по сей день.

Оцените статью
Art-Grea
Добавить комментарий