СВЕТОВАЯ И ГАЗОСВЕТНАЯ РЕКЛАМА
Современная наружная реклама немыслима без «световой архитектуры», которая может менять облик вечернего города — смягчать или усиливать его цветовую окраску, создавать особый колорит. В распоряжении художника рекламы — целый арсенал цвето-световых средств. Это и окрашенные лампы накаливания, и зеркальные, ртутные и другие лампы, подсветы, прожекторы с направленными лучами, и, наконец, разнообразные газосветные трубки, дающие светящуюся цветовую гамму.
Световые табло, выставки, рекламные установки, газосвет на фасадах, «бегущие» тексты светогазет стали неотъемлемой частью художественно-декоративного и рекламного оформления наших городов, улиц, парков и площадей.
Рекламные пилоны и установки, объемные тексты, витрины подсвечиваются в вечернее время скрытыми источниками света, создающими эффектные ореолы.
Объемные буквы из листового металла со скрытыми внутри источниками света, направленными на стену, к которой крепятся буквы, создают силуэт, эффект контражура.
Особенно широко в практике рекламного оформления применяются газосветные трубки, а также цветное газосветное стекло «стеклодрот» — оно хорошо смотрится и в дневное время, отличается большой цветоотдачей и вносит разнообразие в оформление. К сожалению, выпуск такого стекла у нас еще не налажен.
Любая газосветная установка, вывеска, любой блик-фанг или кронштейн требует от художника знания технологии использования газосвета, умения сделать точный эскиз в масштабе и цвете, шаблон в натуральную величину для выгибания газосветных трубок. Шаблоны вычерчивают кистью или углем на больших листах бумаги, картона или фанеры, из которых затем вырезают элементы оформления.
Художник, работающий с газосветными трубками должен знать их устройство.
Стеклянные трубки наполнены инертным газом (неоном, аргоном, гелием, ксеноном, криптоном) или парами металлов (например, ртути). Концы трубок соединены I с электродами, напряжение подается через трансформатор. Вся установка должна быть заземлена и находиться вне досягаемости, так как представляет опасность | поражения током высокого напряжения.
Материалом для трубок служит мягкое стекло! (с примесью олова) либо твердое стекло с низким! коэффициентом теплового расширения — перекс. Труб-1 кем можно придать любую форму, нагрев их над пламенем газовой горелки. Среднее сечение трубки 5— 30 мм, длина не превышает 3 м.
Изготовляют трубки из бесцветного, окрашенного! или опалового стекла. Внутренняя поверхность трубок из опалового стекла покрыта люминофором (светящимся слоем),
Цвет свечения зависит от того, каким газом наполнена трубка. Неон дает густо-красный цвет, гелий — бледно-розовый, криптон — фиолетово-синий, ксенон — сине-голубой, аргон — бледно-голубой. Пары ртути дают белое свечение. В трубках из окрашенного стекла можно 1 получать дополнительно свечение желтого, зеленого, оранжевого и других цветов.
Смешивая названные газы и добавляя пары металлов, получают богатую светящуюся палитру.
В дневное время газосветная реклама видна плохо. Для того чтобы ее можно было использовать днем, практикуют обрамление газосветными трубками вырезных, расписанных красками букв или других элементов, подкладывая под них деревянную или металлическую основу. Свободно стоящую (не на фоне) рекламу желательно проектировать двусторонней: пристенные вертикальные односторонние кронштейны, например, часто создают непонятные узоры, особенно с тыльной стороны.
Газосветная реклама рассчитана только на вечернее время, элементы ее оформления, выполненные из гнутых светящихся трубок, должны хорошо просматриваться на фоне неба и не перекрываться окружающими предметами. Подкладка для трубок в этом случае не нужна. Для такой рекламы делается эскиз из упрощенных деталей и линий, контурное изображение предметов должно быть условным, обобщенным.
В световой и газосветной рекламе применяются самые разнообразные шрифты — тонкие и массивные, подсвеченные снизу и контражуром, с боков и сверху. Располагать их следует на радужных фонах и окантовывать газосветом по контуру, чтобы надписи не казались «набранными» однообразным шрифтом одной гарнитуры.
Буквы в газосветной рекламе могут быть самого разнообразного сечения и профиля: линейными или объемными, окантованными или заполненными газосветными трубками. Для широких букв типа антиквы или гротеска кроме контура применяют заполнение всей ширины штриха буквы трубками в несколько рядов.
Используют также метод объединения букв курсивного начертания «росчерком» в толщину одной трубки. Сечение трубки подбирают в зависимости от высоты буквы.
Широкое применение нашли объемные короба различной конфигурации, в которых буква «плавает» в световом ореоле или воспринимается как силуэт на светящемся фоне.
Вывеску по фасаду часто делают из линий, на которых разноцветные светящиеся короба с буквами или отдельные объемные буквы, окантованные контрастным по отношению к фону цветом, создают игру цвета и света.
Объемные буквы иногда крепят к стене «на относе», подсветив их с тыльной стороны. Буквы как бы «плавают» в световом пятне.
В изготовлении газосветной рекламы целесообразно применять высокопрочные материалы, рассчитанные на длительный срок пользования без ремонта и реставрации. Металлические кованые или паяные буквы в комбинации с газосветными трубками, хотя они и обходятся дорого, применять выгоднее, так как они долговечнее.
Очень эффектна меняющаяся «бегущая» и другая светодинамическая реклама. Для ее создания требуется специальное оборудование и приборы (редукторы, контакторы, реле, моторы и т. д.). Поэтому, проектируя такого вида светорекламу, художник должен согласовывать свои идеи с электриками и механиками. Следует учитывать и выбор места для такой рекламы: она должна быть видна издали и со всех сторон.
Динамическая газосветная реклама экономически выгоднее статичных установок, так как для ее питания требуется меньше электроэнергии.
Размещение любой газосветной и световой рекламы в городе необходимо увязывать с рельефом местности, возможностью обзора, а также соседствующими объектами рекламы, световыми точками, светофорами, дорожными знаками и т. д.
Световая реклама не должна смешиваться с другими источниками света, мешать работе ГАИ и вносить диссонанс в общее световое оформление. Желательно проектировать не отдельные световые установки, а комплексные решения целых магистралей и «световых островов», ритмично распределенных в едином плане светового оформления города.
Здесь, как и вообще в рекламе, следует избегать штампов вроде «Храните деньги в сберегательной кассе!» Газосветная рекламная установка — это не только решение композиции и подбор трубок, но прежде всего выбор подходящего сюжета и текста. Задача художника — создать действенную, красивую, безотказную, простую в обслуживании световую рекламу.
Световая и газосветная реклама. Современная наружная реклама немыслима без световой архитектуры , которая может менять облик вечернего города — смягчать или усиливать его цветовую окраску, создавать особый колорит. В распоряжени художника рекламы — целый арсенал цвето-световых средств.