Виноградные Плакаты
Grapus Posters
Виноград
Студенческая революция в Париже в мае 1968 года была одним из самых драматических политических событий за десятилетие, отмеченное своеим буйством. Современный штурм Бастилии, коалиция из более чем десяти миллионов студентов и рабочих поднялась на баррикады в знак протеста против стареющего консерватора Шарля де Голля и его правительства. И к концу года нация была парализована забастовками и беспорядками, а так же демонстрациями. И в отличие от социального протеста, одновременно обрушившегося на многие страны, этот вихрь мятежа фактически потряс систему, спровоцировав существенные, хотя и временные уступки. Интеллигенция и рабочие были привлечены к боевым стенам их общим интересом к социальным реформам и их возмущением репрессиями-наиболее агрессивно представленными военизированной Национальной полицией, которая была привлечена, чтобы подавить протесты с помощью насилия. Обе группы выражались ежедневным шквалом критических плакатов, разработанных Atelier Populaire, чтобы информировать и мобилизовать население. Эта группа разрозненных художников, графиков и студентов-искусствоведов создала сотни знаковых одноцветных плакатов, расклеенных кистью и чернилами по всему Парижу и ставших неизгладимыми символ популярного восстания. И в соответствии с характером коллективизма эти бумажные пули не были подписаны ни одним человеком. И все же к концу короткой борьбы три наиболее громогласных практикующих стали известны, если не по отдельности, то по крайней мере как коллектив графических искусств под названием Grapus, который позже посвятил себя созданию графического дизайна для коммунистической партии, профсоюзов и общественных интересов. Первоначальными руководителями Grapus были Пьер Бернар, Жерар Парис-Клавель и Франсуа Миэ. Каждый из них учился в Польше в разное время под руководством мастера плакатного искусства Генрика Томашевского, где воспитывалась любовь к анархическому дизайну. Покинув Польшу, Бернард работал в журнале «жен Африк» и Париж-Клавель в студия моды.Трио собралось в мае 1968 года в Национальной школе декоративных искусств, где Миэ был студентом и одним из ее политических лидеров. Революция только начиналась. В течение трех недель они работали вместе в ателье Populaire № 2, где каждое утро собрание решало, что делать дальше. И во второй половине дня они разрабатывали плакаты, которые к вечеру были напечатаны, а затем появившихся на стенах Парижа. К концу месяца майская революция для Atelier Populaire закончилась. Поспешно созванные все народные выборы предлагали целесообразные решения. «Мы были разочарованы результатом выборов, — сказал Пьер Бернар, — но для нас самих это приглашение на политическую дискуссию было незабываемым.»Такой электризующий месяц побудил трио преследовать идею влияния на общество с помощью графических искусств. Несмотря на почтенную традицию французского сатирического искусства, французское плакатное искусство состояло из мирской рекламы товаров-даже лучшие из них ничего не говорили об обществе. Хотя ничто не могло сравниться с польской энергией в области политики или культуры, Бернард был непреклонен.»Мы хотели говорить на стенах о кино, театре, поэзии, истории как это было сделано в Польше, и о политике, как мы видели в кубинских журналах», — сказал он. «Нам нужен был новый тип клиента.»Одним из самых глубоких изменений в правительстве стало назначение писателя Андре Мальро министром культуры. Мальро основал новую школу, институт окружающей среды, чтобы объединить архитекторов, градостроителей, промышленных и графических дизайнеров в общем деле. Бернар и Жерар были награждены двухгодичными стипендиями института для исследования и анализа пропагандистских образов Народного фронта (1936) и государственного переворота де Голля (1958). Они учились лингвистики и искусству убеждения, а также узнали о важности семиологии в отношении формы. По иронии судьбы, они закончили школу как раз перед тем, как ее закрыли, поскольку она, по решению правительства, была рассадником марксистской агитации. Понимая, что научные поиски не повлияют на общество в любом случае, Grapus был основан, чтобы взять на себя активную роль в дизайне. Основываясь на учении института и на практике коллективизма как средства передачи и распространения идей,они стремились «создать лучший образ для лучшей политики материалистическим способом», сказал Бернард. Название Grapus-это бессмысленное слово для графики, но также относится к crapules staliniennes,»Сталинская мразь», то, что основатели Grapus когда-то называли товарищи-левые за то, что они слишком мятежны. И его младенчество члены Grapus пытались работать на Коммунистическую партию и профсоюзы, в то время как они зарабатывали деньги, работая на рекламные агентства.»Через несколько месяцев, — вспоминал Бернард, — эти два вида деятельности уже не могли сосуществовать. У вас не может быть одновременно двух голов, двух сердец и двух обедов два разных человека.»Поэтому они посвятили себя исключительно социальным заботам. И все же убедить эти обычно подозрительные группы довериться этой молодой студии и вложить в нее ограниченные средства было трудно. Кроме того, стиль Grapus, отличительный брак граффити и коллажа, превращенного в красочные абстракции, был отвергнут коммунистами как не являющийся «строго значительным».»Вместо усталого социалистического реализма Грапус был заинтересован в» создании плакатов с сильными метафорами, чтобы говорить о людях с кровью, мышцами и улыбкой”, — сказал Бернард.»Мы цитировали Пикассо, Леже и Элюар в качестве примеров для подражания. И мы гордились этой новой идеологией.»Каллиграфия использовалась потому, что почерк был символическим средством участия зрителя в этом процессе. Причина этого заключалась, как объяснил Бернард,»в том, чтобы найти тон истины—вы не можете лгать, когда пишете рукой.»Хотя партия не отказала усилиям Грапуса, они, безусловно, сопротивлялись. Грапус решил остаться независимым, не привязанным ни к какой партии или группе. Хотя они были согласны с целями коммунистических и трудовых организаций, они также остро понимали уроки истории относительно идеологии и функции искусства. Без полной независимости было бы невозможно утверждать свои собственные цели качества, эмоций и эстетики. Каждый раз, когда они предлагали дизайн, им приходилось бороться за тот или иной типографский выбор. Подход Грапуса к полемическому искусству был суров, но не педантичен, силен, но освежающе и удивительно праздничен. Из-за несоответствия Грапуса «иногда они [партия] считали нас террористами», — сказал Бернард. Философия грапуса была основана на интерпретации марксизма, которая была достаточно гибкой, чтобы соответствовать изменениям в политическом климате, и это часто приводило их в противоречие с более доктринерскими группами. В конечном счете, они разделились с коммунистическим профсоюзом из-за методологии и тактики.- Сегодня каждый из нас может сказать:»я не изменился», — признался Бернард, — но мы не можем сказать это вместе.»