Как и другие аспекты культуры Африки, африканская архитектура исключительно разнообразна. На протяжении истории Африкиафриканцы развивали собственные местные архитектурные традиции. В некоторых случаях можно выделить более широкие региональные стили, такие как суданско-сахелианская архитектура Западной Африки. Общей чертой традиционной африканской архитектуры является использование фрактального масштабирования: небольшие части конструкции, как правило, похожи на более крупные части, например, круглая деревня, состоящая из круглых домов.
Согласно имеющимся свидетельствам, на африканскую архитектуру в некоторых регионах на протяжении веков оказывали влияние внешние культуры. Западная архитектура оказывала влияние на прибрежные районы с конца XV века и в настоящее время является важным источником вдохновения для многих крупных зданий, особенно в крупных городах.
В африканской архитектуре используется широкий спектр материалов, в том числе солома, палки/дерево, глина, саман, трамбованная земля и камень. Предпочтения в выборе материалов зависят от региона: в Северной Африке предпочитают камень и утрамбованную землю, на Африканском Роге — камень и известковый раствор, в Западной Африке — глину/саман, в Центральной Африке — солому/дерево и более недолговечные материалы, в Юго-Восточной и Южной Африке — камень и солому/дерево.
- Доисторическая архитектура
- Северная Африка
- Долина Нила
- Центральная Сахара
- Ранняя архитектура
- Северная Африка
- Алжир
- Египет
- Судан
- Тунис
- Западная Африка
- Буркина -Фасо
- Мавритания
- Niger
- Нигерия
- Сенегамбия
- Восточная Африка
- Эфиопия
- Кения
- Центральная Африка
- Чад
- Южная Африка
- культура возведения сухих каменных стен в лимпомпо
- Средневековая архитектура
- Северная Африка
- Туниc
- Алжир
- Марокко
- Египет
- Судан
- Западная Африка
- Гана
- Мали
- Нигерия
- Восточная Африка
- Бурунди
- Эфиопия
- Кения
- Руанда
- Сомали
- Tanzania
- Уганда
- Центральная Африка
- Чад
- Демократическая Республика Конго
- Мозамбик
- Замбия
- Южная Африка
- Мадагаскар
- Namibia
- Южная Африка
- Зимбабве
- Современная архитектура
- Африканская сельская архитектура
- Сельская архитектура Африки к югу от Сахары
- Прибрежные тропические леса
- Внутренняя саванна
- Современная африканская сельская архитектура [Эфиопия, Гана, Нигерия и Южная Африка]
- Эфиопия
- Гана
- Нигерия
- Южная Африка
- Современная исламская архитектура Африки
- Большая мечеть Бобо-Диуласо
- Мечеть Конга [Mosque of Kong]
- Мечеть Кавара
- Эфиопия
- Внешние влияния
- Европейцы и европейские влияния
- Afrikaner
- Колониальные укрепления в Западной Африке
- Эклектика
- Модернизм
- Эритрея
- Марокко
- Постколониальная архитектура
- Традиционное возрождение
Доисторическая архитектура
Северная Африка
Долина Нила
Аффад 23 — это археологический памятник, расположенный в регионе Аффад на юге Донгола-Рич на севере Судана, где находятся «хорошо сохранившиеся остатки доисторических поселений (реликвии самой старой открытой хижины в мире) и разнообразных мест охоты и собирательства, которым около 50 000 лет».
Центральная Сахара
Период Кель-Эссуфа
В 75% скальных убежищ Центральной Сахары, где были найдены наскальные рисунки Кел-Эссуф, были обнаружены скрытые остатки демонтированных меблированных полов. Меблированные полы в этих скальных убежищах, вероятно, были созданы для сбора воды и впоследствии демонтированы после того, как начали создаваться самые ранние наскальные рисунки в форме головы. Судя по этим меблированным полам, предназначенным для сбора родниковой воды, наскальные рисунки Кель-Эссуфа, которые являются культурными фациями, могут датироваться по крайней мере 12 000 лет до н.э. в поздний период плейстоцена. Учитывая появление настилов для сбора воды и изготовление гравированных наскальных рисунков Кель-Эссуф, эти скальные убежища, возможно, были заселены в периоды ограниченной доступности местных источников воды. Следовательно, из-за неблагоприятного климата в регионе могла усиливаться региональная изоляция.
Период круглой головы
В начале 10-го тысячелетия до н. э., в эпоху эпипалеолита, стены скальных убежищ (например, Тин-Торха, Тин-Ханакатен) использовались в качестве фундамента для протодеревенских хижин, в которых жили семьи, а также в качестве очагов, которые, возможно, подходили для мобильного образа жизни полуоседлых охотников-собирателей эпохи эпипалеолита. Эпипалеолитические охотники-собиратели периода круглых голов построили простую каменную стену, датируемую 10 508±429 кал. лет назад/9260±290 лет назад, которая, возможно, использовалась в качестве ветрозащитного сооружения.
Пасторальный период
В коллективной памяти ранних скотоводческих народов скальные убежища (например, Фоццигиарен, Именненнаден, Такаркори) в регионе Таддарт-Акакус, возможно, служили монументальными сооружениями для женщин и детей, поскольку именно там в основном были найдены их захоронения. Наскальные рисунки были обнаружены на различных каменных сооружениях (например, каменных конструкциях, стоячих камнях, корбей — церемониальных памятниках) на плато Мессак. Каменные памятники также часто встречаются в непосредственной близости от этих наскальных рисунков, изображающих пастухов. В регионах Акакус и Мессак на юго-западе Ливии развивалось скотоводство (например, молочное животноводство). Полукочевые поселения использовались средними скотоводческими народами в зависимости от погодных условий (например, муссонов). В Вади Бедис имелось 42 каменных памятника (например, в основном дольмены, каменные сооружения и платформы, курганы). Керамика (например, черепки) и каменные орудия были найдены вместе с 9 памятниками с высеченными наскальными рисунками. С 5200 г. до н. э. по 3800 г. до н. э. происходили захоронения животных. Девять украшенных керамических изделий (например,г., в основном штампы с качающимся краем/простым краем, иногда с попеременно вращающимся краем) и шестнадцать каменных булавок. Некоторые каменные булавы, которые использовались буквально или символически для забоя крупного рогатого скота (например, Bos taurus), были ритуально установлены рядом с головами принесённых в жертву животных или каменными памятниками. В 5000 году до н. э. в Центральной Сахаре увеличилось количество мегалитических памятников (например, архитектурных сооружений). В Центральной Сахаре традиция возведения курганов зародилась в период среднего скотоводства и трансформировалась в период позднего скотоводства (4500 г. до н. э. — 2500 г. до н. э.). В скальном убежище Такаркори, между 5000 и 4200 годами до н.э., поздние скотоводческие народы пасли коз сезонно (например, зимой) и положили начало тысячелетней традиции создания мегалитических памятников, используемых в качестве мест захоронений, где людей хоронили в покрытых камнем курганах, которые обычно находились вдали от жилых районов в 5000 году до н.э.. В скальном убежище Такаркори, последние скотоводческие народы создали места захоронения для нескольких сотен человек, в которых содержались не -местные предметы роскоши и архитектура барабанного типа в 3000 году до н.э., которые проложили путь для развития гарамантийской цивилизации.
Скотоводство, возможно, наряду с социальной стратификацией и пасторальными наскальными рисунками, возникло в Центральной Сахаре между 5200 и 4800 годами до н.э. Погребальные памятники и места на возможных территориях, где располагались вождества, появились в сахарском регионе Нигера между 4700 и 4200 годами до н.э. Места захоронения крупного рогатого скота появились в Набта–Плайя (6450 лет до н.э. / 5400 лет до н.э.), Адрар Бус (6350 лет до н.э.), в Чин-Тафидете и в Тудуфе (2400-2000 гг. до н.э.). Таким образом, к этому времени сформировались скотоводческие верования (например, мифы, ритуалы) и культурные различия между полами (например, мужчины ассоциировались с быками, насилием, охотой и собаками, а также с захоронениями в монументальных погребальных сооружениях; женщины ассоциировались с коровами, родами, кормлением и, возможно, загробной жизнью). Предполагаемым более ранним местам в Восточной Сахаре предшествовали курганы с мегалитическими памятниками, возникшие еще в 4700 году до н.э. в сахарском регионе Нигер. Эти мегалитические памятники в Сахарском регионе Нигера и Восточной Сахары, возможно, послужили предшественниками мастаб и пирамид древнего Египта. Во времена додинастического Египта курганы встречались в разных местах (например, Накада, Хельван). В период с 7500 г. до н. э. по 7400 г. до н. э., в эпоху позднего пастушеского неолита, религиозные обряды и церемониальные захоронения с использованием мегалитов, возможно, послужили культурным прецедентом для последующего религиозного почитания богини Хатор в династический период Древнего Египта.
Ранняя архитектура
Пирамиды Египта, вероятно, являются самым известным типом сооружений во всей Африке и остаются одним из величайших ранних архитектурных достижений в мире, независимо от их практичности и происхождения в погребальном контексте. Египетские архитектурные традиции также способствовали строительству обширных храмовых комплексов.
Мало что известно о древней архитектуре к югу и западу от Сахары. Датировать монолиты вокруг Кросс-Ривер сложнее, чем пирамиды, которые имеют геометрический или человеческий рисунок. Огромное количество сенегамбских каменных кругов также свидетельствует о зарождающейся архитектуре.
Северная Африка
Вероятно, часть культурных традиций мегалитостроительства медного века и бронзового века , мегалиты (например, дольмены) были построены в Средиземноморской Северной Африке.
Алжир
Гараманты
Некоторые из самых ранних свидетельств существования оригинальной амазигской (берберской) культуры в Северной Африке были найдены в высокогорных районах Сахары и датируются вторым тысячелетием до нашей эры, когда регион был гораздо менее засушливым, чем сегодня, и когда амазигское население, скорее всего, распространялось по Северной Африке. Одна из самых ранних групп, о которой есть исторические записи, — это гарамматы, которых позже упоминал Геродот. В Феццане (на территории современной Ливии) были найдены многочисленные археологические памятники, связанные с ними, которые свидетельствуют о существовании небольших деревень, городов и гробниц. По крайней мере, одно поселение датируется 1000 годом до н. э. Изначально сооружения строились из сухого камня, но примерно в середине тысячелетия (около 500 г. до н. э.) их начали строить из глиняного кирпича. Ко второму веку нашей эры появились свидетельства существования больших вилл и более сложных гробниц, связанных с аристократией этого общества, в частности в Герме.
Египет
Древний Египет
Древний Египет достиг больших успехов в архитектуре, построив пирамиды, храмы, укреплённые города, каналы и дамбы. Архитектура того времени представляла собой не один стиль, а совокупность стилей, которые со временем менялись, но имели некоторые общие черты. Самыми известными примерами древнеегипетской архитектуры являются Великие пирамиды и Сфинкс в Гизе, Карнакский храм и храм Абу-Симбел. Большинство зданий строилось из местного глиняного кирпича и известняка наёмными рабочими. Колонны обычно украшались капителями, напоминающими растения, важные для египетской цивилизации, такие как папирус.
Набта-Плайя
В Набта-Плайя, расположенной в Египте и более широком регионе Восточной Сахары, находится мегалитический культурный комплекс (например, место захоронения жертвенной коровы, солнечный календарь, алтарь), датируемый периодом между 4000 г. до н. э. и 2000 г. до н. э.
Судан
Нубия
Нубийская архитектура — одна из самых древних в мире. Самый ранний стиль нубийской архитектуры включает спеос — сооружения, высеченные из цельной скалы в период культуры А-группы (3700–3250 гг. до н. э.). Египтяне заимствовали этот метод и широко использовали его в Спеос Артемидос и Абу-Симбел. Культура A-группы в конечном итоге привела к культуре C-группы, представители которой начали строить из лёгких, гибких материалов — шкур животных и плетёных и обмазанных глиной — а более крупные постройки из глинобитного кирпича стали нормой.
Культура группы С была связана с культурой города Керма, который был основан около 2400 года до н. э. Это был обнесённый стеной город с религиозными сооружениями, большими круглыми жилищами, дворцом и хорошо спланированными дорогами. На восточной стороне города располагались погребальный храм и часовня. Население города составляло 2000 человек. Одним из самых долговечных сооружений был Деффуфа — храм из сырцового кирпича, на вершине которого проводились церемонии.
В период с 1500 по 1085 год до н. э. Египет завоевал и подчинил себе Нубию, что привело к напатской фазе нубийской истории: зарождению царства Куш. Куш находился под сильным влиянием Египта и в конечном итоге завоевал его. На этом этапе мы видим строительство многочисленных пирамид и храмов. Гебель-Баркал в городе Напата был важным местом, где кушитские фараоны получали легитимность.
В Напате были раскопаны тринадцать храмов и два дворца, которые ещё предстоит полностью раскопать. В Судане находятся 223 нубийские пирамиды, более многочисленные, но меньшие по размеру, чем египетские пирамиды, в трёх крупных местах: Эль-Курру, Нури и Мероэ. Элементы нубийских пирамид, построенных для царей и цариц, включали крутые стены, часовню, обращённую на восток, лестницу, ведущую на восток, и помещение, в которое можно было попасть по лестнице. В Мероэ находится больше всего пирамид, и это место считается крупнейшим археологическим памятником в мире. Примерно в 350 году нашей эры территория была захвачена Аксумским царством, и Напатанское царство распалось.
Тунис
Карфаген
Крупные регионы Северной Африки, особенно вблизи побережья, перешли под контроль Карфагена на пике его могущества в III веке до н. э. Сегодня руины Карфагена находятся недалеко от Туниса и включают в себя артефакты разных периодов, начиная с пунического (финикийский Карфаген) и заканчивая более поздней арабской оккупацией. К остаткам Карфагенской империи относятся «пунические порты» (городские гавани), а также святилище и некрополь, посвящённые Баалу-Хаммону, известные сегодня как святилище Тофет.
После победы над Карфагеном Рим постепенно захватил всё побережье Северной Африки от Египта до атлантического побережья современного Марокко. Основные римские памятники на территории современной Тунисской Республики (бывшей римской провинции, известной как Африка) включают Римский Карфаген, амфитеатр Эль-Джем и Дуггу (Туггу) и Сбейту (Суфетулу). Хорошо сохранившиеся памятники в Ливии включают Сабрату и Лептис-Магну. В Алжире к основным достопримечательностям относятся Тимгад, Джемила и Типаса. В Марокко такие города, как Септа (Сеута), Сала Колония (Челла) и Волубилис, были основаны или развиты римлянами и сохранили остатки их архитектуры.
Нумидия
Дальше на запад, в королевстве Нумидия, в то же время существовала финикийская цивилизация Карфагена и Римской республики. Помимо прочего, нумидийцы оставили после себя тысячи дохристианских гробниц. Самая древняя из них — Медрасен на территории современного Алжира, которая, как считается, была построена во времена Масиниссы (202–148 гг. до н. э.). Возможно, на гробницу повлияла греческая архитектура, распространённая на востоке, или она была построена с помощью греческих мастеров. Гробница представляет собой большой курган, сложенный из хорошо обработанных тесаных камней и украшенный шестьюдесятью дорическими колоннами и карнизом в египетском стиле. Другим известным примером является Королевский мавзолей Мавритании в западной части Алжира. Это сооружение состоит из колонн, купола и спиральных дорожек, ведущих к единственному помещению. Ряд «башенных гробниц» нумидийского периода также можно найти на территории от Алжира до Ливии. Несмотря на широкий географический охват, они часто имеют схожий стиль: трёхэтажное строение, увенчанное выпуклой пирамидой. Возможно, изначально они были вдохновлены греческими памятниками, но представляют собой оригинальный тип сооружений, связанных с нумидийской культурой. Примеры таких сооружений можно найти в Сиге, Сумаа-эль-Хруб, Дугге и Сабрате.
Западная Африка
Буркина -Фасо
Излучина Мухун
На изгиб Mouhoun, Буркина-Фасо, люди жили в общине жилых домов, которые располагались несколько семей во второй четверти 1-го тысячелетия до н. э., которые, возможно, также были частью ранее существовавшего рынок системы торговли (например, соли) и передачи технологий между сельскохозяйственными общинами (например, Дженне-Ене, Кинтампо, Рим) по всей Западной Африке , которая сохраняется от 2-го тысячелетия до н. э. В начале 1-го тысячелетия нашей эры. Помимо выращивания неодомашненных культур и содержания одомашненных животных, жители Мухун-Бенда занимались охотой и рыбной ловлей, а также производством железа, соли и керамики. Погребальная культура жителей Мухун-Бенда включала в себя церемониальное размещение продуктов питания и материальных ценностей в ямах и углублениях, а также создание земляных сооружений.
Мавритания
Культура Тичиттов
Тичитт-Валата — старейшее из сохранившихся поселений в Западной Африке и старейшее из всех поселений с каменным основанием к югу от Сахары. Оно было построено народом сонинке и считается предшественником империи Гана. Оно было заселено скотоводами-земледельцами примерно в 2000–300 годах до н. э., что делает его почти на 1000 лет старше, чем считалось ранее. Здесь можно найти хорошо спланированные улицы и укреплённые поселения, построенные из каменной кладки. Всего насчитывалось 500 поселений.
Традиция тичиттов в восточной Мавритании восходит к 2200 году до н.э. К 2000 году до н.э., когда засушливость последовала за климатическим оптимумом голоцена, скотоводы стали агропасторалистами и установили традицию тичиттов в мавританских поселениях Дхар-Тичитт, Дхар-Валата и Дхар-Ним, основываясь на иерархическая экономика, состоящая из скотоводства, сельского хозяйства (например, выращивание проса) и каменотесства (например, архитектуры). В Сахельском регионе Западной Африки шнуровая керамика традиции Тичитт развивалась и сохранялась в сухой каменной архитектуре в Мавритании (например, Дхар-Тичитт, Дхар-Валата, Дхар-Нема, Дхар-Тагант) в период с 1900 г. до н. э. по 400 г. до н. э. В пределах этих заселённых территорий (например, Дхар Тичитт, Дхар Тагант, Дхар Валата) с каменными стенами, которые варьируются по площади (например, 2 гектара, 80 гектаров), были обнесённые стеной сельскохозяйственные угодья, использовавшиеся для разведения скота или садоводства, а также земли с зернохранилищами и курганами.
Как районы, где присутствовали культурные традиции тичиттов, Дхар-Тичитт и Дхар-Валата заселялись чаще, чем Дхар-Ним. Восточные и центральные районы Дхар-Валата и Дхар-Тичитт, которые в основном были заселены между 2200/2000 гг. до н.э. и 1200/1000 гг. до н.э. и включали некоторые районы (например, Акрейджит, Чебка, Химия) с пограничными стенами, служили основными районами поселения (например, небольшие деревни, хутора, сезонные поселения). лагеря) для дхаров Мавритании. Основной ячейкой мавританских дхар (например, дхар Нема, дхар Валата, дхар Тичитт) была расширенная семья или полигамная семья. Судя по большому количеству огороженных территорий, которые, возможно, использовались для выпаса скота, и сотням курганов, передача собственности от поколения к поколению посредством скота могла быть частью культуры Тичитт. Запланированные, ровные улицы протянулись на несколько сотен километров между 400 построенными из сухого камня деревнями, хуторами и городами. Также присутствовали основные точки входа в жилые дома с пандусами (например, укреплённые, неукреплённые) и дозорные башни. Домохозяйства использовали различные инструменты (например,Например, наконечники стрел, топоры, сверла, точильные камни, резцы, иглы, подвески). В Дхар-Валате и Дхар-Тичитте каменные столбы, каменные плиты и каменные блоки, общее количество которых составляет несколько сотен, часто располагались в три ряда по три камня в каждом; эти установленные камни, возможно, служили опорами для зернохранилищ. В огороженном стеной пространстве площадью от девяти до четырнадцати гектаров также располагались сады и поля. В Дхар-Нема также есть зернохранилища на сваях, керамика и инструменты для перемалывания. В Дхар-Валате и Дхар-Тичитте также использовалась медь.
Дхар Тичитт
В Дхар-Тичитте Дахлет-эль-Атрусс I, который является крупнейшим археологическим памятником тичиттской традиции и занимает площадь в 80 гектаров, служит основным региональным центром многоуровневой иерархической социальной структуры тичиттской культуры. Здесь насчитывается около 600 поселений, развито скотоводство, есть большой загон для скота и монументальная архитектура как часть погребальной культуры, например, сотни курганов поблизости. Наряду с Акреджитом, здесь также есть фундаменты для зернохранилищ.
Дхар Валата / Уалата
В Дхар-Валате, во внутреннем дворе близлежащих домов, были обнаружены огороженные, возведенные в форме башни сады, самый ранний из которых датируется 1894-1435 годами до н.э.Также были найдены мотыги и рыболовные крючки из кости. Каменные плиты, возможно, использовались в качестве балласта, чтобы предотвратить проникновение животных в деревню. Резервуары и плотины могли использоваться для управления водными ресурсами близлежащих рек (вади). Пшено, мука и манная крупа могли использоваться для приготовления каши.
Dhar Néma
В поздний период традиции Тичитт в Дхар-Нема для закалки фурм овальной шахтной печи низкого типа использовалось одомашненное просо. Эта печь была одной из 16 железных печей, расположенных на возвышенности. Металлургия железа, возможно, зародилась до второй половины I тысячелетия до н. э., о чём свидетельствует керамика, датируемая периодом между 800 г. до н. э. и 200 г. до н. э.
Дхар Тагант
В Дхар-Таганте было обследовано около 276 курганов. В Дхар-Таганте также есть различные геометрические (например, прямолинейные, круглые) сооружения, а также, возможно, более поздний период, включающий погребальную гробницу с часовней в Фум-эль-Хаджаре, относящуюся к I тысячелетию н. э., и вади с останками крокодилов. В рамках более широкой тенденции развития металлургии железа в западноафриканском Сахеле в I тысячелетии до н. э. в Дхар-Таганте были найдены изделия из железа (350 г. до н. э. — 100 г. н. э.), в Диа-Шоме и Валалде — изделия из железа и/или металлообработка (800 г. до н. э. — 400 г. до н. э.), а в Бу-Хзаме и Джиганьяе — остатки железа (760 г. до н. э. — 400 г. до н. э.).
Niger
В Нигере есть два монументальных кургана — захоронение в пирамиде из камней (5695 г. до н. э. — 5101 г. до н. э.) в Адрар-Бусе и курган, покрытый гравием (6229 г. до н. э. — 4933 г. до н. э.) в Ивелене, в горах Аир. Тенерийцы не строили два монументальных кургана в Адрар-Бусе и Ивелене. Скорее всего, жители Тенерифе построили курганы для скота до того, как были возведены два монументальных кургана.
Нигерия
Культура Ноков
культуры Нок, обнаруженные на плато Джос в Нигерии, между рекой Нигер и рекой Бенуэ, датируются 790 годом до н. э. Раскопки поселения Нок в Самун-Дикии показывают, что люди предпочитали строить на вершинах холмов и гор. Однако поселения Нок не подвергались масштабным раскопкам.
В центральном регионе Нигерии археологические памятники Нок считаются поселениями на основании археологических свидетельств, обнаруженных на поверхности этих памятников, и относятся к культуре Нок на основании типа обнаруженных археологических свидетельств, в частности, остатков нокской терракоты и нокской керамики. Большинство поселений Нок находятся на вершинах гор. На месте поселения Котио из гранитного фундамента был вырублен край погреба. Кроме того, вокруг замкнутого поселения Котио был построен мегалитический каменный забор.
Сенегамбия
В период с 1350 г. до н. э. по 1500/1600 г. н. э. сенегамбийские мегалиты (например, курганы) строились с целью почитания предков.
В Ванаре, Сенегал, мегалитические монолитные круги и курганы (1300/1100 гг. до н. э. — 1400/1500 гг. н. э.) были построены жителями Западной Африки, у которых было сложное иерархическое общество. В центральной части долины реки Сенегал народ серер, возможно, создавал курганы (до XIII века н. э.), курганы из раковин (VII век н. э. — XIII век н. э.) в центрально-западном регионе и курганы из раковин (200 год до н. э. — настоящее время) в южном регионе. Традиция строительства погребальных курганов в Западной Африке была широко распространена и являлась обычной практикой в I тысячелетии н. э. В Сенегале насчитывается более десяти тысяч больших погребальных курганов.
Восточная Африка
Эфиопия
В Эфиопском нагорье Харар появились самые ранние мегалиты. Из этого региона и его традиции строительства мегалитов (например, дольменов, курганов с погребальными камерами, организованными на кладбищах), вероятно, развились последующие традиции в других районах Эфиопии. В конце 1-го тысячелетия до нашей эры городская цивилизация Аксума выработала традицию строительства мегалитических стел, которая увековечивала аксумскую королевскую власть и элиту, которая сохранялась до христианского периода Аксума. В провинции Сидамо мегалитические монолиты культурной традиции строительства стел использовались в качестве надгробий на кладбищах (например, Арусси, Консо, Седене, Тия , Туто Фело), и имеют выгравированные антропоморфные элементы (например, мечи, маски), фаллическую форму, а некоторые из них служили маркерами территории. В провинции Сидамо находится больше всего мегалитов в Эфиопии.
Аксумит
Аксумитская архитектура процветала в Эфиопии, о чём свидетельствуют многочисленные аксумитские элементы в средневековых церквях Лалибэлы и вокруг них, где стелы (хавилты) и, позднее, целые церкви были высечены из цельных каменных блоков. К другим монументальным сооружениям относятся массивные подземные гробницы, часто расположенные под стелами. К другим известным сооружениям, построенным из монолитных блоков, относятся Гробница ложной двери и гробницы Калеба и Гебре Мескела в Аксуме.
Однако большинство сооружений, таких как дворцы, виллы, дома простолюдинов, а также другие церкви и монастыри, строились из чередующихся слоёв камня и дерева. Некоторые примеры этого стиля имели побелённые фасады и/или интерьеры, например, средневековый монастырь Йемреханна Крестос, построенный в аксумитском стиле в XII веке. Современные дома представляли собой однокомнатные каменные постройки, двухэтажные квадратные дома или круглые дома из песчаника с базальтовым фундаментом. Виллы обычно были высотой от двух до четырёх этажей и имели вытянутую прямоугольную форму (см. руины Дангура). Хорошим примером сохранившейся аксумской архитектуры является монастырь Дебре-Дамо, построенный в VI веке.
Кения
Во 2-м тысячелетии до н. э. Наморатунга (круги из монолитов) мегалиты были построены в качестве захоронений в восточном регионе Туркана на северо-западе Кении.
Центральная Африка
Между концом 3-го тысячелетия до н.э. и серединой 2–го тысячелетия н.э. мегалиты (например, памятники, захоронения из пирамид) были построены в регионах (например, Восточная Адамава, хребет Убангуйан, водораздел Чад / Конго) в Центральноафриканской Республике и Камеруне, в разные периоды (например, Балимбе: 2000-1000 гг. до н.э.; Ранний Гбабири: 950-200 гг. до н.э.; Поздний Гбабири: 200-500 гг. до н.э.; Бубун: 500 гг. до н.э. – 1600 г. н.э.), для различных целей (например, для ритуальных практик, обозначения территории).
Чад
Цивилизация Sao
Цивилизация Сао оставила после себя города-крепости в регионе озера Чад, вдоль реки Шари; самое древнее поселение — Зиллум в Чаде — датируется как минимум первым тысячелетием.
Южная Африка
культура возведения сухих каменных стен в лимпомпо
Культура сухой каменной кладки Лимпомпо сухая каменная кладка в регионе Лимпомпо существовала с 200 г. до н. э., когда предки народов, говорящих на языке венда, начали возводить сухую каменную кладку, чтобы продемонстрировать власть короля.
Средневековая архитектура
Северная Африка
Исламское завоевание Северной Африки привело к развитию исламской архитектуры в регионе. Некоторые из первых крупных памятников включают Великую мечеть Кайруана, основанную в 670 году и в основном перестроенную в нынешнем виде в IX веке, и мечеть Ибн Тулуна в Каире, построенную в IX веке. В западной части Северной Африки, известной как Магриб, со временем сформировался «мавританский» архитектурный стиль, тесно связанный с Аль-Андалусом, исламским обществом на Пиренейском полуострове. Около 1000 года н. э. табуля (табия) впервые появляется в Магрибе и Аль-Андалусе. На востоке Египет продолжал поддерживать более тесные связи с Левантом и остальной частью Ближнего Востока.
Туниc
Ифрикия (примерно соответствует современному Тунису) была важной провинцией исламской Северной Африки, а Кайруан на протяжении большей части своей истории был крупным культурным и политическим центром. При Аглабидах (IX век) была перестроена Большая мечеть Кайруана, и в Северной Африке впервые появились аббасидские архитектурные новшества, такие как минарет. При Фатимидах (X век) Ифрикия временно стала центром нового халифата, соперничавшего с Аббасидским халифатом на востоке. Фатимиды поначалу избегали некоторых тенденций аббасидской архитектуры (например, минаретов), но следовали некоторым устоявшимся формам (например, гипостильному формату мечетей) и вводили новые элементы (например, монументальные входные порталы для мечетей). Они также основали новые столицы, в том числе Махдию на побережье и Аль-Мансурию недалеко от Кайруана. После того как Фатимиды уехали в Каир, в конце X века власть перешла к Зиридам, пока в XII веке их не сменили Альмохады. Последние привнесли некоторые собственные архитектурные тенденции, как, например, в мечети Касба в Тунис, архитектура которого очень похожа на архитектуру мечетей Альмохадов в Марракеше. Альмохадам в Ифрикии вскоре на смену пришли Хафсиды, при которых центр власти и покровительства переместился в Тунис, а архитектура региона всё больше отличалась от архитектуры западного Магриба и Аль-Андалуса. Первые медресе были построены в период правления Хафсидов и быстро распространились. После прихода к власти Османской империи в XVI веке некоторые элементы и традиции османской архитектуры, такие как использование остроконечных минаретов и создание многофункциональных религиозных комплексов, начали проникать в местную архитектуру, особенно в памятники, построенные новой османской элитой или связанные с ней.
Алжир
В ранний исламский период территорией современного Алжира правили различные династии, в том числе Рустамиды, Идрисиды (и их ветвь Сулейманиды) и Зириды. В 10 веке Зириды построили дворец в Ашире (недалеко от нынешнего города Кеф-Лахдар), который является одним из старейших дворцов в Магрибе, обнаруженных и раскопанных археологами. Хаммадиды, ответвление Зиридов, обосновались в Алжире и в 1007 году основали совершенно новую укрепленную столицу, известную как Калаат Бани Хаммад, к северо-востоку от современной М’Сил . Несмотря на то, что город был заброшен и разрушен в XII веке, археологи провели в нём раскопки, и это место является одним из наиболее хорошо сохранившихся средневековых городов в исламском мире. Здесь сохранились руины нескольких дворцов и монументальной мечети. С конца XI до начала XIII века различные территории Алжира контролировались Альморавидами и Альмохадами. Большая мечеть Тлемсена (1082), Большая мечеть Алжира (1096–1097) и Большая мечеть Недромы (1145) — все они являются важными сооружениями периода Альморавидов. После Альмохадов регион в основном контролировался Заянидами (с XIII по начало XVI века), которые базировались в Тлемсене, а также периодически вторгались Мариниды. И Заяниды, и Мариниды оставили значительное архитектурное наследие в Тлемсене, который стал культурным центром региона. В городе до сих пор сохранились различные мечети и памятники в западном магрибинско-андалузском стиле. После того как османы взяли регион под свой контроль в XVI веке, Алжир стал новым центром власти. В городе было построено множество мечетей, дворцов и гробниц в османском и местном магрибском архитектурных стилях. Важным примером является Новая мечеть XVII века, построенная в османском стиле с куполом и сводчатыми потолками, а также минаретом в магрибском стиле.
Марокко
Исламская архитектура зародилась в Марокко при династии Идрисидов и представлена такими сооружениями, как Университет аль-Карауин, основанный в IX веке. Династия Альморавидов объединила северо-западную Африку и Иберию в одну империю и пригласила андалузских архитекторов в Северную Африку. Аналогичная ситуация сохранялась при Альмохадах, чьи постройки (например, мечеть Кутубия) закрепили многие стилистические тенденции, характерные для архитектуры региона. После них династия Маринидов использовала аналогичные архитектурные формы с более богатым декором, которые имели много общего с современной архитектурой Насридов в Гранадском эмирате. Некоторые особенности марокканской исламской архитектуры, появившиеся в эти периоды, — это риады, минареты на квадратном основании, таделакт и декоративные элементы, такие как арабески и зеллидж. При династии Саади для отделки дворцов и мечетей использовался мрамор из Каррары, купленный за марокканский сахар. Традиционный мавританский архитектурный стиль продолжал использоваться при династии Алауитов, правившей Марокко с XVII века. В период с 1672 по 1727 год султан Алавитов Мулай Исмаил построил в Мекнесе новую столицу, Касбу Мулая Исмаила, которая занимала обширную территорию и включала в себя монументальные памятники и инфраструктуру. Султаны Алавитов продолжали строить или ремонтировать другие дворцы и мечети. Некоторые из сохранившихся до наших дней дворцов были построены другими высокопоставленными чиновниками, например, дворец Баия в Марракеше, построенный в конце XIX века семьёй визирей.
Египет
Первоначально Египет был провинцией халифатов Омейядов и Аббасидов со столицей в Фустате, но в IX веке, при династии Тулунидов, стал более политически независимым. В X веке Фатимидский халифат перенёс свою столицу в Египет и основал город Каир недалеко от Фустата. Фатимидскую архитектуру в Египте можно увидеть в религиозных памятниках Каира, таких как мечеть Аль-Азхар (значительно изменённая в последующие века), мечеть Аль-Хаким и небольшая, но значимая с художественной точки зрения мечеть Акмар. К другим памятникам этого периода относятся монументальные каменные ворота Каира — Баб аль-Футух, Баб ан-Наср и Баб Зувейла, — которые были построены фатимидским визирем в XI веке. Великие дворцы Фатимидов, где жили халифы, не сохранились. После Фатимидов Египет стал столицей династии Айюбидов, основанной Салах ад-Дином (Саладином). Самым значительным памятником этой эпохи была Каирская цитадель, которая оставалась центром управления Египтом вплоть до XIX века. В середине XIII века власть захватили мамлюки. Мамлюки взяли под контроль и управляли империей из Каира, которая просуществовала до османского завоевания в 1517 году. Мамлюки были крупными покровителями архитектуры, и большая часть исторического наследия исламского Каира относится к их времени. Главными памятниками мамлюкской архитектуры были многофункциональные религиозные и погребальные комплексы, планировка которых была адаптирована к плотной городской застройке. Среди наиболее значимых памятников этого периода — комплекс султана Калавуна, медресе-мечеть султана Хасана и погребальный комплекс султана Кайтуба.
Судан
Нубия
Христианизация Нубии началась в VI веке. Наиболее характерная архитектура представлена церквями, дизайн которых основан на византийских базиликах, но которые относительно невелики и построены из сырцового кирпича. Народная архитектура христианского периода немногочисленна. Соба — единственный город, который был раскопан. Его постройки сделаны из высушенного на солнце кирпича, как и сегодня, за исключением арки. Во время фатимидского периода ислама Нубия стала арабской. Самой важной мечетью была мечеть Дерр.
Западная Африка
В Кумби-Салехе местные жители жили в куполообразных домах в царской части города, окружённой большим забором. Торговцы жили в каменных домах в части города, где было 12 красивых мечетей (как описывает аль-Бакри), одна из которых предназначалась для пятничной молитвы. Говорят, что у короля было несколько особняков, один из которых был 20 метров в длину и 13 метров в ширину, состоял из семи комнат, был двухэтажным и имел лестницу, а на стенах были картины и скульптуры.
Сахельская архитектура изначально развивалась в двух городах — Дженне и Тимбукту. Мечеть Санкор, построенная из глины на деревянном каркасе, была похожа по стилю на Великую мечеть Дженне.
Гана
Ашанти
Архитектура Ашанти из Ганы, пожалуй, наиболее известна благодаря реконструкции в Кумаси, Гана. Её ключевыми особенностями являются здания с внутренним двором и стены с яркими рельефными изображениями, нанесёнными на глинобитную штукатурку. Примером может служить святилище Бисеиз, которое можно увидеть в Кумаси. Четыре прямоугольных помещения, построенных из плетня и глины, расположены вокруг двора. На стенах изображены животные, а пальмовые листья, вырезанные в форме ярусов, образуют крышу.
Мали
В Тондидару, в регионе Малиан-Лейкс, есть мегалиты антропоморфной формы (например, лицо, пупок, шрамы), датируемые периодом между 600 и 700 годами н. э.
Во Внутренней дельте Нигера, в регионе озёр Мали, находятся два монументальных кургана, построенных в период транссахарской торговли для сахелианских королевств Западной Африки. Монументальный курган Эль-Уаладжи, датируемый периодом между 1030 и 1220 годами н. э., в котором были найдены останки двух человек, лошади и различные предметы (например, конская упряжь, сбруя с бляшками и колокольчиками, браслеты, кольца, бусы, железные предметы), возможно, как отмечал аль-Бакри, был местом захоронения правителя Империи Гана. Монументальный курган Кои-Гурри, который может датироваться периодом до 1326 года н. э. и содержит более двадцати человеческих останков, погребённых вместе с различными предметами (например, железными аксессуарами, большим количеством медных браслетов, ножных браслетов и бус, большим количеством разбитой, но целой керамики, ещё одним набором цельной глазурованной керамики, ожерельем из деревянных бусин и костей, фигуркой птицы, фигуркой ящерицы, фигуркой крокодила), находится на территории империи Мали.
Нигерия
Несколько обществ в доколониальной Нигерии строили сооружения из земли и камня. В целом, эти сооружения были в первую очередь оборонительными, отражающими захватчиков из других племен, но многие поселения вкладывали в свое строительство духовные элементы. Эти оборонительные сооружения были в основном построены из земли, иногда оштукатурены.
Земляные валы состоят из внешнего рва и внутреннего вала и могут достигать в ширину от 1,5 до 20 метров в самых крупных поселениях, таких как Бенин и Эредо в Сунбо. В саваннах Гвинеи и Судана глинобитные стены возводились слоями. Каждый слой глины удерживался на месте деревянным каркасом, высушивался и строился поверх него. В самом крупном поселении Косо эти стены в среднем достигали 6 метров в высоту и сужались от 2 метров в основании до 0,5 метра в верхней части. Стены Тубали на севере Нигерии состоят из двух компонентов: высушенных на солнце глиняных кирпичей, скреплённых глиняным раствором. Стены в этом стиле имеют тенденцию разрушаться во влажном климате.
Эти глинобитные постройки обычно штукатурили глиной, смешанной с другими материалами. Это делалось для того, чтобы создать более гладкую, непрочную поверхность, которая помогала отражать атаки. Однако в некоторых случаях в штукатурку добавляли кровь, костные останки, золотую пыль, масло и солому. Некоторые из этих материалов были функциональными и добавляли прочности, а другие имели духовное значение, возможно, для защиты от злых духов.
В частности, в Бенин-Сити была сложная система строительства домов и городской планировки. Дома состояли из нескольких комнат и, как правило, были крытыми, с отдельными помещениями, священными местами и комнатами для приёма гостей. Обычно несколько домов окружали общий двор. Во время дождя крыши домов собирали воду в пространство во дворе для последующего использования. Дома располагались вдоль длинных прямых дорог. В городе были рынки и дворец вождя в центре города, а также главные и второстепенные дороги, ведущие наружу. Г. М. Стэнили, цитируемый в книге Асомани-Боатенга, Раймонда (2011-11), описывал дороги как «…огороженные высоким [водяным тростником], аккуратно посаженным очень близко друг к другу ровными рядами…», возможно, для уединения.
Более сложные методы строительства включают возведение каменных и кирпичных конструкций с использованием и без использования строительного раствора, штукатурки и сопутствующих защитных сооружений. Кирпичные конструкции из обожжённого кирпича были обнаружены в поселениях на северо-востоке Нигерии, таких как исторические здания Канури. Многие кирпичи с тех пор были использованы для строительства новых зданий. Стены из латеритных блоков с глиняным раствором были обнаружены на северо-западе Нигерии, возможно, по образцу построек Сонгай. Стены, построенные из камня без использования строительного раствора, были обнаружены там, где люди могли добывать достаточное количество камня, в частности в Сукуре. Ни на одной из этих конструкций не было дополнительной штукатурки.
Объект Всемирного наследия Сукур особенно примечателен своими обширными террасами, стенами и инфраструктурой. Стены разделяют дома, загоны для животных и зернохранилища, а на террасах часто можно увидеть предметы культа, такие как священные деревья или керамические святилища. Также здесь были ранние литейные мастерские, обычно располагавшиеся рядом с домами их владельцев.
В целом, в нигерийской архитектуре можно выделить три стиля жилой архитектуры, связанные с группами населения, которые их разработали.
- В архитектуре хауса для создания монолитных стен используется оштукатуренный саман. Крыши представляют собой неглубокие купола и своды, сделанные из деревянных балок, покрытых латеритом и землёй. Усадьбы окружены стенами по периметру с круглыми и линейными внутренними перегородками и одним чётко обозначенным входом.
- В архитектуре йоруба для поддержки кровельных балок используются стены из высушенной земли, поверх которых укладывается кровля из листьев или плетёной травы. Эти стены обычно представляют собой однородные глинобитные конструкции, хотя в некоторых местах можно встретить глинобитные стены с плетёными каркасами. Пространство разделено на отдельные помещения, которые затем соединяются между собой и стенами в комплекс с внутренними двориками и личными пространствами. Несколько входов и выходов обеспечивают доступ к вспомогательным помещениям, таким как кухни.
- В архитектуре игбо используются те же строительные технологии и материалы, что и в архитектуре йоруба, но значительно различаются по пространственному расположению. В этих конструкциях нет унифицированных составных стен. Вместо этого отдельные объекты связаны с центральной хижиной вождя, при этом значение придается относительному положению и размеру.
Считается, что эти элементы влияют на современный дизайн жилых домов, особенно при разделении пространства на общественное, полуобщественное, полузакрытое или закрытое.
Бенин
Возникновение королевств в прибрежном регионе Западной Африки привело к появлению архитектуры, основанной на местных традициях и использующей дерево. Город Бенин, разрушенный во время Бенинской экспедиции 1897 года, представлял собой большой комплекс домов из утрамбованной глины с шатровыми крышами из черепицы или пальмовых листьев. Дворец состоял из ряда церемониальных залов и был украшен медными пластинами. Стены Бенина были самым большим рукотворным сооружением в мире. Фред Пирс написал в New Scientist:
В общей сложности они простираются примерно на 16 000 километров, образуя мозаику из более чем 500 взаимосвязанных границ поселений. Они занимают площадь в 6500 квадратных километров и были вырыты народом эдо. В общей сложности они в четыре раза длиннее Великой Китайской стены и в сто раз больше Великой пирамиды Хеопса. На их строительство ушло около 150 миллионов часов раскопок, и они, возможно, являются крупнейшим археологическим феноменом на планете.
В 1691 году португалец Лоренсу Пинту заметил: «Великий Бенин, где живёт король, больше Лиссабона; все улицы прямые и тянутся, насколько хватает глаз. Дома большие, особенно королевский, который богато украшен и имеет прекрасные колонны. Город богат и трудолюбив. Он настолько хорошо управляется, что воровство там неизвестно, а люди живут в такой безопасности, что у них нет дверей в домах».
Планирование и проектирование Бенин-Сити осуществлялось в соответствии с тщательно продуманными правилами симметрии, пропорциональности и повторения, которые теперь известны как фрактальный дизайн. Главные улицы имели подземную дренажную систему, состоящую из углублённого имплювиума с выходом для отвода ливневых вод. От них отходили более узкие боковые и пересекающиеся улицы.
Королевства Хауса
Важный город-государство Хауса Кано был окружён стеной с укреплёнными валами из камня и кирпича. В Кано находилась цитадель, рядом с которой располагался королевский двор. Отдельные резиденции были разделены земляными стенами. Чем выше был статус жителя, тем более сложной была стена. Вход напоминал лабиринт, чтобы женщины не могли выйти наружу. Внутри, рядом со входом, располагались жилища незамужних женщин. Дальше были кварталы рабов.
Мечеть Гобарау
Считается, что мечеть Гобарау была построена во время правления Мухаммаду Корау (1398–1408), первого мусульманского правителя Кацины. Изначально она была центральной мечетью города Кацина, а позже использовалась и как школа. К началу XVI века Кацина стала очень важным торговым и академическим центром в Хаусаленде, а мечеть Гобарау превратилась в знаменитый исламский университет. Гобарау оставалась центральной мечетью Кацины до начала XIX века нашей эры.
Йоруба
Йоруба окружали свои поселения массивными глинобитными стенами. Их здания были похожи на святилища Ашанти, но с верандами вокруг двора. Стены были из утрамбованной глины и пальмового масла. Самым известным из укреплений йоруба и вторым по величине сооружением из стен в Африке является Эреду Сунбо — строение, построенное в честь традиционного олойе по имени Биликису Сунбо в IX, X и XI веках. Сооружение состоит из протяжённых глинобитных стен, расположенных в долинах, окружающих город Иджебу-Оде в штате Огун. Эреду в Сунбо — крупнейший доколониальный памятник в Африке, больше, чем Великие пирамиды или Великий Зимбабве.
Восточная Африка
Бурунди
В Бурунди никогда не было постоянной столицы. Самым близким к ней местом был королевский холм. Когда король переезжал, его новым местом жительства становился инсаго. Сама территория была огорожена высоким забором и имела два входа. Один предназначался для пастухов и скота. Другой вёл к королевскому дворцу, который тоже был огорожен забором. В королевском дворце было три внутренних двора, каждый из которых выполнял определённую функцию: один для пастухов, другой служил святилищем, а третий был окружён кухней и зернохранилищем.
Эфиопия
На протяжении всего средневекового периода сохранялось монолитное влияние аксумской архитектуры, которое было наиболее сильным в раннесредневековый (поздний аксумский) и период Загве (когда были высечены церкви Лалибэлы). На протяжении всего средневекового периода, особенно в X–XII веках, по всей Эфиопии, особенно в самом северном регионе Тигрей, который был сердцем Аксумской империи, из скал высекали церкви. Однако высеченные в скалах церкви были найдены на юге, в Адади-Марьям (XV век), примерно в 100 километрах (62 милях) к югу от Аддис-Абебы.
Самыми известными образцами эфиопской архитектуры, высеченной в скалах, являются 11 монолитных церквей Лалибэлы, высеченных из красного вулканического туфа, который добывали в окрестностях города. Хотя более поздние средневековые агиографии приписывают все 11 сооружений одноимённому царю Лалибэле (до его правления город назывался Роха и Адефа), новые свидетельства указывают на то, что они могли быть построены отдельно друг от друга в течение нескольких столетий, и лишь несколько более поздних церквей были построены во время его правления. Археолог и эфиопист Дэвид Филлипсон утверждает, что Бете-Гебриэль-Руфаэль на самом деле была построена в самом начале Средневековья, примерно между 600 и 800 годами нашей эры, изначально как крепость, но позже превращённая в церковь.
Кения
Тимлич-Охинга — это комплекс огороженных сухим камнем построек недалеко от города Мигори в Западной Кении. Тимлич-Охинга был построен примерно в XVI веке н. э. оседлыми скотоводами банту, которые позже покинули это место, а затем его заняли представители народа луо. Участок состоит из четырёх основных «Охингни» (т.е. поселений), окружённых стенами с низкими входами. Стены были построены путём укладки камней неправильной формы без использования какого-либо раствора. В результате получилась монолитная стена с огромной прочностью, похожая на стены Великого Зимбабве в 3600 километрах к югу от поселения. В стенах Тимлич-Охинги также были отверстия для отвода воды, контрфорсы для укрепления отдельно стоящих стен и сторожевая башня. Внутри стен поселения находились загоны для скота, дома и зернохранилища. Жители Тимлич-Охинги занимались ремеслами, в первую очередь гончарным делом и металлургией. Привезённые на это место стеклянные бусы указывают на то, что Тимлич-Охинга был частью сети торговли на дальние расстояния.
Руанда
Ньянза была королевской столицей Руанды. Королевская резиденция, Ибвами, была построена на холме. На окружающих холмах располагались постоянные или временные жилища. Эти жилища представляли собой круглые хижины, окружённые большими дворами и высокими изгородями, разделявшими участки. Руго, королевский участок, был окружён тростниковыми заборами, за которыми располагались дома с соломенными крышами. Дома для свиты короля были покрыты циновками, а в центре располагались глиняные очаги. Королевский дом для короля и его жены был около 200-100 ярдов в длину и представлял собой огромный лабиринт из соединённых между собой хижин и зернохранилищ. В нём был один вход, который вёл на большую общественную площадь под названием карубанда.
Сомали
Сомалийская архитектура имеет богатую и разнообразную традицию проектирования и строительства различных типов сооружений, таких как каменные здания, замки, цитадели, крепости, мечети, храмы, акведуки, маяки, башни и гробницы, в древний, средневековый и ранний современный периоды в Сомали. Она также включает в себя слияние сомалийско-исламской архитектуры с западными образцами в наше время.
В древней Сомали пирамидальные сооружения, известные на сомалийском языке как таало, были популярным способом захоронения. Сотни таких памятников из сухого камня разбросаны по всей стране. Дома строились из обработанного камня, как и в Древнем Египте, и есть примеры внутренних дворов и больших каменных стен, таких как стена Варгааде, окружавших поселения.
Мирное распространение ислама в раннесредневековую эпоху в истории Сомали принесло с собой исламское архитектурное влияние из Аравии и Персии, что стимулировало переход от строительства из сухого камня и других подобных материалов к коралловому камню, сушёному на солнце кирпичу и широкому использованию известняка в сомалийской архитектуре. Многие из новых архитектурных сооружений, таких как мечети, были построены на руинах более старых зданий, и эта практика повторялась снова и снова на протяжении последующих столетий.
Дулбаханте гареса
В официальном письме, написанном дервишем, в котором описывается воздушная, морская и сухопутная кампания 1920 года и падение Талеха в феврале 1920 года, в письме от апреля 1920 года, переписанном с оригинального арабского текста на итальянский действующим губернатором Сомали, говорится, что британцы захватили двадцать семь гаресас или 27 домов клана Дулбаханте:
В первых числах апреля с помощью дервишей-корреспондентов из Белет-Уэна пришло письмо от Муллы «Итальянцам», в котором он, по сути, оправдывал своё быстрое поражение, ссылаясь на дезертирство своих последователей Дулбоханты, и просил нас выступить посредниками перед англичанами… Англичане, которые знали об этом, налетели на нас со всеми своими людьми и шестью летательными аппаратами (самолётами)… Большая часть дулбохантов сдалась англичанам и передала им двадцать семь гарезе (домов), набитых ружьями, боеприпасами и деньгами. | В начале апреля через курьеров-дервишей из Беледвейна пришло письмо, отправленное муллой «итальянцам», в котором он, по сути, оправдывал своё быстрое поражение, объясняя его дезертирством своих последователей-дулбахантов, и просил нас выступить посредниками в переговорах с англичанами. Англичане, зная об этом, обрушились на нас со всеми своими людьми и шестью птицами (самолётами). Дулбаханте по большей части сдались британцам и передали им двадцать семь гаресас (домов), полных оружия, боеприпасов и денег. |
Tanzania
Энгарука — это разрушенное поселение на склонах горы Нгоронгоро на севере Танзании. Поселение состояло из семи деревень с каменными террасами. Сложная система каменных каналов у подножия горы использовалась для создания дамб, плотин и выравнивания уровня воды в окружающих реках для орошения отдельных участков земли. Некоторые из этих оросительных каналов были длиной в несколько километров. Каналы орошали общую площадь в 5000 акров (20 км2).
Государства суахили
Дальше на юг, с развитием торговли с арабскими купцами и портов, зародилась архитектура суахили. Одним из первых примеров, выросших из поселений коренных народов банту, является дворец Хусуни Кубва, расположенный к западу от Килвы, построенный примерно в 1245 году. Как и во многих других ранних постройках суахили, основным строительным материалом был коралловый камень, и даже крыша была сделана из коралла, прикреплённого к брёвнам. Дворец в Килва-Кисивани представлял собой двухэтажную башню, окружённую стеной. К другим примечательным сооружениям того периода относятся гробницы-колонны в Малинди и Мнарани в Кении и других местах, изначально построенные из коралловых плит, а затем из камня. Более поздние примеры включают Каменный город на Занзибаре со знаменитыми резными дверями и Великую мечеть в Килве.
Посетитель в 1331 году нашей эры считал танзанийский город Килва первоклассным. Он писал, что это «главный город на побережье, большая часть жителей которого — занджи с очень черным цветом лица». Позже он говорит, что: «Килва — один из самых красивых и хорошо построенных городов в мире. Весь он построен элегантно».
Уганда
Буганда
Изначально столица на вершине холма, или кибуга, Буганды переносилась на новый холм с каждым новым правителем, или кабакой. В конце XIX века на холме Менго была построена постоянная кибуга Буганды. Столица, ширина которой составляла 1,5 мили, была разделена на кварталы, соответствующие провинциям, и каждый вождь строил дома для своей жены, рабов, иждивенцев и гостей. Большие участки земли отводились под выращивание бананов и фруктов. Дороги были широкими и ухоженными
Китара и Буньоро
В западной части Уганды, недалеко от реки Катонга, есть множество земляных сооружений. Эти сооружения были построены в империи Китара. Самое известное из них, Биго-бя-Мугеньи, занимает площадь около 4 квадратных миль (10 км2). Ров был вырыт путём выемки 200 000 кубических метров (7 100 000 кубических футов) твёрдой породы и земли. Земляной вал был около 12 футов (3,7 м) в высоту. Неизвестно, предназначалась ли она для обороны или для выпаса скота. О земляных сооружениях в Уганде известно немного.
Центральная Африка
Чад
Канем-Борну
В столице Канем-Борну, Бирни-Н-Газаргаму, проживало около 200 000 человек. В ней было четыре мечети, которые могли вместить до 12 000 верующих. Она была окружена стеной высотой 25 футов (7,6 м) и длиной более 1 мили (1,6 км). От площади расходилось множество широких улиц, соединённых с 660 дорогами. Главные здания были построены из красного кирпича. Другие здания были построены из соломы и самана.
Демократическая Республика Конго
Конго
Мбанза-Конго с населением более 30 000 человек была столицей Королевства Конго. Город располагался на вершине утёса, а внизу, в лесистой долине, протекала река. Королевский дворец описывался как огороженная территория площадью в полторы мили с обнесёнными стеной дорожками, внутренним двором, садами, украшенными хижинами и частоколами. Один из первых исследователей описал его как критский лабиринт.
Куба
Столица королевства Куба была окружена забором высотой 40 дюймов (1,0 м). Внутри забора находились дороги, обнесённый стеной королевский дворец и городские постройки. Дворец был прямоугольным и располагался в центре города.
Люба
Люба, как правило, группировались в небольших деревнях с прямоугольными домами, выходящими окнами на одну улицу. Килоло, патрилинейные вожди, возглавляли местное деревенское самоуправление под защитой короля. Культурная жизнь сосредоточилась вокруг китенты, королевского комплекса, который позже стал постоянной столицей. Китента привлекала художников, поэтов, музыкантов и ремесленников, вдохновляемых королевским и придворным покровительством.
Лунда
Мусумба, столица королевства Лунда, находилась в 100 километрах (62 милях) от реки Касаи, в редколесье, между двумя реками, расположенными на расстоянии 15 километров (9,3 мили) друг от друга. Город был окружён укреплёнными земляными валами и сухими рвами. Двор мвато ямво (верховного правителя) был окружён большими укреплениями из двухслойных деревянных валов. В Мусумбе было несколько дворов с определёнными функциями, прямые дороги и общественные площади. Европейские наблюдатели отмечали его чистоту.
Мозамбик
Марави
Народ марави построил мосты (ураро) из бамбука из-за изменения глубины рек. Бамбук располагался параллельно друг другу и связывался корой (марузе). Один конец моста был привязан к дереву. Мост изгибался вниз.
Замбия
Восточная Лунда
Жилище восточных лундов Казембе описывалось как огороженное пространство длиной в милю. Ограждающие стены были сделаны из травы и достигали 12–13 футов в высоту. Огороженное пространство вело к прямоугольной хижине, открытой с западной стороны. В центре находилось деревянное основание со статуей высотой около 3 футов.
Южная Африка
Мадагаскар
Юго-восточное азиатское происхождение первых поселенцев Мадагаскара отразилось в архитектуре острова, для которой характерны прямоугольные дома с остроконечными крышами, часто построенные на невысоких сваях. Прибрежные дома, как правило, построенные из растительных материалов, больше похожи на дома Восточной Африки; дома в центральной части острова, как правило, построены из глины или кирпича. Появление кирпича, изготовленного европейскими миссионерами в XIX веке, привело к возникновению ярко выраженного малагасийского архитектурного стиля, в котором сочетаются нормы традиционных деревянных аристократических домов с европейскими деталями.
В середине II тысячелетия н. э. мегалитические погребальные памятники Мадагаскара были построены в период становления королевства Мерина. Некоторые из мегалитов до сих пор используются малагасийцами для погребальных обрядов (например, церемонии переворачивания мёртвых).
Namibia
Крепость Хауксанас, построенная орламами на юго-востоке Намибии, включала в себя стену длиной 700 метров (2300 футов) и высотой 2 метра (6 футов 7 дюймов). Она была построена из каменных плит и сочетает в себе черты зимбабвийского и трансваальского стилей каменной кладки.
Южная Африка
Сото-Тсвана
Архитектура сото-тсвана представляет собой другую традицию каменного строительства на юге Африки, сосредоточенную в Трансваале, Хайвельде к северу и югу от реки Вааль. В этом регионе были найдены многочисленные большие каменные ограды и фундаменты каменных домов. Тсвана, столица Квены (правителя), была городом с каменными стенами, таким же большим, как столица Восточной Лунда.
В таких местах, как руины Квененга, народ тсвана жил в городах-государствах с каменными стенами и сложными социально-политическими структурами, которые они построили в 1300-х годах или раньше. В этих городах проживало до 20 000 человек, что в то время было сопоставимо с населением Кейптауна.
Зулусы и нгуни
Архитектура зулусов строилась из более недолговечных материалов. При мысли о жилищах зулусов обычно приходят на ум куполообразные хижины, но позже их конструкция изменилась, и они стали представлять собой купола над цилиндрическими стенами. Столицы зулусов имели эллиптическую форму. Снаружи они были обнесены прочным деревянным частоколом. Куполообразные хижины, расположенные рядами по 6–8 штук, стояли прямо внутри частокола. В центре находился крааль, который король использовал для осмотра своих солдат, содержания скота или проведения церемоний. Это была пустая круглая площадка в центре столицы, окружённая менее прочным внутренним частоколом по сравнению с внешним. Вход в город находился напротив укреплённой королевской резиденции под названием Исигодло.
Зимбабве
Мапунгубве
Мапунгубве считается самым социально сложным обществом на юге Африки и первой южноафриканской культурой, в которой наблюдается экономическая дифференциация. Элита жила отдельно в горном поселении из песчаника. Это было предшественником Великого Зимбабве. На вершину холма доставляли большое количество земли. Внизу холма находился естественный амфитеатр, а наверху — элитное кладбище. К вершине вели только два пути: один по узкой крутой расщелине вдоль склона холма, с которого наблюдателям на вершине открывался прекрасный вид.
Великое Зимбабве
Великий Зимбабве был крупнейшим средневековым городом в Африке к югу от Сахары. Он строился и расширялся более 300 лет в местном стиле, в котором прямые линии заменялись плавными изгибами. Великий Зимбабве, не первый и не последний из примерно 300 подобных комплексов, расположенных на Зимбабвийском плато, отличается большими размерами своих сооружений. Самое внушительное сооружение, обычно называемое Большим ограждением, имеет каменные стены высотой 36 футов (11 м) и протяжённостью около 820 футов (250 м), что делает его крупнейшим древним сооружением к югу от Сахары. Дома внутри ограждения были круглыми и строились из плетня и глины с коническими соломенными крышами.
Штат Торва
Хами была столицей королевства Бутуа во времена династии Торва. Она была преемницей Великого Зимбабве, и в ней были усовершенствованы и развиты технологии Великого Зимбабве. Сложные стены были построены путём соединения тщательно обработанных камней для формирования террасных холмов.
Современная архитектура
Африканская сельская архитектура
Исследования в области архитектуры сельских районов Африки, как правило, рассматривались в ограниченном контексте и считались примитивными с точки зрения строительных технологий и методов. Архитектура как практика в сельских районах Африки также распространяется на строительство религиозных сооружений.
Как правило, при строительстве сельских домов и общественных зданий в качестве арматуры, стен, полов и крыш использовались такие материалы, как дерево, металл, терракота и камень. Изменения в конструкции и материалах обусловлены изменениями климата, доступностью строительных материалов, а также технологиями и навыками, характерными для данной местности. Поскольку строительство этих зданий требовало выполнения множества отдельных процедур, возведение домов и общественных зданий в сельской местности было коллективным процессом. Однако владелец [жилого помещения] имеет наибольший контроль над процессом строительства и считается главным строителем.
Сельская архитектура Африки к югу от Сахары
Хотя в Африке в целом существует широкий спектр архитектурных стилей, в странах Африки к югу от Сахары наблюдается наибольшее разнообразие архитектурных стилей из-за обширного спектра физических [климатических] условий.
Прибрежные тропические леса
В прибрежной полосе тропических лесов Африки, где температура постоянно высокая и влажная, независимо от времени суток, в сельских домах требуется внутренняя перекрёстная вентиляция для обеспечения максимального комфорта. Для этого мастер делает в доме отверстия. Открытые сетчатые стены и приподнятые полы обеспечивают естественную циркуляцию воздуха по всему зданию.
Внутренняя саванна
В отличие от прибрежного пояса тропических лесов, климат внутренних саванн, для которых характерны короткий сезон дождей и продолжительный сухой сезон, когда в регион дуют холодные ветры из Сахары, требует архитектурного решения, способного защитить от пронизывающего холода в сумерках и от палящего зноя полуденного солнца.
Современная африканская сельская архитектура [Эфиопия, Гана, Нигерия и Южная Африка]
Эфиопия
Сооружения, окружающие город Лалибэла в Эфиопии, такие как монолитные церкви, были высечены из камней, находящихся под землёй.[ Внутри были построены системы катакомб для церемоний, а также рвы, имитирующие реку Иордан в Иерусалиме. Рвы разделяют церкви на три группы: пять на севере, пять на востоке и две на западе. Эти церкви были высечены в XII веке во время правления царя Лалибэлы. Ещё одна церковь, которая может служить примером архитектурного стиля и дизайна в Эфиопии в современную эпоху, — это собор Святой Троицы в Аддис-Абебе, в котором находятся гробницы императора Хайле Селассие, его жены и тех, кто был казнён во время оккупации итальянским режимом. Он расположен в центре столицы, в непосредственной близости от императорского дворца. В этом сооружении используется огромное количество меди для купола и статуй, расположенных в разных местах собора и вокруг него. Следует также отметить, что он имитирует художественный дизайн аксумитов (Королевство Аксум).
Гана
В Гане мечеть Ларабанга является ярким примером строительства из утрамбованной земли, которое использовалось и продолжает использоваться по сей день. Суданская архитектура повлияла на эту мечеть, но она заметно меньше многих мечетей, существующих в Западной Африке. Поскольку строительство мечети зависит от доступных природных материалов, в Гане и соседних странах, использующих этот метод строительства жилья, наблюдается экологический кризис. Мечеть держится на брёвнах, выступающих из поверхности здания. Снаружи мечеть имеет побеленные стены, которые обновляются каждый год.
Нигерия
Часовня Демас Нвоко была построена в период с 1967 по 1975 год из местных материалов, таких как бетонный камень, кирпич, витражи и дерево. Внутренние стены часовни покрыты крестами всех размеров, и кажется, что они сделаны из витражей, так как светятся. В отличие от часовен, в жилых комплексах Нигерии часто были общие зоны, такие как дворы или помещения, которые были важным социальным аспектом для жителей. Дворец эмира, также известный как архитектура хауса в Зарии, традиционно делится на три части: приватную (женскую) зону, полуприватную зону и общественную зону. Дворец окружён городом. Нигерийская архитектура сформировалась под влиянием исламской культуры, в которой женщины были защищены и находились в приватных зонах, расположенных на территории комплекса. Как и во дворце эмира, в домах йоруба есть большие семейные жилые зоны, а дворы обычно использовались всеми.
Южная Африка
В 1948 году на архитектуру Южной Африки сильно повлиял апартеид, поскольку сегрегация распространялась на все сферы жизни. Аэропорт Виндхук, ныне известный как Эрос, был построен в 1957 году, а почтовое отделение в Полокване, Южная Африка, было построено в столице провинции Лимпопо и имело ту же планировку, что и аэропорт. В терминале аэропорта были европейские и неевропейские входы и выходы. Почтовое отделение имеет U-образную форму и, как и в аэропорту, имеет отдельные входы и выходы. Бразильский модернизм повлиял на то, как изменилась архитектура в середине XX века в Южной Африке.
Современная исламская архитектура Африки
В других регионах мира исламская архитектура представлена дворцами, гробницами и мечетями. В Западной Африке сама мечеть олицетворяет ислам. Планировка мечети предопределена исламской ортодоксальностью, исходящей из идеи, что отказ от определённых элементов, таких как минарет, считается оскорблением самой религии. В глинобитной архитектуре основное внимание уделяется материалам. На основе этого архитектурного метода появилось несколько вариаций, самая поздняя из которых — Бобо-Диуласо и Мечеть Конга [Mosquée de Kong]. Эти типы мечетей ориентированы на выражение политико-религиозной структуры внутри деревни, в отличие от более ранних мечетей, ориентированных на имперскую организацию и которые были намного больше по размеру. Эти два типа мечетей меньше по размеру. Разница между мечетями типа «Бобо» и «Конго» заключается в том, что они должны адаптироваться к климатическим условиям, а не к культурным традициям. Хотя основные черты мечетей остаются неизменными во всём регионе, в Африке есть различия, в основном зависящие от климата местности и приспособлений, которые необходимо сделать для конкретного региона.
Большая мечеть Бобо-Диуласо
В Большой мечети Бобо-Диуласо вертикальные контрфорсы минаретов являются частью мечети, а расширение и утолщение контрфорсов у основания этих элементов всё ещё заметно, но исчезает из-за уменьшения масштаба и изменений климата. Выступающие балки и горизонтальные распорки добавлены из-за повышенной влажности в южной саванне. В современной мечети сохранились части классической мечети. Это можно увидеть в закрытом молитвенном зале и внутреннем дворике.
Мечеть Конга [Mosque of Kong]
В мечети Конга требуется более мощная опора из-за увеличения количества дождей в этом районе. Эта область также расположена ближе к тропическому лесу, что делает древесину материалом, к которому легче получить доступ для усиления конструкции. Из-за в целом влажного климата эта мечеть также требует дополнительного ухода из-за постоянной эрозии.
Мечеть Кавара
Последний пример можно увидеть в мечети Кавара. В Каваре нет вертикали или монументальности, но она чётко выражена в трёх измерениях.
Эфиопия
Внешние влияния
В начале Нового времени Эфиопия начала перенимать различные новые веяния, такие как барокко, арабский, турецкий и индийский гуджаратский стили, с приходом португальских миссионеров иезуитов в XVI и XVII веках. Португальские солдаты изначально прибыли в середине XVI века в качестве союзников, чтобы помочь Эфиопии в борьбе с Адалской империей, а иезуиты пришли в надежде обратить страну в свою веру.
Некоторое турецкое влияние, возможно, проникло в страну в конце XVI века во время войны Эфиопии с Османской империей (см. Хабеш), что привело к увеличению количества построенных крепостей и замков. В Эфиопии, которую, естественно, трудно защищать из-за многочисленных амбас или гор с плоскими вершинами и пересечённой местности, эти сооружения не имели большого тактического значения, в отличие от преимуществ, которые они давали, если располагались на равнинной местности в Европе и других регионах; поэтому в Эфиопии не было традиции их строительства. Строительство замков, особенно в районе озера Тана, началось во время правления Сарсы Денгеля, и последующие императоры продолжили эту традицию, что в конечном итоге привело к созданию Фасил Гебби (королевского комплекса замков) в недавно основанной столице Гондаре (1635).
Император Сусеньос (годы правления 1606–1632) принял католичество в 1622 году и попытался сделать его государственной религией, объявив таковой с 1624 года до своего отречения от престола. В это время он нанял арабских, гуджаратских (привезённых иезуитами), иезуитских и местных каменщиков, некоторые из которых были бета-израильтянами, и перенял их стиль. Во время правления его сына Фасилидаса большинство этих иностранцев были изгнаны, хотя некоторые из их архитектурных стилей были включены в преобладающий эфиопский архитектурный стиль. Этот стиль династии Гондэринов сохранялся на протяжении XVII и XVIII веков, особенно в XVIII веке, и повлиял на современные стили XIX и последующих веков.
Европейцы и европейские влияния
Afrikaner
Капская голландская архитектура — это традиционная африканерская архитектура, которая является одним из самых характерных типов архитектуры поселенцев в мире.[нужна ссылка] Она развивалась в течение полутора веков, когда Кейп был голландской колонией. Даже к концу этого периода, в начале XIX века, в колонии проживало менее пятидесяти тысяч человек, разбросанных по территории размером примерно с Соединённое Королевство. Здания в капском голландском стиле отличались поразительным единообразием и были явно связаны с сельской архитектурой северо-западной Европы, но в то же время имели свой неповторимый африканский характер и особенности.
Колониальные укрепления в Западной Африке
Первые европейские колонии на побережье Западной Африки строили большие форты, которые можно увидеть в замке Эльмина, замке Кейп-Кост, Кристиансборге, Форт-Хьюз и других местах. Обычно они были простыми, с небольшим количеством украшений, но в Форт-Дикскув их было больше. Постепенно появлялись и другие украшения, а стиль вдохновил на создание более поздних зданий, таких как Форт-Ламу и каменный дворец Кумаси.
Эклектика
Европейские художники XVIII века отправлялись в Африку и на Ближний Восток в надежде найти новое вдохновение для своего творчества. Такие путешествия стали обычным делом и изменили политические и культурные отношения между Африкой, Ближним Востоком и Европой.[136] К концу XIX века большинство зданий отражали модный европейский эклектизм и перенимали средиземноморские или даже североевропейские стили. Образцы колониальных городов той эпохи сохранились в Сен-Луи, Гранд-Бассаме, Свакопмунде, Кейптауне, Луанде. Несколько зданий были спроектированы и изготовлены в Европе и доставлены для возведения. Эта европейская традиция сохранялась вплоть до XX века, когда строились усадьбы в европейском стиле, такие как Шива-Нганду на территории современной Замбии, или бурские фермы в Южной Африке, а также многие городские здания.
Модернизм
Влияние современной архитектуры стало ощущаться в 1920-х и 1930-х годах. Ле Корбюзье разработал несколько так и не реализованных проектов для Алжира, в том числе для Немура и для реконструкции Алжира. В других странах Стеффен Арендс работал в Южной Африке, а Эрнст Май — в Найроби и Момбасе.
Эритрея
Итальянская футуристическая архитектура оказала сильное влияние на дизайн Асмэры. В Ливии и Итальянской Восточной Африке были построены спланированные деревни, в том числе новый город Триполи, в которых использовались современные проекты.
После 1945 года Максвелл Фрай и Джейн Дрю продолжили работу над британскими школами в Гане, а также спроектировали Ибаданский университет. Реконструкция Алжира открыла больше возможностей: собор Святого Сердца в Алжире и университеты, спроектированные Оскаром Нимейером, Кензо Танге, Якобом Цвайфелем
и Skidmore, Owings and Merrill. Но современная архитектура в этом смысле в основном оставалась прерогативой европейских архитекторов вплоть до 1960-х годов. Одним из примечательных исключений была Le Groupe Transvaal в Южной Африке, которая строила дома, вдохновлённые Вальтером Гропиусом и Ле Корбюзье.Марокко
Эли Азагури стал первым марокканским архитектором-модернистом в 1950-х годах. Группа современных марокканских архитекторов — сначала возглавляемая Мишелем Экошаром, директором по городскому планированию при протекторате Франции — активно строила общественное жилье в районе Хей Мохаммеди в Касабланке, которое обеспечивало «культурно специфическую среду обитания» для рабочих и мигрантов из сельской местности. Семирамис, Нид д’Абей (Honeycomb) и Carrières Centrales были некоторыми один из первых примеров этого народного модернизма. Carrières Centrales был первым проектом, в котором использовалась сетка 8×8, связанная с GAMMA.
1953 ЦИАМ
На Международном архитектурном современном конгрессе 1953 года (CIAM) Экошар вместе с Жоржем Кандилисом представил работу ATBAT-Afrique — африканского филиала Atelier des Bâtisseurs, основанного в 1947 году такими деятелями, как Ле Корбюзье, Владимир Бодянский и Андре Вогенски. Это было исследование бидонвилей Касабланки под названием «Среда обитания для наибольшего числа людей». В нём оспаривалась доктрина, утверждавшая, что архитекторы должны учитывать местную культуру и климат в своих проектах. Это вызвало большие споры среди архитекторов-модернистов по всему миру и в конечном итоге привело к расколу.
После обретения независимости
Французско-марокканский архитектор Жан-Франсуа Зевако построил в Марокко экспериментальные модернистские сооружения. Абдеслам Фарауи, Патрис де Мазьер и Мурад Бен Эмбарек также были известными архитекторами-модернистами в Марокко.
Постколониальная архитектура
После окончания колониального периода было построено несколько новых городов, а другие были значительно расширены. Пожалуй, самый известный пример — Абиджан, где большинство зданий по-прежнему проектировались известными неафриканскими архитекторами. В Ямусукро базилика Богоматери Мира в Ямусукро является примером стремления к монументальности в этих новых городах, но Арка 22 в старой столице Гамбии Банжуле демонстрирует такую же браваду.
Также появились экспериментальные проекты, в частности Центр Истгейт в Зимбабве. Это здание с усовершенствованной системой естественного кондиционирования воздуха было спроектировано с учётом климата и потребностей Хараре, а не импортировано из менее подходящих проектов. Нео-народная архитектура продолжает развиваться, например, в Большой мечети Нионо или Новой Гурне Хассана Фати.
Другими примечательными сооружениями последних лет стали крупнейшие в мире плотины. Плотины Асуанская плотина и плотина Акосомбо удерживают крупнейшие в мире водохранилища. В последние годы во многих странах также возобновилось строительство мостов, а Трансафриканская железная дорога, возможно, является последней из крупных железных дорог, построенных в мире.
Традиционное возрождение
Возрождение интереса к традиционным стилям началось в Каире в начале XIX века. К началу XX века это распространилось на Алжир и Марокко, и с тех пор колониальные здания по всему континенту стали строиться в традиционном африканском архитектурном стиле. Мечеть Джамия в Найроби является типичным примером. В некоторых случаях архитекторы пытались сочетать местный и европейский стили, как, например, в Багамойо.