Архитектура барокко

Базилика Суперга близ Турина работы Филиппо Юварры (1717-1731)

Архитектура барокко — это в высшей степени декоративный и театральный стиль, который появился в Италии в начале 17 века и постепенно распространился по Европе. Первоначально он был введен Католической церковью, в частности иезуитами, как средство борьбы с Реформацией и протестантской церковью с помощью новой архитектуры, которая внушала удивление и трепет. Своего пика он достиг в эпоху Высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции, Баварии и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) она дошла до России, Османской империи и испанских и португальских колоний в Латинской Америке. Примерно в 1730 году в Центральной Европе появился и процветал еще более продуманный декоративный вариант, называемый рококо.

Архитекторы эпохи барокко взяли основные элементы архитектуры эпохи Возрождения, включая купола и колоннады, и сделали их выше, величественнее, украшеннее и драматичнее. Внутренних эффектов часто достигали с использованием квадратичной (т.е. объемной живописи в сочетании со скульптурой): взгляд устремлен вверх, создавая иллюзию, что человек смотрит в небеса. Скопления скульптурных ангелов и раскрашенных фигур заполняют потолок. Свет также использовался для создания драматического эффекта; он струился с куполов и отражался от обилия позолоты. Также часто использовалисьвитые колонны, чтобы создать иллюзию движения вверх, а картуши и другие декоративные элементы занимали все доступное пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.

В раннем барокко (1584-1625) в значительной степени доминировали работы римских архитекторов, в частности в церкви Джезу работы Джакомо делла Порта (освящен в 1584 году) фасад и колоннада базилики Святого Петра работы Карло Мадерно (завершено в 1612 году) и роскошные интерьеры дворца Барберини работы Пьетро да Кортона (1633-1639) и Санта-Сусанны (1603) работы Карло Мадерно. Во Франции ранним примером этого стиля был Люксембургский дворец (1615-45), построенный Саломоном де Броссом для Марии Медичи.

В Высоком барокко (1625-1675) в Риме были созданы основные работы Пьетро да Кортоны, в том числе (церковь Санти Лука и Мартина) (1635-50); Франческо Борромини (Алле Кватро Фонтане Сан-Карло (1634-1646)); и Джан Лоренцо Бернини (Колоннада площади Святого Петра) (1656-57).). В Венеции среди работ в стиле высокого барокко была Санта-Мария-делла-Салюте работы Бальдассаре Лонгены. Примеры во Франции включали Павильон Орложа в Луврском дворце работы Жака Лемерсье (1624-1645), Часовню Сорбонны работы Жака Лемерсье (1626-35) и Замок Мезон работы Франсуа Мансара (1630-1651).

В позднем барокко (1675-1750) стиль распространился по всем частям Европы, а также в колониях Испании и Португалии в Новом Свете. Национальные стили стали более разнообразными и отчетливыми. Позднее барокко во Франции при Людовике XIV было более упорядоченным и классическим; примерами были Зеркальный зал Версальского дворца и купол Дома инвалидов. Особенно богато украшенный вариант, появившийся в начале 18 века; сначала его называли Rocaille во Франции; затем рококо в Испании и Центральной Европе. Скульптурные и расписные украшения покрывали все пространство на стенах и потолке. Его самым знаменитым архитектором был Бальтазар Нейман, известный базиликой Четырнадцати Святых Помощников и резиденцией Вюрцбург (1749-51).

Раннее барокко (1584-1625)

Архитектура барокко впервые появилась в конце 16-начале 17 века в религиозной архитектуре Рима как средство противодействия популярной привлекательности протестантской реформации. Это была реакция на более суровый и академический стиль более ранних церквей, она была направлена на то, чтобы внушить простым людям эффект удивления, эмоций и благоговения. Для достижения этой цели использовалось сочетание контраста, движения, тромбона и других драматических и театральных эффектов, таких как квадратура — использование расписных потолков, которые создавали иллюзию, что смотришь прямо в небо. Новый стиль особенно понравился новым религиозным орденам, включая театинцев и иезуитов, которые построили новые церкви, призванные привлекать и вдохновлять широкую популярную аудиторию.

Рим

Один из первых архитекторов эпохи барокко, Карло Мадерно, использовал барочные эффекты пространства и перспективы в новом фасаде и колоннаде базилики Святого Петра, которые были спроектированы так, чтобы контрастировать с гигантским куполом, построенным ранее Микеланджело, и дополнять его. Другими влиятельными ранними примерами в Риме были церковь Джезу работы Джакомо делла Порта (освящена в 1584 году) с первым фасадом в стиле барокко и богато украшенным интерьером и Санта-Сусанна (1603) работы Карло Мадерно.

Париж

Вскоре иезуиты импортировали этот стиль в Париж. Церковь Сен-Жерве-и-Сен-Проте в Париже (1615-1621) имела первый во Франции фасад в стиле барокко, отличающийся, как и итальянские фасады в стиле барокко, тремя наложенными друг на друга классическими ордерами.[10] Итальянский стиль дворцов был также импортирован в Париж Марией Медичи для ее новой резиденции, Люксембургского дворца (1615-1624) по проекту архитектора Саломона де Броссе, и для нового крыла замка Блуа по проекту Франсуа Мансара (1635-38). Николя Фуке, управляющий финансами молодого короля Людовика XIV, выбрал новый стиль для своего замка в Во-ле-Виконт (1612-1670) работы Луи Ле Во. Позже король заключил его в тюрьму из-за непомерной стоимости дворца.

Южные Нидерланды

В Южных Нидерландах архитектура в стиле барокко была введена католической церковью в контексте Контрреформации и Восьмидесятилетней войны. После отделения Нидерландов церкви в стиле барокко были построены по всей стране. Одним из первых архитекторов был Вацлав Кобергер (1560-1634), который построил базилику Богоматери Шерпенхойвель с 1609 по 1627 год и церковь Святого Августина в Антверпене. Другими церквями являются, например, церковь Святого Карла Борромео в Антверпене (1615-1621) и церковь Святой Вальбурги в Брюгге (1619-1641), обе построены Питером Гюйссенсом. Позже были построены и светские здания, такие как залы гильдий на площади Гран-Плас в Брюсселе и несколько колокольен.

Центральная Европа

Первым примером раннего барокко в Центральной Европе была церковь Тела Христова в Несвиже в Речи Посполитой, построенная иезуитами по римскому образцу между 1586 и 1593 годами в Несвиже (после 1945 года в Несвиже в Беларуси). Церковь также отличается тем, что является первой купольной базиликой с фасадом в стиле барокко в Содружестве и Восточной Европе. Другим ранним примером в Польше является костел Святых Петра и Павла в Кракове, построенный между 1597 и 1619 годами итальянским архитектором-иезуитом Джованни Марией Бернардони.

Высокое барокко (1625-1675)

Италия

Папа Урбан VIII, занимавший папский престол с 1623 по 1644 год, стал самым влиятельным покровителем стиля барокко. После смерти Карло Мадерно в 1629 году Урбан назначил архитектора и скульптора Джана Лоренцо Бернини главным папским архитектором. Бернини создал не только здания в стиле барокко, но и интерьеры в стиле барокко, площади и фонтаны, превратив центр Рима в огромный театр. Бернини перестроил церковь Санта-Бибиана и церковь Сан-Себастьяно аль Палатино на Палатинском холме в достопримечательности в стиле барокко, спланировал Фонтан дель Тритоне на площади Пьяцца Барберини и создал возвышающийся бальдаккино в качестве центрального элемента базилики Святого Петра.

Высокое барокко постепенно распространилось по Италии, за пределы Рима. В этот период Санта-Мария-делла-Салюте был построен Бальдассаре Лонгеной в Венеции (1630-31). Церкви были не единственными зданиями, использовавшими стиль барокко. Одним из лучших памятников раннего барокко является дворец Барберини (1626-1629), резиденция семьи Урбана VIII, строительство которой было начато Карло Мадерно, а завершено и украшено Бернини и Франческо Борромини. Внешняя часть семейной резиденции папы Римского была относительно сдержанной, но интерьеры, и особенно огромная фреска на потолке салона, Аллегория Божественного провидения и власти Барберини, написанная Пьетро да Кортоной, считаются шедеврами искусства и декора барокко. Изогнутые фасады и иллюзия движения были фирменным блюдом Франческо Борромини, особенно в San Carlo alle Quattro Fontane (1634-1646), одной из достопримечательностей высокого барокко. Еще одним важным памятником того периода была церковь Санти Лука и Мартина в Риме работы Пьетро да Кортона (1635-50) в форме греческого креста с элегантным куполом. После смерти Урбана VIII и краткого правления его преемника папство папы Александра VII с 1666 по 1667 год в Риме продолжалось строительство церквей, площадей и фонтанов в стиле барокко Карло Райнальди, Бернини и Карло Фонтана.

Франция

Король Людовик XIII отправил архитектора Жака Лемерсье в Рим между 1607 и 1614 годами для изучения нового стиля. По возвращении во Францию он спроектировал Павильон Орлоги в Луврском дворце (начало 1626 года) и, что более важно, часовню Сорбонны, первый церковный купол в Париже. Он был спроектирован в 1626 году, а строительство началось в 1635 году. Следующим важным проектом французского барокко стал гораздо больший купол для церкви Валь-де-Грас, начатый в 1645 году Лемерсье и Франсуа Мансаром и законченный в 1715 году. Вскоре для Колледжа Четырех наций (ныне Институт Франции) был добавлен третий купол в стиле барокко.

В 1661 году, после смерти кардинала Мазарини, молодой Людовик XIV взял на себя непосредственное руководство правительством. Искусством руководил его генеральный финансовый контролер, Жан-Батист Кольбер. Шарль Ле Брюн, директор Королевской академии живописи и скульптуры, был назначен управляющим королевскими зданиями, отвечающим за все королевские архитектурные проекты. Королевская академия архитектуры была основана в 1671 году с целью сделать Париж, а не Рим, художественной и архитектурной моделью для мира.

Первым архитектурным проектом Людовика XIV была предложенная реконструкция фасада восточного крыла дворца Лувр. Бернини, в то время самый известный архитектор Европы, был вызван в Париж для представления проекта. Начиная с 1664 года Бернини предлагал несколько вариантов барокко, но в конце концов король выбрал проект французского архитектора Шарля Перро в более классическом варианте барокко. Постепенно это стало стилем Людовика XIV. Вскоре Людовик был занят еще более масштабным проектом — строительством нового Версальского дворца. Выбранными архитекторами были Луи Ле Во и Жюль Ардуэн-Мансар, а фасады нового дворца были построены вокруг более раннего Мраморного двора между 1668 и 1678 годами. Барочное величие Версаля, особенно фасада, выходящего в сад, и Зеркального зала Жюля Ардуэна-Мансара, стали образцами для других дворцов по всей Европе.

Позднее барокко (1675-1750)

В период позднего барокко (1675-1750) этот стиль появился по всей Европе, от Англии и Франции до Центральной Европы и России, от Испании и Португалии до Скандинавии, а также в колониях Испании и Португалии в Новом Свете и на Филиппинах. Она часто носила разные названия, и региональные различия становились более отчетливыми. Особенно богато украшенный вариант появился в начале 18 века, называемый Рокайль во Франции и рококо в Испании и Центральной Европе. Скульптурные и расписные украшения, покрывающие каждое пространство на стенах и потолке. Среди наиболее выдающихся архитекторов этого стиля был Бальтазар Нейман, известный базиликой Четырнадцати Святых Помощников и резиденцией Вюрцбург (1749-51). Эти работы были одними из последних проявлений рококо или позднего барокко.

Италия

К началу 18 века здания в стиле барокко можно было встретить во всех частях Италии, часто с региональными вариациями. Известные примеры включали базилику Суперга с видом на Турин работы Филиппо Юварры (1717-1731), которая позже была использована в качестве модели для Пантеона в Париже.  Дворец Ступиниджи (1729-31) был охотничьим домиком и одной из резиденций Королевского дома Савойи недалеко от Турина. Он также был построен Филиппо Юваррой.

Франция

В период позднего барокко во Франции развивалось убранство Версальского дворца, включая Зеркальный зал и часовню. Позже в тот период, во время правления Людовика XV, в Париже появился новый, более богато украшенный вариант, стиль Рокайль, или французское рококо, который процветал примерно с 1723 по 1759 год Наиболее ярким примером был салон принцессы в отеле Субиз в Париже, спроектированный Жерменом Боффраном и Шарлем-Жозефом Натуаром (1735-40).

Англия

Кристофер Рен был ведущей фигурой позднего барокко в Англии, его реконструкция собора Святого Павла (1675-1711) была вдохновлена моделью базилики Святого Петра в Риме, его планом Гринвичской больницы (начата в 1695 году) и дворца Хэмптон-Корт (1690-96). Среди других британских деятелей позднего барокко были Иниго Джонс для Уилтон-Хауса (1632-1647) и два ученика Рена, Джон Ванбру и Николас Хоксмур, для замка Говард (1699-1712) и дворца Бленхейм (1705-1724).

Литва

В 17 веке здания в стиле позднего барокко в Литве были построены в итальянском стиле барокко, однако в первой половине 18 века в столице Вильнюсе сформировался характерный архитектурный стиль виленского барокко (в котором архитектуру преподавали в Вильнюсской иезуитской академии, иезуитских колледжах, доминиканских школах) и распространился по всей Литве. Наиболее отличительными чертами церквей, построенных в стиле виленского барокко, являются очень высокие и стройные башни главных фасадов с по-разному оформленными отсеками, волнистость карнизов и стен, декоративность ярких цветов и разноцветные алтари из мрамора и лепнины в интерьерах. Литовская знать финансировала реконструкцию и строительство церквей позднего барокко, монастырей (например, монастыря Пажайслис) и их личных дворцов (например, дворца Сапеги, дворца Слушко, Малого дворца Радвило).

Известными архитекторами, построившими здания в стиле позднего барокко в Литве, являются Иоганн Кристоф Глаубиц, Томас Зебровски, Пьетро Перти (сотрудничал с художниками Микеланджело Паллони, Джованни Мария Галли), Джамбаттиста Фредиани, Пьетро Путтини, Карло Путтини, Ян Заор, Г. Ленкевич, Абрахам Вюрцнер, Ян Валентинус Тобиас Дидерштейн, П. И. Хофер, Паоло Фонтана и т.д.

 

Центральная Европа

Многие из самых необычных зданий позднего барокко были построены в Австрии, Германии и Чехии. В Австрии ведущей фигурой был Фишер фон Эрлах, который построил Карлскирхе, самую большую церковь Вены, во славу императоров Габсбургов. Эти работы иногда заимствовали элементы из Версаля в сочетании с элементами итальянского барокко для создания новых грандиозных эффектов, как в дворце Шварценберг (1715). Иоганн Лукас фон Хильдебрандт использовал парадные лестницы и эллипсы для достижения своих эффектов в верхнем и нижнем дворце Бельведер в Вене (1714-1722). В аббатстве Мельк, Якоб Прандтауэр использовал обилие полихромного мрамора и лепнины, скульптур и потолочных росписей для достижения гармоничных и в высшей степени театральных эффектов.

Другой важной фигурой немецкого барокко был Бальтазар Нойманн (1687-1753), среди работ которого была Вюрцбургская резиденция для князей-епископов Вюрцбурга с ее знаменитой лестницей. В Богемии ведущим архитектором эпохи барокко был Кристоф Динценхофер, здание которого отличалось сложными изгибами, контркругами и эллиптическими формами, что делало Прагу, как и Вену, столицей позднего барокко.

Испания

Политические и экономические кризисы 17 века в значительной степени задержали появление барокко в Испании до позднего периода, хотя иезуиты всячески этому способствовали. Его ранними характеристиками были роскошный внешний вид, контрастирующий с относительно простым интерьером и множеством помещений. Они тщательно спланировали освещение в интерьере, чтобы создать впечатление таинственности. Начало 18 века, Известные испанские примеры включали новый западный фасад собора Сантьяго-де-Компостела (1738-50) с его впечатляющими башнями, работы Фернандо де Касаса Новоа. В Севилье Леонардо де Фигероа был создателем Дворца Сан-Тельмо с фасадом, вдохновленным итальянским барокко. Самые изысканные произведения испанского барокко были выполнены Хосе Бенито де Чурригера в Мадриде и Саламанке. В его работах здания почти подавлены орнаментом из позолоченного дерева, гигантскими изогнутыми колоннами и скульптурной растительностью. Два его брата, Хоакин и Альберто, также внесли важный, хотя и менее украшенный вклад в то, что стало известно просто как стиль чурригереск.

Латинская Америка и Северная Америка

Стиль барокко был импортирован в Латинскую Америку в 17 веке испанцами и португальцами, в частности иезуитами для строительства церквей. Этот стиль иногда называли Churrigueresque, в честь семьи архитекторов в стиле барокко из Саламанки. Особенно прекрасным примером является собор Сакатекас в городе Сакатекас, в северо-центральной Мексике, с его роскошным скульптурным фасадом и двумя колокольнями. Другим важным примером является Сан-Кристобаль-де-лас-Касас в Мексике. Ярким примером в Бразилии является монастырь Сан-Бенту в Рио-де-Жанейро. началось в 1617 году, с дополнительной отделкой после 1668 года. Столичная дарохранительница Столичный собор Мехико, справа от главного собора, построен Лоренцо Родригесом между 1749 и 1760 годами для хранения архивов и облачений архиепископа, а также для приема посетителей.

Португальская колониальная архитектура была смоделирована по образцу архитектуры Лиссабона, отличной от испанского стиля. Самым известным архитектором Бразилии был Алейджадиньо, который был уроженцем Бразилии, наполовину португальцем и самоучкой. Его самая известная работа — церковь святого Франциска Ассизского (Ору-Прету).

Характеристики

В архитектуре барокко часто использовались визуальные и театральные эффекты, призванные удивлять и внушать благоговейный трепет зрителю:

  • Купола были общей чертой. Их интерьеры часто изображали небо, наполненное ангелами и скульптурными солнечными лучами, что наводило на мысль о славе или видении небес. Грушевидные купола иногда использовались в баварском, чешском, польском и украинском барокко
  • quadratura. Картины в стиле тромпель с изображением ангелов и святых на куполе и потолке в сочетании с лепными рамами или украшениями, которые создают иллюзию трехмерности и взгляда сквозь потолок на небеса. Иногда кажется, что раскрашенные или изваянные фигуры Атлантов поддерживают потолок. В некоторых церквях в стиле барокко иллюзионистическая роспись потолка создавала иллюзию трехмерности.
  • парадные лестницы. Лестницы часто занимали центральное место и использовались для создания драматического эффекта. поэтапно поднимаясь вверх, открывая меняющиеся виды с разных уровней, служа декорацией для церемоний.
  • картуш в сложных формах и скульптурных рамах разделяет поверхности и придает стенам трехмерные эффекты.
  • зеркала для создания впечатления глубины и большего пространства, особенно в сочетании с окнами, как в Зеркальном зале в Версальском дворце.
  • незавершенные архитектурные элементы, такие как фронтоны с отсутствующими секциями, приводящие к слиянию секций и дезориентирующие глаз.
  • Светотень. Использование сильных контрастов темноты и света для драматического эффекта.
  • Накладная скульптура. Путти или фигуры на потолке или чуть ниже него, сделанные из дерева (часто позолоченного), штукатурки, мрамора или искусственной отделки, создающие впечатление парения в воздухе.
  • Соломоновы колонны, которые создавали иллюзию движения.
  • эллиптические или овальные пространства, исключающие прямые углы. Иногда овальный неф окружали расходящиеся круглые часовни. Это было отличительной чертой базилики Четырнадцати Святых Помощников Бальтазара Ноймана.

Планы

 
 

Основные архитекторы и работы в стиле барокко в разбивке по странам

Италия

  • Carlo Maderno – Санта-Сусанна (1595–603); Собор Святого Петра и Sant’Andrea della Valle, Рим
  • Pietro da Cortona – Santa Maria della Pace (1656–68), Santi Luca e Martina, Рим
  • Gian Lorenzo Bernini – Площадь Святого Петра, Palazzo Barberini, Sant’Andrea al Quirinale, Рим
  • Франческо Борромини – San Carlo alle Quattro Fontane, Sant’Ivo alla Sapienza, Рим
  • Carlo Fontana – San Marcello al Corso (1692–1697)
  • Francesco de Sanctis – Испанские ступени (1723)
  • Luigi Vanvitelli – Дворец Казерта (начато в 1752 году)
  • Гуарино Гуарини – Палаццо Кариньяно в Турине (1679), часовня Святой Плащаницы, Турин
  • Филиппо Юварра – базилика Суперга, Турин (1717-31)
Часовня Святой Плащаницы, Турин
Часовня Святой Плащаницы, Турин

Франция

  • Salomon de Brosse – Люксембургский дворец (1615–1645)
  • Louis Le Vau – (Во-ле-Виконт) (1658–1661), Collège des Quatre-Nations (1662–1688), Cour Carrée в Дворец Лувр (1668–1680)
  • Жюль Ардуэн-Мансар – часовня с куполом Дома инвалидов (закончена в 1708 году); садовый фасад и Зеркальный зал Версальского дворца
  • Robert de Cotte – Часовня Версальского дворца (1643–1715), Большой Трианон (1643–1715)
Купол Дома инвалидов, Париж
Купол Дома инвалидов, Париж

Англия

  • Кристофер Рен – Собор Святого Павла (1675–1711), Дворец Хэмптон-Корт (1690–1696), Гринвичская больница (начато в 1695 году)
  • Николас Хоксмур и Джон Ванбру – Замок Говард (1699–1712); Дворец Бленхейм (1705–1724)
  • Джеймс Гиббс – Камера Рэдклиффа, Оксфорд (1739-49)
Гринвичская больница сэра Кристофер Рен (1694)
Гринвичская больница сэра Кристофер Рен (1694)

Нидерланды

  • Якоб Ван Кампен – Королевский дворец Амстердама (тогда мэрия) (начат в 1648 году), дворец Нордейнде (1640) и Маурицхейс (1641)
  • Ливен де Ки – Ратуша (Харлем) (1620)
  • Питер Пост – Huis ten Bosch (1645-1652) и Мэрия Маастрихта (1686)
  • Сообщение Маурита – Дворец Сустдейк (1650)
  • Daniël Stalpaert – Het Scheepvaartmuseum (1655-1656) и Тромпенбург (1684)
  • Даниэль Маро – Дворец Хет-Лоо (1684–1686)
  • Bartholomeus van Bassen – Ньюве Керк (Гаага) (1656)
  • Пьер Кейперс – Oudenbosch Basilica (1892)
Королевский дворец Амстердама Автор: Jacob van Campen (1665)
Королевский дворец Амстердама Автор: Jacob van Campen (1665)

Германия

  • Агостино Барелли – дворец Нимфенбург, Мюнхен (1664-1675)
  • Matthäus Daniel Pöppelmann – Zwinger, Dresden (1697–1716)[51]
  • Георг Бар – Дрезденская Фрауэнкирхе, (1722-1738, разрушена в 1944 году, восстановлена в 1994-2005 годах)[52]
  • Иоганн Арнольд Неринг – Дворец Шарлоттенбург, Berlin (1695–1713)
  • Balthasar Neumann – Базилика Четырнадцати святых Помощников (1743–1772), Würzburg Residence (1735)
  • Johann Dientzenhofer и Johann Lukas von Hildebrandt – Schloss Weißenstein в Pommersfelden, Бавария (1711-1718)
  • Дворец Августусбург
Цвингер в Дрездене работы Маттеуса Даниэля Пеппельмана (1697-1716), реконструированный в 1950-х и 1960-х годах после разрушений, нанесенных Второй мировой войной.
Цвингер в Дрездене работы Маттеуса Даниэля Пеппельмана (1697-1716), реконструированный в 1950-х и 1960-х годах после разрушений, нанесенных Второй мировой войной.

Австрия

  • Johann Lukas von Hildebrandt, Upper Belvedere Palace in Vienna (1721–23)
  • Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах – Университетская церковь, Зальцбург (начато в 1696 году); Карлскирхе, Вена (1716-37); Австрийская национальная библиотека (начато в 1722 году)
  • Johann Bernhard Fischer von Erlach and Johann Lukas von Hildebrandt – Palais Auersperg in Vienna
  • Jakob Prandtauer and Josef Munggenast, Abbey of Melk (1702–1738)
  • Сантино Солари, Зальцбургский собор (фасад и интерьер купола) (1614-1628)
Верхний дворец Бельведер в Вене (1721-23)
Верхний дворец Бельведер в Вене (1721-23)

Чешская Республика

  • Жан-Батист Мати – дворец Троя, Прага (1679-1691)
  • Кристоф Динценхофер – Бржевновский монастырь, Прага (1708-1721) – церковь Святого Николая. Прага (1704-55)
  • Kilian Ignaz Dientzenhofer – Дворец Кински (Прага) (1755–1765)
Дворец Троя, Прага (1679-1691)
Дворец Троя, Прага (1679-1691)

Словакия

  • Пьетро Споццо – иезуитская церковь в Трнаве (1629-37)

Венгрия

  • András Mayerhoffer – Gödöllő Palace near Budapest (begun 1733)
  • Ignác Oraschek and Márton Wittwer: Esterházy Palace in Fertőd

Румыния

  • Johann Eberhard Blaumann – Bánffy Palace in Cluj (1774–75)
  • Johann Lukas von Hildebrandt – Епископский дворец в Орадя (1736–1750)
  • Joseph Emanuel Fischer von Erlach – Собор Святого Георгия, Тимишоара
  • Anton Erhard Martinelli – Собор Святой Троицы, Блаж (1738–1749)
  • Samuel von Brukenthal – Дворец Брукенталя в Сибиу (1777–87)
  • Франц Бургер – средняя школа Брукенталя в Сибиу (1779-81)
  • Иезуитская церковь, Сибиу (1726-33)
  • Gheorghe Lazăr National College (Sibiu)
Собор Святого Георгия, Тимишоара Автор: Joseph Emanuel Fischer von Erlach
Собор Святого Георгия, Тимишоара Автор: Joseph Emanuel Fischer von Erlach

Польша

  • Giovanni Maria Bernardoni – Церковь святых Петра и Павла, Краков (1597–1619)
  • Йозеф Эмануэль Фишер фон Эрлах – Часовня Святого Причастия, кафедральный собор Вроцлава
  • Карл Фридрих Пеппельманн – Голубой дворец в Варшаве (1728)
  • Дворец Тильмана ван Гамерена – Красинских, Варшава (1677-1682)
  • Johann Lukas von Hildebrandt – Королевский замок, Варшава (1711)
  • Фридрих Кархер – Расширение Королевского замка, Варшава (1700)
  • Августин Винценти Лоччи и Андреас Шлютер – Реконструкция Виляновского дворца (1677-1696)
Wilanów Palace, Варшава (1677–1696)
Wilanów Palace, Варшава (1677–1696)

Португалия

  • Жуан Антунеш – церковь Санта-Энграсия, Лиссабон (ныне Национальный пантеон Португалии; начат в 1681 году)
  • Николау Насони – Церковь Клеригуш в Porto (1732–1763); Дворец Матеуса в Вила-Реал (1739–1743)
Церковь Санта-Энграсия, Лиссабон (ныне Национальный пантеон Португалии; начат в 1681 году)
Церковь Санта-Энграсия, Лиссабон (ныне Национальный пантеон Португалии; начат в 1681 году)

Португальское колониальное барокко

  • Aleijadinho – Церковь Святого Франциска Ассизского (Ору-Прету), Бразилия (1771–1794)
  • Базилика и монастырь Носа-Сеньора-ду-Карму, Ресифи, Бразилия (1665-1767)
  • Церковь Святой Анны, Талаулим, Индия (1577-1695)
  • Церковь Святого Доминика, Макао, Китай (1587)
Интерьер базилики и монастыря Носа-Сеньора-ду-Карму, Ресифи, Бразилия, построен между 1665 и 1767 годами
Интерьер базилики и монастыря Носа-Сеньора-ду-Карму, Ресифи, Бразилия, построен между 1665 и 1767 годами

Испания

  • Фернандо де Касас Новоа – Западный фасад собора Сантьяго-де-Компостела (1738-1750)[57]
  • Алонсо Кано – Пристройки в стиле барокко к кафедральному собору Гранады (1667)[57]
  • Leonardo de Figueroa – Palacio de San Telmo, Севилья, (1682)
  • Хосе Бенито де Чурригера – Церковь Сан–Каэтано, Мадрид — Алтарь церкви Сан-Эстебан, Саламанка (1693)
  • Francisco Hurtado Izquierdo – Гранадский Чартерхаус, Гранада (1727–1764)

Испано -американское барокко

В Столичном соборе Мехико строился с 1573 по 1813 год.
В Столичном соборе Мехико строился с 1573 по 1813 год.
  • Лоренцо Родригес – Столичная дарохранительница Столичного собора Мехико, Мексика (1749-1760)
  • Кафедральный собор Сакатекаса в городе Сакатекас, Мексика (1729-1772)
  • Испанцы Хосе де ла Крус, Антонио де Нава и Луиджи Томасси – собор Чиуауа, Мексика, (1725-1760)
  • Монастырь Сан-Франциско, улица Мадеро, Мехико, построен примерно в 16 веке
  • Flemish Jean-Baptiste Gilles and Diego Martínez de Oviedo – Iglesia de la Compañía de Jesús, Cusco, Peru (1668)
  • Juan Miguel de Veramendi, Juan Correa, Miguel Gutiérrez Sencio – Cusco Cathedral, in Cusco, Peru (1560–1664)
  • Дворец Торре Тагле, в Лиме, Перу (1715)
  • Кафедральный собор Лимы, Перу (1535-1649)
  • Базилика и монастырь Нуэстра-Сеньора-де-ла-Мерсед, Лима, Перу (1535)
  • Базилика Сан-Франциско, Ла-Пас, Боливия (1743-1772)
  • Гаванский собор на Кубе, построен между 1748 и 1777 годами
  • Базилика Менор-де-Сан-Франциско-де-Асис в Гаване, Куба, построена между 1580 и 1738 годами.

Скандинавские страны

  • Elias David Häusser (Дания) – Дворец Кристиансборг (1-й)
  • Ламберт ван Хейвен (Дания) – Церковь Нашего Спасителя, Копенгаген (1682–1747)
  • Никодимус Тессин Старший (Швеция) – Дворец Дроттнингхольм (1662-1681) – Кальмарский собор в Смоланде, Швеция (1660-1703)
Церковь Нашего Спасителя, Копенгаген (1682-1747)
Церковь Нашего Спасителя, Копенгаген (1682-1747)

Россия

  • Giovanni Maria Fontana – Меншиковский дворец (Санкт-Петербург) (1710-1720–е)
  • Георг Иоганн Маттарнови – Кунсткамера в стиле петровского барокко, Санкт-Петербург, завершено к 1727 году
  • Бартоломео Франческо Растрелли – Фасад Смольного монастыря, Санкт-Петербург (1748-1754); Строгановский дворец (1753-1754); Воронцовский дворец (Санкт-Петербург) (1749-1757); Зимний дворец в Санкт-Петербурге (1754-1762)
  • Доменико Трезини – Петропавловская крепость, Санкт-Петербург (1706-1740)
  • Михаил Земцов – Спасо-Преображенский собор (Санкт-Петербург) (1743–54)
Знаменская церковь (Дубровицы) 1690-1698 Подольск, Москва
Знаменская церковь (Дубровицы) 1690-1698 Подольск, Москва

Украина

  • Франческо Бартоломео Растрелли – Мариинский дворец в Киеве (1744-1752); Андреевская церковь, Киев (1744-1767), оба в елизаветинском стиле
  • По приказу Якова Лизогуба – Дом Лизогуба (1690-е); Екатерининская церковь, Чернигов (1715)
  • Свято-Николаевский собор, Нежин (17 век), прототип украинского барокко
  • Большая часть Выдубичского монастыря (17-19 века)
  • Части Киево-Печерской лавры (17-18 века)
Андреевская церковь, Киев
Андреевская церковь, Киев

Мальта

  • Bontadino de Bontadini – Акведук Вигнакур (1612-1615) и Арка Вигнакур
  • Франческо Бунамичи – церковь иезуитов, Валлетта (1635)[64]
  • Mattia Preti – Собор Святого Иоанна (1660-е); Церковь Богоматери Побед, Валлетта (1752)
  • Lorenzo Gafà – Церковь Святого Лаврентия, Витториоза (1681–97); Собор Святого Павла, Мдина (1696-1705); Успенский собор, Гозо (1697–1711)
  • Andrea Belli – Auberge de Castille (1741–45)
Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий