Архитектура Ирландии – одна из наиболее заметных особенностей ирландской сельской местности, здесь в изобилии представлены останки всех эпох, начиная с каменного века. Ирландия славится своими разрушенными и нетронутыми нормандскими и англо-ирландскими замками, небольшими побеленными соломенными коттеджами и городскими зданиями в георгианском стиле. Что по непонятным причинам несколько менее известно, так это все еще завершенные загородные дома в палладианском стиле и рококо, которые можно выгодно сравнить с чем-либо подобным в северной Европе, а также множество готических и неоготических соборов и зданий в стране.
Несмотря на зачастую значительное британское и более широкое европейское влияние, мода и тенденции архитектуры были адаптированы к особенностям конкретного местоположения. Разновидности камня (особенно известняка, гранита и песчаника), известкового раствора, дерева, дерна, початков и соломы являются распространенными материалами в традиционной ирландской архитектуре.
Дохристианская Ирландия
каменный круг Грейндж — крупнейшее подобное мегалитическое сооружение в Ирландии. Самая ранняя датируется неолитом или поздним каменным веком. Мегалитические гробницы относительно распространены, причем придворные могилы или придворные гробницы являются самыми старыми, некоторые из них датируются примерно 3500 годом до нашей эры. Такие гробницы состояли из длинной камеры с большой открытой площадкой (или двором) у входа. Этот «двор» обычно был выделен стоячими камнями, остальная часть сооружения также построена из камня.
Проходные гробницы состояли из центральной погребальной камеры с длинным проходом ко входу. Опять же, для стен часто использовались стоячие камни, а над крышей — каменные плиты. Ньюгрейндж, в частности, более интересен тем, что во внутренней камере для перекрытия крыши используется карниз. Камера и проход обычно находились в земляном холме, с камерой в центре (Ньюгрейндж снова примечателен наличием внешней каменной кладки на холме). Другие известные проходные могилы — это Ноут и Даут, также в долине Бойн недалеко от Дрохеды.
Начиная примерно с железного века, в Ирландии появились тысячи кольцевых фортов, или «ратс». Они состоят из земляной насыпи вокруг центрального укрепления, иногда расположенного на возвышенности. В некоторых случаях подземные ходы (туннели) являются частью конструкции. Они также строились как форты на холмах в зависимости от рельефа местности или как форты на мысах. Дуэнгус на Аранских островах — один из лучших примеров таких фортов, которые могли быть заселены в разное время, даже в эпоху Средневековья.
Раннехристианская Ирландия
Одна из достопримечательностей, которую обычно не встретишь за пределами Ирландии, — это круглая башня, например, в Клонмакнуазе в графстве Оффали или на острове Девениш недалеко от Эннискиллена в графстве Фермана. Обычно они строились на территории монастырей, которые возникли по всему острову, когда страна стала «землей святых и ученых». Возможно, они носили оборонительный характер, служа наблюдательными постами и местом убежища во время нападения (дверь в такие сооружения обычно находилась довольно высоко от земли). Набеги викингов на берега Ирландии и монастыри были относительно обычным делом. Церковь Святого Кронана в Туамгрейни, графство Клэр, дороманская церковь, построенная в 10 веке, является старейшей церковью, постоянно используемой как в Ирландии, так и в Великобритании.
В конце концов, некоторые викинги навсегда поселились в Ирландии, и главные города были основаны викингами. Хотя ни одно здание той эпохи сейчас не сохранилось в первозданном виде, некоторые уличные композиции берут свое начало в оригинальных планировках викингов. Остатки жилищ викингов были обнаружены во многих местах, но особенно на Вуд-Куэй в Дублине, в замке короля Иоанна в Лимерике и недалеко от Уотерфорда (где то, что считается первоначальным поселением в Уотерфорде, было обнаружено в 2004 году во время строительства городской кольцевой дороги).
Средневековая Ирландия
После ранних каменных руин следующими наиболее заметными достопримечательностями ирландской сельской местности являются бесчисленные остатки замков, дома-башни и неповрежденные замки. Помимо хорошо известных и отреставрированных замков, таких как замок Бунратти, многие неизвестные остатки (особенно домов-башен) находятся рядом с более новыми фермерскими домами или, опять же, просто в полях. Замок Каррикфергус, построенный Джоном де Курси в 1177 году в качестве своей штаб-квартиры после его вторжения в Ольстер, является наиболее прекрасно сохранившимся нормандским замком на острове. Замок в Каире также является особенно хорошо сохранившимся примером.
За это время в Ирландии также было построено много прекрасных церквей, таких как собор Святой Канис в Килкенни и собор Святой Марии в Лимерике. Наиболее распространенным был романский стиль, который можно увидеть в часовне Кормака на скале Кашел и в соборе Клонферт в Голуэе. Именно норманны принесли в Ирландию стиль готики с такими зданиями, как Церковь Христа и собор Святого Патрика в Дублине.
Некоторые из главных городов Ирландии были построены и укреплены до и во время средневекового периода. Лимерик оставался городом-крепостью до 18 века, в то время как средневековые стены Дерри все еще стоят сегодня. Такие объекты, как замок короля Джона, были построены как крупные укрепления.
Корк и Голуэй процветали как морские порты с созданием обширных набережных в этих городах, а также Лимерика и Дублина. Было построено множество вспомогательных зданий, таких как зернохранилища, складские помещения и ранние административные здания, такие как таможни, склады и рыночные дома. Некоторые из них были заменены, перестроены или демонтированы – многие оставшиеся портовые сооружения относятся к более поздним столетиям.
Реставрация и после
В течение десятилетий после Реставрации Стюартов в Ирландии были популярны архитектурные стили английского барокко, в том числе архитектура в стиле королевы Анны. Яркими примерами являются здания, спроектированные сэром Уильямом Робинсоном в период с 1670-х по начало 1700-х годов, в частности Королевская больница Килмейнхэм и Библиотека Марша. Также примечателен Томас Бург (1670–1730), архитектор библиотеки Тринити-колледжа (1712), больницы доктора Стивенса (1719) и Королевских казарм (1702).
В начале XVIII века по Ирландии прокатилась волна классической палладианской архитектуры. Движущей силой этой новой моды был ирландский архитектор Эдвард Ловетт Пирс. Пирс, родившийся в графстве Мит в 1699 году, изучал архитектуру в Италии, а в 1725 году вернулся в Ирландию, чтобы наблюдать за строительством, а затем и почти участвовать в проектировании первого палладианского особняка в Ирландии Каслтаун-Хаус.
Каслтаун-хаус был важной вехой в ирландской архитектуре, первоначально спроектированный итальянцем Алессандро Галилеем около 1717 года на манер итальянского городского палаццо для самого влиятельного человека Ирландии, политика, спикера Уильяма Конолли, он установил новый стандарт и моду в ирландской архитектуре. Первоначальный архитектор вернулся в Италию до того, как был заложен первый камень, впоследствии ирландец Пирс отвечал не только за строительство, но и за модификацию и улучшение первоначального плана. Начиная с середины 1720-х годов почти каждое крупное здание в Ирландии было отлито в палладианском стиле.
Благодаря Каслтауну и своим более поздним работам, в том числе Ирландским палатам парламента, Пирс прочно закрепил многие итальянские архитектурные концепции в Ирландии. После смерти Пирса в 1733 году его протеже Ричард Касселс (также известный как Ричард Касл) спроектировал многие из лучших зданий Ирландии в схожем, если не более строгом, палладианском стиле. Многие прекрасные загородные дома были построены в палладианском стиле по всей стране богатыми землевладельцами Ирландии. Некоторые из них, такие как Лейнстер-хаус и Рассборо-хаус (изображены выше), были одними из лучших образцов палладианской архитектуры. Палладианство в Ирландии часто отличалось от палладианства в других частях Европы богато украшенными интерьерами в стиле рококо, часто с лепниной Роберта Уэста и братьев Лафранкини. Хотя многие из этих особняков, такие как Саммерхилл-хаус, спроектированный Пирсом и Касселсом совместно, были разрушены во время многочисленных восстаний в Ирландии, многие примеры этого уникального сочетания рококо и палладианства сохранились до наших дней как уникальные образцы ирландского палладианства.
В другом месте Дублина Джордж Сэмпл построил больницу Святого Патрика (1747), а Томас Кули — Королевскую биржу (1769; ныне мэрия).
Грузинская Ирландия
Во второй половине XVIII века одним из самых выдающихся архитекторов страны был уроженец Лондона Джеймс Гэндон. Гэндон приехал в Ирландию в 1781 году по приглашению лорда Карлоу и Джона Бересфорда, ирландского комиссара по доходам. Здания, построенные Гэндоном в Дублине, включают Таможню, Четыре суда, Королевские гостиницы и восточную пристройку к зданию ирландского парламента на Колледж-Грин. К этому времени палладианский стиль получил дальнейшее развитие, и от строгих правил математического соотношения и оси, продиктованных Палладио, практически отказались. Эту последующую эволюцию обычно называют грузинской архитектурой. Именно в этом стиле были перестроены большие части Дублина, в результате чего город стали называть грузинским Дублином.
Фрэнсис Джонстон был третьим великим ирландским архитектором того периода. Джонстон некоторое время работал архитектором в Совете по строительству и, таким образом, отвечал за большую часть планирования Дублина в георгианском стиле. Он также оставил после себя ряд очень прекрасных зданий, в том числе церковь Святого Георгия, Хардвик-Плейс и дом вице-короля в Феникс-парке. Этот последний сейчас служит Араш-ан-Вахтараин, официальной резиденцией президента Ирландии, и является одной из возможных моделей для Белого дома в Вашингтоне. Лейнстер-хаус также претендует на это звание, а неоклассический замок Кул в графстве Фермана, спроектированный Джеймсом Уайаттом, имеет ещё большее сходство.
Помимо этих крупномасштабных зданий, отличительной чертой градостроительства в георгианскую эпоху были террасы и площади с элегантными семейными домами. В Ирландии многие из них в XIX веке превратились в многоквартирные дома, и значительная их часть была снесена в рамках различных программ по очистке трущоб в XX веке. Однако многие площади и террасы сохранились как в Дублине, так и в Лимерике. Особый интерес представляют площадь Пери в последнем городе и площадь Меррион в первом. В некоторых небольших городах Ирландии также есть интересные образцы георгианской архитектуры, например, прекрасные георгианские площади и террасы в Маунтмеллике, графство Лиишь, и Бирре, графство Оффали, который является городом, внесённым в список объектов культурного наследия Ирландии.
Ближе к концу правления Георга III было завершено строительство одного из самых известных георгианских зданий Ирландии. Здание Главпочтамта было построено в 1814 году и расположено на главной улице Дублина, О’Коннелл-стрит. Самая яркая особенность здания, спроектированного Фрэнсисом Джонстоном, — шестиколонный ионический портик. Над зданием расположены три статуи, изображающие Верность, Гибернию и Меркурия. Интерьер в основном состоит из почтового зала с высоким потолком. Здание было в значительной степени перестроено с момента его возведения, в основном из-за серьёзных повреждений, нанесённых во время Пасхального восстания в 1916 году.
Чтобы улучшить новые здания и справиться с большими объемами движения, в 1757 году была создана Комиссия по широким улицам. Он покупал дома путем обязательной покупки для расширения улиц или создания новых.
Викторианский период
В XIX веке, поскольку вся Ирландия была частью Соединённого Королевства, британская архитектура продолжала оказывать влияние на строительные стили в Ирландии. В этот период (1837–1901 гг.) в Ирландии было спроектировано и построено множество выдающихся зданий, в том числе церковь Финдлитера на Парнелл-сквер, Королевская городская больница Дублина, театр «Олимпия», Центральный рынок в Корке, Национальный музей Ирландии, Национальная библиотека Ирландии, Музей естественной истории и Национальная галерея Ирландии. Многие из этих новых зданий были расположены на юге Дублина, в таких местах, как Килдэр-стрит и Бэггот-стрит, а также в центре Корка. Важным участником был известный английский архитектор Децимус Бертон. Он реконструировал большую часть Кобха по заказу 5-го виконта Мидлтона в 1840-х годах. Он был дизайнером дома в Мартинстауне в графстве Килдэр. До этого он почти два десятилетия занимался реконструкцией обширных заброшенных общественных территорий Феникс-парка в Дублине и попутно проектировал Дублинский зоопарк.
Однако за пределами крупных городов было построено всего несколько зданий, за исключением нескольких железнодорожных станций в провинциальных городках.
В викторианский период в Ирландии было установлено много новых статуй, особенно в Дублине, Белфасте и Корке. Среди них было несколько довольно элегантных статуй таких фигур, как королева Виктория, Дэниел О’Коннелл и Генри Граттан.
Одним из лучших викторианских зданий Ирландии является собор, посвящённый Святой Марии в Килларни. Он построен в неоготическом стиле, известном как «ланцетная готика», названном так потому, что в соборе много длинных узких окон в форме ланцета с остроконечными арками. Архитектором был Август Пугин, один из величайших архитекторов Викторианской эпохи. Строительство собора, начатое в 1842 году на средства, собранные по общественной подписке, и прерванное из-за ужасов голода, было завершено в 1855 году. Его дизайн типичен для ирландской готики; он сочетает в себе коринфский и дорический ордера и украшен сицилийским мрамором и канским камнем. Собор венчает шпиль высотой 280 футов (85 м). Работы Пугина в высшей степени подходили для Ирландии. Будучи приверженцем католицизма, он считал готическую архитектуру единственным стилем, подходящим для религиозных обрядов, и критиковал более раннюю неоклассическую архитектуру как языческую и почти богохульную. Эта философия, принятая церковью в Ирландии в то время, способствовала популяризации готического стиля в викторианской Ирландии.
20 век – настоящее время
В 20 веке ирландская архитектура следовала международной тенденции к современным, изящным и часто радикальным стилям застройки, особенно после раздела и обретения независимости большей частью Ирландии как Ирландского свободного государства в начале 1920-х годов. Двумя основными исключениями из этого правила были Королевский научный колледж Ирландии (ныне правительственные здания) на Аппер-Меррион-стрит в центре Дублина и здания парламента в Стормонте в Восточном Белфасте, оба построены в более традиционных архитектурных стилях. Новые строительные материалы и старые использовались по-новому, чтобы максимально использовать стиль, пространство, свет и энергоэффективность. В 1928 году была построена первая в Ирландии цельнобетонная церковь в стиле ар-деко в Тернерс-Кросс, Корк. Здание было спроектировано чикагским архитектором Барри Бирном и встретило прохладный прием среди тех, кто больше привык к традиционному дизайну.
В январе 1940 года открылся Дублинский аэропорт в стиле ар-деко, спроектированный Десмондом Фитцджеральдом и Управлением общественных работ.
В 1953 году было завершено строительство одного из самых радикальных зданий Ирландии, главного дублинского терминала Bus Éireann, более известного как Бусарас. Он был построен, несмотря на значительные споры того времени, связанные с его внешним видом и высокой стоимостью (более 1 млн фунтов стерлингов). Майкл Скотт, его дизайнер, в настоящее время считается одним из самых важных архитекторов двадцатого века в Ирландии — однако первоначальное строение обветшало и устарело.
Одним из главных сторонников модернистской и бруталистской архитектуры в Ирландии был Сэм Стивенсон. Стивенсон спроектировал здание мэрии (1979) и Центральный банк Ирландии (1980), которые вызвали немало споров во время строительства. В тот же период Лиам Маккормик спроектировал модернистскую штаб-квартиру Met Éireann в Гласневине, Дублин (1979).
В 1987 году правительство приступило к планированию того, что сейчас известно как IFSC. Сегодня в этом комплексе работают более 14 000 офисных сотрудников. Одним из самых символичных сооружений современной ирландской архитектуры является Дублинский шпиль. Построенное в январе 2003 года, это сооружение в 2004 году было номинировано на престижную премию Стирлинга.
Начиная с 2010-х годов в Дублине было построено несколько новых зданий средней и высокой этажности, таких как «Кэпитал Док», «Экзо Билдинг» и «Колледж Сквер».
Народная архитектура
Традиция строительства коттеджей с соломенными крышами и чёрных домов насчитывает 9000 лет. Сейчас коттеджи с соломенными крышами считаются необычными, и их часто сдают туристам на время отпуска. Характерное для ирландского языка яркое выражение часто встречается на вывесках магазинов по всей Ирландии. Патрик О’Донован заметил, что в XIX веке произошёл «блестящий взрыв» в области домашней архитектуры, обусловленный возможностями, которые в то время предоставляли листовое стекло, стиль модерн, а также классические и готические мотивы. «В Ирландии, — писал он, — деревни были не местом, где люди жили, а местом, куда они приезжали за припасами и, чаще всего, чтобы посетить церковь». Тем не менее магазины делали почти всё, что не могла делать церковь, и, возможно, предлагали альтернативу её торжественности.