Архитектура Кералы

Традиционные черты архитектуры Кералы с низкими крышами и деревянными изделиями.

Архитектура Кералы — это архитектурный стиль, распространенный в индийском штате Керала и в некоторых частях региона Тулу Наду в Карнатаке. Архитектурный стиль Кералы включает в себя уникальную индуистскую храмовую архитектуру, возникшую на юго-западе Индии, и немного отличается от дравидийской архитектуры, наблюдаемой в других частях южной Индии. Архитектура Кералы происходит от индийской ведической архитектурной традиции и является частью дравидийской архитектуры, одного из трех стилей храмов, упомянутых в древних книгах по Васту Шастре. «Тантрасамучая», «Тачу-Шастра», «Манушьялайя Чандрика» и «Сильпаратна» — все это архитектурные трактаты, оказавшие влияние на архитектуру Кералы. В Манушьялайя Чандрика, работа, посвященная домашней архитектуре, уходит корнями в Кералу.

Традиционные черты архитектуры Кералы с низкими крышами и деревянными изделиями.
Традиционные черты архитектуры Кералы с низкими крышами и деревянными изделиями.

Происхождение

Входные ворота храма под названием Гопурам в Аранмуле, Керала.
Входные ворота храма под названием Гопурам в Аранмуле, Керала.

Характерное региональное проявление архитектуры Кералы является результатом множества географических, климатических и исторических факторов. Географически Керала представляет собой узкую полосу земли, расположенную на побережье полуострова Индостан и ограниченную с востока высокими Западными Гатами, а с запада — обширным Аравийским морем. Благодаря муссонным дождям и высокой средней температуре в Керале наблюдается обилие дикой природы и растительности. Из-за неровного рельефа местности в этом регионе люди селятся в основном на плодородных равнинах и реже — на враждебных возвышенностях. Из-за сильных дождей образовались большие водоёмы в виде озёр, рек, стариц и лагун. Эти климатические факторы внесли значительный вклад в развитие архитектурного стиля: здания спроектированы таким образом, чтобы противостоять влажному климату, высокой влажности и суровому тропическому лету.

Ранние тексты по архитектуре

Тэтчу Шастра, Наука о плотницком деле и Васту, наряду с такими текстами, как Манасара и Майамата (о плотницком деле), являются важной наукой, определяющей ранние традиционные архитектурные формы Кералы. Традиционный архитектурный стиль Кералы также со времен средневековья создал свою собственную ветвь руководств по архитектуре; известные тексты включают «Тантра Самуччаям»«Манушьялайя-Чандрика» и «Сильпаратна». Эти тексты по васту и столярному делу уникальны для Кералы.

Традиционный внутренний двор под названием Надумуттом, окруженный деревянными окнами под названием Чарупади.
Традиционный внутренний двор под названием Надумуттом, окруженный деревянными окнами под названием Чарупади.

История

Доисторическая эпоха

Расположение Кералы повлияло на социальное развитие и, косвенно, на стиль строительства. В древние времена Аравийское море и Западные Гаты образовывали непроходимые барьеры, которые повлияли на эволюцию изолированной культуры протодравидов. Самые ранние следы строительства в Керале относятся к этому периоду и датируются между 3000 г. до н. э. и 300 г. до н. э. Их можно разделить на два типа: гробницы и мегалиты. Вырубленные в скале гробницы обычно располагаются в латеритных зонах центральной Кералы, например, в Поркуламе, в округе Триссур. Гробницы имеют примерно продолговатую форму с одной или несколькими камерами, с прямоугольным двором на востоке, от которого к земле ведут ступени. Другой тип погребальной камеры состоит из четырёх плит, расположенных по краям, и пятой плиты, покрывающей их в качестве крышки. Один или несколько таких дольменов обозначены каменным кругом. Среди мегалитов есть «зонтичные камни» (кудаккал), напоминающие зонтики из пальмовых листьев без ручек, которые использовались для накрывания ям с погребальными урнами. Два других типа мегалитов, «шляпные камни» (топпиккал) и менгиры (пулачиккал), не имеют погребальных атрибутов и выглядят как мемориальные камни.

Мегалиты не имеют особого архитектурного значения, но они свидетельствуют о том, что первобытные племена возводили мемориалы на местах погребальных обрядов. Позднее эти места стали ежегодными местами сбора племён и послужили основой для оккультных храмов, посвящённых предкам. Хотя в этих случаях можно наблюдать поклонение отцу, божества-покровители деревень всегда были женского пола, и им поклонялись в открытых рощах (каву). В этих гипеэтральных храмах в качестве объектов поклонения использовались деревья, каменные символы богинь-матерей и другие натуралистические или анимистические изображения. Преемственность этой ранней культуры прослеживается в народном искусстве, культовых ритуалах, поклонении деревьям, змеям и образам матерей в кавусах.

Индуистская, джайнская и буддийская архитектура Кералы

Дравидийская архитектура

Версия дравидийской архитектуры, найденная в Керале на крайнем юго-западе, существенно отличается. Очень большие храмы встречаются редко, а наклонные крыши с выступающими карнизами доминируют над очертаниями, часто расположенные в несколько ярусов. Как и в Бенгалии, это приспособление к обильным муссонным осадкам. Обычно под деревянной надстройкой находится каменная сердцевина.

В Керале джайнских памятников больше. Они включают скальные убежища в пещере Читрал-Джайн возле Нагеркойла, высеченный в скале храм в Каллил недалеко от Перумбавура и остатки структурных храмов в Алатуре недалеко от Палаккада и в Султанбатери. Джайнский храм Джайнимеду — это джайнский храм 15 века, расположенный в Джайнимеду, в 3 км от центра Палаккада. Скульптурные фигуры керальских джайнов и дравидов Махавиры, Парсванатхи и других тиртханкар были обнаружены в этих местах. Это оставался джайнским храмом до 1522 года нашей эры, прежде чем был освящен как индуистский храм. В Султан-Батери также сохранились останки джайнского басти, известного как Ганапати ваттам, который является примером закрытого храма, полностью построенного из гранита.

Торана — это ворота в палисаде, видимые в вертикальных и горизонтальных конструкциях вилаккудамы. В своей самой примитивной форме эта конструкция встречается в гипоэтральных храмах, посвящённых деревьям, а затем и на внешних стенах самих храмов. С развитием стиля индуистского храма эта форма палисада отделяется от структуры храма (шриковила) и становится отдельным зданием за пределами храмового двора (чуттамбалам).

Ранняя тамильская сангамская литература гласит, что к первому веку нашей эры черасы правили всей современной Кералой, частями Тулу Наду и Кодагу, а также землями Конгу (нынешний регион Салем и Коимбатур). У него было несколько столиц, которыми одновременно управляли разные ветви семьи, его главной столицей был Ванчи, который связан с Тируванчикуламом недалеко от Кодунгаллура. В это время двумя оконечностями региона Керала управляли две семьи Велир. Самой южной частью управляли вожди Тируванантапурама Ай, а самой северной — наннаны Эжилмалаи. Линия Наннан была ветвью Ay, берущей начало в районе Тируванантапурама, и оба были представителями (или вассалами) под сюзеренитетом Чера (а иногда Пандий, чолас или Паллавас).

Слияние различных культур и религиозных философий помогло развить архитектурные стили храмов Кералы. Это способствовало архитектурному развитию и реконструкции большого количества храмов. После упадка племени Черас по всей Керале возникло несколько небольших княжеств. К пятнадцатому веку Керала была широко охвачена сюзеренитетом четырех главных вождей – правителей Венада на юге, махараджей Кочи в центре, заморинов из Кожикоде на севере и Колатири Раджаса на крайнем севере. Они были правителями, покровительствовавшими архитектурной деятельности. Именно в этот период архитектура Кералы начала формировать свой собственный отличительный стиль. Региональный характер строительства, включающий навыки дравидийского ремесла, уникальные формы буддийских зданий, концепции дизайна времен вед и канонические теории индуистских агамических практик с использованием местных материалов и соответствующих климатическим условиям, в конечном итоге был разработан в Керале. В этот период также были составлены теоретические и практические руководства по архитектурному строительству. Эти руководства представляют собой классические тексты, отражающие живую традицию, которая сохраняется и по сей день. Вот четыре важные книги:

  • Тантрасамучаям (Ченнас Нараянан Намбудири) и Сильпиратнам (Шрикумара), посвященные храмовой архитектуре.
  • Вастувидья (аноним) и Манушьялайя Чандрика (Тирумангалату Шри Нилакандан), занимающиеся внутренней архитектурой. Ряд второстепенных работ, основанных на приведенных выше текстах, на санскрите, маниправалам и утонченном малаялам, нашли популярность в Керале у мастеров и профессионалов в этой области.

Кералу называют одним из пограничных королевств империи Маурьев. Вполне возможно, что буддисты и джайны были первыми северо-индийскими группами, которые пересекли границы Кералы и основали свои монастыри. Эти религиозные группы могли исповедовать свою веру и получать покровительство от местных королей для строительства святилищ и вихар. На протяжении почти восьми столетий буддизм и джайнизм, похоже, сосуществовали в Керале как важные духовные традиции, способствующие социальному и архитектурному развитию региона.

Состав и структура

Традиционные декоративные окна Мухаппу (фронтонные) и Чарупади.
Традиционные декоративные окна Мухаппу (фронтонные) и Чарупади.

Архитектуру Кералы можно условно разделить на две отдельные области в зависимости от функциональности, каждая из которых руководствуется своим набором принципов:

  • Религиозная архитектура, которая в основном используется в храмах Кералы, а также в нескольких старых церквях, мечетях и т. д.
  • Жилая архитектура, которая встречается в большинстве жилых домов. В этой области существуют различные стили: дворцы и большие особняки феодалов отличаются от домов простолюдинов, а также существуют заметные различия между религиозными общинами.

Композиция

Остроконечная крыша и потолочные работы являются главной особенностью архитектурного стиля Кералы.
Остроконечная крыша и потолочные работы являются главной особенностью архитектурного стиля Кералы.

Основные элементы, как правило, одинаковы во всех конструкциях. Базовая модель обычно состоит из простой круглой, квадратной или прямоугольной формы с ребристой крышей по функциональным соображениям. Отличительной визуальной формой архитектуры Кералы является длинная крутая наклонная крыша, построенная для защиты стен дома от сильных муссонов, обычно выложенная черепицей или соломенным лабиринтом из пальмовых листьев, опирающаяся на каркас крыши из твердых пород дерева. Конструктивно каркасы крыши опираются на колонны на стенах, возведенных на цоколе, поднятом над землей для защиты от сырости и насекомых в тропическом климате. Часто стены также возводятся из бревен, которые в изобилии имеются в Керале. Конструкции стали включать мансардные окна с двух концов для обеспечения вентиляции чердака, когда потолок был встроен в пространство комнаты.

Система верований Васту играет важную роль в развитии архитектурных стилей. Основная идея заключается в том, что каждое строение, возведённое на земле, имеет свою собственную жизнь, душу и характер, которые формируются под влиянием окружающей среды. Важной наукой, которую развила Керала, является Тачу-Шастра (наука о столярном деле) — древесина была легкодоступна и широко использовалась. Концепция Тачу подчёркивает тот факт, что, поскольку древесина является продуктом жизнедеятельности живых организмов, она, будучи использованной для строительства, имеет свою собственную жизнь, которая должна быть гармонизирована с окружающей средой и людьми, которые в ней живут. Эта идея лежит в основе строительства Кочи.

Храм Вадакумнатха, Триссур, является прекрасным примером дравидийской архитектуры в стиле Кералы.
Храм Вадакумнатха, Триссур, является прекрасным примером дравидийской архитектуры в стиле Кералы.

Материалы

Визуально кажется, что большинство зданий Кералы имеют низкую высоту из-за чрезмерного наклона крыш, которые предназначены для защиты стен от дождей и прямых солнечных лучей.
Визуально кажется, что большинство зданий Кералы имеют низкую высоту из-за чрезмерного наклона крыш, которые предназначены для защиты стен от дождей и прямых солнечных лучей.

Природные строительные материалы, доступные для строительства в Керале, — это камень, древесина, глина и пальмовые листья. Гранит — прочный и долговечный строительный материал, однако он доступен в основном в высокогорных районах и в меньшей степени в других регионах. По этой причине в Керале редко встречаются люди, владеющие навыками добычи, обработки и скульптуры из твёрдого камня. С другой стороны, латерит — самый распространённый камень, встречающийся в виде обнажений в большинстве зон. Мягкий латерит, который можно найти на небольшой глубине, легко поддаётся резке, обработке и используется в качестве строительного материала. Это редкий местный камень, который становится прочнее и долговечнее под воздействием атмосферного воздуха. Блоки из латерита можно скреплять известковым раствором — классическим связующим материалом в традиционных зданиях. Прочность и эксплуатационные характеристики известкового раствора можно повысить с помощью добавок из овощных соков. Такие обогащённые растворы использовались для штукатурки или в качестве основы для настенной живописи и барельефов. Древесина является основным конструкционным материалом, в изобилии доступным в штате Керала во многих видах — от бамбука до тикового дерева. Умелый выбор древесины, точная обработка, искусная сборка и тонкая резьба по дереву для колонн, стен и каркасов крыш могут считаться уникальными характеристиками архитектуры Кералы. Глина использовалась во многих формах — для возведения стен, заполнения деревянных полов и изготовления кирпичей и черепицы после выпаривания и добавления примесей. Пальмовые листья эффективно использовались для покрытия крыш и возведения перегородок.

Из-за ограниченности материалов в архитектуре Кералы был разработан смешанный способ строительства. Каменная кладка ограничивалась цоколем даже в таких важных зданиях, как храмы. Для стен использовался латерит. Деревянная конструкция крыши покрывалась пальмовыми листьями в большинстве зданий и в редких случаях черепицей во дворцах или храмах. Наружные стены из латерита либо оставляли как есть, либо штукатурили известковым раствором, чтобы использовать его в качестве основы для настенной живописи. Скульптура из камня в основном представляла собой лепку горизонтальными полосами в части цоколя (адхистаны), тогда как резьба по дереву покрывала все элементы – столбы, балки, потолок, стропила и опорные кронштейны. Фрески Кералы — это картины растительными красками на влажных стенах приглушенных оттенков коричневого. Таким образом, использование местными жителями доступного сырья и их трансформация в качестве устойчивых средств архитектурного самовыражения стали доминирующей чертой стиля Кералы.

Типичная резьба по дереву на потолках дворца Шри Падманабхапурам
Типичная резьба по дереву на потолках дворца Шри Падманабхапурам

Структура

Религиозная архитектура

Архитектура храма

По сравнению с другими регионами Индии, в штате Керала большое количество храмов – почти 3000 – с разнообразными сооружениями. Храмы Кералы развивались в строгом соответствии с двумя тезисами храмового строительства: Тантра-Самучаям и Шилпаратнам. Первый занимается разработкой структур, которые регулируют потоки энергии таким образом, чтобы положительная энергия поступала внутрь, а отрицательная не застревала внутри сооружения; второй занимается разработкой архитектуры из камня и дерева таким образом, чтобы каждое высеченное сооружение было наполнено собственной жизнью и индивидуальностью.

Храм Мадхур, Касарагод, Керала
Храм Мадхур, Касарагод, Керала
Элементы и особенности храмов Кералы
Шри-Ковил

Святая святых — это место, где устанавливается и почитается идол верховного божества. Это независимое сооружение, отделённое от других зданий и не имеющее с ними никаких связей, а также не разделяющее крышу ни с какими другими зданиями. В Шри-Ковиле нет окон, а есть только одна большая дверь, открывающаяся в основном на восток (или иногда на запад; в некоторых храмах дверь выходит на север, а в южных храмах двери нет).

Шри-ковил может быть построен в плане различной формы – квадратной, прямоугольной, круглой или апсидальной. Из них квадратный план показывает равномерное распределение по всей Керале. Квадратная форма в основном повторяет форму ведического огненного алтаря и настоятельно предполагает ведическую привязку. В архитектурных текстах он классифицируется как стиль Нагара. Прямоугольный план предпочтителен для Анантасаи Вишну (Господа Вишну в полулежащей позе) и Сапта Матрик (Семи богинь-матерей). Круговой план и апсидальный план редки в других частях Индии и неизвестны даже в гражданской архитектуре Кералы, но они составляют важную группу храмов. Круговой план чаще встречается в южной части Кералы, в регионах, когда-то находившихся под влиянием буддизма. Апсидальный план представляет собой комбинацию полукруга и квадрата и распределен спорадически по всему прибрежному региону. Круглые храмы относятся к категории Вазара. Разновидность круга-эллипса также рассматривается как исключение в святилище Шивы в Вайкоме. Многоугольные формы, относящиеся к категории Дравида, редко используются в планах храмов, но они находят применение как особенность шикхары. Согласно Thantrasamuchayam, каждый Сриковиль должен быть построен либо нейтральным, либо с четными сторонами.

Для унитарных храмов общая высота принимается равной от 13/7 до 2 и 1/8 ширины святилища и подразделяется на пять классов – сантхикапурштикаяядаачудха и савакамика – каждый с увеличением высоты формы храма. Общая высота разделена на две половины. Нижняя половина состоит из цоколя, колонны или стены (стамбха или бхити) и антаблемента (прастхара) в соотношении 1:2: 1 по высоте. Аналогичным образом, верхняя половина разделена на шейку (грива), башню на крыше (шикхара) и навершие (калашам) в том же соотношении. Адхистана или фундамент, как правило, гранитный, но надстройка построена из латерита. Крыши обычно выше, чем у других храмовых сооружений. Структурная крыша святилища выполнена в виде каменного купола с выступами; однако, чтобы защитить его от капризов климата, на него накладывается функциональная крыша, сделанная из деревянного каркаса, покрытого досками и черепицей. Эта наклонная крыша с выступающими пещерами придает храмам Кералы характерную форму. Навершие, или калашам, изготовленное из меди, представляет собой венчающий шпиль, обозначающий центр святилища, в котором установлен идол.

Шри-ковил обычно находится на приподнятой платформе с пролетом из 3, 5 или более ступеней. Ступени называются Сопанапади, а по бокам Сопанапади вырезаны две большие статуи, известные как Дварапалаки (дверные стражи), охраняющие божество. Согласно ритуальным обычаям Кералы, только главному священнику (Тантри) и второму священнику (Мелшанти) разрешается входить в Шри-ковил.

Флагшток, который обычно можно увидеть в храмах Кералы
Флагшток, который обычно можно увидеть в храмах Кералы
Намаскара Мандапам

Намаскара мандапа представляет собой павильон квадратной формы с приподнятой платформой, набором колонн и пирамидальной крышей. Размер мандапы определяется шириной ячейки святилища. Павильон в его простейшей форме имеет четыре угловые колонны, но павильоны большего размера снабжены двумя наборами колонн – четырьмя внутри и двенадцатью снаружи. Павильоны круглой, эллиптической и многоугольной форм упоминаются в текстах, но в храмах Кералы их не видно. Мандапамы используются для проведения ведическо-тантрских обрядов.

Наламбалам

Святилище и здание мандапы заключены в прямоугольное сооружение, называемое Наламбалам. Функционально задний и боковые залы Наламбалама служат различным целям, связанным с ритуальным богослужением. В парадном зале есть вход, разделяющий его на две части: Аграсалы, которые используются для кормления брахманов и проведения ягас; и Кутуамбаламы, которые используются для постановки храмовых искусств, таких как Кутху, и демонстрации фресок. Иногда Кутуамбаламы строятся как отдельные сооружения за пределами Наламбалама.

Балитара

У входа в Наламбалам можно увидеть каменный алтарь квадратной формы, называемый Балитару. Этот алтарь используется для совершения ритуальных подношений полубогам и другим духам. Внутри Наламбалама можно увидеть несколько небольших круглых камней, называемых Баликаллукал, которые предназначены для той же цели.

Чуттамбалам
Гоппурам, или Сторожка
Гоппурам, или Сторожка

Внешняя структура внутри стен храма известна как Чуттамбалам. Обычно в Чуттамбалам есть главный павильон, известный как мукха-мандапам или тала-мандапам. В центре мукха-мандапама будет установлен Дваджастамбам (священный флагшток), а также несколько колонн, поддерживающих мандапам. Теперь храм полностью обнесен массивной стеной (кшетра-мадиллукал), пронизанной воротами или гопурамами. Гопурам обычно двухэтажный, что служило двум целям. Первый этаж представлял собой открытое пространство, обычно используемое как площадка для храмовых танцев, таких как танец куратхи или оттан таллал во время фестивалей. Верхний этаж с деревянными дорожками по бокам функционировал как коттупура (зал для барабанного боя). В Чуттамбалам обычно есть четыре входа со всех сторон. Вокруг Чаттамбалама можно увидеть мощеную камнем дорожку, позволяющую преданным передвигаться по храму, который для некоторых крупных храмов покрыт крышей, поддерживаемой массивными колоннами с обеих сторон. В нескольких местах Чуттамбалама будут установлены дваджавиллакку, или гигантские фонарные столбы, в основном в мукха-мандапаме.

Амбала-Кулам
Храмовый пруд или Амбала-Кулам в Амбалаппужском храме Шри Кришны
Храмовый пруд или Амбала-Кулам в Амбалаппужском храме Шри Кришны

В каждом храме будет священный храмовый пруд или водное озеро, расположенное на территории храмового комплекса. Согласно правилам Васту, вода считается источником положительной энергии и синтезирующего баланса всех энергий. Следовательно, в храмовом комплексе будет доступен храмовый пруд или Амбала Кулам. Храмовый пруд используется только священниками в качестве священного омовения перед началом ритуалов, а также для различных священных ритуалов внутри храма. В некоторых случаях будет построен отдельный пруд, чтобы преданные могли искупаться перед входом в храм. Сегодня в нескольких храмах есть Мани-Кенар, или Святой колодец, в комплексе Наламбалам, где можно получить священную воду для целей Абисекхама.

Кутуамбаламы - лучшие места для проведения храмовых танцев и других видов искусства. Высота крыши Кутуамбалама похожа на пирамиды, что делает его более величественным и создает ощущение удаленности от храма.
Кутуамбаламы — лучшие места для проведения храмовых танцев и других видов искусства. Высота крыши Кутуамбалама похожа на пирамиды, что делает его более величественным и создает ощущение удаленности от храма.
Теварапура

В Наламбаламе будет построен отдельный комплекс для приготовления блюд, предназначенных для служения божеству, и распространения среди преданных в виде святого прасада. Такие комплексы называются Теварапура, где вызывается священный огонь или Агни.

Этапы эволюции

По своему стилистическому развитию храмовую архитектуру можно разделить на три этапа.

Первая фаза — это строительство высеченных в скале храмов. Эта самая ранняя форма современна буддийским пещерным храмам. Высеченные в скалах храмы в основном расположены в южной части Кералы — в Вижинджаме и Айирурпаре близ Тируванантапурама, Коттукале близ Коллама и Кавиуре близ Алаппужи. Лучшим примером из них является дом в Кавиуре. Пещерный храм Кавиур, посвященный Шиве, включает в себя святилище и ардхамандапу, расположенные по оси, обращенной на запад. На фасаде с колоннами, а также на стенах внутри ардхамандапы изображены скульптурные рельефы дарителя, бородатого риши, сидящего четырехрукого Ганеши и дварапаласа. Другие пещерные храмы также имеют этот общий вид святилища и прихожей, и они связаны с поклонением Шиве. На севере похожие высеченные в скале храмы культа шивы можно увидеть в Триккуре и Ируниламкоде в округе Триссур. Исторически пещерная архитектура в Индии берет свое начало с буддизма, а техника высеченной в скале архитектуры в Керале, по-видимому, является продолжением аналогичных работ в Тамилнаде при Пандьях. Все высеченные в скале храмы датируются до восьмого века нашей эры .

Комплекс Палиям Налукетту
Комплекс Палиям Налукетту

Храмы, построенные по определённому плану, появились во второй период, с восьмого по десятый век, и находились под покровительством вождей Чера, Ай и Мушика. Самые ранние храмы имели единое святилище или шриковиль. В редких случаях к святилищу примыкало крыльцо или ардхамандапа. Перед шриковилем обычно строилась отдельная намаскара-мандапа. Четырёхугольное здание, наламбалам, в котором находятся шри-ковил, намаскара-мандапа, баликкал (камни алтаря) и т. д., стало частью базовой планировки храма в Керале и начало формироваться на этом этапе.

Мадаппура (отдельно стоящий Ковил) из Северной Кералы, где ритуалы Theyyam проводятся сезонно. Известен своей отдельной структурой с черепичной крышей. Все здания Muthappan Madappura выдержаны в схожем стиле. Эти сооружения находятся в основном в Северном Малабарском регионе Кералы.
Мадаппура (отдельно стоящий Ковил) из Северной Кералы, где ритуалы Theyyam проводятся сезонно. Известен своей отдельной структурой с черепичной крышей. Все здания Muthappan Madappura выдержаны в схожем стиле. Эти сооружения находятся в основном в Северном Малабарском регионе Кералы.

Средняя фаза эволюции храмов характеризуется появлением святилища Сандхара. В едином святилище более раннего типа, Нирендхаре (одноуровневый шриковил), есть келья с единственным дверным проемом в келью. Но в святилище Сандхара в камере есть двойные колодцы, оставляющие проход между ними. Кроме того, часто есть четыре функциональные двери по всем четырем сторонам света и прорезанные окна, обеспечивающие приглушенный свет в проходе. Иногда функциональные двери по бокам и сзади заменяются псевдодверями.

Концепция многоэтажного храма также проявляется на этом этапе. Башня святилища поднимается на второй этаж с отдельной верхней крышей, образующей двитала (двухэтажный) храм. Существует уникальный пример триталы (трехэтажного храма) в святилище Шивы в Перуванаме с нижними двумя этажами квадратной планировки и третьим этажом восьмиугольной формы.

На последнем этапе (1300-1800 гг. н.э.) стилистическое развитие достигло своего апогея благодаря большей сложности планировки храма и проработке деталей. Вилаккумадам, частокол, укрепленный рядами масляных ламп, добавлен за пределы наламбалама в качестве внешнего кольца. Алтарный камень также находится в сооружении с колоннами, Баликкал мандапам, перед аграсалой (валиямбалам). Перед баликкал мандапам добавлены дипастамбхам и дваджастамбхам (фонарный столб и мачта флага).

Внутри пракары, но за пределами вилаккумады, располагались второстепенные святилища паривара-деватас (младших богов) на отведённых им местах. Как правило, это были отдельные ячейки, хотя в некоторых случаях каждая из них становилась полноценным святилищем, как в случае со святилищем Кришны в храме Шивы в Тали, Кожикоде. Последним этапом стало появление концепции составных святилищ. Здесь два или три святилища равной значимости находятся внутри общего наламбалама. Типичным примером этого является храм Вадаккумнатха в Триссуре, где внутри наламбалама расположены три святилища, посвящённые Шиве, Раме и Шанкаранараяне. В пракаре также могут находиться храмовые резервуары, ведападхасалы и обеденные залы. Парадоксально, но в некоторых святилищах нет ни одного второстепенного святилища, и уникальным примером является святилище Бхараты в Иринжалакуде.

Важной особенностью больших храмовых комплексов является наличие театрального зала, известного как Кутамбалам, предназначенного для танцев, музыкальных представлений и религиозных концертов. Это уникальное сооружение архитектуры Кералы, отличное от натьясабхи или натьямандира, которые можно увидеть в североиндийских храмах этого периода. Кутамбалам — это большой зал с колоннами и высокой крышей. Внутри зала находится сценическое сооружение, называемое Рангамандапам для выступлений. Сцена, а также колонны богато украшены. Визуальные и акустические соображения учтены в расположении колонн и деталей конструкции, чтобы зрители могли наслаждаться представлением без дискомфорта и искажений. Дизайн Кутамбалама, похоже, был основан на канонах, приведенных в «Натьясастре» Бхараты Муни.

В самой южной части Кералы на архитектуру храмов также повлияли события, произошедшие в Тамилнаде. В Сучиндраме и Тируванантапураме это влияние заметно. Здесь высокие ограды, украшенные резьбой коридоры и богато украшенные мандапы из гранитного камня практически скрывают от глаз первоначальное главное святилище в типичном для Кералы стиле. Входная башня Гопурам также возвышается над остальными постройками в стиле, отличном от скромного двухэтажного строения, которое можно увидеть в других местах.

С технической точки зрения важной особенностью храмовой архитектуры Кералы является метод строительства с использованием стандартизации размеров. Ядром храмового плана является святилище, в котором находится ячейка гарбхагриха. Ширина этой ячейки является базовым модулем системы размеров. В плане композиции ширина святилища, открытое пространство вокруг него, расположение и размеры окружающих сооружений — всё это связано со стандартным модулем. В вертикальной композиции эта координация размеров соблюдается вплоть до мельчайших деталей конструкции, таких как размер столбов, стеновых плит, стропил и т.д. Канонические правила пропорциональной системы приведены в трактатах и сохранены квалифицированными мастерами. Эта пропорциональная система обеспечила единообразие архитектурного стиля независимо от географического распределения и масштаба строительства.

Храмовая архитектура — это синтез инженерного и декоративного искусства. Декоративные элементы храмов Кералы делятся на три типа: лепнина, скульптуры и живопись. Лепнина обычно встречается на цоколе, где горизонтальные выступы и углубления круглой и прямоугольной формы в разных пропорциях подчёркивают форму адхистханы. Иногда этот цоколь возвышается над дополнительной платформой — упапидам — с аналогичной отделкой. Лепнина также встречается в мандапаме, на поручнях ступеней (сопанам) и даже в дренажном канале (пранала) или в святилище.

Скульптурные работы бывают двух типов. Одна категория — это барельеф, выполненный на внешних стенах святилища из каменной кладки, уложенной известковым раствором и отделанной штукатуркой и росписью. Второе – это лепка деревянных элементов — концов стропил, кронштейнов, деревянных колонн и их капителей, дверных рам, стеновых плит и балок. Декоративные скульптурные работы лучше всего видны на потолочных панелях мандап. Изысканная лаковая обработка кирпично-красного и черного цветов была использована для точеных колонн из дерева. Изделия из металла также использовались для лепки идолов, мотивов, облицовки и наверший. Все скульптурные работы были выполнены строго в соответствии с канонами пропорций (система аштатхала, наватхала и дасатхала), применимых к различным фигурам мужчин, богов и богинь, предписанных в текстах.

Картина была выполнена органическими пигментами на стенах, когда штукатурка была еще влажной, в мягких приглушенных тонах, что относит их к классу, обозначенному как фрески Кералы. Тематика этих картин неизменно мифологическая, и эпические истории разворачиваются, когда человек обходит вокруг храма. Лепнина, скульптура и живопись также выполнены в вертикальных композициях, чтобы подчеркнуть разную высоту этажей, выступающие мансардные окна, которые нарушают наклонную крышу и венчающий ее шпиль. Но во всех случаях отделка вторична по отношению к конструктивной форме. Скульптурные стены защищены выступающими пещерами, которые удерживают их в тени, резко контрастируя с ярким солнечным фасадом. Это помогает передать общее восприятие света и тени, лишь постепенно раскрывая детали внимательному наблюдателю.

Исламская архитектура

Миткальпалли в Кожикоде - классический пример стиля мечетей Кералы с остроконечными крышами, наклонными деревянными оконными панелями и без минаретов.
Миткальпалли в Кожикоде — классический пример стиля мечетей Кералы с остроконечными крышами, наклонными деревянными оконными панелями и без минаретов.

Аравийский полуостров, колыбель ислама, также имел прямые торговые контакты с побережьем Кералы с очень ранних времен, еще во времена Мухаммеда или даже раньше. Согласно местным мусульманским легендам и преданиям, король Черы принял ислам и совершил путешествие в Мекку. На обратном пути в сопровождении многих исламских религиозных лидеров, включая Малика ибн Динара, он заболел и умер. Но он дал вступительные письма для того, чтобы группа отправилась в Кодунгаллур. Посетители пришли в порт и передали письмо правящему королю, который отнесся к гостям со всем уважением и предоставил все возможности для утверждения их веры в эту землю. Король приказал ремесленникам построить первую мечеть в Кодунгаллуре недалеко от порта и наметил территорию вокруг нее для своего поселения. Оригинальная мечеть подверглась капитальному ремонту, но следы первоначальной постройки видны на цоколе, колоннах и крыше, выполненных в старых традиционных стилях индуистских храмов.

Пример мечети в традиционном стиле Кералы в Тажатангади в Коттаяме
Пример мечети в традиционном стиле Кералы в Тажатангади в Коттаяме

Ислам распространился в Керале благодаря миграции новых групп с Аравийского полуострова и постепенному обращению в ислам коренного населения в соответствии с терпимым и снисходительным индийским культурным укладом и социальной структурой Кералы. К XII веку н. э. существовало по меньшей мере десять крупных мусульманских поселений, расположенных от Коллама на юге до Мангалора на севере, в центре каждого из которых находилась мечеть. Также ветвь правящего королевства в Араккале, Каннур, приняла ислам. Первенство в торговле, распространение веры и опыт мореплавания сделали мусульман выдающейся группой, близкой правителям, особенно Кожикоде Заморинам. Следовательно, к XV веку исламские постройки достигли значительных высот.

Мечеть Мучунди в классическом стиле Кералы
Мечеть Мучунди в классическом стиле Кералы

Архитектура мечетей в Керале не имеет ничего общего ни с арабским стилем, ни с индо-исламской архитектурой имперской или провинциальной школы на севере Индии. Причина этого проста. Мечетями занимались местные индуистские ремесленники по указанию мусульманских религиозных лидеров, которые хотели возвести места поклонения. Образцами для мест поклонения служили только индуистские храмы или театральные залы (кутамбалам), и эти образцы нужно было адаптировать к новым условиям. Таким образом, первые мечети в Керале напоминают традиционные постройки этого региона. Арабский архитектурный стиль был привнесён в Малабарский регион современной Кералы в период оккупации Хайдер-Али, а затем Типу Султаном в XVIII веке. В этот период большое количество храмов было превращено в мечети, о чём свидетельствует традиционный для Кералы стиль этих сооружений.

Мечеть Мискал имеет трехэтажные остроконечные крыши с окнами, что предлагает альтернативу минаретам в традиционном стиле Кералы.
Мечеть Мискал имеет трехэтажные остроконечные крыши с окнами, что предлагает альтернативу минаретам в традиционном стиле Кералы.

В плане мечеть состоит из большого молитвенного зала с михрабом на западной стене (поскольку Мекка находится к западу от Кералы) и крытой веранды со всех сторон. Как правило, он имеет высокий цоколь, похожий на адхистану брахманического храма, и часто колонны имеют квадратное и восьмиугольное сечение, как в мандапа колоннах. Стены сделаны из латеритовых блоков. Форма арки наблюдается только в одном исключительном случае для мечети в Поннани и нигде больше в первых десяти мечетях страны. Дерево широко использовалось в надстройках для возведения потолка и крыши. Крыша во многих случаях покрыта листами меди с навершиями на коньке, завершающими форму храма шикхара со ступой. В Тануре в Джама Масджид даже есть ворота, построенные на манер храма гопурам, покрытые медным листом. Сама эта мечеть представляет собой трехэтажное здание с черепичной крышей, увенчанной пятью навершиями.

Кафедра в мечети представляет собой прекрасный образец резьбы по дереву, характерной для исламской архитектуры Кералы. В мечети Джама в Бейпуре и мечети Миткал в Кожикоде кафедры (мимбары) были построены капитанами арабских судов.

Все остальные строительные работы выполнялись теми же местными мастерами, которые строили индуистские храмы и жилые дома. Арабская традиция простоты планировки, возможно, сочеталась с местными строительными технологиями, что привело к появлению уникального стиля архитектуры мечетей, не встречающегося больше нигде в мире. В отличие от этого, индо-исламская архитектура черпала вдохновение в турецких и персидских традициях и создала в Северной Индии очень декоративный стиль. Типичные мечети Кералы можно увидеть в Коллампалли, недалеко от Коллама, Панталаяни недалеко от Койланди, Кожикоде, Тануре, Поннани и Касаргоде, а также в большинстве старых мусульманских поселений. Однако строгие архитектурные особенности старых мечетей в последнее время находятся в процессе замены на исламскую архитектуру. Использование дугообразных форм, куполов и минаретов-башен имперской школы индо-исламской архитектуры рассматривается как видимый символ исламской культуры. Джама-Масджид в Палаям, Тируванантапурам является классическим примером этой новой тенденции. Подобные сооружения появляются по всей Керале в результате перестройки старых мечетей в последние десятилетия.

Мечеть Чераман, вторая по величине в мире и первая на субконтиненте, изначально была построена в стиле Кералы, а недавно была отреставрирована в арабском стиле.
Мечеть Чераман, вторая по величине в мире и первая на субконтиненте, изначально была построена в стиле Кералы, а недавно была отреставрирована в арабском стиле.

Возможно, влияние арабского стиля в строительстве Кералы прослеживается в светской архитектуре мусульман. Базарные улицы, вдоль которых с обеих сторон выстроились здания, жилые комнаты на верхних этажах с окнами, выходящими на улицы, деревянные ширмы, используемые для обеспечения уединения и затенения на верандах (особенно на верхних этажах) и т. д. — вот лишь несколько особенностей, наложившихся на традиционную конструкцию. Эти построенные формы были бы смоделированы по образцу домов в арабских странах (таких как Египет, Басра (современный Ирак) и Иран), контактирующих с этим регионом. Эта тенденция наиболее заметна в рыночных городах, таких как Кожикоде, Талассери, Касарагоде и др. Но в основном мусульманская домашняя архитектура в целом соответствует традиционным индуистским стилям. Для этого используются как «экасалы», так и «налукетту». Эти здания с обширными верандами и террасами также обычно окружают мечети в мусульманских поселениях.

Мечеть Каннур символизирует постепенный переход от стиля Кералы к персидскому стилю с добавлением минаретов и других классических персидских элементов в традиционном стиле Кералы.
Мечеть Каннур символизирует постепенный переход от стиля Кералы к персидскому стилю с добавлением минаретов и других классических персидских элементов в традиционном стиле Кералы.

Церковная архитектура

Эволюция церковной архитектуры Кералы проистекает из двух источников: первый – из трудов апостола Святого Фомы и сирийских христиан, а второй — из миссионерской деятельности европейских поселенцев. Традиция гласит, что святой Фома, высадившийся в Музирисе в 52 году нашей эры, построил в Керале семь церквей в Кодунгаллуре, Чайиле, Палуре, Паравур-Коттаккаву, Колламе, Нираноме и Котамангаламе, но ни одна из этих сирийских церквей сейчас не сохранилась. Возможно, что некоторые из храмов были приспособлены под сирийские церкви для богослужений населением, которое было обращено в сирийское христианство святым Фомой. Например, нынешняя сирийская церковь Палур сохранила абхишека патра (интонационное письмо) и некоторые символы шайвы как реликвии старой церкви, которая, как говорят, была индуистской святыней, приспособленной для христианского богослужения.

Сирийская церковь Кадаматтом Маланкара, расположенная недалеко от Муваттупужи, — одна из старейших церквей в Керале, построенная в стиле барокко и Кералы.
Сирийская церковь Кадаматтом Маланкара, расположенная недалеко от Муваттупужи, — одна из старейших церквей в Керале, построенная в стиле барокко и Кералы.

Исторические свидетельства свидетельствуют о том, что первая волна христианства пришла из Эдессы, Персия, в четвертом веке нашей эры из-за преследований сирийских христиан в Персидской империи. Согласно повествованию византийского монаха Космы, к шестому веку нашей эры в Керале было много церквей. Согласно надписи времен Стану Рави, к девятому веку сирийские христианские общины пользовались многими правами и привилегиями. Они также играли жизненно важную роль в торговле. Домашние постройки сирийских христиан были сродни местной архитектуре.

Однако коренные сирийцы, мигрировавшие в Кералу, принесли с собой некоторые западноазиатские традиции в церковной архитектуре. Следовательно, начали строиться церкви с регулярными алтарями и нефами, и сложился особый стиль церковной архитектуры. Особенностью этого стиля был декоративный двускатный фасад в конце нефа, увенчанный крестом. Входное крыльцо (шала) перед нефом было еще одной особенностью этих ранних святилищ. Баптистерий представлял собой небольшую камеру внутри нефа рядом со входом. Колокольни были построены с одной стороны нефа, но в небольших церквях колокол подвешивался в отверстии во фронтоне нефа.

Сиро-малабарская церковь со смесью португальской и керальской архитектуры
Сиро-малабарская церковь со смесью португальской и керальской архитектуры
Элементы церковной архитектуры Кералы

В отличие от храмов Кералы, для всех церквей Кералы не существует единой или стандартной планировки. Скорее, большинство церквей имеют разную архитектуру в соответствии с различными сектами и их традициями, за исключением экспериментов с новыми дизайнами. Тем не менее, большинство церквей, особенно христианские церквиСвятого Фомы в Керале, имеют несколько общих черт.

Большинство церквей сирийских христиан построено в традиционном стиле Кералы, напоминающем храмы Кералы. Старая сирийская церковь Ченганнур была построена в стиле Кералы с каменными светильниками и является свидетельством ассимиляции христианства Кералы с местной архитектурой.
Большинство церквей сирийских христиан построено в традиционном стиле Кералы, напоминающем храмы Кералы. Старая сирийская церковь Ченганнур была построена в стиле Кералы с каменными светильниками и является свидетельством ассимиляции христианства Кералы с местной архитектурой.

У церкви была двускатная крыша, простиравшаяся до алтаря, самой священной части церкви, и ризницы рядом с ней. Башня над алтарем возвышалась выше крыши нефа, подобно шикхаре над гарбхагрихой в индуистском храме. Резиденция священника и приходской зал располагались с одной стороны церкви, а кладбище — с другой.

Во внешнем облике сирийские церкви сохранили некоторые коренные черты индуистского стиля. Церковь и подсобные постройки были обнесены массивной латеритовой стеной.

Перед главным входом на гранитном цоколе был установлен открытый крест по образцу баликкала, алтарного камня. Впереди в церкви также была мачта с флагом (дваджастамбха). В православной сирийской церкви в Ченганнуре Петр и Павел занимают место дварапалов, божеств, охраняющих индуистскую святыню. Иногда также предусматривались ворота, подобные храму гопурам, с коттупурой или музыкальной комнатой на верхнем этаже. Церковь Марта Мариам в Куравилангаде, первоначально построенная в 345 году нашей эры, несколько раз подвергалась реконструкции. В церкви хранится богатая коллекция старинных реликвий, включая статую Девы Марии и крест, высеченный из гранита. Кнаная Валиапалли из Кадутурути — еще одна старая церковь с самым большим крестом, выполненным из цельного гранитного куска. Валиапалли Пиравома — еще одна старинная церковь со древнеперсидскими надписями.

Римско-католическая церковь Коттаккаву Мар Тома Сиро-Малабар, Северный Паравур представляет собой смесь португальской, керальской и голландской архитектуры.
Римско-католическая церковь Коттаккаву Мар Тома Сиро-Малабар, Северный Паравур представляет собой смесь португальской, керальской и голландской архитектуры.

Резьба по дереву и настенные росписи, два декоративных элемента храмов, как видно, были приняты и в древних церквях. Знаменитым произведением резьбы по дереву является большое панно с изображением тайной вечери в церкви Святого Фомы в Мулантурути. Церковь всех Святых в Удаямперуре имеет балку, опирающуюся на деревянные лепные украшения в виде голов слонов и носорогов. Цветочные фигуры, ангелы и апостолы — обычные мотивы настенных росписей. Эта форма оформления сохранилась и в более поздних церквях. В церкви Святого Себастьяна в Канджоре фреска даже изображает битву между британцами и султаном Типпу.

Алтарь-Церковь Канджур
Алтарь-Церковь Канджур
Колониальные влияния в церковной архитектуре

Португальцы первыми привнесли европейские стили в церковную архитектуру Кералы, за ними последовали голландцы и британцы. Первая церковь такого типа в Индии была построена францисканскими миссионерами в 1510 году в форте Кочи. Это небольшое скромное здание в средневековом испанском стиле. Когда Васко да Гама умер в Кочи в 1524 году, его тело было погребено в этой церкви, а в 1538 году перевезено в Лиссабон. Таким образом, церковь стала известна как церковь Васко да Гамы. Позже она была захвачена голландцами и использовалась для проведения реформатских служб. Позже, во время британской оккупации Кочи, она стала англиканской церковью, а в настоящее время принадлежит церкви Южной Индии.

Португальцы внедрили множество нововведений в церквях Кералы. Впервые от доминирующей башни над алтарем, которая была заимствована из храмовой архитектуры, отказались. Внутри церкви гранитные изображения не пользовались спросом из-за их связи с индуистским искусством; вместо этого для украшения богатств использовались изображения Святых, сделанные из дерева. Как правило, устанавливались кафедры и впечатляюще украшались алтарные части. Потолки и стены были расписаны религиозными сюжетами в стиле европейских мастеров. Были установлены заостренные и закругленные арки и витражи.

Последующее развитие церковной архитектуры в британский период также привело к появлению нового типа церквей. Вместо прямоугольного плана базилики всё более популярным становился крестообразный план, особенно в тех местах, где нужно было вместить большое количество прихожан. Помимо очевидной символики креста, этот план лучше подходит для того, чтобы алтарь был хорошо виден из любой точки церкви. Кроме того, в трансептах теперь было достаточно места для дополнительных алтарей для служб, проводимых несколькими священниками по важным поводам, таким как Рождество.

Что касается внешних особенностей, то центральная башня или, скорее, римский купол теперь находится в центре трансепта, придавая ему классическую форму европейской архитектуры. Также по обе стороны от главного входа спереди возвышались башни, служащие колокольнями. При оформлении экстерьера были использованы типичные черты европейской церковной архитектуры – готические арки, пилястры и контрфорсы, округлые проемы, классическая лепнина и витражи, что делает всю композицию полностью отличной от местной архитектуры. В зависимости от периода строительства можно также различать церкви, выполненные в простоте готического стиля, как в церкви Палаям, Тируванантапурам, и роскошь стиля ренессанс, как в церкви Богоматери Скорбящей в Триссуре.

Хотя характер церковной архитектуры обычно отождествляется с формой, развившейся во времена средневековья, модернистские тенденции в адаптации новых планировочных и структурных форм заметны и на сцене Кералы. Эта круглая в плане форма с куполообразной крышей-ракушкой была принята в церкви Крайст-колледжа в Иринджалаккуде. Кафедральный собор архиепископа Варапужского в Эрнакуламе представляет собой парящий гиперболический параболоид из железобетона со смелым выражением, резко контрастирующим со всеми традиционными формами. Возможно, эксперименты в религиозной архитектуре в основном проявляются в церковной архитектуре по сравнению с храмами или мечетями, которые более или менее придерживаются старых эволюционировавших форм.

Еврейская архитектура

На архитектуру Кералы оказали влияние многие социально-культурные группы и религиозные течения из других стран. Даже до начала христианской эры морские пути способствовали торговым контактам с такими морскими державами, как Израиль, Рим, Аравия и Китай. Торговые контакты способствовали созданию поселений вблизи старых портовых городов и постепенному распространению вглубь материка. Во времена второго королевства Чера в старом портовом городе Макотай (Кодунгаллур) эти группы занимали разные части города. Например, культурные контакты евреев с Кералой начались ещё до Соломена, и к XV веку в Кодунгаллуре, Кочи и других прибрежных городах появились еврейские поселения. Самое важное еврейское поселение находится в Кочи, рядом с дворцом Маттанчери. Их жилые дома внешне напоминают дома в Керале, но имеют другую планировку. Комнаты на первом этаже используются как магазины или склады, а жилые комнаты расположены на втором этаже. Фасады здания, выходящие на улицы и в стороны, являются продолжением соседних зданий по типу рядной застройки. Важным историческим памятником еврейского городка является синагога. Это простое высокое строение с покатой черепичной крышей, но с богатым интерьером, украшенным плиткой ручной росписи из Кантона, Китай, и старинными люстрами из Европы. Это религиозное сооружение, построенное для богослужения в соответствии с иудаизмом, контрастирует с индуистскими храмами. Однако еврейская община не оказала влияния на архитектуру Кералы.

Домашняя архитектура

Эволюция внутренней архитектуры Кералы внимательно следила за тенденцией развития храмовой архитектуры. Примитивными моделями были хижины из бамбукового каркаса, крытые листьями круглой, квадратной или прямоугольной формы. Прямоугольная форма с шатровой крышей, по-видимому, была окончательно разработана с учетом функциональных соображений. Конструктивно каркас крыши опирался на колонны на стенах, возведенных на цоколе, поднятом над землей для защиты от сырости и насекомых в тропическом климате. Часто стены также строились из бревен, в изобилии имеющихся на земле. Каркас крыши состоял из бруса или стеновой плиты, которая поддерживала нижние концы стропил, верхние концы были соединены с коньком. Вес стропил и кровельного покрытия создал трещины на коньке, когда часть конька была сделана из гибких материалов, таких как бамбук. Этот шалфей, однако, оставался отличительной чертой конструкции крыши, даже когда для каркаса крыши использовалась прочная древесина. На двух концах были установлены дополнительные двускатные окна для обеспечения вентиляции чердака, когда для помещений был встроен потолок. Это обеспечило циркуляцию воздуха и терморегулирование крыши. Нижние концы стропил выступали далеко за пределы стен, чтобы защищать их от солнца и проливного дождя.

Таким образом, закрытая форма домов Кералы постепенно развивалась из технических соображений. Можно видеть поразительное сходство этой формы со строением храма. Цоколь, большая нижняя часть, по-прежнему называется адхистана, хотя он простой или менее богато украшенный. Стхамбы, или колонны, и бхити, или стены, опять же простой формы, без выступов или углублений. Главная дверь выходит только в одну сторону света, а окна маленькие и сделаны в виде деревянных экранов с отверстиями. Прямоугольный план обычно разделен на две или три комнаты для занятий с доступом из переднего прохода. Выступающие пещеры покрывают веранду со всех сторон. К десятому веку теория и практика домашней архитектуры были систематизированы в таких книгах, как «Манушьялайя Чандрика» и «Васту видья». Эта попытка стандартизировала строительство домов, подходящих для различных социально-экономических групп, и укрепила строительные традиции среди ремесленников. Традиционные мастера, особенно плотники, сохранили знания, строго следуя каноническим правилам пропорций различных элементов, а также деталям конструкции по сей день.

В домашней архитектуре Кералы преобладает стиль отдельно стоящих зданий; многоквартирные дома, которые можно увидеть в других частях Индии, не упоминаются в текстах Кералы и не строятся на практике, за исключением поселений (санкет), в которых живут тамильские или конкинийские брахманы. В своей наиболее развитой форме типичный дом в Керале представляет собой здание с внутренним двором — налуккетту. Центральный двор — это открытое жилое пространство, в котором может находиться какой-либо культовый объект, например, приподнятая клумба для тулси или жасмина (муллатара). Четыре зала, окружающие внутренний двор, идентичные наламбаламу в храме, могут быть разделены на несколько комнат для разных целей, таких как приготовление пищи, приём пищи, сон, учёба, хранение зерна и т. д. В зависимости от размера и значимости семьи в здании может быть один или два верхних этажа (малика) или дополнительный внутренний двор, образованный повторением налуккетту и формирующий эттуккетту (восьмикомнатное здание) или группу таких дворов.

Налукетту

Классический Налукетту Кералы, построенный в архитектуре Кералы
Классический Налукетту Кералы, построенный в архитектуре Кералы

Налукетту — традиционная усадьба Тараваду, где жили многие поколения матрилинейной семьи. Эти типы зданий обычно встречаются в индийском штате Керала. Традиционная архитектура обычно представляет собой прямоугольное строение, в котором четыре блока соединены центральным внутренним двором, открытым небу. Четыре зала по бокам называются Вадаккини (северный блок), Падинджаттини (западный блок), Кижаккини (восточный блок) и Теккини (южный блок). Архитектура была специально разработана для больших семей традиционного народа тараваду, чтобы жить под одной крышей и пользоваться общими удобствами усадьбы марумаккатаям.

Элементы Налукетту
  • Падиппура

Это сооружение, содержащее дверь, являющуюся частью составной стены дома с черепичной крышей наверху. Это официальный вход на территорию комплекса с домом. В настоящее время двери там нет, так как машине придется въезжать в дом через подъезд. По-прежнему черепичная крыша предпочтительно снабжена лампой традиционного типа под крышей. Вместо входной двери теперь у нас ворота

  • Пумукхам

Это главный портик вскоре после входа в дом. Традиционно он имеет наклонную черепичную крышу со столбами, поддерживающими крышу. Стороны открыты. Раньше глава семьи по имени Каранавар сидел здесь в кресле с откидной спинкой, а рядом с креслом стоял таппал коламби (плевательница). У этого кресла будут длинные поручни с обеих сторон, на которых Каранавар будет держать ноги поднятыми для комфортного отдыха

  • Веранда Чутту
  • От Пумукхама к веранде по обе стороны перед домом ведет открытый проход, называемый верандой Чутту. На веранде Чутту на равном расстоянии от ее наклонной крыши будут установлены подвесные светильники.

    • Чарупади
  • Рядом с верандой Чутту и Пумукхамом установлены деревянные скамейки с резными декоративными деревянными элементами для отдыха спины. Это называется Чарупади. Традиционно члены семьи или гости сидели на этих чарупади, чтобы поговорить

    • Амбал Кулам (Пруд)
    • В конце веранды Чутту раньше был небольшой пруд, по краям которого росли лотосы или амбал. Водоёмы поддерживают для того, чтобы внутри циркулировала энергия.

      • Надумуттом
         

         

         
  • Традиционно Надумуттом, или центральный открытый двор, является главным центром Налукетту. Точно посередине дома есть открытая площадка, обычно квадратной формы, разделяющая дом на четыре стороны. Из-за этого разделения дома на четыре стороны из-за наличия Надумуттома. Аналогичным образом были Этту кетту и Патинару кетту, которые довольно редки, с двумя и четырьмя Надумуттомами соответственно.

    Надумуттом, как правило, будет открыт небу, позволяя проникать солнечному свету и дождям. Это делается для того, чтобы позволить природным энергиям циркулировать внутри дома и создавать внутри позитивную вибрацию. Тулси или дерево обычно сажают в центре Надумуттома, который используется для богослужений. Архитектурная логика позволяет дереву действовать как естественному очистителю воздуха.

    • Комната для пуджи

    Комната для пуджи предпочтительно должна находиться в северо-восточном углу дома. Идолы могут располагаться лицом к востоку или западу, а молящийся может быть обращен лицом к западу или востоку соответственно. В настоящее время стены комнаты для пуджи обшиты деревянными панелями, и существует стандартный дизайн комнаты для пуджи, который может быть предоставлен клиентам, заинтересованным в традиционной комнате для пуджи.

     

    Ключевые особенности

    Все здание защищено составной стеной или забором. Входное сооружение (падиппура) также может быть построено как гопурам храма. Здесь может быть одна или две комнаты для гостей или случайных посетителей, которых не принимают в главном доме. Расположение и размеры различных зданий, включая расположение деревьев и дорожек внутри составной стены, должны были определяться на основе анализа участка в соответствии с предписаниями классических текстов. Этот анализ включал концепцию мандалы ваступуруши, в которой участок (васту) был разделен на несколько сеток (падам), занятых различными божествами (девата), и были выбраны соответствующие сетки для размещения подозрительных сооружений. Планировкой участка и дизайном здания занимались ученые вишвакарма стхапати (мастера-строители), которые объединили технические вопросы с астрологическими и мистическими науками.

    В разных частях Кералы есть множество зданий типа налуккетту, хотя многие из них находятся в плачевном состоянии. Из-за изменения социально-экономических условий система больших налуккетту, объединявших несколько семей, распалась. Мандирам Кайласа в Коттаккале, принадлежащий Арья Вайдьясала, является сохранившимся примером трёхэтажного комплекса налуккетту. Наиболее хорошо сохранившимися образцами этого типа являются дворец Маттанчери в Коччи и тайкоттарам во дворце Падманабхапурам недалеко от Каньякумари.

    Здания типа Налукетту также можно увидеть во многих деревнях и городах, где проживают выдающиеся люди. Более скромные здания населения, однако, меньше и проще по форме, но в основном происходят от налукетту. Налукетту представляет собой комбинацию из четырех залов по четырем сторонам света с центром во внутреннем дворе или анганаме. Можно построить любой из четырех залов (Экасала), комбинацию из двух (Двисала) или комплекс из трех (Трисала) в зависимости от потребностей. Наиболее часто встречающийся тип в Керале — Экасала, обращенный на восток или север. Поскольку они расположены на западной и южной сторонах анганама, их называют западным залом (падинджаттини) и южным залом (теккини) соответственно.

    Основное помещение Экасалы состоит, как правило, из трех комнат, соединенных передним проходом. Центральная комната используется как молитвенная и зернохранилище, а две боковые комнаты используются как жилые комнаты. Основной блок может быть поднят на верхний этаж с помощью крутой лестницы, расположенной в переднем проходе. Здание также может быть расширено по горизонтали со всех четырех сторон, добавив пристройки или боковые помещения для таких видов деятельности, как приготовление пищи, столовая, дополнительные спальные комнаты и прихожая для приема гостей. Чаппаматтам Тараваду в Чиракадаву — классический пример расширенной Экасалы. При необходимости в Экасале также могут быть предусмотрены подсобные постройки для содержания крупного рогатого скота, сарай, ванные комнаты рядом с резервуарами, пристройка для гостей, домик у ворот и т.д. При таком расширении здание может стать намного больше Налукетту в пространстве, но оно по-прежнему классифицируется как Экасала со ссылкой на его основную единицу.

    Тексты Вастувидьи предписывают размеры различных типов домов, подходящих для разных классов. Они также дают пропорциональную систему измерений для различных частей здания, основанную на периметре (чутту) основного блока. Научные основы этой размерной системы еще предстоит изучить современным исследованиям; однако система, по-видимому, хорошо основана на традиционных вычислительных методах и жестко привязана ко всем размерам зданий. По всей Керале, и особенно в деревнях, где строительная деятельность по-прежнему ведется под контролем традиционных стхапати, эта система по-прежнему является живой практикой, хотя и начала исчезать под воздействием «современной архитектуры».

    Типы Налукетту
    Корейские посетители смотрят на архитектуру Эттукетту в Маттануре
    Корейские посетители смотрят на архитектуру Эттукетту в Маттануре

    Налукеттус можно дифференцировать по типу строения, а также по касте его обитателей.

    На основе структуры

    Налукетту в первую очередь различаются по своей структуре. Традиционно в Налукетту есть один внутренний двор с 4 блоками / залами, построенными вокруг него по сторонам света. Однако у некоторых Налукетту есть 2 внутренних двора, которые известны как Эттукетту (8 блокированных строений), поскольку всего у них 8 кварталов по сторонам света. Некоторые суперструктуры имеют 4 внутренних двора, которые затем известны как Патинарукетту (16 перекрытых строений).

    В то время как Налукеттус и Эттукеттус встречаются чаще, Патинарукетту встречаются крайне редко из-за своих огромных размеров.

    Аналогично, налукетту можно различать по высоте и количеству этажей. Некоторые налукетту одноэтажные и полностью сделаны из дерева. Другие налукетту двухэтажные, а иногда даже трехэтажные, и стены их сделаны из смеси латерита и глины.

    Основана на кастовой принадлежности

    Фактически термины, используемые для обозначения Налукеттуса, различаются в зависимости от кастовой принадлежности и социального статуса его обитателей.

    • Для общин намбудири их резиденции называются илламами
    • Для наиров и других феодалов большинство налукетту называются тараваду
    • Для некоторых мусульман-маппилов из старого региона Малабар большинство налукетту назывались тараваду
    • Для Саманты Кшатрии их резиденции называются ковилакомами и коттарамами
    • Для сирийских христиан их резиденции называются медас и видус

    Архитектура общественных сооружений

    В отличие от других частей Индии, а также за ее пределами, большинство административных функций в монархические времена выполнялись в помещениях дворцовых комплексов. Следовательно, концепция независимых светских общественных структур и ее архитектура эволюционировали к концу 17 века, особенно благодаря вкладу колониальных держав в Керале.

    Архитектура музея Нейпира опирается на традиционную архитектуру Кералы, он был построен в колониальный период в 1855 году.
    Архитектура музея Нейпира опирается на традиционную архитектуру Кералы, он был построен в колониальный период в 1855 году.

    Португальцы первыми начали строить отдельные офисные комплексы, расположенные отдельно от жилых кварталов. Это было сделано из соображений безопасности, чтобы склады и связанные с ними офисы находились отдельно от жилых районов. На развитие общественной архитектуры в Керале в период с XVII по XIX век сильно повлиял европейский стиль. На начальных этапах преобладали португальские и голландские влияния. Португальский архитектор Томас Фернандес считается автором проектов фортов, складов и бунгало в Коччи, Кожикоде и Каннуре. Выступающие балконы, готические арки и чугунные оконные решётки — вот лишь некоторые черты, которые португальцы привнесли в архитектуру Кералы. Португальцы построили более 2000 офисных и складских комплексов в районе Форт-Кочин, а также несколько замков в европейском стиле и частных жилых вилл.

    К восемнадцатому веку британский стиль популяризировался в стране в результате большого количества современных построек, непосредственно осуществленных британскими правителями, с одной стороны, и моды на западные вещи со стороны княжеского сословия и богатых — с другой. Архитектурными работами руководили офицеры и инженеры, чьи знания об архитектурном стиле были по существу ограничены классическими книгами об архитекторах эпохи Возрождения – Витрувиусе, Альберти и Палладио, и выполнялись на основе знаний местных жителей, традиционных каменщиков и плотников, нанятых для работы. В некотором смысле это был компромисс между старинным ремеслом и потребностями неоклассического строительства.

    Характерной чертой первых европейских работ в Индии была тенденция демонстрировать военное, политическое и культурное превосходство Запада. Греческая и римская античность считалась богатейшим наследием Запада, и это подчёркивалось в классических ордерах колонн с треугольными фронтонами, арками и куполами для общественных зданий, ратуш, больниц, железнодорожных станций, колледжей и т. д. Выражение превосходства было заложено в дорических и ионических колоннах больших размеров. В то же время чистота классического западного стиля уступила место эффекту стиля, сочетающего различные типы колонн во всех типах зданий. Например, коринфские колонны использовались в сочетании с дорическим ордером в общественных зданиях, а также в жилых домах.

    Однако эта тенденция была сильно смягчена в Керале из-за ограничений материалов и климата.

    Для кладочных работ средствами индоевропейской работы оставались латеритная и известковая штукатурка. Потенциал обнаженного латерита исследовался во многих случаях — от железнодорожных кварталов до правительственных учреждений (например, офис – коллекторат олд-Хузур, Кожикоде). Известковая штукатурка и отделка была перенесена с внутренних стен помещений на внешнюю часть зданий также для создания сверхбелых зданий культа мрамора. Старые плиточные плиты были заменены плиткой с рисунком Мангалор и плоской плиткой. Каркас крыши традиционного типа был заменен на стропильную крышу с использованием ферм King post и Queen post, что позволило охватывать большие площади.

    Пожалуй, лучше всего адаптация европейского стиля к климатическим условиям и синтез с традиционным стилем проявились в архитектуре бунгало. Потребность в комфорте в жарком влажном климате побудила европейских поселенцев строить здания с большими комнатами, высокими потолками и верандами по периметру. В комнатах на верхних этажах балконы стали необходимой особенностью, пришедшей из португальской архитектуры. Был добавлен портик — затенённое место для перехода из одного здания в другое. Массивные деревянные ставни на дверях и окнах были заменены ребристыми элементами – венецианскими лопастями, – обеспечивающими циркуляцию воздуха и обеспечивающими уединение одновременно. К 1800 году в моду вошли глазурованные панели, а полукруглые вентиляционные люстры над дверями и окнами стали модными элементами интерьера жилых зданий. Стали популярны кирпичные арки, фрагменты терракоты и открытые кирпичные работы с различными рисунками склеивания. С увеличением количества и размера окон также были введены фронтоны или выступы, поддерживаемые декоративными кронштейнами и украшением колонн для защиты оконного проема от дождя и солнца. Для завершения архитектуры бунгало использовались чугунные заборы, лестничные балясины и железные решетки, изготовленные в Англии.

    Отличные примеры такого синтеза можно увидеть в музее Нейпира в Тируванантапураме и многих правительственных бунгало. На самом деле многие из этих особенностей были легко переняты местными строителями до такой степени, что большинство из них считают их традиционными элементами. Работы отделов общественных работ помогли распространить этот тип строительства по всей Керале. Дальнейшее внедрение инженерного образования с упором на западную практику строительства способствовало развитию этой тенденции, практически вытеснив традиционные методы проектирования.

    Печать Кералы
    Печать Кералы
Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий