Архитектура коренных народов

Культурный центр Жана-Мари Тибау по проекту архитектора Ренцо Пьяно, Нумеа, Новая Каледония (Канаки) Комплекс был назван в честь Жан-Мари Тибау, лидера движения за независимость (убит в 1989 году), у которого было видение создания культурного центра, включающего языковое и художественное наследие канакского народа.

Архитектура коренных народов относится к изучению и практике архитектуры коренных народов, для них и посредством них.

Культурный центр Жана-Мари Тибау по проекту архитектора Ренцо Пьяно, Нумеа, Новая Каледония (Канаки) Комплекс был назван в честь Жан-Мари Тибау, лидера движения за независимость (убит в 1989 году), у которого было видение создания культурного центра, включающего языковое и художественное наследие канакского народа.
Культурный центр Жана-Мари Тибау по проекту архитектора Ренцо Пьяно, Нумеа, Новая Каледония (Канаки) Комплекс был назван в честь Жан-Мари Тибау, лидера движения за независимость (убит в 1989 году), у которого было видение создания культурного центра, включающего языковое и художественное наследие канакского народа.

Эта область изучения и практики в Соединенных Штатах, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Приполярных регионах и многих других регионах, где коренные народы имеют сложившиеся традиции или стремятся переводить свою культуру в искусственной среде. Это было распространено на ландшафтную архитектуру, городской дизайн, планирование, паблик-арт, размещение объектов и другие способы внесения вклада в дизайн застроенной среды. Этот термин обычно обозначает архитектуру, специфичную для конкретной культуры: он охватывает как народную архитектуру, так и современную архитектуру, вдохновленную местной культурой, даже когда последняя включает элементы, привезенные извне.

Содержание
  1. Австралия
  2. Дизайн жилья для коренных народов Австралии
  3. Современная архитектура коренных народов Австралии
  4. Выдающиеся практики
  5. Выдающиеся исследователи
  6. Методология проектирования коренных народов
  7. Канада
  8. Традиционная архитектура Канады
  9. Проблемы с жильем для коренных народов в Канаде
  10. Современная архитектура коренных народов Канады
  11. Выдающиеся практики
  12. Выдающиеся исследователи
  13. Выдающиеся защитники
  14. Фиджи
  15. Традиционная архитектура (этноархитектура) Фиджи
  16. Современная архитектура Фиджи
  17. Новая Каледония (канаки)
  18. Традиционная архитектура канаков
  19. Канакская современная архитектура
  20. Новая Зеландия / Аотеароа
  21. Традиционная архитектура маори
  22. Современная архитектура маори
  23. Выдающиеся практики
  24. Выдающиеся исследователи
  25. Palau
  26. Традиционная архитектура (этно-архитектура) Палау
  27. Филиппины
  28. Традиционная архитектура (этноархитектура) Филиппин
  29. Самоа
  30. Традиционная архитектура (этноархитектура) Самоа
  31. Скандинавский (сапми)
  32. Традиционная архитектура (этноархитектура) саамов
  33. Современная архитектура саами
  34. США
  35. Традиционная архитектура (этноархитектура) Гавайев
  36. Архитектура пуэбло

Австралия

Традиционная или народная архитектура коренных австралийцев, включая австралийских аборигенов и жителей островов Торресова пролива, варьировалась в зависимости от образа жизни, социальной организации, размера семьи, культурных и климатических потребностей и ресурсов, доступных каждому сообществу.

Мальчики и мужчины из числа коренных народов Австралии перед укрытием в кустарнике, Грут Эйландт, около 1933 года
Мальчики и мужчины из числа коренных народов Австралии перед укрытием в кустарнике, Грут Эйландт, около 1933 года

Типы построек варьировались от каркасных куполов из тростника, покрытых спинифексом, до треножников и треугольных навесов, а также вытянутых, яйцевидных каменных построек с деревянным каркасом и конструкций на столбах и платформах. Постройки для ежегодных лагерей, будь то купольные дома в тропических лесах Квинсленда и Тасмании или каменные дома на юго-востоке Австралии, часто проектировались так, чтобы их можно было использовать в течение многих лет одними и теми же семейными группами. В разных языковых группах постройки назывались по-разному. К ним относились хампи, гунья (или гунья), гунди, вилтья и уорли (или уорли).

Уолтер Рот: Исследования этноархитектурных форм аборигенов, Квинсленд, 1897
Уолтер Рот: Исследования этноархитектурных форм аборигенов, Квинсленд, 1897

До XX века многие люди, не принадлежащие к коренным народам, считали, что у коренных народов Австралии не было постоянных жилищ, вероятно, потому, что европейцы неверно истолковывали образ жизни коренных народов во время первых контактов. Обозначение общин коренных народов Австралии как «кочевых» позволило первым поселенцам оправдать захват традиционных земель, утверждая, что они не были заселены постоянными жителями.

Этноархитектурные формы, построенные жителями островов Торресова пролива на открытых пляжах и бухтах острова Маунт-Эрнест (Наги или Нагир). Раскрашенная вручную литография Мелвилла, ок. 1849
Этноархитектурные формы, построенные жителями островов Торресова пролива на открытых пляжах и бухтах острова Маунт-Эрнест (Наги или Нагир). Раскрашенная вручную литография Мелвилла, ок. 1849

Каменная инженерия использовалась рядом языковых групп коренных народов. Примеры каменных сооружений коренных австралийцев происходят от народов гандитджмара Западной Виктории. Эти строители использовали базальтовые породы вокруг озера Кондах для возведения жилья и сложных систем каменных плотин, ловушек для рыбы и угрей, а также ворот в ручьях. Дома из лавового камня имели круглые каменные стены высотой более метра и увенчанные куполообразной крышей из земляной или дерновой облицовки. Свидетельства сложной каменной инженерии были обнаружены в других частях Австралии. Еще в 1894 году группа из примерно 500 человек все еще жила в домах недалеко от Бессибель, которые были построены из камня с дерновой облицовкой на деревянном каркасе купола. Наблюдатели девятнадцатого века также сообщали о плоских каменных домах из шифера в северо-восточном углу Южной Австралии. Эти дома в форме купола были построены на тяжелых опорах, а для заполнения пробелов использовалась глина. В районе Уорринга Нового Южного Уэльса каменные убежища были построены в форме вытянутого яйца и набиты глиной, чтобы внутри было сухо.

Пример архитектуры острова Мер (или острова Мюррей) (острова Торресова пролива). Круглая форма, покрытая сушеными банановыми листьями, со спальными платформами, размещенными внутри. Раскрашенная вручную литография Мелвилла, ок. 1849
Пример архитектуры острова Мер (или острова Мюррей) (острова Торресова пролива). Круглая форма, покрытая сушеными банановыми листьями, со спальными платформами, размещенными внутри. Раскрашенная вручную литография Мелвилла, ок. 1849

Дизайн жилья для коренных народов Австралии

Жилье для коренных народов, проживающих во многих частях Австралии, характеризуется острой нехваткой жилья, некачественным строительством и жилым фондом, не соответствующим образу жизни и предпочтениям коренных народов. Быстрый рост населения, сокращение срока службы жилищного фонда и рост затрат на строительство привели к тому, что правительствам было трудно прилагать усилия по ограничению перенаселенности и обеспечению здоровых условий жизни для коренных народов. Проектирование и исследования жилья коренных народов — специализированная область жилищных исследований. В Австралии существует два основных подхода к проектированию жилья коренных народов – здравоохранение и культура.

Модель культурного дизайна пытается включить понимание различий в культурных нормах коренных австралийцев в дизайн жилья. Существует большой объем знаний о жилье коренных народов в Австралии, который способствует предоставлению и проектированию жилья, отвечающего социально-пространственным потребностям коренных жителей, их поведению по месту жительства, культурным ценностям и устремлениям. Культурно обусловленные потребности коренных народов в жилье были определены как основные факторы успеха жилищного строительства, а неспособность признать различные культурные потребности коренных народов в жилье десятилетиями называлась западными учеными в качестве причины неудач с жильем коренных австралийцев. Жилье в западном стиле налагает на коренных жителей условия, которые могут препятствовать соблюдению культурных норм. Если приспособление к жизни в конкретном доме напрягает отношения, это может привести к серьезному стрессу для жильцов. Росс отметил: «Неподходящее жилье и градостроительство способны нарушить социальную организацию, механизмы поддержания налаженных социальных отношений и сетей поддержки». В литературе обсуждается целый ряд культурных факторов. К ним относятся проектирование жилья с учётом особенностей поведения клиентов, таких как избегание контактов, структура домохозяйств, поведение во время сна и приёма пищи, культурные представления о тесноте и уединении, а также реакция на смерть. В литературе указывается, что к проектированию каждого типа жилья следует подходить индивидуально, учитывая множество культур коренных народов с различными обычаями и практиками, которые существуют по всей Австралии.

Подход к проектированию жилья с точки зрения здоровья разработан с учётом того, что жильё является важным фактором, влияющим на здоровье коренных австралийцев. Некачественное и плохо обслуживаемое жильё, а также неработающая инфраструктура могут создавать серьёзные риски для здоровья. Подход «Жильё для здоровья», разработанный на основе наблюдений за факторами, влияющими на здоровье коренных австралийцев, представляет собой методологию измерения, оценки и ремонта «бытовых приборов», необходимых для здоровья. Этот подход основан на девяти «принципах здорового жилья», которые заключаются в следующем:

  1. способность мыть людей (особенно детей),
  2. возможность стирать одежду и постельное белье,
  3. удаление отходов,
  4. улучшение питания и безопасности пищевых продуктов,
  5. снижение воздействия скученности,
  6. снижение воздействия вредителей или паразитов
  7. борьба с пылью,
  8. контроль температуры и
  9. снижение травматизма.

Современная архитектура коренных народов Австралии

Определение того, что такое «архитектура коренных народов» в современном контексте, вызывает споры в некоторых сферах. Многие исследователи и практики в целом согласны с тем, что архитектурные проекты коренных народов — это те, которые разрабатываются совместно с клиентами из числа коренных народов, или проекты, которые подчеркивают самобытность коренных народов посредством консультаций и продвигают агентство коренных народов Австралии. В эту последнюю категорию могут входить проекты, предназначенные в первую очередь для пользователей, не являющихся представителями коренных народов. Несмотря на определение, ряд проектов был разработан для пользователей из числа коренных народов или совместно с ними. Применение научно обоснованных исследований и консультаций привело к тому, что музеи, суды, культурные центры, хозяйственные дома, тюрьмы, школы и ряд других институциональных и жилых зданий были спроектированы с учетом разнообразных потребностей и чаяний пользователей из числа коренных народов.

Культурный центр Улуру-Ката Тьюта (архитектор: Грегори Берджесс)
Культурный центр Улуру-Ката Тьюта (архитектор: Грегори Берджесс)

Известные проекты включают:

  • Культурный центр Брамбук (Холлс Гэп/ / Буджа-Буджа, Национальный парк Грампианс Виктория)
  • Дом Марики Олдертон (Йирркала, Северная территория)
  • Культурный центр Улуру-Ката Тьюта (Улуру, Северная территория)
  • Служба здравоохранения Уилканнии (Уилканния, Новый Южный Уэльс)
  • Центр аборигенов Бирабана и жителей островов Торресова пролива, Университет Ньюкасла, Новый Южный Уэльс
  • Центр творчества Гирраваа (Батерст, Новый Южный Уэльс)
  • Центр интерпретации и информации для посетителей Ачимбун (Вейпа, Квинсленд)
  • Культурно-общественный центр Тюлюру Нгааньятьярри (Уорбертон, Западная Австралия)
  • Комплекс судов Порт-Огасты (Порт-Огаста, Южная Австралия)
  • Центр образования и исследований коренных народов Австралии Куронгкурл Катитджин (Университет Эдит Коуэн, Перт, Западная Австралия)
  • Театр танца аборигенов Редферн (Редферн, Сидней)
  • Центр искусства и культуры Ньинкка-Нюню (Теннант-Крик, Северная территория)
  • Центр для посетителей национального парка Кариджини (Пилбара, Западная Австралия)
  • Региональная тюрьма Западного Кимберли (Дерби, Западная Австралия)
  • Павильоны Джаканимба (Вугуларр или Бесвик, Северная территория)
  • Центр старейшин Валумбы (Уормарн, Западная Австралия)

Архитектура коренных народов 21 века была усовершенствована получившими университетское образование архитекторами из числа коренных народов, ландшафтными архитекторами и другими профессионалами в области дизайна, которые включили различные аспекты традиционных культурных отсылок и символики коренных народов, объединили архитектуру с этно-архитектурными стилями и придерживались различных подходов к вопросам идентичности и архитектуры.

Выдающиеся практики

  • Сара Линн Рис (Палава)
  • Даниэль Хромек (Будаванг / Юин)
  • Франсуаза Лейн
  • Бернадетт Харди (Гамилараай / Даруг)
  • Сиан Хромек (Будаванг / Юин)
  • Линда Кеннеди (Юинь)
  • Rueben Berg
  • Джефа Гринуэй
  • Диллон Комбумерри
  • Эндрю Лейн
  • Майкл Хромек (Будаванг / Юин)
  • Кевин О’Брайен
  • Гленн Муркатт
  • Грегори Берджесс
  • Крейг Керслейк (архитектор коренных народов)

Выдающиеся исследователи

  • Даниэль Хромек (Будаванг / Юин)
  • Кэрролл Го-Сэм (Диррбал гумбильбара)
  • Элизабет Грант
  • Пол Меммотт
  • Тимоти О’Рурк
  • Пол Фолерос
  • Хелен Росс

Методология проектирования коренных народов

Опираясь на свое наследие, дизайнеры-аборигены, архитекторы и специалисты в области строительной среды из Австралии часто используют методику страноцентричного проектирования, также называемую “Страноцентричный дизайн”, “Страновой дизайн”, “предпочтение страны в дизайне”,  и “проектирование с учетом страны”. Эта методология основана на опыте коренных народов страны (заглавная буква C) и была разработана и использовалась поколениями коренных народов Австралии.

Канада

Традиционная архитектура Канады

Первоначальные коренные жители Канады разработали сложные строительные традиции за тысячи лет до прибытия первых европейцев. Канада состояла из пяти обширных культурных регионов, определяемых общими климатическими, географическими и экологическими характеристиками. Каждый регион породил отличительные формы зданий, которые отражали эти условия, а также доступные строительные материалы, средства к существованию, социальные и духовные ценности проживающих там народов.

Группа длинных домов Хайда
Группа длинных домов Хайда

Поразительной особенностью традиционной канадской архитектуры была последовательная целостность структурных форм и культурных ценностей. В вигваме (иначе известном как викиуп или вету), типи и снежном доме были формы зданий, идеально подходящие для их среды обитания и требований мобильных культур охоты и собирательства. Длинный дом, карьерный дом и дощатый дом были различными ответами на потребность в более постоянных формах застройки.

Типи за пределами Королевского военного колледжа Канады
Типи за пределами Королевского военного колледжа Канады

Полукочевые народы Приморья, Квебека и Северного Онтарио, такие как микмаки, кри и алгонкины, обычно жили в вигвамах. Деревянные конструкции, покрытые внешним слоем коры, тростника или тканых циновок; обычно в форме конуса, хотя иногда и купола. Группы меняли местоположение каждые несколько недель или месяцев. Они заберут с собой внешний слой конструкции и оставят тяжелый деревянный каркас на месте. Каркас можно будет использовать повторно, если группа вернется на место позже.

Дальше на юг, на территории современных Южного Онтарио и Квебека, общество ирокезов проживало в постоянных сельскохозяйственных поселениях, насчитывающих от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Стандартной формой жилья был длинный дом. Это были большие сооружения, в несколько раз длиннее, чем в ширину, вмещавшие большое количество людей. Они были построены из каркаса из молодых деревьев или ветвей, покрытых слоем коры или тканых циновок.

Традиционный длинный дом ирокезов.
Традиционный длинный дом ирокезов.

В канадских прериях стандартной формой жизни был кочевой образ жизни, когда люди часто переезжали на новое место каждый день, чтобы следовать за стадами бизонов. Таким образом, жилье должно было быть портативным, и был разработан типи. Типи состоял из тонкого деревянного каркаса и внешнего покрытия из шкур животных. Сооружения могли быть быстро возведены и были достаточно легкими для транспортировки на большие расстояния.

В интерьере Британской Колумбии стандартной формой дома был полупостоянный дом-яма, тысячи реликвий которого, известные как причудливые норы, разбросаны по внутреннему ландшафту. Это были сооружения в форме перевернутой чаши, расположенные поверх ямы глубиной 3 или 4 фута (0,91 или 1,22 м). Чаша, сделанная из дерева, будет покрыта изолирующим слоем земли. В дом можно было бы попасть, спустившись по лестнице в центре крыши.

Подробности о вигваме оджибве в Гранд-Портидж от Истмана Джонсона
Подробности о вигваме оджибве в Гранд-Портидж от Истмана Джонсона

Некоторые из лучших архитектурных проектов были созданы оседлыми людьми вдоль западного побережья Северной Америки. Такие люди, как хайда, использовали передовые навыки плотничьего дела и столярного дела для строительства больших домов из досок красного кедра. Это были большие квадратные, добротно построенные дома. Одним из передовых проектов был дом с шестью балками, названный по количеству балок, поддерживающих крышу, где фасад каждого дома будет украшен геральдическим столбом, который иногда будет ярко расписан художественными узорами.

На крайнем севере, где древесины было мало, а прочное укрытие было необходимо для выживания, было разработано несколько уникальных и инновационных архитектурных стилей. Одним из самых известных является иглу, куполообразное сооружение из снега, в котором было довольно тепло. В летние месяцы, когда таяли иглу, использовались палатки из тюленьей кожи или других шкур. В Thule был принят дизайн, похожий на дома-ямы в интерьере Британской Колумбии, но из-за нехватки дерева вместо каркаса они использовали кости кита.

Помимо удовлетворения первичной потребности в жилье, строения служили неотъемлемым выражением духовных убеждений и культурных ценностей их обитателей. Во всех пяти регионах жилища выполняли двойную роль – обеспечивая как убежище, так и материальное средство связи человечества со вселенной. Формы зданий часто рассматривались как метафорические модели космоса, и как таковые они часто предполагали мощные духовные качества, которые помогали определять культурную самобытность группы.

Парилка — это хижина, обычно куполообразной формы, изготовленная из натуральных материалов, используемая коренными народами Америки для церемониальных паровых бань и молитвы. Существует несколько стилей сооружений, используемых в разных культурах; к ним относятся куполообразная или продолговатая хижина, похожая на вики, постоянное сооружение из дерева и земли или даже простая яма, вырытая в земле и покрытая досками или стволами деревьев. Камни обычно нагревают, а затем поливают их водой для образования пара. В церемониальном обиходе эти ритуальные действия сопровождаются традиционными молитвами и песнями.

Проблемы с жильем для коренных народов в Канаде

По мере того, как в Канаду прибывало все больше поселенцев, у коренных народов появлялась сильная мотивация к переселению во вновь созданные заповедники, где канадское правительство поощряло коренных жителей строить постоянные дома и заниматься сельским хозяйством вместо их традиционной охоты и отлова. Не знакомые с таким оседлым образом жизни, многие из этих людей продолжали использовать свои традиционные охотничьи угодья, но когда в конце 1800-х- начале 1900-х годов большая часть южной Канады была заселена, эта практика прекратилась, положив конец их кочевому образу жизни. После Второй мировой войны коренные жители были относительными неучастниками жилищного строительства и экономического бума в Канаде. Большинство из них остались в отдаленных сельских заповедниках, часто в переполненных жилищах, в которых в основном отсутствовали элементарные удобства. По мере расширения медицинских услуг в резервациях коренных народов в 1950-х и 1960-х годах, ожидаемая продолжительность жизни значительно улучшилась, включая резкое снижение младенческой смертности, хотя это, возможно, усугубило существующую проблему перенаселенности.

С 1960-х годов условия жизни в резервациях в Канаде существенно не улучшились. Переполненность жилищ остаётся серьёзной проблемой во многих общинах. Многие дома нуждаются в серьёзном ремонте, а в других до сих пор отсутствуют базовые удобства.  Плохие жилищные условия в резервациях привели к тому, что многие коренные народы покидают резервации и мигрируют в городские районы Канады, что приводит к проблемам с бездомностью, детской бедностью, арендой жилья и временным проживанием.

Современная архитектура коренных народов Канады

Музей цивилизации – вход в общественное крыло, напоминающий голову черепахи, местный символ Матери-Земли, с входной площадкой вдоль авеню Лорье.
Музей цивилизации – вход в общественное крыло, напоминающий голову черепахи, местный символ Матери-Земли, с входной площадкой вдоль авеню Лорье.

Известные проекты включают:

  • Длинный дом коренных народов (Университет Британской Колумбии Ванкувер)
  • Библиотека МакОдрум, (Карлтонский университет), (Оттава, Онтарио)
  • Канадский исторический музей (французский: Канадский исторический музей, (Гатино, Квебек).
  • Сад духов (Гавань принца Артура, Тандер-Бэй, Онтарио)
  • Университет первых наций (Реджайна, Саскачеван)
  • Павильон места сбора аборигенов (Университет Капилано, Ванкувер, Британская Колумбия)
  • Культурный центр Сквамиш Лилват
  • Hôtel-Musée Premières Nations (Wendake Québec)
  • Римско-католическая церковь Драгоценной Крови (Виннипег)

Выдающиеся практики

  • Дуглас Кардинал
  • Патрик Стюарт
  • Альфред Во
  • Брайан Портер
  • Étienne Gaboury
Центр здоровья Пикту-Лэндинг черпает вдохновение в длинных домах и традиционных методах строительства
Центр здоровья Пикту-Лэндинг черпает вдохновение в длинных домах и традиционных методах строительства

Выдающиеся исследователи

  • Wanda Dalla Costa. Ванда Далла Коста, имеющая почти 20-летний опыт работы архитектором коренных народов Северной Америки, была первой женщиной из числа коренных народов, ставшей канадским архитектором. Она была вдохновлена стать архитектором после путешествия по миру и наблюдения за бесчисленными племенами коренных народов, живущих в неоригинальных типовых домах. Она стремится помочь общинам коренных народов подчеркнуть их уникальные традиции с помощью архитектурных практик. Ей принадлежит компания Redquill Architecture, базирующаяся в Аризоне. Она также является членом Совета архитекторов и инженеров Американских индейцев (AICAE) и Общества науки и техники Американских индейцев (AISES).
  • Дэвид Фортин, Лаврентийский университет, первый директор архитектурной школы из числа коренных народов в Канаде
  • Райан Уокер

Выдающиеся защитники

  • Реанна Мерасти

Фиджи

Традиционная архитектура (этноархитектура) Фиджи

На Старых Фиджи архитектура деревень была простой и практичной для удовлетворения физических и социальных потребностей и обеспечения общественной безопасности. Дома были квадратной формы с крышами, похожими на пирамиды, а стены и крыша были покрыты соломой, поблизости были посажены различные растения практического назначения, в каждой деревне был дом собраний и дом духов. Дом духов был возведен на пирамидо-подобном основании, построенном из больших камней и земли, опять же квадратном здании с вытянутой пирамидо- подобной  крышей, рядом с которой была посажена различная благоухающая флора.

Дома вождей имели схожий дизайн и были бы установлены выше, чем дома его подданных, но вместо удлиненной крыши имели бы крышу, аналогичную крышам домов его подданных, но, конечно, большего масштаба.

Буре калу, эскиз, сделанный в начале 1800-х годов.
Буре калу, эскиз, сделанный в начале 1800-х годов.

Современная архитектура Фиджи

С появлением общин из Азии аспекты их культурной архитектуры теперь очевидны в городских и сельских районах двух главных островов Фиджи Вити-Леву и Вануа-Леву. Структура деревни сегодня имеет общие черты, но построена из современных материалов, а духовные дома (Буре Калу) были заменены церквями различного дизайна.

Городской ландшафт ранних колониальных Фиджи напоминал большинство британских колоний 19-20 веков в тропических регионах мира, хотя часть этой архитектуры сохранилась, городской ландшафт развивается семимильными шагами, при этом различные современные аспекты архитектуры и дизайна становятся все более очевидными в деловом, промышленном и бытовом секторах, сельские районы развиваются гораздо медленнее.

Новая Каледония (канаки)

Традиционная архитектура канаков

Культура канаков развивалась на архипелаге Новая Каледония на протяжении трёх тысяч лет. Сегодня Новая Каледония находится под управлением Франции, но не имеет национальной культуры. Требование канаков о независимости поддерживается культурой, которую коренное население считает национальной. Канаки расселились по всем островам, официально обозначенным Францией как Новая Каледония и зависимые территории. Архипелаг включает в себя главный остров Гранд-Тер, острова Белеп на севере и остров Пайнс на юге. На востоке он граничит с островами Лоялти, состоящими из трёх коралловых атоллов (Маре, Лифу и Увеа).

Ла Гранде Кейс (хижина вождя) в Культурном центре Жана-Мари Тибау, Нумеа, Новая Каледония.
Ла Гранде Кейс (хижина вождя) в Культурном центре Жана-Мари Тибау, Нумеа, Новая Каледония.

Канакское общество организовано вокруг кланов, которые являются как социальными, так и пространственными единицами. Изначально клан мог состоять из людей, связанных общим предком, и состоять из нескольких семей. В клане может быть от пятидесяти до нескольких сотен человек. Это базовое определение клана с годами менялось из-за исторических ситуаций и мест, связанных с войнами, разногласиями, новоприбывшими и т.д. Таким образом, клановая структура эволюционировала по мере прибытия новых людей, которым отводились место и роль в социальной организации клана, или по мере того, как члены клана уходили, чтобы присоединиться к другим кланам.

Традиционно деревня обустраивается следующим образом. Хижина вождя (называемая Ла Гранде Кейс) находится в конце длинной и широкой центральной аллеи, которая используется для собраний и проведения церемоний. Младший брат вождя живет в хижине на другом конце. Остальная часть деревни живет в хижинах вдоль центральной дорожки, обсаженной ауракариями или пальмами. Деревья росли вдоль аллей, которые использовались как тенистые места сбора. У канаков пространство разделено между помещениями, отведенными для важных мужчин, и другими резиденциями, расположенными ближе к женщинам и детям. Канаки обычно избегали оставаться в одиночестве в пустых пространствах.

Внутри большого корпуса доминирует центральный столб (сделанный из дерева хоуп), который поддерживает крышу и выступ на крыше, flèche faîtière. Вдоль стен расположены различные столбы, вырезанные в честь предков. По бокам от двери расположены два резных дверных косяка (называемых Катана), которые были “часовыми, сообщившими о прибытии незнакомцев”. Там также есть резная дверная ступенька. Копье на крыше состоит из трех основных частей: копье обращено вверх, что предотвращает нисхождение злых духов на предка. Лицо, представляющее предка. Копье внизу, которое удерживает злых духов, приближающихся к предку.

Фрагмент роскошного дома в стиле Ля Гранде из дерева хоуп, 18 век
Фрагмент роскошного дома в стиле Ля Гранде из дерева хоуп, 18 век

Flèche faîtière или резное копье на крыше, шпиль или навершие является домом духов предков и характеризуется тремя основными компонентами. Предка символизирует плоское, увенчанное короной лицо в центре копья. Голос предка символизируется длинным закругленным шестом, через который продеты раковины. Символическая связь клана через вождя представляет собой основание, которое вмонтировано в центральный столб корпуса. Остро заостренные деревянные элементы расходятся веером с обоих концов центральной части, символически препятствуя злым духам добраться до предка. Помимо конкретного предка, она напоминает об сообществе предков. И представляет духов предков, символизирующих переход между миром мертвых и миром живых.

На конце стрелы или копья обычно есть игла для вставки оболочек с резьбой снизу вверх; одна из оболочек содержит приспособления для обеспечения защиты дома и страны. Во время войн враги нападали на это символическое навершие. После смерти канакского вождя флешмоб убран, и его семья забирает его к себе домой. Хотя ее разрешено использовать снова, в знак уважения, обычно ее хранят на местах захоронений известных граждан или в курганах заброшенных величественных домов.

Форма зданий варьировалась от острова к острову, но, как правило, была круглой в плане и конической по вертикали. Традиционные черты хижин отражают организацию и образ жизни обитателей. Хижина является эндогенным элементом канакской архитектуры и полностью построена из растительного материала, взятого из окружающего лесного заповедника. Следовательно, в разных районах используются разные материалы. Внутри хижины на полу между входом и центральным столбом устроен очаг, который определяет коллективное жилое пространство, покрытое плетеными циновками из пандануса (ixoe) и матрасом из кокосовых листьев (behno). Круглая хижина — это воплощение физического и материального в культуре канаков и социальных отношениях внутри клана.

Канакская современная архитектура

Современное канакское общество имеет несколько уровней традиционной власти, от 4000-5000 семейных кланов до восьми традиционных районов (айрес кутумьер), составляющих территорию. Кланы возглавляются вождями кланов и составляют 341 племя, каждое из которых возглавляет вождь племени. Племена далее группируются в 57 традиционных вождеств (chefferies), каждое из которых возглавляет главный вождь, и образуют административные подразделения традиционных территорий.

Культурный центр Жан-Мари Тибау (французский: Centre Culturel Tjibaou), спроектированный итальянским архитектором Ренцо Пьяно и открытый в 1998 году, является символом канакской культуры и современной канакской архитектуры.

Центр был построен на узком полуострове Тину, примерно в 8 километрах (5,0 миль) к северо-востоку от центра Нумеа, столицы Новой Каледонии, прославляющей народную канакскую культуру, на фоне многочисленных политических споров по поводу независимого статуса, которого добиваются канаки от французского правления. Он был назван в честь Жан-Мари Тибау, лидера движения за независимость, который был убит в 1989 году и у которого было видение создания культурного центра, сочетающего языковое и художественное наследие канакского народа.

Культурный центр Жана-Мари Тибау в Нумеа
Культурный центр Жана-Мари Тибау в Нумеа

Канакские строительные традиции и ресурсы современной международной архитектуры были смешаны с помощью Фортепиано. Формальная изогнутая осевая планировка длиной 250 метров (820 футов) на вершине хребта содержит десять больших конических корпусов или павильонов (все разных размеров), выполненных по образцу традиционной канакской Большой хижины. Здание окружено ландшафтным дизайном, который также вдохновлен традиционными элементами канакского дизайна. Мари Клод Тжибау, вдова Жана Мари Тжибау и нынешний руководитель Агентства по развитию канакской культуры (ADCK), заметила: «Мы, канаки, рассматриваем это как кульминацию долгой борьбы за признание нашей идентичности; со стороны французского правительства это мощный жест реституции».

Планы застройки музея площадью 8 550 квадратных метров (92 000 квадратных футов) были задуманы таким образом, чтобы учесть связь между ландшафтом и построенными сооружениями в традициях канаков. Люди были удалены из своего естественного ландшафта и среды обитания в горах и долинах, и любой план, предложенный для арт-центра, должен был отражать этот аспект. Таким образом, целью планирования было создание уникального здания, которое, как заявил архитектор Пиано, «должно было создать символ и … культурный центр, посвященный канакской цивилизации, место, которое представляло бы их иностранцам и передавало память о них их внукам». Окончательно построенная модель была разработана после долгих дебатов на организованных «Строительных семинарах», в которых также участвовали сотрудник Пиано Пол Винсент и Альбан Бенса, антрополог с репутацией специалиста по культуре канаков.

Принципы планирования канакской деревни, согласно которым дома располагались группами, а дом вождя находился в конце открытой общественной аллеи, образованной другими зданиями, расположенными вдоль обеих сторон, были приняты в Культурном центре, спроектированном Пиано и его коллегами. Важная концепция, которая сложилась после обсуждений на строительных семинарах, после того как Piano выиграла конкурс на строительство арт-центра, также включала «идеи ландшафтного дизайна», которые должны были быть созданы вокруг каждого здания. С этой целью вокруг каждого здания была задумана и реализована интерпретирующая ландшафтная дорожка с серией аллей растительного покрова вдоль дорожки, которая окружала здание, но отделяла его от лагуны. Этот ландшафт понравился канакскому народу, когда центр был открыт. Даже подход к зданиям со стороны дорожек соответствовал местным обычаям проходить пешком три четверти пути, чтобы добраться до входа в корпуса. Один из критиков здания заметил: «Было очень разумно использовать ландшафт для представления здания. Именно так канакский народ может понять».

Центр состоит из взаимосвязанных десяти стилизованных корпусов grandes (хижин вождей), которые образуют три деревни (площадью 6060 квадратных метров). Эти хижины имеют открытую конструкцию из нержавеющей стали и построены из ироко, африканской древесины, устойчивой к гниению, которая со временем выцвела, покрывшись серебристой патиной, напоминающей кокосовые пальмы, населяющие побережье Новой Каледонии. Культурный центр Жана-Мари Тибау материально и концептуально опирается на свое геополитическое окружение, так что, несмотря на то, что он расположен на окраине столицы, он пользуется влиянием разнообразных канакских общин, проживающих в других частях Канаки. Извилистая дорожка, ведущая от автостоянки ко входу в центр, обсажена растениями из разных регионов Канаки. Вместе они представляют миф о сотворении первого человека: героя-основателя Теа Канаке. Обозначая процесс совместного проектирования, дорожка и центр органично взаимосвязаны, поэтому трудно различить какие-либо отдельные границы, существующие между зданием и садами. Точно так же парящие хижины кажутся незаконченными, поскольку они открываются наружу, к небу, проецируя образ архитектора канакской культуры как гибкой, диаспоричной, прогрессивной и устойчивой к ограничению традиционными музейными пространствами.

Другие важные архитектурные проекты включали строительство Мваа Ка, 12-метрового тотемного столба, увенчанного большим футляром (хижиной вождя) в комплекте с украшением, стоящим на ландшафтной площади напротив Музея Новой Каледонии. Мваа Ка означает дом человечества – другими словами, дом, где проводятся дискуссии. Его резьба разделена на восемь цилиндрических секций, представляющих восемь традиционных регионов Новой Каледонии. Установленный на бетонной пироге с двойным корпусом, Mwâ Ka символизирует мачту, а также центральную стойку корпуса. В задней части пироги деревянный рулевой направляет корабль ever forward. Цветочные композиции на клумбах площади с изображением звезд и лун символизируют навигацию. Мваа Ка был задуман канакской общиной в ознаменование 24 сентября, годовщины французской аннексии Новой Каледонии в 1853 году. Первоначально день траура, создание Мваа Ка (открыт в 2005 году) символизировало окончание периода траура, тем самым придавая дате новое значение. Возведение Мваа Ка было способом похоронить прошлые страдания, связанные с французской колонизацией, и превратить болезненную годовщину в день празднования канакской идентичности и новой многоэтнической идентичности канаков.

Новая Зеландия / Аотеароа

Традиционная архитектура маори

Первые известные жилища предков маори были основаны на домах с их полинезийской родины (предки маори мигрировали из восточной Полинезии на Новозеландский архипелаг {{около 1400 г. н.э.). По прибытии полинезийцы обнаружили, что им нужно тепло и защита от климата, заметно отличающегося от теплого и влажного тропического на полинезийских островах. Вскоре первые колонизаторы модифицировали свои строительные технологии, чтобы приспособить их к более холодному климату. Многие традиционные методы строительства на острове были сохранены с использованием новых материалов: тростника раупо, травы тоетоэ, он же виноградные лозы и местных пород дерева: тотара, пукатеа и манука. Археологические данные свидетельствуют о том, что дизайн спальных домов охотников на моа в самые первые годы заселения был похож на дизайн домов, найденных на Таити и в восточной Полинезии. Это были полупостоянные жилища прямоугольной, круглой, овальной или «лодкообразной» формы.

Патака с текотеко
Патака с текотеко

Эти постройки были полупостоянными, так как люди перемещались в поисках источников пищи. Дома имели деревянные каркасы, покрытые тростником или листьями, с циновками на земляном полу. Чтобы людям было теплее, дома были маленькими, с низкими дверями, земляной изоляцией и очагом внутри. Стандартным зданием в поселении маори была простая спальная варе пуни (хижина) размером примерно 2 на 3 метра с низкой крышей, земляным полом, без окон и с одним низким дверным проёмом. Зимой для обогрева использовался небольшой открытый очаг. Дымохода не было. Материалы, использовавшиеся при строительстве, различались в зависимости от региона, но для крыши обычно применялись тростник раупо, лён и черепица из коры тотара.  Похожие небольшие варе, но с внутренними водостоками, использовались для хранения кумары на наклонных стеллажах. Примерно в XV веке общины стали больше и более оседлыми. Люди строили варепуни — жилые дома, рассчитанные на несколько семей, с крыльцом. Другие постройки включали патаку (склады), иногда украшенные резьбой, и кауту (кухни).

Классическая фаза культуры маори (1350-1769) характеризовалась более развитым племенным обществом, отчетливо проявляющимся в резьбе по дереву и архитектуре. Самым впечатляющим типом здания был уэйр-вакайро, или резной дом собраний. Это здание было центром социальных и символических собраний маори и делало видимой долгую историю племени. На настенных плитах изображены воины, вожди и исследователи. Расписные узоры на стропилах и панели тукутуку демонстрировали любовь маори к земле, лесу и реке. Уаре-вакайро представлял собой красочный синтез резной архитектуры, выражающий почтение к предкам и любовь к природе. В классический период внутри па располагалась большая доля пристаней, чем это было после контакта с европейцами. Причал вождя был похож, но больше — часто с полным пространством для головы в центре, маленьким окном и частично закрытым передним крыльцом. Во времена конфликта вождь жил в пристани на тихи (вершине) холма па. В более холодных районах, таких как центральное плато Северного острова, причал обычно частично заглубляли в землю для лучшей изоляции.

Марае в Кайтотехе, недалеко от горы Таупири, район Вайкато, 1844 год. Это было связано с Потатау Те Вероверо, вождем, который стал первым королем маори.
Марае в Кайтотехе, недалеко от горы Таупири, район Вайкато, 1844 год. Это было связано с Потатау Те Вероверо, вождем, который стал первым королем маори.

Говорят, что предок Нгати Пороу, Руатепупуке, основал традицию whare whakairo (резных домов собраний) на Восточном побережье. Whare whakairo часто называют в честь предков и считают, что они олицетворяют этого человека. Дом рассматривается как распростертое тело, и к нему можно обращаться как к живому существу. А варенуи (буквально «большой дом», альтернативно известный как дома собранийуэйр рунанга или уэйр вакайро (буквально «резной дом») — это общественный дом, обычно расположенный в центре марае. Нынешний стиль уоренуи возник в начале-середине девятнадцатого века. Дома часто украшены внутри и снаружи стилизованными изображениями предков иви, причем стиль, используемый для резьбы, варьируется от иви к иви. У домов всегда есть названия, иногда это имя предка, а иногда персонажа из мифологии маори. Хотя дом собраний считается священным, это не церковь или молитвенный дом, но религиозные ритуалы могут проводиться перед домом собраний или внутри него. На большинстве мараэ в дом собраний нельзя приносить еду.

Еду готовили не в спальном причале, а на открытом воздухе или под каутой (навесом). Саженцы с удаленными ветками и листвой использовались для хранения и сушки таких предметов, как рыболовные сети или плащи. Ценные предметы хранились в навесах для хранения, установленных на столбах, которые назывались патака. Другими сооружениями были большие стеллажи для сушки разделанной рыбы.

Марае был центральным местом деревни, где можно было праздновать культуру, выполнять межплеменные обязательства, изучать и обсуждать обычаи, где можно было проводить семейные торжества, такие как дни рождения, и где можно было проводить важные церемонии, такие как приветствие посетителей или прощание с мертвыми (тангиханга).

Положение майхи показано красным
Положение майхи показано красным

Здание часто символизирует предка племени варенуи. Итак, разные части здания относятся к частям тела этого предка:

  • коруру в конце фронтона на передней части причала может представлять голову предка.
  •  Сравните навершие.
  • в майхи (диагональные баржевые доски) обозначают руки; концы майхи называются рапарапа, что означает «пальцы»
  • тахуху (гребневая балка) представляет собой основу
  • хеке или стропила означают ребра
  • внутри путокоманава (центральная колонна) можно интерпретировать как сердце

Другие важные компоненты причала включают:

  • в амо, вертикальных опорах, которые поддерживают концы майхи
  • пупу, или резьба по стене под верандой
  • куваха или входная дверь, вместе с парой или дверной перемычкой
  • паепае, горизонтальный элемент на земле перед причалом, действует как порог здания

Современная архитектура маори

Рау Хоскинс определяет архитектуру маори как всё, что связано с маори-клиентами и ориентировано на маори. «Я думаю, что традиционно архитектура маори ограничивалась архитектурой мараэ, а иногда и церквями, но теперь архитектура маори проявляется во всех сферах, поэтому у нас есть школы с погружением в культуру маори, медицинские центры и клиники для маори, туристические предприятия для маори и папа-каинга, или внутренние деревни маори. Таким образом, существующие сейчас возможности очень разнообразны. Каупапа (цель или причина) строительства и стремления клиента являются ключом к пониманию того, как проявляется архитектура».

Когдауакура Марае в Таранаки. Марае продолжают функционировать как местные общественные центры в современном обществе маори.
Когдауакура Марае в Таранаки. Марае продолжают функционировать как местные общественные центры в современном обществе маори.

С 1960-х годов в городских районах строились комплексы марае. В современном контексте они обычно представляют собой группу зданий вокруг открытого пространства, в которых часто проводятся такие мероприятия, как свадьбы, похороны, церковные службы и другие большие собрания, при этом обычно соблюдаются традиционный протокол и этикет. Они также служат основой одного, а иногда и нескольких хапу. Марае по-прежнему является вахи тапу, «священным местом», несущим культурное значение. Они включали такие здания, как уарепаку (туалеты) и уаре ора (медицинские центры). Дома собраний по-прежнему представляли собой одно большое пространство с верандой, одной дверью и окном спереди. В 1980-х годах марае начали строить в тюрьмах, школах и университетах.

Таненуиаранги, пристань в Вайпапа Марае, Университет Окленда, Новая Зеландия.
Таненуиаранги, пристань в Вайпапа Марае, Университет Окленда, Новая Зеландия.
Часовня Футуна, вид с юга
Часовня Футуна, вид с юга

Известные проекты включают:

  • Таненуиаранги, Уоренуи в Вайпапа Марае (Университет Окленда)
  • Маори изучает объекты UNITEC и Политехнический институт Тайравити
  • Руапутака Марае, Глен-Иннес
  • Нгати Отара Марае и Те Равхоро Марае (залив Толага)
  • Часовня Футуна (Карори, Веллингтон)

Выдающиеся практики

  • Джон Скотт
  • Реви Томпсон (Ngāti Porou и Ngāti Raukawa)
  • Элизапета Хета (Ngāti Wai)[92][93][94]
  • Кери Вайтири, (Ngāti Kahungunu, Ngāi Tahu)
  • Тере Инсли (Te Whānau-ā-Apanui)
  • Хейли Хупер (Ngāpuhi)
  • Jade Kake, (Ngāpuhi (Ngāti Hau me Te Parawhau), Te Whakatōhea, Te Arawa)
  • Raukura Turei (Ngāitai ki Tamaki и Ngā Rauru ki Tahi)
  • Аманда Йейтс (Ngāti Rangiwewehi, Ngāti Whakaue, Te Aitanga-a-Māhaki, Rongowhakaata)
  • Жаклин Пол (Ngāpuhi, Ngāti Tūwharetoa, Ngāti Kahungunu ki Heretaunga)
  • Флер Палмер (Те Рарава, Te Aupouri)
  • Рау Хоскинс

Выдающиеся исследователи

  • Элсдон Бест
  • Дейдре Браун (Ngāpuhi, Ngāti Kahu )
  • Флер Палмер (Те Рарава, Te Aupouri)

Palau

Традиционная архитектура (этно-архитектура) Палау

В Палау есть много традиционных домов собраний, известных как баи или абаи. В древние времена в каждой деревне Палау был бай, поскольку это было самое важное здание в деревне. В начале 20 века в Палау все еще существовало более 100 баев. В баи управляющим старейшинам отведены места вдоль стен в соответствии с рангом и титулом. Бай не имеет разделительных стен или мебели и украшен изображениями легенд Палау. Старейшим баем Палау является Айрай Бай, которому более 100 лет. Баи изображены на Гербе Палау и флаге Корора.

Бай в Национальном музее Белау, Корор
Бай в Национальном музее Белау, Корор

Филиппины

Традиционная архитектура (этноархитектура) Филиппин

Бахай КубоКамалиг или хижина Нипа — это тип дома на сваях, используемый большинством низменных культур Филиппин. Он часто служит символом более широкой филиппинской культуры или, более конкретно, филиппинской сельской культуры.

Хижина нипа на Палаване
Хижина нипа на Палаване

Хотя строгого определения бахаи Кубо не существует и стили строительства различаются по всему Филиппинскому архипелагу, схожие условия в филиппинских низменностях привели к появлению многочисленных характеристик, «типичных» для примеров бахаи Кубо. За немногими исключениями, возникшими только в наше время, большинство бахаи кубо возведены на сваях, так что в жилую зону приходится заходить по лестницам. Это естественным образом делит бахай кубо на три зоны: собственно жилую площадь посередине, область под ней (называемую на тагальском «Силонг«) и пространство на крыше («Бубунган» на тагальском), которое может быть отделено от жилой зоны потолком («Кисаме» на тагальском).

Дом коренных жителей в пригороде Манилы, 1899 год
Дом коренных жителей в пригороде Манилы, 1899 год

Традиционная форма крыши Бахай Кубо — высокая и с крутым скатом, заканчивающаяся длинным карнизом. Высокая крыша создавала пространство над жилой зоной, через которое мог подниматься теплый воздух, придавая Бахай Кубо естественный охлаждающий эффект даже в жаркий летний сезон. Крутой уклон позволял воде быстро стекать вниз в разгар сезона муссонов, в то время как длинные карнизы давали людям ограниченное пространство для передвижения по дому всякий раз, когда шел дождь. Крутой уклон крыш часто используется для объяснения того, почему многие Бахай Кубо пережили выпадение пепла при извержении вулкана Пинатубо, когда более «современные» дома, как известно, рухнули под тяжестью пепла.

Бахай Кубо (хижина Нипа) в парке Кепанивай, долина Иао, Мауи, Гавайи
Бахай Кубо (хижина Нипа) в парке Кепанивай, долина Иао, Мауи, Гавайи

Бахаи Кубо, возведенные на сваях из твердых пород дерева, которые служат основными опорами дома, имеют зону Силонг (тагальское слово также означает «тень») под жилым помещением по ряду причин, наиболее важными из которых являются создание буферной зоны для подъема воды во время наводнений и предотвращение проникновения вредителей, таких как крысы, в жилое помещение. Эта часть дома часто используется для хранения, а иногда и для разведения сельскохозяйственных животных, и, таким образом, может или не может использоваться. не может быть огорожен забором.

Современные дома на сваях баджау над морем в Басилане, южные Филиппины
Современные дома на сваях баджау над морем в Басилане, южные Филиппины

Основная жилая зона Бахай Кубо спроектирована таким образом, чтобы пропускать как можно больше свежего воздуха и естественного света. В небольших бахаи-кубо часто полы из бамбуковых реек, которые позволяют прохладному воздуху поступать в жилое пространство из силонга внизу (в этом случае силонг обычно не используется для предметов, издающих сильные запахи), а конкретный бахаи-кубо может быть построен без кисаме (потолка), чтобы горячий воздух мог подниматься прямо на большую площадь прямо под крышей и выходить через стратегически расположенные там вентиляционные отверстия.

Стены всегда изготавливаются из легких материалов, таких как дерево, бамбуковые прутья или бамбуковые циновки, называемые «савали». Как таковые, они, как правило, также пропускают некоторую прохладу естественным образом через них в жаркое время и сохраняют тепло в холодный сезон дождей. Кубическая форма, характерная для бахай Кубо, проистекает из того факта, что проще всего предварительно возвести стены, а затем прикрепить их к деревянным стойкам на сваях, которые служат углами дома. Поэтому конструкция бахай-кубо обычно модульная: сначала устанавливаются деревянные сваи, затем возводится каркас пола, затем каркасы стен и, наконец, крыша.

Дом на сваях в Калибо
Дом на сваях в Калибо

Кроме того, в бахай-кубо обычно делают большие окна, чтобы впустить больше воздуха и естественного света. Самые традиционные — это большие окна-ставни, которые открываются с помощью деревянного стержня. Также распространены раздвижные оконные рамы, сделанные либо из простого дерева, либо из деревянных рам «капис», которые пропускают немного света в жилую зону, даже если окна закрыты. В последние десятилетия также стали широко использоваться недорогие жалюзи. В более крупных образцах большие верхние окна могут быть дополнены меньшими по размеру окнами, называемыми ventanillas (в переводе с испанского «маленькое окно»), которые можно открывать, чтобы впустить дополнительный воздух, особенно в жаркие дни.

Некоторые (но не все) бахаи Кубо, особенно построенные для длительного проживания, имеют баталанскую «влажную зону», отличную от других секций дома – обычно она несколько выступает из одной из стен. Иногда на том же уровне, что и жилая зона, а иногда и на уровне земли, баталан может содержать любое сочетание зоны для приготовления пищи и мытья посуды, зоны для купания, а в некоторых случаях и туалета.

Стены жилой зоны сделаны из легких материалов — столбы, стены и полы обычно сделаны из дерева или бамбука и других легких материалов. Увенчан соломенной крышей, часто сделанной из нипы, анахау или какого-либо другого местного растения. В филиппинском языке термин «Бахай Кубо» буквально означает «кубический дом», описывая форму жилища. Термин «Хижина Нипа», введенный на Филиппинах в американскую колониальную эпоху, относится к материалу nipa или anahaw, часто используемому для кровли.

Хижины нипа были обычными домами коренных жителей Филиппин до прихода испанцев. Они все еще используются сегодня, особенно в сельской местности. У разных этнолингвистических групп в стране присутствуют различные архитектурные проекты, хотя все они соответствуют типу домов на сваях, похожих на те, что встречаются в соседних странах, таких как Индонезия, Малайзия и другие страны Юго-Восточной Азии. С наступлением испанской колониальной эпохи возникла идея создания более постоянных сообществ с Центром церкви и правительства в качестве координационного центра. Эта новая структура сообщества сделала желательным строительство с использованием более тяжелых и долговечных материалов. Сочтя европейские стили строительства непрактичными с учетом местных условий, как испанские, так и филиппинские строители быстро адаптировали характеристики бахаи Кубо и применили их к антильским домам, известным в округе как Бахаи на Бато (буквально «каменный дом» на тагальском).

 

Самоа

Традиционная архитектура (этноархитектура) Самоа

Архитектура Самоа характеризуется открытостью, дизайн отражает культуру и быт народа самоа, населяющего острова Самоа. Архитектурные концепции включены в самоанские пословицы, ораторское искусство и метафоры, а также связаны с другими видами искусства Самоа, такими как строительство лодок и татуировка. Пространства снаружи и внутри традиционной архитектуры Самоа являются частью культурной формы, церемонии и ритуала. Fale — самоанское слово, обозначающее все типы домов, от маленьких до больших. В целом традиционная архитектура Самоа характеризуется овальной или круглой формой, с деревянными столбами, поддерживающими куполообразную крышу. Стен нет. Основой архитектуры является каркасный каркас. До прихода европейцев и доступности западных материалов самоанский фале не использовал в своей конструкции никакого металла.

Интерьер фале, Апиа, Д'Юрвиль, 1842
Интерьер фале, Апиа, Д’Юрвиль, 1842

Валежник перевязывается плетеной сеннитной веревкой под названием афа, изготовленной вручную из высушенного кокосового волокна. Афа плотно сплетена сложными узорами вокруг деревянного каркаса и связывает всю конструкцию воедино. Афа изготавливается из шелухи определенных сортов кокосовых орехов с длинными волокнами, особенно ниуафа (пальма афа). Шелуху замачивают в пресной воде, чтобы смягчить межволокнистую часть. Шелуху от зрелых орехов необходимо вымачивать от четырех до пяти недель, а возможно, и дольше, а очень зрелые волокна лучше всего замачивать в соленой воде, но зеленая шелуха от особого сорта кокоса готова через четыре-пять дней. Считается, что замачивание улучшает качество волокна. Затем старики или женщины отбивают шелуху молотком на деревянной наковальне, чтобы отделить волокна, которые после дальнейшей промывки для удаления межволокнистого материала связывают в пучки и сушат на солнце. Когда этот этап завершен, волокна изготавливаются из сеннита путем плетения, что обычно выполняют пожилые мужчины или матаи, и выполняется на досуге. Обычно это включает в себя то, что они сидят на земле, раскатывая высушенные волокна вручную по голому бедру, пока не образуются более толстые пряди. Затем эти длинные, тонкие пряди сплетаются вместе в трехслойную косу, часто длинной длины, то есть получается готовый сеннит. Затем сеннит скручивается в пучки или туго наматывается в очень аккуратные цилиндрические рулоны.

интерьер fale tele с центральными колоннами и изогнутыми стропилами
интерьер fale tele с центральными колоннами и изогнутыми стропилами

Изготовление afa достаточной длины для целого дома может занять месяцы работы. При строительстве обычного традиционного дома, по оценкам, используется от 30 000 до 50 000 футов афа. Конструкция крепления самоанского фале является одним из величайших архитектурных достижений Полинезии. Похожая техника крепления также использовалась в традиционном строительстве лодок, где деревянные доски «сшивались» по частям. Афа имеет много других применений в материальной культуре Самоа, включая церемониальные предметы, такие как метелка для мух fue, символ статуса оратора. Эта техника крепления также использовалась в других частях Полинезии, например, в магимаги на Фиджи.

Похожая фиджийская привязь (магимаги)
Похожая фиджийская привязь (магимаги)

Форма фале, особенно больших домов для собраний, создаёт как физические, так и невидимые пространственные зоны, которые чётко обозначены в самоанских обычаях и определяют зоны социального взаимодействия. Использование и функции фале тесно связаны с самоанской системой социальной организации, особенно с системой вождей Фааматай.

Собравшиеся на официальное собрание или фоно всегда сидят, скрестив ноги, на циновках на полу, вокруг зала, лицом друг к другу с открытым пространством посередине. Внутренние направления зала, восток, запад, север и юг, а также расположение столбов влияют на рассадку вождей в зависимости от ранга, места, где ораторы (хозяин или приглашенная сторона) должны встать для выступления, или стороны дома, куда входят и рассаживаются гости. Пространство также определяет положение, в котором сидят «создатели авы» (аумага) на церемонии ава на Самоа, и открытую площадку для презентации и обмена культурными предметами, такими как тога, изысканные циновки.

afa тканый узор
afa тканый узор

Фасад самоанского дома — это та часть, которая выходит на главную магистраль или дорогу, проходящую через деревню. Пол разделен на четверти, и каждая секция имеет название: Тала лума — передняя боковая секция, тала туа — задняя секция и тала — две торцевые или боковые секции. Средние посты, называемые матуа тала, зарезервированы для ведущих вождей, а боковые посты в передней части, называемые поу о ле пепе, занимают ораторы. Столбы в задней части дома, талатуа, указывают на позиции, которые занимают создатели авы и другие лица, обслуживающие собрание.

Непосредственная внешняя территория фале обычно остается чистой и представляет собой либо травянистую лужайку, либо песчаную площадку, если деревня находится на берегу моря. Открытая площадка перед большими домами собраний, выходящая на главную магистраль или дорогу в деревне, называется малае и является важной открытой площадкой для больших собраний и церемониального взаимодействия. Слово «fale» также состоит из других слов для обозначения социальных групп или ранга, таких как группа ораторов фалейва (дом девяти) в определенных районах. Этот термин также используется для описания определенных зданий и их функций. Слово, обозначающее больницу, — фалемаи, «дом больных».

Расположенный у пляжа и приподнятый на метр над землей, этот fale tele в деревне Лелепа на острове Саваи имеет железную крышу, заменяющую традиционное покрытие крыши, хотя pola (подвешена на фото), традиционные "настенные жалюзи" вокруг столбов fale все еще используются.
Расположенный у пляжа и приподнятый на метр над землей, этот fale tele в деревне Лелепа на острове Саваи имеет железную крышу, заменяющую традиционное покрытие крыши, хотя pola (подвешена на фото), традиционные «настенные жалюзи» вокруг столбов fale все еще используются.

Самые простые типы фале называются фалео’о, которые стали популярны как экологичные и бюджетные пляжные домики в местном туризме. В каждом семейном комплексе на Самоа есть фале теле, дом для собраний, «большой дом». Участок, на котором построен дом, называется тулага фале (место для стоянки).

Строители в самоанской архитектуре были также и архитекторами, и они принадлежали к эксклюзивной древней гильдии мастеров-строителей Tufuga fau fale. Самоанское слово tufuga обозначает статус мастеров, достигших высочайшего уровня мастерства и знаний в определённой традиционной форме искусства. Слова fau-fale означают строитель. Существовали туфуга для навигации (туфуга фау ва’а) и самоанские татуировщики (туфуга та татау). Для заключения договора с туфуга фау фале требовались переговоры и соблюдение культурных обычаев.

Fale tele в деревне
Fale tele в деревне

Фале теле (большой дом), самый важный дом, обычно имеет круглую форму и служит домом собраний для заседаний главного совета, семейных посиделок, похорон или присвоения главного титула. Дом fale tele всегда расположен перед всеми другими домами в расширенном семейном комплексе. Дома за ним служат жилыми помещениями, с зоной для приготовления пищи на открытом воздухе в задней части комплекса. Спереди находится открытая площадка, называемая малае. В малае (аналогично концепции марае в маори и других полинезийских культурах) обычно представляет собой ухоженную травянистую лужайку или песчаную площадку. Малае — важное культурное пространство, где происходят взаимодействия между посетителями и хозяевами или официальные мероприятия на открытом воздухе.

Шелуха кокосового ореха используется для изготовления веревки afa
Шелуха кокосового ореха используется для изготовления веревки afa

Открытые характеристики архитектуры Самоа также отражены в общей схеме расположения домов в деревне, где все fale tele расположены заметно впереди всех других жилищ в деревне и иногда образуют полукруг, обычно обращенный к морю. В наше время, с упадком традиционной архитектуры и доступностью западных строительных материалов, форма fale tele стала прямоугольной, хотя пространственные области в обычаях и церемониях остаются прежними.

Традиционно афолау (длинный дом), более длинный фале в форме вытянутого овала, служил жилым домом или гостевым домом.

Фалео’о (маленький дом), традиционно вытянутый в длину, на самом деле был пристройкой к основному дому. Он не так хорошо построен и всегда располагается позади основного жилища. В наше время этот термин также используется для обозначения любого типа небольшого и простого фале, который не является основным жилищем. Многие из них, популярные как «травяные хижины» или пляжные фале в деревенском туризме, приподняты примерно на метр над землёй на сваях, иногда с железной крышей. В деревнях семьи строят фалео рядом с главным домом или у моря для отдыха в жаркий день или в качестве дополнительного спального места на ночь, если есть гости.

Фалео (пляжный фале) с простой соломенной крышей на острове Маноно, 2009 год
Фалео (пляжный фале) с простой соломенной крышей на острове Маноно, 2009 год

Туноа (кухонный домик) — это хлипкое строение, небольшое по размеру, которое на самом деле не стоит считать домом. В наше время кухонный домик, называемый умукука, находится в задней части семейного участка, где вся готовка осуществляется в земляной печи уму и в горшках на огне. В большинстве деревень умукука представляет собой простой открытый навес из нескольких столбов с железной крышей, защищающей место для готовки от непогоды.

Самоанское строительство фале 1896 года
Самоанское строительство фале 1896 года

В строительстве фале, особенно большого и важного фале теле, часто участвует вся большая семья и жители деревни.

Туфуга фай фале руководит всем строительным проектом. Перед началом строительства семья подготавливает строительную площадку. Для этой цели обычно используются лавовые, коралловые, песчаные или каменные материалы. Туфуга, его помощники (автуфуга) и мужчины из семьи рубят древесину в лесу. Основные опорные столбы, возводимые первыми, различаются по количеству, размеру и длине в зависимости от формы и габаритов дома. Обычно они имеют от 16 до 25 футов в длину и от шести до 12 дюймов в диаметре и заглублены примерно на четыре фута в землю. Термин, обозначающий эти столбы, — poutu (стоячие столбы); они возводятся в середине дома, образуя центральные столбы.

К поуту прикреплены поперечные куски дерева значительного размера, называемые so’aSo’a простираются от poutu до внешней окружности fale, а их концы прикреплены к другим опорным элементам, называемым la’au’alava.

Ла’ау фаалава, расположенные горизонтально, прикреплены своими концами к широким деревянным полосам, идущим от фаулало к ауау. Эти широкие полосы называются ивиивиФаулало представляет собой трубчатую деталь (или куски) дерева диаметром около четырех дюймов, идущую по окружности дома на нижней оконечности крыши и опирающуюся на поулалоАуау — это один или несколько кусков дерева значительного размера, опирающихся на вершину поуту. На расстоянии около двух футов друг от друга расположены круглые куски дерева, идущие вокруг дома и простирающиеся от фаулало до верха здания. Они похожи на фаулало.

Туристический офис Самоа в Апиа, включающий традиционный дизайн Фале
Туристический офис Самоа в Апиа, включающий традиционный дизайн Фале

poulalo расположены на расстоянии примерно трех-четырех футов друг от друга и заглублены в землю примерно на два фута. Они в среднем от трех до четырех дюймов в диаметре и возвышаются примерно на пять футов над полом зала. Высота poulalo над полом определяет высоту нижней оконечности крыши от земли.

К каркасу прикреплены бесчисленные aso, тонкие полоски древесины (примерно полдюйма на четверть и от 12 до 25 футов в длину). Они простираются от фаулало до ивииви и расположены на расстоянии от одного до двух дюймов друг от друга. К этим полосам под прямым углом прикреплены другие полосы, paeaso, того же размера, что и aso. В результате крыша fale разделена на огромное количество маленьких квадратов.

Большая часть древесины выращивается в лесах на семейных землях. Древесина была вырублена в лесу и доставлена на строительную площадку в деревне. В тяжелой работе участвовали помощники строителя, члены семьи и помощь деревенской общины. Основные столбы были сделаны из хлебного дерева (улу), или ифи леле, или поу мули, если этой древесины не было в наличии. Длинные основные стропила должны были быть гибкими, поэтому всегда выбиралась кокосовая древесина (niu). Хлебное дерево также использовалось для других частей основного каркаса.

Фале под строительство, 1914
Фале под строительство, 1914

В целом, при строительстве самоанских домов чаще всего используются следующие виды древесины: столбы (путу и пулало): ифи лелепу мулиасиулуталиялаунини и алоаловаоФауулуфауниу и уагани Асо и паэсониуваоулуматомо и оломэаАуау и талитали используют улу, а соа использовали и улу, и ниу.

Завершенный куполообразный каркас покрыт соломой (листьями лау), которую делают женщины. Соломенная крыша наилучшего качества изготавливается из сухих листьев сахарного тростника. Если листьев сахарного тростника не было в наличии, таким же образом использовались пальмовые листья кокосовой пальмы. Длинные сухие листья скручиваются на лафо длиной в три фута, которые затем скрепляются тонкой полоской из ветки кокоса, продетой через листья вплотную к стеблю лафо. Эти секции соломенной крыши крепятся к внешней стороне каркаса крыши, начиная снизу и доходя до вершины. Они перекрываются, поэтому каждая секция выдвигает кровлю примерно на три дюйма. Это означает, что на самом деле весь дом покрыт двойным слоем соломы. Секции прикреплены к aso с каждого конца с помощью afa.

Самоанский фале в группе островов Мануа, с соломенной крышей и плетеными жалюзи из пола, около 1890-1910 гг.
Самоанский фале в группе островов Мануа, с соломенной крышей и плетеными жалюзи из пола, около 1890-1910 гг.

При условии использования соломы наилучшего качества и правильной укладки ее хватит примерно на семь лет. В обычном жилом доме укладывается около 3000 секций соломы. Защита от солнца, ветра или дождя, а также от посторонних глаз была достигнута за счет подвешивания к fau, бегущим по дому, нескольких опускающихся жалюзи, называемых pola. Листья кокосовой пальмы сплетены в нечто вроде циновки шириной около фута и длиной около трех футов. Достаточное количество пола, чтобы дотянуться от земли до вершины поулало, скреплены вместе с афа и подвязываются или опускаются по мере необходимости. Обычно одна нитка таких матов покрывает пространство между двумя poulalo и так далее по всему дому. Они служат недолго, но, будучи быстро изготовленными, вскоре заменяются. Они обеспечивают достаточную защиту от непогоды, и их можно разбирать по частям; редко бывает, чтобы весь дом был закрыт.

Естественными основаниями участка fale являются кораллы, песок и лава, иногда с слоем почвы в несколько дюймов в некоторых местах. Поэтому дренаж хороший. Верхние слои напольного покрытия представляют собой гладкую гальку и камни. При заселении полы в доме обычно покрываются или частично покрываются местными циновками.

В мифологии Самоа объяснение того, почему дома самоанцев круглые, объясняется в истории о боге Тагалоа, также известном как Тагалоалаги (Тагалоа Небес).

Вокруг фале теле в деревне Лепеа, с горой Ваэа за ней, местом захоронения Роберта Луиса Стивенсона
Вокруг фале теле в деревне Лепеа, с горой Ваэа за ней, местом захоронения Роберта Луиса Стивенсона

Ниже приводится история, рассказанная самоанским историком Тео Тувале в Рассказе об истории Самоа до 1918 года.

  • Во времена Тагалоалаги дома на Самоа различались по форме, и это приводило ко многим трудностям для тех, кто хотел построить дом определенным образом. Каждый плотник был опытен в строительстве дома только одной определенной формы, и иногда было невозможно получить услуги желаемого плотника. Было проведено собрание всех плотников страны, чтобы попытаться определиться с какой-нибудь единой формой. Обсуждение набирало обороты, и, поскольку, казалось, не было никакой перспективы принять решение, было решено обратиться к услугам Тагалоалаги. После рассмотрения вопроса он указал на небесный купол и горизонт и постановил, что в будущем все построенные дома будут иметь такую форму, и это объясняет, почему все концы самоанских домов имеют форму небес, простирающихся до горизонта. Важным деревом в архитектуре Самоа является кокосовая пальма. В мифологии самоа о первой кокосовой пальме рассказывается в легенде под названием Сина и угорь.

Скандинавский (сапми)

Традиционная архитектура (этноархитектура) саамов

Сапми — это термин, обозначающий саамские (также саамские) традиционные земли. Народ саами — коренной народ северной части Скандинавского полуострова и значительной части Кольского полуострова, который охватывает части крайнего севера Норвегии, Швеции, Финляндии и России, а также пограничную зону между южной и средней Швецией и Норвегией. Саамы — единственный коренной народ Скандинавии, признанный и защищенный в соответствии с международными конвенциями о коренных народах, и самый северный коренной народ Европы. Земли предков саами занимают площадь около 388 350 км2 (150 000 кв. миль) в странах Северной Европы.

Существует ряд саамских этноархитектурных форм; в том числе лавву, гоахти, финский лааву. Различия между гоахти и лавву можно увидеть, если посмотреть на верхушки сооружений. У лавву полюса будут сходиться вместе, в то время как у гоахти полюса будут разделены и не будут сходиться вместе. В дерновой версии гоахти холст будет заменен деревом, опирающимся на конструкцию, покрытую берестой, а затем торфом, чтобы обеспечить долговечность конструкции.

Лавву (или северные саамы: лавву, сами инари: лаву, скольтские саамы: кавас, кильдинские сами: коавы, финский: кота или умпилаву, норвежский: лавво или саметельт и шведский: ката) — сооружение, построенное саамами северной Скандинавии. Он имеет дизайн, похожий на типи коренных американцев, но менее вертикальный и более устойчивый при сильном ветре. Это позволяет культурам коренных народов безлесных равнин северной Скандинавии и высокой Арктики Евразии следовать за своими стадами северных оленей. Он по-прежнему используется саамами как временное убежище и все чаще другими людьми для кемпинга.

Существует несколько исторических ссылок, описывающих сооружение лавву (также называемое кота или вариацией этого названия), используемое саамами. Эти сооружения имеют следующее общее:

  1. Лавву поддерживают три или более равномерно расположенных раздвоенных или зазубренных шеста, образующих треногу.
  2. Существует более десяти незакрепленных прямых опор, которые прислонены к треноге и придают форму конструкции.
  3. Лавву не нуждается в каких-либо кольях, оттяжках или веревках для придания конструкции формы или устойчивости.
  4. Форма и объем лавву определяются размером и количеством опор, которые используются для сооружения.
  5. Для поддержки этой конструкции не требуется центрального столба.

Не обнаружено никаких исторических записей, описывающих использование саамами однополюсной конструкции, называемой лавву, или какого-либо другого скандинавского варианта названия сооружения. Определение и описание этого сооружения было довольно последовательным с 17 века и, возможно, многими веками ранее.

Гоахти (также габмаготэготье и гетие, норвежский: гамме, финский: кота, шведский: ката) — это саамская хижина или палатка с тремя типами покрытия: тканью, торфяным мхом или деревом. Покрытое тканью гоахти очень похоже на саамское лавву, но часто строится немного большего размера. В своей палаточной версии гоахти также называют лавву с изогнутым шестом или лавву-хлебницу, поскольку форма более вытянутая, в то время как лавву имеет круглую форму.

Таким образом, внутренняя конструкция столбов представляет собой: 1) четыре изогнутых столба (длиной 8-12 футов (2,4–3,7 м)), 2) один прямой центральный столб (длиной 5-8 футов (1,5-2,4 м)) и 3) примерно дюжину прямых настенных столбов (длиной 10-15 футов (3,0–4,6 м)). Размеры всех столбов могут значительно различаться.

Четыре изогнутых столба изгибаются примерно под углом 130 °. В двух из этих столбов просверлено отверстие на одном конце, причем эти концы соединены вместе длинным центральным шестом, который вставляется в описанные столбы. Два других изогнутых шеста также соединяются на другом конце длинного шеста. Когда эта конструкция установлена, образуется стойка на четырех ножках с длинным шестом наверху и в центре конструкции. Поскольку четырехногая конструкция достигает примерно пяти-восьми футов в высоту, к ней прислонено примерно десять или двенадцать прямых «настенных столбов». Покрытие гоахти, которое сегодня обычно изготавливается из холста, прикладывается к конструкции и привязывается. Может быть более одного покрытия, которое покрывает конструкцию.

Современная архитектура саами

Здание парламента саами было спроектировано (несаамскими) архитекторами Стейном Халворсеном и Кристианом Сундбю, которые выиграли конкурс норвежского правительства на проекты в 1995 году и были открыты в 2005 году. Правительство призвало построить здание таким образом, чтобы “парламент саами выглядел достойно” и “отражал саамскую архитектуру”.

Здание парламента саами в Норвегии по проекту Стейна Халворсена и Кристиана Сундбю
Здание парламента саами в Норвегии по проекту Стейна Халворсена и Кристиана Сундбю

Другим подобным примером архитектуры, вдохновленной саамами, является музей Варангера саами (Varjjat Sami Museum, VSM) в муниципалитете Уньярга в графстве Финнмарк, Норвегия.

Работа саамского художника и архитектора Джоара Нанго исследует пересечения традиционных методов строительства коренных народов, современной архитектуры и новых медиа.

Продолжающийся картографический проект Астрид Фаднес, Катрин Ругельдал и Дженни Хаковирта "Архитектура в Сапми" является частью проекта Джоара Нанго "Гирджегумпи" и был разработан для павильона Северных стран на 18-й Венецианской архитектурной биеннале в 2023 году.
Продолжающийся картографический проект Астрид Фаднес, Катрин Ругельдал и Дженни Хаковирта «Архитектура в Сапми» является частью проекта Джоара Нанго «Гирджегумпи» и был разработан для павильона Северных стран на 18-й Венецианской архитектурной биеннале в 2023 году.

США

Традиционная архитектура (этноархитектура) Гавайев

В рамках гавайской архитектуры существуют различные подмножества стилей; каждый из них считается типичным для определенных исторических периодов. Самая ранняя форма гавайской архитектуры берет свое начало от того, что называется древними Гавайями — конструкций, использовавшихся при строительстве деревенских убежищ из простых лачуг изгоев и рабов, хижин рыбаков и строителей каноэ вдоль береговой линии, убежищ рабочего класса макайнана, сложного и священного хейау из кахуны и роскошных домов с соломенными крышами на приподнятом базальтовом фундаменте али. То, как на древних Гавайях была построена простая травяная хижина, говорило о том, кто жил в том или ином доме. Узоры, по которым были сложены высушенные растения и древесина, могли идентифицировать касту, навыки и ремесло, профессию и богатство. Гавайская архитектура до прибытия британского исследователя капитана Джеймса Кука использовала символику для определения религиозной ценности обитателей определенных сооружений. Штандарты из перьев, называемые кахили и коа, украшенные тканью капа и скрещенные у входа в определенные дома, называемые пулоулоу, указывали на места али (касты знати). Кии, заключенные в базальтовые стены, обозначали дома кахуна (касты жрецов).

Хейл-О-Кеаве
Хейл-О-Кеаве

Архитектура пуэбло

Архитектура в стиле пуэбло имитирует внешний вид традиционного саманного пуэбло, хотя часто используются другие материалы, такие как кирпич или бетон. Если саман не используется, для его имитации используются закругленные углы, неровные парапеты и толстые, обшарпанные стены. Стены обычно оштукатурены и окрашены в землистые тона. В многоэтажных зданиях обычно используется ступенчатая кладка, подобная той, что была в Таос Пуэбло. Крыши всегда плоские. Общие черты стиля возрождения пуэбло включают выступающие деревянные кровельные балки или виги, которые иногда не служат конструктивному назначению, «карнизы», изогнутые — часто стилизованные—балочные опоры и латильи, которые представляют собой очищенные ветви или полоски дерева, уложенные поверх вигов для создания фундамента (обычно из грязи или глины) для крыши.

Здание в стиле пуэбло в Санта-Фе, Нью-Мексико
Здание в стиле пуэбло в Санта-Фе, Нью-Мексико
Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий