Архитектура Сингапура

Эспланада во время голубого часа

Архитектура Сингапура демонстрирует целый ряд влияний и стилей из разных мест и периодов. Они варьируются от эклектичных стилей и гибридных форм колониального периода до тенденции современной архитектуры включать в себя тенденции со всего мира. С эстетической и технологической точек зрения сингапурскую архитектуру можно разделить на более традиционный колониальный период до Второй мировой войны и в значительной степени современный послевоенный и постколониальный период.

Традиционная архитектура Сингапура включает в себя народные

малайские дома, местные гибридные шо-хаусы и чёрно-белые бунгало, а также ряд культовых сооружений, отражающих этническое и религиозное разнообразие города-государства, а также колониальную гражданскую и коммерческую архитектуру в европейском неоклассическом, готическом, палладианском и ренессансном стилях.

Современная архитектура в Сингапуре началась с переходного стиля ар-деко и появления железобетона в качестве популярного строительного материала. Международный стиль современная архитектура была популярна с 1950-х по 1970-е годы, особенно в многоквартирных домах государственного жилья. Стиль архитектуры брутализм также был популярен в 1970-х годах. Эти стили совпали с периодами великого городского обновления и строительного бума в истории Сингапура, и, следовательно, это наиболее распространенные архитектурные стили, встречающиеся на острове. Некоторые из наиболее значимых с архитектурной точки зрения работ этого периода включают апартаменты Pearl Bank Тан Ченг Сионга, комплекс People’s Park и комплекс Golden Mile компании Design Partnership.

Постмодернистские архитектурные эксперименты в «историческом» и деконструктивистском стилях появились в 1980-х годах, хотя этот стиль был относительно сдержанным в своём выражении. Ещё одним архитектурным трендом стало повторное открытие архитектурного наследия Сингапура, что привело к активной программе сохранения, а также к бурно развивающейся индустрии реставрации исторических зданий, которые часто приспосабливают для новых целей. Недавним примером является Национальный музей Сингапура.

Важной областью местных инноваций стало стремление разработать форму современной архитектуры, подходящую для тропического климата Сингапура. Этот климатически обусловленный подход к архитектуре уходит корнями в народные малайские дома, а также в эксперименты британских колониальных архитекторов и первых местных архитекторов-националистов, которые стремились создать аутентичную местную архитектуру с использованием современных методов строительства. В 1980-х и особенно в конце 1990-х годов это привело к распространению так называемой «современной тропической» архитектуры, или нео-тропической архитектуры.  Она предполагает возвращение к чистым и простым прямолинейным модернистским формам в сочетании с пышным ландшафтным дизайном и элегантными солнцезащитными жалюзи из металла или дерева вместо модернистских стеклянных перегородок, которые пропускают и задерживают солнечное тепло. Эти архитектурные решения приобрели новую актуальность и остроту из-за опасений по поводу глобального потепления, изменения климата и устойчивости окружающей среды, особенно с учётом того, что кондиционирование воздуха в зданиях является одним из крупнейших потребителей электроэнергии в Сингапуре, которая в основном вырабатывается из ископаемого топлива.

С конца 1990-х годов, как и многие другие глобальные города и стремящиеся к этому города, правительство Сингапура целенаправленно начало работу по созданию «знаковых» достопримечательностей в городе, чтобы укрепить идентичность Сингапура как бренда, а также привлечь иностранных туристов, квалифицированных иммигрантов, инвестиции и внимание. С тех пор было реализовано несколько таких знаковых проектов, иногда в рамках открытых или закрытых архитектурных конкурсов. К ним относятся центр искусств Esplanade — Theatres on the Bay, Верховный суд Сингапура, новая Национальная библиотека Сингапура, Marina Bay Sands и Singapore Flyer.

Доколониальная архитектура

До основания британцами поселения в 1819 году архитектура строилась по образцу окрестностей. Народная архитектура представляла собой в основном деревенские (или «кампонгские») дома, построенные в

Малайские дома на сваях, Кампонг-Бару в Сингапуре, около 1888 года.
Малайские дома на сваях, Кампонг-Бару в Сингапуре, около 1888 года.

малайской традиции. Малайские кампонгские дома строились на сваях и возвышались над землёй (или водой, в зависимости от местоположения). Дом возводился вокруг каркаса из столбов и балок из тропической древесины, обычно ченгала. Древесина твёрдых пород, таких как меранти, использовалась в качестве досок для пола, стропил крыши, дверных и оконных рам. Сама крыша состояла из слоёв пальмовых листьев, а стены были сделаны либо из плетёных бамбуковых реек, либо из досок меранти. Основная форма дома была простой, но в зависимости от потребностей и достатка семьи можно было добавить дополнительные комнаты. Архитектурные украшения в виде резных деревянных фасадов, ширм и панелей могли быть довольно сложными.

Помимо этой домашней сельской архитектуры, есть свидетельства того, что на острове могли быть построены более основательные здания. Ближайший пример подобной классической индуистско-буддийской малайской архитектуры — Канди Муара Такус в провинции Риау на Суматре. Как и в Сингапуре, здесь также использовался песчаник и строились террасы. Каменные фундаменты на холме Форт-Каннинг были обнаружены британцами вскоре после их прибытия. Хотя с тех пор они были разрушены и разобраны, чиновники, обнаружившие их, предположили, что они были частью индуистских или буддийских храмов и/или королевского дворца. Надземная часть этих зданий была деревянной (о чём свидетельствуют отверстия в фундаменте). Однако к тому времени, когда в 1819 году был обнаружен фундамент, они уже давно исчезли. Помимо некоторых археологических находок, таких как украшения, фарфор, монеты и камень с надписью, сохранилось мало материальных артефактов доколониального периода, а также ни зданий, ни даже руин.

Колониальный период

Город Сингапур был спроектирован сэром Стэмфордом Раффлзом в 1822 году, и его план города, «План Сингапура Раффлза», в значительной степени сохранился до наших дней, несмотря на то, что город значительно расширился за прошедшие годы. Раффлз определил места для правительственных учреждений, различных этнических общин, религиозных зданий, торговли и образования, а также ботанического сада. Раффлз спланировал город вплоть до размеров домов, ширины улиц и используемых материалов. Правила Раффлза для города также оказали некоторое влияние на архитектуру, и некоторые из их последствий можно увидеть в торговых домах. Например, было установлено, что они не должны быть выше трёх этажей и должны иметь обязательный проход шириной в пять футов. Сам Раффлз выбрал дом в малайском стиле из дерева и атара (Раффлз-хаус на Букит-Ларангане или холме Форт-Каннинг, который когда-то назывался Правительственным холмом). Однако другие европейцы того времени предпочитали здания в европейском стиле из кирпича и штукатурки.

Театр и концертный зал Виктория
Театр и концертный зал Виктория

Самым выдающимся архитектором Сингапура в раннюю колониальную эпоху был Джордж Драмгул Коулман, который спроектировал многие из этих зданий в раннем европейском стиле, лишь немногие из которых сохранились до наших дней. К ним относятся старое здание парламента и Колдуэлл-хаус в ЧИЙМСЕ.

В 19 веке в Сингапуре появились две гибридные типологии зданий. Хотя их происхождение можно проследить в других местах, эти типы зданий претерпели значительную местную адаптацию и модификации, прежде чем распространиться на региональном уровне. В результате это самые ранние известные архитектурные инновации и экспортные товары Сингапура. Этими гибридными типологиями зданий были торговый дом и черно-белое бунгало.

Торговый дом

Шопхаусы в старом стиле — это магазины с одним или несколькими жилыми этажами над ними. В таких шопхаусах обычно есть так называемая крытая галерея — крытая дорожка, расположенная перед дверями магазина, а верхние этажи защищают пешеходов от непогоды. Это результат городского плана Раффлза (1822 г.) для Сингапура, согласно которому «все дома, построенные из кирпича или черепицы, имеют общий тип фасада с аркадой определённой глубины, открытой со всех сторон как непрерывный и открытый проход с каждой стороны улицы».

Черно-белое бунгало

Чёрно-белые бунгало когда-то были резиденциями богатых колониальных чиновников или членов британской армии. В этих зданиях, как правило, побелённые стены и выкрашенное в чёрный цвет дерево или детали.

Традиционные места отправления культа

Другой заметной категорией зданий колониального периода были места отправления культа. В Сингапуре, многоконфессиональном портовом городе, куда стекались мигранты со всего мира, жили и работали самые разные иммигрантские общины. Эти группы часто объединялись для сбора средств на возведение своих собственных культовых сооружений, включая различные синкретические китайские храмы, индуистские храмы, сикхские храмы, еврейские синагоги, католические, протестантские и православные христианские церкви, а также суннитские и шиитские мечети.

Храм Тиан Хок Кенг
Храм Тиан Хок Кенг

Помимо того, что эти здания предназначались для различных сект и конфессий в рамках каждой религиозной традиции, они часто строились для этнических групп и подгрупп. Например, хотя большинство мусульман в Сингапуре были и остаются малайцами, некоторые мечети были построены в южноиндийском стиле для тамильских мусульман. Точно так же несколько церквей были построены в ярко выраженном китайском стиле для этнических китайских общин.

Несколько старейших и наиболее значимых культовых сооружений Сингапура были объявлены национальными памятниками Сингапура. К ним относятся собор Святого Пастыря, армянская церковь, собор Святого Андрея, храм Тиан Хок Кенг, монастырь Лиан Шань Шуан Лин, мечеть Султана, храм Шри Мариамман, мечеть Джамае и китайская методистская церковь Телок Айер и другие.

Гражданские и коммерческие здания

Другой важной группой исторических зданий были те, что были построены колониальным правительством. Они часто возводились в том или ином европейском архитектурном стиле, который был в моде в то время, например, в стиле палладианства, ренессанса или неоклассицизма. Среди наиболее важных зданий были театр «Виктория» и концертный зал, здание Фуллертон, старое здание Верховного суда, мэрия Сингапура, Национальный музей Сингапура, старое здание парламента, старый полицейский участок на Хилл-стрит, Центральная пожарная станция, старые здания Института Раффлза, тюрьма Чанги, старый клуб сержантов и множество других школ, почтовых отделений, военных лагерей и полицейских участков по всему острову.

Крупные коммерческие здания, часто возводившиеся европейскими компаниями, а также миссионерскими школами и другими общественными организациями, также были построены в этих стилях, например, отель «Раффлз», монастырь Святого Младенца Иисуса (ныне CHIJMES), старое здание Института Святого Иосифа и старая школа Тао Нан. Часто подход к вопросам стиля был весьма эклектичным, и строители сочетали в одном здании различные стилистические элементы из разных европейских и некоторых неевропейских источников. Многие здания колониальной эпохи до сих пор можно увидеть в городе благодаря активным усилиям по сохранению культурного наследия Сингапура, которые предпринимаются с 1980-х годов.

Архитектура в стиле ар-деко

В Сингапуре много зданий в стиле ар-деко, построенных в основном в 1920-х и 1930-х годах. Этот стиль был особенно популярен в коммерческой архитектуре, например, на фабриках и в офисах. Часто орнаменты и элементы в стиле ар-деко применялись в типичных жилых домах или бунгало. В других случаях стиль ар-деко применялся в новых типах зданий, таких как аэропорт Калланг (построенный Департаментом общественных работ), фабрика Форда (построенная Эмилем Бризе) или здание Cathay (построенное Фрэнком Брюером) и здание страховой компании Asia (построенное Нг Кенг Сиангом). Особенности этого стиля в местном контексте включали в себя склонность к нанесению даты постройки здания на видном месте на фасаде, использование выступающих горизонтальных планок в качестве солнцезащитных козырьков над окнами и использование флагштоков. Помимо эстетики этого стиля, период ар-деко также ознаменовался внедрением в Сингапуре современных строительных технологий, таких как железобетон.

Китайское здание
Китайское здание

Постколониальная современная архитектура

После неоклассического стиля и ар-деко сингапурская архитектура после войны стала развиваться в явно модернистском направлении. Послевоенная экономия способствовала использованию чистых, строгих и простых модернистских форм и поверхностей, лишённых орнамента. Модернистская архитектура также была предпочтительна для многих типовых или стандартизированных общественных зданий, строившихся в то время, таких как школы, клиники, фабрики и особенно многоквартирные дома.

Центр OCBC
Центр OCBC

Государственное жилье

Архитектура государственного жилья в Сингапуре восходит к 1930-м годам, когда Сингапурский фонд благоустройства (SIT), колониальное правительственное агентство, приступил к реализации программы строительства, чтобы решить проблему нехватки доступного жилья в Сингапуре. Изначально SIT уделял особое внимание строительству жилья для представителей среднего и низшего среднего классов в Азии. Самым ярким примером их довоенных усилий стало строительство района Тионг-Бару, где на окраине города было возведено множество малоэтажных четырёхэтажных многоквартирных домов в стиле ар-деко, магазинов, рынков и других объектов инфраструктуры. Эта программа продолжилась и после войны, но стиль ар-деко был заменён на простую современную эстетику. Несмотря на то, что комплекс был популярен и его хвалили за просторные и зелёные общественные зоны, а также привлекательные блоки, темпы строительства были низкими по сравнению с масштабом нехватки жилья в Сингапуре.

Тионг-Бару состоит из блоков
Тионг-Бару состоит из блоков

После прихода к власти Народной партии действия в 1959 году она приступила к реализации масштабной программы строительства государственного жилья, которая была одним из главных предвыборных обещаний. Она заменила SIT Управлением жилищного строительства и развития (HDB). HDB получило правовые инструменты и финансовые ресурсы, необходимые для значительного ускорения строительства государственного жилья. С архитектурной точки зрения это привело к появлению относительно однородного пригородного ландшафта, где новые города-спутники (построенные по британскому образцу) состояли из, казалось бы, бесконечных рядов панельных домов, в которых десятки тысяч людей жили в небольших квартирах с двумя и тремя спальнями.

Небоскребы

С 1970-х по конец 1980-х годов в городе преобладала современная архитектура, особенно стиль брутализм. Это заметно в некоторых старых коммерческих небоскрёбах, таких как Центр OCBC архитектора И. М. Пея, а также во многих зданиях, построенных для размещения правительственных учреждений и связанных с государством компаний, включая Сингапурскую земельную башню, Башню Темасек, Здание DBS и Здание CPF. Меняющиеся международные архитектурные тенденции также привнесли сюда некоторые архитектурные стили (в частности, постмодернистский стиль).

Вид на горизонт Сингапура
Вид на горизонт Сингапура

Среди самых высоких зданий в Сингапуре — One Raffles Place, Republic Plaza и башни-близнецы UOB Plaza. В 2016 году было построено самое высокое здание Tanjong Pagar Centre. Из-за близости к авиабазе Пайя-Лебар высота зданий не должна превышать 280 метров, за исключением района Танджонг-Пагар. Самое высокое жилое здание в Сингапуре — башня Марина-Бэй.

Современная архитектура

В XXI веке сингапурская архитектура переняла международные архитектурные стилистические направления постмодернизма и высокотехнологичной архитектуры. Кроме того, были разработаны местные варианты критического регионализма с учётом уникального тропического климата Сингапура и плотной городской застройки.

Отличительные сооружения

Был инициирован ряд проектов по созданию в Сингапуре отличительных знаковых зданий, уникальных сооружений, а также интересных особенностей и достопримечательностей. Многие из этих объектов можно найти в районе Марина-Бэй, где одной из целей генерального плана является создание отличительного образа набережных как международных достопримечательностей.  К таким объектам относятся Марина-Бэй-Сэндс, Музей искусств и науки, Мост-спираль, Сады у залива и, в частности, центр искусств Эспланада — Театры у залива.

К другим относятся жилые комплексы, такие как «Отражения в заливе Кеппел» и «Переплетение», а также общественные проекты, такие как «Южные хребты».

Критический регионализм

Архитекторы в Сингапуре в начале XXI века были одними из первых сторонников критического регионализма. Архитекторы в Сингапуре с его жарким и влажным тропическим климатом осознали, что стеклянные, ничем не украшенные здания в международном стиле, которые глобализм распространял по всему миру, не подходят для местного климата и культурного контекста. Такие архитекторы, как Керри Хилл, стали первопроходцами в этой форме современной тропической архитектуры, сочетая архитектурный стиль модернизма с естественной вентиляцией в тропических помещениях и отсылками к азиатской культуре.

Новое поколение сингапурских архитекторов объединило местную форму критического регионализма с пышной зеленью на крышах, в соответствии с амбициями правительства Сингапура по созданию «города-сада», где на участках застройки обычно больше общественных зелёных зон, чем на самих участках. Дизайнеры, в том числе отмеченная международными наградами компания WOHA Architects, стали первопроходцами в разработке новых типов зелёных небоскрёбов.

Школа искусств, Сингапур, 2005–2010
Школа искусств, Сингапур, 2005–2010

Сохранение исторического наследия

Управление городского развития определило 94 зоны охраны, которые сохраняют архитектурное наследие Сингапура. Эти зоны защищают 7091 здание по всему городу, демонстрирующее самобытную и историческую архитектуру. Застройщики должны учитывать рекомендации по сохранению, чтобы сохранить первоначальную структуру и элементы исторических зданий, обеспечивая сохранение исторических стилей.

Совет по национальному наследию присвоил более 70 конкретным зданиям и достопримечательностям статус национальных памятников за их особую ценность, в том числе за архитектурное значение.

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий