Древнегреческая архитектура

Древнегреческая архитектура произошла от греков, или эллинистов, чья культура процветала на материковой части Греции, на Пелопоннесе, на островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период примерно с 900 г. до н.э. до 1 века нашей эры, причем самые ранние сохранившиеся архитектурные произведения датируются примерно 600 годом до нашей эры.

Древнегреческая архитектура
Парфенон

Древнегреческая архитектура наиболее известна своими храмами, многие из которых расположены по всему региону, и Парфенон считается сейчас, как и в древние времена, ярким примером. Большинство останков представляют собой очень незавершенные руины, но некоторые сохранились практически нетронутыми, в основном за пределами современной Греции. Второй важный тип зданий, сохранившихся по всему эллинскому миру, — это театр под открытым небом, самое раннее из которых датируется примерно 525-480 годами до нашей эры. Другими архитектурными формами, которые сохранились до сих пор, являются ворота для процессий (пропилон), общественная площадь (агора), окруженная многоэтажной колоннадой (стоа), здание городского совета (булеверион), общественный памятник, монументальная гробница (мавзолей) и стадион.

Древнегреческая архитектура
Эрехтеум, западная сторона, Акрополь, Афины, Греция.

Древнегреческая архитектура отличается своими высокоформализованными характеристиками, как структуры, так и декора. Это особенно верно в случае храмов, где каждое здание, по-видимому, задумывалось как скульптурное целое в ландшафте, чаще всего возведенное на возвышенности, чтобы элегантность его пропорций и воздействие света на его поверхности можно было рассматривать со всех сторон. Николаус Певзнер ссылается на «пластическую форму [греческого] храма […], представленную перед нами с более интенсивным физическим присутствием, более живой, чем у любого более позднего здания».

Древнегреческая архитектура
Иллюстрация дорической (три слева), ионической (три средние) и коринфской (две правые) колонн

Формальный словарь древнегреческой архитектуры, в частности разделение архитектурного стиля на три определенных порядка: дорический ордер, ионический ордер и коринфский ордер, должен был оказать глубокое влияние на западную архитектуру более поздних периодов. Архитектура древнего Рима выросла из Греции и сохранила свое влияние в Италии до наших дней. Начиная с Эпохи Возрождения, возрождение классицизма сохранило не только точные формы и упорядоченные детали греческой архитектуры, но и ее концепцию архитектурной красоты, основанную на балансе и пропорции. Последовательные стили неоклассической архитектуры и архитектуры греческого возрождения тесно следовали древнегреческим стилям и адаптировали их.

Влияние

География

Материковая часть и острова Греции очень скалистые, с глубоко изрезанной береговой линией и изрезанными горными хребтами с небольшим количеством обширных лесов. Самый доступный строительный материал — камень. Известняк был легкодоступен и легко обрабатывался. Как на материке, так и на островах, особенно на Паросе и Наксосе, в изобилии встречается высококачественный белый мрамор. Этот мелкозернистый материал был основным фактором, способствующим точности деталей, как архитектурных, так и скульптурных, которые украшали древнегреческую архитектуру. Залежи высококачественной гончарной глины были обнаружены по всей Греции и островам, причем крупные залежи были обнаружены недалеко от Афин. Он использовался не только для изготовления керамических сосудов, но и черепицы для крыш и архитектурных украшений.

Климат Греции морской, как с холодностью зимой, так и с летней жарой, смягчаемой морскими бризами. Это привело к образу жизни, при котором многие мероприятия проводились на открытом воздухе. Следовательно, храмы размещались на вершинах холмов, их экстерьеры были спроектированы как визуальный фокус собраний и процессий, в то время как театры часто были улучшением естественного склона, где люди могли сидеть, а не вмещающим сооружением. Колоннады, окружающие здания или внутренние дворы, обеспечивали укрытие от солнца и внезапных зимних штормов.

Свет Греции может быть еще одним важным фактором в развитии особого характера древнегреческой архитектуры. Свет часто бывает чрезвычайно ярким, а небо и море ярко-синими. Чистый свет и резкие тени придают точность деталям ландшафта, бледным скалистым выступам и морскому берегу. Эта четкость чередуется с периодами дымки, цвет которой меняется в зависимости от освещенности. В этой характерной обстановке древнегреческие архитекторы возводили здания, отличавшиеся точностью деталей. Блестящие мраморные поверхности были гладкими, изогнутыми, рифлеными или богато украшенными скульптурой, отражающими солнце, отбрасывающими градуированные тени и меняющими цвет в зависимости от постоянно меняющегося освещения дня.

История

Историки делят древнегреческую цивилизацию на две эпохи: эллинистический период (примерно с 900 г. до н.э. до смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э.) и эллинистический период (323 г. до н.э. – 30 г. н.э.). В более ранний эллинистический период значительные произведения архитектуры начали появляться около 600 г. до н.э. В более поздний (эллинистический) период греческая культура распространилась в результате завоевания Александром других земель, а позже в результате расцвета Римской империи, которая переняла большую часть греческой культуры.

До эллинской эпохи в регионе доминировали две основные культуры: минойская (ок. 2800 – ок. 1100 до н.э.) и микенская (ок. 1500-1100 до н.э.). Минойская — это название, данное современными историками культуре народа древнего Крита, известного своими тщательно продуманными и богато украшенными минойскими дворцами, а также своей керамикой, самые известные из которых расписаны цветочными и морскими мотивами. Микенская культура, процветавшая на Пелопоннесе, отличалась по характеру. Ее жители строили цитадели, укрепления и гробницы и украшали свою керамику группами марширующих солдат, а не осьминогами и морскими водорослями. Обе эти цивилизации прекратили свое существование около 1100 г. до н.э., цивилизация Крита, возможно, из-за вулканического опустошения, а цивилизация Микен — из-за вторжения дорийского народа, жившего на материковой части Греции. После этих событий наступил период, с которого, по-видимому, существовал только деревенский уровень культуры. Поэтому этот период часто называют греческим Темным веком.

Рисунки

История искусства эллинской эпохи обычно подразделяется на четыре периода: протогеометрический (1100-900 гг. до н.э.), геометрический (900-700 гг. до н.э.), архаический (700-500 гг. до н.э.) и классический (500-323 гг. до н.э.), при этом скульптура далее подразделяется на строгую классику, высокую классику и позднюю классику. Первые признаки особого художественного характера, который определяет древнегреческую архитектуру, можно увидеть в керамике дорийских греков 10 века до нашей эры. Уже в этот период она создается с чувством пропорции, симметрии и баланса, которых нет в аналогичной керамике с Крита и Микен. Декор выполнен в точной геометрической форме и аккуратно распределен по зонам на определенных участках каждого сосуда. Эти качества должны были проявиться не только на протяжении тысячелетия греческого гончарного дела, но и в архитектуре, которая должна была появиться в VI веке. Основным событием, которое произошло, стало растущее использование человеческой фигуры в качестве основного декоративного мотива и растущая уверенность, с которой изображалось человечество, его мифология, деятельность и страсти.

Развитие изображения человеческой формы в керамике сопровождалось аналогичным развитием скульптуры. Крошечные стилизованные бронзовые изделия геометрического периода уступили место высокоформализованному монолитному изображению в натуральную величину в архаический период. Классический период был отмечен быстрым развитием в сторону идеализированных, но все более реалистичных изображений богов в человеческом облике. Это событие оказало непосредственное влияние на скульптурное убранство храмов, поскольку многие из величайших сохранившихся произведений древнегреческой скульптуры когда-то украшали храмы, и многие из крупнейших зарегистрированных статуй того времени, такие как утраченные хриселефантиновые статуи Зевса в Храме Зевса в Олимпии и Афины в Парфеноне, Афины, высотой более 40 футов, когда-то размещались в них.

Религия и философия

Религия Древней Греции была формой поклонения природе, выросшей из верований более ранних культур. Однако, в отличие от более ранних культур, человек больше не воспринимался как объект угрозы со стороны природы, а как ее возвышенный продукт. Природные элементы были персонифицированы как боги в полной человеческой форме и с очень человеческим поведением.

Древнегреческая архитектура
Современная модель древней Олимпии с храмом Зевса в центре

Считалось, что домом богов является Олимп, самая высокая гора в Греции. Наиболее важными божествами были: Зевс, верховный бог и правитель неба; Гера, его жена и богиня брака; Афина, богиня мудрости; Посейдон, бог моря; Деметра, богиня урожая; Аполлон, бог солнца, закона, исцеления, чумы, разума, музыки и поэзии; Артемида, богиня луны, охоты и дикой природы; Афродита, богиня любви; Арес, Бог войны ; Гермес, бог торговли и путешественников, Гефест, бог огня и металлических изделий; и Дионис, бог вина и плодоносящих растений. Богослужение, как и многие другие мероприятия, совершалось в сообществе, под открытым небом. Однако к 600 году до нашей эры богов часто представляли в виде больших статуй, и было необходимо создать здание, в котором можно было бы разместить каждого из них. Это привело к развитию храмов.

Древнегреческая архитектура
Воссоздание колоссальной статуи Афины, когда-то стоявшей в Парфеноне, работы скульптора Алана Леквайра

Древние греки воспринимали порядок во вселенной и, в свою очередь, применяли порядок и разум к своим творениям. Их гуманистическая философия ставила человечество в центр событий и способствовала упорядоченному обществу и развитию демократии. В то же время уважение к человеческому интеллекту требовало причины и поощряло страсть к исследованиям, логике, вызовам и решению проблем. Архитектура древних греков, и в частности, храмовая архитектура, отвечает на эти вызовы страстью к красоте, порядку и симметрии, которая является результатом постоянного поиска совершенства, а не простого применения набора рабочих правил.

 

Архитектурный характер

Раннее развитие

Существует четкое разделение между архитектурой предшествующих микенской и минойской культур и архитектурой древних греков, при этом большая часть приемов и понимание их стиля были утрачены с падением этих цивилизаций.

Микенская архитектура отличается массивными укреплениями, обычно окружающими цитадель с королевским дворцом, намного меньшим, чем беспорядочные минойские «дворцы», и относительно небольшим количеством других зданий. Мегарон, прямоугольный зал с очагом в центре, был самым большим помещением во дворцах, а также в домах большего размера. Высушенный на солнце кирпич поверх бутовых оснований был обычным материалом, с деревянными колоннами и балками крыши. Ряды ортостатов из тесаного камня выстроились у основания стен в некоторых заметных местах.

Минойская архитектура Крита имела разрушенную форму, как и в Древней Греции. В ней использовались деревянные колонны с капителями, но деревянные колонны были совсем другой формы, чем дорические, узкие у основания и расходящиеся вверх. Самые ранние формы колонн в Греции, по-видимому, развивались независимо. Как и в случае с минойской архитектурой, древнегреческая домашняя архитектура была сосредоточена на открытых пространствах или внутренних дворах, окруженных колоннадами. Эта форма была адаптирована для строительства гипостильных залов в более крупных храмах. Эволюция, произошедшая в архитектуре, была направлена в сторону общественных зданий, в первую очередь храма, а не в сторону грандиозной домашней архитектуры, подобной той, что развивалась на Крите, были ли критские «дворцы» действительно домашними, что остается неясным.

Некоторые микенские гробницы отмечены круглыми сооружениями и коническими куполами с плоскими консолями. Эта архитектурная форма не перенеслась в архитектуру Древней Греции, но вновь появилась около 400 г. до н.э. внутри больших монументальных гробниц, таких как Гробница Льва в Книдосе (ок. 350 г. до н.э.).

Типы зданий

Бытовые здания

Греческое слово, обозначающее семью или домашнее хозяйство, oikos, также является названием дома. Дома были нескольких разных типов. Вполне вероятно, что многие из самых ранних домов представляли собой простые сооружения из двух комнат, с открытым крыльцом или пронаосом, над которым возвышался низкий фронтон. Считается, что эта форма внесла свой вклад в храмовую архитектуру.

При строительстве многих домов использовались стены из высушенных на солнце глиняных кирпичей или деревянного каркаса, заполненные волокнистым материалом, таким как солома или морские водоросли, покрытые глиной или штукатуркой, на каменном основании, которое защищало наиболее уязвимые элементы от сырости. Крыши, вероятно, были соломенными с карнизами, которые нависали над проницаемыми стенами. Многие дома большего размера, такие как на Делосе, были построены из камня и оштукатурены. Кровельным материалом для солидного дома была черепица. Дома богатых имели мозаичные полы и демонстрировали классический стиль.

Многие дома располагались в центре широкого прохода или «пасты», которая тянулась по всей длине дома и выходила с одной стороны в небольшой внутренний дворик, пропускавший свет и воздух. Более крупные дома имели полностью развитый перистиль (внутренний двор) в центре, вокруг которого располагались комнаты. В некоторых домах был верхний этаж, который, по-видимому, предназначался для женщин семьи.

Городские дома строились со смежными стенами и были разделены узкими улочками на небольшие кварталы. Магазины иногда располагались в комнатах, выходящих окнами на улицу. Городские дома были обращены внутрь, с большими проемами, выходящими на центральный двор, а не на улицу.

 

Общественные здания

Прямоугольный храм — наиболее распространенная и наиболее известная форма греческой общественной архитектуры. Это прямолинейное сооружение заимствовано из позднеэлладского, микенского мегарона, в котором были центральный тронный зал, вестибюль и крыльцо. Храм не выполнял той же функции, что современная церковь, поскольку алтарь стоял под открытым небом в теменосе или священной зоне, часто прямо перед храмом. Храмы служили местом размещения культового изображения, местом хранения или надежной комнатой для сокровищницы, связанной с культом данного бога, и местом, где приверженцы бога оставляли свои обетные подношения, такие как статуи, шлемы и оружие. Некоторые греческие храмы, по-видимому, были ориентированы астрономически. Храм обычно был частью религиозной территории, известной как акрополь. Согласно Аристотелю, «участок должен быть виден вдоль и поперек, что придавало бы добродетели хорошее возвышение и возвышалось бы над окрестностями». Также были построены небольшие круглые храмы, толои, а также небольшие здания, похожие на храмы, которые служили сокровищницами для определенных групп жертвователей.

В конце 5-го и 4-м веках до нашей эры градостроительство стало важным направлением деятельности греческих строителей: такие города, как Пестум и Приене, были застроены правильной сеткой мощеных улиц и агорой, или центральным рынком, окруженным колоннадой или стоей. Полностью отреставрированную Стою Аттала можно увидеть в Афинах. В городах также были оборудованы общественные фонтаны, где можно было собирать воду для бытовых нужд. Разработка регулярных планов города связана с Гипподамом Милетским, учеником Пифагора.

Общественные здания стали «достойными и изящными сооружениями» и были расположены так, чтобы архитектурно соотноситься друг с другом. Пропилон, или крыльцо, служил входом в храмовые святилища и другие значимые места, наиболее сохранившимся примером которых являются Пропилеи на Афинском Акрополе. Булеверион был большим общественным зданием с гипостильным залом, который служил зданием суда и местом заседаний городского совета (буль). Остатки булевтериона сохранились в Афинах, Олимпии и Милете, последний вмещал до 1200 человек.

В каждом греческом городе был театр под открытым небом. Они использовались как для публичных собраний, так и для драматических представлений. Театр обычно располагался на склоне холма за городом, и в нем были ряды многоуровневых кресел, расположенных полукругом вокруг центральной площадки для выступлений, оркестра. За оркестром находилось низкое здание под названием скене, которое служило кладовой, раздевалкой, а также фоном для действия, происходящего в оркестре. Ряд греческих театров сохранились почти нетронутыми, самый известный из них находится в Эпидавре архитектора Поликлеитоса Младшего.

В греческих городах значительных размеров также имелись палестра или гимназия, социальный центр для граждан мужского пола, который включал зрительские зоны, бани, туалеты и клубные комнаты. Другие здания, связанные со спортом, включают ипподром для скачек, от которого сохранились лишь остатки, и стадион для пеших бегов длиной 600 футов, примеры которых есть в Олимпии, Дельфах, Эпидавре и Эфесе, в то время как стадион Панатинаико в Афинах, вмещающий 45 000 человек, был отреставрирован в 19 веке и использовался в 1896, 1906 и 2004 годах Олимпийские игры.

Структура

Столб и перемычка

Архитектура Древней Греции имеет форму «столба и перемычки», то есть она состоит из вертикальных балок (стоек), поддерживающих горизонтальные балки (перемычки). Хотя существующие здания той эпохи построены из камня, ясно, что истоки стиля лежат в простых деревянных конструкциях с вертикальными стойками, поддерживающими балки, которые несли ребристую крышу. Столбы и балки разделяли стены на правильные отсеки, которые можно было оставить в виде проемов или заполнить высушенными на солнце кирпичами, токарными станками или соломой и покрыть глиняной мазней или штукатуркой. С другой стороны, пространства могут быть заполнены щебнем. Вполне вероятно, что многие ранние дома и храмы были построены с открытым крыльцом или «пронаосом», над которым возвышался низкий фронтон.

Древнегреческая архитектура
Части древнегреческого храма дорического ордера:
1. Тимпан, 2. Акротерий, 3. Сима, 4. Карниз 5. Перемычки 7. Фриз 8. Триглиф 9. Метопа
10. Regula 11. Гутта 12. Таения 13. Архитрав 14. Капитель 15. Счеты 16. Эхинус 17. Колонна 18. Рифление 19. Стилобат

Самые ранние храмы, построенные для хранения статуй божеств, вероятно, были деревянной конструкции, позже замененной более прочными каменными храмами, многие из которых сохранились до наших дней. Признаки первоначального деревянного характера архитектуры были сохранены в каменных зданиях.

Некоторые из этих храмов очень большие, причем некоторые, такие как Храм Зевса Олимпийского и Олимпийцев в Афинах, имели длину более 300 футов, но большинство из них были меньше половины этого размера. Похоже, что некоторые крупные храмы начинались как деревянные конструкции, в которых колонны заменялись по частям по мере появления камня. Так, по крайней мере, интерпретировал историк Павсаний, рассматривавший Храм Геры в Олимпии во 2 веке нашей эры.

Каменные колонны сделаны из ряда цельных каменных цилиндров или «барабанов», которые опираются друг на друга без раствора, но иногда центрировались бронзовым штырем. Колонны шире у основания, чем вверху, и сужаются наружу изгибом, известным как энтасис. Каждая колонна имеет капитель, состоящую из двух частей, верхняя, на которую опираются перемычки, квадратная и называется счеты. Часть капителя, возвышающаяся над самой колонной, называется эхинус. Она отличается по порядку: простая в дорическом ордере, рифленая в ионическом и слоистая в коринфском. Дорические и обычно ионические капители прорезаны вертикальными канавками, известными как рифление. Эта канавка на колоннах является сохранением элемента оригинальной деревянной архитектуры.

Антаблемент и фронтон

Колонны храма поддерживают сооружение, которое состоит из двух основных ступеней: антаблемента и фронтона.

Антаблемент — это основной горизонтальный конструктивный элемент, поддерживающий крышу и окружающий все здание. Он состоит из трех частей. На колоннах покоится архитрав, состоящий из ряда каменных «перемычек», которые охватывают пространство между колоннами и пересекаются в месте соединения непосредственно над центром каждой колонны.

Над архитравом находится вторая горизонтальная ступень, называемая фризом. Фриз является одним из основных декоративных элементов здания и имеет скульптурный рельеф. В случае ионической и коринфской архитектуры рельефный декор проходит непрерывной полосой, но в дорическом порядке он разделен на секции, называемые метопами, которые заполняют промежутки между вертикальными прямоугольными блоками, называемыми триглифами. Триглифы имеют вертикальную канавку, как дорические колонны, и сохраняют форму деревянных балок, которые когда-то поддерживали крышу.

Верхняя полоса антаблемента называется карнизом, который обычно богато украшен по своему нижнему краю. Карниз сохраняет форму балок, которые когда-то поддерживали деревянную крышу на каждом конце здания. Спереди и сзади каждого храма антаблемент поддерживает треугольную конструкцию, называемую фронтоном. Тимпан — это треугольное пространство, обрамленное карнизами, и расположение наиболее значительного скульптурного украшения снаружи здания.

Каменная кладка

Каждый храм опирался на каменное основание, называемое крепидома, обычно состоящее из трех ступеней, из которых верхняя, несущая колонны, была стилобатом. Каменная кладка стен использовалась для храмов примерно с 600 года до нашей эры. Для древнегреческих зданий использовалась каменная кладка всех типов, включая щебень, но для стен храмов обычно использовалась самая тонкая кладка из тесаного камня, ровными рядами и больших размеров, чтобы свести к минимуму швы. Блоки были грубо обтесаны и доставлены из карьеров для очень точной резки и укладывания на дно, при этом строительный раствор практически никогда не использовался. Блоки, особенно колонны и части здания, несущие нагрузки, иногда фиксировались на месте или укреплялись железными зажимами, дюбелями и стержнями из дерева, бронзы или железа, пропитанными свинцом, чтобы минимизировать коррозию.

Открытия

Дверные и оконные проемы были перекрыты перемычкой, которая в каменном здании ограничивала возможную ширину проема. На расстояние между колоннами аналогичным образом влиял характер перемычки: колонны снаружи зданий и несущие каменные перемычки располагались ближе друг к другу, чем колонны внутри, на которых были установлены деревянные перемычки. Дверные и оконные проемы сужались к верху. Храмы строились без окон, свет наоса проникал через дверь. Было высказано предположение, что некоторые храмы освещались из отверстий в крыше. Дверь ионического ордера в Эрехтейоне (17 футов в высоту и 7,5 футов в ширину вверху) сохраняет многие свои особенности нетронутыми, включая лепнину и антаблемент, поддерживаемый консольными кронштейнами.

Крыша

Самый широкий пролет крыши храма проходил через целлу, или внутреннюю камеру. В большом здании это пространство содержит колонны, поддерживающие крышу, архитектурная форма известна как гипостиль. Похоже, что, хотя архитектура Древней Греции изначально была деревянной, у первых строителей не было концепции диагональной фермы в качестве стабилизирующего элемента. Об этом свидетельствует характер строительства храма в 6 веке до нашей эры, когда ряды колонн, поддерживающих крышу cella, возвышаются выше внешних стен, что не является необходимым, если стропильные конструкции используются как неотъемлемая часть деревянной крыши. Это указывает на то, что изначально все стропила поддерживались непосредственно антаблементом, стенами и гипостилем, а не на стропильной деревянной раме, которая вошла в греческую архитектуру только в 3 веке до нашей эры.

Древнегреческие здания из дерева, глины и гипса, вероятно, были покрыты соломой. С развитием каменной архитектуры появились обожженные керамические кровельные плитки. Эта ранняя черепица имела S-образную форму, при этом поддон и облицовочная плитка составляли одно целое. Они были намного крупнее современной черепицы, достигая 90 см (35,43 дюйма) в длину, 70 см (27,56 дюйма) в ширину, 3-4 см (1,18–1,57 дюйма) в толщину и весили около 30 кг (66 фунтов) за штуку. Только каменные стены, которые заменяли более ранние глинобитные и деревянные стены, были достаточно прочными, чтобы выдержать вес черепичной крыши.

Самые ранние находки черепицы архаического периода в Греции зафиксированы на очень ограниченной территории вокруг Коринфа, где обожженная черепица начала заменять соломенные крыши в храмах Аполлона и Посейдона между 700 и 650 годами до н.э. Быстро распространяясь, черепица была обнаружена в течение пятидесяти лет на большом количестве участков по всему Восточному Средиземноморью, включая материковую часть Греции, Западную часть Малой Азии, Южную и Центральную часть Италии. Будучи более дорогими и трудоемкими в производстве, чем соломенные крыши, их внедрение объясняется тем фактом, что их огнестойкость обеспечила бы желаемую защиту дорогостоящих храмов. В качестве побочного эффекта предполагалось, что новое строительство из камня и черепицы также положило конец нависающим карнизам в греческой архитектуре, поскольку они устарели из-за необходимости в удлиненной крыше для защиты глинобитных стен от дождя.

Своды и арки обычно не использовались, но начинают появляться в гробницах (в виде «улья» или консольной формы, например, используемой в Микенах), а иногда, в качестве внешнего элемента, экседры вуссуаред постройки 5 века до нашей эры. Купол и свод так и не стали значимыми конструктивными элементами, какими они должны были стать в древнеримской архитектуре.

Планы храмов

Большинство древнегреческих храмов были прямоугольными и были примерно в два раза длиннее, чем в ширину, за некоторыми заметными исключениями, такими как огромный Храм Зевса Олимпийского в Афинах длиной почти 212 раза больше ее ширины. Ряд сохранившихся храмовых сооружений имеют круглую форму и называются толос. Самые маленькие храмы имеют длину менее 25 метров (приблизительно. 75 футов) или, в случае круглого толоса, диаметр. Подавляющее большинство храмов имеют длину от 30 до 60 метров (приблизительно 100-200 футов). Небольшая группа дорических храмов, включая Парфенон, имеют длину от 60 до 80 метров (приблизительно. 200-260 футов). Крупнейшие храмы, в основном ионический и коринфский, но включая дорический храм Зевса Олимпийского, Агридженто, были от 90 до 120 метров (приблизительно 300-390 футов) в длину.

Древнегреческая архитектура
Планы древнегреческих храмов
вверху: 1. дистиль в антисе, 2. амфидистиль в антисе, 3. толос, 4. простильный тетрастиль, 5. амфипростильный тетрастиль,
внизу: 6. двуглавый восьмигранник, 7. периптеральный шестигранник, 8. псевдопериптеральный шестигранник, 9. псевдодиптеральный восьмигранник

Храм возвышается на ступенчатом основании или стилобате, который возвышает сооружение над землей, на которой оно стоит. Ранние примеры, такие как Храм Зевса на Олимпе, имеют две ступени, но большинство, как Парфенон, имеют три, при этом исключительный пример Храма Аполлона в Дидиме имеет шесть. Ядром здания является построенный из каменной кладки «наос», внутри которого находится целла, комната без окон, в которой первоначально находилась статуя бога. Перед целлой обычно есть крыльцо или «пронаос» и, возможно, вторая камера или «антенаос», служащая сокровищницей или хранилищем трофеев и подарков. Камеры освещались через единственный большой дверной проем, оборудованный кованой железной решеткой. Некоторые комнаты, похоже, освещались через световые люки.

На стилобате, часто полностью окружающем наос, стоят ряды колонн. Каждый храм определяется как относящийся к определенному типу с помощью двух терминов: один описывает количество колонн поперек входного фасада, а другой определяет их распределение.

Примеры:

  • Стиль в антисе описывает небольшой храм с двумя колоннами спереди, которые установлены между выступающими стенами пронаоса или притвора, как в Храме Немезиды в Рамне. (см. Выше, рисунок 1.) 
  • Тетрастиль в амфипростильном стиле описывает небольшой храм с колоннами на обоих концах, которые стоят отдельно от наосаТетрастиль указывает на то, что колонн всего четыре, как в храме на Илиссе в Афинах. (рис. 4.) 
  • Периферийный гексастиль описывает храм с одним рядом периферийных колонн вокруг наоса, с шестью колоннами по фасаду, как Тезейон в Афинах. (рис. 7.) 
  • Периферийный восьмистильный описывает храм с одним рядом колонн вокруг наоса(рис. 7.) с восемью колоннами по фасаду, как у Парфенона в Афинах. (рисунки 6 и 9.) 
  • Двуглавый декастиль описывает огромный храм Аполлона в Дидиме, с наосом, окруженным двойным рядом колонн, (рис. 6.) с десятью колоннами поперек входа.
  • Храм Зевса Олимпийского в Агригенте называется псевдоперитеральным гептастилем, потому что его опоясывающая колоннада имеет псевдоколонки, которые прикреплены к стенам наоса(рис. 8.) Гептастиль означает, что у него семь колонн поперек входа.

Пропорции и оптическая иллюзия

Идеал пропорций, который использовался древнегреческими архитекторами при проектировании храмов, не был простой математической прогрессией с использованием квадратного модуля. Математика включала более сложную геометрическую прогрессию, так называемую золотую середину. Соотношение аналогично соотношению моделей роста многих спиральных форм, которые встречаются в природе, таких как бараньи рога, раковины наутилуса, листья папоротника и усики виноградной лозы, и которые были источником декоративных мотивов, использовавшихся древнегреческими архитекторами, что особенно заметно в завитушках капителей Ионического и коринфского орденов.

Древнегреческая архитектура

Древнегреческие архитекторы придерживались философского подхода к правилам и пропорциям. Определяющим фактором в математике любого выдающегося архитектурного произведения был его окончательный внешний вид. Архитекторы рассчитывали перспективу, оптические иллюзии, из-за которых края объектов кажутся вогнутыми, и тот факт, что колонны, которые видны на фоне неба, выглядят иначе, чем соседние, которые видны на фоне затененной стены. Из-за этих факторов архитекторы скорректировали планы таким образом, что основные линии любого значительного здания редко бывают прямыми. Наиболее очевидной корректировкой является профиль колонн, которые сужаются от основания к вершине. Однако сужение не регулярное, а слегка изогнутое, так что кажется, что каждая колонна имеет небольшое вздутие, называемое энтазисом ниже середины. Энтасис никогда не бывает достаточно выражен, чтобы сделать выпуклость шире основания; это контролируется небольшим снижением скорости уменьшения диаметра.

Парфенон, Храм богини Афины на Акрополе в Афинах, многие называют вершиной древнегреческой архитектуры. Хелен Гарднер говорит о ее «непревзойденном совершенстве», которому должны следовать архитекторы более поздних эпох. Тем не менее, как указывает Гарднер, в здании вряд ли есть прямая линия. Перила Флетчера подсчитали, что стилобат изгибается вверх так, что его центры на обоих концах возвышаются примерно на 65 мм (2,6 дюйма) над внешними углами и на 110 мм (4,3 дюйма) с более длинных сторон. В антаблемент была внесена несколько большая корректировка. Колонны на концах здания не вертикальные, а наклонены к центру, при этом колонны по углам отклонены от отвеса примерно на 65 мм (2,6 дюйма). Эти внешние колонны немного шире, чем их соседи, и расположены немного ближе, чем любые другие.

Стиль

Заказы

Древнегреческая архитектура наиболее формального типа для храмов и других общественных зданий стилистически разделена на три классических порядка, впервые описанных римским писателем-архитектором Витрувием. Это: дорический ордер, ионический ордер и коринфский ордер, названия, отражающие их региональное происхождение в греческом мире. Хотя три ордена легче всего узнать по их капителям, они также определяли форму, пропорции, детали и взаимоотношения колонн, антаблемента, фронтона и стилобата. Различные порядки были применены ко всему спектру зданий и памятников.

Дорический ордер развился в материковой Греции и распространился на Великую Грецию (Италия). Она была прочно установлена и четко очерчена по своим характеристикам ко времени строительства Храма Геры в Олимпии, около 600 г. до н.э. Ионический ордер сосуществовал с дорическим, его предпочитали греческие города Ионии, в Малой Азии и на островах Эгейского моря. Она не приобрела четко определенной формы до середины 5 века до н.э. Ранние ионические храмы Малой Азии были особенно масштабными, такими как Храм Артемиды в Эфесе. Коринфский ордер был очень декоративным вариантом, не разработанным до эллинистического периода и сохранившим многие характеристики ионического. Она была популяризирована римлянами.

Дорический ордера

Колонны раннего дорического храма, такие как Храм Аполлона в Сиракузах, Сицилия, могут иметь отношение высоты к диаметру основания всего 4: 1 и отношение высоты колонны к антаблементу 2: 1, с относительно грубыми деталями. Отношение высоты колонны к диаметру 6: 1 стало более обычным, в то время как отношение высоты колонны к антаблементу в Парфеноне составляет около 3: 1. В эллинистический период дорические условности солидности и мужественности исчезли, а тонкие колонны без канавок достигли соотношения высоты к диаметру 7,5:1.

Дорический антаблемент состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза. Архитрав состоит из каменных перемычек, которые охватывают пространство между колоннами, причем стык проходит над центром каждой перекладины. На этом покоится фриз, одна из основных областей скульптурного декора. Фриз разделен на триглифы и метопы, триглифы, как указано в другом месте этой статьи, являются напоминанием об истории архитектурного стиля из дерева. Каждый триглиф имеет три вертикальных углубления, похожих на столбчатые канавки, а под ними, которые кажутся соединенными, находятся гутты, маленькие полоски, которые, по-видимому, соединяют триглифы с архитравом внизу. Триглиф расположен над центром каждой капители и над центром каждой перемычки. Однако триглифы по углам здания не выходят за центр колонны. Древние архитекторы применили прагматичный подход к очевидным «правилам», просто увеличив ширину последних двух метопов на каждом конце здания.

Карниз представляет собой узкую выступающую полосу сложной лепнины, которая нависает и защищает орнаментированный фриз, подобно краю нависающей крыши с деревянным каркасом. С нижней стороны он украшен выступающими блоками, перемычками, что еще раз указывает на деревянный характер прототипа. На обоих концах здания фронтон поднимается от карниза, обрамленный лепниной аналогичной формы.

Фронтон украшен фигурами, которые находятся в рельефе на более ранних примерах, хотя ко времени создания скульптуры на Парфеноне они почти не стояли.. Ранние скульпторы-архитекторы сталкивались с трудностями при создании удовлетворительных скульптурных композиций в сужающемся треугольном пространстве. К раннему классическому периоду, с украшением Храма Зевса в Олимпии (486-460 гг. до н.э.), скульпторы решили проблему, создав стоящую центральную фигуру, обрамленную вставшими на дыбы кентаврами и воинами, которые падают, преклоняют колени и лежат в позах, соответствующих размеру и углу наклона каждой части пространства. Знаменитый скульптор Фидий заполняет пространство Парфенона (448-432 гг. до н.э.) сложным набором фигур божеств в драпировках и без них, которые предстают в позах возвышенной расслабленности и элегантности.

Ионический ордер

Ионический ордер узнаваем по его изогнутой капительнице, в которой изогнутый эхинус, похожий по форме на дорический ордер, но украшенный стилизованным орнаментом, увенчан горизонтальной полосой, которая закручивается в обе стороны, образуя спирали или волюты, похожие на таковые у раковины наутилуса или бараньего рога. В плане капитель прямоугольная. Она предназначена для просмотра спереди, но капители по углам зданий изменены с помощью дополнительной прокрутки, чтобы казаться правильными на двух смежных гранях. В эллинистический период обычным явлением стали ионические капители с четырьмя фасадами.

Подобно дорическому ордеру, ионический ордер сохраняет признаки своего происхождения из деревянной архитектуры. Горизонтальное распространение плоской деревянной пластины по верхушке колонны является распространенным приемом в деревянном строительстве, придающим тонкой стойке более широкую площадь для установки перемычки и в то же время повышающим несущую способность самой перемычки. Аналогично, колонны всегда имеют основания, что необходимо в деревянной архитектуре для распределения нагрузки и защиты основания сравнительно тонкой стойки. Колонны имеют узкие неглубокие канавки, которые не сходятся у острого края, а имеют плоскую полосу или скругление между ними. Обычное количество флейт — двадцать четыре, но их может быть и сорок четыре. Основание имеет два выпуклых выступа, называемых торами, и с позднего эллинского периода стояло на квадратном постаменте, похожем на счеты.

Архитрав ионического ордера иногда не украшен, но чаще возвышается тремя ступенчатыми полосами, похожими на перекрывающиеся деревянные доски. Фриз, идущий непрерывной полосой, отделен от других элементов рядами небольших выступающих блоков. Их называют дентилами, что означает «зубы», но их происхождение явно происходит от узких деревянных планок, которые поддерживали крышу деревянного строения. Ионический ордер внешне в целом легче дорического, колонны, включая основание и капитель, имеют соотношение диаметра 9: 1, в то время как весь антаблемент также был намного уже и менее тяжелым, чем дорический антаблемент. Существовали некоторые различия в распределении декоративных элементов. Формализованные полосы мотивов, такие как чередующиеся формы, известные как яйцо и дротик, были характерной чертой ионических антаблементов, наряду с полосами зубцов. Внешний фриз часто содержал непрерывную полосу фигуративной скульптуры или орнамента, но это не всегда было так. Иногда декоративный фриз появлялся вокруг верхней части наоса, а не снаружи здания. Эти фризы в ионическом стиле вокруг наосы иногда встречаются на дорических зданиях, особенно на Парфеноне. Некоторые храмы, такие как Храм Артемиды в Эфесе, имели фризы с фигурами вокруг нижнего барабана каждой колонны, отделенные от рифленой секции смелой лепниной.

Кариатиды, задрапированные женские фигуры, используемые в качестве опорных элементов для несения антаблемента, были особенностью ионического ордера, встречавшегося в нескольких зданиях, включая Сифнийскую сокровищницу в Дельфах в 525 г. до н.э. и в Эрехтейоне, около 410 г. до н.э.

Коринфский орден

Коринфский ордер берет свое начало не в деревянной архитектуре. Он вырос непосредственно из Ионического собора в середине 5 века до нашей эры и изначально имел почти тот же стиль и пропорции, но отличался более богато украшенными капителями. Капитель была намного глубже дорической или ионической капители, имела форму большого кратера, колоколообразной чаши для смешивания и была украшена двойным рядом листьев аканта, над которыми поднимались изогнутые усики, поддерживающие углы счетов, которые, уже не будучи идеально квадратными, выступали над ними. Согласно Витрувию, столица была изобретена бронзовым скульптором Каллимахом из Коринфа, который черпал вдохновение в корзине с подношениями, которая была установлена на могиле, а сверху накрыта плоской плиткой для защиты товаров. Корзина была установлена на корне растения аканта, которое выросло вокруг нее. Отношение высоты колонны к диаметру обычно составляет 10: 1, при этом капитель занимает более 1/10 высоты. Отношение высоты столицы к диаметру обычно составляет около 1,16:1.

Первоначально коринфский ордер использовался внутри, как в храме Аполлона Эпикурия в Бассах (ок. 450-425 до н.э.). В 334 году до н.э. он появился как внешний элемент на Хорагическом памятнике Лисикрата в Афинах, а затем в огромных масштабах в храме Зевса Олимпии в Афинах (174 г. до н.э.–132 г. н.э.). Она была популяризирована римлянами, которые добавили ряд усовершенствований и декоративных деталей. В эллинистический период коринфские колонны иногда строились без рифления.

 

Украшение

Архитектурный орнамент

Ранние деревянные сооружения, особенно храмы, были украшены и частично защищены обожженными и раскрашенными терракотовыми облицовками в виде прямоугольных панелей и декоративных дисков. Многие из этих фрагментов пережили здания, которые они украшали, и демонстрируют множество формальных бордюрных узоров из геометрических завитков, перекрывающихся узоров и лиственных мотивов. С появлением каменных храмов облицовка больше не служила защитным целям, и скульптурные украшения стали более распространенными.

Глиняные украшения были ограничены крышей зданий, украшая карниз, углы и венчая фронтон. По углам фронтонов их называли акротериями, а по бокам здания — антефиксами. Ранние декоративные элементы, как правило, были полукруглыми, но позже приобрели примерно треугольную форму с лепным орнаментом, часто пальчатым. Ионические карнизы часто украшались рядом львиных масок с открытыми пастями, из которых выбрасывалась дождевая вода. Начиная с позднеклассического периода, акротерии иногда представляли собой скульптурные фигуры.

В трех орденах древнегреческой архитектуры скульптурное украшение, будь то простой полукруглый астрагал, фриз из стилизованной листвы или богато украшенная скульптура фронтона, имеет важное значение для архитектуры, частью которой оно является. В дорическом ордере нет вариаций в его размещении. Рельефы никогда не украшают стены произвольным образом. Скульптура всегда располагается в нескольких заранее определенных местах, метопах и фронтоне. В более поздней ионической архитектуре наблюдается большее разнообразие типов и количества лепнины и украшений, особенно вокруг дверных проемов, где иногда встречаются изогнутые кронштейны, поддерживающие декоративный карниз над дверью, например, в Эрехтейоне. Широко применяемая узкая лепнина называется «бусина и катушка» и является симметричной, исходя из точеных деревянных прототипов. Более широкие лепные украшения включают лепнину в форме язычка или заостренного листа, которые имеют желобки и иногда загнуты вверх на кончике, и лепнину «яйцо и дротик», в которой яйцевидные формы чередуются с узкими заостренными.

Архитектурная скульптура

Архитектурная скульптура показала развитие от ранних архаичных образцов до строгой классики, высокой классики, поздней классики и эллинизма. Остатки архаичной архитектурной скульптуры (700-500 гг. до н.э.) существуют с начала 6 века до н.э., причем самые ранние сохранившиеся фронтонные скульптуры представляют собой фрагменты Горгоны в окружении геральдических пантер в центре фронтона храма Артемиды на Корфу. Метопа из храма, известного как «Храм С» в Селине, Сицилия, показывает, в лучше сохранившемся состоянии, Персея, убивающего Горгону Медузу. Оба изображения параллельны стилизованному изображению Горгон на черной именной вазе, украшенной художником Несоса (ок. 600 г. до н.э.), с лицом и плечами, повернутыми фронтально, и ногами в положении бега или на коленях. На сегодняшний день изображения ужасающих монстров преобладают над акцентом на человеческую фигуру, который развился вместе с гуманистической философией.

Древнегреческая архитектура
Архаичная горгона западного фронтона храма Артемиды на Корфу, Археологический музей Корфу.

Ранние фронтонные скульптуры и скульптуры на небольших храмах обычно были рельефными, а поздние отдельно стоящие скульптуры часто были из терракоты, которая сохранилась лишь фрагментами. Скульптуры были покрыты слоем штукатурки и раскрашены или, если это терракота, то более сдержанными обожженными цветами греческой керамики.

Строгий классический стиль (500-450 гг. до н.э.) представлен фронтонными скульптурами Храма Зевса в Олимпии (470-456 гг. до н.э.). Восточный фронтон демонстрирует момент неподвижности и «надвигающейся драмы» перед началом гонки на колесницах, фигуры Зевса и участников соревнований являются суровыми и идеализированными изображениями человеческой формы. На западном фронтоне Аполлон является центральной фигурой, «величественной» и «отдаленной», руководящей битвой лапифов и кентавров, что резко контрастирует с восточным фронтоном из-за его изображения насильственных действий и описано Дональдом Э. Стронгом как «самая мощная иллюстрация» за сто лет.

Рельефы и трехмерная скульптура, украшавшие фриз и фронтоны Парфенона соответственно, являются реалистичными произведениями Высокого классического стиля (450-400 гг. до н.э.) и были созданы под руководством скульптора Фидия. Фронтонная скульптура представляет богов Олимпа, в то время как фриз изображает Панафинейскую процессию и церемониальные мероприятия, которые проводились каждые четыре года в честь титульной богини Афин. Фриз и оставшиеся фигуры восточного фронтона демонстрируют глубокое понимание человеческого тела и того, как оно меняется в зависимости от его положения и нагрузок, которые на него оказывают действия и эмоции. Бенджамин Роберт Хейдон описал лежащую фигуру Диониса как «самый героический стиль искусства в сочетании со всеми существенными деталями реальной жизни».

Древнегреческая архитектура
Классическая фигуративная скульптура с восточного фронтона Парфенона, Британский музей.

Имена многих известных скульпторов известны с позднеклассического периода (400-323 гг. до н.э.), в том числе Тимофея, Праксителя, Леохара и Скопаса, но их работы известны в основном по римским копиям. Небольшая архитектурная скульптура того периода осталась нетронутой. В храме Асклепия в Эпидавре была скульптура Тимофея, работавшего с архитектором Теодотосом. Сохранились фрагменты восточного фронтона, показывающие разграбление Трои. Сцена, похоже, заполнила пространство фигурами, тщательно расположенными в соответствии с имеющимся наклоном и формой, как в случае с более ранним восточным фронтоном Храма Зевса на Олимпе. Но фигуры более жестокие в действии, центральное пространство занято не повелевающим Богом, а динамичной фигурой Неоптолема, когда он хватает престарелого царя Приама и закалывает его. Сохранившиеся фрагменты создают впечатление целого ряда человеческих эмоций, страха, жути, жестокости и жажды завоеваний. Акротерии были изваяны Тимофеем, за исключением того, что находится в центре восточного фронтона, который является работой архитектора. Пальчатые акротерии здесь заменены маленькими фигурками, восточный фронтон увенчан крылатым Найк, балансирует против ветра.

Эллинистическая архитектурная скульптура (323-31 гг. до н.э.) должна была стать более яркой как в передаче экспрессии, так и в движении, что часто подчеркивается струящимися драпировками, Ника Самофракийская, которая украшала памятник в форме корабля, является хорошо известным примером. В Пергамском алтаре (ок. 180-160 гг. до н.э.) есть фриз (120 метров в длину и 2,3 метра в высоту) с фигурами, выполненными в очень высоком рельефе. Фриз представляет битву за превосходство богов и титанов и использует множество драматических приемов: безумие, пафос и триумф, чтобы передать ощущение конфликта.

 

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий