Джованни Лоренцо Бернини

«Давид», мраморная скульптура Джана Лоренцо Бернини, 1623–24. В галерее Боргезе, Рим.

Джан Лоренцо Бернини (родился 7 декабря 1598 года, Неаполь, Королевство Неаполь Италия—  умер 28 ноября 1680 года, Рим, папские государства), итальянский художник, который был, возможно, величайшим скульптором XVII века и выдающимся архитектором. Бернини создал барочный стиль скульптуры и развил его до такой степени, что другие художники имеют лишь незначительное значение в обсуждении этого стиля.

Юные годы

Карьера Бернини началась при его отце, Пьетро Бернини, Флорентийском скульпторе с некоторым талантом, который в конечном итоге переехал в Рим. Молодой вундеркинд работал так усердно, что заслужил похвалу художника Аннибале Карраччи и покровительство папы Павла V и вскоре стал совершенно независимым скульптором. На него сильно повлияло его пристальное изучение античного греческого и Римского мрамора в Ватикане, а также он имел глубокие знания о живописи высокого ренессанса начала XVI века. Его исследование Микеланджело раскрывается в «Святом Себастьяне» (С. 1617), вырезанный для Маффео кардинала Барберини, который впоследствии стал папой Урбаном VIII и величайшим покровителем Бернини.

Ранние работы Бернини привлекли внимание Сципиона кардинала Боргезе, члена царствующей папской семьи. Под его покровительством Бернини вырезал свои первые важные скульптурные группы в натуральную величину. Эта серия показывает прогресс Бернини от почти бессистемного одиночного взгляда на бегство Энея, Анхиза и Аскания из Трои (1619) к сильной фронтальности в Плутоне и Прозерпине (1621-22), а затем к галлюцинаторному видению Аполлона и Дафны (1622-24), которое должно было рассматриваться с одной точки, как будто это было облегчение. В своем романе «Давид» (1623-24) Бернини изображает фигуру, бросающую камень в невидимого противника. Несколько портретных бюстов, выполненных Бернини в этот период, в том числе портрет Роберта кардинала Беллармина (1623-24), демонстрируют новое понимание взаимосвязи между головой и телом и демонстрируют способность изображать мимолетные выражения лица с острым реализмом. Эти мраморные работы демонстрируют непревзойденную виртуозность в резьбе, что упрямый материал для достижения тонких эффектов обычно встречается только в бронзовых скульптурах. Чувственное восприятие Бернини поверхностных текстур кожи и волос и его новое чувство затенения нарушили традицию Микеланджело и ознаменовали появление нового периода в истории Западной скульптуры.

«Давид», мраморная скульптура Джана Лоренцо Бернини, 1623–24. В галерее Боргезе, Рим.
«Давид», мраморная скульптура Джана Лоренцо Бернини, 1623–24. В галерее Боргезе, Рим.

Покровительство Урбану VIII

С приходом к власти понтификата Урбана VIII (1623-44) Бернини вступил в период огромной продуктивности и художественного развития. Урбан VIII убеждал своего протеже писать картины и заниматься архитектурой. Его первой архитектурной работой была реконструированная церковь Санта-Бибиана в Риме. В то же время Бернини было поручено построить символическое сооружение над гробницей святого Петра в Базилике Святого Петра в Риме. В результате получился знаменитый огромный позолоченный бронзовый балдахин, выполненный между 1624 и 1633 годами. Его витые колонны происходят от раннехристианских колонн, которые использовались в алтарной ширме старого св. Наиболее оригинальным вкладом Петра Бернини в финальную работу является верхний каркас венчающих волют, обрамленный четырьмя ангелами, которые поддерживают шар и крест. Балдахин идеально пропорционален своему окружению, и едва ли можно понять, что он высотой с четырехэтажное здание. Его живые очертания, поднимающиеся вверх к торжествующей короне, его темный цвет, усиленный горящим золотом, придают ему характер живого организма. Беспрецедентный сплав скульптуры и архитектуры, балдахин является первым по-настоящему барочным памятником. В конечном счете он стал центром программного декора, разработанного Бернини для интерьера собора Святого Петра.

Балдахин Джана Лоренцо Бернини, интерьер базилики Святого Петра, Ватикан.
Балдахин Джана Лоренцо Бернини, интерьер базилики Святого Петра, Ватикан.

Затем Бернини руководил украшением четырех опор, поддерживающих купол Собора Святого Петра, колоссальными статуями, хотя только одна из последних, Святая Лонгина, была спроектирована им. Он также сделал серию портретных бюстов Урбана VIII, но первый бюст, достигший качества его ранних портретов, — это бюст его великого покровителя, кардинала Сципиона Боргезе (1632). Кардинал изображается в акте говорения и движения, и это действие фиксируется в момент, который, по-видимому, раскрывает все характерные качества субъекта.

Архитектурные обязанности Бернини возросли после смерти Карло Мадерно в 1629 году, когда Бернини стал архитектором собора Святого Петра и Палаццо Барберини. К этому времени он уже не только сам выполнял работы, но и вынужден был полагаться на помощь других, так как число его поручений росло. Он преуспел в организации своей студии и планировании своей работы так, что скульптуры и орнаменты, созданные командой, на самом деле кажутся единым целым. Работа Бернини, тогда и всегда, была также сформирована его горячим Римским католицизмом (он посещал мессу каждый день и причащался дважды в неделю). Он согласился бы с формулировками Трентского собора (1545-1563 гг.) о том, что цель религиозного искусства-учить и вдохновлять верующих и служить пропагандой для Римско-Католической Церкви. Религиозное искусство всегда должно быть понятным и реалистичным, и, прежде всего, оно должно служить эмоциональным стимулом к благочестию. Развитие религиозного искусства Бернини во многом определялось его сознательными усилиями соответствовать этим принципам.

При Урбане VIII Бернини начал производить новые и разные виды памятников-гробницы и фонтаны. На могиле Урбан VIII (1628-1647) изображен Папа Римский, сидящий с поднятой в повелительном жесте рукой, а под ним-две белые мраморные фигуры, олицетворяющие добродетели. Бернини также разработал революционную серию небольших надгробных памятников, из которых наиболее впечатляющим является Памятник Марии Рагги (1643). Но его фонтаны — это самый очевидный вклад в развитие города Рима. Фонтан Тритон на Пьяцца Барберини (1642-43)—это драматическая трансформация Римского архитектурного фонтана-наложенные друг на друга бассейны традиционного геометрического фонтана Пьяцца, казалось бы, ожили. Четыре дельфина поднимают огромную раковину, поддерживающую морского бога, который выдувает воду из раковины вверх.

Ранние архитектурные проекты Бернини, однако, не всегда были успешными. В 1637 году он начал возводить колокольни, или колокольни, над фасадом Собора Святого Петра, но в 1646 году, когда их вес начал разрушать здание, они были сняты, и Бернини был временно опозорен.

Покровительство Иннокентия X и Александра VII

Самые впечатляющие общественные памятники Бернини датируются серединой 1640-х-1660-ми гг. фонтан Четырех рек на римской площади Пьяцца Навона (1648-51 гг.) поддерживает древнеегипетский обелиск над выдолбленной скалой, увенчанный четырьмя мраморными фигурами, символизирующими четыре главные реки мира. Этот фонтан — одна из самых эффектных его работ.

Фонтан Четырех Рек, мраморный фонтан Джана Лоренцо Бернини, 1648-51; Пьяцца Навона, Рим.
Фонтан Четырех Рек, мраморный фонтан Джана Лоренцо Бернини, 1648-51; Пьяцца Навона, Рим.

Величайшим примером зрелого искусства Бернини является капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Виттория в Риме, которая завершает эволюцию, начатую в самом начале его карьеры. Часовня, построенная по заказу Федериго кардинала Корнаро, находится в неглубоком трансепте маленькой церкви. В центре его внимания-скульптура «Экстаз Святой Терезы» (1645-1652), изображающая мистический опыт великой испанской кармелитки-реформаторши Терезы Авильской. Представляя видение Терезы, во время которого ангел пронзил ее сердце огненной стрелой Божественной любви, Бернини следовал собственному описанию Терезы этого события. Скульптурная группа, изображающая перенесенного святого, падающего в обморок в пустоте, покрытой каскадной драпировкой, раскрывается в небесном свете в нише над алтарем,где архитектурные и декоративные элементы богато соединены и сочленены. Слева и справа, в пространствах, напоминающих оперные ложи, находятся многочисленные члены семейства Корнаро в оживленных позах беседы, чтения или молитвы. Капелла Корнаро несет на своей вершине идеал трехмерной картины Бернини. Фигуры Святой Терезы и Ангела вылеплены из белого мрамора, но зритель не может сказать, находятся ли они в круглом или просто в высоком рельефе. Естественный дневной свет, падающий на фигуры из скрытого источника выше и позади них, является частью группы, как и позолоченные лучи позади. Экстаз Святой Терезы — это не скульптура в общепринятом смысле. Вместо этого это обрамленная живописная сцена, состоящая из скульптуры, живописи и света, которая также включает поклоняющегося в религиозную драму.

«Экстаз святой Терезы» , скульптура из мраморной и позолоченной бронзовой ниши Джана Лоренцо Бернини, 1645–52; в часовне Корнаро, Санта Мария делла Виттория, Рим.
«Экстаз святой Терезы» , скульптура из мраморной и позолоченной бронзовой ниши Джана Лоренцо Бернини, 1645–52; в часовне Корнаро, Санта Мария делла Виттория, Рим.

В более поздние годы растущее желание контролировать окружающую среду своей скульптуры привело Бернини к тому, что он все больше и больше сосредотачивался на архитектуре. Из церквей, которые он спроектировал после завершения строительства капеллы Корнаро, наиболее впечатляющей является церковь Сант-Андреа-Аль-Квиринале (1658-70) в Риме, с ее драматическим высоким алтарем, парящим куполом и необычно расположенным овальным планом. Но самое большое архитектурное достижение Бернини — это колоннада, окружающая площадь перед Базиликой Святого Петра. Главная функция этого большого помещения состояла в том, чтобы удерживать толпу, собиравшуюся для папского благословения на Пасху и другие особые события. Бернини планировал огромный овал, прикрепленный к церкви трапециевидным передним двором-формы, которые он сравнивал с окружающими руками Матери-Церкви. Отдельно стоящие колоннады были новым решением проблемы необходимости в проницаемом ограждении. Площадь ведет посетителя к церкви и уравновешивает чрезмерно широкий фасад собора Святого Петра. Овал Бернини заключает в себе пространство с центром в Ватиканском обелиске, который был перенесен перед церковью Сикстом V в 1586 году. Бернини переместил старый фонтан Мадерно на длинную ось площади и построил Близнеца на другой стороне, чтобы создать сценографическое целое. Аналогии с овальным планом Сант-Андреа-Аль-Квиринале Бернини завораживают, как и различия в смысле и функции.

Базилика Святого Петра и Ватиканский обелиск на площади Святого Петра, Ватикан.
Базилика Святого Петра и Ватиканский обелиск на площади Святого Петра, Ватикан.

Наиболее впечатляющим религиозным украшением Бернини является трон Святого Петра, или Cathedra Petri (1657-66), позолоченная бронзовая крышка для средневекового деревянного трона (cathedra) Папы Римского. Задача Бернини состояла не только в том, чтобы сделать декоративное покрытие для кресла, но и в том, чтобы создать значимую цель в апсиде Собора Святого Петра для паломнического путешествия по великой церкви. Сиденье, по-видимому, поддерживается четырьмя внушительными бронзовыми фигурами, представляющими богословских докторов ранней Церкви: святые Амвросий, Афанасий, Иоанн Златоуст и Августин. Вверху золотая слава ангелов на облаках и лучи света исходят от голубя Святого Духа, который нарисован на овальном окне. Собор был построен примерно в то же время, что и площадь Пьяцца, и контраст между этими двумя работами показывает универсальность Бернини. Обе работы были сделаны для папы Киджи, Александра VII, который был одним из величайших покровителей Бернини. Гробница (1671-78), которую Бернини спроектировал для Александра VII, была в основном выполнена его учениками.

В дополнение к своим большим работам Бернини продолжал создавать несколько портретных бюстов. Первый из них, Франческо I Д’Эсте, герцог моденский (1650-1651), завершает свою революцию в портретной живописи. Большая часть свободы и спонтанности бюста кардинала Боргезе сохраняется, но он соединен с героической помпой и грандиозным движением, которые изображают идеалы эпохи барокко так же, как и человека.

Франческо I д'Эсте, герцог Модены , мраморный портретный бюст Джана Лоренцо Бернини, 1650–51; в галерее и музее Эсте, Модена, Италия.
Франческо I д’Эсте, герцог Модены , мраморный портретный бюст Джана Лоренцо Бернини, 1650–51; в галерее и музее Эсте, Модена, Италия.

Поездка во Францию

Бернини уехал в Париж в 1665 году, и это было его единственное длительное отсутствие в Риме. Эта поездка была предпринята в ответ на приглашения, которые в течение многих лет были направлены ему королем Людовиком XIV, и целью ее было проектирование новой французской королевской резиденции. К этому времени Бернини был настолько знаменит, что толпы людей выстроились вдоль улиц каждого города вдоль маршрута, чтобы посмотреть, как он проходит. Его первый прием в Париже был столь же триумфальным, но вскоре он оскорбил своих чувствительных хозяев, властно превознося искусство и архитектуру Италии в ущерб искусству и архитектуре Франции. Его заявления сделали его непопулярным при французском дворе и в какой-то степени были причиной отказа от его планов строительства Лувра. Единственная реликвия от визита Бернини во Францию — это его огромный бюст Людовика XIV, линейный, вертикальный и устойчивый портрет, на котором Король-Солнце взирает с божественной властностью. Это изображение установило стандарт для королевских портретов, который длился 100 лет.

Последующие годы

Поздние работы Бернини в области скульптуры неизбежно затмеваются его грандиозными проектами для Собора Святого Петра, но некоторые из них представляют выдающийся интерес. Для часовни Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме он вырезал две группы: Даниила в львином логове и Аввакума и Ангела (1655-61). Эти работы показывают начало его позднего стиля: удлинение тела, выразительный жест и упрощенное, но выразительное эмоциональное выражение. Те же характеристики уже встречаются в фигурах, поддерживающих престол св. Петр и кульминация-движущиеся Ангелы для моста Сант-Анджело В Риме, который Бернини отремонтировал с помощью помощников между 1667 и 1671 годами. Папа Климент IX (1667-69) так высоко ценил ангелов, вырезанных Бернини, что они никогда не были установлены на мосту и теперь находятся в церкви Сант-Андреа-Делле-Фратте в Риме.

 

Отремонтированный мост Сант-Анджело, ведущий через Тибр, представляет собой введение в Ватикан, а другие работы Бернини—Пьяцца, Скала Региа, балдахин и кафедральный собор Святого Петра—формируют все более мощные выражения папской власти, чтобы поддержать и вдохновить римско-католических паломников на это место. В последние годы своей жизни Бернини завершил еще одно украшение собора Святого Петра: алтарь часовни Сантиссимо Сакраменто (1673-74). Податливое, человеческое обожание ангелов контрастирует с вневременной архитектурой бронзовой скинии, которую они окружают, и олицетворяет поздний стиль Бернини. В последние годы своей жизни он, по-видимому, находил неумолимые законы архитектуры утешительной антитезой преходящему человеческому состоянию.

Величайшая поздняя работа Бернини-это простая часовня Альтиери в Сан-Франческо — а-Рипа (около 1674 года) в Риме. В относительно глубоком пространстве над алтарем обнаруживается статуя, изображающая смерть блаженной Людовики Альбертони. Бернини сознательно разделил архитектуру, скульптуру и живопись на разные роли, обратив вспять процесс, кульминацией которого стала Капелла Корнаро. В этом смысле часовня Альтиери более традиционна, это вариация на тему его церковных интерьеров предыдущих лет. Вместо того чтобы заполнить арочное отверстие, скульптурная фигура Людовики лежит на дне большого объема пространства и освещается небесным светом, который играет на драпировке, собранной над ее лежащей фигурой. Ее руки, слабо сжимающие грудь, ясно показывают ее мучительную смерть.

Смерть Блаженной Людовики Альбертони , алтарь Джана Лоренцо Бернини, ок. 1674; в часовне Альтьери, Рим.
Смерть Блаженной Людовики Альбертони , алтарь Джана Лоренцо Бернини, ок. 1674; в часовне Альтьери, Рим.

Бернини умер в возрасте 81 года, после того как служил восьми папам, и когда он умер, его широко считали не только величайшим художником Европы, но и одним из ее величайших людей. Он был последним из замечательной серии универсальных гениев Италии, и стиль барокко, который он помог создать, был последним итальянским стилем, ставшим международным стандартом. Его смерть ознаменовала конец художественной гегемонии Италии в Европе. Стиль, который он развил, был продолжен еще двумя поколениями в различных частях Европы архитекторами Маттиа Де Росси и Карло фонтана в Риме, J. B. Фишер фон Эрлах в Австрии, братья Косма и Эгид Квирин асам в Баварии и другие.

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий