Экспрессионизм

Крик , темпера и казеин на картоне - Эдвард Мунк, 1893; в Национальной галерее, Осло.

Экспрессионизм

Экспрессионизм, художественный стиль, в котором художник стремится изобразить не объективную реальность, а скорее субъективные эмоции и реакции, которые вызывают у человека предметы и события. Художник достигает этой цели через искажение, преувеличение, примитивизм и фантазию, а также за счет яркого, резкого, насильственного или динамичного применения формальных элементов. В более широком смысле экспрессионизм является одним из основных течений искусства в конце 19-го и 20-го веков, и его свойства очень субъективного, личного, спонтанного самовыражения типичны для широкого круга современных художников и художественных движений. Экспрессионизм также можно рассматривать как постоянную тенденцию в германском и скандинавском искусстве, по крайней мере, из европейского средневековья, особенно во времена социальных перемен или духовный кризис, и в этом смысле он формирует противоположность рационалистическим и классифицирующим тенденциям Италии, а затем и Франции.

Крик , темпера и казеин на картоне - Эдвард Мунк, 1893; в Национальной галерее, Осло.
Крик , темпера и казеин на картоне — Эдвард Мунк, 1893; в Национальной галерее, Осло.

В частности, экспрессионизм как особый стиль или движение относится к ряду немецких художников, а также австрийские, французские и русские, которые стали активными в годы до Первой мировой войны и оставались таковыми в течение большей части межвоенного периода.

 

Рождение и развитие

Корни немецкой экспрессионистской школы лежат в работах Винсент Ван Гога, Эдварда Мунки и Джеймса Энсора , каждый из которых в период 1885–1900 годов разработал очень личный стиль живописи. Эти художники использовали выразительные возможности цвета и линии, чтобы исследовать драматические и наполненные эмоциями темы, передавая качества страха, ужаса и гротеска, или просто праздновать природу с галлюцинаторной интенсивностью. Они оторвались от буквального представления природы, чтобы выразить более субъективные взгляды или состояния ума. Вторая и главная волна экспрессионизма началась около 1905 года, когда группа немецких художников во главе с Эрнстом Людвигом КиршнерОМ создал свободную ассоциацию под названием Die Brücke («Мост»). В группу включены Эрих Геккель, Карл Шмидт-Роттлафф и Фриц Блейл. Эти художники восстали против того, что они считали поверхностным натурализмом академического импрессионизма. Они хотели объединить немецкое искусство с духовной энергией, которой, по их мнению, ему не хватало, и стремились сделать это с помощью элементарного, примитивного, очень личного и спонтанного выражения. К оригинальным членам Die Brücke вскоре присоединились немцы Эмиль Нольде, Макс Печштайн и Отто Мюллер. Экспрессионисты находились под влиянием своих предшественников 1890-х годов, а также интересовались африканской резьбой по дереву и работами таких североевропейских мастеров средневековья и Ренессанса, как Альбрехт Дюрер, Матиас Грюневальд и Альбрехт Альтдорфер. Они также знали о неоимпрессионизме, фовизме и других недавних движениях.

Танец вокруг золотого тельца , картина маслом Эмиля Нольде, 1910; в Bayerische Staatsgemaldesammlungen, Мюнхен.
Танец вокруг золотого тельца , картина маслом Эмиля Нольде, 1910; в Bayerische Staatsgemaldesammlungen, Мюнхен.

Немецкие экспрессионисты вскоре разработали стиль, отличающийся резкостью, смелостью и визуальной интенсивностью. Они использовали неровные, искаженные линии; грубый, быстрый мазок; и резкие цвета, чтобы изобразить городские уличные сцены и другие современные предметы в переполненных, взволнованных составах, отличающихся их неустойчивостью и их эмоционально заряженной атмосферой. Многие из их работ выражают разочарование, тревогу, отвращение, недовольство, насилие и вообще какую-то неистовую интенсивность чувства в ответ на безобразие, грубую банальность, а также возможности и противоречия, которые они обнаружили в современной жизни. Ксилография с толстыми зубчатыми линиями и резкими контрастами в тональности была одним из любимых средств массовой информации немецких экспрессионистов.

Индеец и женщина , холст, масло, Макс Печштейн, 1910; в Художественном музее Сент-Луиса, Сент-Луис, Миссури.
Индеец и женщина , холст, масло, Макс Печштейн, 1910; в Художественном музее Сент-Луиса, Сент-Луис, Миссури.

Работы художников Die Brücke стимулировали экспрессионизм в других частях Европы. Оскар Кокошка и Эгон Шиле из Австрии перенял свои измученные мазки и угловатые линии, и Жорж Руо и Хаим Сутин во Франции разработал стили живописи, отличающиеся интенсивным эмоциональным выражением и сильным искажением фигуральной тематики. Художник Макс Бекманн, график Кете Кольвиц и скульпторы Эрнст Барлах и Вильгельм Лембрюк, вся Германия, также работали в экспрессионистских режимах. Художники, принадлежащие к группе, известной как Der Blaue Reiter («Голубой всадник») иногда считают экспрессионистами, хотя их искусство, как правило, лирическое и абстрактное, менее откровенно эмоциональное, более гармоничное и более озабоченное формальными и изобразительными проблемами, чем художники Die Brücke.

Лежащая молодая женщина с черными чулками , гуашью, акварелью и карандашом на бумаге Эгона Шиле, 1913 год. 30,8 см × 48,4 см.
Лежащая молодая женщина с черными чулками , гуашью, акварелью и карандашом на бумаге Эгона Шиле, 1913 год. 30,8 см × 48,4 см.

Экспрессионизм был доминирующим стилем в Германии сразу после Первой мировой войны, где он соответствовал послевоенной атмосфере цинизма, отчуждения и разочарования. Некоторые из более поздних практикующих движения, такие как Джордж Гросс и Отто Дикс разработал более острую, социально критическую смесь экспрессионизма и реализма, известную как Neue Sachlichkeit («Новая объективность»). Как видно из таких ярлыков, как «Абстрактный экспрессионизм» и «Неоэкспрессионизм», спонтанные, инстинктивные и очень эмоциональные качества экспрессионизма были общими для нескольких последующих художественных движений в 20-м веке.

Говяжья сторона , холст, масло Хаим Сутин, гр. 1925; в художественной галерее Олбрайт-Нокс, Буффало.
Говяжья сторона , холст, масло Хаим Сутин, гр. 1925; в художественной галерее Олбрайт-Нокс, Буффало.

Экспрессионизм в литературе

Экспрессионизм в литературе возник как реакция на материализм, самодовольное буржуазное процветание, быструю механизацию и урбанизацию, а также господство семьи в европейском обществе до Первой мировой войны. Это было доминирующее литературное движение в Германии во время и сразу после Первой мировой войны. Создавая драму социального протеста, писатели-экспрессионисты стремились передать свои идеи в новом стиле. Их забота была связана с общими истинами, а не с конкретными ситуациями; следовательно, они исследовали в своих играх затруднения репрезентативных символических типов, а не полностью развитых индивидуализированных символов. Акцент был сделан не на внешнем мире, который просто очерчен и едва определен в месте или времени, а на внутреннем, на психическом состоянии человека; следовательно, подражание жизни заменяется в экспрессионистской драме экстатическим воплощением состояний ума. Главный герой в экспрессионистской пьесе часто изливает свои беды в длинных монологах на концентрированном, эллиптическом, почти телеграмматическом языке, который исследует духовное недомогание молодежи его восстание против старшего поколения и различные политические или революционные средства защиты, которые представляются. Внутреннее развитие главного героя исследуется через серию слабо связанных таблиц или «станций», во время которых он восстает против традиционных ценностей и ищет более высокое духовное видение жизни.

Август Стриндберг и Фрэнк Ведекинд был известным предшественником драмы экспрессионизма, но первой полноценной пьесой экспрессиониста был Рейнхард Йоханнес Зорге Der Bettler («Нищий»), который был написан в 1912 году, но не исполнялся до 1917 года. Другими основными драматургами движения были Георг Кайзер, Эрнст Толлер, Пол Корнфельд, Фриц фон Унру, Уолтер Хазенклевер и Рейнхард Геринг, Германия.

 

Экспрессионист и поэзия, возникшая в то же время, что и ее драматический аналог, была так же нереферентна и искала восторженный, гимноподобный лиризм, который имел бы значительную ассоциативную силу. Эта сжатая, урезанная поэзия, использующая последовательности существительных и несколько прилагательных и инфинитивных глаголов, устранила повествование и описание, чтобы понять суть чувства. Основными поэтами-экспрессионистами были Георг Хейм, Эрнст Штадлер, Август Страмм, Готфрид Бенн, Георг Тракл, Эльзе Ласкер-Шюлер из Германии и чешский поэт Франц Верфель., Доминирующей темой в экспрессионистском стихе был ужас над городской жизнью и апокалиптические видения краха цивилизации. Некоторые поэты были пессимистичны и довольствовались насмешливыми буржуазными ценностями, тогда как другие больше интересовались политическими и социальными реформами и выражали надежду на грядущую революцию. За пределами Германии драматургами, которые использовали драматические техники экспрессионизма, были американские писатели Юджин О’Нил и Элмер Райс.

Экспрессионизм в других видах искусства

Сильное влияние Экспрессиониста, самого раннего течения в фильмах призваны передать через декорацию субъективное психическое состояние главного героя. Самый известный из этих фильмов — Роберт Уин Кабинет доктора Калигари (1920), в котором сумасшедший рассказывает о своем понимании того, как он оказался в убежище. Деформированные улицы и здания набора являются проекциями его собственной сумасшедшей вселенной, а другие персонажи абстрагировались через макияж и одевались в визуальные символы. В фильмах болезненное воспоминание ужаса, угрозы и тревоги и драматические, тенистые освещения и причудливых наборов стала стилистическая модель для экспрессионизма фильмов нескольких крупных немецких режиссеров. Вторая версия Пола Вегенера «Голем» (1920),«Носферату» Ф. В. Мурнау (1922) и «Метрополис» Фрица Ланга (1927), среди других фильмов, представляют пессимистические видения социального коллапса или исследуют зловещую двойственность человеческой природы и ее способность к чудовищному личному злу.

Кадр из классического фильма Экспрессиониста Роберта Вина " Кабинет доктора Калигари" (1919).
Кадр из классического фильма Экспрессиониста Роберта Вина » Кабинет доктора Калигари» (1919).

Хотя некоторые классифицировали композитора Арнольда Шенберга как экспрессиониста из-за его вклада в альманах Blaue Reiter, музыкальный экспрессионизм, кажется, нашел свой самый естественный выход в опере. Среди ранних примеров таких экспрессионистских работ Оперные постановки Пола Хиндемита о протоэкспрессионистской драме Кокошки, Мёрдер, Хоффнунг дер Фрауэн (1919) и Август Страмм «Святилище Сусанна» (1922). Однако самые выдающиеся из экспрессионистских опер Альбан Берг : Wozzeck, исполненный в 1925 году, и Лулу, которая не была исполнена в полном объеме до 1979 года.

Снижение движения

Упадок Экспрессионизма ускорился из-за неопределенности его стремления к лучшему миру, из-за его использования очень поэтического языка и в целом из-за крайне личной и недоступной природы его способа представления. Частичное восстановление стабильности в Германии после 1924 года и рост более явных политических стилей социального реализма ускорили упадок движения в конце 1920-х годов. Экспрессионизм был окончательно убит появлением нацистов которые пришли к власти в 1933 году. Они назвали работу почти всех экспрессионистов вырожденными и запретили им выставляться или публиковаться и, в конечном итоге, даже работать. Многие экспрессионисты отправились в изгнание в Соединенные Штаты и другие страны.

 

Оцените статью
Art-Grea
Добавить комментарий