Постимпрессионизм

Пшеничное поле с кипарисами , холст, масло. Винсент Ван Гог, 1889; в Национальной галерее, Лондон.

Постимпрессионизм

В западной живописи, движение во Франции, которое представляло собой расширение импрессионизма и отказ от присущих этому стилю ограничений. Термин «постимпрессионизм» был введен английским искусствоведом Роджером Фраем для обозначения работ таких художников конца XIX века, как Поль Сезанн, Жорж Сера, Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Анри де Тулуз-Лотрек и др. Все эти художники, кроме Ван Гога, были французами, и большинство из них начинали как импрессионисты; однако каждый из них отказался от стиля, чтобы сформировать свое собственное сугубо личное искусство. Импрессионизм был основан, в самом строгом смысле этого слова, на объективной фиксации природы в терминах мимолетных эффектов цвета и света. Постимпрессионисты отвергли эту ограниченную цель в пользу более амбициозного выражения, признав, однако, свой долг перед чистыми, блестящими красками импрессионизма, его свободой от традиционного предмета и его техникой определения формы короткими мазками ломаного цвета. Творчество этих художников легло в основу ряда современных направлений и модернизма начала XX века.

Период разногласий

После периода тревожных разногласий среди импрессионистов Поль Сезанн вышел из движения в 1878 году, чтобы “сделать из импрессионизма нечто прочное и долговечное, как искусство музеев.»В отличие от мимолетного зрелища, изображенного импрессионистами, его подход пронизал пейзаж и натюрморт монументальным постоянством и связностью. Он отказался от виртуозного импрессионистского изображения мимолетных световых эффектов, сосредоточившись на глубинных структурах природных форм и проблеме объединения поверхностных узоров с пространственной глубиной. Его искусство было главным источником вдохновения для кубизма, который был связан в первую очередь с изображением структуры объектов. В 1884 году в Салоне Независимых в Париже Жорж Сёра показал намерение, подобное Сезанну, с картинами, которые проявляли больше внимания к композиции, чем импрессионисты, и которые углублялись в науку о цвете. Взяв за отправную точку импрессионистскую практику использования ломаного цвета, чтобы предложить мерцающий свет, он стремился достичь яркости с помощью оптических формул, помещая рядом крошечные точки контрастных цветов, выбранных для смешения на расстоянии в доминирующий цвет. Эта чрезвычайно теоретическая техника, называемая пуантилизмом, была принята рядом современных художников и легла в основу стиля живописи, известного как неоимпрессионизм.

Постимпрессионисты часто выставлялись вместе, но, в отличие от импрессионистов, которые начинали как сплоченная, общительная группа, они рисовали в основном поодиночке. Сезанн писал в одиночестве в Экс-ан-Провансе на юге Франции; его одиночество было сопоставимо с одиночеством Поля Гогена, который в 1891 году поселился на Таити, и Ван Гога, который писал в сельской местности в Арле. И Гоген, и Ван Гог отвергли безразличную объективность импрессионизма в пользу более личного, духовного выражения. После выставки с импрессионистами в 1886 году Гоген отказался от «отвратительной ошибки натурализма». Вместе с молодым художником Эмилем Бернаром Гоген искал более простой истины и более чистой эстетики в искусстве; отвернувшись от утонченного, городского художественного мира Парижа, он вместо этого искал вдохновения в сельских общинах с более традиционными ценностями. Копируя чистый, ровный цвет, тяжелые контуры и декоративные качества средневековых витражей и рукописной иллюминации, оба художника исследовали выразительный потенциал чистого цвета и линии, Гоген особенно использовал экзотические и чувственные цветовые гармонии для создания поэтических образов таитян, среди которых он в конечном счете будет жить. Прибыв в Париж в 1886 году, голландский художник Ван Гог быстро адаптировал импрессионистские приемы и цвет, чтобы выразить свои остро ощущаемые эмоции. Он превратил контрастные короткие мазки импрессионизма в изогнутые, яркие цветные линии, преувеличенные даже за пределами импрессионистского блеска, которые передают его эмоционально заряженные и экстатические реакции на природный ландшафт.

Менее тесно с импрессионистами были связаны Тулуз-Лотрек и Одилон Редон. Занимаясь перцептивной портретной живописью и декоративным эффектом, Тулуз-Лотрек использовал яркие контрастные цвета импрессионизма в плоских областях, окруженных четким, извилистым контуром. Натюрморты Редона были в какой-то степени импрессионистскими, но другие его работы, имеющие вызывающую воспоминания и часто мистическую тематику, более линейны и ближе к символизму по стилю. В целом постимпрессионизм уводил от натуралистического подхода к двум основным течениям искусства начала XX века, которые его вытеснили: кубизму и фовизму, стремившимся вызвать эмоции через цвет и линию.

На Мулен Руж , холст, масло Анри де Тулуз-Лотрек, 1893–95; в художественном институте чикаго.
На Мулен Руж , холст, масло Анри де Тулуз-Лотрек, 1893–95; в художественном институте чикаго.
Оцените статью
Art-Grea
Добавить комментарий