Французская архитектура

Южная сторона собора Нотр-Дам де Пари, вид со стороны Сены

Французская архитектура состоит из архитектурных стилей, которые возникли либо во Франции, либо где-либо еще и были развиты на территории Франции.

Южная сторона собора Нотр-Дам де Пари, вид со стороны Сены
Южная сторона собора Нотр-Дам де Пари, вид со стороны Сены

История

Галло-римская архитектура

Архитектура Древнего Рима сначала переняла внешнюю греческую архитектуру, а к позднему периоду Республики архитектурный стиль выработал свой собственный, очень самобытный, благодаря введению ранее малоиспользуемых арок, сводов и куполов. Решающим фактором в этом развитии, получившем название Римской архитектурной революции, стало изобретение бетона. Социальные факторы, такие как богатство и высокая плотность населения в городах, вынудили древних римлян искать новые (архитектурные) решения. Например, использование сводов и арок в сочетании со знанием строительных материалов позволило им добиться беспрецедентных успехов в возведении внушительных сооружений для общественных нужд.

Амфитеатр в Ниме
Амфитеатр в Ниме

Известными примерами во Франции того периода являются Алискамп в Арле и Мезон-Карре в Нимес. Алискамп — это большой римский некрополь, расположенный недалеко от стен старого города Арль. Это был один из самых известных некрополей древнего мира. Название является искажённым латинским Elisii Campi (то есть Елисейские поля или Поля Элизия). Они были знамениты в Средние века и упоминаются Ариосто в «Неистовом Роланде» и Данте в «Аде». Алискамп продолжали использовать вплоть до Средневековья, хотя перенос мощей святого Трофима в собор в 1152 году снизил его престиж.

Дороманский стиль

Объединение Франкского королевства при Хлодвиге I (465-511) и его преемниках соответствовало необходимости строительства церквей, особенно монастырских, поскольку теперь они были опорой меровингской церкви. Планы часто продолжали традицию римской базилики, но также переняли влияние таких далеких стран, как Сирия и Армения. На Востоке большинство строений были деревянными, но камень был более распространен для значительных зданий на Западе и в южных районах, которые позже попали под власть Меровингов. Большинство крупных церквей перестраивались, обычно более одного раза, но многие планы Меровингов были реконструированы с помощью археологии. Описание в книге епископа Григория Турского»История франков» базилики Сен-Мартен, построенной в Туре Святой Перпетуй (епископ 460–490 гг.) в начале этого периода и в то время, когда он находился на границе франкской территории, сожалел об исчезновении этого здания, одной из самых красивых церквей эпохи Меровингов, в которой, по его словам, было 120 мраморных колонн, башни в восточной части и несколько мозаик: «В церкви Сен-Мартен был сделан акцент на вертикали, а сочетание блоков, образующих сложное внутреннее пространство, и, соответственно, богатый внешний силуэт стали отличительными чертами романского стиля». Особенностью базилики Сен-Мартен, ставшей отличительной чертой франкской церковной архитектуры, был саркофаг или реликварий с мощами святого, который возвышался и располагался по центру за алтарём, иногда в апсиде. Римских аналогов этому франкскому нововведению не было. Ряд других зданий, ныне утраченных, в том числе фундаменты Меровингской эпохи в Сен-Дени, Сен-Жеро в Кёльне и аббатстве Сен-Жермен-де-Пре в Париже, описываются как столь же богато украшенные.

Аббатство Клюни
Аббатство Клюни

Романский стиль

Архитектура романского стиля развивалась одновременно в некоторых частях Франции в 10 веке и до более позднего влияния аббатства Клюни. Стиль, иногда называемый «Первым романским» или «ломбардским романским стилем», характеризуется толстыми стенами, отсутствием скульптуры и наличием ритмичных декоративных арок, известных как ломбардская полоса. Ангулемский собор — один из нескольких примеров, когда византийские церкви Константинополя, по-видимому, оказали влияние на дизайн, в котором основные помещения перекрыты куполами. Это сооружение потребовало использования очень толстых стен и массивных опор, из которых вырастают купола. Вокруг апсиды расположены расходящиеся часовни, которые являются типично французской особенностью и должны были развиться в шеветту. Нотр-Дам в Домфронте, Нормандия, представляет собой крестообразную церковь с коротким апсидальным ист-эндом. Неф потерял свой проход и, вероятно, часть своей длины. У перекрестка есть башня, которая возвышается в два разных яруса и увенчана пирамидальным шпилем типа, широко распространенного во Франции и Германии, а также на нормандских башнях в Англии. Аббатство Фонгомбо во Франции демонстрирует влияние аббатства Клюни. В Хорошо виденкрестообразный план. Апсиду шанса окружает шеветта из часовен. Перекресток увенчан башней. Трансепты заканчиваются фронтонами.

Сент-Этьен, расположенный в Кане, представляет собой один из самых известных фасадов в романском стиле Северной Франции, с тремя порталами, ведущими в неф и проходы, и простым расположением идентичных окон между контрфорсами высоких башен. Начатый в 1060-х годах, он был прототипом готических фасадов. Шпили и башенки, которые, кажется, неизбежно поднимаются из башен, относятся к началу 13 века. В церкви Троицы Кана больше внимания уделяется центральному порталу и расположению окон над ним. Отделка башен начинается на более низком уровне, чем в Сент-Этьене, что придает им весомость и изысканность. Верхние балюстрады являются дополнениями в классическом стиле. Фасад Ле-Пюи-ан-Веле в Верхней Луаре имеет сложное расположение проемов и глухих аркад, которое должно было стать характерной чертой французских готических фасадов. Он становится ещё более богатым благодаря полихромному кирпичу, использованному в различных узорах, в том числе в виде шахматной доски, что также характерно для керамического декора испанских церквей этого периода. Профили проходов перекрыты открытыми арками, возможно, для колоколов. Собор в Ангулеме — ещё один богато украшенный фасад, но здесь он выполнен из тесаного камня, а основным украшением является скульптура. Способ расположения различных арок мало чем отличается от такового в Ле-Пюи-ан-Веле, но они образуют пять сильных вертикальных перегородок, что наводит на мысль о том, что неф обрамлен двумя проходами с каждой стороны. Фактически, в церкви нет проходов, и она перекрыта куполами. Фигуративная скульптура, как и большая часть романской скульптуры, не очень тесно интегрирована в арочные пространства, в которых она была установлена.

В Отенском соборе схема пролетов нефов и проходов выходит за пределы перекрестка и переходит в алтарь, каждый проход заканчивается апсидой. Каждый неф разделен у свода поперечным ребром. Каждый трансепт выступает на ширину двух нефовых пролетов. У входа есть притвор, который закрывает главный портал. Этот тип входа должен был быть разработан в готический период на трансептах в Шартре.

Средневековые

Шартрский собор
Шартрский собор

Французская готическая архитектура — это архитектурный стиль, распространенный во Франции с 1140 года примерно до 1500 года, который в основном делился на четыре стиля: раннюю готику, Высокую готику, районный стиль, позднюю готику или яркий стиль. Раннеготический стиль зародился в 1140 году и характеризовался принятием стрельчатой арки и переходом от поздней романской архитектуры. Чтобы усилить стену, строители разделили ее на четыре яруса: аркада (арки и опоры), галерея, трифорий и этажерка. Для поддержки более высоких стен строители изобрели летающие контрфорсы, которые достигли зрелости только в Высокой готике в 13 веке. Своды представляли собой шесть ребристых раздельных сводов. Известные сооружения этого стиля включают восточную часть Аббатской церкви Сен-Дени, Санский собор, Нотр-Дам-де-Лан, Западный фасад Шартрского собора, Нотр-Дам де Пари, Лионского собора и Тульского собора.

Стиль высокой готики XIII века канонизировал пропорции и формы ранней готики и развил их дальше, чтобы создать лёгкие, но при этом высокие и величественные сооружения. Структура стен была изменена с четырёх до трёх ярусов: аркада, трифорий иclerestory. Венчающие части опор стали меньше, чтобы не прерывать зрительное восхождение вверх. Окна clerestory изменились с одного окна в каждом сегменте, прорезанного в стене, на два окна, соединённых небольшим окном-розеткой. Ребристый свод изменился с шести на четыре ребра. Летающие контрфорсы созрели, и после того, как их приняли в Нотр-Дам де Пари и Нотр-Дам де Шартр, они стали каноническим способом поддерживать высокие стены, поскольку служили как конструктивным, так и декоративным целям. Основная часть Шартрского собора (1194-1260), Амьенского собора и собора Буржа также являются представителями этого стиля.

Помимо этих готических стилей, существует другой стиль, называемый «Готический меридиональный» (или Южная готика, в отличие от готического септентрионального или Северной готики). Для этого стиля характерен большой неф без трансепта. Примерами такой готической архитектуры могут быть Нотр-Дам-де-Ламугье в Нарбонне и Сент-Мари в Сен-Бертран-де-Комменже.

Ренессанс

Речная галерея замка Шенонсо, спроектированная Филибером Делормом и Жаном Буллантом
Речная галерея замка Шенонсо, спроектированная Филибером Делормом и Жаном Буллантом

В первые годы XVI века французы участвовали в войнах на севере Италии и в качестве военной добычи привозили во Францию не только сокровища искусства эпохи Возрождения, но и стилистические идеи. В долине Луары в это время началось строительство, и появилось множество замков эпохи Возрождения, самым ранним из которых является замок Амбуаз (ок. 1495 г.), где Леонардо да Винчи провёл свои последние годы. Этот стиль стал доминирующим при Франциске I (см. замки в долине Луары).

Стиль постепенно превратился во французский маньеризм, известный как стиль Генриха II под руководством таких архитекторов, как Себастьяно Серлио, который после 1540 года работал в замке Фонтенбло. В Фонтенбло итальянские художники, такие как Россо Фиорентино, Франческо Приматиччо и Никколо делл Аббате сформировали Первую школу Фонтенбло. Такие архитекторы, как Филибер Делорм, Андруэ дю Серсо, Джакомо Виньола и Пьер Леско, были вдохновлены новыми идеями. Юго-западный внутренний фасад Кур-Карри Лувра в Париже был спроектирован Леско и покрыт наружной резьбой Жана Гужона. Архитектура продолжала процветать во времена правления Генриха II и Генриха III.

Барокко

Французское барокко — это форма архитектуры в стиле барокко, которая развивалась во Франции во время правления Людовика XIII (1610–1643), Людовика XIV (1643–1714) и Людовика XV (1714–1774). Французское барокко оказало глубокое влияние на светскую архитектуру XVIII века по всей Европе. Хотя открытая трёхкрылая планировка дворца была принята во Франции в качестве канонического решения ещё в XVI веке, именно Люксембургский дворец (1615–1620) работы Саломона де Броссе определил сдержанное и классицизирующее направление, которое должна была принять французская архитектура в стиле барокко. Впервые главный корпус был выделен как репрезентативная основная часть здания, в то время как боковые крылья рассматривались как иерархически подчинённые и соответствующим образом уменьшенные. Средневековая башня была полностью заменена центральным выступом в форме монументальных трёхэтажных ворот.

Вероятно, самым выдающимся представителем нового стиля был Франсуа Мансар, которому приписывают введение во Франции стиля барокко в полном объёме. В своём проекте замка Мезон (1642) Мансару удалось совместить академические и барочные подходы, продемонстрировав при этом уважение к унаследованным от готики особенностям французской традиции. Мезон-Лаффит иллюстрирует продолжающийся переход от постсредневековых замков XVI века к похожим на виллы загородным домам XVIII века. Здание строго симметрично, с ордером, применённым к каждому этажу, в основном в виде пилястр. Фронтон, увенчанный отдельной приподнятой крышей, отличается удивительной пластичностью, и весь ансамбль воспринимается как единое целое. Здания Мансара лишены вычурных декоративных элементов, столь характерных для современного Рима. Влияние итальянского барокко приглушено и сведено к области декоративного орнамента.

Следующим шагом в развитии европейской жилой архитектуры стала интеграция садов в композицию дворца, как, например, в Во-ле-Виконт (1656–1661), где архитектор Луи Лево, дизайнер Шарль Лебрен и садовник Андре Ленотр дополняли друг друга. От главного карниза до низкого цоколя миниатюрный дворец облицован так называемым «колоссальным ордером», который делает сооружение более впечатляющим. Творческое сотрудничество Ле Вау и Ле Нотр ознаменовало появление «великолепной манеры», которая позволила распространить архитектуру барокко за пределы дворцовых стен и превратить окружающий ландшафт в безупречную мозаику широких панорам.

Рококо

Рококо зародилось сначала в декоративно-прикладном искусстве и дизайне интерьеров. Преемник Людовика XIV привнёс изменения в придворное искусство и общую художественную моду. К концу правления старого короля богатое барокко уступило место более лёгким элементам с большим количеством изгибов и природных узоров. Эти элементы очевидны в архитектурных проектах Николя Пино. Во время регентства придворная жизнь переместилась из Версаля, и эти художественные изменения прочно укоренились сначала в королевском дворце, а затем и во всём французском высшем обществе. Изысканность и игривость стиля рококо часто воспринимаются как нечто, идеально сочетающееся с излишествами режима Людовика XV.

1730-е годы были расцветом рококо во Франции. Рококо по-прежнему сохраняло вкус барокко к сложным формам и замысловатым узорам, но к этому моменту оно начало сочетать в себе множество разнообразных характеристик, включая вкус к восточному дизайну и асимметричным композициям. Стиль распространился за пределы архитектуры и мебели на живопись и скульптуру. Стиль рококо распространился с появлением французских художников и гравированных изданий. Ее с готовностью приняли в католических частях Германии, Богемии и Австрии, где она слилась с живыми традициями немецкого барокко.

Неоклассицизм

Триумфальная арка из Place de l'Étoile
Триумфальная арка из Place de l’Étoile

Первая фаза неоклассицизма во Франции выражена в «стиле Людовика XVI» таких архитекторов, как Анж-Жак Габриэль (Малый Трианон, 1762-68); вторая фаза, выполненная в стилях, называемых Директуар и «Ампир», может быть охарактеризована строгой астилярной Триумфальной аркой Жана Шалгрина (спроектирована в 1806 году). В Англии эти две фазы можно охарактеризовать, во-первых, постройками Роберта Адама, во-вторых, сэра Джона Соана. Стиль интерьера во Франции изначально был парижским стилем, «Goût grec» («Греческий стиль»), а не придворным стилем. Только когда молодой король взошел на трон в 1771 году, Мария-Антуанетта, его королева-любительница моды, принесла ко двору стиль «Людовика XVI».

Примерно с 1800 года новый приток греческих архитектурных образцов, представленных в виде гравюр и эстампов, придал новый импульс неоклассицизму, который называют греческим возрождением. Неоклассицизм продолжал играть важную роль в академическом искусстве на протяжении XIX века и далее, являясь постоянным противовесом романтизму или готическому возрождению, хотя с конца XIX века во влиятельных критических кругах его часто считали антисовременным или даже реакционным. К середине XIX века несколько европейских городов — в частности, Санкт-Петербург, Афины, Берлин и Мюнхен — превратились в настоящие музеи неоклассической архитектуры. Для сравнения, греческое возрождение во Франции никогда не пользовалось популярностью ни у государства, ни у общественности. То немногое, что было, началось с склепа Шарля де Вайи в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (1773–1780) и Барьера Добрых ЛюдейКлода Николя Леду (1785–1789). Свидетельства о греческой архитектуре из первых рук не имели большого значения для французов из-за влияния доктрин Марка-Антуана Ложье, которые стремились выявить принципы греков, а не их практические методы. Только после работ ЛабустраНеогреческое искусство второй империи ненадолго расцвело во Франции.

Ранняя французская колониальная архитектура

Бывший Дом правительства в Кайенне, Французская Гвиана, строительство начато в 1729 году
Бывший Дом правительства в Кайенне, Французская Гвиана, строительство начато в 1729 году

С начала 17 века до 1830-х французы владели огромными территориями в Северной Америке, Карибском бассейне, Французской Гвиане, Сенегале и Бенине. Эта империя включала в себя богатейшую колонию в мире Сан-Доминго (Гаити) и крупнейший участок суши Франции в Новой Франции (ныне Квебек). С 1604 года французские колонисты и правительственные инженеры строили массивные, дорогие здания по образцу Версаля и величественных дворцов, таунхаусов и церквей Парижа в таких местах, как Квебек-Сити, Кап-Франсуа (ныне Кап-Аитьен), Мартиника, Гваделупа, Сен-Луи, Сенегал, Гора Сенегал и Французская Гвиана. Самыми роскошными были замок Сент-Луи в Квебеке, правительственное здание в Кап-Франсуа, особняк губернатора в Кайенне и церковь (ныне кафедральный собор) в Кап-Аитьене (ныне собор Успения Пресвятой Богородицы, Кап-Аитьен). Французы также построили обширные сооружения в Луизиане, особенно в Новом Орлеане и стране плантаций Дестрехан Плантейшн, хотя от французского периода сегодня сохранилось очень мало. Тем не менее, здания во французском стиле строились там долгое время, как и на постколониальном Гаити, в частности, дворец Сан-Суси короля Генриха Кристофа.

Вторая империя

В середине 19 века, когда Наполеон III основал Вторую империю, Париж превратился в гламурный город высоких, внушительных зданий. Многие дома были украшены такими деталями, как парные колонны, а на крышах появились сложные кованые гребни. Но самой яркой чертой, заимствованной из этого периода, является крутая квадратная мансардная крыша. Вы можете узнать мансардную крышу по ее форме трапеции. В отличие от треугольной двускатной, мансардная крыша почти вертикальна до самого верха, когда резко выравнивается. Эта уникальная линия крыши создает ощущение величия, а также позволяет увеличить полезную жилую площадь на чердаке. В Соединенных Штатах Вторая империя — это викторианский стиль. Однако вы также можете найти практичную и явно французскую мансардную крышу во многих современных домах.

Beaux Arts

Другой парижский стиль, Beaux-Arts, возник из легендарной Школы изящных искусств (École des Beaux Arts). Процветавший в 19 и начале 20 веков, он представлял собой грандиозную разработку более изысканного неоклассического стиля. Симметричные фасады были украшены роскошными деталями, такими как флаги, медальоны, цветы и щиты. Эти массивные, внушительные дома почти всегда строились из камня и предназначались только для очень богатых. Однако в более «скромном» доме может проявиться влияние изящных искусств, если в нем есть каменные балконы и каменные украшения. Многие американские архитекторы учились в Школе изящных искусств, и этот стиль оказал сильное влияние на архитектуру Соединенных Штатов примерно с 1880 по 1920 год.

Большой дворец (1897-1900) в Париже, построенный в стиле архитектуры эпохи Прекрасной эпохи
Большой дворец (1897-1900) в Париже, построенный в стиле архитектуры эпохи Прекрасной эпохи

Модерн и арт- деко

Модернистский стиль

Некоторые известные модернистские и современные французские дизайнеры и архитекторы включают:

  • Le Corbusier
    Notre-Dame du Haut, в Роншан Автор: Le Corbusier
    Notre-Dame du Haut, в Роншан Автор: Le Corbusier
  • Роберт Маллет-Стивенс
  • Frédéric Borel,
  • Доминик Перро,
  • Christian de Portzamparc
  • Jean Nouvel
  • Список французских архитекторов после Второй мировой войны
Примеры модернистских зданий во Франции
  • Вилла Савойя
  • Нотр-Дам-дю-О — «Часовня Роншан»
  • Здания Ле Корбюзье
  • Вилла Ноай
  • Institut du Monde Arabe
  • Здания Жана Нувеля

Региональная архитектура

Французский стиль может варьироваться от очень современного до деревенского и старинного.

Провинциальная

Типичная вилла Нормандии в приморском городке Довиль.
Типичная вилла Нормандии в приморском городке Довиль.

Одной из самых отличительных особенностей многих французских зданий являются высокие окна второго этажа, часто арочные наверху, которые выходят за пределы карниза и возвышаются над карнизом. Этот необычный дизайн окон особенно заметен в американских образцах французской провинциальной архитектуры. Эти кирпичные или оштукатуренные дома, построенные по образцу загородных поместий во французских провинциях, величественны и официальны. У них крутые шатровые крыши и квадратная симметричная форма с окнами по обеим сторонам от входа. Высокие окна второго этажа усиливают ощущение высоты.

Нормандия

В Нормандии и в долине Луары во Франции силосные башни на фермах часто пристраивались к основным жилым помещениям вместо отдельного сарая. После Первой мировой войны американцы романтизировали традиционный французский фермерский дом, создав стиль, известный как французская Нормандия. Облицованные камнем, штукатуркой или кирпичом, эти дома могут наводить на мысль о тюдоровском стиле с декоративной фахверковой обшивкой (вертикальные, горизонтальные и диагональные полосы дерева, вставленные в каменную кладку). Французский нормандский стиль отличается круглой каменной башней, увенчанной конусообразной крышей. Башня обычно располагается ближе к центру, служа входом в дом. Детали французской Нормандии и французской провинции часто комбинируются для создания стиля, называемого просто французским кантри или французской сельской резьбой или тиснением на молдингах, бра и перилах.

Зарубежная архитектура

Президентский дворец Вьетнама в Ханое был построен между 1900 и 1906 годами для размещения французского генерал-губернатора Индокитая.
Президентский дворец Вьетнама в Ханое был построен между 1900 и 1906 годами для размещения французского генерал-губернатора Индокитая.

Французский колониальный стиль — это архитектурный стиль, использовавшийся французами во время колонизации. Многие бывшие французские колонии, особенно в Юго-Восточной Азии, ранее неохотно продвигали свою колониальную архитектуру как объект туризма; однако в последнее время новое поколение местных властей в некоторой степени «приняло» эту архитектуру и рекламирует её.

Америка

Дом Бекетт-Рибо в Сент- Женевьев, штат Миссури
Дом Бекетт-Рибо в Сент- Женевьев, штат Миссури

Французско-креольская архитектура — это американский колониальный стиль, который сформировался в начале XVIII века в долине Миссисипи, особенно в Луизиане. Французско-креольские здания заимствовали традиции из Франции, Карибского бассейна и многих других частей света, таких как Испания, Африка, коренные народы Америки и другие. Французско-креольские дома колониального периода были специально спроектированы для жаркого и влажного климата этого региона. Традиционные французско-креольские дома обладали некоторыми или всеми этими характеристиками:

  • Деревянный каркас с кирпичом или «Насыпью» (грязь в сочетании со мхом и шерстью животных)
  • Широкая шатровая крыша простирается над верандами
  • Тонкие деревянные колонны
  • Жилые помещения, приподнятые над уровнем земли
  • Широкие веранды, называемые «галереями»
  • Внутренних коридоров нет
  • Веранды , используемые как проход между комнатами
  • Французские двери (двери с множеством маленьких стеклянных панелей)
Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий