Готическая архитектура, Возрождение

Синт-Петрус-ан-Паулускерк в Остенде (Бельгия), построен между 1899 и 1908 годами

Возрождение готики (также называемое викторианской готикой или неоготикой) — это архитектурное движение, которое после постепенного наращивания, начавшегося во второй половине 17 века, стало широко распространенным движением в первой половине 19 века, в основном в Англии. Все более серьезные и образованные поклонники стремились возродить средневековую готическую архитектуру, намереваясь дополнить или даже вытеснить неоклассический стили, преобладавшие в то время. Возрождение готики опирается на черты средневековых образцов, включая декоративные узоры, навершия, стрельчатые окна и формы капотов. К середине 19 века возрождение готики стало выдающимся архитектурным стилем в западном мире, но начало выходить из моды только в 1880-х и начале 1890-х годов.

Синт-Петрус-ан-Паулускерк в Остенде (Бельгия), построен между 1899 и 1908 годами
Синт-Петрус-ан-Паулускерк в Остенде (Бельгия), построен между 1899 и 1908 годами

Корни движения Возрождения готики переплетаются с философскими течениями, связанными с католицизмом, и возрождением высокой церкви или англо-католической веры, обеспокоенной ростом религиозного нонконформизма. «Англо-католическая» традиция религиозных верований и стиля стала известна своей внутренней привлекательностью в третьей четверти 19 века. Архитектура возрождения готики значительно различалась в своей верности как декоративным стилям, так и строительным принципам своего средневекового идеала, иногда сводясь лишь к заостренным оконным рамам и штрихам неоготического декора на зданиях, созданных полностью по планам 19 века, с использованием современных материалов и методов строительства; в первую очередь это касалось использования железа, а после 1880-х годов стали способами, невиданными в средневековых образцах.

Параллельно с господством неоготических стилей в Англии 19 века интерес распространился на остальную Европу, Австралию, Африку и Америку; в 19 и начале 20 веков по всему миру было построено очень большое количество сооружений в стиле возрождения готики. Влияние возрождения, тем не менее, достигло пика к 1870-м годам. Новые архитектурные течения, иногда связанные, как в движении искусств и ремесел, а иногда и находящиеся в прямой оппозиции, такие как модернизм, набирали силу, и к 1930-м годам архитектура викторианской эпохи в целом осуждалась или игнорировалась. В конце 20 века возродился интерес, проявившийся в Соединенном Королевстве с созданием Викторианского общества в 1958 году.

Собор Святого Иоанна Крестителя, Саванна (Джорджия, США)
Собор Святого Иоанна Крестителя, Саванна (Джорджия, США)

Подъем евангелизма в восемнадцатом и начале девятнадцатого веков вызвал в Англии реакцию со стороны движения высокой церкви, которое стремилось подчеркнуть преемственность между существующей церковью и католической церковью до реформации. Архитектура в стиле возрождения готики стала одним из основных видов оружия в арсенале высокой церкви. Возрождение готики также шло параллельно и поддерживалось «средневековьем», которое уходило корнями в антикварную озабоченность пережитками прошлого и раритетами. По мере развития «индустриализации» также росла реакция против машинного производства и появления фабрик. Сторонники живописности, такие как Томас Карлайл и Огастес Пугин, критически относились к индустриальному обществу и изображали доиндустриальное средневековое общество как золотой век. Для Пугина готическая архитектура была пропитана христианскими ценностями, которые были вытеснены классицизмом и разрушались в результате индустриализации.

Возрождение готики также приобрело политический подтекст; поскольку «рациональный» и «радикальный» неоклассический стиль считался связанным с республиканизмом и либерализмом (о чем свидетельствует его использование в Соединенных Штатах и, в меньшей степени, в республиканской Франции), более духовное и традиционное возрождение готики стало ассоциироваться с монархизмом и консерватизмом, что нашло отражение в выборе стилей для перестроенных правительственных центров Вестминстерского дворца британского парламента в Лондоне, канадских зданий парламента в Оттаве и здание венгерского парламента в Будапеште.

В английской литературе архитектурное возрождение готики и классический романтизм породили жанр готического романа, начиная с «Замка Отранто» (1764) Горация Уолпола, и вдохновили жанр средневековой поэзии 19 века, который проистекает из псевдо-поэзии бардов «Оссиана». В таких стихотворениях, как «Идиллии короля» Альфреда, лорда Теннисона, сугубо современные темы переосмысливаются в средневековой обстановке артурианской романтики. В немецкой литературе возрождение готики также имело основу в литературной моде.

Выживание и возрождение

Готическая архитектура началась в базилике Сен-Дени под Парижем и Санском соборе в 1140 году и закончилась последним расцветом в начале 16 века с такими зданиями, как часовня Генриха VII в Вестминстере. Однако готическая архитектура не вымерла полностью в 16 веке, а вместо этого сохранилась в текущих проектах строительства соборов; в университетах Оксфорда и Кембриджа, а также при строительстве церквей во все более изолированных сельских районах Англии, Франции, Германии, Речи Посполитой и в Испании.

Башня Тома, Оксфорд, работы сэра Кристофера Рена 1681-1682, в соответствии с окружением эпохи Тюдоров
Башня Тома, Оксфорд, работы сэра Кристофера Рена 1681-1682, в соответствии с окружением эпохи Тюдоров

Великобритания и Ирландия

Собор Святого Колумба в Дерри можно считать «Пережитком готики», поскольку он был завершен в 1633 году в перпендикулярном готическом стиле. Аналогичным образом, готическая архитектура сохранилась в некоторых городских условиях в конце 17 века, как показано в Оксфорде и Кембридже, где считалось, что некоторые пристройки и ремонт готических зданий больше соответствуют стилю оригинальных сооружений, чем современному барокко.

Напротив, Дроморский собор, построенный в 1660/1661 годах, сразу после окончания протектората, возродил ранне английские формы, демонстрируя восстановление монархии и претендуя на Ирландию как на английскую корону. В то же время Большой зал Ламбетского дворца, который был разграблен пуританами, был перестроен в смеси форм барокко и старой готики, демонстрируя восстановление англиканской церкви. Можно сказать, что эти два здания предвещают начало архитектуры возрождения готики за несколько десятилетий до того, как она стала мейнстримом. Том Тауэр от сэра Кристофера Рена для Церкви Христа, Оксфордский университет, сознательно стремился подражать архитектурному стилю кардинала Уолси. В письме Дину Феллу в 1681 году он отметил; «Я решил, что готика должна соответствовать творчеству Основателя», добавив, что поступить иначе привело бы к «некрасивой мешанине». Певзнер предполагает, что ему это удалось «до такой степени, что невинные посетители никогда не замечают разницы». За этим последовала в 1697-1704 годах перестройка Коллегиальной церкви Святой Марии в Уорике в заловую церковь с каменными сводами, тогда как сгоревшая церковь была базиликой с бревенчатыми крышами. Также в Уорикшир, в 1729/30 годах неф и приделы церкви Святого Николая в Альчестере были перестроены Эдвардом и Томасом Вудвордами, снаружи в готических формах, но с неоклассическим интерьером. В то же время, в 1722-1746 годах, Николас Хоксмур пристроил западные башни к Вестминстерскому аббатству, что сделало его пионером в достройке средневековых зданий в стиле готического возрождения, которые с конца 19 века все больше не одобрялись, хотя работы в этом стиле продолжались и в 20 веке. Еще в Оксфорде ремонт столовой в Университетском колледже между 1766 и 1768 годами был описан как «первый крупный пример стиля возрождения готики в Оксфорде».

Континентальная Европа

По всей Франции в 16-17 веках такие церкви, как Сент-Эсташ (1532-1640, фасад 1754) в Париже и Орлеанский собор (1601-1829) продолжали строиться в соответствии с готическими принципами (структура зданий, применение ажурных элементов) с некоторыми небольшими изменениями, такими как использование круглых арок вместо заостренных и применение некоторых классических деталей, вплоть до появления архитектуры барокко.

В Болонье в 1646 году архитектор в стиле барокко Карло Райнальди построил готические своды (завершено в 1658 году) для базилики Сан-Петронио в Болонье, которая строилась с 1390 года; там готический контекст сооружения превзошел соображения текущего архитектурного стиля. Аналогичным образом, в соборе Святого Сальватора в Брюгге бревенчатые средневековые своды нефа и хора были заменены «готическими» каменными сводами в 1635 году соответственно 1738/39. Гуарино Гуарини, монах-театинец 17 века, действовавший в основном в Турине, признал «готический орден» одной из основных систем архитектуры и использовал его в своей практике.

Паломническая церковь святого Иоанна Непомуцкого Автор: Ян Сантини Айхель (около 1720 года), Чешская Республика, исторический Моравия
Паломническая церковь святого Иоанна Непомуцкого Автор: Ян Сантини Айхель (около 1720 года), Чешская Республика, исторический Моравия

Даже в Центральной Европе конца 17-18 веков, где преобладало барокко, некоторые архитекторы использовали элементы готического стиля. Наиболее важным примером является Ян Сантини Айхель, чья паломническая церковь святого Иоанна Непомуцкого в Жаре-над-Сазавоу, Чешская Республика, представляет собой своеобразный творческий синтез барокко и готики. Примером другого, менее яркого использования готического стиля того времени является базилика Венгерской Богоматери в Марианоштре, Венгрия, чьи хоры (примыкающие к нефу в стиле барокко) долгое время считались подлинно готическими, потому что архитектор 18 века использовал средневековые формы, чтобы подчеркнуть преемственность монашеской общины с ее основателями 14 века.

Романтические вызовы

Во время расцвета романтизма в середине 18 века возросший интерес и осведомленность о средневековье среди влиятельных знатоков привели к более ценному подходу к избранному средневековому искусству, начиная с церковной архитектуры, надгробий королевских и знатных особ, витражей и позднеготических иллюминированных рукописей. Другие виды готического искусства, такие как гобелены и металлические изделия, по-прежнему игнорировались как варварские и грубые, однако сентиментальные и националистические ассоциации с историческими личностями были столь же сильны в этом раннем возрождении, как и чисто эстетические соображения.

Немецкие романтики (включая философа и писателя Гете и архитектора Карла Фридриха Шинкеля) начали ценить живописный характер руин — «живописность» становится новым эстетическим качеством — и те смягчающие воздействия времени, которые японцы называют ваби-саби и которыми Гораций Уолпол независимо восхищался, слегка иронизируя, как «истинной ржавчиной баронских войн».] «Готические» детали виллы Уолпола в Твикенхеме, Strawberry Hill House, построенной в 1749 году, отвечали вкусам того времени в стиле рококо, и за ними довольно быстро последовал Джеймс Тэлбот в аббатстве Лакок, Уилтшир К 1770-м годам архитекторы-неоклассики, такие как Роберт Адам и Джеймс Уайатт, были готовы воплотить готические детали в гостиных, библиотеках и часовнях, а для Уильяма Бекфорда в Фонтхилле в Уилтшире — полное романтическое видение готического аббатства.

Некоторые из самых ранних архитектурных образцов возрождения найдены в Шотландии. Замок Инверэри, построенный в 1746 году для герцога Аргайлла при участии Уильяма Адама, демонстрирует включение башенок. Историк архитектуры Джон Гиффорд пишет, что крепости были «символическим утверждением все еще квази феодальной власти [герцога], которую он осуществлял над жителями в пределах своей наследственной юрисдикции». Большинство зданий по-прежнему были в основном в устоявшемся палладианском стиле, но некоторые дома вобрали в себя внешние черты стиля шотландских баронов. Дома Роберта Адама в этом стиле включают Меллерстейн и Уэддерберн в Бервикшире и замок Сетон в Восточном Лотиане, но наиболее отчетливо это видно в замке Калзин, Эйршир, реконструированном Адамом в 1777 году. Эксцентричный ландшафтный дизайнер Бэтти Лэнгли даже попытался «улучшить» готические формы, придав им классические пропорции.

Молодое поколение, более серьезно относящееся к готической архитектуре, обеспечило читательскую аудиторию для серии книг Джона Бриттона «Архитектурные древности Великобритании», которая начала выходить в 1807 году. В 1817 году Томас Рикман написал «Попытку … назвать и определить последовательность готических стилей в английской церковной архитектуре», «учебник для студентов-архитекторов». Его длинное античное название носит описательный характер: Попытка разграничить стили английской архитектуры от Конкисты до Реформации; ему предшествует набросок греческого и римского орденов с описаниями почти пятисот английских зданий. Категории, которые он использовал, были Норман, ранний английский, оформленные и перпендикулярно. Он выдержал множество изданий, все еще переиздавался к 1881 году и был переиздан в 21 веке.

Базилика Святой Клотильды, Париж, Франция
Базилика Святой Клотильды, Париж, Франция

Наиболее распространенным использованием архитектуры возрождения готики было строительство церквей. Основные примеры готических соборов в США включают соборы Святого Иоанна Богослова и Святого Патрика в Нью-Йорке и Вашингтонский национальный собор на горе Св . Альбан на северо-западе Вашингтона, округ Колумбия Одной из крупнейших церквей в стиле возрождения готики в Канаде является Базилика Непорочной Богоматери в Гвельфе, Онтарио.

Архитектура возрождения готики оставалась одним из самых популярных и долгоживущих из многих архитектурных стилей возрождения. Хотя после третьей четверти 19 века она начала терять силу и популярность в коммерческой, жилой и промышленной сферах, некоторые здания, такие как церкви, школы, колледжи и университеты, по-прежнему строились в готическом стиле, часто известном как «коллегиальная готика», который оставался популярным в Англии, Канаде и Соединенных Штатах вплоть до начала-середины 20 века. Только когда новые материалы, такие как сталь и стекло, наряду с заботой о функциональности в повседневной рабочей жизни и экономии пространства в городах, что означает необходимость застраивать, а не изымать, начали завоевывать популярность, возрождение готики начало исчезать из популярных запросов на строительство.

Возрождение готики в других видах декоративного искусства

Возрожденный готический стиль не ограничивался архитектурой. Классические готические здания 12-16 веков были источником вдохновения для дизайнеров 19 века во многих областях работы. Архитектурные элементы, такие как стрельчатые арки, крутые крыши и причудливая резьба, такая как кружева и решетки, были применены к широкому спектру объектов эпохи Возрождения в готическом стиле. Некоторые примеры влияния Возрождения готики можно найти в геральдических мотивах на гербах, мебели с тщательно расписанными сценами, например, причудливые готические детали в английской мебели прослеживаются еще в доме леди Помфрет на Арлингтон-стрит, Лондон (1740-е), а готическая резьба на спинках стульев и узорах остекления книжных шкафов является знакомой чертой Чиппендейла режиссера (1754, 1762), где, например, трехчастный орнамент из в книжном шкафу симметричной формы использованы готические детали с вкраплениями рококо. Эбботсфорд в Шотландских границах, перестроенный с 1816 года сэром Вальтером Скоттом и оплаченный прибылью от его чрезвычайно успешных исторических романов, является примером стиля «готики эпохи регентства». Возрождение готики также включает в себя повторное использование средневековой одежды и танцев в исторических реконструкциях, особенно во второй половине 19 века, хотя один из первых, турнир в Эглинтоне 1839 года, остается самым известным.

Кабинет в Эбботсфорде, созданный для сэра Вальтера Скотта, чьи романы популяризировали период средневековья, из которого готическое возрождение черпало свое вдохновение
Кабинет в Эбботсфорде, созданный для сэра Вальтера Скотта, чьи романы популяризировали период средневековья, из которого готическое возрождение черпало свое вдохновение

Во время реставрации Бурбонов во Франции (1814-1830) и периода Луи-Филиппа (1830-1848) начинают появляться мотивы возрождения готики вместе с возрождениями Ренессанса и рококо. В течение этих двух периодов мода на средневековые вещи побудила мастеров использовать в своих работах готические декоративные мотивы, такие как башенки, стрельчатые арки, трилистники, готический узор и розовые окна. Этот стиль был также известен как «Соборный стиль» («À la catédrale»).

К середине 19 века готические узоры и ниши можно было недорого воссоздать в обоях, а готические глухие аркады могли украсить керамический кувшин. В 1857 году Дж. Дж. Крейс, влиятельный декоратор из семьи влиятельных дизайнеров интерьеров, выразил свое предпочтение готическому стилю: «На мой взгляд, ни один другой стиль не обладает такими качествами легкости, элегантности, богатства или красоты… [или] в котором принципы добротного строительства могут быть так хорошо реализованы». Иллюстрированный каталог для Великой выставки 1851 года изобилует готическими деталями, от кружевоплетения и ковровых покрытий до тяжелой техники. Книга Николауса Певзнера об экспонатах Великой выставки «Высокий викторианский дизайн», опубликованная в 1951 году, стала важным вкладом в академическое изучение викторианского вкуса и ранним показателем восстановления викторианской архитектуры 20 века и предметов, которыми они украшали свои здания.

В 1847 году было отчеканено восемь тысяч монет британской короны в пробном состоянии с использованием декоративного реверса в соответствии с возрожденным стилем. Коллекционеры считают их особенно красивыми, поэтому они известны как «Готические короны». Дизайн был повторен в 1853 году, опять же в доказательство. Аналогичная монета в два шиллинга, «Готический флорин», чеканилась для обращения с 1851 по 1887 год.

Романтизм и национализм

Готический фасад парламента Руана во Франции, построенный между 1499 и 1508 годами, который позже вдохновил на возрождение неоготики в 19 веке
Готический фасад парламента Руана во Франции, построенный между 1499 и 1508 годами, который позже вдохновил на возрождение неоготики в 19 веке

Французская неоготика уходит своими корнями во французскую средневековую готическую архитектуру, где она была создана в 12 веке. В средневековье готическую архитектуру иногда называли «Opus Francigenum» («Французское искусство»). Французский ученый Александр де Лаборд написал в 1816 году, что «в готической архитектуре есть своя красота», что положило начало возрождению готики во Франции. Начиная с 1828 года Александр Броньяр, директор Севрской фарфоровой мануфактуры, создавал картины из обожженной эмали на больших листовых стеклах для королевской часовни Дре короля Луи-Филиппа, важного раннего французского проекта в готическом вкусе, которому в основном предшествовали некоторые готические элементы в нескольких садах пайсагеров.

Базилика Святой Клотильды завершена в 1857 году, Париж
Базилика Святой Клотильды завершена в 1857 году, Париж

Возрождение французской готики было поставлено на более прочную интеллектуальную основу пионером, Арсиссом де Комоном, который основал Общество антикваров Нормандии в то время, когда антиквар все еще означал знатока древностей, и который опубликовал свою великую работу по архитектуре французской Нормандии в 1830 году. В следующем году появился исторический любовный роман Виктора Гюго «Горбун Нотр-Дама», в котором великий готический собор Парижа был одновременно декорацией и главным героем чрезвычайно популярного художественного произведения. Однако Хьюго намеревался своей книгой пробудить интерес к сохранившейся готической архитектуре, оставшейся в Европе, а не вызвать увлечение неоготикой в современной жизни. В том же году, когда появился Нотр-Дам де Пари, новая восстановленная монархия Бурбонов учредила в Королевском правительстве Франции должность генерального инспектора древних памятников, должность, которую в 1833 году занял Проспер Мериме, который в 1837 году стал секретарем новой Комиссии по историческим памятникам. Это была Комиссия, которая поручила Эжену Виоле-ле-Дюку доложить о состоянии аббатства Везле в 1840 году. После этого Виоле ле Дюк приступил к восстановлению большинства символических зданий Франции, включая Нотр-Дам де Пари, Везле, Каркассон, замок Роктайад, Аббатство Мон-Сен-Мишель на его остроконечном прибрежном острове, Пьерфон, и Папский дворец в Авиньон. Когда была построена первая выдающаяся неоготическая церковь Франции, базилика Святой Клотильды, Париж, начатая в 1846 году и освященная в 1857 году, выбранным архитектором был немец по происхождению, Франц Кристиан Гау (1790-1853); на более поздних этапах ассистент Гау, Теодор Баллу, значительно изменил дизайн, чтобы создать пару плафонов, венчающих вест-энд.

В Германии возобновился интерес к завершению Кельнского собора. Строительство было начато в 1248 году, но на момент возрождения оно все еще было незавершенным. «Романтическое» движение 1820-х годов по-новому оценило здание, и строительные работы возобновились в 1842 году, ознаменовав возвращение Германии к готической архитектуре. Собор Святого Вита в Праге, строительство которого было начато в 1344 году, также был завершен в середине 19-го и начале 20 веков. Важность проекта завершения строительства Кельна в немецкоязычных странах была исследована Майклом Дж. Льюисом, «Политика возрождения немецкой готики: Август Райхенспергер». Сам Райхеншпергер не сомневался в центральном положении собора в германской культуре; «Кельнский собор немецкий до мозга костей, это национальный памятник в полном смысле этого слова и, вероятно, самый великолепный памятник, доставшийся нам из прошлого».

Снятие запрета на строительство новых католических церквей примерно в 1900 году привело к возрождению церковного строительства по всей Литве, такого как церковь Святого Иоанна Богослова в Швейкшне.
Снятие запрета на строительство новых католических церквей примерно в 1900 году привело к возрождению церковного строительства по всей Литве, такого как церковь Святого Иоанна Богослова в Швейкшне.

Из-за романтического национализма в начале 19 века немцы, французы и англичане утверждали, что оригинальная готическая архитектура эпохи 12 века возникла в их собственной стране. Англичане смело ввели термин «раннеанглийский» для обозначения «готики», термин, который подразумевал, что готическая архитектура была английским творением. В своем издании «Нотр-Дам де Пари» 1832 года автор Виктор Гюго сказал: «Давайте внушим нации, если это возможно, любовь к национальной архитектуре», подразумевая, что «готика» является национальным достоянием Франции. В Германии, с завершением строительства Кельнского собора в 1880-х годах, в то время, когда его вершина была самым высоким зданием в мире, собор считался вершиной готической архитектуры. Другими крупными завершениями готических соборов были Регенсбургский дом (с двумя шпилями, завершенными с 1869 по 1872 год), Ульм Мюнстер (со 161-метровой башней 1890 года) и собор Святого Вита в Праге (1844-1929).

В Бельгии церковь 15 века в Остенде сгорела дотла в 1896 году. Король Леопольд II профинансировал ее замену, церковь Святых Петра и Павла, проект в масштабе собора, вдохновленный неоготической обетной церковью в Вене и Кельнским собором. В Мехелене, в основном недостроенном здании, построенном в 1526 году в качестве резиденции Великого совета Нидерландов, фактически не было построено до начала 20 века, хотя оно полностью соответствовало дизайну брабантской готики Ромбута II Келдерманса и стало «новым» северным крылом ратуши. Во Флоренции временный фасад Дуомо, возведенный для бракосочетания Дома Медичи Лотарингии в 1588-1589 годах, был демонтирован, и западная часть собора снова оставалась пустой до 1864 года, когда был проведен конкурс на проектирование нового фасада, подходящего к первоначальному строению Арнольфо ди Камбио и прекрасной колокольне, которая была рядом с ней. Этот конкурс выиграл Эмилио Де Фабрис, и поэтому работа над его полихромным дизайном и панелями из мозаики была начата в 1876 году и завершена к 1887 году, создав западный фасад в неоготическом стиле.

Кельнский собор, окончательно завершенный в 1880 году, хотя строительство началось в 1248 году
Кельнский собор, окончательно завершенный в 1880 году, хотя строительство началось в 1248 году

В Восточной Европе также велось большое строительство в стиле Возрождения; в дополнение к зданию венгерского парламента в Будапеште, во время Болгарского национального возрождения элементы возрождения готики были внедрены в народную церковную и жилую архитектуру. Крупнейшим проектом Славинской школы является собор монастыря Лопушна (1850-1853), хотя более поздние церкви, такие как церковь Святого Георгия, Гаврилово, демонстрируют более заметные черты готического возрождения.

В Шотландии, хотя готический стиль, аналогичный тому, что использовался южнее в Англии, был принят такими деятелями, как Фредерик Томас Пилкингтон (1832-1898) в светской архитектуре это было отмечено повторным принятием шотландского баронского стиля. Важным для принятия этого стиля в начале 19 века был Абботсфорд, который стал образцом современного возрождения баронского стиля. Общие черты, заимствованные у домов 16-го и 17-го веков, включали зубчатые ворота, фронтоны в виде ступеней, заостренные башенки и машикуляты. Этот стиль был популярен по всей Шотландии и применялся во многих относительно скромных жилищах такими архитекторами, как Уильям Берн (1789-1870), Дэвид Брайс (1803-1876), Эдвард Блор (1787-1879), Эдвард Калверт (ок. 1847-1914) и Роберт Стодарт Лоример (1864-1929), а также в городских контекстах, включая строительство Кокберн-стрит в Эдинбурге (с 1850-х годов), а также национальный памятник Уоллесу в Стерлинге (1859-1869). Реконструкция замка Балморал в качестве баронского дворца и его использование в качестве королевского убежища с 1855 по 1858 год подтвердили популярность стиля.

Здания парламента Канады у реки Оттава, включая библиотеку Возрождения готики сзади, построенные между 1859 и 1876 годами
Здания парламента Канады у реки Оттава, включая библиотеку Возрождения готики сзади, построенные между 1859 и 1876 годами

В Соединенных Штатах первой церковью в «готическом стиле» (в отличие от церквей с элементами готики) была церковь Троицы на Грин, Нью-Хейвен, Коннектикут. Он был спроектирован Итиэлем Тауном между 1812 и 1814 годами, когда он строил свою центральную церковь в федералистском стиле в Нью-Хейвене рядом с этой радикально новой церковью в «готическом стиле». Его краеугольный камень был заложен в 1814 году, и освящен в 1816 году. Он предшествует церкви Святого Луки в Челси, которую часто называют первой церковью в стиле возрождения готики в Лондоне. Хотя он был построен из камня trap rock с арочными окнами и дверями, части его башни и зубчатых стен были деревянными. Впоследствии епископальными конгрегациями Коннектикута были возведены готические здания в соборе Святого Иоанна в Солсбери (1823), соборе Святого Иоанна в Кенте (1823-1826) и соборе Святого Андрея в Марбл-Дейл (1821-1823). За ними последовал городской проект собора Крайст-Черч (Хартфорд, Коннектикут) (1827), который включил в структуру церкви готические элементы, такие как контрфорсы. St. Епископальная церковь Павла в Трое, Нью-Йорк, была построена в 1827-1828 годах как точная копия городского проекта церкви Святой Троицы в Нью-Хейвене, но с использованием местного камня; из-за изменений в оригинале собор Святого Павла ближе к оригинальному дизайну города, чем сама Троица. В 1830-х годах архитекторы начали копировать специфические английские готические церкви и церкви готического возрождения, и эти «здания «зрелого готического возрождения» сделали домашнюю архитектуру в готическом стиле, которая предшествовала ей, примитивной и старомодной».

В Канаде есть много примеров архитектуры возрождения готики. Первым крупным сооружением была базилика Нотр-Дам в Монреале, Квебек, которая была спроектирована в 1824 году. Столица, Оттава, Онтарио, была преимущественно сооружением 19 века в стиле возрождения готики. Выдающимся примером были здания Парламентского холма, оригинальная библиотека которых сохранилась до наших дней (после того, как остальная часть была уничтожена пожаром в 1916 году). Их примеру последовали в других частях города и прилегающих районах, показывая, насколько популярным стало движение возрождения готики. Другими примерами архитектуры канадского возрождения готики в Оттаве являются Мемориальный музей Виктории, (1905-1908), Королевский монетный двор Канады, (1905-1908), и Коннот Билдинг, (1913-1916), все работы Дэвида Эварта.

Готика как моральная сила

Пугин и «правды» в архитектуре

В конце 1820-х А. В. Н. Пугин, еще будучи подростком, работал на двух известных работодателей, создавая готические детали для предметов роскоши. Для королевских мебельщиков Морела и Седдона он предоставил проекты косметического ремонта для пожилых людей Георга IV в Виндзорском замке в готическом стиле, соответствующем обстановке. Для королевских серебряников Rundell Bridge and Co. Пугин с 1828 года создавал рисунки для серебра, используя англо-французскую готическую лексику 14 века, которую он позже будет использовать в проектах нового Вестминстерского дворца. Между 1821 и 1838 годами Пугин и его отец опубликовали серию томов архитектурных рисунков, первые два из которых озаглавлены «Образцы готической архитектуры», а следующие три — «Примеры готической архитектуры», которые должны были остаться как в печати, так и в Интернете. стандартные ссылки для готических возрожденцев, по крайней мере, на следующее столетие.

Вестминстерский дворец (1840-1876), спроектированный Чарльзом Барри и Огастесом Пугином
Вестминстерский дворец (1840-1876), спроектированный Чарльзом Барри и Огастесом Пугином

В Контрастах: или параллели между благородными зданиями средневековья и подобными зданиями наших дней (1836) Пугин выразил свое восхищение не только средневековым искусством, но и всем средневековым духом в целом, предположив, что готическая архитектура была продуктом более чистого общества. В «Истинных принципах остроконечной или христианской архитектуры» (1841) он изложил свои «два великих правила дизайна: 1. в здании не должно быть элементов, которые не являются необходимыми для удобства, строительства или приличия; 2. что все украшения должны состоять из обогащения основной конструкции здания». Призывая современных мастеров стремиться подражать стилю средневекового мастерства, а также воспроизводить его методы, Пугин стремился восстановить готику как истинно христианский архитектурный стиль.

Самым заметным проектом Пугина было Здание парламента в Лондоне, после того как его предшественник был в значительной степени уничтожен пожаром в 1834 году. Его участие в проектировании состояло из двух кампаний, 1836-1837 и снова в 1844 и 1852 годах, с классицистом Чарльзом Барри в качестве его номинального начальника. Пугин обеспечил внешнюю отделку и интерьеры, в то время как Барри спроектировал симметричную планировку здания, в результате чего Пугин заметил: «Все в греческом стиле, сэр; тюдоровские детали на классическом корпусе».

Раскин и венецианская готика

Джон Раскин дополнил идеи Пугина в двух своих влиятельных теоретических работах, «Семь архитектурных светильников» (1849) и «Камни Венеции» (1853). Найдя свой архитектурный идеал в Венеции, Раскин предположил, что готические здания превосходят всю остальную архитектуру благодаря «самопожертвованию» резчиков по камню, искусно украшающих каждый камень. В этом он провел контраст между физическим и духовным удовлетворением, которое средневековый мастер получал от своей работы, и отсутствием этого удовлетворения у современного, индустриализованного труда.

Венецианская готика в Баку, Азербайджан
Венецианская готика в Баку, Азербайджан

Объявив Дворец дожей «центральным зданием мира», Раскин отстаивал готические правительственные здания так же, как Пугин отстаивал церкви, хотя в основном только теоретически. Когда его идеи воплощались в жизнь, Раскину часто не нравился результат, хотя он поддерживал многих архитекторов, таких как Томас Ньюенхэм Дин и Бенджамин Вудворд, и считался дизайнером некоторых поясков для этой пары в Музее естественной истории Оксфордского университета. Серьезное столкновение готического и классического стилей в отношении правительственных учреждений произошло менее чем через десять лет после публикации «Камней Венеции». В ходе публичного конкурса на строительство нового Министерства иностранных дел в Уайтхолле решение присудить первое место готическому дизайну Джорджа Гилберта Скотта было отменено премьер-министром лордом Пальмерстоном, который успешно потребовал здание в итальянском стиле.

Экклезиология и погребальный стиль

В Англии Англиканская церковь переживала возрождение англо-католической и ритуалистической идеологии в форме Оксфордского движения, и стало желательным построить большое количество новых церквей для обслуживания растущего населения и кладбищ для их гигиеничных захоронений. Это нашло готовых представителей в университетах, где формировалось экклезиологическое движение. Его сторонники считали, что готика – это единственный стиль, подходящий для приходской церкви, и отдавали предпочтение определенной эпохе готической архитектуры — «украшенной». Кембриджское общество Кэмдена в своем журнале «Экклезиолог» так яростно критиковало новые церковные здания, которые не соответствовали его строгим стандартам, и его заявлениям следовали так ревностно, что оно стало эпицентром волны викторианской реставрации, затронувшей большинство англиканских соборов и приходских церквей в Англии и Уэльсе.

Церковь Святого Луки, Челси, была недавно построенной церковью комиссара 1820-1824 годов постройки, частично построенной за счет гранта в размере 8 333 фунтов стерлингов на ее строительство на деньги, одобренные парламентом в соответствии с Законом о церковном строительстве 1818 года. Часто говорят, что это первая церковь возрождения готики в Лондоне, и, как выразился Чарльз Локк Истлейк: «вероятно, единственная церковь своего времени, в которой основная крыша была обшита по всей длине». в камне». Тем не менее, приход был твердо низкой церковью, и первоначальное расположение, измененное в 1860-х годах, представляло собой «проповедническую церковь», в которой доминировала кафедра, с небольшим алтарем и деревянными галереями над нефом.

Эксетерский колледж, Оксфорд Часовня
Эксетерский колледж, Оксфорд Часовня

Развитие частных крупных столичных кладбищ происходило одновременно с движением; Сэр Уильям Тайт основал первое кладбище в готическом стиле в Уэст Норвуде в 1837 году с часовнями, воротами и декоративными элементами в готической манере, что привлекло интерес современных архитекторов, таких как Джордж Эдмунд Стрит, Барри и Уильям Берджес. Этот стиль сразу же был признан успешным и повсеместно заменил прежнее предпочтение классическому дизайну.

Не каждый архитектор или клиент был сметен этим приливом. Хотя готическому возрождению удалось стать все более знакомым стилем архитектуры, попытка связать его с понятием высшего церковного превосходства, за которое выступали Пугин и экклезиологическое движение, была анафемой для тех, кто придерживается экуменических или нонконформистских принципов. Александр «Грек» Томсон предпринял знаменитую атаку; «Нам говорят, что мы должны принять [готику], потому что это христианский стиль, и это самое дерзкое утверждение было принято как здравая доктрина даже серьезными и умными протестантами; тогда как оно должно иметь силу только для тех, кто верит, что христианская истина достигла своего самого чистого и духовного развития в период, когда этот стиль архитектуры составлял ее материальную форму». Те, кто отвергал связь между готикой и католицизмом, стремились принять ее исключительно из-за ее эстетических романтических качеств, сочетать с другими стилями или обращать внимание на североевропейскую кирпичную готику для более простого внешнего вида; или в некоторых случаях на все три из них, как на неконфессиональном кладбище Эбни Парк в восточном Лондоне, спроектированном William Hosking FSA в 1840 году.

Виоле-ле-Дюк и железная готика

Франция немного отставала в выходе на неоготическую сцену, но стала важной фигурой в возрождении в лице Эжена Виоле-ле-Дюка. Виоле-ле-Дюк был не только могущественным и влиятельным теоретиком, но и ведущим архитектором, чей гений заключался в реставрации. Он верил в восстановление зданий до состояния завершенности, о котором они не знали бы даже при первом строительстве, теории, которые он применил к своим реставрациям города-крепости Каркассон, и Нотр-Дам и Сент-Шапель в Париже. В этом отношении он отличался от своего английского коллеги Раскина, поскольку часто заменял работы средневековых каменщиков. Его рациональный подход к готике резко контрастировал с романтическими истоками возрождения. На протяжении всей своей карьеры он оставался в затруднительном положении относительно того, следует ли сочетать железо и каменную кладку в здании. Железо в виде железных якорей использовалось в самых амбициозных зданиях средневековой готики, особенно, но не только, для ажурных украшений.

Вид на Каркассон
Вид на Каркассон

Фактически он использовался в «готических» зданиях с самых первых дней возрождения. В некоторых случаях чугун позволял достичь чего-то вроде совершенства средневекового дизайна. Только благодаря требованию Раскина и археологической готики к исторической правде железо, было ли оно видно или нет, было признано неподходящим для готического здания. В конечном счете, полезность железа победила: «замена гранитной, мраморной или каменной колонны чугунной опорой неплоха, но следует согласиться, что это нельзя рассматривать как инновацию, как внедрение нового принципа. Замена каменной или деревянной перемычки на железный бруствер — это очень хорошо». Однако он решительно выступал против иллюзии: реагируя на облицовку чугунной колонны в камне, он написал; «il faut que la pierre paraisse bien étre de la pierre; le fer, du fer; le bois, du bois» (камень должен казаться камнем; железо, iron; дерево, wood).

Чугунный готический узор поддерживает мост Калверт Во, в Центральном парке, Нью-Йорк
Чугунный готический узор поддерживает мост Калверт Во, в Центральном парке, Нью-Йорк

Аргументы против современных строительных материалов начали рушиться в середине 19 века, когда были возведены большие сборные сооружения, такие как Хрустальный дворец из стекла и железа и застекленный внутренний двор Музея естественной истории Оксфордского университета, которые, казалось, воплощали готические принципы. Между 1863 и 1872 годами Виоле-ле-Дюк опубликовал свои архитектурные решения, набор смелых проектов зданий, сочетающих железо и каменную кладку. Хотя эти проекты так и не были реализованы, они оказали влияние на несколько поколений дизайнеров и архитекторов, в частности на Антонио Гауди в Испании и в Англии, на Бенджамина Бакнолла, выдающегося английского архитектора Виоле. последователь и переводчик, чьим шедевром стал особняк Вудчестер. Гибкость и прочность чугуна позволили дизайнерам-неоготикам создавать новые структурные готические формы, невозможные в камне, как на чугунном готическом мосту Калверт Во в Центральном парке, Нью-Йорк, построенном в 1860 году. Во использовал ажурные формы, заимствованные из готических глухих аркад и оконных узоров, чтобы выразить пружину и опору арочного моста в изгибающихся формах, которые предвещают модерн.

Университетская готика

В Соединенных Штатах университетская готика была поздним и буквальным возрождением английского готического возрождения, адаптированного для кампусов американских колледжей и университетов. Термин «коллегиальная готика» произошел от написанного американским архитектором Александром Джексоном Дэвисом рукописного описания его собственного «особняка в английской коллегиальной готике» 1853 года для Гарралов в Бриджпорте. К 1890-м годам движение было известно как «коллегиальная готика».

Тринити-колледж, Хартфорд: пересмотренный генеральный план Берджеса с тремя четырехугольниками
Тринити-колледж, Хартфорд: пересмотренный генеральный план Берджеса с тремя четырехугольниками

Фирма Cope & Stewardson была ранним и важным представителем, преобразовавшим кампусы колледжа Брин Мор, Принстонского университета и Пенсильванского университета в 1890-х годах. В 1872 году Абнер Джексон, президент Тринити-колледжа, Коннектикут, посетил Великобританию в поисках моделей и архитектора для планируемого нового кампуса колледжа. Был выбран Уильям Берджес, который составил генеральный план с четырьмя четырехугольниками в своем раннем французском стиле. Великолепные иллюстрации были созданы Акселем Хейгом. Однако предполагаемая стоимость, составляющая чуть менее миллиона долларов, вместе с самим масштабом планов, основательно встревожили попечителей колледжа, и была выполнена только шестая часть плана, нынешняя Длинная прогулка, с Фрэнсисом Х. Кимбаллом, действующим местным архитектором-надзирателем, и Фредериком Лоу Олмстедом, обустраивающим территорию. Хичкок считает результат «возможно, наиболее удовлетворительной из всех работ [Берджеса] и лучшим примером викторианской готики в любом месте». университетская архитектура».

Движение продолжалось и в 20 веке: кампус Cope & Stewardson для Вашингтонского университета в Сент-Луисе (1900-1909),  Здания Чарльза Донаха Магинниса в Бостонском колледже (1910-е) (включая Гассон-холл),  Дизайн Ральфа Адамса Крама для колледжа выпускников Принстонского университета (1913), и «Реконструкция кампуса Джеймса Гэмбла Роджерса»Джеймса Гэмбла Роджерса в Бостоне. Йельский университет (1920-е годы). Готический небоскреб Чарльза Клаудера в кампусе Питтсбургского университета, Учебный собор (1926), выполнен в готическом стиле как внутри, так и снаружи, при этом использовались современные технологии, чтобы сделать здание выше.

 

Народные адаптации и возрождение в антиподах

Плотницкая готика дома и небольшие церкви стали обычным явлением в Северной Америке и других местах в конце 19 века. Эти сооружения адаптировали готические элементы, такие как стрельчатые арки, крутые фронтоны и башни, к традиционному американскому каркасному строительству. Изобретение спиральной пилы и деревянных молдингов массового производства позволило некоторым из этих сооружений имитировать витиеватые остекления Высокой готики. Но в большинстве случаев здания плотницкой готики были относительно без украшений, сохранив только основные элементы стрельчатых окон и крутых фронтонов. Хорошо известным примером карпентерской готики является дом в Элдоне, Айова, который Грант Вуд использовал в качестве фона для своей картины «Американская готика».

Церковь Святой Авилы, Бодега, Калифорния
Церковь Святой Авилы, Бодега, Калифорния

Новая Зеландия и Австралия

Бенджамин Маунтфорт, родившийся в Великобритании, получивший образование в Бирмингеме, а впоследствии проживавший в Кентербери, Новая Зеландия, импортировал стиль Возрождения готики в свою приемную страну и проектировал церкви Возрождения готики как из дерева, так и из камня, особенно в городе Крайстчерч. Фредерик Тэтчер проектировал деревянные церкви в стиле Возрождения готики, например, Old St. Paul’s, Веллингтон, внося свой вклад в то, что было описано как «единственный незабываемый вклад Новой Зеландии в мировую архитектуру». Церковь Святой Марии Ангелов в Веллингтоне работы Фредерика де Джерси Клера выполнена во французском готическом стиле и была первой церковью готического дизайна, построенной из железобетона. Этот стиль также нашел применение в городе Данидин на юге Новой Зеландии, где богатство, принесенное золотой лихорадкой Отаго 1860-х годов, позволило построить солидные каменные здания с использованием твердого темного камня брекчия и местного белого известняка, камень Оамару, среди которых здание регистратуры Университета Отаго Максвелла Бери и Суды Данидина работы Джона Кэмпбелла.

Старый собор Св. Павла в Веллингтоне, Новая Зеландия
Старый собор Св. Павла в Веллингтоне, Новая Зеландия

В Австралии, в частности в Мельбурне и Сиднее, было построено большое количество зданий в стиле неоготики. Уильям Уорделл (1823-1899) был одним из самых плодовитых архитекторов страны; родился и получил образование в Англии, после эмиграции его наиболее известные австралийские проекты включают собор Святого Патрика в Мельбурне и колледж Святого Иоанна и собор Святой Марии в Сиднее. Как и многие другие архитекторы 19 века, Уорделл мог использовать различные стили по желанию своих клиентов; Дом правительства в Мельбурне выполнен в итальянском стиле. Его банкирский дом для английского, шотландского и австралийского банков в Мельбурне был описан как «австралийский шедевр неоготики». Это утверждение также было сделано в отношении Маклорин -холла Эдмунда Блэкета в Университете Сиднея, который находится в комплексе quadrangle, описанном как «возможно, самая важная группа архитектуры в стиле возрождения готики и тюдоров в Австралии».

Глобальная готика

Конечная остановка Чатрапати Шиваджи в Мумбаи, Индия. Смесь романского стиля, готики и индийских элементов.
Конечная остановка Чатрапати Шиваджи в Мумбаи, Индия. Смесь романского стиля, готики и индийских элементов.

Генри-Рассел Хичкок, историк архитектуры, отметил распространение возрождения готики в 19 и начале 20 веков, «везде, где простиралась английская культура – вплоть до Западного побережья Соединенных Штатов и до самых отдаленных антиподов». Британская империя, почти достигшая своего географического пика в разгар Возрождения готики, способствовала или вынудила это распространение. Англоязычные доминионы, Канада, Австралия, особенно штат Виктория, и Новая Зеландия, в целом приняли британские стили в целом (см. Выше); в других частях империи произошли региональные адаптации. В Индии было построено множество таких зданий в стилях, называемых индо-сарацинским или индуистско-готическим. Известные примеры включают терминал Чатрапати Шиваджи (бывший терминал Виктория) и отель Taj Mahal Palace, оба в Мумбаи. На горной станции Шимла, летней столицы В Британской Индии была предпринята попытка воссоздать Родные графства в предгорьях Гималаев. Хотя готическое возрождение было преобладающим архитектурным стилем, также использовались альтернативные варианты; Раштрапати Нивас, бывшая ложа вице-короля, по-разному описывается как Шотландское баронское возрождение, и якобетанца.

Другие примеры на востоке включают церковь Спасителя конца 19 века в Пекине, построенную по приказу императора Гуансюя и спроектированную католическим миссионером и архитектором Альфонсом Фавье; и Ват Нивет Таммаправат в королевском дворце Банг Па-Ин в Бангкоке итальянцем Иоахимом Грасси. В Индонезии (бывшая колония Голландской Ост-Индии) Джакартский собор строительство было начато в 1891 году и завершено в 1901 году голландским архитектором Антониусом Дейкмансом; находясь дальше на север, на Филиппинских островах, церковь Сан-Себастьян, спроектированная архитекторами Хенаро Паласиосом и Гюставом Эйфелем, была освящена в 1891 году во все еще испанской колонии. Церковное строительство в Южной Африке было обширным, практически без попыток перенять народные формы. Роберт Грей, первый епископ Кейптауна, писал: «Я уверен, что мы не переоцениваем важность настоящих Церквей, построенных по образцу наших английских». Он руководил строительством около пятидесяти таких зданий с 1848 года до своей смерти в 1872 году. Южная Америка позже пережила расцвет Возрождения, особенно в церковной архитектуре, например, Кафедральный собор Сан-Паулу в Бразилии работы немца Максимилиана Эмиля Хеля, и кафедральный собор Ла-Платы в Аргентине.

20-й и 21-й века

Готический стиль диктовал использование элементов конструкции при сжатии, что привело к появлению высоких зданий с подпорками с внутренними колоннами из несущей каменной кладки и высокими узкими окнами. Но к началу 20 века технологические достижения, такие как стальная рама, лампа накаливания и лифт, сделали этот подход устаревшим. Стальной каркас вытеснил не декоративные функции ребристых сводов и летающих контрфорсов, обеспечив более широкие открытые интерьеры с меньшим количеством колонн, мешающих обзору.

Строительство Национального собора Вашингтона началось в 1907 году и было завершено в 1990 году.
Строительство Национального собора Вашингтона началось в 1907 году и было завершено в 1990 году.

Некоторые архитекторы настаивали на использовании неоготического узора в качестве украшения железного каркаса внизу, например, в небоскребе Касс Гилберт Вулворт Билдинг в Нью-Йорке и Трибун Тауэр 1922 года в Чикаго. Здание Tower Life Building в Сан-Антонио, построенное в 1929 году, известно множеством декоративных горгулий на его верхних этажах. Но в течение первой половины века неоготика была вытеснена модернизмом, хотя некоторые архитекторы-модернисты рассматривали готическую традицию архитектурных форм исключительно с точки зрения «честного выражения» технологий того времени и считали себя наследниками этой традиции, используя прямоугольные рамы и открытые железные балки.

Несмотря на это, Возрождение готики продолжало оказывать свое влияние просто потому, что многие из его более масштабных проектов все еще строились во второй половине 20 века, такие как Ливерпульский собор Джайлса Гилберта Скотта и Вашингтонский национальный собор (1907-1990). Ральф Адамс Крам стал ведущей силой в американской готике, благодаря своему самому амбициозному проекту — собору Святого Иоанна Богослова, который, как утверждается, был построен во второй половине 20 века. быть крупнейшим собором в мире), а также университетские готические здания в Принстонском университете. Крам сказал, что «стиль, выработанный и доведенный до совершенства нашими предками, [стал] нашим по неоспоримому наследству».

Ливерпульский собор, строительство которого бежал в 1903-1978
Ливерпульский собор, строительство которого бежал в 1903-1978

Хотя количество новых зданий в стиле неоготики резко сократилось после 1930-х годов, их продолжают строить. Собор Святого Эдмундсбери, собор Бери-Сент-Эдмундс в Саффолке, был расширен и реконструирован в неоготическом стиле в период с конца 1950-х по 2005 год, и была добавлена каменная центральная башня. Для прихода Святого Джона Вианни в Фишерсе, Индиана, планируется строительство новой церкви в готическом стиле. Здание Уиттла в Питерхаусе, Кембриджский университет, открытое в 2016 году, соответствует неоготическому стилю остальной части внутреннего двора, в котором оно расположено.

Оценка

К 1872 году Возрождение готики в Соединенном Королевстве стало достаточно зрелым, чтобы Чарльз Локк Истлейк, влиятельный профессор дизайна, смог написать Историю возрождения готики. Книга Кеннета Кларка»Возрождение готики». Эссе, опубликованное в 1928 году, в котором он описал Возрождение как «самое распространенное и влиятельное художественное движение, которое когда-либо создавала Англия». Архитектор и писатель Гарри Стюарт Гудхарт-Рендел с благодарностью затронул тему Возрождения в своих лекциях Слейда в 1934 году. Но традиционный взгляд начала 20 века на архитектуру Возрождения готики был резко пренебрежительным, критики писали об «архитектурной трагедии девятнадцатого века», высмеивая «бескомпромиссное уродство» архитектуры эпохи Возрождения. здания эпохи и нападки на «садистскую ненависть к красоте» ее архитекторов. В 1950-х годах появились дальнейшие признаки восстановления репутации архитектуры Возрождения. Исследование Джона Стигмана «Консорт вкуса» (переиздано в 1970 году как «Викторианский вкус», с предисловием Николауса Певзнера), было опубликовано в 1950 году и положило начало медленному повороту общественного мнения «в сторону более серьезной и сочувственной оценки». В 1958 году Генри-Рассел Хичкок опубликовал свою книгу «Архитектура: девятнадцатый и двадцатый века» в рамках серии «История искусства пеликанов» под редакцией Николауса Певзнера. Хичкок посвятил значительные главы Возрождению готики, отметив, что, хотя «нет более типичного изделия девятнадцатого века, чем викторианская готическая церковь», успех викторианской готики позволил ее практикам проектировать особняки, замки, колледжи, и парламенты. В том же году было основано Викторианское общество в Англии, а в 1963 году была опубликована Victorian Architecture, влиятельный сборник эссе под редакцией Питера Ферридея. К 2008 году, к пятидесятой годовщине основания Викторианского общества, архитектура Возрождения готики была оценена более полно: некоторые из ее ведущих архитекторов привлекли внимание ученых, а некоторые из ее лучших зданий, такие как отель St Pancras StationДжорджа Гилберта Скотта, были великолепно отреставрированы. 50-летию публикации этого общества, Спасая столетие, провел обзор полувековых потерь и успехов, поразмыслил об изменении восприятия викторианской архитектуры и завершил главу, озаглавленную «Победоносные викторианцы».

Европа

Северная Америка

Южная Америка

Австралия и Новая Зеландия

Азия

Декоративно-прикладное искусство

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий