Хаммам

Хаммам (арабский: , латинизированный: турецкийхамам) или турецкая баня — это разновидность паровой бани или место общественного купания, связанное с исламским миром. Это заметная черта культуры мусульманского мира, унаследованная от модели римских терм. Мусульманские бани или хаммамы исторически были обнаружены на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в аль-Андалусе (исламская Испания и Португалия), в Центральной Азии, на Индийском субконтиненте и в Юго-Восточной Европе под османским правлением. Разновидность мусульманской бани, викторианская турецкая баня, стала популярной как форма терапии, метод очищения и место для релаксации в викторианскую эпоху, быстро распространившись по Британской империи, Соединенным Штатам и Западной Европе.

Хаммам Али Гхоли Ага, Исфахан, Иран
Хаммам Али Гхоли Ага, Исфахан, Иран

В исламских культурах значение хаммама было как религиозным, так и гражданским: он удовлетворял потребности ритуальных омовений, но также обеспечивал общую гигиену в эпоху, предшествовавшую частной сантехнике, и выполнял другие социальные функции, такие как предоставление места для встреч мужчин и женщин. Археологические находки свидетельствуют о существовании бань в исламском мире еще в период Омейядов (VII–VIII вв.), и их значение сохраняется до наших дней. Их архитектура развилась из планировки римских и греческих бань и включала в себя правильную последовательность комнат: комнату для раздевания, холодную комнату, теплую комнату и горячую комнату. Тепло вырабатывалось печами, которые обеспечивали подачу горячей воды и пара, в то время как дым и горячий воздух направлялись по трубопроводам под полом.

В современном хаммаме посетители раздеваются сами, сохраняя при этом какую-нибудь скромную одежду или набедренную повязку, и переходят во все более жаркие помещения, вызывая потоотделение. Затем их обычно моет персонал мужского или женского пола (в зависимости от пола посетителя) с использованием мыла и энергичного растирания, прежде чем закончить мытьем в теплой воде. В отличие от римских или греческих бань, купальщики обычно моются проточной водой, а не погружаются в стоячую, поскольку это требование ислама, хотя погружение в бассейн раньше было обычным делом в хаммамах некоторых регионов, таких как Иран. Хотя хаммамы повсюду, как правило, работают довольно схожими способами, существуют некоторые региональные различия как в использовании, так и в архитектуре.

Этимология

Слово «хаммам» (_WBR_ََمَّام) — существительное, означающее «ванна», «ванная комната», «банный дом», «бассейн» и т.д., происходящее от арабского трехголосного корня H-M-M (), который имеет значения, связанные с теплом или обогревом. Это также корень слова аль-хамма (الحَمَّة), означающего горячий источник, происхождение названия района Алфама в Лиссабоне. С арабского , оно перешло на персидский (_WBR_ّمام) и турецкий (хамам). Первое зарегистрированное использование термина «турецкая баня» в английском языке было в 1644 году.

История

Происхождение и раннее развитие

Общественные бани были выдающимся гражданским и городским учреждением в римской и эллинистической культуре и были распространены по всему Средиземноморскому миру. Они оставались важными в городах ранней Византийской империи примерно до середины 6 века, после чего строительство новых бань прекратилось, а существующие постепенно были заброшены. После расширения арабо-мусульманского правления на большей части Ближнего Востока и Северной Африки в VII и VIII веках, формирующиеся исламские общества быстро приспособили баню к своим собственным потребностям. 

Хаммам
Остатки бань Антонина в древнем Карфагене, времен римского периода, на территории современного Туниса

Его важность для мусульманского общества заключалась в религиозном требовании совершать омовения (вуду и гусль) перед молитвой и из-за общего исламского акцента на физическую и духовную чистоту, хотя ученый Мохаммед Хосин Бенхейра утверждал, что хамамы на самом деле не были необходимы для религиозных целей в раннем исламе и что эта связь частично была принята более поздними историками. Он предполагает, что первоначальная привлекательность хаммама, по крайней мере частично, была обусловлена его удобством для других услуг (таких как бритье), его одобрением некоторыми мусульманскими врачами как формы терапии и сохраняющимся признанием населением его удовольствий в регионе, где они существовали уже на протяжении веков. Он также отмечает, что изначально многие исламские ученые (улемы), особенно ученые малики, решительно возражали против использования хаммамов. Эти ученые считали хаммамы ненужными для омовения всего тела (гусль) и поставил под сомнение, могут ли общественные места для купания быть достаточно чистыми для достижения надлежащего очищения.

Хаммам
Кусайр-Амра в Иордании, один из самых ранних известных образцов исламских бань, датируемых периодом Омейядов (VII-VIII века)

Они также были обеспокоены тем, что места для коллективного купания могут стать местами для незаконной сексуальной активности. Тем не менее, эта оппозиция постепенно угасла, и к IX веку большинство ученых больше не были заинтересованы в обсуждении законности хаммамов, хотя в некоторых консервативных кругах к этому продолжали относиться с подозрением. Самые ранние известные исламские хаммамы были построены в Сирии и Иордании во времена халифата Омейядов (661-750) как часть дворцов и замков в пустыне в Кусайр Амре, Хаммам аль-Сара, Каср аль-Хайр аш-Шарки и Хирбат аль-Маджфар. Вскоре после этого периода археология выявила существование исламских бань на большей части территории мусульманского мира , причем хаммамы появились так далеко на запад, как Волюбилис (сам по себе бывшая римская колония) в Марокко в период Идрисидов (конец 8-го — начало 9-го веков). Исторические тексты и археологические свидетельства также указывают на существование хаммамов в Кордове и других городах аль-Андалуса в 8 веке. В Иране, где ранее не было сильной культуры общественных купаний, в исторических текстах упоминается о существовании бань в 10 веке, а также об использовании горячих источников в лечебных целях; однако было проведено относительно мало археологических исследований, подтверждающих раннее присутствие и развитие хаммамов в этом регионе.

Хаммам
Мозаика «Древо жизни» в приемной бани в Хирбат аль-Маджфаре, археологическом памятнике эпохи Омейядов 7 или 8 века на Западном берегу

Мусульмане сохранили многие основные элементы классических бань, оставив при этом функции, которые были менее актуальны для их практики. Например, переход от холодной комнаты к горячей сохранялся, но окунаться в холодную воду после выхода из горячей комнаты больше не было обычной практикой, и физические упражнения не были включены в культуру купания, как это было в классических гимнастических залах. Точно так же мусульманские купальщики обычно мылись в проточной воде, а не погружались в стоячую. Хотя в ранней исламской истории женщины обычно не посещали хаммамы, примерно к 10 веку во многих местах начали выделять отдельные часы (или отдельные помещения) для мужчин и женщин. Затем хаммам стал играть важную роль в общественной жизни женщин как одно из немногих общественных мест, где они могли собираться и общаться отдельно от мужчин. Некоторые хаммамы находились в частной собственности или являлись частями дворцов и особняков, но во многих случаях это были гражданские или благотворительные учреждения, которые являлись частью более крупных религиозных / гражданских комплексов. Такими комплексами управлял соглашения о вакфе и хаммамы часто служили источником дохода для содержания других учреждений, таких как мечети.

Более поздние исламские бани

В 11 веке империя сельджуков отвоевала большую часть Анатолии у Византийской империи, что в конечном итоге привело к полному завоеванию остатков старой империи в 15 веке. В течение тех столетий войны, мира, союзов, торговли и конкуренции эти смешивающиеся культуры (восточноримская, исламско-персидская и тюркская) оказывали огромное влияние друг на друга.

Хаммам
Баня Хасеки Хюррем Султан в Стамбуле, Турция, по заказу Рокселаны и по проекту Мимара Синана (16 век)

Позже османы стали плодовитыми завсегдатаями хаммамов. Поскольку это были не только бани, но и социальные центры, они были построены почти в каждом городе на их европейских, азиатских и африканских территориях. Таким образом, османы были ответственны за появление хаммамов на большей части территории Восточной и центральной Европы, где многие из них все еще существуют сегодня в различных состояниях реставрации или аварийного состояния. Такие турецкие бани встречаются в Боснии и Герцеговине, Греции и Венгрии. Многие ранние османские хаммамы сохранились в Бурсе и Эдирне, а также в Восточной Европе и Анатолии, но хаммамы стали еще более многочисленными и архитектурно амбициозными в Константинополе (Стамбуле) благодаря королевскому покровительству, большому населению и доступу к обильной воде. Греческие жители города сохранили сильную восточноримскую банную культуру, и Бани Зевксиппа являются одним из ранних примеров. Османские архитекторы расширили опыт византийских архитекторов для создания особенно хорошо сбалансированных проектов с большей симметрией и регулярностью в расположении пространства, чем можно было увидеть в хаммамах в других частях мусульманского мира. Одними из старейших монументальных хаммамов города являются хамам Тахтакале (вероятно, построен сразу после 1454 года), хамам Махмут-паши (построен в 1466 году) и хамам Баязида II (построен где-то между 1500 и 1507 годами). Монументальные хаммамы, спроектированные османским архитектором 16 века Мимаром Синаном (1489-1588), такие как Чемберлиташ Хамамы, Сулейманский хамам (в комплексе мечети Сулеймани) и хамам Хасеки Хюррем Султан, являются основными примерами хаммамов, построенных позже, в эпоху классической османской архитектуры. Когда султан Мустафа III издал указ о прекращении строительства новых общественных бань в городе в 1768 году, это, по-видимому, привело к увеличению числа частных хаммамов среди богатых и элиты, особенно в пригородах Босфора, где они построили роскошные летние дома.

В Иране сохранилось множество примеров хаммамов периода Сефевидов (16-18 вв.) и далее, в частности, в историческом городе Исфахан, содержащем множество примеров. Распространение мусульманского правления на Индийский субконтинент также привело к появлению хаммамов в этом регионе, многие образцы которых сохранились в архитектуре (16-19 вв.).

Хаммам
Баня султана Амира Ахмада 16 века в Кашане, Иран. Часть его сейчас используется как чайный домик.

Современная эпоха

Хаммамы продолжали оставаться жизненно важной частью городской жизни в мусульманском мире до начала 20 века, когда распространение внутренней сантехники в частных домах сделало общественные бани ненужными для личной гигиены. Это привело к сокращению их использования, хотя и в разной степени, в зависимости от региональных культурных обычаев. Во многих регионах хаммамы были заброшены, снесены или переоборудованы под коммерческие здания или культурные объекты. Некоторые из них были преобразованы в музеи или художественные галереи, как в примерах хамама Баязида II в Стамбуле, в котором сейчас находится музей хаммама, и хамама Давуд-паши (или Даут-паши) в Скопье, Северная Македония.

В Турции многие исторические хаммамы продолжают работать либо для местных жителей, либо для туристов; в некоторых случаях это привело к тому, что заброшенные исторические хаммамы, такие как Кылыч Али Паша Хамамы и Хюррем Султан Хамамы, были отремонтированы и возвращены к их первоначальному назначению, в то время как другие были заброшены или перепрофилированы. В Марокко многие хаммамы продолжают обслуживать местных жителей в исторических городах, таких как Фес и Марракеш, где они особенно полезны городской бедноте, проживающей в старых городах (медина). Однако во многих других регионах хаммамы устарели и были либо заброшены, либо переоборудованы для других целей. В Иране некоторые бани продолжают функционировать в исторических районах таких городов, как Исфахан, где они продолжают выполнять религиозные функции, но их количество в целом сокращается. Многие сохранившиеся иранские образцы были переоборудованы для других целей, в первую очередь в качестве ресторанов и чайных домиков. В Дамаске, Сирия, в 2004 году все еще работали только тринадцать хаммамов, в основном в старом городе; многие другие были либо снесены, либо перепрофилированы. Каир в В начале 19 века в Египте насчитывалось примерно 77 действующих хаммамов, но к началу 21 века только восемь все еще работали, а многие другие были заброшены. На бывших европейских территориях Османской империи, таких как Греция и Балканы, многие хаммамы прекратили свое существование или были заброшены в наше время, хотя некоторые из них сейчас отреставрированы и превращены в исторические памятники или культурные центры.

Общественное купание в исламском контексте

Молитва — один из пяти столпов ислама, и перед молитвой принято совершать омовения. Двумя исламскими формами омовения являются гусль, очищение всего тела, и вуду, очищение лица, рук и ног. При отсутствии воды также допустимо очищение чистой почвой или песком. В мечетях всегда есть место для мытья, но хаммамы часто расположены поблизости для более глубокого очищения. Многие из них на самом деле являются частью мечетевых комплексов.

Хаммамы, особенно в Марокко, произошли от своего римского происхождения, чтобы удовлетворять потребности в ритуальном очищении в соответствии с исламом. Например, в большинстве хаммамов в римском стиле был холодный бассейн для погружения тела, стиль купания, который менее популярен в исламе, который считает более уместным купание под проточной водой без полного погружения.

Хаммам
Интерьер хаммама с ведрами для воды и наклонным полом (Баньос-дель-Альмиранте [es], Валенсия)

Аль-Газали, выдающийся мусульманский богослов 11 века, написал «Возрождение религиозных наук», многотомный труд, в котором обсуждаются подходящие формы поведения для многих аспектов мусульманской жизни и смерти. В одном из томов, озаглавленном «Тайны чистоты», подробно описывается правильная техника совершения омовений перед молитвой и главного омовения (гусиль) после всего, что делает это необходимым, например, при выделении спермы. Для аль-Газали хаммам — это заведение в первую очередь для мужчин, и он предупреждает, что женщинам следует посещать хаммам только после родов или болезни. Однако даже аль-Газали считал допустимым, чтобы мужчины запрещали своим женам или сестрам посещать хаммам. Для аль-Газали главным предметом спора вокруг хаммамов была нагота, и он предупреждал, что следует избегать открытой наготы («… он должен скрывать это от посторонних глаз и, во-вторых, остерегаться чужих прикосновений»).  В его работах особое внимание уделялось необходимости избегать прикосновений к пенису во время купания и после мочеиспускания, и писал, что нагота прилична только тогда, когда область между коленями мужчины и нижней частью живота скрыта. Для женщин он предположил, что уместно обнажать только лицо и ладони. По словам аль-Газали, нагота в хаммаме может спровоцировать непристойные мысли и поведение, отсюда ее противоречивый характер.

Хаммам
Пештемаль, полотенце для хаммама

В исламе ритуальное омовение также требуется до или после полового акта. Зная это, Мэй Телмиссани, профессор Оттавского университета, утверждает, что образ гиперсексуализированной женщины, выходящей из хаммама, — это взгляд востоковеда, который рассматривает выход из хаммама или посещение хаммама как показатель сексуального поведения.

Мыться и услуг

Большинство хаммамов ожидают, что их клиенты разденутся до скромной одежды или набедренной повязки, прежде чем перейти из холодной комнаты в более жаркую. Мужчин обычно моют мужчины-банщики, а женщин — женщины, прежде чем им сделают массаж. Некоторые детали процесса варьируются от региона к региону, например, наличие или отсутствие бассейнов, где посетители могут погрузиться в воду. В более консервативных районах женщины реже принимают ванну в одном нижнем белье, в то время как в районах, где хаммамы стали прерогативой в основном туристов, больше вероятности, что женщины будут принимать ванну обнаженными. В некоторых хамам-комплексах есть отдельные секции для мужчин и женщин; в других местах мужчин и женщин принимают в разное время, и в этом случае часы для женщин обычно гораздо более ограничены, чем для мужчин.

Традиционно хаммамы, особенно женские, служили местами развлечений с танцами и общей едой. Хаммамы было принято посещать перед свадьбами или религиозными праздниками, чтобы отпраздновать рождение ребенка, обменяться советами по красоте и т.д. Женщины также посещали хаммам, чтобы оценить потенциальных жен для своих сыновей.

В современных хаммамах сохранились некоторые аксессуары римских времен, такие как пештемал (специальная ткань из шелка и / или хлопка, прикрывающая тело, наподобие парео) и кесе (грубая рукавица, используемая для мытья). Однако другие принадлежности хаммама, такие как шкатулки для драгоценностей, позолоченные мыльницы, зеркала, металлические чаши для хны, флаконы духов и налин (деревянные или перламутровые сабо, предотвращающие скольжение на мокром полу), теперь можно увидеть только в музеях.

Традиционно массажистами в бане (турецкий: теллак) были молодые мужчины, которые намыливали и скребли своих клиентов. Однако теллаки были заменены взрослыми слугами в 20 веке.

Массаж

Массаж в турецкой бане, вероятно, включает в себя не только энергичное разминание мышц, но и растирание суставов — «не столько нежное воздействие на плоть, сколько поколачивание, хруст суставов, скручивание конечностей». Хаммамы, рассчитанные на туристическую клиентуру, вероятно, также предложат широкий спектр различных видов массажа, аналогичных тому, что могут предложить в спа-салоне.

Социальная функция: гендерное социальное пространство

Арабские хаммамы — это гендерные пространства, где присутствие женщины или мужчины может сделать кого-то включенным или исключенным. Следовательно, они представляют собой отход от общественной сферы, в которой человек подвергается физическому воздействию среди других женщин или мужчин. Это признание сексуальности простым обнажением делает хаммамы местом гендерного самовыражения. Одним из исключений из этой гендерной сегрегации является присутствие маленьких мальчиков, которые часто сопровождают своих матерей до достижения ими возраста пяти или шести лет, когда они переключаются на посещение мужского хаммама со своими отцами.

Женские хаммамы играют особую роль в обществе. Валери Стаатс считает, что женские хаммамы Марокко служат социальным пространством, где традиционные и современные женщины из городских и сельских районов страны собираются вместе, независимо от их религиозной принадлежности, чтобы помыться и пообщаться. Правила купания, установленные аль-Газали и другими исламскими интеллектуалами, обычно не соблюдаются при повседневном общении марокканцев в хаммаме. Стаатс утверждает, что хаммамы — это места, где женщины могут чувствовать себя более непринужденно, чем во многих других общественных местах. Кроме того, в своей работе Сексуальность в исламе Абдельвахаб Бухдиба упоминает хаммам как место, где вообще могут происходить гомосексуальные контакты. Он отмечает, что некоторые историки нашли свидетельства того, что хаммамы были местами сексуального самовыражения женщин, что, по их мнению, было результатом универсальности наготы в этих местах. Хаммамы также ассоциировались с мужским гомосексуализмом на протяжении веков и вплоть до наших дней.

Архитектура

Общий дизайн

Хаммам сочетает в себе функциональность и конструктивные элементы римских терм с исламской традицией паровых купаний, ритуального очищения и бережного отношения к воде. Исламские бани часто строились как часть мечетевых комплексов, которые служили как общественными центрами, так и местами отправления культа.

Хаммам
Арабская культура

Хотя в разных регионах и периодах существовали различия, общий план и архитектурные принципы хаммамов были очень похожи. Они состояли из последовательности комнат, которые купальщики посещали в одинаковом порядке: раздевалка (соответствующая римскому аподитерию), холодная комната (как римский фригидарий), теплая комната (как тепидарий) и горячая комната (как кальдарий). Номенклатура этих различных помещений варьировалась от региона к региону. Раздевалка обычно называлась аль-Машлах или аль-маслах по-арабски, или местными народными терминами, такими как гулса в Фесе (Марокко) и маурас в Тунисе, тогда как на турецком она была известна как камекан, а на персидском — как сарбинех. Холодная комната была известна как байт аль-барид в аль-Андалусе, эль-баррани в Фесе, байт аввал в Каире и согуклук по-турецки. Теплая комната или промежуточное помещение было известно как байт аль-вастани в аль-Андалусе и многих других регионах, как эль-васти в Фесе, как бит-ас-схун в Тунисе и как илыклик по-турецки. Горячая комната называлась байт ас-сахун в аль-Андалусе, ад-дахли в Фесе, харара в Каире, гармхане по-персидски и харарет или сычаклык по-турецки.

Основные помещения хаммама обычно были перекрыты сводчатыми или куполообразными потолками, что придавало им характерный профиль. В куполах и сводах парилок (особенно горячей комнаты) обычно были проделаны небольшие отверстия или световые люки, которые обеспечивали естественное освещение в течение дня, позволяя выходить лишнему пару. Потолок и стены были облицованы пароизоляционными материалами, такими как лакированная штукатурка или (для нижних стен и полов) мрамором. Вестибюль, или раздевалка, часто был одним из самых богато украшенных помещений с центральным фонтаном, окруженным скамейками. В османских банях в главной раздевалке часто были многоуровневые деревянные галереи, дающие доступ к раздевалкам меньшего размера. туалетов или уборных часто включались в комплекс. 

В большинстве исторических хаммамов использовалась какая-либо версия или производная от римской системы напольного отопления hypocaust. Печь или набор печей располагались в служебном помещении за стенами горячей комнаты и располагались на более низком уровне, чем парилки. Печи использовались для нагрева воды (обычно в большом котле над ними), которая затем подавалась в парилки. В то же время горячий воздух и дым из печей направлялись по трубам под полом парилок, таким образом обогревая помещения, прежде чем подниматься через стены и выходить через дымоходы. Поскольку горячая вода требовалась постоянно, их поддерживали горящими в течение нескольких часов работы. Хотя древесина постоянно использовалась в качестве топлива, в некоторых хаммамах, например, в Марокко, Турции и Дамаске, также использовались переработанные органические материалы из других отраслей промышленности, такие как древесная стружка из мастерских плотников и косточки от оливковых косточек из прессов для отжима оливок. Некоторые хаммамы были «двойными», с отдельными помещениями для женщин и мужчин. Несколько более крупных хаммамов Стамбула были похожи на этот, включая хамам Баязида II и хамам Хасеки Хюррем Султан. Необычный для Марокко, хаммам с саффарином в Фесе — еще один пример.

Вариации

Магриб и аль-Андалус

Региональные различия в архитектуре хаммама обычно связаны с относительными пропорциями каждой комнаты или отсутствием помещения одного типа. В Магрибе, и особенно в аль-Андалусе, самой большой и важной парилкой обычно была теплая комната (аль-вастани). Арабские бани Хаэна — один из наиболее экстремальных примеров этого, поскольку теплая комната такая же большая, как холодная и горячая комнаты вместе взятые, возможно, потому, что она также использовалась для массажа тела и других услуг. Раздевалка также была довольно большой и, как правило, являлась единственным пространством с каким-либо значительным архитектурным декором.

 

Османские бани

В османских банях холодная комната часто либо полностью отсутствует, либо объединяется с раздевалкой (известной как камекан или союнмалик). Это помещение часто является самой большой куполообразной камерой в комплексе, купол опирается на выступы, «турецкие треугольники» или декоративные мукарны. Обычно в нем есть центральный фонтан (шадирван), он окружен деревянными галереями и используется как место для отдыха, питья чая, кофе или шербета, а также общения до и после купания. В отличие от хаммамов в аль-Андалусе или Магрибе, теплая комната (иликлик) не подчеркивалась архитектурно и иногда была немногим больше, чем переходным пространством между холодной и горячей комнатами.

Горячая комната (харарет или сычаклык) обычно была средоточием богатейших архитектурных украшений. Ее планировка обычно состояла из центрального куполообразного пространства, по бокам от которого располагалось до четырех айванов, образующих крестообразную планировку. Углы между этими айванами часто заняты куполообразными камерами меньшего размера, или халветами, которые использовались для частного купания. Центр обычно занимал большой мраморный стол с подогревом (гебекташи или пупочный камень), на котором клиенты могли лечь.


Иран

В Иране общий бассейн или таз с горячей водой обычно находится в центре горячей комнаты, где купальщики могли погрузиться в воду, что было редкостью или отсутствовало в хамамах других регионов (кроме Египта).Архитектура иранского хаммама также характеризовалась многогранной формой его помещений (иногда прямоугольных, но часто восьмиугольных или гексагональных), которые были покрыты куполом с центральным световым люком. Иранская горячая комната (гармхане) в некоторых случаях была разделена на несколько комнат: большую главную с центральным бассейном (чал хауз) и меньшие по размеру для индивидуальных омовений или которые могли использоваться как отдельные комнаты для особых гостей.

Региональные примеры хаммамов

Иордания

В Иордании есть несколько хаммамов эпохи Омейядов (VII-VIII вв.), что делает их старейшими известными образцами исламских бань. Многие из них пристроены к так называемым «замкам пустыни», включая Кусайр Амру, Хаммам аль-Сара и Каср аль-Хайр аш-Шарки.Кусайр Амра особенно примечателен фресками в позднеримском стиле, которые украшают покои, представляя собой очень важный пример исламского искусства на ранних исторических этапах.

Хаммам
Сводчатые покои Омейядской бани в Кусайр-Амре, покрытые фресками в позднеримском или византийском стиле (7 или 8 век)

Марокко

Руины старейшего известного исламского хаммама в Марокко, датируемого концом 8 века, можно найти в Волюбилисе. Многие исторические хаммамы сохранились в таких городах, как Марракеш и особенно в Фесе, отчасти потому, что ими продолжают пользоваться местные жители. Одним из наиболее известных примеров является сафариновый хаммам 14 века в Фесе, который был отреставрирован. Марокканские хаммамы обычно были меньше римских или византийских бань. Они часто располагаются рядом с мечетями, чтобы облегчить совершение омовений. Из-за их частного характера входы в них часто незаметны, а на фасадах, как правило, нет окон. Пережитки римского стиля для купания можно увидеть в планировке из трех комнат, которая была широко распространена в римско-византийский период.

Хаммам
Купола хаммама ас-Саффарин в старом городе Феса, Марокко

Иногда трудно идентифицировать хаммамы снаружи, но на крыше есть ряд характерных куполов, которые указывают на различные помещения. Они часто занимают участки неправильной формы, чтобы вписаться в плотную городскую ткань. Это важные объекты культуры и социализации, поскольку они интегрированы в городскую жизнь в непосредственной близости от мечетей, медресе (школ) и базаров (рынков). Магда Сибли, эксперт по исламским общественным баням, писала, что многие специалисты по исламской архитектуре и урбанизму считают хаммамы вторыми по значимости после мечетей как наиболее значимые здания в исламских мединах (исторических городах).

Аль-Андалус (Испания и Португалия)

Хотя традиции хаммамов в конечном итоге исчезли через столетия после окончания мусульманского правления на Пиренейском полуострове в 1492 году, многие исторические сооружения хаммамов, тем не менее, в той или иной степени сохранились во многих городах, особенно в Испании. Многие из них сейчас являются археологическими памятниками или открыты для туристов как исторические достопримечательности. Эти хаммамы частично отличаются от других своими более просторными и монументальными теплыми комнатами (байт аль-вастани) и раздевалками (байт аль-масладж), что также характерно для некоторых марокканских хаммамов.

Хаммам
Большая теплая комната в Бануэло хаммаме в Гранаде, Испания

Ранним примером (сейчас частично разрушенным) были Халифские бани 10-го века, которые были пристроены к королевскому дворцу Омейядов в Кордове (позже превращенному в христианский Алькасар) и позже расширенному Альмохадами (с 12 по начало 13 веков). Другие известные примеры сохранившихся андалузских бань включают Бануэло в Гранаде, арабские бани в Ронде, арабские бани Хаэна и бани в Алькасаре в Херес-де-ла-Фронтера. В Альгамбре Гранады также есть две сохранившиеся бани: небольшая рядом с главной мечетью и гораздо более роскошная, пристроенная к дворцу Комарес. В 2020 году во время ремонта местного тапас-бара в Севилье, недалеко от башни Хиральда, была обнаружена хорошо сохранившаяся баня периода Альмохадов 12 века с расписным геометрическим декором.

Сирия

Легенда утверждает, что в Дамаске когда-то было 365 хаммамов, по одному на каждый день в году. На протяжении веков эти хаммамы были неотъемлемой частью общественной жизни, и около 50 из них в Дамаске просуществовали до 1950-х годов. Однако к 2012 году, в результате модернизации и установки домашних ванных комнат, все еще работало менее двадцати дамасских хаммамов.

По мнению многих историков, до монгольского нашествия, когда были разрушены многие жизненно важные сооружения города, в Алеппо насчитывалось 177 средневековых хаммамов. До 1970 года все еще работало около сорока хаммамов. В 2010 году, до начала Сирийской войны, в древней части города все еще работало около восемнадцати хаммамов. Включенные известные примеры:

  • Хаммам аль-Султан, построенный в 1211 году Аз-Захиром Гази
  • Хаммам ан-Наххасин, построенный в 12 веке недалеко от Хан-ан-Наххасина
  • Хаммам аль-Баяда, построенный в 1450 году в эпоху мамлюков
  • Хаммам Ялбуга построен в 1491 году эмиром Алеппо Саифом ад-Дином Ялбуга ан-Насери
  • Хаммам аль-Джавхари, Гаммам Аздемир, Хаммам Бахрам-паша, Хаммам Баб аль-Ахмар и другие

Египет

Как и в соседних регионах, бани существовали в Египте на протяжении веков до прихода арабов-мусульман в Египет в 7 веке. Греческие бани имелись в Александрии, столице эллинистической культуры, а также в других городах, таких как Каранис в Файюме. В последующий исламский период мусульманские правители и меценаты продолжали строить бани, иногда как часть более крупных религиозных и гражданских комплексов. Хотя не многие из них сохранились в первозданном виде до наших дней, многочисленные общественные бани были построены Фатимидами (10-12 вв.), Айюбидами (12-13 вв.), мамлюками (13-16 вв.) и османами (16-19 вв.). 

Хаммам
Хаммам султана Инала в Каире, датируемый 1456 годом (мамлюкский период)

Одним из хорошо сохранившихся средневековых примеров является отреставрированный хаммам султана Инала, датируемый 1456 годом и расположенный в Бейн аль-Касрайн в Каире. Частные хаммамы также были построены как часть дворцов, с сохранившимися примерами в Дворце Амир Таз (14 век) и дворце Харим (19 век), а также в местных аристократических особняках, таких как Байт аль-Раззаз (15-18 века) и Байт ас–Сухайми (17-18 века). Во многих египетских хаммамах в горячей комнате присутствует бассейн с горячей водой, который используется для погружения и купания, особенность, присущая хаммам Ирана.

Сегодня культурная практика посещения хаммамов в Египте значительно сократилась. В начале 19 века в Каире насчитывалось примерно 77 действующих хаммамов, но в 1969 году действовали только 33, и только восемь все еще действовали в начале 21 века, многие другие были заброшены. Из немногих все еще функционирующих хаммамов многие также находятся в аварийном состоянии, и ученые указали, что они, вероятно, исчезнут или перестанут функционировать в ближайшем будущем. Несколько хаммамов, в основном в окрестностях Исторического Каира, были отреставрированы или предназначены для реставрации в качестве исторических памятников, в том числе хаммам Султана Инала, монументальный, но разрушенный хаммам Султана аль-Муайяда (за мечетью аль-Муайяд), хаммам аль-Гамалия (в районе Гамалия), хаммам аль-Синания (в Булаке) и хаммам аль-Сукария (в Дарб аль-Ахмар).

Турция

Общественные бани были неотъемлемой частью жизни в Турции во времена Древней Греции и Рима, и турки-сельджуки продолжали строить здесь хаммамы. Однако большинство исторических хаммамов сохранилось со времен Османской империи (14-20 вв.). Сохранилось множество примеров ранних османских хаммамов, особенно в ранних османских столицах Эдирне и Бурсе, где были установлены многие из их ранних структурных и декоративных особенностей. Многие из них были построены совместно с определенными мечетями или религиозными комплексами (кюллие). Известные примеры периода до 1453 года включают хамам.

Хаммам
В хаммам Баязида II (первоначально часть кюллие мечети Баязида II) был построен в начале 16 века и сейчас служит музеем.

После завоевания Константинополя в 1453 году Стамбул стал центром османского архитектурного покровительства. Старейшие хаммамы города включают в себя Хамам Тахтакале (построен вскоре после 1453 года), в хамам Махмута-паши (построен в 1466 году и является частью комплекса мечети Махмута-паши), в хамам Гедик Ахмет-паши (построен в 1475 году), в хамам Баязида II (построен между 1500 и 1507 годами) и в хамам Кучука Мустафы-паши (построен до 1512 года рядом с мечетью Гюля).

Несколько крупных хаммамов в городе были спроектированы известным османским архитектором Мимаром Синаном в 16 веке. К ним относятся Чинили Хамам (построен в 1545 году в районе Зейрек), Сулейманийский хамам (часть комплекса мечети Сулеймания, построенного в 1550-1557 годах), Михрима Султан Хамам (часть комплекса мечети Михрима Султан, построенного в 1562-1565 годах), хамам Кылыч Али-паша (часть комплекса Кылыч Али-паша, завершенный в 1580 году), а также меньший -известный, но интересный с архитектурной точки зрения хаммам в Ортакее. В Чемберлиташ Хамам (на улице Диваньолу в районе Чемберлиташ), построенный в 1584 году или ранее, также приписывается Мимару Синану. Самым большим хаммамом, спроектированным Синаном, является хамам Хасеки Хюррем Султан, который был заказан супругой Сулеймана I, Хюррем Султан, и завершен в 1556 году на месте исторических бань Зевксиппа для религиозной общины близлежащего собора Святой Софии. За пределами Стамбула Синан также спроектировал хамам Сокуллу Мехмет-паша в Эдирне примерно в 1568-1569 годах. Среди хаммамов, построенных после 16 века, одним из самых известных является Хамам Кагалоглу, построенный в 1741 году и один из последних крупных хаммамов, построенных в Стамбуле.

Хаммам
В Eski Kaplıca Hamamı («Старые термальные ванны») в Бурсе, построенный в 14 веке и использующий один из термальных источников Бурсы

В Турции также есть несколько горячих источников, которые веками использовались как общественные бани. Эски Каплика («Старые термальные ванны») в Бурсе, построенные султаном Мурадом I (правил в 1360-1389 годах), и близлежащая Ени («Новая») Каплика, построенная Рустем-пашой в 1552 году, являются двумя наиболее заметными примерами и используются до сих пор. Несколько старых термальных ванн также были построены сельджуками в 13 веке и Аккоюнлу в конце 14 века, некоторые из которых действуют до сих пор. Хотя их стало намного меньше, чем в прошлом, многие турецкие хаммамы все еще работают сегодня. С ростом туризма некоторые из них были недавно отреставрированы или модернизированы с разной степенью исторической достоверности. Другие здания хаммамов перестали функционировать как общественные бани, но были перепрофилированы в рынки или культурные заведения, как, например, Хамам Тахтакале в Стамбуле, где расположены магазины и кафе, хамам Ходжа Паша в Стамбуле, который используется для выступлений кружащихся дервишей, хамамы Кучук Мустафа Паша в Стамбуле, который используется для художественных выставок, и хамам Орхан Бей в Бурсе, который является частью Крытого базара. В некоторых случаях здания хамамов были превращены в склады или фабрики, хотя обычно это приводило к пренебрежению и повреждению их исторической структуры.

Хаммам
Современный отель hammam, обслуживающий туристов в Стамбуле

Греция

Когда-то в Греции было много исторических хаммамов, относящихся к периоду Османской империи, с конца 14 по 18 век. Двумя старейшими сохранившимися примерами являются хамам Гази Эвренос в Джаннице, датируемый 1392 годом, и хаммам Оруч-паша в Дидимотейчо, датируемый 1398 годом. Большинство из них были заброшены, снесены или находятся в состоянии упадка, но в последнее время все большее число восстанавливается и переоборудовано для выполнения новых культурных функций в качестве исторических мест или выставочных пространств. Исследование 2004 года, проведенное Еленой Канетаки, насчитало 60 оставшихся зданий хаммамов на территории Греции.

Хаммам
Горячая комната Бей Хамама в Салониках, Греция, построена в 1444 году

В Салониках, бывшем крупном городе Османской Империи, Бей-хамам был построен в 1444 году султаном Мурадом II. Это двойная ванна, для мужчин и женщин, с примечательным архитектурным декором. Бани, получившие название «Райские термы», использовались до 1968 года. Они были отреставрированы Греческой археологической службой и теперь используются как культурное место. Ени Хамам конца 16 века также был частично отреставрирован и сейчас служит музыкальной площадкой.Паша Хамам, также известный как Бани Феникса, был построен около 1520 или 1529 года во время правления Сулеймана Великолепного и действовал до 1981 года. Сейчас здесь хранятся археологические находки, сделанные во время строительных работ в метро Салоник.

Хаммам
Купола Ени Хамама 16 века на горизонте Родоса

В другом месте Греции находится хамам Абид Эфенди, построенный между 1430 и 1669 годами недалеко от Римского форума в Афинах, отреставрированный в 1990-х годах и преобразованный в Центр документации по украшению тела. На Родосе двойная баня под названием Yeni Hamam датируется 16 веком и была отреставрирована в 1992-1995 годах. Сейчас это одна из двух турецких бань, все еще действующих в Греции.

Кипр

В банях Омерие в Никосии /Лефкосии, Кипр, датируются 15 веком и являются частью более крупного комплекса мечети Омерие (посвященной халифу Омару). Комплекс был основан Лалой Мустафой-пашой в 1570-х годах, вскоре после османского завоевания Кипра, перепрофилировав августинскую церковь Святой Марии 14 века, которая была повреждена во время османской осады. Хамам был отреставрирован в 2002-2004 годах в рамках Генерального плана Лефкосии и используется до сих пор. В 2005 году он получил премию Europa Nostra за охрану природы.

На турецкой стороне кипрской границы в Лефкоше, Бююк Хамам, построенный в тот же период, все еще работает для мужчин и женщин.

Хаммам
Ömeriye Hamam, Никосия, Кипр

Северная Македония

В Северной Македонии также сохранилось несколько значительных исторических османских хаммамов. Два основных примера в Скопье сейчас являются частью Национальной галереи Македонии: хамам Даут-паша (построен в конце 15 века) и Чифте хаммам (середина 15 века).

Болгария

В городе Пловдив, который был самым важным городом в регионе во времена османского владычества, в середине 17 века, когда посетила Эвлия Челеби, было восемь бань. Из них сохранились только два . Лучше всего сохранилась большая баня Чифте или Чифте Хамам (также известная как Древняя баня), которая сейчас служит художественной галереей. Он был построен в 1460-х годах, вероятно, Исфандияроглу Исмаил-беем, свергнутым правителем Исфендияридского бейлика в Анатолии. Это один из крупнейших сохранившихся османских хаммамов на Балканах, и его убранство включает в себя несколько мукарн.

Венгрия

В Будапеште, «Городе курортов», есть четыре турецкие бани, все 16 века: бани Рудас, бани Кирали, термальные ванны Рач и бани Вели Бек (Часар) (вновь открыты для публики в декабре 2012 года). В настоящее время для публики открыты только Рудас и Вели Бек, Рач был закрыт в 2003 году, а Кирали — в 2020 году на ремонт. В Эгере также есть действующий хаммам, называемый просто Терек Фюрдо (турецкая баня) начала 17 века.

Хаммам
Здание бань Кирали на улице Ганц, Будапешт

Индия и Пакистан

Общественные бани имеют древние прецеденты в индийской цивилизации. Великая баня, расположенная в современном Пакистане, является примечательным примером, датируемым 3 тысячелетием до нашей эры на месте археологических раскопок Мохенджо-даро в долине Инда. Исламские хаммамы появились после распространения мусульманского правления на субконтиненте, начиная в основном с Делийского султаната в 13 веке и продолжаясь в течение более позднего периода Великих Моголов (16-19 века). Однако исторически общественные бани на Индийском субконтиненте были менее распространены и менее важны, чем на других мусульманских территориях, таких как Ближний Восток и Северная Африка. Это было связано с тем фактом, что, в отличие от большинства городов в этих регионах, вода была легко доступна на большей части территории Индии, что делало хаммамы менее необходимыми для купания и совершения полных омовений. Хотя в частных дворцах и особняках было много тщательно продуманных хаммамов, немногие индийские хаммамы были столь же важны, как в мусульманских городах дальше на запад.

В Дели, Хайдарабаде и Бхопале в Индии до сих пор есть несколько действующих турецких бань, которые восходят к периоду Великих Моголов в начале 16 века. Двумя яркими примерами являются Хаммам-и-Кадими и Хаммам-и-Лал Кила.

В Пакистане Шахи хаммам или Королевская баня Лахора, расположенная в историческом городе-крепости, является одним из наиболее хорошо сохранившихся образцов хаммама эпохи Великих Моголов. Он был построен в 1634 году могольским губернатором Лахора Хакимом Ильмуддином Ансари во время правления императора Шах-Джахана.

Турецкие бани в западном мире

К середине 19 века бани и прачечные в Великобритании приняли несколько форм. Турецкие бани, основанные на османских банях, были представлены Дэвидом Урквартом, дипломатом и когда-то членом парламента (MP) от Стаффорда, который по политическим и личным причинам хотел популяризировать турецкую культуру. В 1850 году он написал «Геркулесовы столпы», описывая свои путешествия по Испании и Марокко в 1848 году. Он описал систему бань, используемую там и в Османской империи, которая мало изменилась с римских времен. В 1856 году Ричард Бартер прочитал книгу Уркварта и работал с ним над сооружением подобной ванны. Хотя это не увенчалось успехом, Бартер проявил настойчивость, отправив своего архитектора изучать древние бани в Риме. Позже в том же году он открыл первую современную турецкую баню в водолечебнице Святой Анны недалеко от Бларни, графство Корк, Ирландия. В следующем году в Манчестере была открыта первая общественная баня такого типа, построенная на материковой части Великобритании со времен Римской Империи, и идея быстро распространилась. Он добрался до Лондона в июле 1860 года, когда Роджер Эванс, член одного из комитетов Уркварта по иностранным делам, открыл турецкую баню на Белл-стрит, 5, недалеко от Мраморной арки.

Хаммам
Турецкая баня в Бишопсгейте, Лондонский Сити, сейчас работает как ресторан и место проведения мероприятий

В течение следующих 150 лет в стране открылось более 800 турецких бань, в том числе построенных муниципальными властями как часть комплексов бассейнов, воспользовавшись тем фактом, что водогрейные котлы уже были на месте.

Подобные бани открылись и в других частях Британской империи. Доктор Джон Ле Гей Бреретон, который давал медицинские рекомендации купальщикам в турецкой бане, принадлежащей Комитету по иностранным делам в Брэдфорде, отправился в Сидней, Австралия, и открыл там турецкую баню на Спринг-стрит в 1859 году, еще до того, как такие бани добрались до Лондона. В Канаде к 1869 году была одна, а первая в Новой Зеландии была открыта в 1874 году.

Влияние Уркварта ощущалось и за пределами Империи, когда в 1861 году доктор Чарльз Х. Шепард открыл первые турецкие бани в Соединенных Штатах по адресу 63 Columbia Street, Бруклин Хайтс, Нью-Йорк, скорее всего, 3 октября 1863 года. До этого в Соединенных Штатах, как и во многих других местах, было несколько русских бань, одна из первых была открыта в 1861 году М. Хласко в его «нататориуме» по адресу 219 S. Брод-стрит, Филадельфия. В Германии в 1877 году , Фридрих I, великий герцог Баденский, открыл Фридрихсбадские римско-ирландские бани в Баден-Бадене. Он также был основан на викторианской турецкой бане и открыт до сих пор.

По состоянию на сентябрь 2020 года в Великобритании оставалось открытыми всего одиннадцать турецких бань в викторианском стиле, включая бани в Харрогейте, но ванны с горячим воздухом по-прежнему популярны в виде русской паровой бани и финской сауны. Некоторые британские турецкие бани, сохранив свой первоначальный декоративный стиль, в настоящее время используются для других целей, таких как спа-салоны, рестораны, места проведения мероприятий и бизнес-центры.

Культурные представления о хаммаме

Рисунки

В мусульманском мире хаммамы фигурировали в некоторых художественных изображениях, таких как персидские миниатюры, включая работы Камала уд-Дина Бехзада (или Бихзада).

В западном искусстве, особенно в контексте ориентализма 19 века, хаммам часто изображается как место сексуальной раскованности, расторможенности и таинственности. Эти ориенталистские идеи рисуют арабского или турецкого «другого» мистическим и чувственным, лишенным морали по сравнению с их западными коллегами. Знаменитая картина Жана Огюста Доминика Энгра, Le Bain Turc («Турецкая баня»), изображает эти пространства волшебными и сексуальными. Несколько женщин чувственно прикасаются к себе или друг к другу, в то время как некоторые танцуют под музыку, которую играет женщина в центре картины.

Фильмы

Фильм турецкого режиссера Ферзана Озпетека 1997 года «Хамам» рассказал историю человека, который унаследовал хаммам в Стамбуле от своей тети, отреставрировал его и в процессе нашел для себя новую жизнь.

Литература

Посещение хаммама было неотъемлемой частью западного туристического опыта начиная с 18 века, и многие путешественники оставляли рассказы о том, что они видели в банях. Одной из таких была жена британского дипломата, леди Мэри Уортли Монтегю, которая посетила хаммам в Софии в Болгарии в 1717 году и написала об этом в своих письмах в посольство Турции, впервые опубликованных в 1763 году. В 1836 году другая британка, путешественница и романистка, Джулия Пардоу, оставила описание участия в ритуале хаммама в Константинополе / Стамбуле в своей книге «Город султана и домашние манеры турок«, опубликованной в 1838 году.  В 1814 году другая жена посла Великобритании в Османской империи, Генриетта Листон, посетила хаммам в Бурсе и написала об этом в своем запоздало опубликованном дневнике.  В своем Романе о Босфоре Дорина Клифтон, британка, выросшая в Константинополе / Стамбуле, оставила редкий отчет о посещении местного хаммама в Кандилли, одной из деревень на Босфоре, перед Первой мировой войной. Несколько более современных рассказы об использовании хаммамов в Турции появились в «Сказках из гарема эмигрантов», опубликованных в 2005 году.

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий