Классическая архитектура

Глиптотека в Мюнхене, спроектированная Лео фон Кленце и построенная в 1816-30 годах, является примером неоклассической архитектуры.

Классическая архитектура обычно обозначает архитектуру, которая более или менее сознательно основана на принципах греческой и римской архитектуры классической древности, или, иногда более конкретно, на архитектуре (около 10 г. н.э.) римского архитектора Витрувия.  Различные стили классической архитектуры, возможно, существовали со времен каролингского возрождения, и особенно со времен итальянского возрождения. Хотя классические стили архитектуры могут сильно различаться, в целом можно сказать, что все они основаны на общем «словаре» декоративных и конструктивных элементов. На большей части западного мира различные классические архитектурные стили доминировали в истории архитектуры от Ренессанса до Второй мировой войны. Классическая архитектура продолжает информировать многих архитекторов.

Себастьяно Серлио, первым канонизировавший пять классических ордеров (тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный), как примеры классической архитектурной теории
Себастьяно Серлио, первым канонизировавший пять классических ордеров (тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный), как примеры классической архитектурной теории

Термин «классическая архитектура» также применим к любому виду архитектуры, развившемуся до высокоразвитого состояния, такому как классическая китайская архитектура или классическая архитектура майя. Это также может относиться к любой архитектуре, использующей классическую эстетическую философию. Этот термин может использоваться иначе, чем «традиционная» или «народная архитектура», хотя он может иметь общие с ней основополагающие аксиомы.

Для современных зданий, следующих аутентичным классическим принципам, иногда используется термин Новая классическая архитектура.

Происхождение

Классическая архитектура произошла от архитектуры Древней Греции и Древнего Рима. С распадом западной части Римской империи архитектурные традиции Римской империи перестали практиковаться на большей части территории Западной Европы. В Византийской империи древние способы строительства сохранились, но относительно скоро превратились в особый византийский стиль. Первые сознательные попытки вернуть вышедший из употребления язык форм классической древности в западную архитектуру можно отнести к каролингскому ренессансу конца 8-го и 9-го веков. Сторожка у ворот аббатства Лорш (ок. 800) в современной Германии, таким образом, представляет собой систему чередующихся прикрепленных колонн и арок, которая может быть почти прямым пересказом, например, Колизея в Риме. Византийская архитектура, так же как романская и даже в некоторой степени готическая архитектура (с которой часто сравнивают классическую архитектуру), также может включать классические элементы и детали, но не в такой степени отражает сознательное стремление опираться на архитектурные традиции древности; например, они не соблюдают идею систематический порядок пропорций колонн. Следовательно, в целом они не считаются классическими архитектурными стилями в строгом смысле этого слова.

Разработка

Во время Итальянского Ренессанса и с упадком готического стиля, Основные усилия были направлены на архитекторов, таких как Леон Баттиста Альберти, Себастьяно Серлио и Джакомо Бароцци да Виньола , чтобы возродить язык архитектуры, прежде всего Древнего Рима. Частично это было сделано благодаря изучению древнеримского архитектурного трактата «Об архитектуре» Витрувия, и в некоторой степени путем изучения фактических остатков древнеримских зданий в Италии. Тем не менее, классическая архитектура эпохи Возрождения с самого начала представляла собой весьма специфическую интерпретацию классических идей. В таком здании, как Оспедале дельи Инноченти во Флоренции Филиппо Брунеллески, одном из самых ранних зданий эпохи Возрождения (построено в 1419-1445 годах), обработка колонн, например, не имеет прямого предшественника в древнеримской архитектуре. В течение этого периода времени изучение древней архитектуры превратилось в архитектурную теорию классической архитектуры; несколько упрощенно, классическая архитектура в ее разнообразных формах с тех пор была интерпретацией и развитием архитектурных правил, установленных в древности.

Подчеркнуто классический фасад церкви Санта-Мария-Нова, Виченца (1578-90) был спроектирован влиятельным архитектором эпохи Возрождения Андреа Палладио.
Подчеркнуто классический фасад церкви Санта-Мария-Нова, Виченца (1578-90) был спроектирован влиятельным архитектором эпохи Возрождения Андреа Палладио.

Большинство стилей, зародившихся в Европе после Возрождения, можно описать как классическую архитектуру. Такое широкое употребление термина используется сэром Джоном Саммерсоном в классическом языке архитектуры. Однако элементы классической архитектуры применялись в совершенно иных архитектурных контекстах, чем те, для которых они были разработаны. Например, барокко или архитектура рококо — это стили, которые, хотя и являются классическими по своей сути, сами по себе демонстрируют архитектурный язык. В эти периоды архитектурная теория все еще ссылалась на классические идеи, но гораздо менее искренне, чем в эпоху Возрождения.

Палладианская архитектура, разработанная на основе стиля венецианского архитектора Андреа Палладио (1508-1580), имела большое влияние еще долгое время после его смерти, прежде всего в Великобритании, где она была принята для многих более величественных зданий георгианской архитектуры 18-го и начала 19-го века.

В качестве реакции на формы позднего барокко и рококо теоретики архитектуры с ок. 1750 г. вплоть до того, что стало известно как неоклассицизм, снова сознательно и искренне попытались подражать античности, опираясь на последние достижения в классической археологии и стремление к архитектуре, основанной на четких правилах и рациональности. Клод Перро, Марк-Антуан Ложье и Карло Лодоли были одними из первых теоретиков неоклассицизма, в то время как Этьен-Луи Булле, Клод Николя Леду, Фридрих Джилли и Джон Соан были одними из наиболее радикальных и влиятельных. Неоклассическая архитектура занимала особенно сильные позиции на архитектурной сцене ок. 1750-1850 гг. Конкурирующий неоготический стиль, однако, приобрел популярность в начале 1800-х годов, а более поздняя часть 19 века характеризовалась разнообразием стилей, некоторые из которых лишь незначительно или вообще не были связаны с классицизмом (например, модерн) и эклектика. Хотя классическая архитектура продолжала играть важную роль и в течение некоторого времени, по крайней мере локально, доминировала на архитектурной сцене, примером чего является Скандинавский классицизм в 1920-е годы классическая архитектура в ее более строгой форме так и не восстановила своего былого господства. С появлением модернизма в начале 20 века классическая архитектура, возможно, почти перестала практиковаться.

Сфера применения

Как отмечалось выше, классические стили архитектуры долгое время доминировали в западной архитектуре, примерно с эпохи Возрождения до прихода модернизма. То есть классическая античность, по крайней мере теоретически, считалась главным источником вдохновения для архитектурных начинаний на Западе на протяжении большей части Современной истории. Тем не менее, из-за либеральных, личных или теоретически различных интерпретаций античного наследия классицизм охватывает широкий спектр стилей, некоторые даже, так сказать, имеют перекрестные ссылки, например, неопалладианская архитектура, которая черпает вдохновение в работах итальянского архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио, который сам черпал вдохновение в древнеримской архитектуре. Кроме того, можно утверждать, что стили архитектуры, которые обычно не считаются классическими, такие как готика, могут содержать классические элементы. Таким образом, трудно провести простое определение сферы применения классической архитектуры. По-прежнему можно сказать, что более или менее определяющей характеристикой является отсылка к древнегреческой или римской архитектуре, а также к архитектурным правилам или теориям, вытекающим из этой архитектуры.

Глиптотека в Мюнхене, спроектированная Лео фон Кленце и построенная в 1816-30 годах, является примером неоклассической архитектуры.
Глиптотека в Мюнхене, спроектированная Лео фон Кленце и построенная в 1816-30 годах, является примером неоклассической архитектуры.

Окаменение

В грамматике архитектуры слово окаменение часто используется при обсуждении развития священных сооружений, таких как храмы, в основном со ссылкой на события в греческом мире. В течение архаического и раннего классического периодов (примерно в 6 и начале 5 вв. до н.э.) архитектурные формы самых ранних храмов затвердели, и дорический стиль стал преобладающим элементом. Наиболее широко распространенная теория в классических исследованиях заключается в том, что самые ранние храмовые сооружения были деревянными, а великие формы, или элементы архитектурного стиля, были кодифицированы и довольно постоянны к тому времени, когда возникла и утвердилась архаика. Именно в этот период, в разное время и в разных местах греческого мира, использование обработанного и полированного камня заменило дерево в этих ранних храмах, но формы старых деревянных стилей были сохранены в скеоморфном виде, как если бы деревянные конструкции превратились в камень, отсюда название «окаменение» или иногда «окаменевшие плотницкие изделия» для этого процесса.

Аэропорт Кройдон в Англии, открыт в 1920 году и построен в неоклассическом стиле.
Аэропорт Кройдон в Англии, открыт в 1920 году и построен в неоклассическом стиле.

Это тщательное сохранение традиционного деревянного облика в каменной структуре новых зданий скрупулезно соблюдалось, и это наводит на мысль, что, возможно, это было продиктовано религией, а не эстетикой, хотя точные причины сейчас теряются в древности. Не все, кто был в пределах досягаемости эллинской цивилизации, совершили этот переход. На этрусков в Италии с самого раннего периода сильно влиял контакт с греческой культурой и религией, но они сохраняли свои деревянные храмы (за некоторыми исключениями) до тех пор, пока их культура не была полностью поглощена римским миром, хорошим примером чего является большой деревянный храм Юпитера на Капитолии в самом Риме. И не недостаток знаний об обработке камня с их стороны помешал им перейти от древесины к обработанному камню.

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий