Микеланджело Буанарроти (1475-1564)
Микеланджело Буанарроти в разные годы своей жизни отдавал предпочтение то скульптуре, то живописи, в зрелые годы занимается архитектурой, в позднее- поэзией. Главным героем его произведений стал человек с героической или трагической судьбой.
Скульптура «Давид»
Уже в первых скульптурах Микеланджело проявились главные черты его образов: внутренняя сила и драматизм. В 1501 г. он начал работать над мраморной статуей Давида, юноши, который победил великана Голиафа и стал царем Иудеи. Скульптуру поставили в центре Флоренции, и жители города увидели в ней образ защитника города. Флорентийцы тогда боролись с тиранией семейства Медечи, правившего городом.
«Давид» Микеланджело- гигант не только по своим размерам ( кстати статую так и называли «Гигант»), но по своему духу. Легка и свободна поза представленного героя, но внутреннее напряжение чувствуется в позе героя, особенно в ешо зорком взгляде. Праща (это ремень для метания камней) перекинут за спину. Опущенной рукой он подхватил ее нижний конец с рукояткой в виде короткого круглого стержня, который нередко по ошибке принимают за камень. Давид изображен нагим, как это делали скульпторы Древней Греции. Давид собран и сосредоточен перед битвой с Голиафом, и Микеланджело показал эту внутреннюю готовность героя к подвигу.
Гробница Юлия II
В 1505 г. Папа Юлий II поручил скульптору создание собственной границы. Микеланджело переехал в Рим, и многие годы его творческой жизни отныне будут связаны с этим городом. Проект гробницы несколько раз из менялся и сокращался. Для нее Микеланджело создал две статуи рабов и статую «Моисей»- воплощение несгибаемой воли и силы человеческого духа. Моисей- древнееврейский пророк, ведущий свой народ в землю обетованную. Он изображен со скрижалями, на которых Бог начертал 10 заповедей.
Сикстинская капелла
Прирожденный скульптор, Микеланджело и в живописи мыслит объемно.В 1508 г. Римский Папа поручил ему расписать потолок Сикстинской капеллы- домовой церкви римских пап в Ватикане. Вначале Микеланджело полагалось расписать только люнеты (это пространство над арками) и изобразить 12 апостолов. Впоследствии замысел разросся и росписи покрыли весь свод и его боковые стороны. Более четырех лет нечеловеческого труда отдал Микеланджело этой работе. Пришлось расписать около 600 метров квадратных, да еще и лежа на лесах и на спине. Он подорвал свое здоровье и испортил зрение. Когда работа закончилась, сам Папа и римляне были потрясены увиденным. Перед ними предстал мир титанов, полный человеческих страстей. Это не был гармоничный, идеальный мир Рафаэля. В героях Микеланджело мы слышим биение сердца людей, становимся свидетелями их чувств и страстей. Каждый сантиметр росписи показывает, что создателем руководили страсть и воображение. Величие личности самого Микеланджело выразилось в титаническом облике его героев. Вот роспись «Сотворение Адама».
По бесконечному пространству летит Бог- отец, окруженный надутый, как парус. Правая рука Бога, дарующая жизнь, почти вплотную прикасаться к руке Адама, и его лежащее на земле тело начинает приходить в движение. Между двумя руками словно пробегает электрическая искра. В этой точке выражен весь пафос сцены, весь его глубинный смысл. Гибкое, сильное тело Адама и его лицо, обращенное к богу с зовом и ожиданием,- все возвеличено воображением художника.
Гробница Медечи
Почти 15 лет Микеланджело работал над усыпальницей семьи Медечи во Флоренции. Герцоги Лоренцо и Джулиано рано умерли и ничем не отличились в знатном роде Медичи. Микеланджело упрекнули, что в скульптурах двух военачальников мало сходства с Джулиано и Лоренцо Медечи. Микеланджело же говорил: «Кого это будет интересовать через несколько столетий?».
Гробницы расположены у двух противоположных стен капеллы. На гробнице Лоренцо- скульптуры «Вечер» и «Утро», на гробнице Джулиано- «День» и «Ночь». В капелле люди испытывают необъяснимое чувство печали и обреченности, неотвратимости судьбы.
Микеланджело прожил долгую жизнь- почти 90 лет. У него был неуживчивый характер, он имел мало друзей, жил бурно и страстно, хотя и одиноко. Часто его жизненные планы терпели крах, но он всегда находил силы, чтобы сносить удары судьбы. Эту силу человеческого духа он увековечил в своих творениях.