Монастырь Иеронимус

Главный вход для посетителей и крылья, в которых расположены Морской музей и Национальный археологический музей

В монастыре Херонимуш или монастыре иеронимитов (португальский: Мостейру душ Херонимуш[muʃˈtɐjɾu ðu(ʒ) ʒɨˈɾɔnimuʃ] МФА:)- бывший монастырь ордена Святого Иеронима возле Тежу река в приходе Белемв Лиссабоне муниципального образования, Португалия. Он стал некрополем португальской королевской династии Авис в 16 веке, но был секуляризован 28 декабря 1833 года государственным указом, и его собственность была передана благотворительному учреждению Real Casa Pia de Lisboa.

Главный вход для посетителей и крылья, вкоторых расположены Морской музей и Национальный археологический музей
Главный вход для посетителей и крылья, в
которых расположены Морской музей и Национальный археологический музей
Общая информация
Тип Монастырь
Архитектурный стиль Португальская готика, Архитектура Мануэлина
Расположение Santa Maria de Belém
Населенный пункт Лиссабон
Страна Португалия
Координаты 38 ° 41’52″северной широты 9 ° 12’22″западной долготы
Открыт 1495
Владелец Португальская Республика
Технические подробности
Материал Лиоз Стоун
Проектирование и строительство
Архитектор (ы) Diogo de Boitaca

Монастырь Херонимуш — один из самых ярких примеров поздней португальской готики Мануэлино в архитектуре Лиссабона. Он был возведен в начале 1500-х годов недалеко от стартовой точки первого путешествия Васко да Гамы, и его строительство финансировалось за счет налога на прибыль ежегодных португальских индийских армад. В 1880 году останки да Гамы и поэта Луиса де Камоэнса (который прославил первое путешествие да Гамы в своей эпической поэме 1572 года «Лузиада») были перенесены в новые резные надгробия в нефе монастырской церкви, всего в нескольких метрах от гробниц королей Мануэля I и Иоанна III, которым служил да Гама. В 1983 году монастырь Иеронимус был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, наряду с близлежащей башней Белен.

 

История

Монастырь Иеронимус заменил ранее существовавшую на том же месте церковь, которая была посвящена Санта-Мария-де-Белен и где монахи военно-религиозного ордена Христа оказывали помощь морякам в пути. Гавань Прайя-ду-Рестелу была выгодным местом для моряков, с безопасной якорной стоянкой и защитой от ветров, к которым стремились корабли, заходящие в устье Тежу. Существующее строение было открыто по приказу Мануэля I (1469-1521) при дворах Монтемор-о-Велью в 1495 году как место последнего упокоения членов Дома Авизов, который верил, что после его смерти будет править Иберийское династическое королевство. В 1496 году король Мануэль обратился с петицией к Святому Престолу за разрешением построить монастырь на этом месте. Скит Рестело (Эрмида-ду-Рестело), как называлась церковь, уже был в аварийном состоянии, когда Васко да Гама и его люди провели там ночь в молитве перед отправлением в свою экспедицию в Индию в 1497 году.

Фонтаны на площади Империи с символами зодиака в кальсаде
Фонтаны на площади Империи с символами зодиака в кальсаде

Ренессанс

Строительство монастыря и церкви началось 6 января 1501 года и было завершено 100 лет спустя. Король Мануэль первоначально финансировал проект за счет денег, полученных от Винтена да Пимента, 5-процентного налога на торговлю из Африки и Востока, эквивалентного 70 килограммам (150 фунтам) золота в год, за исключением налогов, взимаемых при импорте перца, корицы и гвоздики, которые шли непосредственно короне. При притоке такого богатства архитекторы не ограничивались мелкомасштабными планами, а ресурсы уже предписанные для монастыря Баталья, включая пантеон Авиза, были перенаправлены на проект в Белене.

Вход в главную церковь и монастырь
Вход в главную церковь и монастырь

Мануэль I выбрал религиозный орден монахов-иеронимитов для занятия монастыря, роль которого заключалась в молитве за вечную душу короля и оказании духовной помощи мореплавателям и морякам, которые отправлялись из порта Рестело открывать земли по всему миру. Этим монахи занимались более четырех столетий до 1833 года, когда религиозные ордена были распущены, а монастырь заброшен.

Орнамент Мануэлины в монастырях монастыря Иеронимус
Орнамент Мануэлины в монастырях монастыря Иеронимус

Монастырь был спроектирован в стиле, который позже стал известен как Мануэлин: богато украшенный архитектурный стиль со сложными скульптурными темами, включающими морские элементы и предметы, обнаруженные во время морских экспедиций, высеченные в известняке. Диого де Бойтака, архитектор, впервые применил этот стиль в монастыре Иисуса в Сетубале. Бойтака отвечал за составление планов и заключение контрактов на работы в монастыре, ризнице и трапезной. Для его строительства он использовал калькарио-де-Лиос, золотистый известняк, добываемый в Аджуде, долине Алькантара, Лавейрасе, Рио-Секо и Терсене. Бойтаку сменил испанец Хуан де Кастильо, который взял на себя руководство строительством примерно в 1517 году. Кастильо постепенно перешел от мануэлинского стиля к испанскому платереску, орнаменту, который включал в себя роскошные украшения, напоминающие декоративные элементы столового серебра (плата). Строительство было остановлено, когда в 1521 году умер король Мануэль I.

Несколько скульпторов оставили свой след в этом здании: Николау Шантерене придал глубину своим темам эпохи Возрождения, в то время как архитектор Диого де Торральва возобновил строительство монастыря в 1550 году, пристроив главную часовню, хор и достроив два этажа монастыря, используя только мотивы эпохи Возрождения. Работа Диого де Торральвы была продолжена в 1571 году Жеромом де Руаном (также называемым Херонимо де Руан), который добавил некоторые классические элементы. Строительство прекратилось в 1580 году с объединением Испании и Португалии, поскольку на строительство Эскориала в Испании теперь уходили все выделенные средства.

Королевство

16 июля 1604 года Филипп Испанский (правивший после Иберийского союза) превратил монастырь в королевский погребальный памятник, запретив входить в здание кому бы то ни было, кроме королевской семьи и монахов-иеронимитов. В 1625 году был построен новый портал, а также дверь монастыря, дом привратников, лестница и холл, служивший входом на верхние хоры, спроектированные королевским архитектором Теодосио Фриасом и выполненные каменщиком Диого Вазом. В 1640 году приор Бенту де Сикейра приказал построить монастырскую библиотеку, где хранились книги, принадлежавшие инфанту Луису (сыну короля Мануэля I) и другим лицам, связанным с религиозным орденом.

С восстановлением независимости Португалии в 1640 году монастырь во многом вернул себе былое значение, став местом захоронения королевского пантеона; в его стенах были погребены четверо из восьми детей Иоанна IV Португальского: инфант Теодосио (1634-1653), инфанта Жуана (1636-1653), король Афонсу VI (1643-1683) и Катарина де Браганса (1638-1705). В 1682 году тело кардинала Энрике было похоронено в часовнях трансепта. 29 сентября 1855 года тело короля Афонсу VI было перевезено в королевский пантеон Дома Браганса в монастыре Сан-Висенте-де-Фора вместе с тремя его братьями и сестрой.

В 1663 году Братство сеньора душ Пассоса заняло старую часовню Санто-Антониу, потолок которой был отделан золотой плиткой в 1669 году, в то время как фрески на лестнице с геральдикой святого Иеронима были завершены в 1770 году. Ретаблицы были завершены в 1709 и 1711 годах, ценные альфейи были подарены религиозному ордену, а ризница была отремонтирована в 1713 году. Художник Энрике Феррейре было поручено в 1720 году написать «Королей Португалии»: королевская серия была размещена в Зале дос Рейс (Зале королей). Энрике Феррейре также было поручено завершить серию рождественских росписей.

Монастырь Херонимуш в середине 18 века, до Лиссабонского землетрясения 1755 года.
Монастырь Херонимуш в середине 18 века, до Лиссабонского землетрясения 1755 года.

Монастырь выдержал Лиссабонское землетрясение 1755 года без особых повреждений: были разрушены только балюстрада и часть высокого хора, но их быстро отремонтировали. 28 декабря 1833 года монастырь Херонимуш был секуляризован государственным указом, и его название было передано Реальному дому Пиа де Лиссабон (Благочестивый Королевский дом Лиссабона), чтобы служить приходской церковью для нового гражданского прихода Санта-Мария-де-Белен. Многие произведения искусства и сокровища были либо переданы короне, либо утеряны в этот период. Большую часть времени он пустовал, и его состояние начало ухудшаться.

Реставрационные работы в монастыре начались после 1860 года, начавшись с южного фасада под руководством архитектора Рафаэля Сильвы и Кастро, а в 1898 году — под руководством Домингоша Паренте да Силвы. Хотя монастырская цистерна, внутренние клерикальные кельи и кухня были снесены в это время, три проекта реконструкции, предложенные архитектором Дж. Колсоном, включая внедрение элементов возрождения в стиле неомануэлине, не получили требуемого одобрения. В 1863 году омбудсмен Casa Pia Эухенио де Алмейда нанял архитектора Валентина Хосе Коррейю для реорганизации второго этажа старого общежития и оформления окон (1863-1865). Впоследствии его сменил Сэмюэл Баррет, который построил башни в крайней западной части общежитий. Аналогичным образом и необъяснимо Баррет был заменен итальянскими дизайнерами декораций Рамбуа и Чинатти, которые работали над дизайном театра Сан-Карлос, чтобы продолжить реконструкцию монастыря в 1867 году. Между 1867 и 1868 годами они основательно изменили пристройку и фасад церкви, которые затем выглядели так, как сегодня. Они снесли галерею и Зал королей, построили башни восточного общежития, окно-розетку верхнего хора и заменили пирамидальную крышу колокольни на конструкцию в форме митры. Реконструкция была отложена из-за обрушения центрального общежития в 1878 году. После 1884 года Раймундо Вальядас начал вносить свой вклад, инициировав в 1886 году реставрацию монастыря и Сала-ду-Капитуло, включая строительство сводчатого потолка. Могила Александра Эркулано, спроектированная Эдуардо Аугусто да Силвой, была размещена в Сала-ду-Капитуло в 1888 году.

Чтобы отпраздновать четвертое столетие прибытия Васко да Гамы в Индию в 1898 году, было решено восстановить гробницу исследователя в 1894 году. Могилы Васко да Гамы и Луиса де Камоэнса, вырезанные скульптором Коста Мотой, были размещены в южной боковой часовне. Год спустя монастырь получил останки поэта Жуана де Деуса, позже к ним присоединились могилы Алмейды Гаррета (1902), Сидониу Паиса (1918), Гуэрры Жункейру (1923) и Теофило Браги (1924).

Республика

Министр общественных работ (Ministério das Obras Públicas) объявил конкурс на достройку пристройки, которая должна была служить Национальным музеем промышленности и торговли (Национальный музей Индии и стран Снг), но в 1899 году проект был отменен, и был установлен Этнологический музей Португалии (Этнологический португальский музей).

Дальнейшая реконструкция монастыря была начата в 1898 году после работы, проделанной Паренте да Силвой в 1895 году над центральной пристройкой, которая теперь упрощена, а также реставрации кадейралов (стульев, используемых духовенством при религиозных службах), которые были завершены в 1924 году скульптором Коста Мотой. В 1938 году орган на высоком хоре был демонтирован одновременно с заменой серии витражей на южном фасаде, спроектированных Абелем Мантой и выполненных Рикардо Леоне.

Официальная фотография, сделанная после подписания Лиссабонского договора перед Южным порталом
Официальная фотография, сделанная после подписания Лиссабонского договора перед Южным порталом

В рамках празднования столетия современной Португалии в 1939 году в монастыре и башне была завершена очередная реконструкция. В ходе этих проектов балдахин и могила Александра Эркулано были демонтированы, а внутренний дворик монастыря заасфальтирован. В 1940 году пространство перед монастырем было перепроектировано для Португальской экспозиции. В Доме Пиа освободили внутренние помещения монастыря, а гробницы Камоэнса и Васко да Гамы были перенесены на нижний хор. Серия окон, спроектированных Ребочо и выполненных Алвесом Мендесом, была завершена в 1950 году.

В 1951 году останки президента Оскара Кармоны были захоронены в Зале Столицы. Позже они будут перевезены в Национальный пантеон в 1966 году, чтобы присоединиться к телам других бывших президентов и литературных героев страны.

Морской музей (Museu da Marinha) был открыт в западном крыле монастыря в 1963 году.

Республика

Церковь и монастырь, как и близлежащие Торре-де-Белен и Падран-дус-Декобриментос, символизируют португальскую эпоху открытий и являются одними из главных туристических достопримечательностей Лиссабона. В 1983 году ЮНЕСКО официально внесла монастырь иеронимитов и башню Белен в список объектов Всемирного наследия.

Когда Португалия присоединилась к Европейскому экономическому сообществу, официальные церемонии проводились в монастыре памятника (1985).

В 1990–х годах в монастыре состоялись две крупные выставки: 4 секулы пинтуры (португальский: четыре столетия живописи) в 1992 году; и экспозиция «Леонардо да Винчи — ум домой, эскала-ду-мунду, ум Мундо — эскала-ду-мунду» (португальский: Леонардо да Винчи: человек мирового масштаба, мир в масштабе человека), в 1998 году (которая включала Лестерский кодекс, временно одолженный у Билла Гейтса) .

В конце 20 века продолжалась реконструкция с консервацией, очисткой и реставрацией, включая главную часовню в 1999 году и монастырь в 1998-2002 годах.

13 декабря 2007 года в монастыре был подписан Лиссабонский мирный договор, заложивший основу для реформы Европейского союза.

Вид с вершины Падран-дус- Дескобриментос
Вид с вершины Падран-дус- Дескобриментос

Церковь Санта-Мария

Внешний вид Южного портала

Богато украшенный боковой вход в монастырь был спроектирован Хуаном де Кастильо и считается одним из самых значительных сооружений его времени, но на самом деле не является главным входом в здание. Этот портал, похожий на святилище, большой, 32 метра (105 футов) в высоту и 12 метров (39 футов) в ширину, занимающий два этажа. Его декоративные особенности включают в себя обилие фронтонов и башенок, со множеством резных фигур, стоящих под балдахином в резных нишах, вокруг статуи Генриха Мореплавателя, стоящей на пьедестале между двумя дверями.

На тимпане, над двойной дверью, в виде полурельефа изображены две сцены из жизни святого Иеронима: слева — извлечение шипа из лапы льва, а справа — путешествие святого в пустыню. В шпандреле между этими сценами изображен герб короля Мануэля I, в то время как архивольт и тимпан покрыты символами и элементами Мануэлина. Мадонна (Санта-Мария-де-Белен) находится на пьедестале на вершине архивольта, увенчанного архангелом Михаилом, а над порталом — крест ордена Христа. Портал гармонично обрамлен с каждой стороны большим окном с богато украшенной лепниной.

Богато украшенный южный портал Мануэлина работы Жуана де Кастильо

Богато украшенный южный портал Мануэлина работы Жуана де Кастильо

Внешний вид осевого портала

Несмотря на меньшие размеры, чем южный дверной проем, это самая важная дверь в Иеронимус из-за ее орнамента и расположения перед главным алтарем. Этот западный портал является хорошим примером перехода от готического стиля к ренессансу. Он был построен Николау Шантерене в 1517 году. Вероятно, это было его первое поручение в Португалии. Сейчас он перекрыт вестибюлем, пристроенным в 19 веке, который образует переход между церковью и амбулаторией.

В тимпане изображены сцены рождения Христа: слева направо: Благовещение (ангела, указывающего Марии, что она родит); Рождество (рождение младенца Христа); и Богоявление (поклонение волхвов). Два ангела держат гербы Португалии, рядом с архивольтом. Пролеты по обе стороны портала заполнены статуями, среди них статуи короля Мануэля I и королевы Марии Арагонской, преклонивших колени в нише под богато украшенным балдахином, в окружении своих покровителей: святого Иеронима и святого Иоанна Крестителя соответственно. Поддерживающие карнизы украшены маленькими ангелочками, держащими герб, а сбоку от короля — армиллярную сферу, а сбоку от королевы — три цветущие веточки. Элементы эпохи Возрождения включают ангелов в римских одеждах, херувимов, детализацию и реализм королей и этюд святого Иеронима в обнаженном виде.

Западный портал, переход от готического стиля к ренессансу, работы скульптора Николау Шантерена, 1517
Западный портал, переход от готического стиля к ренессансу, работы скульптора Николау Шантерена, 1517

По всему монастырю есть изображения святого Иеронима на картинах, скульптурах и витражах. Есть три важных примера:

  • О Покаянии но дезерто (Кающийся в пустыне), расположенный в подполе, недалеко от могилы Васко да Гамы, изображающий истощенного святого в пустыне с камнем в руке во время медитации перед распятием;
  • Об Эстудиозо на суа чела (Прилежный в своей келье), изображающий святого, сидящего на своем рабочем месте в окружении открытых книг;
  • О Дуторе да Игреха (Врач в церкви), расположенный на высоком хоре, изображающий торжественного святого Иеронима, стоящего в красной мантии и шляпе кардинала.

Святого всегда сопровождают лев и библия.

Интерьер

Диого Boitac заложил основы для этого тремя нефами Церкви с пятью отсеками под единым сводом, четко выраженные, но только слегка выступающий Трансепт и хор. Планировка церкви-зала состоит из проходов и нефа одинаковой высоты. Бойтак возвел стены церкви до карнизов, а затем приступил к строительству соседнего монастыря.

Хуан де Кастильо, испанский архитектор и скульптор, продолжил строительство в 1517 году. Он завершил строительство подпорных стен и уникального однопролетного ребристого свода, сочетания звездчатых и ажурных сводов, охватывающих церковь шириной 19 метров (62 фута). Каждый набор ребер в своде закреплен выступами. В смелом дизайне (1522 г.) поперечного свода трансепта отсутствуют какие-либо опоры или колонны, в то время как Бойтак изначально планировал сделать три пролета в трансепте. Неподдерживаемый свод трансепта создает у посетителя впечатление, что он парит в воздухе.

Богато украшенные колонны и потолок главной часовни
Богато украшенные колонны и потолок главной часовни

Кастильо также украсил шесть 25-метровых, тонких, сочлененных восьмиугольных колонн изысканными гротескными или цветочными элементами, типичными для стиля Ренессанса. Строительство этого зала в стиле поздней готики является эстетическим и архитектурным шедевром: оно усиливает пространственный эффект этого огромного здания. На северной колонне, ближайшей к трансепту, находится медальон, который, возможно, был намеренно включен в качестве портрета Бойтака или Хуана де Кастильо.

В конце боковых нефов и по обе стороны хоров находятся алтари (также в стиле Мануэлине), датируемые 16 и 17 веками. Они украшены резьбой по дереву и покрыты золотистым и зеленым пигментом, а один из них поддерживает изображение святого Иеронима из многоцветной терракоты, покрытой эмалью.

Неомануэлинская гробница мореплавателя Васко да Гамы
Неомануэлинская гробница мореплавателя Васко да Гамы

Этот алтарь был заказан королевой Екатериной Австрийской как место последнего упокоения королевской семьи. Это работа Херонимо де Руана (Jean de Rouen) в классическом стиле. Королевские гробницы покоятся на мраморных слонах и расположены между ионическими колоннами, увенчанными коринфскими колоннами. Гробницы с левой стороны хора принадлежат королю Мануэлю I и его жене Марии Арагонской, в то время как гробницы с правой стороны принадлежат королю Жуану III и его жене Екатерине Австрийской.

Королевские гробницы в главной часовне; каждый саркофаг держат два слона
Королевские гробницы в главной часовне; каждый саркофаг держат два слона

Гробницы

Внутри церкви, на нижнем хоре, находятся каменные гробницы Васко да Гамы (1468-1523) и великого поэта и летописца Эпохи открытий, Луиса де Камоэнса (1527-1580). Обе гробницы были вылеплены скульптором 19 века Коста Мотой в гармоничном стиле неомануэлине. Бренные останки обоих были перенесены в эти гробницы в 1880 году.

Архитектура монастыря

Работы над обширным квадратным клуатром (55 × 55 м) монастыря были начаты Бойтачем. Он построил своды паха с широкими арками и окнами с ажурной отделкой, опирающимися на изящные средники. Хуан де Кастильо завершил строительство, придав нижнему этажу классическое перекрытие и соорудив более углубленный верхний этаж. Строительство такого монастыря было новинкой в то время. Кастильо заменил оригинальные круглые колонны Бойтака на прямоугольные и украсил его орнаментом в стиле платереска. Каждое крыло состоит из шести отсеков с ажурными сводами. Четыре внутренних отсека опираются на массивные контрфорсы, образуя широкие аркады. Угловые пролеты соединены диагональной арочной конструкцией и демонстрируют богато украшенные угловые колонны. Монастырь выполнял как религиозную, так и представительскую функцию благодаря своему декоративному оформлению и династическим символическим мотивам, таким как армиллярий, герб и крест из Ордена Христа, демонстрируя растущее мировое могущество Португалии.

Внутренние стены монастыря украшены множеством мануэлинских мотивов с морскими элементами, в дополнение к европейским, мавританским и восточным мотивам. Круглые арки и горизонтальная структура явно соответствуют архитектурному стилю Ренессанса, в то же время существует связь с испанской архитектурой. Украшения на внешних стенах внутреннего двора были выполнены Кастильо в стиле Платереско: аркады включают арочные элементы, которые придают сооружению филигранный вид.

Двухэтажные монастыри
Двухэтажные монастыри

В одной из этих аркад находится гробница поэта Фернандо Пессоа, в то время как в нескольких других гробницах в здании капитула покоятся останки поэта и драматурга Алмейды Гарретта (1799-1854), писателя-историка Александра Эркулано (1810-1877), бывших президентов Теофило Браги (1843-1924) и Оскара Кармоны (1869-1951).

В трапезной напротив здания капитула есть несколько изразцов azulejos 18 века.

В дополнение к монастырю после реставрации 1850 года были созданы Национальный археологический музей (National Archaeological Museum) и Музей да Маринья (Морской музей) (в западном крыле).

Украшенные монастырские арки
Украшенные монастырские арки
Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий