В монастыре Херонимуш или монастыре иеронимитов (португальский: Мостейру душ Херонимуш, [muʃˈtɐjɾu ðu(ʒ) ʒɨˈɾɔnimuʃ] МФА:)- бывший монастырь ордена Святого Иеронима возле Тежу река в приходе Белемв Лиссабоне муниципального образования, Португалия. Он стал некрополем португальской королевской династии Авис в 16 веке, но был секуляризован 28 декабря 1833 года государственным указом, и его собственность была передана благотворительному учреждению Real Casa Pia de Lisboa.
![Главный вход для посетителей и крылья, вкоторых расположены Морской музей и Национальный археологический музей](https://i0.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2024/05/the_jeronimos_monastery_or_hieronymites_monastery.png?resize=250%2C167&ssl=1)
которых расположены Морской музей и Национальный археологический музей
Общая информация | |
---|---|
Тип | Монастырь |
Архитектурный стиль | Португальская готика, Архитектура Мануэлина |
Расположение | Santa Maria de Belém |
Населенный пункт | Лиссабон |
Страна | Португалия |
Координаты | 38 ° 41’52″северной широты 9 ° 12’22″западной долготы |
Открыт | 1495 |
Владелец | Португальская Республика |
Технические подробности | |
Материал | Лиоз Стоун |
Проектирование и строительство | |
Архитектор (ы) | Diogo de Boitaca |
Монастырь Херонимуш — один из самых ярких примеров поздней португальской готики Мануэлино в архитектуре Лиссабона. Он был возведен в начале 1500-х годов недалеко от стартовой точки первого путешествия Васко да Гамы, и его строительство финансировалось за счет налога на прибыль ежегодных португальских индийских армад. В 1880 году останки да Гамы и поэта Луиса де Камоэнса (который прославил первое путешествие да Гамы в своей эпической поэме 1572 года «Лузиада») были перенесены в новые резные надгробия в нефе монастырской церкви, всего в нескольких метрах от гробниц королей Мануэля I и Иоанна III, которым служил да Гама. В 1983 году монастырь Иеронимус был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, наряду с близлежащей башней Белен.
История
Монастырь Иеронимус заменил ранее существовавшую на том же месте церковь, которая была посвящена Санта-Мария-де-Белен и где монахи военно-религиозного ордена Христа оказывали помощь морякам в пути. Гавань Прайя-ду-Рестелу была выгодным местом для моряков, с безопасной якорной стоянкой и защитой от ветров, к которым стремились корабли, заходящие в устье Тежу. Существующее строение было открыто по приказу Мануэля I (1469-1521) при дворах Монтемор-о-Велью в 1495 году как место последнего упокоения членов Дома Авизов, который верил, что после его смерти будет править Иберийское династическое королевство. В 1496 году король Мануэль обратился с петицией к Святому Престолу за разрешением построить монастырь на этом месте. Скит Рестело (Эрмида-ду-Рестело), как называлась церковь, уже был в аварийном состоянии, когда Васко да Гама и его люди провели там ночь в молитве перед отправлением в свою экспедицию в Индию в 1497 году.
![Фонтаны на площади Империи с символами зодиака в кальсаде](https://i0.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2024/05/fontany-na-ploschadi-imperii-s-simvolami-zodiaka-v-kalsade.jpg?resize=730%2C974&ssl=1)
Ренессанс
Строительство монастыря и церкви началось 6 января 1501 года и было завершено 100 лет спустя. Король Мануэль первоначально финансировал проект за счет денег, полученных от Винтена да Пимента, 5-процентного налога на торговлю из Африки и Востока, эквивалентного 70 килограммам (150 фунтам) золота в год, за исключением налогов, взимаемых при импорте перца, корицы и гвоздики, которые шли непосредственно короне. При притоке такого богатства архитекторы не ограничивались мелкомасштабными планами, а ресурсы уже предписанные для монастыря Баталья, включая пантеон Авиза, были перенаправлены на проект в Белене.
![Вход в главную церковь и монастырь](https://i0.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2024/05/vhod-v-glavnuyu-tserkov-i-monastyr.jpg?resize=730%2C974&ssl=1)
Мануэль I выбрал религиозный орден монахов-иеронимитов для занятия монастыря, роль которого заключалась в молитве за вечную душу короля и оказании духовной помощи мореплавателям и морякам, которые отправлялись из порта Рестело открывать земли по всему миру. Этим монахи занимались более четырех столетий до 1833 года, когда религиозные ордена были распущены, а монастырь заброшен.
![Орнамент Мануэлины в монастырях монастыря Иеронимус](https://i0.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2024/05/ornament-manueliny-v-kluatrah-monastyrya-heronimush.jpg?resize=730%2C548&ssl=1)
Монастырь был спроектирован в стиле, который позже стал известен как Мануэлин: богато украшенный архитектурный стиль со сложными скульптурными темами, включающими морские элементы и предметы, обнаруженные во время морских экспедиций, высеченные в известняке. Диого де Бойтака, архитектор, впервые применил этот стиль в монастыре Иисуса в Сетубале. Бойтака отвечал за составление планов и заключение контрактов на работы в монастыре, ризнице и трапезной. Для его строительства он использовал калькарио-де-Лиос, золотистый известняк, добываемый в Аджуде, долине Алькантара, Лавейрасе, Рио-Секо и Терсене. Бойтаку сменил испанец Хуан де Кастильо, который взял на себя руководство строительством примерно в 1517 году. Кастильо постепенно перешел от мануэлинского стиля к испанскому платереску, орнаменту, который включал в себя роскошные украшения, напоминающие декоративные элементы столового серебра (плата). Строительство было остановлено, когда в 1521 году умер король Мануэль I.
Несколько скульпторов оставили свой след в этом здании: Николау Шантерене придал глубину своим темам эпохи Возрождения, в то время как архитектор Диого де Торральва возобновил строительство монастыря в 1550 году, пристроив главную часовню, хор и достроив два этажа монастыря, используя только мотивы эпохи Возрождения. Работа Диого де Торральвы была продолжена в 1571 году Жеромом де Руаном (также называемым Херонимо де Руан), который добавил некоторые классические элементы. Строительство прекратилось в 1580 году с объединением Испании и Португалии, поскольку на строительство Эскориала в Испании теперь уходили все выделенные средства.
Королевство
16 июля 1604 года Филипп Испанский (правивший после Иберийского союза) превратил монастырь в королевский погребальный памятник, запретив входить в здание кому бы то ни было, кроме королевской семьи и монахов-иеронимитов. В 1625 году был построен новый портал, а также дверь монастыря, дом привратников, лестница и холл, служивший входом на верхние хоры, спроектированные королевским архитектором Теодосио Фриасом и выполненные каменщиком Диого Вазом. В 1640 году приор Бенту де Сикейра приказал построить монастырскую библиотеку, где хранились книги, принадлежавшие инфанту Луису (сыну короля Мануэля I) и другим лицам, связанным с религиозным орденом.
С восстановлением независимости Португалии в 1640 году монастырь во многом вернул себе былое значение, став местом захоронения королевского пантеона; в его стенах были погребены четверо из восьми детей Иоанна IV Португальского: инфант Теодосио (1634-1653), инфанта Жуана (1636-1653), король Афонсу VI (1643-1683) и Катарина де Браганса (1638-1705). В 1682 году тело кардинала Энрике было похоронено в часовнях трансепта. 29 сентября 1855 года тело короля Афонсу VI было перевезено в королевский пантеон Дома Браганса в монастыре Сан-Висенте-де-Фора вместе с тремя его братьями и сестрой.
В 1663 году Братство сеньора душ Пассоса заняло старую часовню Санто-Антониу, потолок которой был отделан золотой плиткой в 1669 году, в то время как фрески на лестнице с геральдикой святого Иеронима были завершены в 1770 году. Ретаблицы были завершены в 1709 и 1711 годах, ценные альфейи были подарены религиозному ордену, а ризница была отремонтирована в 1713 году. Художник Энрике Феррейре было поручено в 1720 году написать «Королей Португалии»: королевская серия была размещена в Зале дос Рейс (Зале королей). Энрике Феррейре также было поручено завершить серию рождественских росписей.
![Монастырь Херонимуш в середине 18 века, до Лиссабонского землетрясения 1755 года.](https://i0.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2024/05/monastyr-heronimush-v-seredine-18-veka-do-lissabonskogo-zemletryaseniya-1755-goda.png?resize=730%2C607&ssl=1)
Монастырь выдержал Лиссабонское землетрясение 1755 года без особых повреждений: были разрушены только балюстрада и часть высокого хора, но их быстро отремонтировали. 28 декабря 1833 года монастырь Херонимуш был секуляризован государственным указом, и его название было передано Реальному дому Пиа де Лиссабон (Благочестивый Королевский дом Лиссабона), чтобы служить приходской церковью для нового гражданского прихода Санта-Мария-де-Белен. Многие произведения искусства и сокровища были либо переданы короне, либо утеряны в этот период. Большую часть времени он пустовал, и его состояние начало ухудшаться.
Реставрационные работы в монастыре начались после 1860 года, начавшись с южного фасада под руководством архитектора Рафаэля Сильвы и Кастро, а в 1898 году — под руководством Домингоша Паренте да Силвы. Хотя монастырская цистерна, внутренние клерикальные кельи и кухня были снесены в это время, три проекта реконструкции, предложенные архитектором Дж. Колсоном, включая внедрение элементов возрождения в стиле неомануэлине, не получили требуемого одобрения. В 1863 году омбудсмен Casa Pia Эухенио де Алмейда нанял архитектора Валентина Хосе Коррейю для реорганизации второго этажа старого общежития и оформления окон (1863-1865). Впоследствии его сменил Сэмюэл Баррет, который построил башни в крайней западной части общежитий. Аналогичным образом и необъяснимо Баррет был заменен итальянскими дизайнерами декораций Рамбуа и Чинатти, которые работали над дизайном театра Сан-Карлос, чтобы продолжить реконструкцию монастыря в 1867 году. Между 1867 и 1868 годами они основательно изменили пристройку и фасад церкви, которые затем выглядели так, как сегодня. Они снесли галерею и Зал королей, построили башни восточного общежития, окно-розетку верхнего хора и заменили пирамидальную крышу колокольни на конструкцию в форме митры. Реконструкция была отложена из-за обрушения центрального общежития в 1878 году. После 1884 года Раймундо Вальядас начал вносить свой вклад, инициировав в 1886 году реставрацию монастыря и Сала-ду-Капитуло, включая строительство сводчатого потолка. Могила Александра Эркулано, спроектированная Эдуардо Аугусто да Силвой, была размещена в Сала-ду-Капитуло в 1888 году.
Чтобы отпраздновать четвертое столетие прибытия Васко да Гамы в Индию в 1898 году, было решено восстановить гробницу исследователя в 1894 году. Могилы Васко да Гамы и Луиса де Камоэнса, вырезанные скульптором Коста Мотой, были размещены в южной боковой часовне. Год спустя монастырь получил останки поэта Жуана де Деуса, позже к ним присоединились могилы Алмейды Гаррета (1902), Сидониу Паиса (1918), Гуэрры Жункейру (1923) и Теофило Браги (1924).
Республика
Министр общественных работ (Ministério das Obras Públicas) объявил конкурс на достройку пристройки, которая должна была служить Национальным музеем промышленности и торговли (Национальный музей Индии и стран Снг), но в 1899 году проект был отменен, и был установлен Этнологический музей Португалии (Этнологический португальский музей).
Дальнейшая реконструкция монастыря была начата в 1898 году после работы, проделанной Паренте да Силвой в 1895 году над центральной пристройкой, которая теперь упрощена, а также реставрации кадейралов (стульев, используемых духовенством при религиозных службах), которые были завершены в 1924 году скульптором Коста Мотой. В 1938 году орган на высоком хоре был демонтирован одновременно с заменой серии витражей на южном фасаде, спроектированных Абелем Мантой и выполненных Рикардо Леоне.
![Официальная фотография, сделанная после подписания Лиссабонского договора перед Южным порталом](https://i0.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2024/05/ofitsialnaya-fotografiya-sdelannaya-posle-podpisaniya-lissabonskogo-dogovora-pered-yuzhnym-portalom.jpg?resize=523%2C304&ssl=1)
В рамках празднования столетия современной Португалии в 1939 году в монастыре и башне была завершена очередная реконструкция. В ходе этих проектов балдахин и могила Александра Эркулано были демонтированы, а внутренний дворик монастыря заасфальтирован. В 1940 году пространство перед монастырем было перепроектировано для Португальской экспозиции. В Доме Пиа освободили внутренние помещения монастыря, а гробницы Камоэнса и Васко да Гамы были перенесены на нижний хор. Серия окон, спроектированных Ребочо и выполненных Алвесом Мендесом, была завершена в 1950 году.
В 1951 году останки президента Оскара Кармоны были захоронены в Зале Столицы. Позже они будут перевезены в Национальный пантеон в 1966 году, чтобы присоединиться к телам других бывших президентов и литературных героев страны.
Морской музей (Museu da Marinha) был открыт в западном крыле монастыря в 1963 году.
Республика
Церковь и монастырь, как и близлежащие Торре-де-Белен и Падран-дус-Декобриментос, символизируют португальскую эпоху открытий и являются одними из главных туристических достопримечательностей Лиссабона. В 1983 году ЮНЕСКО официально внесла монастырь иеронимитов и башню Белен в список объектов Всемирного наследия.
Когда Португалия присоединилась к Европейскому экономическому сообществу, официальные церемонии проводились в монастыре памятника (1985).
В 1990–х годах в монастыре состоялись две крупные выставки: 4 секулы пинтуры (португальский: четыре столетия живописи) в 1992 году; и экспозиция «Леонардо да Винчи — ум домой, эскала-ду-мунду, ум Мундо — эскала-ду-мунду» (португальский: Леонардо да Винчи: человек мирового масштаба, мир в масштабе человека), в 1998 году (которая включала Лестерский кодекс, временно одолженный у Билла Гейтса) .
В конце 20 века продолжалась реконструкция с консервацией, очисткой и реставрацией, включая главную часовню в 1999 году и монастырь в 1998-2002 годах.
13 декабря 2007 года в монастыре был подписан Лиссабонский мирный договор, заложивший основу для реформы Европейского союза.
![Вид с вершины Падран-дус- Дескобриментос](https://i0.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2024/05/vid-s-vershiny-padran-dus-deskobrimentos.jpg?resize=730%2C153&ssl=1)
Церковь Санта-Мария
Внешний вид Южного портала
Богато украшенный боковой вход в монастырь был спроектирован Хуаном де Кастильо и считается одним из самых значительных сооружений его времени, но на самом деле не является главным входом в здание. Этот портал, похожий на святилище, большой, 32 метра (105 футов) в высоту и 12 метров (39 футов) в ширину, занимающий два этажа. Его декоративные особенности включают в себя обилие фронтонов и башенок, со множеством резных фигур, стоящих под балдахином в резных нишах, вокруг статуи Генриха Мореплавателя, стоящей на пьедестале между двумя дверями.
На тимпане, над двойной дверью, в виде полурельефа изображены две сцены из жизни святого Иеронима: слева — извлечение шипа из лапы льва, а справа — путешествие святого в пустыню. В шпандреле между этими сценами изображен герб короля Мануэля I, в то время как архивольт и тимпан покрыты символами и элементами Мануэлина. Мадонна (Санта-Мария-де-Белен) находится на пьедестале на вершине архивольта, увенчанного архангелом Михаилом, а над порталом — крест ордена Христа. Портал гармонично обрамлен с каждой стороны большим окном с богато украшенной лепниной.
![Богато украшенный южный портал Мануэлина работы Жуана де Кастильо](https://i0.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2024/05/bogato-ukrashennyy-yuzhnyy-portal-manuelina-raboty-zhuana-de-kastilo.jpg?resize=730%2C1110&ssl=1)
Богато украшенный южный портал Мануэлина работы Жуана де Кастильо
Внешний вид осевого портала
Несмотря на меньшие размеры, чем южный дверной проем, это самая важная дверь в Иеронимус из-за ее орнамента и расположения перед главным алтарем. Этот западный портал является хорошим примером перехода от готического стиля к ренессансу. Он был построен Николау Шантерене в 1517 году. Вероятно, это было его первое поручение в Португалии. Сейчас он перекрыт вестибюлем, пристроенным в 19 веке, который образует переход между церковью и амбулаторией.
В тимпане изображены сцены рождения Христа: слева направо: Благовещение (ангела, указывающего Марии, что она родит); Рождество (рождение младенца Христа); и Богоявление (поклонение волхвов). Два ангела держат гербы Португалии, рядом с архивольтом. Пролеты по обе стороны портала заполнены статуями, среди них статуи короля Мануэля I и королевы Марии Арагонской, преклонивших колени в нише под богато украшенным балдахином, в окружении своих покровителей: святого Иеронима и святого Иоанна Крестителя соответственно. Поддерживающие карнизы украшены маленькими ангелочками, держащими герб, а сбоку от короля — армиллярную сферу, а сбоку от королевы — три цветущие веточки. Элементы эпохи Возрождения включают ангелов в римских одеждах, херувимов, детализацию и реализм королей и этюд святого Иеронима в обнаженном виде.
![Западный портал, переход от готического стиля к ренессансу, работы скульптора Николау Шантерена, 1517](https://i0.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2024/05/zapadnyy-portal-perehod-ot-goticheskogo-stilya-k-renessansu-raboty-skulptora-nikolau-shanterena-1517.jpg?resize=730%2C548&ssl=1)
По всему монастырю есть изображения святого Иеронима на картинах, скульптурах и витражах. Есть три важных примера:
- О Покаянии но дезерто (Кающийся в пустыне), расположенный в подполе, недалеко от могилы Васко да Гамы, изображающий истощенного святого в пустыне с камнем в руке во время медитации перед распятием;
- Об Эстудиозо на суа чела (Прилежный в своей келье), изображающий святого, сидящего на своем рабочем месте в окружении открытых книг;
- О Дуторе да Игреха (Врач в церкви), расположенный на высоком хоре, изображающий торжественного святого Иеронима, стоящего в красной мантии и шляпе кардинала.
Святого всегда сопровождают лев и библия.
Интерьер
Диого Boitac заложил основы для этого тремя нефами Церкви с пятью отсеками под единым сводом, четко выраженные, но только слегка выступающий Трансепт и хор. Планировка церкви-зала состоит из проходов и нефа одинаковой высоты. Бойтак возвел стены церкви до карнизов, а затем приступил к строительству соседнего монастыря.
Хуан де Кастильо, испанский архитектор и скульптор, продолжил строительство в 1517 году. Он завершил строительство подпорных стен и уникального однопролетного ребристого свода, сочетания звездчатых и ажурных сводов, охватывающих церковь шириной 19 метров (62 фута). Каждый набор ребер в своде закреплен выступами. В смелом дизайне (1522 г.) поперечного свода трансепта отсутствуют какие-либо опоры или колонны, в то время как Бойтак изначально планировал сделать три пролета в трансепте. Неподдерживаемый свод трансепта создает у посетителя впечатление, что он парит в воздухе.
![Богато украшенные колонны и потолок главной часовни](https://i0.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2024/05/bogato-ukrashennye-kolonny-i-potolok-glavnoy-chasovni.jpg?resize=730%2C463&ssl=1)
Кастильо также украсил шесть 25-метровых, тонких, сочлененных восьмиугольных колонн изысканными гротескными или цветочными элементами, типичными для стиля Ренессанса. Строительство этого зала в стиле поздней готики является эстетическим и архитектурным шедевром: оно усиливает пространственный эффект этого огромного здания. На северной колонне, ближайшей к трансепту, находится медальон, который, возможно, был намеренно включен в качестве портрета Бойтака или Хуана де Кастильо.
В конце боковых нефов и по обе стороны хоров находятся алтари (также в стиле Мануэлине), датируемые 16 и 17 веками. Они украшены резьбой по дереву и покрыты золотистым и зеленым пигментом, а один из них поддерживает изображение святого Иеронима из многоцветной терракоты, покрытой эмалью.
![Неомануэлинская гробница мореплавателя Васко да Гамы](https://i0.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2024/05/neomanuelinskaya-grobnitsa-moreplavatelya-vasko-da-gamy.jpg?resize=730%2C504&ssl=1)
Этот алтарь был заказан королевой Екатериной Австрийской как место последнего упокоения королевской семьи. Это работа Херонимо де Руана (Jean de Rouen) в классическом стиле. Королевские гробницы покоятся на мраморных слонах и расположены между ионическими колоннами, увенчанными коринфскими колоннами. Гробницы с левой стороны хора принадлежат королю Мануэлю I и его жене Марии Арагонской, в то время как гробницы с правой стороны принадлежат королю Жуану III и его жене Екатерине Австрийской.
![Королевские гробницы в главной часовне; каждый саркофаг держат два слона](https://i0.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2024/05/korolevskie-grobnitsy-v-glavnoy-chasovne-kazhdyy-sarkofag-derzhat-dva-slona.jpg?resize=730%2C548&ssl=1)
Гробницы
Внутри церкви, на нижнем хоре, находятся каменные гробницы Васко да Гамы (1468-1523) и великого поэта и летописца Эпохи открытий, Луиса де Камоэнса (1527-1580). Обе гробницы были вылеплены скульптором 19 века Коста Мотой в гармоничном стиле неомануэлине. Бренные останки обоих были перенесены в эти гробницы в 1880 году.
Архитектура монастыря
Работы над обширным квадратным клуатром (55 × 55 м) монастыря были начаты Бойтачем. Он построил своды паха с широкими арками и окнами с ажурной отделкой, опирающимися на изящные средники. Хуан де Кастильо завершил строительство, придав нижнему этажу классическое перекрытие и соорудив более углубленный верхний этаж. Строительство такого монастыря было новинкой в то время. Кастильо заменил оригинальные круглые колонны Бойтака на прямоугольные и украсил его орнаментом в стиле платереска. Каждое крыло состоит из шести отсеков с ажурными сводами. Четыре внутренних отсека опираются на массивные контрфорсы, образуя широкие аркады. Угловые пролеты соединены диагональной арочной конструкцией и демонстрируют богато украшенные угловые колонны. Монастырь выполнял как религиозную, так и представительскую функцию благодаря своему декоративному оформлению и династическим символическим мотивам, таким как армиллярий, герб и крест из Ордена Христа, демонстрируя растущее мировое могущество Португалии.
Внутренние стены монастыря украшены множеством мануэлинских мотивов с морскими элементами, в дополнение к европейским, мавританским и восточным мотивам. Круглые арки и горизонтальная структура явно соответствуют архитектурному стилю Ренессанса, в то же время существует связь с испанской архитектурой. Украшения на внешних стенах внутреннего двора были выполнены Кастильо в стиле Платереско: аркады включают арочные элементы, которые придают сооружению филигранный вид.
![Двухэтажные монастыри](https://i0.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2024/05/dvuhetazhnye-monastyri.jpg?resize=730%2C536&ssl=1)
В одной из этих аркад находится гробница поэта Фернандо Пессоа, в то время как в нескольких других гробницах в здании капитула покоятся останки поэта и драматурга Алмейды Гарретта (1799-1854), писателя-историка Александра Эркулано (1810-1877), бывших президентов Теофило Браги (1843-1924) и Оскара Кармоны (1869-1951).
В трапезной напротив здания капитула есть несколько изразцов azulejos 18 века.
В дополнение к монастырю после реставрации 1850 года были созданы Национальный археологический музей (National Archaeological Museum) и Музей да Маринья (Морской музей) (в западном крыле).
![Украшенные монастырские арки](https://i0.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2024/05/ukrashennye-monastyrskie-arki.jpg?resize=730%2C548&ssl=1)