Народное искусство

Очарование предметов прикладного и декоративного искусства яснее всего видна в народном творчестве, возникшем еще в незапамятные времена. В свободные часы крестьяне из глины, дерева, кости, соломы создавали вещи, которыми любуются зрители в музеях. Мебель, с особой заботой украшенные колыбели, расписанные сундуки; посуда, прялки, дуги, ткани с затейливым переплетением нитей или украшенные набойкой (печатным орнаментом), кружево — все использовано для пущей красоты, нарядности. Во всем поразительное чувство меры. Иной раз только узкая  полосочка вдоль края, скромная розетка рядом с не тронутой украшением поверхностью — и вещь расцвела, как девушка, украшенная ниткой бус. Узор слит с вещью. Он немыслим без предмета, и вещь не вещь без него.

Форма предметов народного искусства продиктована прежде всего требованиями удобства. Крынка и кувшин устойчивы и вместительны, их легко держать в руке. Горшок в печи хорошо охватывается пламенем, его удобно брать ухватом.

Чувство пропорций, пластическое чутье руководят мастером, из-под его рук возникают вещи, полные грации, изящества. Чем больше смотришь, тем больше открывается в них мудрой прелести. Иной раз они воспроизводят формы природы — гнездо птицы, растение, образы живых существ — утицы, барана, медведя.

Созданы мотивы резных и расписных орнаментов на деревянных и глиняных вещах, в тканях и вышивке. Тут же изображения всадника на коне, седока в санях или экипаже, сцены чаепития, букеты. Эти образы не только плод народного понимания красоты и стремления наполнить жизнь ею. Если внимательно всмотреться в украшения, послушать старых людей или почитать книги о народном искусстве, увидишь в этих образах и узорах мечты девушки о замужестве, крестьянина о добром коне, образы сказок, песен, пословиц, следы древних верований.

Прилагаемые самые разные природные материалы, народные мастера умеют раскрыть их красоту: упругую слоистость дерева, пластичность глины, шелковистость льна, мягкую теплоту шерстяной пряжи, золотой блеск соломы…    Кроме того — никакой имитации, подделки, обмана. Глина остается глиной, дерево деревом, солома соломой. Умение сохранить и употребить с толком красоту материала, придать изделиям точную форму, создать с помощью резьбы, росписей, окраски и ткацкого узора неувядающую красоту привлекает в старых изделиях новые поколения мастеров. Народное искусство вечно живо.

Простое перечисление способов изготовления изделий из разных материалов удивляет разнообразием. Дерево строгают, точат, пилят, долбят, рубят, режут, сверлят; из глины лепят, точат на гончарном круге, обжигают, окрашивают; металл куют, гнут, формуют, пилят, прессуют, гравируют, чеканят; камень пилят, сверлят, обтачивают, из него высекают; волокнистые материалы прядут, плетут, а потом ткут, вяжут, красят, вышивают, набивают на ткани узор; из прутьев и стеблей растений плетут корзины; выращивают тыквы в форме или перевязывают их и делают причудливые сосуды — колебасы. Сколько умений, изобретательности, фантазии! Недаром мастеров народного искусства зовут умельцами. Удивительно, как руки, огрубевшие в нелегкой работе, смогли сделать вещи тонкой красоты.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.