Рафаэль Санти
«В Рафаэле сочетались и блистали самые редкие душевные качества, с которыми соединялась грация, трудолюбие, скромность и добрая нравственность… Он постоянно имел множество учеников, которым помогал и которыми руководил с отеческой любовью». Эти отзывы говорят о Рафаэле как о человеке удивительного обаяния. Таким же было и его искусство: ясным, возвышенным, исполненным благородства и простоты.
Рафаэль прожил всего 37 лет (1483-1520), но и за этот недолгий срок сумел оставить многогранные творческое наследие. Первые уроки живописи ему дал отец, Джовани Санти, живописец и поэт. Затем Рафаэль учился у известного мастера того времени Пьетро Перуджино. Ранние работы Рафаэля не выделяются среди произведения его учителей, но уже в «Мадонне Конестабиле», написанной в 20 лет, проявляется удивительное умение Рафаэля выстраивать композицию, связывать фигуры на картине в единое целое.
В 1508 г. по приглашению Папы, главы католической церкви, он переехал из Флоренции в Рим, где полностью расцвел его гений. Там он начинал работать над росписью комнат (станц) Ватиканского дворца. Здесь проявились все исключительные качества Рафаэля как живописца: тонкое чувство цвета, мастерство рисунка, и, главное, — умение объеденить многочисленные образы в гармонический ансамбль, как на большой фреске «Афинская школа».
«Афинская школа»
Роспись станц Ватиканского дворца. Фреска 1510 г.. Под своими сводами просторного, величественного храма собрались мудрецы Древней Греции. В центре- Платон и Аристотель. Платон указывает Аристотелю на небо, подчеркивая духовную, божественную руку над землей, утверждая материальную сущность вещей. Платон и Аристотель окружены толпой последователей и учеников. На ступенях храма — мудрый Диоген, у подножия лестницы- справа Геометрия и Астрономия, слева- Грамматика и Арифметика, Музыка, в центре группы- погруженный в книгу Евклид. Многих ученых древности Рафаэль наделил чертами современников.
«Парнас»
На фреске, Рафаэль изобразил покровителя искусств Аполлона в окружении девяти муз. Вокруг них собрались знаменитые греческие и римские поэты и писатели Италии эпохи Возрождения- Данте, Петрарка, Боккаччно, Ариосто. Художник сближает мир античности и современный ему мир и этим подчеркивает свою мечту о величии человека, его дерзкий и свершениий в науке, искусстве. Рафаэль видит своих героев идеальными людьми, он стремится показать лучшее и совершенное в человеке. Эта вера была основой всего мировоззрения эпохи Возрождения.
Образ Богоматери
Образ мадонны был одним из самых любимых в творчестве Рафаэля. Он создавал несколько всемирно известных картин, в которых Богоматерь предстает как богиня добра и красоты. Его мадонна то величественно царит в больших алтарных композициях, то как обычная женщина любуется первым шагами своего сына, как на картине «Мадонна в зелени». Рафаэль настойчиво искал путь воплощения воплощения идеального образа Богоматери, и он достиг этого идеала в прославленной «Сикстинской мадонне». Картина была написана по заказу римского Папы Юлия II.
Босая, но царственная и величественная, она идет по облакам с младенцем на руках. На нее с благоговением смотрят снявший папскую тиару Сикст и святая Варвара. Два ангелочка устремляют вверх мечтательный взор. Юная мадонна спокойна и величественна, но в ее взоре, в жесте, с которым она прижимает к себе сына, чувствуется какая-то тревога и обреченность. Она словно предвидит крестный путь сына, свои страдания и страдания всего рода людского. Рафаэль раздвинул над изображением тяжелый занавес, напоминая, что это не реальность, а мечта о лучшем мире. о совершенстве, к которому человек должен стремиться.
В последние годы своей жизни Рафаэль вместе с архитектором Донато Браманте работал над реконструкцией и росписью лоджий Ватиканского дворца. Это длинная галерея, равномерно пересеченная 12-ю высокими арками. Рафаэль пкрыл росписями все лоджии: здесь религиозные и мифологические картины, причудливый орнамент из растений и цветов. На плафонах- главнейшие события библейской истории, поэтому росписи иногда называют «Библией Рафаэля».