Сасанидская архитектура

Так-и Кисра, остатки бывшего дворца Сасанидов в Ктесифоне

Сасанидская архитектура относится к персидскому архитектурному стилю, который достиг пика своего развития в эпоху Сасанидов. Во многих отношениях период Сасанидской империи (224-651 гг. н.э.) стал свидетелем наивысшего достижения иранской цивилизации и представлял собой последнюю великую доисламскую Персидскую империю перед мусульманским завоеванием. Большая часть сасанидской архитектуры была принята мусульманами и стала частью исламской архитектуры.

Так-и Кисра, остатки бывшего дворца Сасанидов в Ктесифоне
Так-и Кисра, остатки бывшего дворца Сасанидов в Ктесифоне

Династия Сасанидов, как и империя Ахеменидов, возникла в провинции Персида (Фарс). Они считали себя преемниками ахеменидов после перерыва между эллинистическими и парфянскими династиями и воспринимали это как свою роль в восстановлении величия Персии.

Происхождение

Возрождая славу ахеменидского прошлого, сасаниды были не просто подражателями. Искусство этого периода демонстрирует удивительную мужественность. В некоторых отношениях она предвосхищает черты, появившиеся позже, в исламский период. Завоевание Персии Александром Македонским положило начало распространению эллинистического искусства в Западной Азии; но если Восток и принял внешнюю форму этого искусства, он так и не усвоил по-настоящему его дух. Уже в парфянский период народы Ближнего Востока свободно интерпретировали эллинистическое искусство, и на протяжении всего сасанидского периода продолжался процесс противодействия ему. Сасанидское искусство возродило формы и традиции, родом из Персии; а в исламский период они достигли берегов Средиземного моря.

Симорг или Сенмурв, В мифологии Персии
Симорг или Сенмурв, В мифологии Персии

Дворцы

Великолепие, в котором жили сасанидские монархи, хорошо иллюстрируют их сохранившиеся дворцы, такие как в Фирузабаде и Бишапуре в Фарсе и столице Ктесифона в современном Ираке. В дополнение к местным традициям, парфянская династическая архитектура, должно быть, была ответственна за очень многие архитектурные особенности сасанидов. Все они характеризуются иванами с бочкообразными сводами , представленными в парфянский период, но сейчас они достигли огромных размеров, особенно в Ктесифоне. Арка большого сводчатого зала в Ктесифоне, приписываемая правлению Шапура I (241-272), имеет пролет более 80 футов и достигает высоты 118 футов. с земли. Это великолепное сооружение очаровывало архитекторов в последующие столетия и всегда считалось одним из важнейших произведений персидской архитектуры. Во многих дворцах есть внутренний зал для аудиенций, который состоит, как и в Фирузабаде, из камеры, увенчанной куполом. Персы решили проблему возведения круглого купола на квадратном здании с помощью косогора. Это арка, построенная поперек каждого угла площади, тем самым превращая ее в восьмиугольник, на котором легко разместить купол. Купольная палата во дворце Фирузабада является самым ранним сохранившимся примером использования косогора, поэтому есть веские основания считать Персию местом его изобретения.

Историческая гидравлическая система Шуштара частично восходит к эпохе Ахеменидов.
Историческая гидравлическая система Шуштара частично восходит к эпохе Ахеменидов.

Ранние дворцы Сасанидов прекратили свое существование. Ардашир I и Шапур I и их непосредственные преемники, несомненно, возвели для себя резиденции, превосходящие по размерам и богатству здания, которые удовлетворяли парфян, а также те, в которых провели свою жизнь их собственные предки, цари-данники Персии при Парфии. Но эти резиденции почти полностью исчезли.

Дворец Ардашир, построенный в 224 году нашей эры во времена династии Сасанидов. Здание имеет три больших купола, одни из старейших примеров таких масштабных куполов в мире.
Дворец Ардашир, построенный в 224 году нашей эры во времена династии Сасанидов. Здание имеет три больших купола, одни из старейших примеров таких масштабных куполов в мире.

Описания

Самые древние из сасанидских зданий, которые были измерены и описаны, относятся к веку между 350 и 450 годами нашей эры; и мы не можем проследить точные этапы, с помощью которых постепенно вырабатывался сасанидский стиль. Мы сталкиваемся с ней, когда она выходит за рамки стадии младенчества, когда она приобрела ярко выраженный и решительный характер, когда она больше не колеблется и не колеблется, но знает, чего хочет, и идет прямо к своей цели. Его основные черты просты и единообразны, более поздние здания являются просто расширением более ранних за счет увеличения количества или размера квартир. Основными характеристиками стиля являются, во-первых, то, что план всего здания представляет собой параллелограмм, без пристроек или выступов; во-вторых, то, что главный вход ведет в высокое сводчатое крыльцо или холл через арку во всю ширину квартиры; в-третьих, что помимо этих продолговатых залов, в здании есть квадратные апартаменты, увенчанные куполами, которые имеют круглую форму у основания, и эллиптические в своей части и опирающиеся на маятники; в-четвертых, что квартир множество, с ванными комнатами, переходящими одна в другую без вмешательства проходов; и, в-пятых, что дворец состоит из двора, расположенного в задней части здания, с выходящими в него апартаментами.

Параллелограмм имеет разные пропорции. Глубина может быть немного больше ширины, а может быть почти вдвое больше. В любом случае фасад занимает одну из более коротких сторон или концов здания. Во внешней стене иногда имеется только один вход; но чаще всего входов больше, чем обычно наблюдается в современных зданиях. Главный вход находится точно в центре фасада. Этот вход обычно представляет собой высокую арку, которая (если не считать куполов) занимает почти всю высоту здания и является одной из его самых ярких особенностей. С воздуха мы смотрим прямо в сердце здания, в одном случае на глубину 115 футов, что равно длине часовни Генриха VII в Вестминстере. Подобные входы распространены в мечетях Армении и Персии, а также во дворцах последней страны. В мечетях «высокие и глубоко утопленные порталы», «не имеющие себе равных по величию и уместности», являются скорее правилом, чем исключением; а во дворцах «Тронные залы» обычно представляют собой просто глубокие ниши такого характера, сводчатые или поддерживаемые колоннами, открытые с одного конца на всю ширину и высоту помещения.

Храм огня в Амоле
Храм огня в Амоле

Арки

Высота арки в зданиях Сасанидов варьируется примерно от пятидесяти до восьмидесяти пяти футов; обычно она без украшений; но в одном случае мы встречаемся с переплетением маленьких арок вокруг большой. Квартиры с куполами имеют площадь от 25 до чуть более 40 футов. Купола имеют круглую форму у основания, но часть из них имеет форму полуэллипса, при этом самый длинный и самый короткий диаметры пропорциональны трем к двум. Высота, на которую они возвышаются над землей, ненамного превышает 70 футов. Одно здание будет иметь два или три купола, либо одинакового размера, либо иногда разных размеров. Особенностью их конструкции является то, что они опираются не на барабаны, а на подвески.

Серия полукруглых арок перекинута через углы квартиры, каждая из которых выступает дальше, чем предыдущая, и таким образом углы квадрата закругляются в круг. Карниз огибал квартиру, над или под подвесными двигателями, а иногда и над, и под ними. В куполах было несколько небольших отверстий, через которые пропускалось немного света, а верхняя часть стен между подвесами также была прорезана окнами.

Во дворцах Сасанидов нет проходов. Комнаты по большей части открываются одна в другую. Там, где это не так, они проводят собрания на общей площадке, которая представляет собой либо открытый двор, либо большую сводчатую квартиру. Проемы, как правило, представляют собой дверные проемы среднего размера, но иногда они представляют собой арки во всю ширину подчиненной комнаты или апартаментов. Во дворце было обнаружено до семнадцати или восемнадцати комнат.

Орнаментация

Арка Ктесифона - единственное видимое сохранившееся сооружение королевской столицы Сасанидов Ктесифона.
Арка Ктесифона — единственное видимое сохранившееся сооружение королевской столицы Сасанидов Ктесифона.

Внешний орнамент Сасанидов от земли до карниза, а между ними — ряд высоких узких арок с двойным углублением. Гораздо менее удовлетворительным является гораздо более сложный дизайн, принятый в Ктесифоне, где шесть рядов глухих арок разных видов наложены одна на другую, между ними натянуты струны и с пилястрами, расположенными поодиночке или парами, разделяющими арки на группы, а не накладывающимися регулярно, как должны быть колонны, настоящие или кажущиеся. Внутреннее убранство, вероятно, в значительной степени было выполнено штукатуркой, росписью и, возможно, позолотой. Однако все это, если и существовало, исчезло; и интерьеры теперь представляют собой голый вид, который лишь слегка смягчается случайным появлением окон, декоративных дверных проемов и ниш, которые напоминают хорошо известные черты Персеполя. В некоторых случаях расположение больших комнат было улучшено с помощью коротких колонн, расположенных на некотором расстоянии от стен и поддерживающих что-то вроде поперечного ребра, что нарушало однородность крыши. Колонны соединялись с боковыми стенами низкими арками.

Таковы основные отличия дворцовой архитектуры Сасанидов. Общий эффект больших залов величествен, хотя и едва ли красив, и в лучших образцах весь дворец обладает атмосферой простой строгости, которая поражает и исполнена достоинства. Здания считаются «свидетельствующими о значительной оригинальности и мощи», хотя они «указывают на состояние общества, когда внимание к безопасности едва ли позволяло архитектору свободно использовать более тонкие украшения своего искусства».

Уникальность

Уникальной характеристикой архитектуры Сасанидов было ее особое использование пространства. Сасанидский архитектор задумывал свое здание с точки зрения массы и поверхностей; отсюда использование массивных стен из кирпича, украшенных лепниной или резьбой. Лепные украшения стен появляются в Бишапуре, но лучшие образцы сохранились из Чал-Тархана близ Райи (позднесасанидского или раннеисламского периода), а также из Ктесифона и Киша в Месопотамии. На панелях изображены фигуры животных в виде кругляшей, человеческие бюсты, а также геометрические и цветочные мотивы.

Дома в Изадхасте
Дома в Изадхасте

Влияние Сасанидов

Искусство Сасанидов возродило формы и традиции, родом из Персии; а в исламский период они достигли берегов Средиземного моря. Влияние архитектуры Сасанидов вышло далеко за пределы их границ, оно оказало заметное влияние на византийскую архитектуру и исламскую архитектуру. По сути исламской архитектуры в значительной степени заимствованы из персидской архитектуры.

Интерьер Калех Дохтара. Использование косогоров для размещения купола на вершине квадратного сооружения считается наиболее значительным вкладом сасанидов в исламскую архитектуру.
Интерьер Калех Дохтара. Использование косогоров для размещения купола на вершине квадратного сооружения считается наиболее значительным вкладом сасанидов в исламскую архитектуру.

Багдад, например, был основан на персидских прецедентах, таких как Фирузабад в Персии. Фактически, теперь известно, что двумя дизайнерами, нанятыми аль-Мансуром для разработки дизайна города, были Наубахт, бывший персидский зороастриец, и Машалла, бывший еврей из Хорасана, Иран.

Великая мечеть Самарры — еще один пример, где спиральное здание было основано на персидской архитектуре, такой как спиральная башня в центре Фирузабада, бывшей столицы Сасанидов.

Круглый город Багдад, построенный в период Аббасидов, был основан на парфо-сасанидском дизайне круглого города.
Круглый город Багдад, построенный в период Аббасидов, был основан на парфо-сасанидском дизайне круглого города.

В Афганистане в Бамиане находятся руины, свидетельствующие о большом влиянии иранского искусства и архитектуры (особенно эпохи Сасанидов) с 4 по 8 века. Фрески и колоссальные статуи Будды украшают монастыри Бамиана, демонстрируя слияние сасанидско-иранских и греко-буддийских элементов.

Иностранные влияния

Византийская архитектура оказала влияние на некоторые виды архитектуры Сасанидов, один из хороших примеров находится в Бишапуре, некоторые полы были украшены мозаикой, изображающей сцены веселья, например, на банкете; римское влияние здесь очевидно, и мозаики, возможно, были выложены римскими пленниками. Здания также украшались настенной росписью; особенно прекрасные образцы были найдены на горе Хадже в Систане.

Band-e Kaisar
Band-e Kaisar
Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий