Символизм в живописи
Символизм в живописи получил свое направление от поэтов и литературоведов этого движения, но он также представлял собой реакцию против объективистских целей реализма и все более влиятельного движения импрессионизма. В отличие от относительно конкретного представления, которое искали эти движения, художники-символисты предпочитали произведения, основанные на фантазии и воображении. Позиция символиста в живописи была авторитетно определена молодым критиком Альберт Аурье, восторженный поклонник Поля Гогена, в статье в Mercure de France (1891). Он подробно остановился на утверждении Мореаса о том, что цель искусства «состоит в том, чтобы одеть идею в чувственную форму», и подчеркнул субъективные, символические и декоративные функции искусства, которые дадут визуальное выражение внутренней жизни. Художники-символисты обратились к мистическому и даже оккультному в попытке вызвать субъективные состояния ума визуальными формами.
Такие художники-постимпрессионисты, как Гоген и Винсент Ван Гог, а также Наби могут считаться символистами в определенных аспектах их искусства. Однако художники, которые действительно представляют эстетические идеалы символистов, включают в себя три главных фигуры: Гюстав Моро, Одилон Редон и Пьер Пювис де Шаванн. Моро был фигуративным художником, который создавал сцены, основанные на легендарных или древних темах. Его очень оригинальный стиль использовал яркие, похожие на драгоценные камни цвета, чтобы изобразить богато украшенные, роскошные интерьеры воображаемых храмов и дворцов, в которых скудно одетые фигуры пойманы в статичных позах. Его работы характеризуются экзотической эротикой и декоративным великолепием. Редон исследовал мистические, фантастические и часто мрачные темы в своих картинах и графике. Его картины подчеркивают поэтику цвета в их тонких гармониях оттенков, в то время как его предмет был очень личным в его мифических и сказочных фигурах. Пювиса де Шаванна теперь помнят прежде всего как художника-монументалиста.