Тициан Вечеллио
(1477 или 1480—1576)
Прожил долгую жизнь, в которой ему было дано многое: здоровье, богатство, благополучие, талант. У него была привлекательная внешность, благородная, величественная осанка. Он жил в собственном дворце в Венеции на берегу морской лагуны, где прозрачная вода искрилась под ярким солнцем. Он прогуливался в тенистом саду, куда не
проникал шум богатого людного торгового города. Он был знатным и состоятельным человеком и славился как гениальный живописец. Влиятельные князья и государи, папы и кардиналы, ученые и писатели — все стремились иметь картину, написанную Тицианом.
Женские образы
Художник полон сил и вдохновения, и в своих великих картинах он воспевает радости жизни, любовь, богатство, благополучие. В своих шедеврах «Венера Урбинская», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна» художник прославляет женскую красоту и поклоняется ей.
В «Венере Урбинской» Тициан в образе античной богини любви изображает земную женщину. Она только что пробудилась ото сна и еще нежится в постели. У ее ног собачонка. На втором плане служанки выбирают в сундуке одежду для своей госпожи. В спокойной позе Венеры, в плавных очертаниях ее тела чувственная земная красота сочетается с возвышенной, идеальной. То же преклонение перед женской красотой, как божественным даром, наполняет и другую картину мастера — «Венера перед зеркалом». Живопись Тициана передает все краски природы и материального мира : теплоту тела, легкость золотых волос, блеск шелка и матовость бархата, переливы драгоценных камней и прозрачность стеклянного сосуда . В знании колорита, в подборе цветов Тициан не имел себе равных. Можно сказать, что он мыслил красками . Ими, а не карандашом он делал подготовительный рисунок . Сопоставляя тона, он как бы предлагал зрителю насладиться созвучием красок, множеством оттенков и переходов цвета . Именно колорит в картинах Тициана создает настроение, выявляет смысл изображенного. Приковывает взгляд сочетание синих и красных то нов в огромной, около семи метров высоты, картине «Вознесение Марии», написанной для алтаря одной из церквей. Религиозные картины Тициана лишены вся кой мистики. В «Вознесении Марии» Бого-матерь изображена как обычная, земная женщина. Апостолы, с изумлением взирающие на нее, — это простолюдины с крепки ми мускулами и бронзовым загаром кожи. В религиозной сцене все наполнено земной энергией и движением. Другая картина на евангельский сюжет «Введение Марии во храм» переносит действие на улицы итальянского города. Здесь глаз зрителя привлекает пышность архитектурного фона, грандиозность размеров ком позиции, тщательно выписанные детали: длинная пологая лестница, узорная кладка стены.
Венера Урбинская. 1538 г.
Великий портретист эпохи
Как портретисту Тициану было мало равных. Он умел раскрыть сложный внутренний мир своих персонажей. В парадном портрете Римского Папы Павла III с внучатыми племянниками он показывает три разных характера: хилого старика — властного и хитрого Папу, согнутого в кресле; его внука, холодного, выжидающего кардинала Александра Фарнезе; льстивого, коварного и уродливого Оттавио. Рассказывают, что Папа испугался, когда увидел, насколько правильно Тициан передал атмосферу папского двора с его интригами.
«Святой Себастьян»
К лучшим произведениям Тициана относится картина «Святой Себастьян». Себастьян — это герой эпохи Возрождения, и никакие мучения не могут победить силы человеческого духа. Себастьян — молодой римский воин — уверовал в христианское учение. Несмотря на истязания, он остался сторонником Христа. На картине Тициана герой, привязанный к стволу дерева и пронзенный стрелой, сохраняет мужественность и самообладание. На его лице читается глубокое страдание. Красные отсветы зловеще заволакивают небо, сообщая всей картине тревожное звучание. Но даже гибель этого прекрасного юноши пробуждает в зрителе не безнадежность, а веру в величие человеческого духа.
Тициан Вечеллио умер с кистью в руках почти 90-лет ним старцем, завершая работу над картиной «Оплакивание Христа». В последние годы он разработал «позднюю манеру» письма, столь новую, что она была оценена не сразу и не нашла понимания у современников . Поверхность его поздних полотен, например «Коронование терновым венцом», на первый взгляд напоминает хаос мазков. Но на расстоянии эти мазки сливаются, и возникают человеческие фигуры, здания, пейзажи . Эта манера Тициана была взята на вооружение и развита живописцами XIX в. во Франции. Это течение в живописи назвали импрессионизмом. В своих произведениях Тициан всегда остается художником Возрождения с верой в силу и разум человека.