Тициан Вечеллио

(1477 или 1480—1576)

 Прожил долгую жизнь, в которой ему было дано многое: здоровье, богатство, благополучие, талант. У него была привлекательная внешность, благородная, величественная осанка. Он жил в собственном дворце в Венеции на берегу морской лагуны, где прозрачная вода искрилась под ярким солнцем. Он прогуливался в тенистом саду, куда не
проникал шум богатого людного торгового города. Он был знатным и состоятельным человеком и славился как гениальный живописец. Влиятельные князья и государи, папы и кардиналы, ученые и писатели — все стремились иметь картину, написанную Тицианом.

P00407A01NF2007

Женские образы

Художник полон сил и вдохновения, и в своих великих картинах он воспевает радости жизни, любовь, богатство, благополучие. В своих шедеврах «Венера Урбинская», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна» художник прославляет женскую красоту и поклоняется ей.
В «Венере Урбинской» Тициан в образе античной богини любви изображает земную женщину. Она только что пробудилась ото сна и еще нежится в постели. У ее ног собачонка. На втором плане служанки выбирают в сундуке одежду для своей госпожи. В спокойной позе Венеры, в плавных очертаниях ее тела чувственная земная красота сочетается с возвышенной, идеальной. То же преклонение перед женской красотой, как божественным даром, наполняет и другую картину мастера — «Венера перед зеркалом». Живопись Тициана передает все краски природы и материального мира : теплоту тела, легкость золотых волос, блеск шелка и матовость бархата, переливы драгоценных камней и прозрачность стеклянного сосуда . В знании колорита, в подборе цветов Тициан не имел себе равных. Можно сказать, что он мыслил красками . Ими, а не карандашом он делал подготовительный рисунок . Сопоставляя тона, он как бы предлагал зрителю насладиться созвучием красок, множеством оттенков и переходов цвета . Именно колорит в картинах Тициана создает настроение, выявляет смысл изображенного. Приковывает взгляд сочетание синих и красных то нов в огромной, около семи метров высоты, картине «Вознесение Марии», написанной для алтаря одной из церквей. Религиозные картины Тициана лишены вся кой мистики. В «Вознесении Марии» Бого-матерь изображена как обычная, земная женщина. Апостолы, с изумлением взирающие на нее, — это простолюдины с крепки ми мускулами и бронзовым загаром кожи. В религиозной сцене все наполнено земной энергией и движением. Другая картина на евангельский сюжет «Введение Марии во храм» переносит действие на улицы итальянского города. Здесь глаз зрителя привлекает пышность архитектурного фона, грандиозность размеров ком позиции, тщательно выписанные детали: длинная пологая лестница, узорная кладка стены.

Тициан портреты Венера Урбинская

Венера Урбинская. 1538 г.

Великий портретист эпохи

Как портретисту Тициану было мало равных. Он умел раскрыть сложный внутренний мир своих персонажей. В парадном портрете Римского Папы Павла III с внучатыми племянниками он показывает три разных характера: хилого старика — властного и хитрого Папу, согнутого в кресле; его внука, холодного, выжидающего кардинала Александра Фарнезе; льстивого, коварного и  уродливого Оттавио. Рассказывают, что Папа испугался, когда увидел, насколько правильно Тициан передал атмосферу папского двора с его интригами.

Тициан

«Святой Себастьян»

К лучшим произведениям Тициана относится картина «Святой Себастьян». Себастьян — это герой эпохи Возрождения, и никакие мучения не могут победить силы человеческого духа. Себастьян — молодой римский воин — уверовал в христианское учение. Несмотря на истязания, он остался сторонником Христа. На картине Тициана герой, привязанный к стволу дерева и пронзенный стрелой, сохраняет мужественность и самообладание. На его лице читается глубокое страдание. Красные отсветы зловеще заволакивают небо, сообщая всей картине тревожное звучание. Но даже гибель этого прекрасного юноши пробуждает в зрителе не безнадежность, а веру в величие человеческого духа.
Тициан Вечеллио умер с кистью в руках почти 90-лет ним старцем, завершая работу над картиной «Оплакивание Христа». В последние годы он разработал «позднюю манеру» письма, столь новую, что она была оценена не сразу и не нашла понимания у современников . Поверхность его поздних полотен, например «Коронование терновым венцом», на первый взгляд напоминает хаос мазков. Но на расстоянии эти мазки сливаются, и возникают человеческие фигуры, здания, пейзажи . Эта манера Тициана была взята на вооружение и развита живописцами XIX в. во Франции. Это течение в живописи назвали импрессионизмом. В своих произведениях Тициан всегда остается художником Возрождения с верой в силу и разум человека.
Святой Себастьян

Добавить комментарий