Мона Лиза

Мона Лиза , масло на деревянной панели Леонардо да Винчи, ок. 1503-19; в Лувре, Париж.

Мона Лиза

Мона Лиза, которая также известна как  Портрет Лизы Герардини, жена Франческо дель Джокондо, итальянская Джоконда, или французская La Joconde, картина маслом на панели из тополя Леонардо да Винчи, наверное, самая известная картина в мире. Она была написана где-то между 1503 и 1519 годами, когда Леонардо жил во Флоренции, и сейчас она висит в Лувре, в Париже, где она оставалась объектом паломничества в 21 веке. Загадочная улыбка натурщицы и ее недоказанная личность сделали картину источником постоянного расследования и очарования.

Мона Лиза , масло на деревянной панели Леонардо да Винчи, ок. 1503-19; в Лувре, Париж.
Мона Лиза , масло на деревянной панели Леонардо да Винчи, ок. 1503-19; в Лувре, Париж.

Предмет картины

На картине изображена женщина в полутелом портрете, задником которого служит далекий пейзаж. И все же это простое описание, казалось бы, стандартной композиции мало что дает для понимания достижения Леонардо. Вид в три четверти, в котором позиция натурщицы в основном обращена к зрителю, вырвался из стандартной позы профиля, используемой в итальянском искусстве, и быстро стал общепринятым для всех портретов, который использовался в 21 веке. Мягко Скульптурное лицо субъекта демонстрирует умелое обращение Леонардо с сфумато (использование тонких теней) и показывает его понимание мускулатуры и черепа под кожей. Изящно расписанная вуаль, тонко обтянутые локоны и аккуратный рельеф сложенной ткани демонстрируют изученные наблюдения Леонардо и неиссякаемое терпение. Кроме того, чувственные изгибы волос и одежды натурщицы отражаются в формах долин и рек позади нее. Чувство общей гармонии, достигаемое в картине, особенно проявляющееся в слабой улыбке няньки, отражает идею Леонардо о космической связи, соединяющей человечество и природу, что делает эту картину вечной записью видения Леонардо. В своем изысканном синтезе натурщицы и пейзажа Мона Лиза установила стандарт для всех будущих портретов.

Было много спекуляций и споров относительно личности портрета. Ученые и историки выдвинули многочисленные толкования, в том числе то, что она — Лиза дель Джокондо (урожденная Герардини), жена флорентийского купца Франческо ди Бартоломео дель Джокондо, отсюда и альтернативное название для произведения «Джоконда». Впервые эта идентичность была предложена в 1550 году художником-биографом Джорджо Вазари. Другая теория состояла в том, что моделью, возможно, была мать Леонардо, Катерина. Это толкование было выдвинуто, в частности, Зигмундом Фрейдом который, казалось, думал, что таинственная улыбка Моны Лизы возникла из — возможно, бессознательного — воспоминания об улыбке Катерины. Третье предположение заключалось в том, что картина была, по сути, автопортретом Леонардо, учитывая сходство черт лица няни и художника. Некоторые ученые предположили, что маскировка себя как женщины была загадкой художника. Личность натурщицы не была окончательно доказана. Многочисленные попытки в 21-м веке урегулировать дискуссию путем поиска останков Лизы дель Джокондо, чтобы проверить ее ДНК и воссоздать изображение ее лица, были безрезультатными.

История

Леонардо да Винчи начал рисовать Мона Лизу около 1503 года, и он умер в своей студии в 1519 году. Вероятно, он работал над ней несколько лет, добавляя несколько слоев тонкой масляной глазури в разное время. Небольшие трещины в краске, называемые кракелюрами, появляются на всем протяжении картины, но они более мелкие на руках, где более тонкие глазури соответствуют позднему периоду Леонардо.

 

Французский король Фрэнсис I, при дворе которого Леонардо провел последние годы своей жизни, приобрел произведение после смерти художника, и оно стало частью королевской коллекции. На протяжении веков портрет был уединен во французских дворцах, пока повстанцы не объявили королевскую коллекцию достоянием народа во время Французской революции (1787–99). После периода, висящего в спальне Наполеона, Мона Лиза была установлена ​​в Лувре на рубеже 19-го века.

В 1911 году картина была украдена, что было сенсацией в СМИ. Люди стекались в Лувр, чтобы посмотреть на пустое место, где когда-то висела картина, директор музея подал в отставку, а поэт Гийом Аполлинер и художник Пабло Пикассо даже был арестован как подозреваемый. Два года спустя торговец произведениями искусства во Флоренции предупредил местные власти, что мужчина пытался продать ему картину. Полиция нашла портрет, спрятанный в ложном основании багажника, принадлежащего Винченцо Перудже, итальянскому иммигранту, который некоторое время работал в Лувре над подборкой картин, включая «Мону Лизу». Он и двое других рабочих сняли портрет со стены, спрятали его в шкафу на ночь и убежали с ним утром. Перуджа был арестован, судим и заключен в тюрьму, а Мона Лиза совершила турне по Италии, прежде чем триумфально возвратиться во Францию.

Во время Второй мировой войны Мона Лиза, выделенная как наиболее опасное произведение искусства в Лувре, была эвакуирована в места  сельской местности Франции, вернувшись в музей в 1945 году после объявления мира. Позднее она путешествовала по Соединенным Штатам в 1963 году, собирая около 40 000 человек в день во время своего шестинедельного пребывания в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке и в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия. Она также гастролировала в Токио и Москве в 1974 году.

Состояние картины

Ученые отметили, что Мона Лиза находится в довольно хорошем состоянии для своего возраста. На панели из тополя видны некоторые признаки деформации из-за сопротивления ее первоначальной раме и скобам, добавленным ранними реставраторами. Чтобы предотвратить расширение небольшой трещины, видимой около центра верхнего края картины, к задней части картины были добавлены ласточкины хвосты. Позже реставраторы наклеили на трещину тяжелый холст и заменили верхний ласточкин хвост.

Стекло, защищающее Мона Лизу, было заменено пуленепробиваемым чехлом после нескольких нападений в 1956 году, одно из которых повредило область около левого локтя субъекта. Таким образом, Мона Лиза избежала вреда от актов вандализма в 1974 году во время визита работы в Токио и в 2009 году, когда посетитель музея бросил в нее керамическую кружку.

 

Мона Лиза и её влияние

Влияние Моны Лизы на Ренессанс и более поздние времена были огромны, революционизировав современную портретную живопись. Поза в три четверти стала не только стандартом, но и предварительные рисунки Леонардо побудили других художников больше и свободнее изучать свои картины и стимулировали ценителей собирать эти рисунки. Благодаря рисункам его миланские работы стали известны флорентийцам. Кроме того, его репутация и авторитет как художника и мыслителя распространились на его коллег-художников и гарантировали им свободу действий и мысли, подобно его собственной. Одним из таких художников был молодой Рафаэль, который набросал работы Леонардо в процессе и принял формат Моны Лизы для своих портретов; это послужило ясной моделью для его Портрета Маддалены Дони ( ок. 1506).

Леонардо даже повлиял на моду, в которой художники одевали свои предметы. В своем «Трактате о живописи», опубликованном спустя много лет после его смерти, он писал, что искусству следует избегать моды:

По возможности избегайте костюмов своего дня… Костюмы нашего периода не должны изображаться, если они не на надгробных плитах, так чтобы мы могли быть избавлены от насмешек наших преемников за безумные моды людей и оставить после себя только то, чем можно восхищаться за их достоинство и красоту.
.


Мона Лиза прекрасно демонстрирует этот аспект своего трактата в том, что Джоконда одета в цветную рубашку, свободно складывающуюся на шее, вместо обтягивающей одежды, которая была тогда популярна

Другие- Мона Лиза

Существует, по крайней мере, дюжина превосходных копий Моны Лизы, многие из которых сделаны учениками Леонардо. Считалось, что одна такая копия в музее Прадо в Мадриде была написана спустя много лет после оригинала. Однако во время реставрации картины в начале 2010-х годов, которая включала использование инфракрасной рефлектологии для исследования работ под поверхностью, рестовраторы обнаружили, что картина имела изменения, которые отражали изменения оригинала. Результаты показали, что художник — вероятно, один из помощников мастера — написал копию, когда Леонардо работал над Мона Лизой в своей студии. Таким образом, версия Прадо стала единственной известной копией, завершенной при жизни Леонардо. Реставраторы очистили всю картину и удалили ее черный фон, открыв детальный пейзаж, напоминающий версию Леонардо, и яркие цвета, возможно, напоминающие те, что были на оригинале до того, как лак, нанесенный ранними реставраторами, потемнел со временем.

 

Другие копии Моны Лизы включают в себя так называемые Isleworth Mona Lisa, как утверждали некоторые, была первой версией знаменитого портрета Леонардо. Это утверждение было спорным, и несколько ведущих ученых Леонардо категорически отрицали это. Многочисленные полуобнаженные интерпретации, часто называемые «Монна Ванна», также существуют и, вероятно, были выполнены учениками Леонардо при случайном участии их мастера. Распространение Моны Лизы отражает, по крайней мере частично, почти непосредственное воплощение субъектом идеальной женщины — красивой, загадочной, восприимчивой и все еще просто недосягаемой.

На протяжении веков эта квинтэссенция женщины обрела новую жизнь в массовой культуре. Только в 20-м веке ее культовый статус был высмеян школьным способом — добавление усов и бородки к репродукции открытки – в книге Марселя Дюшана «readymade L. H. O. O. Q.» (1919). Его непочтительная порча этой самой известной из культовых картин выражала неприятие дадаистами искусства прошлого, которое в их глазах было частью позора цивилизации, породившей ужасы только что закончившейся Первой мировой войны. Энди Уорхол тоже нацелился на статус картины в таких сериграфах, как «Тридцать лучше одного» (1963).

 

Мона Лиза со стены

Ссылки в области изобразительного искусства были дополнены музыкальными экзаменами. Личность и причуды Ла-Джаконды были исследованы в опере Макса фон Шиллингса в 1915 году. Портрет Леонардо также является источником вдохновения для классической песни «Мона Лиза» от американского автора текстов Рэя Эванса и автора песен Джея Гарольда Ливингстона:


Мона Лиза, Мона Лиза.
Люди назвали тебя
Ты так похожа на даму с загадочной улыбкой.
Это только потому, что ты одинок?
Они обвинили тебя
Для этого Мона Лиза странности в твою улыбку


Ты улыбаешься, чтобы соблазнить любовника, Мона Лиза?
Или это твой способ спрятать разбитое сердце?
Многие мечты были принесены к вашему порогу
Они просто лежат и умирают там.
Ты теплая, ты настоящая, Мона Лиза?


Или просто холодное и одинокое, прекрасное произведение искусства
Она была прекрасно записана в 1950 году джазовым пианистом и вокалистом Нэтом Кингом Коулом, а позже его дочерью Натали, а также многими другими.

Были фильмы, в частности, «Мона Лиза» (1986) и несколько романов, в том числе киберпанк Уильяма Гибсона «Мона Лиза Овердрайв» (1988) и канадская писательница Рэйчел Уайетт «Мона Лиза улыбнулась немного» (1999), связанные с картиной. В романе аргентинского писателя Мартина Капарроса «Вальфьерно» (2004) оживляет человека, который был вдохновителем кражи Моны Лизы из Лувра в 1911 году.

И изобразительное искусство, и китч продолжают ссылаться на портрет Леонардо. Банные полотенца, гобелены, зонты и многие другие предметы домашнего обихода несут ее образ, и этот образ воспроизводится с помощью всего, от железнодорожных билетов до рисовых растений. Спустя пять столетий после своего создания Мона Лиза остается пробным камнем для людей во всем мире.

 

 

Оцените статью
Art-Grea
Добавить комментарий